Красных Татьяна : другие произведения.

Любовь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 23 Любовь


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 23
   Любовь
   Добрый вечер всем, я -- психотерапевт Александр Данилин.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это самый лучший Бегемот из фотоиллюстраций Елены Мартынюк. Если говорить о главе 24, и об извлечении Мастера, то без ...
   Цитата
   -- Это водка? -- слабо спросила Маргарита.
   Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
   -- Помилуйте, королева, -- прохрипел он, -- разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  
   Ну да,
   0x08 graphic
  
  
   королеву Марго ждут какие-то иные полеты. Ей снова надо набраться сил. Мне кажется, это славное фото описывает, если говорить о неудачной инициации, этот разговор описывает инициацию по-русски. У нас кровь пить не очень принято. Хотя справедливости ради если успею покажу вам современную живопись, написанную кровью.
   Но дело все равно не в этом. Я пытаюсь сказать одну простую вещь. Это все сводится к тому, что Маргарита должна использовать какое-то преображение.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это Александр Ботвинов. Он вообще эту сцену использовал как-то по-русски. Только старшее поколение оценит эту картинку вполне. Да, на полу, и чистый спирт. И Бегемот в виде ангела, что, по-моему, очень здорово. Духовная инициация по-русски. У нас были духовные учителя в 60-70-х, которые поили своих духовных учеников насмерть, чтобы они выгребали оттуда, т. е. учились, медитируя, трезветь. Что-то похожее делает Бегемот, потому что он с помощью опьянения избавляет Маргариту от ее предыдущего опьянения. Это ведь опьянение гордыней. Она же только что была королева бала. И в некотором смысле тяпнув спирта, ей надо протрезветь. Что, как вы знаете, и происходит.
   Но если разбивать эту главу на сцены... Вы знаете, что дальше происходит. Дальше Маргарита благородно порывается уйти сама, думая покончить с собой, поскольку ни за что не окажется в том особняке, у мужа.
  
   0x08 graphic
  
  
   Ее останавливают этой самой знаменитой фразой. Которая не очень понятно что означает. Я боюсь, что эта простенькая фраза для нас, влюбленных в роман с юности, была очень облагораживающей. И одновременно очень сильно нас испортившей в этой нашей гордыни. Почему? Потому что как-то у нас очень принято выхватывать афоризм и не принято воспринимать контекст. Мы как-то прожили свою жизнь так и ожидая, что кто-то из сильных мира сего нам что-то предложит и что-то даст. Потому что просить было унизительно. Унизительно просить, унизительно предлагать себя, унизительно заниматься собственным маркетингом -- это до сих пор во мне живет, и я не могу, честно признаюсь, эту фразу преодолеть. Я хочу, чтобы любители романа, которые вдруг случайно услышат наши программы, задумались, какое значение имела для них эта фраза из 24 главы.
   Чего мы не замечали в контексте? Одну простую вещь. Во-первых, об этом писал человек известный сильным мира сего. Т.е. Сталин, вне всякого сомнения, знал о существовании Булгакова и так или иначе на него реагировал. А для Воланда, вне всякого сомнения, Маргарита не случайный человек, а единственная женщина в огромном городе, которую он нашел для того чтобы призвать ее в королевы своего бала. Он вне всякого сомнения ее заметил.
   Мы все время забываем о том, что для того, чтобы фраза работала, нужно, чтобы ты был хотя бы замечен этими самыми сильными мира сего. А если ты для этих сильных мира сего всего лишь несуществующий муравей в некоем муравейнике, который и вообще бы лучше не существовал, властвовать было бы проще, - тогда эта фраза не работает. И поэтому, господа, если вы чувствуете, что эта фраза как-то руководила вами в жизни, запомните, что сначала все-таки надо сделать так, чтобы тебя хоть кто-то заметил. А то мы все считаем, что сильные мира сего всех видят и замечают. И когда-нибудь нас призовут, каких бы сильных мира сего мы не имели в виду. Но сначала надо все-таки обрести свой голос. Как это сделал Михаил Булгаков. И как это теперь, конечно, имеет право сделать Маргарита. Не забывайте об этом.
   Хорошо, когда есть люди, которые пишут что-то по теме. Селена пишет:
   "Я все думаю: почему инициацию Маргариты можно считать неудавшейся? Ведь власть богини она в себе почувствовала. Она спасает Фриду от жуткого напоминания. Она чувствует гордость и независимость и ничего не собирается просить у Воланда, до тех пор, пока он сам не спрашивает у нее желания. Воланд и свита заканчивают трудную ночь ужином в узком кругу посвященных. Чего-то от Маргариты ждут. Чего? Того, чтобы она стала членом их круга? Богиней и королевой, анимирующей души разных придурков, попавших в сети Воланда? Воланд же знает о желании Маргариты. Он же Бог злой, и все-таки он ждет ее действий, надеется, что она забудет о любви в пользу власти, которой он наделил ее. Вернее, пробудил ее, пригласив возглавить ежегодный бал. Он же и говорит ей, что она обладает властью отменять некоторые вечные правила. Но просто какой смысл в том, чтобы сделать то, что полагается делать другому ведомству. Итак, я этого делать не буду. А вы сделайте сами.
   Маргарита-королева, Фриде больше не будут подавать платок, она помилована. Помиловать, т. е. отменить приговор справедливого суда могут только короли. И конечно королевы. Но жениться по любви не может ни один король. Т.е. любовь или власть. Выбираешь власть -- отказываешься от любви Выбираешь любовь -- отказываешься от власти. Два не пересекающихся пространства. Не они ли параллельные миры романа? Мир Воланда и мир Иешуа, а между ними свобода выбора. "
   0x08 graphic
  
