Красных Татьяна : другие произведения.

Источник энергии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 19


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 19
   Источник энергии
  
   Доброй ночи. Я -- действующий и поныне психотерапевт Александр Данилин. Это цикл разговоров по мотивам романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Где мы пытаемся прикасаться, наверное, к самым глубоким тайнам бытия. По крайней мере пытаемся.
   0x08 graphic
  
   Как лозунг предлагаю картинку Александра Ботвинова.
   Цитата
   "Маргарита Николаевна сидела перед трюмо в одном купальном халате, наброшенном на голое тело, и в замшевых черных туфлях. Золотой браслет с часиками лежал перед Маргаритой Николаевной рядом с коробочкой, полученной от Азазелло, и Маргарита не сводила глаз с циферблата. Временами ей начинало казаться, что часы сломались и стрелки не движутся. Но они двигались, хотя и очень медленно, как будто прилипая, и наконец длинная стрелка упала на двадцать девятую минуту десятого. Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла ее и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула еще раз и буйно расхохоталась.
   Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.
   На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.
   Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула легкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес."
  
   Между прочим абсолютное количество вечных вопросов встает, когда мы читаем эти главы. Дело в том, что это, конечно, мечта. Женская мечта, или мужская мечта. Взять какой-нибудь крем, втереть его в тело, чтобы вскипела и забурлила та самая жизненная энергия, которая вот прямо сейчас позволит Маргарите взлететь к потолку. Разве не так?
   Откуда берется эта энергия? Не в чудесном романе Михаила Булгакова, а вообще, в жизни?
  
   0x08 graphic
  
   Кто такой Азазелло? Вот, по-моему, очень обаятельный портрет Ильи Славутского. Почему именно он дарит Маргарите эту энергию? Мы же в прошлый раз договорились, что она -- психе, душа. И это тоже вопрос такой же вечный. Что же дарит энергию душе? Что символизирует крем Азазелло, да и сам этот замечательный персонаж?
   Вопросы не такие простые. Потому что мы с вами в прошлый раз впервые заговорили о том, что "Мастер и Маргарита" - это гностический роман. Роман написан мистиком, как говорил Булгаков. А когда-то, для христиан в первую очередь, наверное, до 5-6 века н.э. слово "мистик" означало именно это слово "гностик".
   Почему я снова в этих прекрасных главах про полет - о чем-то настолько серьезном? Кто такой Азазелло?
   На самом деле его главная роль и его главный образ написан вовсе не у Орлова, как принято считать, а в ветхой апокрифической книге Еноха Праведного, или просто Еноха, которую между прочим модно было исследовать в 10-х годах 20 века. Так вот согласно книге Еноха, о которой нужно говорить столько же вообще, сколько мы говорили о Мастере и Маргарите, Азазель -- не просто падший ангел, он -- лидер секты падших ангелов, их группировки, которая в книге именуется григори. Ну примерно звучит так.
   В чем их суть? Это падшие ангелы, которые имели сношение со смертными женщинами. От чего рождались необычные люди -- гиганты. Это были люди либо гигантской сверхъестественной силы, либо люди гигантской сверхъестественной власти. Эти потомки известны в Библии и конечно же в книге Еноха под словом "нефилим". Азазель является главным из падших ангелов, поскольку он одновременно, как мы выясним дальше, в "Мастере и Маргарите" тоже, и мастер-оружейник, он научил мужчин искусству оружейников, а женщин он научил носить украшения и использовать косметику. В конце концов само существование нифилим, возникновение оружия и косметики привело к такой страшной несправедливости, что Бог, как вы знаете, решил уничтожить всю жизнь на земле во время Великого Потопа.
   Дальше был праведник Ной, вы всю эту историю знаете.
   Он, кстати говоря, встречается во всех основных религиях и везде носит демонический характер. Вы знаете, что Азазель -- демон безводной пустыни в еврейской традиции, а в исламе он -- джин, выброшенный с небес, потому что он отказался поклониться Адаму и потому что он страшно жаждал смертных девушек. И поэтому конечно же не случайно этот замечательный персонаж стал главным соблазнителем Маргариты на ее пути на адский шабаш.
   Кроме того стоит вспомнить, что в современном иврите есть выражение "идти в Азазель". И это означает попадание в ловушку. Это выражение может быть использовано по отношению к вещам, и будет означать, что вещи эти сломаны, и сломаны непоправимо. Только на свалку. Время, деньги, условия, усилия человеческие, которые "пошли в Азазель" - это потраченное зря нечто.
   Так вот, можно ли подвести черту, какую-то главную метафору под обликом Азазеля? Я думаю, что можно. Эта черта в действительности и будет источником энергии, души в ее полете, и этот источник энергии -- разделение.
   Что в сущности происходит?
  
