Весна на Заречной улице. Разбор фильма
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Предлагаю вашему вниманию разбор фильма "Весна на Заречной улице". Автор разбора Альберт Сафин. Аудио перевела в текст Татьяна Красных
|
Весна на Заречной улице Альберт Сафин. Разбор фильма
Альберт Сафин
Весна на Заречной улице. Это метафора, в первую очередь. Заречная улица олицетворяет здесь жизнь человека. Любого человека. Грубо говоря, каждый из нас пребывает на своей Заречной улице. Потому что в этом фильме очень ярко и красочно показана матрица взаимоотношений человека. С кем он взаимодействует, кто его окружает, к кому он тянется, какие это персонажи, какие это роли, в первую очередь, на театре его жизни.
Итак, разберем название. Заречная улица -- метафора, которая олицетворяет жизнь каждого человека. Каждый проживает, вне зависимости от того, где он прописан, на своей Заречной улице.
Далее. Весна. Весна в жизни человека на его Заречной улице начинается тогда и только тогда, когда человек берет ответственность за свою жизнь на себя, когда он понимает, что он является причиной всех следствий в ней, когда он не клюет на крючки, которые ему бросают. Когда он начинает видеть людей и понимать, какое будущее ему светит, если он будет взаимодействовать с этим человеком, а какое будущее ему будет светить, если он будет взаимодействовать вот с этим человеком. И здесь в этом фильме будет очень интересно показан, какой выбор с точки зрения спутницы своей жизни будет совершать Саша, один из главных героев этого фильма. В этом фильме очень изящно будет показано, как Саша примет решение не вестись на натравливание, в которое его будут втягивать Юра и Зина. Многими моментами этот фильм прекрасен. Весна на Заречной улице. Снят в 1956 году, спустя 11 лет после завершения Великой Отечественной войны. И многому здесь обучиться можно. И пусть на вашей Заречной улице придет, пришла и продолжается весна, мои дорогие зрители. Итак, поехали.
Татьяна Сергеевна, скоро мы с ней познакомимся, выпускница педагогического института. И направлена она в вечернюю школу небольшого города обучать знаниям своих школьников. И обратите внимание, она здесь идет с сумками. Если вы присмотритесь, вы увидите женщину, которая тащит тяжелые сумки. Она приехала сюда на поезде. И она не ставила перед собой задачу сесть на шею какому-нибудь сынку, чтобы вызвать у него необходимость о себе позаботиться. Она тащит сумки сама. Это очень важная деталь. Несмотря на то, что она очень молода, ей лет 25, тем не менее ее воспитание и совесть не позволяют нахально себя вести, используя других людей. Может ей и предлагали в этом поезде: давайте я вам помогу, донесу ваши сумки куда вам надо, какой-нибудь молодой человек, который не прочь за ней приударить. А ведь Татьяна Сергеевна очень даже ничего. Но она нашла в себе силы сказать нет, чтобы не чувствовать потом себя обязанной. Наверняка сказала нет, чтобы не обнадеживать потенциального ухажера, и не тешить его иллюзиями, что он потом, когда донесет ее сумки, может на что-нибудь рассчитывать. Конечно, это лишь предположение, гипотеза. Но она органично вписывается в этого персонажа, Татьяну Сергеевну, с которой мы совсем скоро познакомимся. Совсем скоро Татьяна Сергеевна опоздает на автобус. Автобус уедет без нее. Обычно опоздание -- это как бы цель игрока, он делает все для того чтобы опоздать, и использовать свое опоздание, чтобы фиксировать внимание всех окружающих на себе. Типа смотрите как я старался, но не успел. Именно поэтому эти первые кадры важны, где мы знакомимся с Татьяной Сергеевной, которая идет с сумками с хвоста поезда. Она не может бежать -- сумки тяжелые. Она идет настолько быстро, насколько может. И ее реакция на то, что автобус уехал, тоже будет вполне себе здоровой. Истерить и кричать на ровном месте она не будет, она спокойно будет ожидать следующий транспорт.
