Аннотация: Предлагаю вашему вниманию Мастер-класс Владимира Соловьёва в рамках марафона "Новое Знание" о вызовах будущего. 20 мая 2021 г.
Вызовы будущего. Мастер-класс. Марафон. Новое знание
Елена Толстая
Я с удовольствием представляю Владимира Соловьева, который в своем мега-плотном графике, популярнейший теле-радио-ведущий, нашел время для того, чтобы выступить перед вами со своим мастер-классом, ответить абсолютно на любые ваши вопросы.
Начинаем? Владимир, передаю Вам слово.
Владимир Соловьев
Еще раз здравствуйте, спасибо тем, кто пришел сюда. Спасибо тем, смотрит Соловьев-live на ютюбе.
Я не буду делать скидку на ваш возраст. Мне вообще не интересно сколько вам лет. Эта игра в поддавки не имеет никакого смысла. Вы же выходите в жизнь, и вы хотите в жизни чего-то добиться. Исходя из этого вы не пытайтесь сказать: ой, мы молодые, поэтому уступите нам дорогу. Вам дорогу никто не уступит. Мне 50 страшно сказать сколько лет, 58, и я в отличной физической форме, я бегаю полу-марафоны. Этим летом я пробегу марафон. Я не собираюсь никому ничего просто так уступать. Вам не повезло. Ваше поколение столкнулось с тем, что перед вами поколение не то чтобы бессмертно, но людей, которые в относительно зрелом возрасте сохраняют высокий уровень работоспособности. А мест по-прежнему мало. При этом мест будет все меньше и меньше. Те профессии, которые раньше казались востребованными, уходят. Их скоро не будет.
Лет 40 назад самой востребованной и самой популярной профессией была профессия водителя. Водитель должен был уметь все. Ему нужно было уметь читать карту, ремонтировать машину. Теперь это все не нужно. В скором времени и водители будут не нужны. И пилоты будут не нужны. Мало этого, такое количество профессий, к которым мы привыкли и которые кажется нам естественными, исчезнут. И будет страшная конкуренция за то, что останется.
В свое время казалось, что машины вызывают бешенство, и вот надо ломать машины. Восстание луддитов. Потому что тогда у человека будет возможность работать и зарабатывать, а машины его лишают заработка.
Но вдруг, о чудо чудное. Выяснилось, что НТП создает достаточно новых рабочих мест, более высокооплачиваемых.
И казалось бы, не надо волноваться. А теперь другой период. Человек может оказаться не нужен. Ты родился, ты есть, а зачем ты? В чем ты интересен? Кому ты нужен? Ты выходишь, и вокруг тебя несколько млрд таких как ты. И еще у них другие стартовые условия. У кого-то лучше. Кто-то ростом выше. У кого-то плечи шире. У кого-то коса длинней. А ты что?
И ты смотришь вокруг, и на тебя все время дикое давление. И вокруг тебя роем носятся бесконечное количество материальных благ. И тебе хочется схватить, получить. И тебе с каждого угла кричат, что ты же достоин, у тебя же должно быть. И? И что тебе это дает? Кроме дикого комплекса, что у тебя этого нет. У тебя даже нет времени подумать, а что и для чего ты делаешь. Ты все время пытаешься оказать некое впечатление на людей, которые рядом с тобой. Ты все время сравниваешь себя с ними. Ты растешь в системе, когда тебе не говорят, что ты лучше сегодня, чем был вчера, нет, это неважно. Важно, какой ты по сравнению с тем, кто рядом с тобой. Тебе все время говорят: вот этот мальчик, вот эта девочка, вот он отличник. А к тебе это имеет какое отношение? У тебя же своя жизнь. Кто увидит тебя? Кто поймет тебя? Тебе больно. Тебе обидно. Ты входишь в этот мир, а этот мир жесток. Это мир, в котором схлопываются возможности. Человечество пытается откупиться. Вырастают целые поколения, которые никогда не работали. Как в Америке есть дикое количество людей, которые выросли на ВЛТ. Да, у них все неплохо, наверное. Но человек не может без этого внутреннего ощущения успеха. Ему надо развиваться. Ему надо чувствовать, что есть предназначение.
