|
|
||
К вопросу о Душе
Составила Татьяна Красных
Предлагаются следующие рамки обсуждения: современная западная
индустриальная цивилизация не признает существование такой сущности, как
"душа".
В то же время о душе говорят "давно", ее (похожие сущности)
"признают" в других современных цивилизациях (Индийской, отчасти -
Мусульманской).
"Признание души" является радикальным фактором-ресурсом, изменяющим направление помыслов и развития и отдельного человека, и целых укладов жизни.
Наличие души подразумевает наличие нового "пространства борьбы", в т.ч. за лидерство (на всех уровнях), нового ресурса, способа воспитания "боевого духа" и т.д.
Посему предлагаю рассмотреть и высказаться по следующим вопросам:
1. Понятие души - что это такое с вашей точки зрения?
2. Вопрос о существовании души - со всех точек зрения (в т.ч. и с
военной) .
3. Почему не признается наличие души в современной западной цивилизации?
4. Способы доказательства наличия/отсутствия оной души.
5. Вопрос о том, к чему может привести "неопровержимое доказательство"
(признание наличия души общественным сознанием) - с со стратегической
точки зрения.
Приветствуются также собственные рассуждения, другие вопросы в предложенной рамке и личные комментарии по этой теме.
"Теперь третий, самый интересный вопрос - о посмертном существовании сознания (души). ... Если пользоваться компьютерной аналогией, то душа - это информация, сформированная на носителе - памяти и обрабатываемая процессором - мозгом.
Нет никаких оснований утверждать, что эта информация не может быть записана на какой-то другой носитель и не может быть обработана другим процессором, действующим на основе других принципов. ...Интересно, что разным типам посмертного бытия имеются близкие аналоги в информатике.
Древнегреческие тени - отработавшие и устаревшие программы - сдаются в какой нибудь фонд алгоритмов и программ. ...
Переселение душ - после отладки программы ... исполнительная часть программы переносится на новый компьютер, а данные (память) не переносятся: они формируются заново в процессе работы программы.
Естественно, перенос осуществляется в те системы, для которых этот алгоритм или программа наиболее подходит ("Но если туп, как дерево, родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь").Загробное существование христианских и мусульманских душ примерно соответствует программе, отлаженной на стенде и перенесенной на реальное изделие. Естественно, что после жестких стендовых испытаний штатный режим работы кажется раем.
В целом, можно нарисовать примерно следующую картину, объединяющую все перечисленные случаи в единый технологический цикл. Конечная задача - получение достаточно совершенных программ и алгоритмов путем их самосовершенствования. Информация снимается с носителей по мере их износа.
Впрочем, наиболее яркая и не вызывающая сомнения в ее ценности информация может сниматься и раньше, даже если это сопряжено с разрушением носителя.
Далее в зависмости от качества и пригодности информации она либо поступает в архив, либо наиболее интересная и ценная ее часть записывается на новый носитель и отправляется на дальнейшую доработку, либо если информация окончательно годна, она поступает на натурное изделие."
"Добавим еще, что с военноисторической точки зрения душа есть несущественный фактор -- ее признание/непризнанние ни разу не было фактором хотя бы тактического масштаба"
Про "ни разу не было фактором" - я бы не стал выражатся так радикально.
Но даже если рассуждать как "нормальный западный человек", то вот навскидку фактик.
Была такая страна - Тибет. И правил там (а теперь в изгнании) Далай лама, которого известно как находят. И родится новый Далай лама может в одном конце страны, а может в другом.
На мой взляд, есть разница, откуда правитель родом (к примеру, из Питера).
И эта "традиция" - действительна, т.е. мы ее явно учитываем в своих действиях.
Ну а самое очевидное возражение против "никогда не было фактором" - это "боевой дух", сознание бойцов, их отношение к смерти в случае признается ли душа или нет. Ежели это не фактор "тактического масштаба" то как этот фактор обозвать?
В общем девушка услышала от "той" такие подробности, которые "та" узнать
сама никак не могла. Только погибший муж их мог ей передать. И по моим
впечатлениям у девушки осталось полная уверенность, что все это было не
подставой и не шарлатанством, а на самом деле было общение "той" с ее
погибшим мужем.
Вот так, господа братцы-кролики. Осталось только узнать мыло на ту
сторону...
Пока ни о каких совпадениях вроде бы не сообщалось ...