Интересен следующий момент. Татьяна Сергеевна -- выпускница педагогического института. Получается ей примерно 25 лет. Она не побоялась уезжать совсем в другой город. У нее нет за плечами жизненного опыта как учителя в ведении, дрессировке и причесывании других людей. Но тем не менее мы с вами совсем скоро увидим, какую ведущую, крепкую, высокой масти ролевую позицию она будет занимать, и не будет забрасывать никаких крючков, не будет забрасывать двусмысленные сигналы, вызывая надежды у мужского пола. Этого вообще здесь не будет. Она будет выдерживать ролевую учительскую позицию, несмотря на то, что она сама недавно только вылупилась из яйца и закончила свой институт. Это признак достаточно высокой масти. Перед нами не манипуляторша. Перед нами в действительности персонаж, задача которого -- вести людей за руку к свету образования. И самое интересное. Ее школьниками будут люди, которые могут быть и старше нее, и сверстники. Это будут не дети. Вернее так. Не дети по возрасту и паспорту, но по факту это дети в повзрослевших телах. Всматривайтесь внимательно в Татьяну Сергеевну. Татьяна Сергеевна -- это персонаж такой женщины, которая, к сожалению, утрачена в современном кинематографе.
Автобус уехал. Скорее всего, в жизни Татьяны Сергеевны такие казусы не происходят. Ведь казусы такого рода происходят только в жизни такого человека,который специально их создает, сознательно или нет, чтобы использовать их в своих выгодах, типа вызывая необходимость у всех вокруг о себе позаботиться. Но тем не менее это произведение художественное, и тем не менее автобус от Татьяны Сергеевны ушел. И давайте же смотреть, что будет дальше.
Останавливается машина.
Шофер Юра
Подбросить до поселка, мамаша?
Альберт Сафин
Какая реакция у Татьяны Сергеевны на то, что автобус уехал? Она не истерит, она не кричит, она не снимает капюшон, чтобы светить своими белокурыми волосами, стреляя в поисках мужичка, который о ней позаботится. Ничего страшного. Спокойно в своем плаще стоит и ждет дальше. И вот Татьяне предлагает свою помощь Юра. Юра -- водитель, он вообще не против кого-то подвезти. Если бы он знал, что это еще и девушка очаровательная, то он бы тем более подвез. Но он не знает кто это, и обращается к ней как к мамаше. Типа запрыгивай -- подвезу, возьму не больше чем с пенсионера. Имей в иду, всего лишь на бензин мне 10 копеек не помешают. Т.е. у него мотивация подвезти, чтобы немножечко схалтурить. Используя свое рабочее положение, денежку наварить. Парень хитрый, не прочь подзаработать себе бочком, выполняя служебные поручения на служебном автомобиле. Это тоже красноречивая деталь. Ладно бы подвез бесплатно, автомобиль служебный, едет по служебному маршруту,
все равно по пути, почему бы не подвезти. Это никак его не обламывает. Но его желание подзаработать в каждый момент времени, его потребительское отношение к миру вокруг него -- это и есть те силы, которые ампутируют у него возможность обучаться и становиться человеком более развитым. Это важно. В этом фильме нет случайностей, здесь все детали, все фразы, все взгляды -- красноречивы. Юре не стыдно брать деньги с человека, который приехал к ним в город , чтобы его сверстников, и даже может быть его, если захочет, обучать уму-разуму. Они могут не уметь читать, не знать, как оформляется прямая речь в тексте, но тем не менее возможности заработать он себя не лишает.
Юра
Не бойтесь, дорого не возьмем, как с пенсионерки -- десяточку. На 200 грамм горючего по розничным ценам.
Альберт Сафин
Обратите внимание: гадит потихонечку, но в то же время -- 200 грамм горючего по розничным ценам. Горючее ему отливает его работодатель, но левачок его соблазняет. Запомните: чем ярче в самом начале человек начинает перед вами отмазываться и краситься типа он ради вас старается, тем перед вами больший мошенник и хитрец.
Юра
Закройте дверцу
(Татьяна Сергеевна снимает капюшон)
Вот то мамаша!
Альберт Сафин
Сам подумал: чего я буду перед ней дверь закрывать. За 10 копеек довезу эту старуху, и на том спасибо должна мне сказать. А мне эта денежка лишней не будет. Закройте дверцу. Но как только увидел ее лицо, то правой рукой потянулся к двери. Ухаживать начал хотеть. Вот то мамаша! - молодая, красивая, оказывается. Имейте в виду. Если человек заставляет себя кривляться и преклоняться только тогда, когда он видит перед собою такую дамочку, это значит, что его репродуктивная система полностью подчинила себе его разум, кашу с ним лучше не варить, а то юбка рядом с ним проскочит, и он совсем контроль над собой потеряет, и пулю лбом своим искать начнет.