Что такое человек? Кто такой человек? О чем он? Мы никогда не задаем себе этот вопрос, а ведь это самое важное. Это ощущение себя -- где мы, что мы? Мы -- уникальный биокомпьютер? И об этом гениально рассказывает Черниговская. Мы умудряемся воспроизводить энергию для того, чтобы фантастический компьютер, дарованный нам Богом, природой? - говорите как хотите. И мы его постоянно питаем энергией. И получается, все для того, чтобы он мыслил? А мыслит он для чего? В чем сверх-задача этого компьютера?
Меня всегда удивляет, когда меня спрашивают: а как вы не устаете? Вы так много работаете.
Я мало работаю. Кто из вас устает от того, что он дышит? Он уже умер. Тот, кто устает от дыхания, не может жить. Вы не устаете от того, что вы ресницами моргаете. Вы не устаете т того, что для вас естественно. Когда работа для вас является естественной, она доставляет такую радость, такое наслаждение, понимание того, что ты делаешь, что ты не думаешь об усталости. Это не та категория. Есть категория счастья, что ты занимаешься любимым делом, что ты в него вовлечен. Обратите внимание: когда ты учишься, ты не замечаешь как летит время, когда тебе интересно. И оно тянется, и ты задаешь миллион ненужных вопросов о чем угодно, когда тебе скучно. Ты смотришь в окно. Ты наблюдаешь за преподавателем, за соседями по парте. А время все равно тянется, тянется. А потом ты обернулся, а жизнь прошла. И его бесконечно жалко, это время. Потому что когда тебе интересно, ты не замечаешь как летит жизнь. Ты не стареешь. Ты находишься в этом потоке времени, который тянет тебя вперед.
Но он тянет тебя для чего? Ничего нет кроме человека. Нам говорят: вот смотрите, высокий уровень коррупции. Давайте сейчас все возьмем и уедем из страны. Коррупция останется? Нет, потому что нет человека. Все, о чем мы знаем, имеет отношение только к человеку. Нет людей -- нет войн, нет любви, нет боли, нет радости, нет эмоций.
Но нет и жизни. Становится бесконечно скучно. Нет ничего интереснее человека. Трагедия в том, что в современном мире мы потеряли понимание человека, осмысление, кто такой человек. Мы придумали себе человека как экономическую функцию. Человек как потребитель. Человек который берет. И мы на него оказываем воздействие. Мы заставляем его покупать. Мы его убеждаем, мы ему рекламируем. Мы ему втюхиваем, втираем. Любым способом: бери! Три секунды счастья. Нам постоянно создают ощущение, что если это не случится, то мы что-то важное упустим. Появился сотовый телефон, и мы постоянно в телефоне. Потому что ощущение, что вдруг мы что-то важное пропустим. Что? Мы живем в постоянно меняющемся информационном поле. Оно сменяется как картинка за картинкой. Такое ощущение, что перед нами -- море. Вот представьте -- вы выходите на берег моря. Вечер. И вы видите только волны. Их бесконечное множество. Это море информации. И вдруг поднимается луна. И образовалась лунная дорожка. И это то направление, которое вы выбрали, это ваше желание, ваше познание в море фактов, в море информации. Вы выбираете направление движения. И вы идете по этой дорожке. И вокруг море информации, которую вы не знаете, и не можете овладеть. И никогда не овладеете.
Но страшно не успеть, не увидеть. Мы постоянно живем в ложных представлениях о жизни. Вот в свое время появилась книга хомо сапиенс, потом хомо деос. Написал очень умный израильский ученый. Но суть сводится к чему? Вот человек будущего будет... Каким? Это будет человек божественный? Или это будет хомо инфернос, человек дьявольский? Это будет вершина потребления? Или потрясающего духа? Это будет человек, который стремится освободиться, чтобы вскрыть свои пороки и насладиться ими? Или человек-созидатель?
