Красных Татьяна : другие произведения.

Сновидение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 24 Сновидение


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 24
   Сновидение
  
  
   Добрый вечер.
  
   0x08 graphic
  
  
   Цитата
   "...Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, хасмонейский дворец с бойницами, базары, каравансараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим -- великий город, как будто не существовал на свете...
   Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.
   Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.
   Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.
   Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган"
   Добрый вечер. Ну что делать? Честно, недостоин я читать страницы великого романа. Или хочется уже окончательно стать актером, читать роман и не пытаться строить из себя рыцаря Мальтийского ордена, комментируя его. И хочется как-то задержаться, потому что опять, в который раз в моей жизни этот роман вместе с моими и чужими размышлениями, романами о романе, комментариями к роману снова летит к концу. Снова я чего-то не придумаю и чего-то не скажу. Потому что можно ли сказать о воде, которая сейчас побежит с туч, там, в Ершалаиме, который все время здесь, о которой можно сказать все. Так и этот роман. Что-то вроде ливня, потока,который время от времени затапливает мое сознание. И я снова и снова перечитываю, думаю, читаю комментарии, читаю других авторов, которые вроде бы не имеют никакого отношения к этому роману. Одним словом, строю фракталы.
   Орден Мальтийского рыцаря -- это тоже наверное деталь. Символ, с которыми для меня, в моих фракталах связано связаны эти две иерусалимские главы романа. Почему? Наверное потому что для меня на этом Мальтийском кресте изображен Иешуа Га-Ноцри из булгаковского романа. Это восьмиконечный крест, и в соответствии с традицией ордена 8 его конечностей олицетворяют 8 рыцарских добродетелей. Это правда, вера, справедливость, милосердие, искренность, терпение, безгрешность и смирение. Кроме того, изначально в орден входили представители 8 европейских регионов, а 4 луча Мальтийского креста -- символ 4-х общих христианских добродетелей -- справедливость, благоразумие, воздержание, сила духа.
   Наверное для меня именно этот крест и тот крест, на котором в этот миг и вечно Марк Крысобой и его солдаты добивают Иешуа где-то там на Лысой горе. Только он, человек является объединением всех этих достоинств. Правда, этот крест, конечно же, гораздо древнее самого ордена. Я не буду рассказывать про Павла I, и про вещи, которые наверное больше имеют отношение к совсем другому роману, к роману Виктора Пелевина, непосредственно относящегося к Мальтийскому ордену. Наверное, самому булгаковскому его роману.
   Но важнее другое. Важнее, что внутри символа всегда существует личность. И его 4 луча -- конечно 4 первоэлемента огня, воды, воздуха и земли. В первую очередь, конечно же, в их духовных, психологических проявлениях. А раздвоенные лучи для меня потрясающий символ двойственности бытия человеческого, и появление любой из природных стихий. Та же вода может дарить жизнь, а может ее отнимать во время наводнения или шторма. Как и любовь -- может многое дарить, и может многое отнимать. И наверное в точке пересечения лучей, в самом центре находится сам человек, его высшая точка на пути духовного развития. Если хотите, это Иешуа, который одновременно и человек и который в 26 главе окажется Богом, по крайней мере для Понтия Пилата. Это поразительно точное изображение двойственности и ее гармонии делает для меня мальтийский крест наверное (конечно, я рассказывал не о всех аспектах его символизма) каким-то внутренним образом ершалаимских глав романа. Поэтому вот я вырядился, простите меня.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот Пилат, сидящий на балконе и смотрящий на эту грозу, которая, как вы знаете, пророческая. Потому что эти самые висячие мосты, да и сама антониева башня дворца Ирода Великого -- они были построены для того, чтобы наблюдать за главным Иерусалимским Храмом, за тем, что в нем происходит. И вы знаете, что уже совсем скоро (исторически) римские войска войдут в Иерусалим, храм будет стерт с лица земли, и иудеи окажутся в великом рассеянии. И то, на что мрачно смотрит Пилат,
  
  
   0x08 graphic
  
   это, конечно, пророческое видение. Вся его ненависть к Иерусалиму будет реализована. Это замечательно символичные рисунки Игоря Смирнова.
   Цитата
   Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.
  
