Из книги "Занимательно о Древней Греции", Москва, ФАИР-ПРЕСС. Издано под именем О.Ерохин
МИФ О ЮНОСТИ ЗЕМНОЙ
Была Земля - каменистая, пустынная, бесплодная. Трещины-морщины покрывали ее печальное лицо, мутные реки хрипло гомонили в глубоких расселинах, холодный ветер тоскливо стонал по заснеженным утесам.
А над Землею было Небо.
Небо было серо-синее, свинцовое, угрюмое. Ни птицы, ни облака не нарушали его одиночество, только иногда падающая звезда оставляла на нем кровавый след.
Так было, но однажды все изменилось, изменилось все вдруг: в неистовом блеске молний разверзлось небо - и пролилось теплым дождем, и в дожде заиграла, засветилась радуга, и земля вдруг покрылась яркой зеленью, бабочками-цветами и блестящим бисером озер, в которых нежным румянцем отразилось восходящее солнце.
Это Земля и Уран-Небо полюбили друг друга.
И только теперь стало видно, как Земля была молода.
ЭЛЛАДА
Есть в круге земном, объятом великим Океаном, благодатный край. Здесь воздух напоен дыханием моря, здесь горы учат высокому, здесь небо говорит голосами богов. Зеленая ветвь оливы и виноградная лоза питают живые струны здешнего народа, а его духовные струны крепятся вещим словом мудрецов и вековечной славой героев.
Так древние греки, которые называли себя эллинами, рассказывали про свою страну, так они чувствовали ее, так любили - и было так.
Греческие племена пришли на Балканский полуостров с севера, и случилось это за две тысячи лет до нашей эры. В то время на Балканах уже жили люди, которые назывались пеласги. Греки влились в страну пеласгов бурным потоком - многое было сметено, но многое и осталось, и стало сутью нового народа. Со временем страна расцвела, выросли могучие города, крупнейшим из которых стал город Микены. Микенский царь правил многими городами окрест, поэтому это время позже назвали микенским. Когда, в более поздние века, песенники-сказители рассказывали об этом времени, они пели о великих героях, о прекрасных женщинах и могущественных богах - это было время легенд, это была героическая эпоха Эллады.
Эта эпоха длилась около восьмисот лет. Последним и ярчайшим деянием этого времени стала Троянская война, которая продолжалась десять лет и завершилась разрушением Трои (1284 г. до н. э.).
Спустя 70 лет по окончанию Троянской войны на Балканском полуострове началось великое движение племен. Свирепые дорийцы с севера прошли на юг, они разрушили столицу Пелопоннеса - Микены, они разрушили Спарту и Аргос и основали свои города, некоторые - на месте разрушенных. Дорийцы были греками, их вожди называли себя потомками Геракла, но прошло несколько столетий, прежде чем новое величие возвысилось на месте развалин и нищеты.
Около 800 лет до нашей эры жил в Элладе слепой сказитель Гомер. Из города в город ходил он со своей неизменной спутницей - кифарой, да еще со своими песнями. Дивным песнопевцем был этот слепец. Когда Гомер пел, странная сила вливалась в души зачарованных слушателей. Вместе с древними героями Гомера они радовались и печалились, смирялись и негодовали, отрекались и жаждали. Такова была сила слова слепого старца.
Этот голос, голос Гомера, и был первым криком новорожденной эпохи, великой эпохи - эпохи античности.
* * *
В эпоху, восход которой возвестил Гомер, Греция представляла собой множество городов-государств, множество народностей, у которых, однако же, было одно единое - единое чувство принадлежности к общему прошлому и общему будущему.
Прошлое говорило с эллинами языком мифов - прекрасных сказаний о богах и людях, о подвигах и о злодействах, о смерти и о бессмертии.
А будущее уж, наверное, произрастает из прошлого.
МИФ О ДЕТЯХ ЗЕМЛИ
От брака с Небом-Ураном Земля породила племя бессмертных: могучих титанов, уродливых одноглазых циклопов и страшилищ Сторуких, чудовищ с пятьюдесятью головами и сотней рук у каждого. Всех своих детей Земля любила одинаково, всех - одинаково, но иное - отец Уран. Урану были отвратительны чудища Сторукие, три близнеца, отвратительны и страшны, потому как могучи они были безмерно.