Прошу прощения за отсутствие ссылки, но мне сама идея эксперимента
показалась очень интересной, как способ экспериментального
доказательства существования.
А вот "доказательство несуществования" в данном случае едва ли возможно
даже в принципе.
"Левон, вы бредите, причем тяжело"
К вопросу о вере. Почему нельзя "верить в душу"? Можно в Бога, можно и "в душу". Тогда на каких основаниях вы отбрасываете такой фактор веры как действительный политический фактор?
Про эксперименты про проверке видений в ходе клинической смерти есть пара любопытны ссылок...
Вот наберут статистику в несколько тысяч...
На мой взгляд внетелесное существования сознания и умение этим пользоваться можно было бы использовать тактически и стратегически, если бы таковое умение вышло за рамки фантастики.
Некоторое рассмотрение влияния "переселения душ" на стратегию и тактику есть у Мирера в "Доме скитальцев" (эффективность угрозы массового самоуничтожения, спецсистемы идентификации свой-чужой и т.п.).
Последний роман Буджолд "Paladin of souls" чуть ли не полностью (в некотором смысле) посвящен тактическим и стратегическим вопросам применения "душевных" и "демонических" ресурсов в военных и политических целях, а также борьбе за эти ресурсы. Правда все это происходит в Мире Пятибожия, теология и практика которого (особенно в вопросах души!) достаточно своеобразны и в общем-то далеки от традиционных воззрений.
И индивид живет тихо и счастливо - его не
мучают муки сомнения.
И все видится ему предельно просто и ясно. И нужно
то ему только то, что он видит, но зато то, что он видит - ему нужно. И думать
тут нечего - видишь - бери. Потому как голод ощущается только в
собственном желудке. В чужом - только на слух, и то если слух хороший.
Дальше продолжать?
А на Фуко потрудитесь хоть ссылатся без ошибок. То, что его интересует в человеке - это та часть человека, которая есть продукт социума. И он прекрасно понимает и рефлектирует рамки и ограниченность своей позиции. И не лезет за эти рамки.
Кстати, душа отнюдь не обладает атрибутом "бессмертия". В христианстве - да, есть такой догмат. В буддизме, например, то что переводят словом "душа" точнее переводить "принципом (субъетом) сознания". Этот принцип сознания может обретать тело (и жить несколько жизней), но о бессмертии (тотальном, вечном) никто и не зарекается.
Ежели рассматривать понятие душа в рамках "одной жизни", то душа в
"голом" виде бывает тогда, когда сознание (вместе с душой как носителем
этого сознания) отделено от тела.
Т.е. тело человека отдельно, а его
сознание - отдельно. Не в теле. Тогда тот "субстрат", "информационный
объект", в котором наличествует сознание, и называют душой.
Вся фишка в том, что такого "не бывает" с точки зрения Современного (по Фуко) человека.
А с точки зрения человека новой пост-Современой эпистемы?
Мне рассказывали, что был как-то репортаж о грамотном (на мой взгляд) эксперименте по проверке объективности посмертных видений в ходе клинической смерти...
Например, экран с лучевой трубкой рассчитан на человеческий глаз. А вот, например, кошка на нем изображения не увидит - она увидит только мерцание.
1. Понятие души - что это такое с вашей точки зрения.
Можно ли это назвать "душой"? Думаю - можно, но в буддисткой трактовке, т.е. все то, что есть "личность" (привязанное к данному конкретно телу) - "душой" не является. С точки зрения информации - это только алгоритмы переработки информации и выработки целей на основе имеющихся вводных.
2. Вопрос о существовании души - со всех точек зрения (в т.ч. и с военной) .
Проблема же в том, что в туннеле реальности текущего западного общества "душа" полагается эквивалентной "личности", т.е. все построения на базе такой "души" носят успокаивающий, а не конструктивный характер. И смысл от такой "души" уже уплывает совсем не туда, куда хотелось бы.
3. Почему не признается наличие души в современной западной цивилизации.
4. Способы доказательства наличия/отсутствия оной души
5. Вопрос о том, к чему может привести "неопровержимое доказательство" (признание наличия души общественным сознанием) - с со стратегической точки зрения.
Думается, что это энергетический след живого существа. Тень.
Такая душа 100% есть. И может жить после смерти. Но, вероятно, недолго.
Остаются гипотезы:
1. Душа == Я
2. Душа может принимать решения
3. Душа вечна
1. В чем смысл жизни.
