Сталкер
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Предлагаю вашему вниманию разбор фильма "Сталкер". Автор разбора Альберт Сафин. Аудио перевела в текст Татьяна Красных
|
Сталкер
Альберт Сафин. Разбор фильма
Жена Сталкера
Ты зачем мои часы взял?
Я знала, что и горя будет много, только уж лучше горькое счастье, чем серая унылая жизнь.
Куда ты собрался, я тебя спрашиваю? Ведь ты же мне слово дал. Я тебе поверила. Ну хорошо, о себе ты не хочешь думать, а мы? Ты о ребенке своем подумай. Она же к тебе еще и привыкнуть не успела. А ты опять за старое? Ведь я же старухой стала. Ты меня доконал.
Сталкер
Тише, Мартышку разбудишь.
Жена
Я не могу тебя все время ждать. Я умру.
Я знала, что и горя будет много, только уж лучше горькое счастье, чем серая унылая жизнь.
Ведь ты же собирался работать. Тебе же обещали нормальную человеческую работу.
Сталкер
Я скоро вернусь
Жена
В тюрьму ты вернешься. Только теперь тебе дадут не 5 лет, а 10. И ничего у тебя не будет все эти 10 лет. Ни Зоны... ничего. А я за эти 10 лет сдохну.
Сталкер
Господи, тюрьма... Да мне везде тюрьма! Пусти!
Жена
Не пущу!
Сталкер
Пусти
Жена
Не пущу! Ну и катись! Чтоб ты там сгнил! Будь проклят день, когда я тебя встретила, подонок! Сам Бог тебя таким ребенком проклял. И меня, из-за тебя, подлеца.
Я знала, что и горя будет много, только уж лучше горькое счастье, чем серая унылая жизнь. Подонок!
Альберт Сафин
Во-первых, я приглашаю вас воспринимать происходящее здесь как философскую притчу, в первую очередь постоянно задаваясь вопросом: а какой в этом урок лично для меня, который я могу извлечь из происходящего на экране в том числе.
Во-вторых выше вы наблюдали с одной стороны, страдания жены Сталкера, а с другой стороны ее признания в том, что эти ее страдания и являются целью ее жизни. Т.е. она словно получает удовольствие от возможности эти страдания проживать, потому что ничего другого не знает и не умеет. И в действительности я приглашаю вас рассмотреть вот что. Что происходит в жизни человека, вне зависимости от того, нравится ему это или нет, комфортно ему от этого или нет, страдает он от этого или нет. Это и является как правило его целью, можно сказать. Метафорично это можно представить так. Что происходит в жизни человека, в чем он отдает сознательный отчет, то и является целью его бессознательного. И здесь в этой картине интересным является вот что. С одной стороны в начале мы наблюдаем, насколько громко, ярко и насыщенно страдает жена Сталкера. И в завершение картины мы наблюдаем ее признание, что она находилась в поисках этих страданий, и для этого и супруга соответствующего себе нашла. Для этого даже, чтобы обслуживать свои страдания, они называют свою дочь нечеловеческим именем, потому что она является лишь придатком и средством еще их страданий в том числе. Что происходит в жизни человека, то и является его целью, вне зависимости от того осознает он это или нет, и вне зависимости от того, нравится это ему или нет.
Я приглашаю вас именно сквозь призму этой гипотезы и рассматривать происходящее в этой философской притче. Моя задача здесь выносить на поверхность ряд гипотез. Я верю, что если хоть одна из них была для вас полезной, особенно в долгосрочной перспективе, это уже будет для меня большой наградой.
Конечно здравый смысл никто не отменял, нельзя сказать про жертв чрезвычайного происшествия, что оказаться жертвами -- это и была их цель. Нет, здесь пути человеку непонятны. Это лишь как позиция, придерживаться которой может быть полезно. Не 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, а иногда думать о том: а может быть то, как я живу сейчас, и является тем, что для меня по-настоящему важно. А может быть моя жизнь и есть ответ на те вопросы, которые я регулярно ей задаю. Ведь как говорится по вере вашей будет вам, бедные беднеют, а богатые богатеют, дорогу осилит идущий, во что смотришься, в то и превращаешься, и где внимание человека, там и есть он. И на мой взгляд, это художественное произведение, эта кинокартина и является в том числе иллюстрацией этих мудрых фраз. И помните: это философская притча, задача которой поднимать на поверхность ряд гипотез. Жизнь во всем ее многообразии является более многослойной и красочной, чем любые слова, которыми обыватель пытается ее описывать. Ключевым является то, что из многообразий гипотез здесь вы можете для себя извлечь.
Далее. Если что происходит в жизни человека, то и есть его цель, вне зависимости от того, сознает он это или нет, то тогда как ему работать не со следствиями, не с симптомами, а с причинами? Если обыватель начинает принимать происходящее в его жизни как то, что и есть то, что для него сейчас важно, то тогда что другое в качестве важного он может для себя ставить, чтобы опираясь на текущее, создавать для себя новый мир. Если жизнь человека -- это ответы на те открытые вопросы, которые он задает себе, другим и жизни, ( ну почему мир так ко мне несправедлив? Ну где же наконец это счастье, которое я когда-нибудь должен найти?) конечно тогда он бессознательно будет конструировать такие события и взаимоотношения, чтобы снова и снова иметь возможность с соплями изо рта и не только такого рода вопросы формулировать. Тогда может другие вопросы формулировать?
Здесь мы будем с вами не только актуализировать некую проблему, но и обязательнейшим образом я буду приглашать вас изучать ряд инструментов для самостоятельной работы.