  
   Дальше следует эпизод с Фридой. Это рисунок Нади Рушевой, и я думаю, что это лучший портрет Фриды, из тех, которые когда-либо были нарисованы.
   Мы с вами говорили в прошлый раз, что власть Маргарите дарована, и она, между прочим, ее чувствует. Ей нравилось на балу, правда? Она таскала Бегемота за загривок, принимала невероятное количество восторгов и восхищений. Она дала королевское слово Фриде, И она имеет королевскую власть это слово выполнить. Это абсолютно королевское свойство.
  
   Я должен снова чуть-чуть уйти в сторону. Потому что это вещи совершенно очевидные и общеизвестные, но я от них уйти никуда не могу. Потому что вы видите, что образ Фриды -- это совмещенный образ двух документально известных женщин из монографии "Половая психопатия" известного психиатра конца 19 начала 20 века профессора Августа Фореля, который первым научно стал заниматься сексологией и сексопатологией, Прообразу Фриды назначили смертную казнь за то, что она удушила ребенка, а другая женщина из той же монографии задушила ребенка платком. Реальной Фриде заменили смертную казнь на пожизненное заключение, а Булгаков свою Фриду убил, потому что естественно она не смогла бы оказаться на балу мертвых у сатаны.
   Ну это так, как психиатр я не могу пройти мимо этого. А в общем я не очень уверен, что проблема для Булгакова заключается в том, что Маргарита выбирает между любовью и властью. С властью более-менее все понятно, у нее власть вроде бы пока есть.
   С любовью все гораздо хуже. Я сегодня обещал поговорить о любви. И не знаю, в каком месте романа это сделать. Но т. к. в 24 главе, которая называется "Извлечение Мастера", мы имеем дело с апофигеем этой любви Маргариты к Мастеру, и Мастера к Маргарите, то наверное здесь имеет смысл вспомнить о каких-то фракталах. Вы знаете, что надо заткнуть все щели, потому что сквозь них просачивается милосердие,
  
   0x08 graphic
  
  
   А хочу я сказать вот что.
   Цитата
   -- Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, -- сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.
   Тут в комнату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна. От подоконника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя мастером. Он был в своем больничном одеянии -- в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него.
   Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:
   -- Ты... ты, ты...
   Мастер отстранил ее от себя и глухо сказал:
   -- Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. -- Он ухватился за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в сидящих, и закричал: -- Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.
   Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами:
   -- Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!
   Коровьев ловко и незаметно подпихнул к мастеру стул, и тот опустился на него, а Маргарита бросилась на колени, прижалась к боку больного и так затихла. В своем волнении она не заметила, что нагота ее как-то внезапно кончилась, на ней теперь был шелковый черный плащ. Больной опустил голову и стал смотреть в землю угрюмыми больными глазами.
   0x08 graphic
  
  
   Это Елена Мартынюк. По-моему, у нее замечательные герои. Потрясающие Маргарита и Мастер.
  