На это же нет ответа. Потому что важно, чтобы это был человек-потребитель. Чтобы он покупал. Чтобы он участвовал в процессе. Он является предметом изучения всех. Вообще вдуматься: человек-творец, который создает вокруг себя, гений, Леонардо-да-Винчи. Вселенную создает вокруг себя. Он на полном серьезе смотрит в тренды тик-тока. И упрощает себя на уровень идиота, делает то, что ему приказывает какой-нибудь смешной программист в Китае, задает этот тренд, и страшно счастлив, что он свой повтор сумел разместить, и -- вау, круто, меня посмотрело столько-то тысяч человек. И он счастлив, для него это все. Я хочу попасть в тренды, вау.
А дальше что? Дикое счастье -- у меня столько друзей, на меня подписались. А через 5 минут они ушли. И ты пытаешься повторить, и не можешь повторить. И ты несчастен. Хотя ты не стал лучше или хуже. Ты выполнил навязанное задание, ты ушел от своего предназначения, от своего пути. Это даже не ты придумал. Ты, стремясь к тому, чтобы проявить себя, проявляешь себя по приказу откуда-то. Ты не генеришь, но ты создаешь квази-новый продукт. Ты играешь по предложенным правилам. И не замечаешь, как проходит твоя жизнь. Тебе все время диктуют тенденции, тебя все время ведут. Потому что мир вокруг становится крайне жесток, дико управляем. Людей очень много, а зачем они? Для того, чтобы покупать? Хорошо. Мы знаем, как им продавать. Теперь информация -- это новая нефть. Мы можем продать человеку все. Если раньше необходимо было продать ему то, что необходимо для его существования, потом -- для удовлетворения его эго в материальной форме, то теперь это вообще не играет никакой роли. Это вообще не важно. Мы можем продавать то, чего нет. Воздух. Это уже не интересно. Даже не надо ничего материального. Потому что мы продаем эмоцию. Мы работаем с эмоцией. Человека зацепило, и он готов платить, платить, платить.
А он от этого становится лучше? Что он развивает в себе? Он становится свободней? Он становится творцом? Он задает себе вопрос: зачем я? Зачем произошло это абсолютное чудо? Любой, кто изучал биологию, так и не может понять, как появляется жизнь. Каким совершенно непередаваемым образом появляется это чудо, которое называется ребенок, как растет, как становится, как вдруг этот миллиард клеток, сочетаясь друг с другом, вступает в сложнейшие биохимические реакции, приводит к тому, что мы ходим, чувствуем, пальчики двигаются. Не дай Бог где-то порезался, думаешь: как это сложно устроено, и как неудобно, если у тебя что-то заболело.
И это чудо создано для чего? Для того, чтобы все время потреблять? И не задавать себе вопроса: если я такой есть, если среди всех животных, существующих на земле, Господь даровал мне способность сознания, осознания себя, творчества, то для чего? Для того, чтобы я прожигал свою жизнь? Тратил дни на то, что мне неинтересно?
Самый популярный вопрос, который задают люди, звучит так: а может я получаю знания, которые не понадобятся мне в этой жизни? Может я учусь не тому, что надо?
Мы всегда учимся не тому, что надо. Потому что мы не знаем, когда, в какой момент времени появится то знание, которое нам нужно. Я приведу вам простейший пример. Вот вы. Как вас зовут? Георгий, вставайте. А вас как зовут? Дмитрий. Георгий, дойдите до Дмитрия. Возвращайтесь назад. А теперь давайте сделаем то же самое, только вам нужно будет идти до Дмитрия с закрытыми глазами, один раз открыть глаза через 4 шага, и продолжить идти дальше с закрытыми глазами. Открыли глаза. Вам пришлось подправить ход движения. Потому что когда вы делали шаги не видя, вы сбились с курса.