Далее. Что тоже является важным. Ткань этого произведения есть некая Зона, которая исполняет самые сокровенные желания человека. Но это лишь отвлечение для зрителя. Потому что такой зоной, которая исполняет самые сокровенные желания для человека и является его жизнь уже. Вы хотите узнать что представляют собой ваши сокровенные желания на самом деле? Оглянитесь по сторонам. Рассмотрите себя в жизни своей и этот организм вашей жизни, который вас обволакивает и окружает. Я имею в виду субъективную реальность отдельно взятого человека. Это и будет ответом на вопрос, что представляют из себя его самые сокровенные желания. Ведь многие люди хотят быть красивыми, успешными, обеспеченными, счастливыми. Но так ли это по факту? Конечно нет. Может быть то как они живут и является следствием того что они хотят по-настоящему? Но зачастую как много мужества и сил необходимо чтобы это принять. Но только приняв это и опираясь на то, что происходит в жизни человека, и является его целью, вне зависимости от того, сознает он это или нет, нравится ему это или нет, только на мой взгляд приняв это, только тренируя в себе мужество и ответственность ( ответственность -- это такая позиция здесь, когда человек считает себя причиной всех следствий в своей жизни), только тренируя в себе этого внутреннего взрослого, можно сказать, эго-состояние, человек создает пространство изменений. Он начинает становиться не следствием воздействующих на него извне причин, он сам начинает становиться причиной. Человеком.
И вот в том числе об этих метафорах и гипотезах и будет идти речь в пространстве этого учебного материала, который построен в том числе на базе прекрасной поучительной философской притчи Сталкер.
А что если человек испытывает эмоции не в результате событий, а бессознательно создает такие события и взаимоотношения, чтобы иметь возможность проживать привычные эмоции? Как на примере жены Сталкера. Можете ли вы представить на выражении лица ее и на душе ее например что-нибудь связанное с радостью, уважением, благодарностью, с гордостью за свои победы, за победы своих близких? Сложновато, правда? Но очень легко примерить к ее лицу эти обиды, гнев, печаль, раздражение и разочарование. Так может она и создает бессознательно, как и другие участники этого произведения, такие события, чтобы иметь возможность проживать привычные эмоции? Вне зависимости от того, нравится им это или нет. Может быть жизнь человека -- это следствие его убеждений о себе, о других и о мире? И он бессознательно создает такую жизнь свою, чтобы снова и снова подтверждать свои убеждения о себе, о других и о мире. Как например жена Сталкера здесь -- Я недостойна быть счастливой. Другие люди не уважают и не ценят меня. Меня окружают те, которые снова и снова хотят меня обмануть. Несмотря на то, как я ради них стараюсь. И мир этот, ужасный несправедливый и серый, где нет никакого света.
Вот так. Что закажешь -- то и получишь. Метафорично можно представить здесь.
Итак. А может это действительно так? Может иногда бывает полезно поменять местами причины и следствия? И задаваться вопросом не почему это произошло, а для чего это происходит и будет происходить. Но тогда какие эмоции вы выбираете испытывать в вашей жизни, и подтверждение каким новым убеждениям может быть о себе, о других и о мире вы выбираете искать и находить. В этом и заключается величие человека, можно здесь сказать, что он волен, ввиду отсутствия специализации как у насекомых, он волен создавать жизнь свою, так, как посчитает нужным. И вот о том, о выборе в том числе и будет идти речь.
Конечно, мы не можем заставить другого человека перестать страдать. И двери позитивных изменений открываются только изнутри. Но этот выбор, который имеет важное значение -- это то, что и будет проходить красной нитью сквозь этот материал. А какой выбор собираетесь совершить вы? Когда вы знаете, что единственный материал, из которого вы собираетесь себя строить, это вы сами. Единственный человек, заинтересованный в вашем развитии, процветании -- это вы сами. Не ищите спасения в другом. Только вы сами -- источник и причина здесь. И об этом в том числе будет идти речь. Ведь если обыватель считает виноватым в своих бедах других, он сразу ампутирует у себя даже малейшую вероятность изменений. И об этом в том числе мы будем с вами здесь говорить.
И эта картина прекрасна обилием иллюстраций этого, на мой взгляд. И в то же время, что бы мы ни делали, мы все создаем по образу и подобию нашему. Конечно, сколько людей -- столько и мнений. И здесь я буду поднимать на поверхность именно свой взгляд и свою точку зрения того, а что эта картина значит для меня.
Оглядываясь назад, когда мне было примерно 15 лет, я помню, впервые ее изучив, как меня наполняли чувства. И в конце я понял: ну неужели и есть ее сокровенное желание -- это страдать. И получается, что все она для этого делает. И в конце в этом призналась. Меня тогда охватила эмоция этого открытия. И потом мне понадобилось много лет чтобы найти слова, дабы это открытие передать. И этим эмоциям и этим словам я и посвящаю этот выпуск.
И поскольку я поделился историей моего знакомства с этой картиной, с которой я познакомился в 15 лет, на данный момент мне 31 год, и в действительности получается 16 лет оглядываясь назад, я как бы пребывал и продолжаю пребывать в поиске. И я решил посвятить этому всю жизнь -- нахождению слов, чтобы передавать и тренировать свою способность вот эти эмоции и открытия облечь в слова. Дабы делать их известными и иметь возможность уловить их другому, для которого они могут быть по-настоящему важными.
Еще следующее. Когда ученик готов, учитель приходит. И в данном случае и учитель, и ученик друг для друга являются и учителем, и учеником.