А ведь близнецы Сторукие были еще дети. Что же станется, когда они вырастут, войдут в полную силу?
Уран не стал дожидаться, когда дети его свергнут. Страшных близнецов отец Уран сбросил в Тартар - в бездну, в небо, опрокинутое вниз.
Разбиться Сторукие не могли, потому как были бессмертны. Однако теперь они не представляли для Урана опасности.
Как оказалось, до времени.
Радовалась Земля, видя, как взрослели, крепли ее дети, титаны и титаниды, нежно заботилась она об одноглазых уродцах циклопах. Но и о тех своих детях, о тех, о великанах Сторуких, Земля не забывала. Никогда.
И однажды наступило время, когда более уже не могла сдерживать Земля сердечную боль.
Было раннее утро. Уран еще отдыхал - растекался туманным маревом, глубоко вдыхал утреннюю прохладу, нежился на мягком пологе душистых трав. И тут могучий почувствовал боль, а когда встрепенулся он, вскочил, загоревшись рдяной яростью и силой полуденного дня, - то увидел Уран своего младшего сына Кроноса, сына любимого.
Это Кронос нанес ему удар.
А ударил он острым серпом.
Но ребенок не мог сам выковать этот серп. А кто мог, кто дал Кроносу серп, Уран понял сразу.
А как он любил ее, мягкую, нежную Землю, голубоглазую пастушку, птичку-ласточку, как он ее любил!..
И огромное сердце Урана наполнилось бездонной космической чернотой.
Битвы не было - Уран ушел, просто ушел, ушел туда, куда уже не могла дотянуться до него Земля и куда не было дороги Кроносу с его страшным серпом.
Уран ушел не один. Вместе с ним Землю навсегда покинули его дочери, старшая - Луна-Селена и младшие - звезды, а также один из его сыновей, титан Гелиос-Солнце. Уран ушел, и отныне никому, Землею рожденному, не было дано окунуться, раствориться в его глубинах.
Уран ушел бесконечно далеко, он ушел - а след остался. Вглядитесь в ночное звездное небо - там тишина и тихая тоска, и еще что-то, отчего так жутко и волнительно. Вот вы вздохнули, и чудная крылатая сила понесла вас в ослепительную звездную глубину.
Уран ушел, и никому более не дано слышать его голос, но иногда можно услышать его сердце.
МИФ О ЗЕВСЕ ОЛИМПИЙСКОМ
Земля надеялась, что Кронос, захватив власть, освободит Сторуких. Этого не произошло. Отчего же так получилось? Может быть, Кронос испугался Сторуких, как их боялся Уран? Или Кроносу попросту не было до них дела, ему была нужна власть его отца Урана - и только?
Никому не дано познать помыслы бога.
Как бы то ни было, Сторукие так и остались в Тартаре, только переменилась власть: миром стал править Кронос.
В это время, время Кроноса, на Земле появились люди. Титан Прометей создал первого человека из глины Земли и из воды Океана. Так Земля стала матерью человечества, но бессмертие, подобное бессмертию титанов, люди не получили: не Уран был их отец.
Позже люди назвали это время Золотым веком: при Кроносе не было ни вражды, ни зависти, ни ненависти. Золотое зерно родилось само, тонкорунным овцам не нужен был пастух, плодовые деревья не нуждались в уходе. Земля всего рождала вдоволь, потому как желанны были люди матери-Земле, ее младшенькие.
Однако благословенному времени суждено было однажды закончиться.
Кронос старался править справедливо, но, как известно, когда дело касается власти, и справедливость, и милосердие отступают. Кроносу было предсказано, что свершится один из величайших законов мироздания, закон воздаяния: как он лишил своего отца власти, так и он будет лишен власти одним из своих детей. Вот поэтому обычно милосердный и справедливый Кронос проглатывал своих новорожденных детей одного за другим, кому же хочется потерять власть.