Юра
Значит, к нам, в глухое селение.
(дает ей зеркало)
Прошу
Татьяна
Спасибо
Альберт Сафин
Татьяна -- не болтливая, не требует от себя необходимости заполнять сформированный здесь вакуум, молча приводит себя в порядок, говорит спасибо, когда он дает ей зеркало, надежд никаких не пробрасывает, лишнего не говорит вообще. Если что-то говорит, то только односложно, отвечая на вопросы, которые ей задает водитель.
Юра
А разрешите узнать, по какой такой специальности?
Татьяна
Педагог
Юра
Ах, педагог! Я 7 классов кончил, восьмой коридор с меня хватит.
Альберт Сафин
Не следует заставлять силой всех учиться, каждый человек сам выбирает учиться ему или нет. Но обучение имеет крайне важный характер для того, чтобы одомашнивать дикий скот. Потому что именно тренируя свою стальную задницу, именно сидеть, когда человек сидит с предметом, конспектирует, читает, изучает, да, ему хочется встать, двигаться, бегать, кричать, орать как угорелый, но он тренирует себя, он дрессирует себя, он выдавливает из себя раба по капле. Он становится в меньшей степени животным и в большей степени человеком, обучая себя думать долгосрочно. И точно действовать тоже лишним не будет. А если он движим исключительно инстинктами, эмоциями, то что с него взять-то? Можно дать ему несложную работу, и пусть работает, лишь бы не вредил. Но если идет речь о строительстве городов, о строительстве систем, где будут иметь возможность жить другие люди, о том, как быть для них полезным, здесь образование необходимо. Здесь просто необходимо обладать усидчивостью.
С повадками животного характера у Юры мы совсем скоро будем сталкиваться. И именно это преобладающее в нем животное начало и будет вызывать в нем необходимость бросать крючки, обманывать других людей, хитрить и халтурить на ровном месте. Не потому он учиться дальше не пошел, что считает это ненужным, типа эффективный он такой. Нет. Он учиться дальше не пошел потому что сдался. Конечно, каждый решает сам как распоряжаться своей жизнью. Но крайне жаль наблюдать, когда человек, рожденный микроскопом, заставляет себя своим корпусом забивать острые гвозди. Это, кстати, одна из ключевых метафор, на мой взгляд, которая и здесь, в этом фильме, будет проговариваться. Рабы говорят: зачем в школьном образовании такие предметы как например геометрия, физика, химия. Все равно ребенок вырастает и совсем не использует в жизни эти знания. Потому что рабам не понять, что смысл не в этих конкретных знаниях. А смысл в том, что акт их изучения тренирует способность мозга удерживать в себе сложные интеллектуальные объекты. Время пройдет, он забудет признаки равенства треугольников, но способность содержать это знание останется в нем навсегда. А если он не способен удерживать в своей голове сложные интеллектуальные объекты, то он похож на инфузорию туфельку по сложности своей организации, и скорее всего ничего, кроме простейших и тупейших задач, которые совсем скоро смогут его заменить роботы, от него ждать не следует. Ему всего лишь может быть 20-25 лет, но он уже на обочине жизни, если он не тренирует в себе способность выстраивать сложные интеллектуальные объекты. Учение -- свет. И Татьяна Сергеевна -- проводник в этом учении в этом фильме. Скоро мы будем наблюдать ее взаимодействие с ее учениками.
Юра
Знакомо. У них там вторую неделю литературы нет. Сбежала.
Татьяна
Как сбежала?
Альберт Сафин
Сбежала -- это то слово, которым Юрий может означить себе весь спектр мотиваций человека. Уволилась, ушла, переехала -- это все для него сбежала.
Юра
Тоже окончила. Тоже молодая. Некультурно ей у нас показалось Телевизоров нет. Дома моделей тоже нет. Всю дорогу мне жаловалась.