   Эти детали, мучающие Пилата запахами, которые он пьет (фалернское вино, хотя это было белое вино), наверное это тема следующего разговора. Так и представляешь себе: у ног прокуратора простиралась неубранная красная, как бы кровавая лужа, и валялись осколки разбитого кувшина. Вы знаете, что Пилат разбил кувшин из-за раздражения на слугу африканца.
   Цитата
   -- Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
  
   Эти розы, которые смешались с вином, вызывали головную боль у прокуратора, вызывали недоумение у многих. Что же это за раздражение такое? Почему оно связано с розами и откуда берется статуя белой нагой женщины со склоненной головой, за которую прячется слуга-африканец?
   Вот в этих фракталах без мужского и женского тоже никак не обойтись. Мне обычно пишут, что роза -- это христианский символ. Прокуратор со страшной силой ненавидит христианство. Но это не так. Роза наверное была и останется все-таки символом женщины. И аромат розы, который смешивается с ароматом вина, и вызывает ожидание мигрени у прокуратора, это, конечно, аромат женских духов. У меня увы периодически бывают головные боли, и я знаю, как в такие периоды раздражают резкие цветочные запахи. Особенно если их на себя перелить. И роза, смешанная с вином как с кровью, белая роза с красным вином -- это, я думаю, единственный остаток женщины в этой главе. И один из немногих женских остатков в иерусалимских главах вообще. Но женщина, женский дух (в моих фракталах) так раздражают прокуратора.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот происходящее в том же помещении сцена, изображенная на коптской иконе. Это суд Пилата, и женщина за спиной у Пилата -- это конечно же Клавдия Прокула. Которая, согласно апокрифам, и церковному преданию, жена Понтия Пилата, которая в эфиопской, коптской, греческой православных церквях, причислена к лику святых. Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы летом, 25 июня по юлианскому календарю.
   Согласно фразе в Евангелии от Матфея жена Пилата посылает ему записку, или послание, по крайней мере устное, о том, что "не делай ничего плохого праведнику сему, поскольку я видела сон, в котором страшное количество бед постигает нас после его смерти." Аналогично евангельскому тексту сообщение о жене Пилата содержится в Апокрифе, в Евангелии от Никодима, датируемое 3-им веком.
   Цитата
   И тут весть издалека прислала жена его: ничем пред тобой невиновен тот праведный муж, ибо много я за него претерпела в эту ночь.
  
   Первый сон снится не Пилату, а его жене Клавдии Прокуле
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот эта картина "Се, человек?" итальянского художника Антонио Чизери, где Пилат показывает с балкона на Христа народу, а грустная скорбящая фигура справа, женская половина, это и есть Клавдия Прокула.
  
