Красных Татьяна : другие произведения.

Русская философия. Введение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию первую лекцию по русской философии. Введение в руссую философи. Автор - Лега Виктор Петрович.


   Виктор Лега Русская философия Введение.
  
   Впереди последний семестр изучения философии истории, который мы посвятим русской философии. Вначале некоторые общие соображения о том, что будем изучать, как будем изучать, какие учебные пособия нам помогут.
   Вообще русская философия -- достаточно сложное понятие. Я бы так разделил. Я недавно читал лекцию по средневековой философии. Так вот есть средневековая философия, а есть философия в средние века. Так же можно говорить и о русской философии. Так же можно говорить о русской философии и о философии в России. Вообще в России существовала философия во всех ее видах. Вот то, что мы с вами изучали -- позитивисты, экзистенциалисты, марксисты, анархисты... И какие угодно философские течения -- в России все они были представлены. Причем иногда они были представлены очень крупными именами. Как например позитивист Чернышевский. Марксист Ленин -- выдающийся теоретик и практик марксизма. Школа феноменологии -- журнал "Логос". Психоанализ был представлен. Павел Блонский, например. Т.е. о философии в России можно говорить достаточно долго. Но нас это не интересует, я думаю. Мы ничего нового не узнаем об идеях в психоанализе, или марксизме, или позитивизме, или в ницшеанстве, если будем смотреть русских философов, которые развивали на русской почве ту самую западную философскую школу. Была философская школа кантианства, замечательный Александр Введенский, гегельянцы... Любого философа назови, и всегда найдешь его сторонников. Когда мы говорим о русской философии, и такое понятие есть. А есть ли понятие французская философия? Пожалуй, я бы выделил там французское просвещение -- Вольтер, Дидро, Руссо. Немецкая философия есть? Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель -- это прежде всего немецкая классическая философия. Это эпизоды. Понятно, что нет такого понятия, как немецкая математика, или французская биология. Есть французские биологи и немецкие математики, философы. Бывает так, что некоторые периоды знамениты своими появляющимися школами. В России тоже существовал такой период. Я не знаю, будет ли он продолжаться, постоянно задают вопросы: а как теперь с русской философией? Я не знаю. Вот немецкая философия. Есть золотой век немецкой философии -- это середина 18 и первые два десятка лет 19 века. От Канта до Гегеля. Дальше -- есть немецкая философия -- Ницше, феноменология Гуссерля, экзистенциализм Ясперса, Хайдеггера. Экзистенциализм есть и во Франции, в Италии, Испании, в России. Нельзя сказать, что экзистенциализм -- это чисто немецкая философия. Вот классическая немецкая философия -- кантианство, гегельянство -- это да. Поэтому можем ли мы говорить, что будет продолжение немецкой философии? Мы не знаем. Мы не пророки. Будет ли продолжение великой русской философии? Я воздержусь от суждения. Говорят, что сейчас центр философии перетекает во Францию. И что именно там появляются новые идеи, постмодернизм. Пути Господни неисповедимы.
   Я бы русскую философию ограничил примерно 100 с небольшим годами. Начиная с 20-30-х годов 19 века и заканчивая серединой 20 века. Это то, что мы называем русская философия, в ключевом понимании, та философия, которой нет нигде. И именно на ней мы с вами остановимся.
   Есть много замечательных учебников.
   0x08 graphic
   Во всех этих учебниках -- история философии России. Я не критикую, просто уточняю. Эти учебники охватывают философов, которые жили в России. И православные, и атеисты, и кантианцы, и гегельянцы, и феноменологи, и персоналисты, самых разных представителей. Если вы хотите остановится на каком-то из этих учебников, в дополнение к лекционному курсу, то конечно вам не придется читать все. А вы выбираете только те, которые вам будут нужны и интересны.