И смотрите, вот что интересно. Недавно, на днях, я опубликовал выпуск по фильму Курьер. Над которым работал с честью, с уважением , с благодарностью. И очень доволен этим выпуском. И вы знаете, в комментариях к этому выпуску дважды, на мой взгляд, прозвучала фраза, что счастье достанется каждому, и никто не уйдет обиженным. И эта фраза -- она из произведения художественного, на базе которого и построен фильм. Хотя фильм Сталкер Тарковского я воспринимаю как совершенно самостоятельное художественное произведение. Но я подумал: надо же, какое совпадение, что в комментариях к Курьеру дважды, по-моему, прозвучала цитата из одного и того же произведения. Т.е. дважды фокус моего внимания был направлен на вот этот источник. Потом, когда я лазил по интернету, не помню для каких задач, но я снова повстречался в этом же календарном дне с этой фразой. Я подумал: это удивительное совпадение, словно, знаете, не я нашел этот фильм, а этот фильм сам нашел меня. И сказал мне: Альберт, ты готов? Давай посвящай мне выпуск пожалуйста.
И важный момент еще. На днях, когда я освежал свою прическу, а я регулярно в среднем раз в неделю, или раз в полторы недели хожу в парикмахерскую, и меня там под машинку без насадки бреют. Ну так вот. Вы представляете, на журнальном столике в этой парикмахерской лежал журнал, на титульном листе которого был Александр Кайдановский. И я подумал: Это же какое маловероятное совпадение, с которым я сейчас столкнулся! И получается: это не просто хороший выбор взять фильм на разбор, а я должен это сделать. Просто должен. Вы представляете, какое малое совпадение, пересечение, своего рода парад планет состоялся здесь. И конечно это просто занимательное наблюдение, метафора. Здесь тоже здравый смысл никто не отменял. С одной стороны так хочется оставить пространство чуду, стечению случайных обстоятельств, с другой стороны это своего рода фильтр нашего бессознательного, определяя то, на что наше внимание направлено. Это интересное наблюдение, маленькая предыстория как я пришел к выводу посвятить этому фильму выпуск. Я посмотрел -- это был журнал 2006 года. Что еще делает менее вероятным и более удивительным это стечение обстоятельств. В трех местах -- знакомство с цитатой из произведения Стругацких Пикник на обочине "Счастье получит каждый, никто не уйдет обиженный", которая имеет отношение к этому произведению, и далее встреча с журналом на журнальном столике в парикмахерской, где на обложке был Александр Кайдановский. И на днях, когда я решил освежить этот фильм, посмотрел его внимательно, и понял: пора. И вот вы знакомы с предысторией как я пришел к выводу посвятить этому фильму выпуск.
А теперь мы начинаем.
Жена (мысли)
Как хорошо, когда ты, муж, пять лет был в тюрьме. У меня была возможность не заставлять себя лежать с открытыми глазами на кровати, чтобы как можно позже я вынуждена была наблюдать тебя своими глазами. А сейчас мы с тобой оба лежим с открытыми глазами на кровати и делаем все для того чтобы встать как можно позже, чтобы как можно меньше пребывать друг с другом лицом к лицу. Я уже даже скучаю по тем пяти годам, когда ты был в тюрьме и надеюсь ты туда вернешься. Потому что для меня гораздо комфортней надеяться, что когда-то придет счастье в мою жизнь, чем прилагать усилия, чтобы это счастье создавать. Скорее бы тебя снова в эту тюрьму забрали.
Сталкер (мысли)
Я сейчас тихонько встану и отправлюсь на дело. С которого могу не вернуться. Но ты, жена моя, являешься для меня настолько близким человеком (в кавычках), что я даже не считаю нужным обсуждать с тобой такие важные дела. Потому что пребывать здесь для меня страдание большее, чем находиться под риском словить пулю своим лбом. Поэтому я жадно ищу повод извлечь себя из этого дома силой Архимеда, который поднимает пенопласт со дна воды.
Альберт Сафин
Вместо того, чтобы найти в себе силы и организовать взаимоотношения нормальные хотя бы здесь, они жадно ищут повод все друг на друга катить бочку. Потому что это чувство друг на друга эту бочку катить, эти обманы, обвинения и обесценивания -- это единственное, чем они привыкли заполнять вакуум своей жизни. Здесь важно замечать, как они сами добровольно превращают свою жизнь в ад. И да, эти условия, в которых они находятся, это болезнь их дочери. На первый взгляд все это создает впечатление, что они являются заложниками происходящего здесь. Но это лишь отвлечение. Что мешает им научиться договариваться? Что им мешает превращать подразумеваемые соглашения в выраженные, быть прозрачными и ясными по отношению друг к другу? Не откусывать друг другу плоть и мучить друг друга, а наоборот строить гармонию в семье. Они сами создают ад в своей жизни. И то, как они живут, и является исполнением их самых сокровенных желаний. У них и есть цель жить именно так. Этим убеганием он внушает своей жене, что она недостойна и не заслуживает чести обсуждать с ним важные вопросы. Он как бы своим поведением показывает: да какой смысл хоть о чем-то с тобой разговаривать? Все равно не поймешь.
Т.е. обратите внимание, каким образом он дрессирует ее. И в зависимости от того, что выгравировано у него на внутренней стенке черепа, именно под эти представления он и адаптирует людей в своей жизни. Этот персонаж будет красноречиво о себе заявлять, когда свой страх быть лицом к лицу со своей супругой и свое желание втихаря выползнуть подобно насекомому из дома он будет объяснять нежеланием разбудить Мартышку. Мартышкой они называют свою дочь. Их дочь для них -- не человек, а средство страданий. Они упиваются этими страданиями, используя для этого и свою дочь. Даже при необходимости готовы мешать ее выздоровлению, чтобы у них было больше оправданий страдать.