   0x08 graphic
  
  
   Существует предание о том, что она была погребена в Египте, и одну из неопознанных мумий 1-3 века нашей эры так называемые фаюмские портреты, если кто-то не знает, что это такое, посмотрите. Это то, что в 1 веке нашей эры начали рисовать вместо египетской маски, начали рисовать на захоронениях нового времени. Считается, что сейчас перед вами портрет Розы, отсутствующей в романе Клавдии Прокулы. Конечно, это тоже отчасти миф. Но хочется думать, что она была именно такой.
   В эфиопской и коптской церкви роза является в первую очередь символом именно Клавдии Прокулы, которая увидит пророческий сон, и никто, кроме собственной жены, и запаха ее духов, например розовых духов, не может так напрягать и беспокоить несчастного прокуратора, смотрящего на страшную и пророческую апокалиптическую грозу, которая закрыла Ершалаим.
   Почему мужчин раздражают женщины? Не всегда, конечно. Булгаков, на мой взгляд, ощущал предательство женского начала в своей жизни. И что-то в его воспоминаниях о женщинах было куда более важным, чем Елена Сергеевна. По крайней мере я так слышу женские образы в романе. Чем так может достать женский запах прокуратора Иудеи? Потому что видимо как в Евангелии от Никодима жена его где-то далеко. В романе, на мой взгляд, остается только ее запах.
   Что думается мне по этому поводу? Мне кажется, что Пилат сейчас переживает кризис, это человеческий кризис, и он находится точно посредине между принципом реальности и принципом божественного. Некая, как мы сейчас говорим, внутриполитическая обстановка заставила его совершить предательство, и он хочет забыть об этом. Он хочет забыть о ненавидимой им реальности Ершалаима. Втайне он хочет забыть и о великом римском императоре. Он хочет к философу. А жена -- это конечно принцип реальности. Он возвращает его на грешную землю. В том числе в историю с Иешуа. Женский принцип -- это всегда принцип реальности, формы, окончательности рождения и смерти. А Пилат сейчас раздумывает о том, способно ли его земное мужское могущество все изменить и сделать так, как будто этой смерти не было. И от принципа реальности, олицетворяемого женщиной, у него болит голова. И вообще не удивительно ли, что в общем единственным женским образом, который появляется в ершалаимских главах романа, является соблазнительница и предательница Низа. Разве нет?
   Так он чувствует роль женского начала. Это мои свободные размышления. Тут может быть для меня довольно очевидное послание. Почему предает Низа? Потому же, почему предает Иуда. Вор у вора дубинку украл. Так она зарабатывает деньги. И это есть Бог ее реальности. И ни о чем другом, о какой-то там любви Низы настоящего, прошлого и будущего если и задумываются, то когда-то в юности. Это -- женщина, это -- предательство. Это предательство самой материи. Есть гностические системы, в которых тот самый черный демиург, создавший неправильный мир, сатана, Люцифер, на самом деле оказывается женщиной, той самой, которая была при нем, была его радостью, когда он очертил круг по лицу бездны. Женщина -- хранительница формы. Женщина -- сама материя. И поэтому она материальна. А материальное предает.
  
   0x08 graphic
  
  
   Женщина-демиург на рисунке Фрейдуна Рассуле, популярного сегодня.
  
   0x08 graphic
  
  
   Есть, конечно, и гораздо более мрачные ассоциации. Традиционная ассоциирующая женщина со змеей.
   Я пытаюсь объяснить, что женское вызывает головную боль у Пилата, у него вызывают головную боль эти белые розы в красном вине. Потому что они все время напоминают о необходимости оставаться в реальности.
   Вы меня спрашивали, какую роль при мужском демиурге принять Маргарита? Роль женского демиурга. Должна возникнуть гармония. Что такое женский демиург? Наверное, Воланд никак не может вмешиваться в жуткую сталинскую реальность, где человека не берегут. Где человек лишь пушечное мясо для идеологии или для войны. А вот Маргарита, осознав себя демиургом, Еленой Троянской, могла бы наверное захотеть изменить этот мир, внести в него женскую справедливость, женский принцип сохранения жизни любой ценой.
   Кто любит нас, кем бы мы ни были -- преступниками, маньяками, насильниками? Мать, женщина. Этот принцип сохранения живого, живой материи, который не был ведом Сталину, в нем очень нуждается тот мир за пределами квартиры номер 50 и за пределами ершалаимского дворца Понтия Пилата. Но сами женщины больше не хотят чувствовать себя хранителями материи.
   Кто-то меня ругал, что в моих разговорах очень мало психиатрического. Да, я не классический психиатр в понимании нашей медицины. Но я хочу сказать, что есть традиционная тема женского шизофренического бреда, которая периодически в разные времена и разные эпохи, по крайней мере в 20-21 веке описывалась как форма бреда, когда женщина чувствует себя землей и даже они часто рассказывают о 4-х началах.
  