Жена Кроноса, титанида Рея, была мать, а хорошая мать всегда больше, чем хорошая жена. Как-то Рея сумела изловчиться: вместо младенца она подсунула Кроносу камень. Кронос был велик как бог, а младенцы, как известно, малы и тщедушны, вот Кронос спросонья и обманулся, вместо новорожденного сына он проглотил спеленатый камень.
Далеко-далеко, на вершине лесистой горы, в глубокой пещере укрыла Рея сына. Она дала ему имя Зевс - в этом имени был и блеск молний, и звон доспехов, и сила вечности, и свет небес.
Чтобы Кронос не услышал крик младенца, служители Реи, люди и младшие титаны, день и ночь у пещеры бряцали оружием. Коза Амальтея, порожденье титановой крови, кормила младенца своим молоком, когда мать не могла отлучиться из чертогов Кроноса.
Шло время, и мальчик рос. Повзрослев, Зевс взял в жены богиню Метиду, внучку Земли, дочь титанов Океана и Тифиды. От Земли Метиде досталось знание трав и составов. Настал день, и Метида по повелению Зевса приготовила особое зелье, чтобы помочь ему одолеть Кроноса.
В этот день мать провела Зевса во дворец Кроноса, и Зевс заставил своего отца выпить пузырящееся зелье.
У зелья Метиды было особенное свойство. Выпив его, Кронос отрыгнул детей, которых проглотил, всех пятерых. Это были: Посейдон, Аид, Деметра, Гера и Гестия.
Освободив братьев и сестер, Зевс низверг Кроноса в Тартар. Однако воцарение Зевса не было легким. Титаны, столько лет видевшие в Кроносе своего владыку, восстали против новоявленного властителя. Битва титанов с Зевсом и поддержавшими его богами получила название титаномахия.
* * *
Эта битва длилась десять лет. С вершины Орфийской горы устремлялись титаны на воинство Зевса, которое выступало с высот Олимпа, и когда сталкивались две силы первоздания, земля и небо дрожали так, что грохот шел по всей вселенной.
Десять лет бились могучие, десять лет бились яростные. Победа всё никак не давалась никому, потому что бессмертная кровь билась и в жилах богов, и в жилах титанов, и сила вечности была сильней их свирепства. Не раз Рея напоминала сыну своему, Зевсу Ослепительному, о томившихся в Тартаре Сторуких, и наконец Зевс решился.
Зевс выпустил из Тартара древнейших титанов. Благодарные великаны встали на его сторону, а тут еще Зевса поддержали одноглазые уродцы Циклопы.
Циклопы изготовили Посейдону трезубец, Аиду - чудесный шлем, а Зевсу они принялись ковать громы, молнии и перуны.
Вмешательство циклопов и Сторуких переломило вечность. Настал предел бессмертной силы титановой, одолели титанов олимпийцы. Зевс низверг поверженных титанов в Тартар, оставив на земле только тех из них, кто бился на его стороне. Некоторых он даже поощрил особо, например, титаниду по имени Стикс. Титанида Стикс была живою душою реки, текущей в преисподней. Клятву водами Стикс Зевс сделал нерушимой клятвой, величайшей клятвой богов.
Чтобы низвергнутые титаны и думать забыли о светлом дне, сторожами Тартара Зевс поставил чудовищ Сторуких.
Так повсюду установилась власть олимпийских богов. Правда, кое-где еще оставалась титанова поросль, кентавры и чудища разные, но они жили на свете, пока им дозволяли жить победители-олимпийцы.
МИФ О ПРОМЕТЕЕ
Титан Прометей был двоюродным братом Зевса. Их отцы были братьями - Иапет, отец Прометея, и Кронос, отец Зевса. Когда Зевс, свергнув отца, воцарился на Олимпе, Иапет с другими титанами восстал против новой власти. В то время, время великих битв, Прометей сражался на стороне олимпийских богов.
После своей победы олимпийцы сбросили Иапета в Тартар, вместе с другими титанами. Прометея победители отблагодарили: хотя в его жилах текла титанова кровь, ему позволили жить на земле.