Теперь попробуем сделать еще сложней. Запомните, где находится Дмитрий. Закрыли глаза. Идете туда, где он должен быть. Дмитрий, а вы вставайте и идите ко мне. И в этом -- трагедия нашей жизни. Что происходит? Когда мы моргаем и управляем машиной на скорости 100 км/ч, за время моргания машина проезжает 300 м, возрастает скорость, 200-300 км, а дальше -- самолет, ты моргнул -- и изменилась обстановка. Обстановка изменилась статическая. А ведь она не бывает статическая. В это время меняется все. Знание -- это возможность все время держать глаза открытыми. Если ты взял свои знания в тот момент, когда учился в школе на каком-то уровне и застыл, то ты идешь с тем представлением, которое у тебя было, о том, где, кто и как сидит. Ты никогда не можешь подрулить. Ты никогда не можешь подправить свое знание. При этом все остальные уже сдвинулись. Они уже ушли. Как только ты застыл -- ты потерял, потому что вся картина мира сместилась. Мы все время мыслим образами прошлого. Каждый раз, когда мы обучаемся, мы фиксируем то, что было. Даже рассматривая ситуации, которые возникли. Она это сделала, он это сделал. Это было вчера. Я вынужден это проговорить, значит я уже опоздал во времени. И я реагирую на то, что было, в тот момент, когда я начал об этом думать. А ситуация все время меняется. И я должен соответствовать. Я должен быть в стриме мысли. Я должен научиться мыслить динамически. Не останавливаясь, не анализируя то, что уже было. И все задачи, которые мы решаем в школе, это статические задачи. Там есть некие данные, и мы думаем, где списать, как посмотреть, что сделать. А в жизни таких задач не бывает. В жизни мы каждый раз решаем задачи с постоянно меняющимися условиями. И чтобы это делать, мы все время должны воспринимать информацию.
У меня близкие друзья служат в спецназе, потрясающие ребята, много лет их знаю. Возникла ситуация, громкая, и я их спрашиваю: что было не так? Был штурм дома, в котором сидел человек и отстреливался. Он говорит: все было так. Но боец в момент выполнения задачи падает не на уровень ожидания, а на уровень своей тренированности. Когда адреналин подскакивает, когда в тебя стреляют, когда риск, ты не воспроизводишь свои знания, умения, навыки, на том уровне, как ты про себя думаешь, а на том уровне, как ты вытренировался, что у тебя в подкорке, что у тебя выскакивает автоматом. Вот это твой запас знаний.
В критической ситуации весь багаж знаний работает, спасая тебя. Но ты принимаешь решение исходя из того, что на данный момент времени тебе известно. Потом, когда задача решена, и ты получаешь данные с разных точек, ты их сводишь воедино, и тогда ты понимаешь где и что можно было сделать по-другому. Но на момент принятия решения у тебя этого нет. У тебя есть только та информация, которая была тогда тебе доступна, но ты должен был принимать решение. Поэтому чтобы это решение было точным, ты должен постоянно обладать информацией.
Исходя из этого, процесс знания и познания не останавливается никогда. Мы все время учимся. Мой близкий друг А.Л.Мясников -- очень взрослый человек. Очень. Ему уже под 70. Он не любит, когда ему об этом напоминают, потому что он прыгает через костер, делает сальто, Я ему говорю: посмотри в паспорт. В таком возрасте этого делать не надо. Так вот он -- великий врач. Он прошел большую практику, много лет работал в Африке военврачом. Работал в Америке, во Франции. Он по-прежнему 3-4 часа в день читает мед. литературу, обновления. На английском языке. Это происходит потому, что он должен быть постоянно в этом потоке информации. Поэтому когда мы учимся в школе, когда мы учимся в институте, мы не пытаемся просто получить профессию. Это вообще не об этом. Мы учимся учиться. Мы учимся работать с информацией. Мы воспитываем в себе точное понимание. Потому что когда ты движешься на скорости, когда ты управляешь машиной, когда ты летишь со страшной скоростью, ты работаешь инстинктивно. Точно такие инстинкты в познании что хорошо и что плохо, что так и что не так, дает тебе база знаний. Когда тебе что-то говорят, а ты чувствуешь, что что-то не складывается, это не соответствует действительности, это не правда. Ты начинаешь просчитывать, потому что подобные задачи ты уже видел и слышал. И ты уже думаешь: нет, ребята, что-то тут не то. И дальше ты уже знаешь, где посмотреть и как.