   Внутри себя женщина начинает ощущать почву, нефть, воду, и начинает чувствовать себя богиней-землей, богиней-материей . По крайней мере я ни в описаниях, ни в книгах мужского такого бреда не встречал. Мужской бред бывает другим. Наверное, это и есть двойственное значение женственного символа, женственности вообще. Потому что с одной стороны она направлена на хранение мира, хранение жизни, которую она породила. А с другой стороны для гностика душа пленена в материи. Есть великая богиня-мать, создательница форм, Кали, которая оказывается в роли начала, которое всячески препятствует выходу души в свет. Почему препятствует? Потому что она -- хранительница земных материальных форм, и любая женщина может в себе это почувствовать. А Пилат сейчас -- это Пилат, стремящийся вырваться за пределы материального мира. Он поступил правильно и мудро в соответствии с обстоятельствами, с политикой, геополитикой. В общем, он невероятно мудр. Но ему чего-то мучительно не хватает в этой мудрости, какой-то противоположности. И эта противоположность теперь, в этот момент уже совсем материальна.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Это Геннадий Калиновский. Пилат ждет начальника своей тайной полиции. Что он хочет сделать? Это потрясающая сцена -- разговор Пилата и Афрания. Во-первых, это конечно вызов, и Пилат бросает вызов времени. Пытаясь отомстить за смерть Иешуа, убивая Иуду, он пытается сделать в материальном мире так, чтобы смерти не было. А мать-земля, принцип реальности, собственная жена всегда противодействует этому, этим попыткам бросить вызов невозможному, потому что у женщин всегда очень острое чувство реальности. Вместо женщины на ложе оказывается Афраний. Эта сцена поразительно и безумно современна. Потому что здесь Пилат, даже в собственном доме, как это было в 30-х годах в России, не может просто отдать приказ "Пойди и убей Иуду".
   И снова какую-то невероятную роль играет сон. Мне приснилось -- говорит Пилат Афранию, - что Иуда будет убит. Здесь есть поразительная и очень важная, на мой взгляд, деталь нашей цивилизации. Мы устроены так же, и огромное количество приказов о совершенных или несовершенных преступлениях власть отдать не может. Кстати, не только о преступлениях. Работая в СМИ, я убедился, что разные мелкие начальники не получают прямых приказов. Они догадываются. И вот под Пилатом сидят начальники разных уровней и догадываются, что нужно сказать и сделать, чтобы он остался доволен. На рисунке Афраний с толстым носом, округлым лицом, незаметный человек, понятное дело.
   Но вот что важно. Он выступает вместо розы, вместо Клавдии Прокулы, вместо жены. Теоретически это она должна угадывать все желания мужа. Но увы этого не происходит. И тогда на месте жены оказывается охранник тайной полиции, сама должность которого -- точно предугадывать желания хозяина в материальном мире. И Афраний на это способен. Я думаю, что на это совершенно не были способны ни Ягода, ни Ежов. Но зато был способен Берия. Он был устроен именно как Афраим.
   Но большинство мужчин и женщин, которые окружают человека у власти, тем более абсолютной власти, которая была у Пилата, ошибаются, угадывая желания вышестоящих начальников. И расплачиваются за это как Ежов с Ягодой, как и Берия позднее. Поскольку предугадать до конца все желания человека не может ни мужчина, ни женщина. Это только гомосексуалистам кажется, что они лучше и точнее понимают желания другого мужчины. Это вовсе не так.
   Женский дух исчезает, и возникает мужской в попытках что-то изменить.
  
   0x08 graphic
  
  
   Что происходит дальше? Вы все это знаете, поэтому мне не хочется читать и пересказывать.
  
   Это гениальная картинка. Афраний отправляется выполнять задание. И он становится перстом судьбы Иуды.
  
   0x08 graphic
  
   Это замечательная фоторабота Елены Мартынюк. Иуда встречается с красавицей Низой.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это еще одна легенда на рисунке Марка Шагала. Это Низа. Но это и Тамара, любимая девушка, женщина Иуды, согласно Талмуду. Она и в талмудических рассказах, которыми явно пользовался Булгаков, сыграла в жизни Иуды не слишком хорошую роль.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот Низа и Иуда, работа Андрея Набокова. Мне очень нравятся эти рисунки, они, мне кажется, удивительно точны.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Дальше последует смерть Иуды.
  