  
   0x08 graphic
  
   Вот у Виктора Ефименко на мясорубке большими буквами написано НКВД.
   И к Маргарите возвращается ее любовь. Очень много разного сходится здесь. В том числе этот вопрос
   0x08 graphic
  
  
   0x08 graphic
  
  
   неожиданно циничный.
  
   Вообще, если возвратиться чуть-чуть назад
  
  
   Вам не кажется, что тут есть спор? У Булгакова на самом деле очень мало риторических вопросов. На мой взгляд, они имеют какой-то смысл, возможно, в моих внутренних фракталах и вариациях. Действительно, а кто сказал тебе, читатель, что на свете нет настоящей вечной и верной любви? Можно поставить так вопрос? Уйдя немного в сторону от гностицизма и мистических посвящений. Тем более что их будет очень много в следующем нашем разговоре.
   Перед нами, между прочим, вечный вопрос русской литературы, который проще всего можно решить с помощью Августа Фореля. По крайней мере с помощью психиатрии и всех наших разговоров об истерии, навязчивостях и способах их преодоления.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот Юрий Смирнов и его элегантные иллюстрации к роману. Вам эта иллюстрация ничего не напоминает?
  
   0x08 graphic
  
  
  
   Узнаете? Это возвращение Евгения Онегина.
   Цитата
   Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
  
   Первым -- Пушкин. А потом, если вдуматься в русскую литературу, в общем все.
   Я хочу сказать, что для меня история Мастера и Маргариты и их некоторая призрачность (помните, мы говорили, а не бред ли это вообще Ивана Бездомного? Там, на больничной койке, из которой только что мы извлекли Мастера.
   На мой взгляд, в моем фрактале, Булгаков пытается не нам с вами, а Пушкину ответить: конечно, возможно, опираясь на какой-то свой опыт с Еленой Сергеевной. Судя по роману, для него и не такой положительный, как принято считать. Это я вскользь. Почему? Потому что перед нами вечная проблема любви в русской литературе. Это проблема любви обсессивно-компульсивной личности, как сейчас принято говорить, или, это будет гораздо точнее, по Курту Шнайдеру, ананкаста, есть описание такого типа личности, склонного к навязчивости, и истерички. Не в бытовом, а в настоящем, глубоком, психопатологическом смысле.
   Цитата
   Ей рано нравились романы;
   Они ей заменяли всё;
   Она влюблялася в обманы
   И Ричардсона и Руссо.
  
   Конечно, Татьяна юна, но в общем она типичная экзальтированная истеричка. Она решилась на немыслимый для тех времен поступок -- она сама написала письмо мужчине с признаниями в любви.
   Цитата
   Кто ты, мой ангел ли хранитель
   Или коварный искуситель?
  
   Ей даже в голову не приходит, что может быть что-то такое средне нормальное. Что встречается чаще всего.
   Ну в общем порядочный человек, хорошо воспитанный, честный, противостоящий этим своему времени и окружению.
  
  
  