Я учился в отличной московской школе. Я родился в дремучем году, до выхода человека в открытый космос. 1963 год. Гагарин уже полетел, но Леонов в открытый космос еще не вышел. В советское время были хорошие школы. Я был абсолютный гуманитарий. Мне все дико нравилось. Моя мама преподавала в музей-панораме "Бородинская битва". Я обожал тему Наполеона, тему Отечественной войны 1812 года. Я просто жил этим.
А потом я вдруг посмотрел и подумал: а хочу-ка я стать артистом. На что мне моя гениальная мама сказала: сынок, давай ты сначала получишь профессию, а потом уже будешь кем хочешь.
И я пошел в московский институт стали и сплавов, в другой меня не взяли по разным причинам, закончил физико-химический факультет. Т.е. все гуманитарное, что у меня было, включая англ. язык, потому что это была школа с рядом преподавания на англ. языке, теоретически было несколько о другом. Но когда я понял, что в институте платят за то, что ты учишься хорошо, а я был из небогатой семьи, я решил, что денег я никому не отдам.
Тогда еще платили за то, что ты хорошо учился. Я закончил с красным дипломом, и мне предлагали остаться в аспирантуре. Но я закончил физико-химический факультет в институте стали и сплавов. И я подумал: я могу стать лучшим в этой профессии, но это будет в 8-ом миллионе, в конце. Просто потому что я ограничен экспериментальной базой, которая есть в других странах. Я решил что нет, надо думать на кончике пера. И я выдержал страшный конкурс, в этот момент работал дворником, учил совершенно другие дисциплины, и резко поменял свою жизнь, пошел в институт мировой экономики и международных отношений, АН СССР. И там защитился уже как экономист.
В этот момент страна изменилась полностью. Все те знания, которые, казалось, не будут никогда нужны, не интересны, казалось, что обнулилось все, что ты знал до этого, выяснилось, что ничего подобного.
Я шил шапочки. Я гонял машины из Ср.Азии. Я преподавал каратэ, я занимался репетиторством. Я работал в школе преподавателем. Надо было зарабатывать. Нужны были постоянно деньги, потому что родители, потому что появились дети, жена. Надо было все время действовать. Но я понимал, что я не могу остаться на том уровне, потому что страна стремительно меняется. И мне все время надо было менять себя, не изменяясь самому. Или скажем так: менять себя, не изменяя себе.
Поэтому очень важно в процессе образования помнить: само слово образование -- это формирование образа. Это о душе. А душа -- это гуманитарная составляющая знания. Душа -- это русская литература, душа -- это язык. Душа -- это осознание счастья быть и родиться в России. Не ничего прекрасней великого и могучего русского языка. Это фантастическое, потрясающее, Богом дарованное явление. Я не собираюсь вдаваться в нюансы. Но именно оно делает нас особенными. Мы мыслим языковыми образами. Мы мыслим картинами, но все равно там язык. Мы говорим на языке, и нас зачастую не понимают. Мы говорим справедливость, но наша справедливость это не совсем то, что Justice (правосудие). Мы говорим о воле, но не совсем то, что Freedom. Это не значит, что они плохие. Мы -- другие. Не случайно Фрейд, работая с русскими людьми, говорил об амбивалентности русской души. Мы -- много валентные. Мы -- объемные, мы -- сложные. Мы для них всегда непонятны. Мы -- другие, им с нами тяжело, а нам с ними скучно. У нас иное предназначение. Причем как у человека, так и у страны. Мы слишком пессимистично относимся к себе. Мы зачастую, не зная той жизни, смотрим на нее, и начинаем пренебрегать своей. Мы не чувствуем, пытаясь все перевести в язык меркантильный. А для меня он не работает, потому что прекрасная, великая западная цивилизация строила свой принцип на том, что такие как я вообще не должны существовать. Потому что я -- еврей. Мы очень не нравились большому количеству замечательных западных философов. Начиная от абсолютно религиозного авторитета Мартина Лютера, который основал протестантство, который нас ненавидел. И заканчивая Вагнером, Ницше. Поэтому когда столкнулись в конечном итоге разные философские направления, то выяснилось, что есть великая западная немецкая философия, которая привела к рождению абсолютного зла -- Гитлера. От Лютера, Ницше, где-то там Гегель приложил руку. Правда меньше -- нацисты его не любили. Зато Канта они сильно любили за его чувство долга.