   0x08 graphic
  
   И в это время Пилат наконец уснет. Потому что трудно спать во время грозы, и она мучила его, и запах женских духов, вина. И муки того, что мы называем совестью, никак не давали ему заснуть. На рисунке -- убийство Иуды, автор Марина Тераудс. Одна из самых точных серий иллюстраций.
   И в главе 26 "Погребение" Пилат наконец уснет.
   Цитата
  
   Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. Банга тотчас поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. Только тогда заснул и пес.
   Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге.
  
   0x08 graphic
  
  
   Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением -- ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.
   Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
   Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана.
  
   0x08 graphic
  
  
   Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
   -- Да, да, -- стонал и всхлипывал во сне Пилат.
   Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
   -- Мы теперь будем всегда вместе, -- говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. -- Раз один -- то, значит, тут же и другой! Помянут меня, -- сейчас же помянут и тебя! Меня -- подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя -- сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
   -- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, -- просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
   0x08 graphic
  
  
   Все. Дальше следует ужасное пробуждение игемона.
  
  
   Это один из лучших рисунков. Это рисунок Николая Королева, который иллюстрирует сон Пилата.
   Вы, конечно, понимаете, что это чистая правда, что "помянут тебя -- помянут и меня". Я просто напомню классический наш православный Катехизис, в котором сказано "Распятаго же за ны при Понтийском Пилате..." Так что, повторяя слова Катехизиса, мы всегда будем помнить "помянут одного, помянут и другого".
   Этот сон -- ключ. Возможно к большинству наших гностических рассуждений. Душа пытается вырваться из реальности, из женского принципа непрерывного существования независимых материальных форм, оказывающихся зависимыми в реальном общественном процессе. Душа хочет вырваться. И это страшное желание Пилата, его никогда не беспокоившее и вдруг возникшее чувство вины, его муки, бессонница и страшная гроза над Ершалаимом освобождают искру его души, и он может двигаться по лунному лучу вверх вместе с Богом.
   Который своим бессмертием впервые в романе показывает себя таковым.
   Отчасти, конечно, он освобождает душу Пилата. Отчасти Пилат освобождается сам. По крайней мере в коптской и эфиопской церкви
  
  
   он если не святой, то блаженный. И вместе они "се человек" изображаются гораздо чаще, чем нам с вами это хочется видеть.
   А.И.Мирер, писал под псевдонимом Александр Зеркалов, лучший исследователь, умер в 2001 году, его книга "Евангелие Михаила Булгакова" пожалуй, лучшее рассуждение об ершалаимских главах. Он не трогает московские главы. Вот что он пишет:
   Цитата
   Сцена лунного сна -- теологический ключ к новелле. В ней сходятся все линии булгаковской фантасмогории: Бог-сын обнаруживается через пророка-язычника; земная ипостась Бога дается через повторную ссылку на Талмуд -- "Меня, -- подкидыша, сына неизвестных родителей..."; двойственно-противоречивое место Пилата в предании раскрывается соответственно через две отсылки -- к "Верую" и к поэме "Пилат". Все это буквально спрессовано, вбито в один короткий период, в какие-то пятьдесят слов. Прозрачный и легкий булгаковский стиль даже сдвинулся под грузом информации к стилю газетного сообщения.
   Итак, Иешуа Га-Ноцри, подобно Иисусу из Назарета, не только человек, но и Бог. Но странный это человек -- и странное божество! Бессильное во всех земных делах, и "сейчас", и "потом"... Его главнейшее предсказание об устройстве мира не сбывается -- ибо, как знает каждый читатель, человечество до сей поры не видит "чистой реки воды жизни" (с. 744). Иешуа не в силах спасти свое земное "я", хотя -- в отличие от Иисуса -- не желает смерти и пытается избежать ее. Положение этого полубожества на земле -- подчиненное, зависимое во всех смыслах, в чем мы убедились при разборе первых двух глав новеллы. Но из лунного сна явствует, что власть Иешуа, его право на суд начинается за гранью смерти, в потустороннем мире.
   И земной судья, жестокий прокуратор, покорно признает его право. В своем лунном сне, как бы в кусочке потустороннего мира, он плачет и смеется, заручившись кивком властителя той жизни, потустороннего судьи.
   Это -- очень важная, хотя и малозаметная деталь. Разделено не право на власть вообще, а право на суд, то есть отправление власти по некоему признанному закону. Иешуа отправляет горний закон, Пилат -- земной.
  