   0x08 graphic
  
  
   Маргарита теряет Мастера. Он уходит. И дальше все события (у Булгакова это потрясающе чувствуется за счет его языка) летят как из тетивы лука. Маргарита хочет любой ценой вернуться к Мастеру и объединиться с ним. И это, вне всякого сомнения, и есть энергия ее полета. Да, конечно, любовь. Все в любви много тоньше, и всегда намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Она летит на энергии разделения, легендарный создатель которой, делитель, дающий женщинам -- косметику, мужчинам -- оружие, разводящий их в разные стороны, заставляющий враждовать и обманывать -- демон Азазель. И как только мы используем эти общие метафоры, вдруг выясняется...
   Кстати, это такой Ремидос Варо, никакого отношения к Мастеру и Маргарите не имеет. Но почему-то мне все время кажется, что его картины могли бы косвенно служить иллюстрацией к роману. Поскольку повествуют они о том же -- о том, какие невероятные силы и невероятные энергии кипят за разделением и разлукой. И каким мощным магнитом они являются, заставляющим человека летать.
   И тут...
  
   0x08 graphic
  
   Это тоже совсем не Мастер и Маргарита. Это современная оккультная работа, изображающая одно из гностических начал, если хотите -- богов. Но это не совсем так. Это изображение Абраксаса. Но именно эта картинка изображает энергию, за счет которой Маргарита летит. И энергия эта, энергия полета души, почти всегда греховна. Разве это не так?
   Между прочим, слово грех, греховность, по крайней мере в греческом эквиваленте, всегда означало промах. Промах в стрельбе из лука. Наверное поэтому у меня всегда есть ассоциация с тетивой.
   И человеку нужно исправить этот промах. И исправление это дается только одним путем -- достигнув объединения. В данном случае -- объединения с Мастером.
  
