Аннотация: Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 12
Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 12
The Show Must Go On
Добрый вечер. Кто про что, а я -- про духовные прививки. Когда я в 90-х годах наблюдал всех Кашпировских и Чумаков, все Аум Сенрике и все остальное, что у нас творилось, я все время повторял про себя вот эту фразу, которая жила в моей душе как прививка. Правда мы тогда в школе в 70-х годах знали "Золотого теленка" и "12 стульев" практически наизусть. Такое у нас было хобби в 9-10 классах. И друг другу на уроках непрерывно эту книгу цитировали. И портрет Бендера в Чалме, и надпись на афише "Приехал знаменитый бомбейский брамин-йог, сын Крепыша, любимец Рабиндраната Тагора Иоканнан Марусидзе, заслуженный артист союзных республик. Номера по опыту Шерлока Холмса. Индийский факир. Курочка-невидимка. Свечи с Атлантиды, Адская палатка. Пророк Самуил отвечает на вопросы публики. Материализация духов и раздача слонов. Входные билеты от 50 коп до рубля 50 коп. " Я все время это вспоминаю. Я, когда смотрел все эти афиши, все то, что в те годы существовало, у меня в голове так все время и звучало. Я, знавший эти книги наизусть, смотрел на публику и думал: "Господи, неужели не читали?" И мрачно понимал: "Не читали. Какой-то такой прививки в голове не было." Хотя уже в мои годы эти книги были частью школьной программы. Для домашнего чтения. Но все равно проходили.
Но -- не читали. И поэтому прививок в голове как-то не возникало. И Булгаков в 12 главе, которая знаменитая, и которая -- сеанс черной магии с ее разоблачением, - тоже ведь пытается сделать прививку. И эта прививка относится к шоу вообще. И к театру вообще.
Я не знаю, стоит ли повторяться. В прошлом эфире, когда мы разговаривали с Татьяной М. О наших телепрограммах, то я вспоминал эту цитату, но наверное давайте я ее повторю. Я вспоминал Филиппа Томазо Маринетти. Он умер в 1944 году, вскоре после Булгакова. Он -- один из основателей футуризма, итальянский писатель когда-то знаменитый. В русском переводе N 5 журнала "Театр и искусство" в 1913 году был опубликован его футуристический манифест, который назывался "Похвала театру Варьете". И скорее всего Маринетти встречался в его заметках, вполне возможно именно поэтому он переименовал московский мюзик-холл (ныне Театр сатиры) на вымышленный театр Варьете. Еще раз прочту:
"Театр Варьете разрушает все торжественное, святое и серьезное в искусстве. Он способствует предстоящему уничтожению бессмертных произведений, изменяя и пародируя их, представляя их кое-как, без всякой обстановки, не смущаясь, как самую обыденную вещь. Необходимо уничтожить всякую логичность в спектаклях Варьете, заметно преувеличить их экстравагантность, усилить контрасты и предоставить царствовать на сцене всему экстравагантному. Прерывайте певицу, сопровождайте пение романса ругательными и оскорбительными словами, заставьте зрителей партеров, лож и галерей принимать участие в действии. Систематически профанируйте классическое искусство, изображая, например, все греческие, французские и итальянские трагедии одновременно, в один вечер, сокращенно и комически перепутанными вместе. Поощряйте всякие жанры американских эксцентриков и гротескные эффекты, поражающие движением, их неуклюжие выходки, их безмерные грубости, их жилетки, наполненные всяческими сюрпризами и штанами, глубокими как корабельные трюмы, из которых вместе с тысячью предметов исходит великий футуристический смех, долженствующий обновить физиономию мира."
Вы знаете, что М.А.Булгаков вообще футуризм недолюбливал, все теории левого искусства пародировал и критиковал, точно так же и левое искусство относилось к нему, чем мы еще, конечно, вспомним. Например, можно вспомнить его критику в "Роковых яйцах" театра В.Э.Мейерхольда, умершего с ним в один год. В повести "Роковые яйца" он упоминается как
Цитата
"театр покойного В.Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского Бориса Годунова, когда обрушились трапеции с голыми боярами."
Это ведь, действительно, какой-то невероятно важный вопрос. Потому что театр 20-го века так или иначе пытался разрушить все глубокое, серьезное искусство. Что-то неуловимо древнее в этом жанре искусства, то, что мы считаем и чувствуем как подлинное. То в нем, что было подлинным, на самом деле было сакральным, священным, поскольку вне всякого сомнения театр происходит из сакрального действа, из мистерии. Утративший свой сакральный мистериальный смысл, он постепенно конечно стал превращаться и превратился в действительности... Я сейчас говорю вещи, болезненные даже для себя. Потому что для советского человека 60-80-х годов театр собственно говоря и был церковью. Он был некоторым храмом культуры, которым руководили великие духи действительно великих режиссеров, к которым относились с почтением почти как к богам. Только вот спасли ли они нас? То, что они сами, эти великие режиссеры хотели нас спасти -- несомненно. Но вот спасли ли? Вряд ли. Потому что их послания между строк читать умели, и, самое главное, хотели, далеко не все.
А сейчас мы находимся в театре Варьете. Я имею в виду сегодня, наши дни, потому что в том самом театре Варьете Маринетти или Булгакова, в котором царствует хозяин шоу. А он несомненно сатана или дьявол, по той простой причине, что долгие годы тяжелый рок напрямую это постулировал. Хотя это было всего лишь шоу, всего лишь игра. О цене этой игры в сакральное, игры в искусство по всей видимости и пытается предупредить Булгаков, пытаясь сделать какую-то свою собственную прививку. Наверное, это некий род прививки от глупости.