Жена
Ты зачем мои часы взял? Куда ты собрался? Я тебя спрашиваю.
Альберт Сафин
Иногда маленькой детали бывает достаточно, чтобы познакомиться с тем, что за систему представляет из себя их семья. Во-первых, Сталкер считает свою супругу таким ничтожеством, что даже не считает нужным согласовывать с ней дела, которые напрямую влияют на жизнедеятельность всей семьи. Он отправляется на мероприятие, с которого может и не вернуться. Никакой ответственности в нем мы не наблюдаем. Он -- последний человек, с которого можно брать хоть какой-то пример. Это, во-первых, груда неуважения и обесценивания. С другой точки зрения, мы видим в исполнении его супруги то, как она воспринимает его как неспособного принимать самостоятельные решения. Т.е. он в ее картине мира должен постоянно перед ней оправдываться, извиняться и соответствовать ее ожиданиям. И обязательно делать то, что она считает необходимым делать. Обратите внимание здесь, что каждый получает то, что хочет. У него есть необходимость иметь рядом ничтожество, которое он не уважает и заставляет страдать, и мы это сейчас будем наблюдать, в том числе и себя, конечно, в картине мира, для получения желаемой дозы эмоций, и подтверждения ее убеждений, конечно, под рукой есть человек, который ее ничтожеством считает. Вот они друг друга и нашли. И упиваются в радости.
------------------
Жена
Ты же мне слово дал. Я же тебе поверила.
Альберт Сафин
Прекрасно зная, что тебе верить нельзя. Ведь именно такого я и пригласила в свою жизнь, который снова и снова будет меня обманывать. И я так благодарна тебе за то, что ты сейчас даешь мне возможность вот этот конфликт и истерику закатывать. Я по ней так истосковалась.
Жена
Ведь ты же мне слово дал. Я же тебе поверила.
Альберт Сафин
И еще важный момент. Сталкер дал слово. Но слово не выдерживает. Т.е. он оформил некую договоренность-соглашение, но сам разорвал эту договоренность-соглашение. Это значит, что слово его не стоит ничего абсолютно. И это значит, что он будет окружать себя такими людьми, которые точно так же как и он за слова свои не отвечают, а просто разбрасываются ими, ядом наливая в уши. Дал слово -- но легко его переступает. Человек, слово которого не значит ничего, сам не значит ничего. Самое интересное, что Сталкер будет жаловаться, что писатель дал слово за воротник перед поездкой не закидывать, но тем не менее будет слегка пьян и с собой алкаху принесет. Тоже как показательный интересный момент.
Слово -- единственное, что у человека есть. Его слово -- его уважение к себе. Если человек разбрасывается словами, и не сдерживает свои соглашения, которые дает, то нет у него никакого уважения к себе, и он начинает сам закапывать себя заживо в могилу, превращая жизнь в ад. Что здесь неудивительно.
Жена
Ну хорошо, ты о себе не хочешь думать. А мы? Ты о ребенке своем подумай.
Альберт Сафин
Дело не в том, что он не хочет. Возможно, у него и способности такой нет.
Жена
Она же к тебе еще и привыкнуть не успела. А ты опять за старое?
Альберт Сафин
Их дочь на протяжении 5 лет росла без него. И наверняка для нее больший стресс его наличие здесь, чем его отсутствие. Поэтому все только рады будут, когда он найдет повод извлечь себя отсюда. Потому что им гораздо легче тосковать по мертвому, чем по живому.
Жена
Ведь я же старухой стала. Ты меня доконал.
Сталкер
Тише. Мартышку разбудишь.
Альберт Сафин
Я же старухой стала. Ты меня доконал. Так именно для этого и пригласила она в свою жизнь этого человека, заранее зная, что он именно тот, кто позволит ей сразу стать старухой. Без необходимости ждать этого момента, во-первых. Во-вторых, обратите внимание, какое обесценивание мы здесь наблюдаем. Она делится своими эмоциями и переживаниями, видимо очень важными для нее. И вместо того, чтобы хотя бы выслушать и проявить интерес к колебаниям в ее сердце, что он делает здесь? Тише. Мартышку разбудишь.
Вы представьте, насколько чужими и безразличными эти люди являются по отношению друг к другу, заставившие себя проживать здесь под одной крышей. Они хотят навести порядок в каком-то внешнем мире, хотя у них внутри уже все разрушено. Вы не можете навести никакого порядка где-то там, если нет порядка в вашей жизни. Надо начать с того, чтобы хотя бы кровать заправить, в конце концов.
В общем, мы здесь наблюдаем то, что Сталкеру гораздо проще думать о каких-то важных делах в жизни человеческой, о каких-то идеалах, потому что это дает ему возможность не думать о том, как порядок хотя бы здесь навести. Он способен только обесценивать, считать свою супругу ничтожеством. Она способна только расстраиваться и страдать оттого, что он в очередной раз ее подвел. И эта магнитофонная пленка, застрявшая меж их зубов, заставляет себя воспроизводить далеко не в первый раз. Да и вообще как вы думаете, как часто воспроизводила себя одна и та же сцена в этих стенах? У них настолько все отрепетировано, что они автоматически это делают. Роботы.
Жена
Я не могу тебя все время ждать. Я умру.