   Я хочу сказать, что когда относишься к энергии, к причине полета Маргариты, то многие вещи начинают потихоньку становиться на свои места. Потому что рассуждая о разъединении и объединении, или единении, мы с вами в общем говорим о Добре и зле. О Добре и зле в представлении гностиков. Как языческих гностиков, так и гностиков-христиан.
   Почему в мире существует зло, с которым каждый из нас встречается в жизни? От порезанного пальца до кошмара геноцида. Очень трудно оправдать страдания одной лишь философией. Но гностицизм, именно гностицизм. Думаю, именно поэтому Булгаков так ему близок, потому что он жил в мире, до предела, без края наполненном злом. И казалось, что то, что древние называли Благом, вообще отсутствует.
   На вопрос, зачем существует зло, гностики отвечают, что без него ничего бы не было, и что зло -- неотвратимый побочный продукт мироздания.
   Дело в том, что индивидуальное сознание -- это такая штука, которая разделяет мир на субъект и объект. И без этого разделения сознания та самая психика, душа, та самая Маргарита в общем невозможна. Мир первично двойственен -- это одна из главных сутей гностических учений. В этой первичной двойственности -- субъекте и объекте -- скрыто все остальное. Добродетель -- это Единое. Все, что является Добром, мы постигаем через общность. Через со-чувствие, со-переживание, со-страдание, через свою близость с другими людьми. Через Добро Иешуа.
   Однако полное и абсолютно единство ни хорошо, ни плохо. Только с точки зрения разделенного оно кажется Благом. Единое постигает себя, постигает Добро и зло, когда воплощает себя как субъект и объект. Иначе оно, это самое Единое, Божественное первоначало тоже не может постичь свою сущность. Ему нужен объект. Помните, в каббале иудаизма, я уже говорил о появлении света и сосуда?
   Корень всех зол -- двойственность, разделение, воплощение Единого в субъекте и объекте. Сущность всей добродетели -- разрешить двойственность в единство. Что мы и испытываем, когда говорим о любви. И эта страшная энергия прекращения двойственности, или ничтожности нашего существования, на этой энергии психе, душа способна летать. И в общем летает, сколь бы приземленными ни казались времена, в которых она летает.
   Согласно Пифагору, в начале всего лежит космическое яйцо. Оно олицетворяло единство. Если хотите, единство возможностей. И оно, это яйцо, однажды разделилось на две части, которые символизировали первичную двойственность бытия. И из яйца вылупился не кто иной, как Эрот.
   Когда единство делится, когда яйцо делится на две части, появляется энергия.
   Появляется невероятное стремление, как двух разных полюсов магнита, соединиться. Без зла (разделения) любовь (воссоединение) была бы невозможна. Добро и зло возникают вместе.
   В столь же гностическом Евангелии от Филиппа говорится:
   "Свет и тьма, жизнь и смерть, правое и левое -- братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга"
   В апокрифических посланиях Клементия Добро и зло описаны как правая и левая рука Бога. Один из клементийских текстов учит:
   "Свет и тьма -- братья, исходящие из одной тайны."
   Эбиониты, гностическая школа христианства, признанная ересью и проклята, учила, что дьявол, воплощение зла, это брат Иисуса Христа, воплощения Добра. Дьявол -- разделитель, который стремится заключить нас в иллюзии отдельности. Христос -- объединитель, который стремится побудить нас к осознанию нашего внутреннего единства. Однако у эбионитов, и не только у них, в мандеизме дьявол -- это не безнадежное воплощение абсолютного зла, потому что абсолютного зла не существует. Существует только абсолютное Добро. Зло существует только по отношению к нему. Бытие является абсолютной добродетелью, опыт -- относительной добродетелью, или пороком, или грехом, промахом.
   Маргарита, выйдя замуж, промахнулась. И теперь она стремится к своей собственной любви, к своему собственному внутреннему единству. И события летят стремительно, потому что никто и ничто не может удержать ее от этого.
   Плотин писал:
   "То, что является злом в отдельной душе, в целом обращается во Благо. А то, что кажется относительно хорошим для одной части целого, для другой так же кажется относительно плохим.".
   На этот предмет существует множество шуток. Вот Антифон: "Недержание скверно для того, кто от него страдает, но благо для врачей. Смерть плоха для умирающего, но хороша для владельца похоронного бюро."
   Ведь это действительно так, читая правда.
   У Боэция в "Утешении философией", удивительной его книге София, т. е. мудрость, учит:
   "любая Фортуна, будь то благосклонная или несущая страдание, имеет своей причиной или награду добрым или наказание и исправление порочных."
  