   Лосский -- это один том. Зеньковский -- это 4 тома. Учебник Маслина -- в одном томе. Фундаментальный и пытается охватить все. Отличается учебник Василенко, который называется Введение и не претендует на полноту. И это введение в русскую религиозную философию. Леонид Иванович вместе со мной начинал преподавание в нашем тогда еще богословском институте. Я преподавал западную философию, Л.И. преподавал русскую философию. Плодом его трудов явился этот учебник. Он написан по материалам его лекций. К сожалению Л.И. умер несколько лет назад в творческом расцвете своих сил. Но учебник он оставил. Учебник своеобразный. Из перечисленных учебников у каждого есть свои плюсы и минусы. Характеристику учебника Л.И. не знаю как назвать -- плюсом или минусом. Когда я писал свой учебник, или когда я читаю лекции, я всегда стараюсь отстраниться от себя. Перед вами Платона сменял Аристотель, я старался, чтобы перед вами выступали Платон и Аристотель, Кант и Гегель, Фихте и Ницше, давая оценки в двух или трех случаях, там, где я считал необходимым дать какую-то критическую оценку. Потому что есть философские учебники, которые очевидно ошибочны, но очень увлекательны. Например, марксизм. Например, софистика. Вот там я давал немного комментариев. А в остальных случаях -- решайте сами. Моя задача -- чтобы вы поняли логику Канта. И т. д.
   Вот Л.И. пишет совсем по-другому. Нет, он излагает философию каждого из них. Но поскольку... Я как-то пытался с ним поспорить, но он показал, что он прав, и я закончил с ним спор. Здесь очень сложно оценить... Называется русская религиозная философия, а по сути -- русская православная. Нет буддистов, нет мусульман, даже католиков -- некоторые сочувствующие, и в определенные периоды своей жизни, как например Чаадаев или Соловьев. Но в целом они все равно православные. Т.е. можно было бы назвать введение в русскую православную философию. Но вопрос -- насколько она православна? Многие говорят: это ересь. Другие наоборот: это вершина православия. И как оставлять студентов один на один ? То ли они в ересь впадут, то ли они не поймут глубину православного дискурса. Л.И. каждый раз старается прояснить.
   Но я подчеркиваю: это его точка зрения. Возможно, иногда он ошибается. Но он, как преподаватель богословского учреждения, считает необходимым показать все те тонкости, споры друг с другом. Поэтому когда будете читать, благодарите Л.И. за огромный труд православного философа, коим он сам являлся.
   В какой-то степени учебники Н. Лосского и В. Зеньковского тоже, но в меньшей степени стараются дать православную оценку. Лосский, великий русский философ, которого мы так же будем изучать. Любопытная черта его учебника. Там есть разные параграфы: Киреевский, Соловьев, Булгаков, Лосский. Он понимает, что он великий философ, поэтому... посвятил параграф себе. Как у Пушкина: Я памятник себе воздвиг... Это же не похвальба пушкина, просто констатация факта. "Я знаю, что я -- гений, и это ужасно тяжело". Вот так и Лосский. Наряду с Бердяевым и Соловьевым отметить себя все же необходимо. Что касается Истории русской философии -- коллектив разношерстный. Предыдущие три автора -- православные. Хотя в некоторых местах православие Лосского -- под вопросом. Л.И. пишет четко. История русской философии под редакцией Маслина -- старается быть объективной, как и полагается философскому факультету. Там есть и православные авторы. М.А. - сам лично православный. Великолепный специалист, и душевный человек. А.П. Козырев, его заместитель по кафедре, тоже человек православный. Он ведет рубрику на радио "Вера", "Философские ночи". Если кто слушает... Я пару раз с ним беседовал. Отличный философ, прекрасный собеседник. И хороший душевный человек. Поэтому неровный в этом плане учебник, как и любая монография, написанная разными людьми.
   Есть и другие учебники, их много, и невозможно все упомнить. Но вот идеального учебника по истории русской философии, как например учебник по истории западной философии, Лега Виктора Петровича, (смеется) назвать не могу. Я конечно шучу. Поэтому что получится -- то получится.