Альберт Сафин
Но для нее ждать его и надеяться, что когда-нибудь он изменится, будет совершенно другим, эта опьяняющая наркотическая надежда, она опьяняет своего носителя, растворяясь в его кровеносной системе. Она же дает ему возможность думать, что все произойдет само. Что настанет какой-то волшебный день, когда он сам станет другим, и мир станет другим.
Но ничто само не происходит. Все может происходить только как следствие воздействия человека на это его руками и его волей в том числе. Поэтому ей гораздо приятней, что он выплюнется из дома в конце концов 29-44 и в очередной раз сядет в тюрьму. Может на 10 лет, может -- на 20. И пусть. Ведь тогда у нее будет надежда, что он вернется другим. Это менее больно, чем наблюдать глазами, что он не меняется.
Зачастую обывателю гораздо проще кричать от боли сидя на гвозде, протыкая ягодицу, чем найти в себе силы с этого гвоздя слезть.
Сталкер
Боже мой, что за люди!
Жена
Успокойся. Они же не виноваты.
Альберт Сафин
Кадр из недалекого будущего. Когда Сталкер вернется из своей вылазки, будет чувствовать себя уставшим, смертельно уставшим и больным. И в этот момент времени так легко его жене его любить. Когда он больной прикован к кровати и никуда не денется. Вот и лежи, прикованный к кровати. Мне так удобно тебя любить и жалеть, мой дорогой. Я хочу, чтобы ты всегда прикованный к кровати лежал здесь. И кроме того, чем более явными глубокими будут их страдания, чем более сильно они будут заниматься этим своим хобби, тем больше у них будет оснований считать, что другие люди живут гораздо хуже чем они. Потому что им неведомы их печали. В том числе и в этом заключаются их выигрыши от их страданий.
Жена
Их пожалеть надо, а ты сердишься.
Сталкер
Ты же видела их. У них глаза пустые.
Альберт Сафин
Ты же их видела. У них глаза пустые. У них глаза никакие. Свойства, которыми обладают глаза кого угодно, это лишь следствие того, кто на эти глаза смотрит. Но это такая прекрасная возможность упиваться сейчас удовольствием, что на фоне нас люди остальные совершенно пустые. А вот мы знаем, что такое настоящая жизнь. Страдать и жаловаться -- это способ получить удовольствие.
Жена
Ведь ты же собирался работать. Тебе же обещали нормальную человеческую работу.
Альберт Сафин
Испытывая страх от необходимости пребывать друг с другом лицом к лицу, каждый из них жадно ищет и находит возможность избегать контакта. Вы наверняка знаете, что есть люди, у которых более-менее держатся взаимоотношения друг с другом только тогда, когда когда один из них, например, работает вахтовым способом. Но каждый раз, чем больше этот вахтовик пребывает дома, тем более высоким является напряжение в их взаимоотношениях. И так же и здесь. О какой нормальной работе с деньгами, рядом, может идти речь, если они не обучены пребывать лицом к лицу, и вместе делать хоть что-нибудь. Он до этого 5 лет в тюрьме был. Они не приспособлены, и, самое главное, и желания у них может быть вместе и нет вовсе.
Сталкер
Я скоро вернусь
Альберт Сафин
Они даже смотреть друг на друга не способны.
Жена
Ой! В тюрьму ты вернешься!
Альберт Сафин
Да, благодаря этого у его супруги будет надежда, что когда через 10 лет он выйдет, он будет совершенно другим. Но дело заключается в том, что другим он не будет. Но это опьяняющая надежда. Люди зачастую готовы платить сколько угодно , лишь бы эта надежда у них была. Потому что слабость человеческая в том числе в том, что человек верит в то, во что он хочет верить. В этом и заключается опасность надежды.
Жена
Только теперь тебе дадут не 5 лет, а 10. И ничего у тебя не будет все эти 10 лет. Ни зоны... Ничего.
Альберт Сафин
Здесь является ключевым его красноречивый выдох. Который -- как бы следующее послание -- Ка ты мне надоела с тем, что ты говоришь. Да я буду радоваться, когда меня упекут за решетку. Неужели ты не понимаешь, что я выдумал эту легенду с этой зоной, чтобы иметь возможность, вступив на запрещенную территорию, искушать охранников там меня повязать. Да это для меня прекрасная возможность иметь хотя бы такой повод тебя не видеть. Неужели не понятно? Я прекрасно понимаю, что когда весь истерзанный и уставший, смертельно больной, прикованный к постели возвращаюсь я, ты начинаешь меня жалеть. Вот так, переключаясь по треугольнику, наши взаимоотношения, как правило, как у рабов, и построены. Сейчас ты меня преследуешь. Я являюсь твоей жертвой. Ты катишь на меня бочку, активно язвишь. Я это делаю пассивно-агрессивно, когда процеживаю сквозь свои уста и нос этот выдох: как я устал от этого. И так же пассивно-агрессивно по отношению к тебе я себя веду именно тогда, когда ты делишься своими переживаниями, а я говорю тебе: тише, Мартышку разбудишь. С одной стороны, до меня не докопаться. С другой стороны, это единственный способ, которым я привык выражать свой гнев.
Итак, треугольничек здесь конкретный. Могу даже без него в такого рода фильмах, правда? Сейчас катит на него бочку преследователя супруга, он -- жертва. Пройдет некоторое время, он будет еще большей жертвой, прикованный к кровати, супруга его станет спасателем. Будет вытирать пот с его лба и причитать, что все когда-нибудь будет хорошо. Тем самым получая удовольствие как спасатель. Да, без меня ты не справишься. Я -- единственная твоя надежда. Ты же юродивый, без меня ты бы точно погиб давно. А так я постоянно тебя вытаскиваю и не из такой западни.