А с другой стороны были мы. Русский народ. Православие. Душа. Фраза, что без любви нет правды... Любая правда, все, что угодно, но если в этом нет любви, превращается в ложь. Н.С.Михалков гениально на эту тему рассуждает. Это простая, но вместе с тем очень серьезная мысль. Можно набросать дикое количество верных фактов. И они будут как твое неудовлетворенное тщеславие, они будут справедливы, они будут говорить, что и это плохо, и то плохо... Но если у тебя нет любви, если ты не пытаешься изменить, если у тебя нет любви к народу, нет любви к стране, к могилам твоих предков, к осознанию величия истории, это тебя утянет в бездну, в разрушение. Устоять тебе поможет только одно -- формирование образа. Это то, над чем ты работаешь. Ты создаешь себя. Ты задаешь внутри себя те морально-этические нормы, которые позволяют тебе в жизни определять, что хорошо и что плохо. И когда ты ложишься спать, или рано утром, когда ты просыпаешься, ты слышишь тихий голос Бога. Он называется совестью. Который говорит тебе, правильно или неправильно ты живешь. Тебе стыдно (или не стыдно) за то, что ты делаешь. И если ты понимаешь суть своего предназначения, если ты работаешь над своей душой, если ты осознаешь для чего ты, ты становишься тефлоновым. Какая разница, какую грязь пытаются на тебя вылить люди, когда ты знаешь, что ты не такой. Они могут придумать что угодно, но ты же про себя знаешь правду. Ты делаешь то, что ты должен делать.
И поэтому какая бы не была людская молва, неважно. Важно, какой ты. Ты осознаешь чувство гордости, предназначения, и принадлежности к великому народу великой страны. Потому что мы генерируем смыслы, объясняющие, зачем человек живет. Не для того, чтобы уничтожить другие народы, завоевать территорию, нести бремя белого человека, как писал Киплинг, относясь к другим как к полу-людям -- полу-зверям. Нет. Не в этом смысл существования человека. Это для западной философии, для западной культуры смысл -- это война, и мир ужасен как промежуток между войнами. Поэтому когда мне с Запада начинают, не лично мне, а нашей стране, что-то объяснять, мы -- то, мы -- се...
Минуточку! Кто бы говорил! Вы рассказываете нам о том, какие мы ужасные?! Вы это на полном серьезе рассказываете нам, после того как вы уничтожили... И дальше мы начинаем загибать пальцы. На что в ответ наши противники нам говорят: а джинсы? А новый айфон? И? А это все стоит того, чтобы уничтожить часть человечества? И почему это надо противопоставлять? Почему мы воспринимаем патриотизм как подписку о невыезде? Это же тоже идиотизм.
Любовь к Родине происходит не оттого, что ты не можешь уехать или купить то, что тебе нравится, а от осознания, что ты можешь это сделать, но все равно живешь на Родине. В этом же прелесть. Когда у тебя есть выбор, и ты его делаешь правильно. А если у тебя нет выбора, откуда ты знаешь какой ты?