   Как вы уже знаете, я предпочитаю преподавать... Существует два типа преподавания. Первый тип -- все дураки, я умный, я сейчас расскажу, в чем ошибался Платон, что не понимал Аристотель, а стоики -- вообще полные идиоты. И я сейчас расскажу, где кто прав и ошибался. Это один способ, который я терпеть не могу.
   И другой способ. Меня нет, есть Платон, Аристотель, стоики, скептики, меняющие друг друга, а чтобы узнать Платона и Аристотеля адекватно, нужно читать Платона и Аристотеля. Не учебники по Платону и Аристотелю, в которых написано: я самый умный, а Платон ошибался, а Платона и Аристотеля. Я преподавал именно так, и русскую философию я преподаю так же. По их книгам.
   Поэтому я пересказывал Критику чистого разума, потом пересказывал Критику практического разума, потом пересказывал Введение в наукоучение Фихте. Потом пересказывал Науку логики, Философию духа Гегеля. Потом пересказывал, как философствует Ницше. И мы при помощи самих философов в них немножко разобрались. И гораздо лучше, чем мы смотрели чье-то мнение о Платоне, или о Канте, или о Ницше.
   Поэтому опять же, мы будем читать. Фактически я буду вам пересказывать. А вы при желании можете дома прочитать. Конечно, я буду задавать какие-то комментарии, а не только чистый пересказ. Но основой будут работы классиков русской философии в их собственном изложении. Я убежден, что так мы поймем их гораздо лучше, чем чью-то интерпретацию, даже уважаемых Лосского, Зеньковского. Маслина примем за основу.
   Несколько соображений о том, что же такое русская религиозная философия. Это действительно уникальное явление, может не до конца еще осмысленное в мире. Хотя в последние пару десятилетий в мире появляются сообщества русских философов. Во Франции Бернар Маршадье, в Италии (запямотовал) тоже прекрасный специалист по русской философии, мать Тереза -- в Польше, в Кракове создала центр по изучению русской философии. В германии пока нет, во всяком случае мне неизвестен центр.
   Почему усилия этих любителей русской философии на Западе пока не пользуются большой популярностью? Как мне объяснял Бернар Маршадье, (он прекрасно знает русский язык, переводил С.Франка на французский язык, у него прекрасная библиотека русских философов), вот разговариваешь с русским философом, он говорит: да, в России прекрасная мысль, Соловьев, Бердяев, но это же не философы, это же богословы. Поэтому как к философам к ним не испытываешь особого интереса. Когда разговариваешь с французским богословом, он скажет: да, в России прекрасная мысль: Соловьев, Бердяев. Но это же не богословы, это философы. Нам они не интересны.
   И в этом своеобразие русской мысли, и в этом ее какая-то непонятость. Философы видят в них богословов, а богословы видят в них философов. А это уникальный синтез, это то самое ядро русской философской мысли, то самое ее своеобразие. То своеобразие, которое сформулировал один из первых представителей русской философии -- Киреевский И.В. еще в начале 19 века. По этому пути потом пойдет Соловьев, и создаст тот самый синтез, который мы имеем под названием Всеединство, или Цельное знание. Цельное знание -- это и есть знание, объединяющее все, в том числе философию и религию. Кто-то скажет: там слишком много религии, это богословие, а я -- философ, и это меня не интересует. Вот може Введенский, Ленин, Плеханов, Герцен, Чернышевский -- они мне будут интересны, это философы. Конечно не такие глубокие как западные, например Конт, Маркс, но все-таки у них есть хорошие последователи. И, не буду повторяться, противоположная мысль тоже есть.
   Но благодаря такого рода подвижникам как Мравчински Аллен в Испании, Или Бернар Маршадье во Франции, мать Тереза в Польше все-таки лед пробивается, русская мысль переводится. Ее сложно переводить. Это не популярная эссеистика, это часто глубочайшая философия, написанная очень сложным языком. Как у Соловьева некоторые работы, или особенно Франка.