Вот так в очередной раз проглатывая переваренную пищу, играют они друг с другом как змеи, закусившие хвост. Скулы свело.
Жена
А я за эти 10 лет сдохну.
Сталкер
Господи, тюрьма... да мне везде тюрьма!
Альберт Сафин
Вот их союз во всем их многообразии. В кавычках, конечно. Обратите внимание, как здесь он язвительно язвит. Да мне везде тюрьма. Да как бы ты ни пыталась, дорогая моя, хотя бы чуть-чуть жизни привнести в наш семейный быт, это для меня тюрьма. Т.е. представьте как он получается лезвием протыкает впервые ее сердце. Представьте, как они здесь сами в ад превращают жизнь. И важный момент. Разве в таких условиях у них ребенок может говорить? Конечно, не удивительно, что обилие этой боли, обвинений, ненависти, неуважения в том числе, и отсутствие этих способностей в целом и рождает в данном случае дитя, которое является амортизатором и стабилизатором, чтобы хотя бы таким образом сохранить эту систему. Если нас ничего друг с другом не связывает, то пусть хотя бы болезнь этой дочки нас свяжет и заставит нас здесь друг за другом с желчью обвинять, но тем не менее держаться вместе. Адом делают они свою жизнь сами. Кажется взрослые люди, но это лишь капризные дети, в этих телах постарше, дети с дырами в сердце. Но никто, кроме них самих, не сможет эти дыры зашить. Это ответственность отдельно взятого человека зашивать свои дыры. Искать спасения в другом -- это лишь увеличивать свои дыры.
Сталкер
Пусти
Жена
Не пущу! Ну и катись! Чтоб ты там сгнил! Будь проклят день, когда я тебя встретила! Подонок!
Альберт Сафин
Здесь мы можем наблюдать то, ради чего то, что произошло выше, было произведено. Вот он выигрыш. Вот она расплата. Каждый из них получает сейчас фантастическую дозу привычных эмоций. И прекрасное подтверждение в очередной раз своим убеждениям, чтобы сказать: ну я же говорил.
Жена
Сам Бог тебя таким ребенком проклял!
Альберт Сафин
Она заранее знала, что ребенок будет именно таким, потому что ее многократно предупреждали заранее, каким может быть ребенок, если она будет выходить замуж, так сказать, за человека, который регулярно ходит в эту Зону. Т.е. то, каким ребенок является, выигрыш и для нее как повод в очередной раз его обвинять.
Жена
Мама мне говорила: он же сталкер! Ты вспомни, какие дети бывают у сталкеров. А я даже не спорила.
Жена
И меня, из-за тебя, подлеца. Подонок!
Альберт Сафин
Самым страшным для нее будет оказаться в этой волшебной комнате, в этой Зоне. Потому что оказавшись в комнате, она поймет, что то, как она живет, и является ее сокровенными желаниями. И конечно вес этой мысли и этого открытия удержать способен не каждый. Этот вес может буквально разорвать мышцы. Но только признав это в качестве первого шага есть хоть малейшая вероятность начинать работать над своей жизнью. До тех пор, пока человек это не признает и считает себя следствием воздействующих на него причин, обвиняя других в том, что жизнь не состоялась, он добровольно делает себя рабом.
Только что вы наблюдали... Сейчас каждый из них испытал привычный для себя оргазм. И на некоторое время им хватит этой энергии взаимодействия друг с другом. Без криков, соплей и обвинений. Но с каждым днем напряжение будет расти. И когда это напряжение достаточно вырастет, у Сталкера появится очередной повод кого-то отправить и сопроводить на эту Зону. Чтобы тем самым искусить свою супругу вот так же валяться по полу. Обвиняя и себя и вокруг все происходящее, считая себя такой бедняжкой.
После этого каждый из них снова будет испытывать привычный для них оргазм. И далее у них снова будет как бы тишь и спокойствие некоторое время. Которое мы будем наблюдать чуть позже к завершению этого фильма, когда он будет лежать в кровати, а за ним будет ухаживать его супруга. Потом снова у них напряжение будет расти, и подобно запрограммированным роботам снова этот... повторится. Т.е. цикл за циклом, снова и снова. В этом и заключается их ад. Когда каждый из них выполняет одно и то же, и каждый раз как в первый. Когда каждый из них который раз наступает на грабли, может быть в 1034 раз. Но каждый раз удивляется: и снова это со мною произошло. Но только тогда, когда человек берет ответственность за свою жизнь на себя, можно сказать усыновляет себя сам, не ищет спасения извне, и без надежды, без жалости и без гнева, спокойно начинает себя строить, благодаря этому появляется вероятность изменений в его жизни. Либо в противном случае он будет вот так вертеться по полу, с соплями, обвиняя всех вокруг. Но в этом-то и заключается тема, что у обывателя есть выбор. И пусть он сам свой выбор совершает. Невозможно заставить другого человека перестать страдать. Двери изменений открываются только изнутри. И скорее всего, если представить персонажей этой картины не как участников философской притчи, а как реально действующих живущих людей, пригласить их взглянуть хотя бы краешком глаза на происходящие ткани этого учебного материала, каждый из них найдет чуть более чем полностью 1000 причин быстро это все закрыть. Потому что последнее, что хочет жертва, это изменений. В первую очередь ей необходимо продолжать и далее получать удовольствие от своих страданий, обвинений и гипер-опеки, когда она играет в спасателя, переключившись. Ведь быть спасателем в отношении другого -- значит привязывать другого к себе, делая его зависимым от себя.