   Дети считают своих родителей то хорошими, то плохими, в зависимости от того, хвалят их или ругают. В действительности заботливые родители всегда хороши по отношению к детям, даже если они обращаются с ними жестоко на первый взгляд. Что я собираюсь сказать, столь парадоксально, что едва ли может быть выражено словами. Ибо несчастливая фортуна иному принесет больше пользы, нежели фортуна благоприятная. Всегда кажется, что благоприятная фортуна сулит счастье, однако она вводит в заблуждение своей улыбкой. Тогда как фортуна несчастливая всегда правдива, ибо изменяясь, открывает свое непостоянство. Благоприятная фортуна питает иллюзиями, Тогда как фортуна несчастливая просветляет. В мире двойственности все всегда должно обратиться в свою противоположность. День сменяется ночью, живое рождается и умирает, фортуна то улыбается, то поворачивается к нам спиной. Благоприятная судьба обманывает нас, заставляя доверять свое счастье неизбежно приходящим видимостям."
   И рано или поздно это приводит к разочарованию. К депрессии, если хотите. А кажущаяся несчастной судьба напротив вдохновляет нас торопиться искать более глубокие источники радости, что-то имеющее отношение к нашему бытию, к нашей неизменной сущности.
   Что кажется неблагоприятным для нас, вдруг оказывается любовью. Что кажется в жизни злом, как Воланд для Маргариты, оказывается скрытым добром, его обратной стороной. Ведь справедливость -- это добро, а мы именно так обсуждали роль Воланда в романе. Разве нет?
   На самом деле Воланд, - мы чуть позже об этом поговорим, - гностический демиург. Он и князь мира, и создатель его. И он вовсе не абсолют, не Единое. Он способен ошибаться. И Воланд -- это можно заметить, - учится. А нафига иначе он был на завтраке у Канта, зачем подслушивал там, на веранде, где Иешуа Га-Нуцри и Пилат вели свой спор?
   Признаки его демиурга мы увидим еще впереди. Но я хочу чуть отвлечься и сказать, что я говорю эти мудреные мысли конечно не для всех. Но ровно им, вот этим принципам дополнительности посвящен некий летний проект клуба "Серебряные нити". И сейчас настало время и место о нем сказать. Я назвал этот проект "Искусство жизни".
  
   0x08 graphic
  
   А Маргариту за всем этим философствованием мы бросили в процессе нанесения крема Азазелло, который (еще раз!) на самом деле есть энергия объединения, энергия стремления к внутренней целостности. Недаром дать ее может только демон разделения, демон отделения любящих друг от друга. Это замечательная картинка художника Чернова, очень узнаваемая. Маргарита, как мы, она же не только душа, она еще и мечта любого мужчины. Женщина, которая старается сохранить твою работу, женщина, которая готова вернуть тебя из человеческого ада.
  
   0x08 graphic
  
   Вот так она любуется собой, намазавшись кремом в замечательных элегантных картинках художника Юрия Смирнова.
  
   0x08 graphic
  
   А вот -- я начинал показывать эту серию фото иллюстраций французского художника. Это молодеющая прямо на глазах Изабель Аджани в роли Маргариты.
   Правда, и увы, это снова и снова правда, по поводу полетов и этих самых объединений энергий. Дальше происходит стремительный в этом полете энергий полет Маргариты,
   Цитата
   Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего. Кроме того, она поняла со всею ясностью, что именно случилось то, о чем еще утром говорило предчувствие, и что она покидает особняк и прежнюю свою жизнь навсегда. Но от этой прежней жизни все же откололась одна мысль о том, что нужно исполнить только один последний долг перед началом чего-то нового, необыкновенного, тянущего ее наверх, в воздух. И она, как была нагая, из спальни, то и дело взлетая на воздух, перебежала в кабинет мужа и, осветив его, кинулась к письменному столу. На вырванном из блокнота листе она без помарок быстро и крупно карандашом написала записку:
   "Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита".
  
   0x08 graphic
  
   Вот что-то такое. Ради этого я говорил долго и философски. Я говорил о том, что всегда, когда мы обретаем свободу, и свободу эту нам дарит любовь. Любовь к другим мужчинам и другим женщинам. Любовь к правде. Любовь к людям. Попытка кого-то спасти. Страстная увлеченность.
   Но при этом всегда остаются жертвы. И конечно, одной жертвой является ни в чем не повинный муж.
  