   И когда Онегин оказывается именно таким, Татьяна впадает в разочарование.
   Они очень похожи. Вспомните разговор Маргариты с Азазелло. Как она примитивно и демонстративно кокетничает. Вспомните ее удовольствие на балу у сатаны. Это не напоминает вам выход Татьяны на бал?
   Конечно, когда Онегин появляется в Петербурге, уже влюбленный в Татьяну, она ему отказывает на том самом основании, что она другому отдана.
   В юности она была настолько страстной, что осмелилась написать письмо мужчине. А вот сейчас, в зрелом возрасте, она предает любовь, в отличие от Маргариты, в угоду светским условностям. Но если вы вдумаетесь. Маргарита -- жена высокопоставленного военного. Вы себе представляете, что это такое в 30-х годах? Завела тайного любовника . Во-первых, все давно известно не только Наташе-домработнице, которая знает все, но и НКВД, конечно, тоже. Маргарита решается ровно на тот шаг, который Онегин, зануда. Он же в первых строках поэмы назван педантом. А педант -- это в описании психологическом характера ананкаста. Ананкаст -- это педантический характер. Конечно, он гипертрофирован. Но вне всякого сомнения это тот самый ОК характер. Ученый малый, но педант.
   Рената Салецл, румынский философ, которая когда-то занималась "Евгением Онегиным", и потом ее часто цитировали.
   В чем разница между истериком и ананкастом? Мы с вами об этом говорили. Дело в том, что истерик отказывает себе в любви ради того, чтобы постоянно чувствовать внутреннее напряжение. Так он оттуда черпает энергию, вытесняет чувство. Любовь хороша до тех пор, пока она на расстоянии, объект недоступен. Я о нем мечтаю, пускаю слюни, и мне это дороже, чем реальные отношения с объектом. Которые могут быть опасными, за кого-то надо отвечать. Истерику гораздо выгоднее мечтать. И брак дает Татьяне из романа Пушкина такую возможность. И Маргарите тоже. Она супер обеспеченный человек, и в основном она мечтает.
   А для невротика, противоположного полюса, ОК-невротика, ананкаста, Евгения Онегина, женщина -- это судьба. Ананкаст, само понятие Шнайдер произвел из имени древнегреческой богини судьбы -- Ананке. Ты -- моя судьба. И
   Цитата
   "Если истерику всякий объект желания кажется неудовлетворительным (т. е. каждый объект недостоин истерика), то для обсессивного невротика объект этот кажется слишком хорошим или слишком удовлетворительным. И тогда Онегин говорит: Напрасны Ваши совершенства, их вовсе недостоин я. Вы -- прекрасны, удивительны, богиня, я Вас недостоин, поскольку я жалок, мал, нищ и подл. Это ощущение невротика, Евгения Онегина, педанта, ананкаста. "
  
   Все, включая сон Татьяны -- это противоположные, истерические проявления. Ее не устраивает любой объект. Она слишком хороша для любого мужчины. И брак, между прочим, создает ей возможность любить. Она теперь может желать кого хочет, в мечтах, абсолютно не опасаясь того, что придется как-то столкнуться с реальными чувствами, реальными отношениями. Невротик-истерик поддерживает свое желание , свое горение его невозможностью. Ананкаст же пытается сделать невозможное возможным. Они абсолютно разные и не могут сойтись. И если вы задумаетесь, то увидите, что такова вся великая русская литература. Истеричке Татьяне на самом деле никакие объекты не нужны. И мужа она будет терпеть в умеренных количествах. Зато она будет по-прежнему предаваться своей влюбленности в обманы. В Ричардсона и Руссо.
   А Евгений будет страдать из-за того, что она -- женщина его судьбы, и долгие годы не сможет выкинуть это чувство из головы. Потому что он будет воспринимать это чувство на полном серьезе, воспроизводить и воспроизводить по кругу, даже не предполагая, что может быть что-то прямо противоположное. Что может быть Татьяна, которая будет только мечтать.
   На мой взгляд, Булгаков остро чувствует это противоречие, эту главную проблему русской литературы. Все время с одной стороны или истерик, или истеричка. А с другой стороны ананкаст-педант. И любовь невозможна.
   Русская литература -- это литература по большей части о невозможности любви. И если вы внимательно подумаете над этими моделями, то вы поймете, что всегда точный в своих психологических характеристиках, в своем чувствовании, я.. мне даже в голову не приходит, что Булгаков думал о навязчивых неврозах или об истории, хотя это были очень модные понятия в начале века -- и то, и другое.
   Он пытается сказать "нет, возможна вечная любовь, Пушкин был неправ". И здесь таится его пафос.
   Я не знаю, удалось ли мне это как-то показать, но во многих сценах романа я чувствую почти физически диалог с Онегиным. Мастер все время повторяет "я жалкий и недостоин вас, я такой, я сякой". А она его спасает. Будучи истеричкой, замужем за богатым военным, не имея детей. Мы знаем, что военный часто в командировках или на вечерних заседаниях. Которые в те времена действительно продолжались до поздней ночи, потому что Сталин не спал. Она -- мечтательница, и влюбляется она -- обратите внимание -- в роман. И как она хороша на балу у сатаны. Все в восхищении. И королева в восхищении. "Еще немного, моя королева"! Булгаков очень точен, и в этом слышится кокетство.
  