Прометей сражался на стороне олимпийцев, против родного отца, потому что, наделенный пророческим даром, он предвидел торжество Зевса. Но не для себя Прометей искал счастливую жизнь, не для этого он пошел против своего племени. Прометей хотел сохранить на земле свои создания - людей.
Прометей создал людей во времена владычества Кроноса, слепил из глины, распущенной в воде. Это было благодатное время, "золотой век". Было - да только минуло.
Ниспровергнув мятежных титанов в Тартар, Зевс присмотрелся к людям. Не по нраву они ему пришлись. В людях, с их гордостью и буйной душой, отец богов увидел маленьких титанов. Впрочем, Зевс не стал уничтожать создания Прометея, ценя его помощь в минувшей войне. Однако люди должны были понять, насколько боги их лучше и могущественней. И Зевс повелел: отныне земля не должна была в прежнем изобилии рожать прекрасные плоды. Пусть люди в своей нужде молятся богам - быть может, они и вымолят снисхождение.
Так век золотой сменился серебряным.
Зевс ожидал от людей трепета и преклонения, но нет, буйны были люди, ничего не хотели они знать о блистательном превосходстве олимпийцев. И тогда повелел Зевс, и на земле стали свирепствовать хищные звери, и настала засуха, и засуха сменилась страшной бурей.
Так для людей наступил медный век.
Однако и теперь не склонились люди пред грозной силой олимпийских богов. Они голодали, они замерзали, их пожирали хищные звери, они рождались словно бы лишь для того, чтобы умереть - но напрасно олимпийцы ждали от людей молений. Ни одного храма не возвели люди, ни одного жертвенника не поставили.
Разгневанный, Зевс придумал новое наказание для упрямцев.
Владыка Олимпа повелел Гефесту и Афине сделать женщину.
Материал был известен, так что очень скоро Гефест вылепил женщину из глины и воды, а Афина нарядила ее в прекрасное платье - для привлекательности. Женщину назвали Пандорой. В руки Пандоре боги дали ящик, и прежде, чем спустить ее на землю, каждый из олимпийцев положил в него свой дар.
Одно божество одарило Пандору злословием, другое - коварством, третье - лживостью...
Когда Пандора оказалась на земле, она по любопытству (тоже дар божий) открыла ящик, и отвратительные пороки понеслись по всему свету, язвя человеческие души.
Так боги сотворили Пандору на погибель людям. Но не ведали боги, что найдется сила, которая посмеется над их божественным промыслом.
Боги дали людям пороки - что же, сказал Прометей, значит, он наградит людей умом и стойкостью титановой!
Прометей первый сошелся с Пандорой, и Пандора, смертная женщина, родила сына, которому дали имя Девкалион. От брата Прометея, титана Эпиметея, Пандора родила дочь Пирру.
Девкалион и Пирра сочетались браком и стали царствовать в городе Фтия, в Фессалии.
Зря ждали боги, что люди, страдая теперь не только от засухи и стужи - от злости и злоречия себе подобных, - обратятся к Олимпу с мольбами и жертвами. Только Девкалион и Пирра приносили жертвы богам, потому что от крови титанов унаследовали их ум.
Такая строптивость человеческая явилась последней каплей. Разъяренный Зевс наслал на землю потоп. Лишь двоим он позволил жить, Девкалиону и Пирре.
Потоп, эта кара божья, погубил весь род человеческий. Девять дней от края земли и до края ходили ходуном седые волны, и беспросветная мгла стлалась над пучиной.
На десятый день вода схлынула. Суденышко, в котором спасались Девкалион и Пирра, село на горе Парнас.
К этому времени призадумался Зевс - призадумался и вопросил Девкалиона, какой дар от него тот хотел бы получить.
И молвил Девкалион, обмирая сердцем: он хотел бы возродить род человеческий.
Зевс сказал: берите кости земли и кидайте.
Сметливый Девкалион сразу понял, что это за кости земли. Девкалион и Пирра стали брать с земли камни и швырять их за спину. Из камней, которые бросил Девкалион, народились мужчины, а из камней Пирры - женщины.