Учиться понимать, осознавать, смотреть вперед, верить в себя, верить в свое предназначение и понимать, что ты не один. Вместе мы производим совершенно фантастические удивительные вещи. И здесь можно долго цитировать Маяковского, но для этого надо его знать. Можно быть русским человеком, не зная Пушкина? И не важно, кем он станет потом. Нельзя. Человек должен вырасти на сказках Пушкина, он должен впитать эти образы. Он должен рыдать над "Мастером и Маргаритой". Он должен с трудом, может быть перебираясь в детском возрасте от страницы к странице, но осилить Л. Н. Толстого. Он должен знать, о чем пишут Некрасов, Фет, Тютчев, Блок. Он напитывает свою душу. Он привязывает себя к прошлому.
Потому что без прошлого человека нет. Потому что как только человек обретает себя, обретает свое знание, свое понимание, он сформировал свой образ, он идет вперед. Он гигант, которого никто не сможет остановить. И неважно, куда его выведет судьба. Не играет никакой роли. Надо будет заниматься любой наукой -- и ты сможешь. Конечно сможешь. Потому что есть предназначение. Жизнь тебя всегда ведет. Она всегда дает тебе шанс. Она всегда тебя готовит. Надо всего лишь услышать. Услышать этот шанс, который тебе дают.
Я занимался диким количеством самых разных вещей. Я стриг траву в Алабаме, преподавал там в университете, собирал подписи, торговал огнетушителями... Я делал все возможное чтобы выжить. Казалось в начале 90-х, что... В 1990 году я встретился с президентом США, а через несколько месяцев у меня в кармане было только 20 долларов, и я не знал, на что купить еду.
Но я был уверен, что я все равно всегда прорвусь. Не изменяя себе. Я всегда знал, что я смогу добиться. Я всегда понимал, что главное -- терпеть, сжать зубы, и работать, работать, работать. Потому что я всю жизнь занимался самой интересной деятельностью на свете. Нет ничего интереснее мыслительного процесса. Это дикое наслаждение -- думать. И неважно, в каком виде происходит эта активность -- радио, телевидение, написание книг, выступления. Процесс размышления феноменален. Когда ты начинаешь анализировать, когда ты выстраиваешь, появляется такое ощущение, как у охотника, когда он почуял дичь. Возникает такое ощущение, когда ты кажется поймал мысль, интересный ход. И ты размышляешь, и тебя это захватывает. Ты хочешь этим поделиться. И когда тебе удается эту мысль донести, и она попадает наружу, вдруг выясняется, что она уже всем понятна. Это особенность коллективного мышления. Мысль, которая долго доходила, никогда не бывает твоей. Вырвавшись, она становится всеобщей.
Но умение создавать мысль - это то, что нас отличает от всех. Если мы отказываем себе в удовольствии мыслить, мы теряем возможность творчества. Исходя из этого, все специальности, которые не подразумевают творческого мышления, уходят. Они рутинны. Человек должен творить. Тогда у него не будет даже близко никакого вопроса, а может ли ИИ вытеснить человека? Нет. ИИ может вытеснить те профессии, где не требуется постоянное творчество человека. Потому что предположить, что можно создать ИИ, который полностью воспроизводит человеческий мозг, тогда это будет еще один умник. А главное зачем? Энергетически это невозможно.
Хотя конечно великий Ковальчук говорит о природо-подобных технологиях, к которым мы идем и пытаемся воссоздать. Но каждый из нас является настолько уникальным, что никакой ИИ тебе не сделает нового Пушкина.
Не надо бояться ИИ. Надо бояться себя. Ведь по большому счету когда мы рассказываем сказки себе, как в будущем ИИ кого-то там уничтожит, потому что мы наделяем его своими отрицательными чертами. Мы из него делаем абсолютного диктатора. Ему даем свой эгоизм. Мы ему подкидываем то, чего у него нет. Это большущая ошибка. Потому что мы ему вообще не интересны. Мы по большому счету воссоздаем пугалочку из детских снов, из обслуживающего элемента, который все видит, все знает, все понимает оценивает эмоции.