   0x08 graphic
  
  
   0x08 graphic
Это Каспер Божек, тоже извлечение Мастера, как вы понимаете.
  
  
  
   И вот на офортах Андрея Хоршака.
   И в этом для меня есть некий внутренний парадокс. Где-то тут крутится хорошо известная Булгакову любовь Маяковского и Лили Брик. Ну конечно Брик был неспособна любить. А была способна только мучить. "Если Володя хорошенько помучается, напишет хорошие стихи". И конечно Маяковский -- поэт-ананкаст, а вовсе не истерик. И конечно Лиля Брик -- тяжелая, почти клиническая истеричка во всех отношениях своей личной жизни. Да и в своем так называемом искусстве тоже. Да, я принадлежу к числу людей, которые не могут простить Брик Маяковского. Я не знаю, имел ли это Булгаков в иду. Я этого не чувствую.
  
   Я просто хочу сказать, что любовь Мастера и Маргариты -- это любовь Брик и Маяковского. Она не может броситься ему на шею, но Булгаков точен. Что же делать?
  
   0x08 graphic
  
  
   Я думаю отсюда как бы возникает то самое знаменитое фалернское вино. Честный Булгаков не может себе представить, что они будут делать, вернувшись в подвальчик. Вот ведь в чем незадача. А точнее, я очень хорошо представляю себе Мастера, абсолютно счастливого и самодостаточно облизывающего Маргариту. Но вот Маргариту, которая только что была королевой на балу у сатаны, я себе не представляю сидящей в подвальчике и оберегающей покой и сон Мастера. И поэтому их надо немедленно шлепнуть, убить, потому что иначе из этого романа ничего не получится.
   А после смерти, в покое, там иной мир, и там уже ей некуда деться. Не убежит. Т.е. их нельзя не убить и представить себе, что они в сталинской Москве в подвальчике. Маргарита будет долго терпеть Мастера, который будет туда-сюда шататься перед ее глазами и ничего не писать? Представляете себе королеву на балу у сатаны, красавицу, помолодевшую от мази. Что я думаю по этому поводу? Я думаю вполне невероятную вещь. И вам думать ее не предлагаю.
  
   0x08 graphic
   Я думаю, что королева предназначалась в жены не Мастеру, а Иешуа. Она что-то типа Марии Магдалины из той самой версии, популяризатором которой стал Дэн Браун. Это художник Эрнст Фукс. Что-то вроде Марии Магдалины, черной богини. Она должна была что-то такое сделать со злом на этой половине монеты, не на половине Иерусалима. Она должна была переродиться и как-то начать учить людей, что они добрые.
  