И снова надо читать и следовать за автором в размышлениях. Хотим ли мы это? Нет. Это все сложно. Но что делать? С точки зрения интерпретатора ничтоже сумняшеся глава эта непростая. И условно наверное ее можно разделить на три главные части
Одна из них - само явление Мага. Я как всегда начинаю с иллюстраций Андрея Карапетяна. Который рисует на мой взгляд совершенно потрясающего Воланда, который ... он -- единственный человек, который рисует эту огромную фигуру над театром в кривых зеркалах.
Что происходит дальше? С чего все начинается? Все начинается со знаменитой фразы "Кресло мне", и прямо непосредственно так и хочется сказать по тексту Ильфа и Петрова "Что там тянуть с раздачей слонов до конца представления"- это станет принципом очень многих шоу и маркетинга этих самых шоу.
Вот в комиксе Родиона Танаева тоже, по-моему, очень здорово выглядит это явление. Но на самом деле все начинается с Бенгальского, правда? С конферансье. Как, собственно, и должно начинаться шоу.
Цитата
"-- Итак, граждане, -- заговорил Бенгальский, улыбаясь младенческой улыбкой, -- сейчас перед вами выступит... -- тут Бенгальский прервал сам себя и заговорил с другими интонациями: -- Я вижу, что количество публики к третьему отделению еще увеличилось? У нас сегодня половина города! Как-то на днях встречаю я приятеля и говорю ему: "Отчего не заходишь к нам? Вчера у нас была половина города". А он мне отвечает: "А я живу в другой половине!" -- Бенгальский сделал паузу, ожидая, что произойдет взрыв смеха, но так как никто не засмеялся, то он продолжал: --...Итак, выступит знаменитый иностранный артист мосье Воланд с сеансом черной магии! Ну, мы-то с вами понимаем, -- тут Бенгальский улыбнулся мудрой улыбкой, -- что ее вовсе не существует на свете и что она не что иное, как суеверие, а просто маэстро Воланд в высокой степени владеет техникой фокуса, что и будет видно из самой интересной части, то есть разоблачения этой техники, а так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!"
Ну дальше вы все знаете.
Цитата
-- Кресло мне, -- негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг, -- скажи мне, любезный Фагот, -- осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме "Коровьев", -- как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.
Я хочу сказать, что дальше последуют вещи общеизвестные, и кажется абсолютно понятные.
Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.
Я хочу сказать, что дальше последуют вещи общеизвестные, и кажется абсолютно понятные. Фагот будет выпускать из рук колоду карт, Бегемот будет заглатывать эти самые карты, Бенгальский продолжать пытаться шутить, а Воланд -- наблюдать.
Откуда взялось само по себе это представление? Наиболее распространенным и общепринятым является взгляд на то, в Московском Мюзик-холле
в 1928 году, когда Булгаков сел писать первую версию "Мастера и Маргариты", выступал Гарри Август Янсен. Это американский иллюзионист датского происхождения. Он выступал под псевдонимом Данте Маг. Маг по имени Данте. Благодаря макияжу он выглядел как Мефистофель, который является героем "Фауста" Гете. Выступал он в Мюзик-холле, и публика вспоминала, что он смотрел со сцены со снисходительной улыбкой дьявола-философа. Я давно держу у себя бюст Мефистофеля. Очень хочется поговорить о Фаусте как-то отдельно, как о важнейшей книге, определившей судьбы человеческие. Не знаю, удастся ли это когда-нибудь.
Правда, если говорить честно, то я думаю, что все было сложнее и имело гораздо больше связей с Ильфом и Петровым, с вот этими самыми психологическими прививками и перекличками. Почему меня больше всего волнуют навязчивые слова о разоблачении? Том самом разоблачении, которого так и не произошло.
Образ этого самого Варьете -- собирательный. Но на самом деле то, что делал Маг Данте на сцене мюзик-холла, было вещами вполне корректными, а вот разоблачениями занимались совершенно другие люди.
В Москве, насколько мне известно, всего один раз выступал, я пытался нащупать хоть какие-то сведения об этом человеке, но он сгинул в истории, и только практически Эмиль Кио посвятил ему пару слов в своей книге. Это знаменитый иллюзионист 20-х годов, которого звали Доцар. Его инициалы С.М. Доцар. Если кто-то что-то о нем знает или знает источники -- напишите. Потому что персонаж был удивительно интересный, и совершенно точно известно, что
во-первых, именно он был человеком, который занимался разоблачениями. В отличие от Мага Данте. Который представлял чудесную иллюзию. А Доцар был специалистом по разоблачению. Главной его специализацией было разоблачение религиозных чудес. В первую очередь, в середине и в конце 20-х годов он разоблачал евангельские чудеса. Видите, в его афишах всегда будет "Долой чудеса и религию".
Видите, он исполнитель и разоблачитель египетских, тибетских и прочих чудес. Вот на предыдущей афише есть разоблачение чудес Иисуса Христа.
Насколько мне известно, он был единственным разоблачителем чудес Иисуса. И он активно рекламировал именно эту часть своей работы. Поэтому, как мне кажется, Доцар и ему подобные фокусники (он был не один, потому что одна из главных задач той секулярной эпохи -- была разоблачение религии. Поэтому Доцар повторял чудеса Иисуса Христа.
Вот его портрет. Как видите, он вполне себе тоже гипнотический, демонический, и по крайней мере, очень многие свидетели тех времен утверждают, что
образ Остапа Бендера -- это Сергей Юрский из старого фильма, - у него есть многие черты Доцара. Доцар ходил по улицам в клетчатом пиджаке и с шарфом, обернутым вокруг шеи, правда, более элегантным, чем у Бендера. Во всяком случае, в наших фантазиях.