Это всего лишь обслуга. Новые качества, которые создает человек, всегда будет иное, чем новые качества, которые когда-нибудь сможет создавать ИИ. Он всегда будет, всегда будет нужен, необходим, он всегда будет помогать, он будет тебе помогать, отталкиваясь, идти в вопросах творчества еще выше. Он ставит тебе более сложную задачу. Потому что в отличие от ИИ, у тебя есть душа.
- Владимир, я не могу не вмешаться. Я Вас слушаю и понимаю, что нам ставят все более сложные задачи. Получается, и коронавирус -- это новый вызов, новые задачи?
- Коронавирус -- отдельная серьезная тема. Я отношусь к нему как к большой трагедии. Просто у нас многие вообще не понимают, о чем коронавирус. Но он привел нас с товарищами, что мы создали свой ютюб-канал. Мы ушли в новые качества. Мы создали новый источник общения с людьми, и в том числе возможность зарабатывать деньги. Коронавирус сам по себе -- всего лишь одно из проявлений, которое традиционно приходило к человечеству. Просто человечество в этот раз оказалось испуганным и неготовым. Раньше хоронили бы и не задумывались. Сейчас цена человеческой жизни и информации выросла настолько, что нам страшно, и мы вынуждены реагировать. Кстати, Россия реагировала лучше всех в мире. Но как мы проходим вакцинацию, это обратная сторона за то, что мы настолько грамотно все организовали, что народ не испугать.
<...>
Нет в пандемии ничего нового. Просто мы забыли. Пандемия испанки 1914-1917 года была еще страшнее. Просто американцам сейчас страшно. Их погибло под 600 тыс. человек. Больше, чем погибло за всю 2-ю мировую войну. Потому что они не воевали на своей территории, у них не было такой трагедии как у нас. Сейчас в индии умирает в день свыше 4 тыс человек. От болезней. Но раньше умирало до трети населения Европы. Сейчас от ожирения умирает больше людей, чем от голода. Сейчас кончают с собой больше людей от сытой хорошей жизни, но от переживаний, чем гибнет во время войн. Человечество не может убежать ни от эпидемий, ни от страхов, но главное, оно не может убежать от себя. И когда возникает стресс, это наше испуганное сознание говорит нам: все, срочно бежать закупать гречку и туалетную бумагу. И с этим мы научились справляться.
А душа... Коронавирус требует от нас того уровня дисциплины, которого не требовало все остальное. Когда говорят: сидеть по домам. Весь мир заставили сидеть по домам. И тут же возникают теории: все это специально, на самом деле никакая это не болезнь. Теория заговора. Да? Зайди в красную зону, посмотри, какая не страшная болезнь и теория заговора. Посмотри как люди страдают. Насколько это тяжелая болезнь и что такое ковидный хвост.
Да, бывает по-разному. Но посмотри на общие потери. Но мы же не хотим получать правду. Мы хотим получать ту версию правды, которая нам в данный момент нравится.
Поэтому человек говорит: вся правда есть только в интернете. Дети! Да вас обмануть нет ничего проще.
Любого человека обмануть очень легко. Потому что он живет в информационном поле. Ему постоянно вбрасывают дикое количество информации. В том числе дезинформации. И учитывая поток, который идет, в этом потоке как ты можешь определить, что истина, а что ложь. Только то, о чем я говорил в самом начале. Накопленным опытом. Открытыми глазами. Процессом движения. Только тогда, когда на тебя летит информация, которую тебе пытаются преподнести как достоверную, ты говоришь: нет, а вот здесь я чувствую неправду. И здесь я чувствую неправду. И здесь не так.
Поэтому для чего нужно общество знаний. Это гигиена мыслительной активности. Знание -- это открытые глаза. Знание -- это чувство истины. Но оно должно базироваться на формировании образа. На душе.
Я как-то спросил у Ю.Шевчука, как ему удается писать такие пронзительные песни. А он говорит: надо каждое утро мозоль с души стирать. Чтобы чувствовать чужую боль.
Поэтому с одной стороны формирование знаний, с другой стороны -- поддержание души в состоянии, когда ты сострадаешь, когда ты чувствуешь чужую боль. А не свое эго.