   0x08 graphic
  
  
   Я все вспоминал-вспоминал Чиннамасту, не хотел показывать. Я не буду сейчас вспоминать генетику этой индуистской богини. Скажу только, что в самом мифе она сидела и медитировала над судьбами всех людей, а ее дети хотели есть. И достали мать тем, что она не дает им покушать. И тогда она отрезала себе голову, и бьющей струей крови дети наелись.
   Я, конечно, не могу передать ощущения Булгакова конкретно. Что такое стать королевой? Это, наверное, накормить своих подданных. И наверное, как-то объяснить им, что они -- добрые люди. Мастер на это точно неспособен, он вообще ни на что не способен, кроме как быть проводником романа вести об Иешуа сначала, а потом, разумеется, о Пилате.
   Огромное количество крови, мы, наверное, об этом говорили, это в том числе роды. Должна была родиться какая-то новая Маргарита. Способная пожертвовать собой во имя того, чтобы здесь, в царстве сатаны, на этой стороне луны, в Москве, люди стали добрее. Мы об этом говорили в выпуске "Добро и зло". Н мой взгляд она -- тайная невеста, любимая женщина, Елена при Симоне Маге, для Иешуа. Вокруг которого никакого женского начала там, на иерусалимской стороне луны, нет. Она должна себя почувствовать, если хотите, Еленой Симона Мага. Поэтому Иешуа с сожалением скажет: она не заслужила свет. Она заслужила покой.
   На самом деле если вдуматься, это потрясающие строки, и вечно мы привыкли это интерпретировать как -- вот, по мнению автора, (я цитирую бесконечные учебники литературы), счастье, выпавшее в жизни человек, проистекает из любви. Любовь -- это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное и обретает покой.
   Много в покое духовности? Духовность не в покое, духовность в посвящении себя любви не к одному этому
  
   0x08 graphic
  
  
   а духовность -- в любви к людям, способность это почувствовать. Не Мастер, а каждый, даже стоящие как столбы в подъезде сотрудники НКВД, они -- добрые люди.
   Я, во всяком случае, чувствую, что это так. Поэтому все, что на самом деле там происходит в этих главах, так или иначе имеет отношение к тайному посвящению, снова неудачному.
   Маргарита любит не того. Она остается истеричкой. Которая хочет Мастера, и не осознает, чего она хочет на самом деле, и получает то, что она хочет. Включая сюда подковку, усыпанную бриллиантами, через вечные страдания Аннушки. Даже знаменитый эпизод, который "рукописи не горят", и который конечно использовался в лагерях Гулага в связи с тем, что многие авторы запоминали свои произведения наизусть, и т.о. рукописи действительно не горели.
   По всей видимости это тоже не секретная информация, поэтому я так кратко. Но скорее всего знаменитая сцена, где Воланд возвращает Мастеру рукопись, тоже скорее всего Булгаков обработал знаменитую книгу ложную Лео Таксиля. Помните, я рассказывал об этом в начале цикла "Дьявол в 19 веке". Он там масонов объявлял дьяволами, и врал. В этой книге он утверждал, что Альберт Пайк, великий магистр ложи шотландского обряда в Лондоне, получал указания непосредственно от дьявола. Пайк, согласно Таксилю, вместе с друзьями молился Люциферу, когда искал вдохновение, чтобы написать подлинный, т. е. сатанинский, устав ложи. После молитв Пайк нашел на дубовом столе рукопись. При этом вокруг распространялся едкий запах серы. Рукопись была написана на латыни, но в ней содержался перевод на английский, испанский, французский, немецкий, португальский, и голландский. А внизу стояла монограмма Вельзевула. Еще раз подчеркиваю, что книга эта была знаменитая, к ней обращался и ее критиковал отец Булгакова. Так что даже вот это "всесилен" тоже имеет некие масонские ассоциации. Но в общем сделать Маргариту Великим Мастером возвращения добра в этом аду, в котором великий бал у сатаны кажется раем, и местом, где расцветает Маргарита, Маргарита не в состоянии. Ее ведут ее "хочу" большие и малые. Потому что своей любовью Маргарита обретает власть над Мастером, который ананкаст. Который, как Евгений Онегин, слаб и вечно ее недостоин. А над Иешуа и над некоей миссией спасения реальности в качестве Елены Прекрасной, Марии Магдалины Маргарита не хочет. Она женщина, баба, и ей кажется, что мужчина, подвальчик и как-то налаженный быт есть предел счастья. Просто увы и ах, на то она и истеричка, чтоб казалось это недолго.
   Поэтому вскоре заявится Азазелло с фалернским вином, чтобы Маргарита не успела разочароваться. И в этом своем "хочу" тоже.
   На сегодня хватит откровений. Не буду я рассказывать, за что и почему выгнали неизвестно куда вечного Алоизия Могарыча, потому что я надеюсь, что это и так понятно. Спасибо. Это все, что я успеваю сказать за час.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"