Альберт Сафин
Так именно для того, чтобы жаловаться тебе и другим, и сбежала. А то, что нет телевизора и прочих вещей, - это, конечно, не причина того, что прошлая учительница сбежала. Кто хочет сбежать -- тот всегда для этого повод сбежать найдет. Зато у него будет повод пожаловаться.
Юра
Хлопцы у нас -- горячие. Да и работа у нас, между прочим, тоже горячая.
Альберт Сафин
И работа -- горячая. Действительно, важная работа. И каждый на своем месте. И каждый делает лучшее, на что он способен. И самым наилучшим образом. Идем дальше.
Юра
Наш главный проспект.
Альберт Сафин
Татьяна Сергеевна изучает здесь новые для нее пейзажи. Интересно ей. Всматривается. Смотрит. Не думает она сейчас о том, как зацепить внимание этого водителя на себе, не кадрится она с ним, не подчинен ее разум полностью ее репродуктивной системе. Смотрит вокруг, оборачивается. И думает о высоком.
Саша
Здравствуйте
Татьяна
Здравствуйте.
Саша (залезает в машину)
Втроем поместимся, а?
Саша
Само собой.
Татьяна
Подождите, я вам уступлю место.
Саша
Ни в коем случае.
(Юра едет)
Татьяна
Подождите! Что вы делаете? Остановите, я сойду.
Саша
А разрешите узнать: зачем?
Юра
Ну как же! Женихи в нашем поселке видные.
Альберт Сафин
В картине мира Юрия единственный мотив, почему сюда может приехать девушка, женщина -- это чтобы женихов себе искать. И в принципе он прав на 99% , можно предположить как гипотеза, что так и есть. Но этим Татьяна Сергеевна и интересна здесь. Она реально сюда приехала людей просвещать. И в этом фильме будет интересный момент, когда она будет слушать музыку, которая ей нравится. В то время, когда ее сверстница будет обсуждать с мамой, кому бы на шею сесть, чтобы выгодно выйти замуж. Татьяна Сергеевна об этом вообще не думает. Она будет слушать классиков музыки.
Саша
А что вы сегодня вечером делать думаете?
Юра (смеется)
Грустить о прошлом.
Саша
Не годится. Знаете что? У нас сегодня шумная компания собирается.
Юра
Где и по какому поводу?
Саша
По мартеновскому.
Альберт Сафин
Сашок приглашает Татьяну. Он еще не знает, что это его будущая учительница в классе, кстати. Он приглашает ее на вечеринку, в общем здесь, которая будет посвящена тому, что Сашок собирается жениться на Зине. Но вовремя передумает. Потому что с Зиной его ждет будущее как каблука.
Юра
Что, Сашок, дожал? Дай-ка я тебя расцелую.
Саша
Соседку (Татьяну), а она -- меня, иначе не выйдет.
Татьяна
Немедленно остановите машину!
Саша
Не надо (выходит из машины)
Альберт Сафин
Обратите внимание. Несмотря на то, что Саша совсем скоро собирается жениться на Зине, тем не менее он не лишает себя возможности приударить за любой дамочкой, которая ему симпатична. Ведь таким образом, еще и делая это известным для Зины, он дает ей возможность на него обижаться. Это важная тема. Т.е. как будто бы по ее заказу он, ведомый ею, приударяет за другими дамочками, чтобы дать ей возможность на себя обижаться, чтобы иметь возможность перед нею извиняться и оправдываться. Скоро мы это увидим.
Но давайте представим в параллельной реальности, где у Саши не обидчивая дамочка, и более развитая, в первую очередь как человек, а не как ходячая... Например, как Татьяна Сергеевна, она человек развитый, ролевую позицию выдерживает, свет людям несет, обучает, вникает, вгрызается в материал, грызет гранит науки. Это важная тема. И как вы думаете, в этой параллельной реальности у Саши было бы желание кадриться с другими дамочками? Я думаю -- нет. Это как гипотеза, подумать лишним не будет.
Саша (выходит из машины)
Приходите, девушка. Не знаю ни имени, ни отчества.
Альберт Сафин
Саша приглашает Татьяну на этот праздник, потому что видимо чувствует в глубине души, что неверно поступает, собравшись строить свое будущее с Зиной. С Зиной им совсем не по пути. Скоро, когда мы познакомимся с Зиной, вы это увидите.