Смотрите. Когда я выше сказал про жертву, я имею в виду роли драматического треугольника: Преследователь, Спасатель, Жертва. Простейшая модель, которая позволяет без включения мозгов, а вместо мозгов включив всего лишь сопли в черепной коробке, упорядочивать свою жизнь, заполняя ее вакуум. Когда в один момент времени -- я такая бедняжка, как же мне плохо, - в другой момент времени -- ах они все плохие, это они виноваты, и в третий момент времени -- ну я же ради вас стараюсь. Я же все это для вас делаю.
К сожалению, как правило, человек за такого рода функциями и не мыслит вовсе. Чем будет заниматься супруга Сталкера, если у нее не будет повода так вот валяться по полу? Наверняка она будет жадно такой повод искать. И хотя бы таким поводом может стать небо, которое слишком низкое. Т.е. человек всегда найдет повод подтвердить свои убеждения и прожить привычные эмоции. Любые изменения начинаются только изнутри. Как волка ни корми -- все равно в лес смотрит. Свинья везде грязь найдет. Это всего лишь метафоры, народные мудрости примерно о том же самом. Представьте, какую дозу эмоций, лошадиную можно сказать, получает прямо прямым вонзанием шприцем в свою кровь жена Сталкера. Конечно, она будет делать все, чтобы и дальше иметь возможность эти эмоции и их бурю переживать. А ее супруг поможет ей найти повод для этого. Ведь он и сам такой же.
Счастливый человек не знает, что такое несчастье, и неспособен его проживать, можно сказать. Несчастливый человек не знает, что такое счастье. И неспособен его проживать, даже если окажется в соответствующих условиях. Счастье -- это мышца, это привычка, тренировать которую уместно, если вы посчитаете нужным. А как вы можете тренировать счастье? Не когда-то потом, в будущем, а сейчас, например.
Писатель
Дорогая моя, мир непроходимо скучен. Мир управляется чугунными законами. И не надейтесь на летающие тарелки. Это было бы слишком интересно.
Альберт Сафин
Здесь мы знакомимся с Писателем, который совсем скоро будет жаловаться на то, каким пустым и лживым является мир вокруг него. Но пустым и лживым является он сам в первую очередь. А мир свой он создает точно таким же, что из себя он сам и представляет. Он сейчас использует привычный для себя манипулятивный прием, когда рассказывает о том, каким скучным является здесь все, и я так уже устал от этой скуки. Как бы между строк приглашая эту даму разнообразить его жизнь, доказывать ему, доказывая ему: ты же не посчитаешь, что я являюсь скучной, я достаточно веселая и интересная, и у меня же получится внести какой-то смысл в твою жизнь.
И у тебя это не получилось сделать, - может сказать ей писатель, очередной раз закрывая после себя дверь в спальню. Наверняка такого рода прием не впервые он использует и использовал раньше. Короче, ведет он светские беседы, намазывает этими светскими беседами медок, чтобы в этом медке как в болоте запуталось очередное насекомое. Он сам является лживым и пустым манипулятором, именно поэтому и будет жаловаться, что манипуляторами являются все люди, которые окружают в его жизни, которые заставляют его делать то, что он делать не хочет. Что человек сам создает, то он и получает вдоволь.
Писатель
Нет никакого Бермудского треугольника. Есть треугольник АВС, который равен треугольнику А-прим В-прим С-прим.
Альберт Сафин
Писатель не знает ничего кроме своих хитрых уловок, приемов и воровства. Но на человека, у которого в голове вместо мозгов кисель такие как он легко производят впечатление. Вот она и слушает его внимательно, считая его авторитетом. Он сам не знает что говорит, какие-то треугольники. Короче, какие-то умные слова имитирует он из уст своих, что не может не производить впечатление на человека попроще.
Писатель
Вы чувствуете, какая унылая скука заключена в этом утверждении? А теперь каждый четвертый -- старик. Скучно, мой ангел, ой как скучно.
Дама
Но вы же сами говорили...
Писатель
Тоже, наверное, скука. Тоже наверное какие-то законы, треугольники. Потому что если Бог -- это тот самый треугольник...
Эта Дама любезно согласилась идти с нами в Зону. На -- мужественная женщина, ее зовут...
Альберт Сафин
Он и не знает вовсе как ее зовут, потому что в этом нет необходимости. Примерно один и тот же трюк он использует по отношению к каждому, для него любой человек - это один и тот же человек, он не различает их друг с другом, используя одни и те же свои приемы. Он прекрасно знает, что она с ними не пойдет, но для того, чтобы чувствовать благодарной ему, он и устраивает этот танец. "Но я же попытался сделать так, чтобы тебя с нами взяли. Ты же будешь после этого мне благодарна, не так ли?"
Писатель
Простите, вас кажется зовут.
Дама
Так вы что, действительно Сталкер?
Сталкер
Сейчас я все объясню.
Дама
Кретин.