Так вновь возник на земле род людской, который, как обнаружилось, нес с собою нечто, чего не доставало олимпийским богам.
Новые люди оказались благоразумнее своих предков - и умнее, и хитрее, ведь их родителем был Девкалион. Теперь люди стали молиться олимпийским божествам: они страшились нового потопа. Так, в молениях, проходили годы, - и люди умирали, не вкусив торжества неземного, ярости буйной, всего того, чем жили и наслаждались когда-то первые люди, создания Прометея.
И жалко стало Прометею племя человеческое.
Было у богов нечто, что они берегли пуще зеницы ока. Высоко на Олимпе в золотом треножнике пылал огонь. Знали боги- заключалось в том огне особое, отчего так радовалась и рвалась душа. Знал это и Прометей.
Прометей украл с Олимпа огонь и принес его людям.
Когда Зевс увидел повсюду мириады огней, страшно разгневался он и испугался. Ведь там, внизу, бился тот самый огонь, которым когда-то воспламенилось его сердце. Воспламенилось, и подвигло его к великому: в тот миг, много веков назад, он решился отнять власть у своего отца.
Зевс уже собрался наслать на землю новый потоп - и вдруг отец богов ощутил ноздрями сладковатый дым.
В его честь сжигали жертву, и странно это было, и необычно, и приятно.
Да, верно, в самом деле эти люди умели нечто, чего не умели боги, - ну хотя бы приносить желанные жертвы!
И Зевс отринул свой гнев с человечества. Ведь уничтожь он человечество опять, кто же тогда станет приносить жертвы богам? А вот Прометея, сына Иапета, Зевс сурово наказал. Прометей был сам вызов его могуществу, сам мятеж, и Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к скале Кавказа, и чтобы орел прилетал к титану - мучить, клевать его печень.
Гефест исполнил волю отца богов. Он приковал Прометея к вершине самой высокой скалы, и громадный орел, посланец Зевса, стал каждый день прилетать с Олимпа, терзать печень титана. За ночь печень Прометея отрастала, все-таки титанова кровь кипела в его жилах, и поэтому бесконечны были его муки.
И горы Кавказа сотрясались от стенаний титана, и шли века.
Но иногда, случалось, люди слышали со стороны Кавказа, словно гром, яростный смех. Это Прометей вспоминал, как боги дрожали за свою божественность, а вот теперь, по его милости, божественный огонь дерзости и бесстрашия горячил сердца простых смертных.
БОЖЕСТВА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Во времена Древности могущие боги наполняли своим существом небо и землю - их голоса звучали в шуме ветра и в реве прибоя, их души свирепствовали в ярости бури, их улыбки блистали в солнечном свете, синь их глаз раскрывалась в небесной сини.
Рожденные чудно и сами - чудо, боги были значительно сильнее людей. Но сильны они были по разному.
Высшие из богов мира - олимпийские божества - жили на вершине горы Олимп, самой высокой горы в Греции. Там, в беломраморных чертогах, он возлежали за пиршественным столом, и чудесная амврозия служила им пищей, а божественный нектар - напитком. Амврозия и нектар, порожденные вечностью, даровали божествам бессмертие.
Когда пиршество заканчивалось, боги восходили к своим золотым тронам и внимали слову величайшего из них - Зевса, отца богов и людей.
Не всегда Зевс Громовержец стоял над миром. На заре мира над землею и небом владычествовал Кронос, отец Зевса. Когда пробил час, Зевс, сам - небо и свет, отнял власть у отца.
Воцарившись на Олимпе, Зевс взял себе в удел право судить богов и людей, наделять властью и отнимать ее, возвеличивать до величины бога и низвергать в страшную страну смерти. Но мудр был Зевс, и своей силе он сам положил предел. Зевс никогда не шел против воли Судьбы, той тонкой нити, которую ткали вещие Мойры и которая связывала воедино прошлое мира с его настоящим и грядущим.
Волшебная мечта и безудержная страсть, случается, и сейчас являют образы обитателей Олимпа в разрывах времени и облаков.
Кто же они, божественные сотрапезники Зевса?