Юра
Лично я советую. Очень милая компания, танцы до утра. Не пожалеете.
Альберт Сафин
Я думаю, что в этом городке, если произвести генетические тесты на предмет отцовства, то наверняка можно увидеть, как много детей воспитываются не своими отцами, а, например, по залету их мамаши от Юры. Он такой парень активный, за словом в карман не лезет. Поэтому всегда везде лазейку найдет. И отношение девушки к Юре является крайне красноречивым, которое показывает, что и какая сила в девушке преобладает. Потому что Татьяна Сергеевна сразу видит эту породу и близко к себе не подпускает, держит себя в некотором напряжении. А если дамочка полностью подчинена своей репродуктивной системе, и конечно, она совсем быстро будет желать пригласить в свою жизнь такого хитрого и быстрого как Юру, но лишь для ..., чтобы потом найти более причесываемого и послушного, для длительной жизни. А потом опять Юру пригласить, а потом для длительной жизни -- другого. И т. д.
Юра
Прибыли. Вот оно.
Альберт Сафин
Татьяна Сергеевна, на мой взгляд, женщина честная. В
эти игры, ы которые приглашает ее Юрий, она играть не будет. И далее по этому фильму будет показано ее отношение вообще к играм и манипуляциям. И вы знаете, будучи честным человеком, женщиной тем более, она всегда знает, что если она оплодотворится от какого-то левого парниши, который забежал под юбку к ней, и заставит своего муженька быть в неведении и воспитывать чужого. Но сама она будет удерживать в своей голове этот обман. И в таких условиях не может не рождаться исключительно каблук или дамочка, которая будет воспроизводить такой же обман и в своей жизни. Юрий и демонстрирует такого персонажа. Он ходит и играет на гитаре, каждый раз с разными новыми глупыми дамочками, обучаться он не способен и не хочет, интриги он здесь плести будет, вредить из под тишка другим будет, халтурить он не отказывается на служебной машине, иными словами, воровать из под тишка. У него задача просто разбрызгивать своим семенем, чтобы увеличивать поголовье стада. И как правило это семя будут принимать такие же самки животного рода, как и он сам.
Юра (подает чемодан Татьяне)
Прошу, держите ваш тяжелый.
(Татьяна собирается расплатиться)
Ну что вы, какие мелочи. На обратном пути отдадите.
Альберт Сафин
Ну что вы, какие мелочи. На обратном пути отдадите. Нет, цикл надо завершать, соглашение надо закрывать. Договаривались, когда я садилась, что заплачу 10 копеек, будь добр возьми 10 копеек, а то я сейчас их в кузов брошу.
Обратите внимание, здесь Юра человека привязывает, обязывает себе. Это тоже крайне дешевое поведение, которое обнажает его как персонажа. И еще, имейте в виду. Каждому есть место под солнцем. Дело заключается не в том, что есть персонажи хорошие и плохие. Нет. Каждый нужен. У каждого есть задача, которую он выполняет. У каждого есть свое как бы предназначение в этом гигантском человейнике, где он имеет свое место. Поэтому мы здесь лишь обнажаем персонажей, их мотивацию и обучающую составляющую этого фильма. Потому что зритель, который является Юрой, он смотрит этот фильм (Юру я сейчас называю как персонажа нарицательного), он учится быть таким же -- как приударить, как пошутить, как быстренько подхалтурить, и прочее. И здесь он впитывает в себя эту модель поведения, как плести интриги и обманывать, и хорошо.
Человек, который близок Татьяне Сергеевне, обучается у нее как у персонажа, как себя вести в стрессовых ситуациях, как оставаться верной своему делу, себе, как развиваться в своем ремесле, как вести других людей к свету, будучи Учителем с большой буквы.
Человек, который близок Зине, например, и мы скоро ее увидим, смотрит на Зину и обучается тому, как усаживаться покрепче на шею лошку, как держать его своим крюком, как вызывать у него чувство вины и заставлять его оправдываться, как слушаться свою маму и иногда ради приличия с ней спорить. И скоро мы с ней познакомимся. А человек, который близок к персонажу Саши, и находится между двух огней: с одной стороны есть дамочка, которая волнует эмоционально и колбасит своими манипуляциями, а с другой стороны есть та, к которой тянет, и с которой хочется вместе строить будущее. И здесь многому он может научиться. Это важная тема.