   0x08 graphic
  
  
   Мне всегда в этом смысле (простите за не очень хорошее качество репродукции) потрясала Лиля Брик. Помните? "Лисик милый, Лисик замечательный....." Не буду до конца читать. И в этом всегда существует трезвая мысль Брик: "Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи".
   Это просто очень больно. Поскольку муж прекрасно по советским меркам, сказочно живущей Маргариты никогда не поймет этих горя и бедствий, которые ее с жиру поразили. Цинизм, правда и мудрость заключаются в том, что как бы неизвестно кому повезло. Это ведь действительно так. У каждого своя судьба. И Маргарита не могла быть судьбой человека, которому она на бегу, на лету, на магните своей любви оставила эту записку. В общем не особо задумываясь, и больше не задумываясь о том, что же с ним будет дальше. И это -- обратная сторона любых наших полетов. Потому что невозможно увлеченно писать книгу и отдавать близким и заботе о них то время, которое они заслуживают и требуют. Невозможно, страстно влюбляясь, не разрушить чьих-то сердец.
   И это зло, это грех. Но это функция разделенности. Мы так устроены, и невозможно иначе. Иначе можно только не любить. А когда любишь -- все равно приносишь кому-то какую-то боль. И от этого некуда деться.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот румынская художница Марина Тераудс. И что будет дальше? Дальше будет свобода. Та самая свобода, о которой мечтает женщина. Как можно сильнее унизить старого пошляка.
   Я сейчас про огонь, про эту страшную силу, про этот магнит, в котором Маргарита чувствует, что она нашла свою истинную природу и может избавиться от ада, которым является ее семейная жизнь в ощущениях и та жизнь, которой живут люди вокруг. Возможность достичь любви, достичь целостности, преодолеть разрыв, найти Мастера делает Маргариту ведьмой и потому что эта сила делает нас беспощадными. Мы чего-то не видим совсем рядом, ближних своих.
   Омерзителен ли Николай Иванович? Да, наверное, конечно. А вместе с тем если бы он отреагировал как-то по-другому, Маргарита была бы явно недовольна. Ей нужно поражать, убивать наповал. Это такая девичья беспощадная мечта, за которую потом обидно. Но вместе с тем иногда вот это остается единственным сладким воспоминанием о своей собственной силе, вот такого рода выходки.
   Ну а дальше вы знаете. Дальше войдет Наташа. И позвонит Азазелло
   0x08 graphic
  
   И Маргарита вылетит в окно.
   Цитата
   - Ах, какой вы скучный тип, Николай Иванович, - продолжала Маргарита, - вообще вы все мне так надоели, что я выразить вам того не могу, и так я счастлива, что с вами расстаюсь! Ну вас к чертовой матери!
   В это время за спиною Маргариты в спальне грянул телефон. Маргарита сорвалась с подоконника и, забыв про Николая Ивановича, схватила трубку.
   - Говорит Азазелло, - сказали в трубке.
   - Милый, милый [разрыв] Азазелло! - вскричала Маргарита.
   - Пора! Вылетайте, - заговорил Азазелло в трубке,
   <...>
   . Вас ждут!
   <...>
   - Прощайте навсегда! Я улетаю, - кричала Маргарита, заглушая вальс. Тут она сообразила, что рубашка ей ни к чему не нужна, и, зловеще захохотав, накрыла ею голову Николая Ивановича."
  
   Вы знаете, что дальше Николая Ивановича ждет встреча еще и с Наташей.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот полет Маргариты в замечательных офортах Харшака. Вообще очень мало кто смог найти образы этого полета.
  
   0x08 graphic
  
  
   Разве что Ребидио Сваро. Для него это полет мечты, но он как будто читал "Мастера и Маргариту". Правда?- уже сейчас все происходит так, как потом скажет Булгаков, как расскажет Мастер Ивану Бездомному, как здесь вскрикнет и умрет женщина. Ведьма, колдунья, - это же подлинная сущность женщины? Нет, это только одна из ее сторон, сторона юности, вспыхнувшей вновь в Маргарите.
   И главный вопрос ведь -- сможет ли она потом убрать эти ведьмовские черты в себе и сменить их на заботу. Или будет вечно пытаться делать вылеты на щетке.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это тоже не иллюстрация к "Мастеру и Маргарите". Это фотография легендарного американского фотографа. Его зовут Уильям Мортенсен. Называется она "Ведьма над городом". И напечатана в 1927 году. Конечно, это фотомонтаж.
  