Вот подле Зевса восседает богиня Гера, его божественная супруга. Гера покровительствует женщинам-матерям и своей невидимой властью освещает браки и укрепляет семьи. Гера - властная и решительная богиня, она, не страшась, кидается с упреками на самого Зевса, как только ей становится известно об очередной неверности ее владыки-мужа. Понятно, отчего Гера так часто враждует с Афродитой, богиней любви.
Прекрасная, вечно юная Афродита старше многих олимпийских богов, старше самого Зевса. Она рождена из крови Урана, деда Зевса, которого поразил серпом отец Зевса, могучий Кронос. Бессмертная кровь Урана хлынула в синее море, и вспенилось соленое море, и из пены морской вышла красавица Афродита.
Все подчиняются власти богини любви, и боги и люди. Лишь две могучие богини по воле предвечного свободны от ее чар. Это - Артемида и Афина.
Артемида, богиня девственной чистоты, богиня-охотница, - дочь Зевса и доброй богини Лето. Неутомимая, она носится со сворой псов по полям и перелескам, преследуя быстроногую добычу. Но не только охотникам покровительствует Артемида и не только охотой занимается. Артемида - богиня и защитница всей дикой природы, и охота Артемиды - не умаление, не уничтожение этой природы, а ее часть, часть ее первобытной ярости, ее бешеного восторга, ее неистовства. Артемида - олицетворение бурной и бесстрашной жизни и быстрой смерти.
Случается, что и мужчина может родить. Так, Зевсом была рождена богиня Афина - она вышла из его головы в полном вооружении, в шлеме и с копьем.
Афина - богиня-воительница, но она справедлива и мудра в отличие от Ареса, бога войны, божества кровожадного и безжалостного. Афина покровительствует героям, но не так, как Афродита, - в ее благоволении нет иного чувства, кроме восхищения мужеством и отвагой.
Для жестокосердного Ареса, сына Зевса и Геры, война - не способ разрешения спора или обогащения, война - буйное пиршество, хмельной праздник, упоительный восторг. Где война - там и Арес; громко и страшно хохоча, Арес носится по бранному полю и разит направо и налево, не деля смертельных врагов на правых и виноватых. Это вражда делит, Арес не делит.
Грубому и жестокому Аресу противостоит красавец Аполлон. Красота Аполлона - не изнеженная, женоподобная красота, пропахшая духами, но цветущая мужская красота, строгая и гармоничная. Аполлон - сын Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды. Аполлон - бог гармонии и солнечного света, он несет истину и ясность, он врачует раны и предсказывает будущее, он истребляет отвратительных чудовищ и покровительствует храбрецам. Но и смерть, конечно, он также несет, ведь солнечный свет не всегда целителен, бывает - свет ослепляет, а бывает и убивает. Аполлон лечит болезни и наделяет даром врачевания - но, случается, он насылает чуму, пуская острые стрелы, напоенные злой силой. Аполлон - обожатель музыки, этого воплощения гармонии, он - покровитель певцов и музыкантов, он сам искусный певец и кифаред, но горе тому, кто осмелится состязаться с ним в искусстве игры или пения.
Быстрокрылый Гермес, вестник Зевса, далек от споров и размолвок великих богов. Вечноюный Гермес, сын Зевса и нимфы Майи, доносит волю владыки Олимпа до богов и людей, он всё время в пути, между Землей и Олимпом, на его ногах - крылатые сандалии, в руке - золотой жезл, символ власти и неприкосновенности глашатая. Гермес, вечный путник, покровительствует путешественникам. Гермес не только связывает землю и небо, в нем - связь жизни и смерти, связь царства живых и мрачного царства мертвых. Гермес - проводник душ мертвых в Аид, подземную страну печали и скорби.
Гефест единственный из олимпийских божеств непригляден видом, он безобразен и хром. Его родила Гера, родила одна, в отместку за то, что Зевс один родил Афину. Увидев, какое получилось страшилище, Гера в раздражении скинула Гефеста с Олимпа. Бессмертный бог, плод бессмертного лона, не мог погибнуть, но с той поры Гефест, хромой от рождения, хромает на обе ноги.