   Там, где кончается, хочу сказать я, земная власть Пилата и начинается власть Иешуа. Там, где кончается закон Пилата и начинается закон Иешуа. И это чистой воды гностицизм. Потому что это два мира, которые не пересекаются никак и никогда. Этот мир, мир Ершалима, на мой взгляд, скорее под властью женской богини. Вечно предающей мужское духовное стремление, как Низа. А мир Москвы, конечно же, под властью сатаны. Который пытается обрести женское начало, берегущее жизнь.
   Но самое главное, конечно, две вещи. Во-первых, та, что душа вырывается и летит, и что она способна на это.
   Вы никогда не задумывались о том, что... Мы -- задумывались, мы уже здесь задумывались...
   0x08 graphic
  
  
   Это как итог, доска Петера Суарта, его булгаковские иконы. Да, это та же лунная дорожка, а перед ней стоит Лев Толстой как знак самого начала нашего с вами разговора, о несомненных толстовских корнях образа Иешуа.
   Конечно, трусость -- самый страшный порок нашего общества. Общества, знакомому и незнакомому Булгакову. Пилат у Булгакова произносит свой эзопов приказ именно таким текстом от трусости. И Афраний слепо подчиняется ему тоже от трусости. И если вдуматься, Низа, женское начало предает тоже от трусости. Ну как же она будет жить, если останется без денег?
   И то, что творилось в сталинские времена вокруг Булгакова - это была, конечно, трусость. Трусость и самого Сталина, и трусость большевиков. Все, что происходит сейчас, это тоже трусость. Отчего она возникает? Оттого, что на самом деле в глубине души мы верим только в мир материальных форм. Мы не верим в возможность этой лунной дороги следом за Христом, Буддой, Иешуа. Мы не верим в саму дорогу. Мы верим в писателей, которые прекрасно об этом фантазировали. И поэтому самым ценным оказывается сиюминутное, слуга, который не так поклонился Пилату. Все то, что, наверное, требовала от него жена, олицетворяемая только запахом роз.
   Толстой не был трусом. Совсем не трус в поступках этих глав и Пилат. Только, как всегда, поздно мы вспоминаем о том, что стоит жизнь, проведенная в трусости.
   Ну вот, спасибо вам. Пусть исполнятся ваши самые заветные мечты. Помните, одна из глав нашего обсуждения называлась "Не с кем поговорить". Это же мучает Пилата. Поговорить об интригах в Иерусалиме и в Риме в общем можно, только осторожно. Но поговорить о чем-то настоящем, что наполняет твою душу, что действительно важно, что рвется из тебя, и ты не можешь это выразить словами -- не с кем. И когда мы осознаем и признаем в себе это "не с кем", то хотя бы иногда, во сне, мы оказываемся на лунной дорожке. С ней, или с ним. С тем, кто почувствует добро и искренность в нашей душе, какими бы заскорузлыми тупыми материалистами мы ни были. Что самое главное во сне Пилата? То, что каждому из нас нужен этот собеседник, этот безумный философ и врач. Иначе мы остаемся в одиночестве. И это -- лучшее подтверждение гностической сути романа. Пусть вам приснится лунная дорожка и человек, с которым наконец-то можно поговорить о чем-то самом главном. О чем ни с кем в этой реальности форм разговаривать нельзя. Спокойной ночи.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"