   Но эта мечта о теле, купающимся в прозрачных струях воздуха, о полете и магической власти материальности -- это то, что мужчины в женщинах чувствуют не всегда. Художники, как мне кажется, хорошо чувствуют.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот так просто и элегантно решал изображение ночного полета Юрий Смирнов. Он покойный уже. Но его галантные картинки мне кажутся замечательными. И это же ведь -- правда? - полет души в полнолуние. Полет куда-то в места... не в московскую репетицию, а куда-то в места, где душа больше не чувствует себя отдельной, где ее знают и узнают.
   Мастер знал настоящую Маргариту. Ее увидят Азазелло, Воланд. Но не муж, конечно. И наверное, она не может ему, мужу, простить того, что он вот такую, настоящую, обнаженную Маргариту в общем-то совершенно и не знает.
  
   Это на стене в "нехорошую квартиру" в музее Булгакова на Свдовой. Мне очень нравится -- это какой-то детский рисунок. Вот -- невидима и всесильна.
   Но вообще-то, как вы знаете, это неправильный рисунок.
   В предыдущем рисунке у Маргариты нет щетки. А в нашем сериале по "Мастеру и Маргарите" Маргарита летит правильно.
  
   0x08 graphic
  
  
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
  
   Вообще-то всегда было положено, чтобы щетина, или ветки метлы были обращены назад. А у Булгкова щетка ведет Маргариту вперед. И никто не знает почему. И я думаю, что это снова почти гностический посыл.
   Маргарита стремится к очищению. Она способна очистить что-то, пусть какой-то маленький кусочек несправедливости в мире. И поэтому щетка у нее впереди. Она чистит ну хотя бы какой-то маленький кусочек пространства, в которое попадает.
   0x08 graphic
  
  
   Вот Жан Лурье в своей серии фото иллюстраций видит и решает вопрос о полете Маргариты очень просто. Но зато мы (мужчины, я имею в виду) можем посмотреть на замечательную фигуру Аджони.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это тоже иностранный художник Питер Суарт. Он рисовал такие доски, почти иконные. И это одно из немногих изображений, в которых Маргарита разносит квартиру критика Латунского. И в этом смысле это -- некоторое ощущение. Напомню вам, что Иешуа Га-Ноцри считает главным грехом трусость.
  
   0x08 graphic
  :
  
   А это конечно же "Ударим по воинствующему старообрядцу и богослову. Враг под крылом редактора" писалось и делалось от трусости, ведущего чувства советского человека 30-х годов. Нет оправданной трусости. Но только была она, по всей видимости, промахом, ведущему ко все большему и большему числу жертв.
   А Маргарита, как могла, пыталась напугать Латунского так, чтобы он перестал бояться. Я посмеиваюсь, конечно. Вряд ли этого подлеца можно было чем-либо напугать, и его литературный прообраз тоже.
   Но своими усилившимися возможностями Маргарита пытается как может, как понимает -- чистить этот мир, хотя бы маленький его кусочек. От этого и летит щетиной вперед.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот замечательная картинка Николая Королева. Воздушная встреча двух истребителей. Да, встреча с Наташей. И тут тоже, обратите внимание, у очень немногих художников, буквально у единиц, щетка расположена правильно. А большинство рисует все-таки в традиционном виде, с щетинами или ветками сзади.
   После битья окон критика Латунского, Маргарита вылетает из Москвы, и эта сцена, где Наташа на борове, которого она получила из Николая Ивановича, мазанув его кремом, и Маргарита на швабре, это, наверное, самая рисуемая часть романа.
   Цитата
   "- Что говорил, негодяй! - визжала и хохотала Наташа. - Что говорил, на что сманивал! Какие деньги сулил. Говорил, что Клавдия Петровна ничего не узнает. Что, скажешь, вру? - кричала Наташа борову, и тот только сконфуженно отворачивал морду. [мне очень нравится это - морду]
   Расшалившись в спальне, Наташа мазнула кремом Николая Ивановича и сама оторопела от удивления. Лицо почтенного нижнего жильца свело в пятачок, а руки и ноги оказались с копытцами. Глянув на себя в зеркало, Николай Иванович отчаянно и дико завыл, но было уже поздно. Через несколько секунд он, оседланный, летел куда-то к черту из Москвы, рыдая от горя.
   <...>
   - Венера! - плаксиво отвечал боров, пролетая над ручьем, шумящим меж камней, и копытцами задевая шорохом за кусты орешника."
  