Но все персонажи нужны. Театр человеческой жизни содержит в себе много ролей, которые разнесены по разным актерам, носителям. Но каждый человек сам выбирает, какую свою жизнь выстраивать. Поэтому здесь все персонажи позитивны, все нужны, и у каждого можно учиться. И помните. Для меня Весна на Заречной улице -- это в первую очередь учебный материал. Это урок, который мы с вами здесь изучаем. Это загадка, и я приглашаю вас познакомиться с моим вариантом отгадки этой загадки.
А здесь Юра демонстрирует дешевый маневр. Он делает человека обязанным по отношению к себе. Он не завершает цикл, он пробрасывает подразумеваемое соглашение. А может она отсюда и не собирается уезжать вовсе. Чего ж он здесь чешет?
Юра
Когда сбегать будете.
Альберт Сафин
Еще обратите внимание, какое здесь двойное послание. Оно тоже является красноречивым. Когда сбегать будете. С одной стороны интонация как будто заботливая, типа мне не все равно, я о вас волнуюсь и забочусь. Но с другой стороны, какое это обесценивающее пост-гипнотическое внушение, типа тебя, молодуха, я вижу той, которая точно сбежит, потому что ты не справишься. Я вижу тебя не окейной и проблемной, и ничего у тебя не получится, - говорит здесь Юра по факту. Но интонация какая заботливая. Когда сбегать будете.
И это важно. Почему он будет всех вокруг обесценивать? Потому что человек по мере своей сути, если сам он себя считает ничтожеством, он тянется к тому, чтобы так называть всех вокруг. Но -- аккуратно, из под тишка. Как бы между строк. Поэтому смотрите и учитесь. Юра как персонаж здесь очень хорошо сыгран, подобран, сконструирован и показателен.
Еще посигналил на прощание. Видно, ему самому стало неловко из-за того, какую дичь он сейчас пронес. Ну и конечно Юре не понравилось, что эта дамочка, которую он подвез, не таяла в его речах и не создавала суеты, как обычно делают дамочки, и как он привык. Познакомился с новой для себя породой.
(вечеринка)
Вот в чем Юра хорош, так это в том, чтобы устраивать такой цирк, взять бутылку, повернуться вокруг своей оси, и бутылку вернуть. Бутылку в руках держит кто? Зина. Которая думает, что скоро станет женушкой Саши. Но не тут-то было. Сашу вовремя Татьяна расколдует. Обратите внимание. Юра берет из рук Зины сосуд, поворачивается вокруг своей оси, и потом сосуд возвращает. Зина даже не заметила, что произошло. Ходит Зина с этим сосудом и думает: ну кому же дать подержать этот сосуд, чтобы он втихаря туда малька запустил. Эта метафора не без юмора.
И вот чтобы иметь хотя бы какую-то тему для разговора, который может их объединить, Саша танцует здесь с другой дамочкой. Это позволяет ему извиняться перед Зиной, позволяет Зине катить бочку на Сашу. Типа как ему не стыдно.
Зина и ее мама.
Мать (о Саше)
А он ничего. И зарабатывает, и почет. Только характер... Смотри, сколько денег зря на ветер перевел (имеет в виду вечеринку).
Альберт Сафин
А он ничего -- говорит мамаша своей дочке Зине. Ничего, так выгодно ты собираешься усесться на плечи этому лоху. Только минус есть -- чего он так много денег тратит, друзей сюда позвал. Непорядок. Все должно было происходить тихо, из под тишка. Чтобы никто не шепнул ему из его корешков типа зря ты тут, Саша, союзничать с Зиной решил. Теща, сама мужиков ненавидящая, сама их регулярно окаблучивающая, всегда найдет повод наехать на любой выбор своей дочки. Чтобы яблоко от яблони недалеко пало.
Зина
Да бросьте вы, мама, идите лучше отдыхать.
Мать
Ты на родную мать голос не повышай.
(в этот момент входит Саша)
Мать
Хозяйничай, доченька, хозяйничай (уходит).