Вопрос, который нравиться задавать, когда теряется привязанность к
какому-то эгрегору. Вопрос, от ответа на который -
отчего-то - обычно ожидают очень многого.
В чем смысл выступления? В чем смысл книги? В чем смысл жизни? На самом
деле, это вопросы одного порядка.
Смысл жизни в том, что этой жизнью сказано (сделано, изображено и т.п.)
2. О свободе.
Отчего-то, свободу расматривуют обычно в ряду ценностей. Но свобода - это
не ценность. Наоборот. Свобода - это возможность изымать и устанавливать
ценности. Пояснения нужны?
3. О душе.
Душа - трансцендентна. Если мы ее как-то сводим к рациональным понятиям
и связям - то мы говорим уже не о душе.
НИчего не может быть вечным. Душа, однако, не что-то. Не объект. Потому
может быть и вечной, почему нет? А может - и не быть. В моем понимании -
душа равна (понимать как метафору) вектору вложения свободы. Но это мое
понимание.
Все в нашем мире - ресурсы. Надо только догадаться, как их пользовать...
Но вернемся к душе
Была такая страна Тибет...
Здесь, Левон, вы несколько перегибаете палку. Далай-лама ведь не является человеком. Это воплощение Будды Авалокитешвары. После смерти его тела Авалокитешвара ищет себе новое воплощение (почему-то обязательно буддиста живущего на территории Китая, а желательно Тибета).
С помощью мистических процедур это воплощение потом разыскивают. Далай-лама - верховная власть в Тибете, религиозный король и аватар божества в одном лице. Но есть и другие.
Панчен-лама воплощает Будду Амитабу. После смерти аватара Амитаба воплощается в его наследнике (у этого Будды другие привычки). Ныне Панчен - 13-летний мальчик, содержащийся китайскими властями под домашним арестом.
Три Римпоче (Трипа) - верховный монах Тибета (обычно из монастыря Ганден), достигший просветления и по поверью способный воплощать любого из Будд. На время пока новый Далай не найден Трипа воплощает в себе Авалокитешвару. Эта почетная должность является выборной.
Можно долго продолжать о Тибете. Тамошний буддизм сильно отличается от классического. Родившийся на стыке Чань и Махаяны, он был во многом синтетичен. В нем явно прослеживаются как чаньские практики, так и ритуалы кришнаитов (казалось бы...).
Адаптированный для естественного
поддержания религиозно-светской власти, он заимствовал многие элементы
язычества кочевых племен, до сих пор населяющих большую часть Тибета.
Одних полных Будд там более 600, причем есть "малые" Будды, сильно
напоминающие мелких духов.
Да и табели о рангах в Тибетском буддизме
очень сложны. Иногда мнение воплощения Амитабы выше Авалокитешвары, и во
всех случаях большой вес имеет совещательный голос Трипы. Даже если он
никого в данный конкретный момент не воплощает.
Ваш тезис о том, что концепция души есть во всех мировых религиях спорен. В буддизме, когда "белки в колесе Сансары уснут" - душа появляется, или исчезает? Иными словами, является ли Нирвана состоянием души? В Синто душа живет на нижних пластах бессознательного? Суфии не имеют души? Последователь Чань или Дзен, достигший Самадхи в этот момент бездушен, или скорее наоборот?
Простите за некоторую иронию, но на практике явно выраженная концепция Души есть только в иудаизме и христианстве. Но и там она не первична. Согласно Писанию, перед Страшным Судом тела умерших будут воссозданы из праха и воссоединены с душами вновь для жизни вечной.
Ваши вопросы вплотную подходят к теологическому парадоксу. Если вы отрицаете трансцедентность души, вы отрицаете саму ее концепцию. Если вы признаете ее трансцедентальность, вы не сможете ее определить. Можете осознать, осмыслить в себе, прочувствовать, но никогда выразить словом и передать другому это ощущение.
Лично для меня душа тесно связана с духовностью человека, его целью в жизни. Думаю, она есть, но что она такое - не знаю. Почти уверен, что с сознанием она связана слабо.
Ответ на ваш третий вопрос почти полностью дан за абзац до этого. Технократическое общество не способно признавать трансцедентальных понятий. Тем не менее на уровне коллективного бессознательного и того же коллективного сознания некая формализованная "тень" души существует и в западном обществе. Боюсь, бессознательному глубоко наплевать на приматы общества. Ему зачем-то душа необходима.