   Здесь есть только две, наверное, важные детали. Во-первых, даже боров, как ни странно, не случаен. Во-первых, Наташа тут впервые назовет -- помните? - Маргариту "королева моя французская".
   Цитата
   "- Душенька! - будя своими воплями заснувший сосновый лес, отвечала Наташа. - Королева моя французская
   <...>
   Маргарита! Королева! Упросите за меня, чтоб меня ведьмой оставили. Вам все сделают, вам власть дана!".
  
   И это -- первая отсылка к светлой королеве Марго, Маргарите де Валуа. Королеве французской и Наваррской.
  
   0x08 graphic
  
  
   Мне очень нравится вот такая Наташа на борове над городом. Одинокая, без Маргариты. А нарисовала тоже Наташа по фамилии Свидер.
   Маргарита Наваррская -- фигура совершенно замечательная. О ней вы, конечно же, можете прочитать и без меня. Три ее брата были королями Франции. Она была дочерью Генриха II. Ее мать старательно, конечно, старалась выдать ее замуж за других мужчин, но из-за ее строптивости и упрямства она вышла замуж за двоюродного брата Генриха Наваррского, позже ставшего королем Генрихом IV, легендарным. Их свадьба состоялась за неделю, и она еще продолжалась во время знаменитых массовых убийств, в день святого Варфоломея. Официально свадьба была 18 августа 1572 года. А Варфоломеевская ночь с 24 на 25 августа того же года.
   И Маргарита, и Генрих -- оба изменяли друг другу, подолгу жили раздельно. И в 1599 году их брак был расторгнут. Но удивительно, Маргарите удалось сохранить звание королевы, она была блестящего ума женщина, знала 8 языков. Спустя 200 лет после ее смерти были изданы ее письма и воспоминания. Это замечательные воспоминания, воспоминания авантюристки. Там бесконечное количество анекдотов о любовных похождениях французских королей. В ее жизни было огромное множество скандалов, но она умудрилась, - единственная из королев того времени, - умереть своей смертью, точнее она умерла от воспаления легких в возрасте 62 лет, сохраняя титул королевы Франции. Так что этой королеве-интриганке можно позавидовать.
  
   0x08 graphic
  
   В отличие от борова Николая Ивановича. Эту Наташу на борове любят все. Это -- иллюстрация Елены Мартынюк.
  
   0x08 graphic
  
   Вот еще одна правильная щетка на иллюстрации Марии Ордынской. Мне очень нравится преданное выражение пятачка у борова.
  
   0x08 graphic
  
   А это -- иностранный автор. Польская художница Луказик-Фиш. По-моему, замечательная иллюстрация.
  
   0x08 graphic
  
   Вот элегантная иллюстрация. Глупы только боровы.
   0x08 graphic
  
  
   А это все те же разговоры из комикса Родиона Танаева, которые мы давно не вспоминали.
  
   0x08 graphic
  
   А вот сама Маргарита Наваррская на лучшем, как мне кажется, ее портрете.
   Это все то, что необходимо знать, потому что в романе много таких пародийных моментов, имеющих отношение к Маргарите Валуа. Но это отнюдь не оригинальная история. И наверное я сегодня на ней закончу, поскольку для того, чтобы поговорить, куда же все-таки летела Маргарита, а летела она на шабаш, как вы знаете, придется снова погружаться в некоторые гностические истины, и думаю, что мы сделаем это в следующий раз.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"