   Итак, в нашем курсе рассмотрим именно этих мыслителей, от Чаадаева и Киреевского, заканчивая Франком, Булгаковым и Бердяевым. Эти мыслители 50-ми годами заканчивают замечательную эпоху. Эпоху русской философии. Хотя если открыть учебники Зеньковского и Маслина, то увидишь, что на самом деле русская философия начинается чуть ли не в 11-12 веке. Там и Русская Правда, и Феофан Прокопович. Конечно, русская мысл не возникает вдруг и ни с того ни с сего в начале 19 века. У нее была глубокая предыстория. И действительно совершенно справедливо начинать с момента образования русского государства. Но своеобразная русская философия возникает действительно в начале 19 века. Этому было много причин. Не буду выдвигать какие-то свои фантазии, но понятно, что русская философия возникает под влиянием западной. Если говорить о философии до 19 века, то это скорее православие, философские проблемы поднимаются православными богословами. Такие проблемы всегда есть. Проблемы зла и справедливости, добра, свободы и предопределения. Это проблемы и философские, и богословские. Поэтому мы их находим с "Слове о законе и благодати". Чисто философская проблема -- предопределение или закон, правила, которые человек выбирает, соблюдает или не соблюдает. Глубокая философская проблема митрополита Иллариона. Но все-таки мы говорим, что это именно богословие. Ересь Елагия, и т. д. А вот в чистом виде философия возникает все-таки под влиянием западных мыслителей. Начинается влияние издалека. Лейбниц формирует свою собственную школу, влияние на Ломоносова. Ломоносов, уехав на Запад, учился в лейбнице-вольфовской школе, и именно ее он привносит в Россию. Наследником этой школы становится Феофан Затворник. Кант не очень сильно, но тоже проникает в Россию. Вот например преподаватель философии Галич. Он преподавал в Царскосельском лицее. Правда, его уволили с формулировкой: преподавал философию Канта без критики оной. А Кант -- это же категорический императив, долг как свойство разума, и никакой роли церкви в нравственности. И без критики преподавать Канта нельзя.
   Мы пока говорим об эпизодических представителях. А вот начиная с Шеллинга уже мысль проникает в Россию прочно. Я напомню вам ряд цитат, которые я вам приводил, когда мы изучали Шеллинга. Помните? Из Чаадаева, из Киреевского, из некоего участника войны 1812 года. "Мы перешли на язык Шеллинга с нашим юношеским пылом и между битвами изъяснялись на этом языке легко и свободно" И уже Шеллинг формирует русскую философию. Потом -- Гегель. Вот эти два мыслителя. Потом проникает позитивизм, Маркс, но они формируют уже другую мысль. Никогда не хочется огрублять, но для лучшего понимания всегда нужно выстроить какую-то схему. Эта схема нам известна еще со школы -- спор западников и славянофилов. По сути это спор Шеллинга с Гегелем. Славянофилы воспринимают философию Шеллинга, а западники воспринимают философию Гегеля. Почему? Мы об этом поговорим.
   Вот эти два немецких философа фактически формируют русскую философию. Конечно, нельзя не упомянуть и о древней философии -- это Платон и неоплатоники. Многие говорят, что русская философия сформирована Платоном. Чистый платонизм -- это Соловьев, его еще называют русским Платоном. Не только по тому влиянию, которое он оказал на философию, все потом подражали Соловьеву, все развивают его идею цельного знания, всеединства. Но и сам Соловьев был платоником. Когда я вам излагал философию Платона, я наверняка прочитал вам четвоеростишье из одного стихотворения Соловьева
   Милый друг, иль ты не знаешь,
   Что все видимое нами
   Только образ, только тени
   От незримого очами.
   Мир теней на стене пещеры. Наш мир -- мир теней. Чистый платонизм. Поэтому русская философская мысль формируется достаточно сложно. Диссертация Соловьева была посвящена спору с позитивистами. Но не буду подробно забегать вперед, об этом мы еще поговорим подробно.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"