Способы доказательства души могут появиться только после того, как мы дадим определение ей, что, как я сказал выше, не очень-то возможно.
Что касается пятого вопроса, то доказательство существования души есть у каждого духовного либо глубоко верующего человека. Но, как я говорил выше, оно является просто глубоким личным переживанием. Если вы говорите о доказательстве существования души какими-либо научно-техническими методами, то оно ничего не изменит. Возможно, повысит тиражи газет на несколько дней. Другое дело, что для того, чтобы доказывать существование чего-то, нужно это что-то определить. А потому см. пункт первый.
Кстати, считаете ли вы душу трансцедентным понятием или физическо-психологическим феноменом?..
Вах.. как вспомню, так тепло в сердце...
Ежели возвращатся к идее первоначального вопроса и рамок темы, проблема в следущем.
В современной научной цивилизации души (в мэйнстриме, в норме) нету. Это тезис.
Естественно, что для меня душа не понятие и не феномен, а "в натуре" часть меня как человеческого существа. Иначе я бы не задавался такими вопросами.
Вопрос в том, насколько можно/нужно/каким образом/зачем/.. ввести наличия души (вопрос в какой форме) в общественное мэйнстримовское сознание. Что из этого будет и как изменится мир.
Заметьте, не идет речи о формальном научном доказательстве. Есть куча других возможностей легитимации, они тоже предмет обсуждения. Вопрос в изменении общественного сознания, ежели там появится такая штука, как душа.
И еще. Душу я понимаю в расширительной трактовке, как информационный объект - носитель сознания человека. В чистом виде это бывает тогда, когда сознание человека отделено от тела. Душа-сознание - отдельно, тело - находится в другом месте.
"не важно, буддист ты или нет, будда внутри тебя"
В современной научной цивилизации души (в мэйнстриме, в норме) нету. Это тезис.
Вопрос в том, насколько можно/нужно/каким образом/зачем/.. ввести наличия души (вопрос в какой форме) в общественное мэйнстримовское сознание. Что из этого будет и как изменится мир.
А если серьезно, то худшим, пожалуй, вариантом было бы как раз научное доказательство существования некоего эфирного объекта, который для ясности назовем душой. Такой ход не изменил бы НИ-ЧЕ-ГО в общественном сознании. Разве что добавил бы самоуверенности среднему представителю вида.
Другие методики тоже терпят крах. Религиозные революции, насаждение духовности под дулами автоматов, формализация, обрядизация, соборность, проповеди о духовном превосходстве одной расы над другой - мы все знаем, куда это может завести. По сути вы говорите о необходимости повышения духовности (или необходимости осознания ее роли) в общественном сознании? Это совсем не одно и то же, что и доказать существование души. Это, боюсь, невозможно.
Моя точка зрения на этот вопрос связана с почти уверенностью в неизбежности расслоения человечества. В том числе и по этому признаку.
Возможно воспитание небольшого изолированного от внешнего мира кол-ва детей будущего поколения с установкой на этот вектор. Это любимая песня фантастов-футурологов - изолированные модели. К сожалению, изолированные модели не отличаются высокой жизнеспособностью.
Возможно постепенное (сотни поколений) движение в направлении интеграции духовности в ментальность народа, тем более, что прецеденты были. Только едва ли кто-либо будет способен осуществить такой проект без предварительной (опять!), пусть постепенной изоляции этого народа от окружающего мира. Реализация же его в общемировых масштабах нереальна по причине сильных противоречий существующих культур.
Возможно банальное шарлатанство: имитация второго пришествия, голоса свыше и пр. Правда, современное общество чрезвычайно критично и едва ли попадется на эту удочку.
Продолжать? Психологические операции, представление души, как
феноменального научного открытия, массовая дезинформация на тему,
например, что бездуховные люди имеют больше шансов заболеть раком
легких, что угодно... У всех методов есть уязвимое звено.
Возможно,
только использование чего-то подобного психопроекционной технике сможет
быть эффективным. .Личное переживание можно только передать
непосредственно. Эмпатия... она тоже не всем свойственна.
Хотя, может, я и пессимист. Впрочем, мне доказывать существование души не нужно.
Душу я понимаю в расширительной трактовке, как информационный объект - носитель сознания человека
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"