Альберт Сафин
Мамаша -- актриса, интриганка. Смотрите, какое быстрое переключение режима ее лица. Сначала немного полютовала на свою дочку, потом, как только увидела ее потенциального муженька, выгодного, кстати, сразу переключилась: хозяйничай, дочка, хозяйничай. Быстрое переключение режимов лица -- это уже красноречиво говорит о том, что перед вами точно не искренний человек не то что с вами, но и с сами собой. В каждый момент времени мамаша думает, как бы дочку повыгоднее отдать. Счастлива она будет при этом, будет ли мир в ее душе и в семье -- какая разница? Главное повыгоднее. А притворяться и кривляться -- это мы всегда успеем, - думает мама. Это же ее природа. Но может быть дочка не такая? Будем верить.
Саша
Как у вас вкусно пахнет здесь!
Мать
Угощай гостей (уходит).
Альберт Сафин
Саша этого, видимо, даже не заметил. Потому что пелена у него перед глазами. Мог бы сказать, например: слушайте, дорогая, что вы так быстро переключились? Только что дочку поругали. А как я зашел, сразу милой и доброй стали. Это у вас так принято, да?
Конечно, вслух он мог так не говорить вообще. Просто, наблюдая эту картину, он бы для себя сделал вывод: здесь точно окапываться не следует. Не моя это территория -- должен был бы подумать он, - пожалею об этом не один раз. Фильм этим и прекрасен, что Саша поймет это раньше того момента, когда это могло бы стать поздно.
Саша
Зин, чего ты на кухне копалась?
Зина
Уже натанцевался?
Саша
Нет, сейчас с тобой пойдем. Пойдем, а?
Зина
Побежим.
Саша
Чего ты колешься?
Зина
Пойди со своей Любочкой потанцуй.
Саша
Ну и потанцевал, а что, нельзя?
Альберт Сафин
Вот их типичный брачный танец, из которого и состоит их взаимодействие. Которое очень далеко от человеческого поведения. Здесь Сашок сам извиняется регулярно, оправдываясь перед ней, пытаясь заслужить ее расположение. А Зина имеет возможность заставлять Сашу чувствовать себя виноватым. Наверняка в ее картине мира хороший муж -- виноватый муж. Точно такая же картина мира, скорее всего, и у ее мамы. Но совсем скоро Саша позволит себе роскошь из этого колдовства выйти. Потому что такое поведение и ему не делает чести, какой он мужчина, если вот так вот преклоняется, извиняется и оправдывается? - и Зине не делает чести. Зачем она выстраивает такие взаимоотношения, чтобы обвинять своего будущего муженька уже здесь, на ровном месте, заставляя его перед собой оправдываться?
Зина наверняка понимает, что ничем другим заинтересовать мужчину, кроме того как заставить его перед собой извиняться она и не может. Ну а Саша -- парень молодой, пока не знает всех этих хитростей. И пока ведется, оправдывается.
Зина
С Тосечкой тоже потанцевал?
Саша
Зина, да брось ты!
Зина
Уходи к своим тоськам!
Саша
Да у меня одна своя. Злая, но...
Зина
Милый Саша, я не ваша. Уйди, видеть тебя не хочу. (отталкивает Сашу)
Саша
С тобой не сладишь.
Альберт Сафин
На первый взгляд кажется: какая неприступная женщина, какая молодец. Есть у нее гордость, себя ценит, бережет. Но нет. В ее картине мира все мужики -- козлы, так и хотят ее обмануть. Поэтому она всегда найдет повод катить бочку, чтобы т.о., обесценивая и делая виноватым своего мужчину, заставлять его ей служить. Короче, превращаться в каблука. Точно так же,
каким каблуком, наверняка, был ее папаша, учитывая ее кривляющуюся мать.
Зина
Никогда
Саша
Э, все платье в саже.
Зина
Где?
Саша
(обнимает и целует ее)
Вот и поймал.
Альберт Сафин
Обратите внимание. А теперь Зина улыбается. Она немножечко повиноватила, значит, Сашу, Саша должен перед ней извиняться, а потом, так уж и быть, она его прощает. И он, на коленях к ней приползая, получает ее расположение. Если бы на месте Саши был Юра, у меня вообще вопросов нет. Но у Саши я хочу спросить: слушай, дорогой, неужели тебе не надоело быть таким салагой? Уже пора расти.
(Заходит Юра)
Юра
Э-э, вот они чем тут занимаются!