Альберт Сафин
Учитывая, что Писатель на все что способен -- это сыпать свой манипулятивный ядок в уши, и вести светские беседы от которых его самого воротит, но никак иначе загнать в ловушку свою жертву он не может, и здесь очень показательный момент. Обратите внимание, какими людьми он себя окружает. Этой девушке сказали: идите, уезжайте отсюда. Идите -- сказал ей Сталкер, и вместо того, чтобы сказать -- ладно, хорошо вам съездить, - она садится в автомобиль, обиженная тем, что в очередной раз ей не сказали то, что она так хочет услышать. С ней не было ни у кого соглашения, что ее возьмут с собой. И как она резко реагирует на отказ, обижаясь, ругая и обвиняя. Нет никакого пространства между внешним стимулом и внутренней реакцией. Ей улыбнутся -- и она улыбнется. Ей сказать "идите" - обидится. Совершенно не думает, с чем это связано, почему сказали именно это, есть ли другие варианты, какие еще есть возможности. Никаких размышлений, исключительно следствие воздействующих на нее причин. Важный момент. Но учитывая, каким образом способен Писатель общаться с другими, он и заклинает себя на то, чтобы окружать себя именно такими людьми, чем и обусловлена его скука и тоска. Потому что если даже вокруг него будут тысячи таких людей, он будет готов лезть на стену, оставив в обоях ногти, от одиночества.
Он сам приглашает одиночество в свою жизнь своим обманом, светскими трогательными беседами, от которых его самого давно тошнит. Но по другому он не умеет.
Сталкер (Писателю)
Все-таки напились
Писатель
Я? В каком смысле?
Альберт Сафин
Далее. Все-таки напились? - говорит здесь Сталкер. Значит Писатель делал соглашение со Сталкером, что в день этой вылазки пить не следует. Важно быть трезвым. Потому что должны же быть основания у Сталкера именно таким образом формулировать свой вопрос. Но писатель, вместо того, чтобы иметь мужество не пить в этот день в соответствие со своим договором и соглашением, либо вместого того, чтобы иметь мужество признать: да я не прав, приношу извинение, и можем ли мы в таком формате продолжать, - он задает вместо всего этого встречный вопрос "В каком смысле?", надеясь, что Сталкер начнет перед ним оправдываться из-за того, что Писатель врет, а не Сталкер. Вот это очень красноречивая черта, когда мало того, что человек не прав, так он еще заставляет других перед собой оправдываться. Такой человек точно порождает ад в своей жизни, и сам в то же время им является. Он может делать вид, что он такой весь счастливый, и все у него хорошо, но это все напускное, это казаться, а не быть. Человек сам создает свою жизнь. Его жизнь и является воплощением его искренних желаний.
Что является сокровенными искренними желаниями Писателя? Врать и жрать. Больше ничего. Вот таким его мир и является. Врет и жрет.
Но Писателю очень хочется верить, что он все-таки другой человек, что у него есть внутри какие-то тонкие материи, богатый творческий мир. И за мгновение, оказавшись перед этой комнатой, некой волшебной, о которой мы много будем говорить далее, он сделает все, чтобы туда не вступить. Потому что ему будет очень страшно признаться самому себе, что он и есть тот, кем он является. И его искренние и самые сокровенные желания -- это и есть та жизнь, которой он живет. А так сложно в этом признаться самому себе, что каждому из них будет кишка тонка это сделать. В комнату не войдет никто. Они будут и дальше с радостью жрать пелену своих иллюзий, вместо того чтобы иметь мужество признаться. В этом с одной стороны дар, а с другой -- проклятье этой комнаты. Но она так или иначе остается нейтральной. Ключевым является то, в какие краски эти контурные краски окрашивает обыватель. А в какие краски выбираете окрасить их вы?
Писатель
Да просто выпил. Как это делает половина народонаселения. Другая половина да, напивается.
Альберт Сафин
Писатель -- очень интересный персонаж, в том числе тем, что его самого воротит от того, какие его окружают люди. Но он сам обладает теми же самыми свойствами, которые ему самому не нравятся в других. Он дал соглашение, что будет трезвый, а сейчас начинает, еще будучи пьяным, жизни учить Сталкера.
Писатель
Женщины и дети включительно. А я просто выпил. (падает, выругался) Поналивали тут.
Альберт Сафин
Будучи пьяным, не смог удержать равновесие, споткнулся на абсолютно ровном месте. Но чтобы иметь возможность постоянно обвинять кого угодно, но не брать ответственность на себя, начинает процеживать сквозь зубки свои "Поналивали тут". Так может быть ровно стоять надо в конце концов.
Писатель
Ну что, может быть по стаканчику на дорогу, а? Как вы считаете?
Альберт Сафин
Начав чувствовать, что делает что-то неправильное, что дал же соглашение быть трезвым, но все равно за воротник закидывает, любая такая паскуда начинает делать вот что: втягивать других в качестве своих союзников, искушать других. "Но я же не один такой. Смотрите, они же тоже делают как я". И он готов пойти на любые обманы и хитрости, для того чтобы других искусить поступать как он. Ну что, может быть на дорожку, чтобы дорожка классная была. Давайте, по стаканчику, ну! А то, знаете, еще дорога будет сложной, потому что не выпьем. А вот сейчас выпьем, и сразу дорога будет хорошей.
Это как защитная реакция в данном случае. Потому что гораздо легче искушать окружение становиться такими же мошенниками, чем признаться самому себе, что мошенник.
В данном случае мошенник, или паскуда, сказал я выше, это тот, кто делает соглашение, договоренность с другим, соглашение не выполняет. И еще обвиняет другого , что это другой виноват, что эта паскуда выполнение не сделала этого соглашения.
Ну например, вы договорились с человеком быть в определенное время в определенном месте, другой человек опоздал, и еще опоздав вас обвиняет: это ты рано пришел, ну чего ты на меня бочку катишь. Это твои проблемы, что я опоздал.
Чем меньше таких людей будет в вашей жизни, тем легче и свободней вы будете дышать.
Сталкер (Писателю)