Неприглядный с виду, Гефест добродушен и работящ. Целые дни он проводит в своей кузнице на вершине Олимпа, и чудесные вещи выходят из-под его рук - вещи, которых доселе не видели ни небо, ни земля. Во власти Гефеста горн и огонь, он - покровитель ремёсел.
Богиня Деметра редко появляется на Олимпе. Эта статная богиня с волосами цвета спелой ржи - душа самой живой природы, покровительница любого живого начала. Деметра - богиня плодородия и урожая, богиня спелых, сочных плодов и тучных пашен. Это благодаря Деметре люди познали вкус пшеничного хлеба. Зерна пшеницы Деметра дала царевичу Триптолему, она научила Триптолема сеять пшеницу и взращивать. На колеснице богини, запряженной крылатыми драконами, Триптолем облетел всю землю, и везде, где он побывал, дружно поднялись пшеничные всходы.
На почетном месте в беломраморном зале олимпийского дворца восседает Посейдон, седобородый бог морей и океанов. Посейдон - брат Зевса, и власть его над морем столь же велика, как власть Зевса над небом. Случается, Посейдон вступает в спор со своим всесильным братом, и, бывает, Зевс уступает морскому владыке. Когда же Зевс вершит свою волю, пренебрегая словом Посейдона, яростный Посейдон восходит в колесницу и пускает коней вскачь. Страшная буря поднимается на море, в клочья разлетаются облака, высокие волны вздымаются к самому небу и докатываются до ступеней беломраморного олимпийского дворца. Старые рыбаки рассказывают, что в самые страшные бури они видят его, могучего морского бога, несущегося среди пены и волн в колеснице, запряженной парой длинногривых бессмертных коней.
Богиня Гестия, сестра Зевса и Посейдона, - прямая противоположность своим могучим властолюбивым братьям. Гестия - тихая, добрая богиня, хранительница домашнего очага и семейных устоев. Великим уважением она пользуется на Олимпе. Поэтому более, чем воинственного Ареса или многосильного Посейдона, и боги, и люди страшатся обидеть кроткую Гестию. Все знают, всем ведомо: жалка будет участь этого обидчика, немедля все олимпийские боги низринут на него свою мощь.
Эти двенадцать богов - Зевс и Гера, Аполлон и Артемида, Арес и Афродита, Гефест и Гестия, Посейдон, Афина, Деметра и Гермес составляют круг олимпийских божеств.
В представлении эллинов, олимпийские боги - высшие боги. Как небо выше земли, так и олимпийцы стоят выше других божеств. Однако верховенство неба не означает его вечное владычество, и земля бывает иногда очень сильна.
Могуч мрачный Аид, брат Зевса, владыка подземного царства мертвых.
У Кроноса и Реи родилось три сына: Аид, Посейдон и Зевс. Когда Зевс сверг своего отца с престола мира, братья поделили власть: Зевс взял себе небо, Посейдон - море, а мрачный Аид - преисподнюю.
Как смерть крадет жизнь, так и Аид украл себе жену. Как же это случилось?
Персефона, дочь богини природы Деметры, вместе с подругами играла на цветущем лугу. Вдруг разверзлась земля, и из трещины вылетела колесница, запряженная парой черных, как смоль, коней. Колесницей правил мрачный Аид. Бог смерти схватил Персефону и умчал ее в свое подземное царство. Деметра долго искала дочь, а когда поняла она, что уже не было Персефоны на земле, великая скорбь вошла в ее сердце. Теперь Деметра не парила над полями и рощами, простирая руки и призывая все живое к жизни и цветению. В скорбь ушла богиня, в печаль и тоску безнадежную, и стало лицо ее как растрескавшийся камень.
Не видела Деметра и не слышала, как начали увядать травы, как смолкли птицы, как голод пошел по земле, повергая в отчаяние и смерть всё живое - и людей, и тварей бессловесных. Однако то видел Зевс.
Мало радости взирать с высоты на выжженную, бесплодную и безлюдную землю, и снизошел Громовержец.
Зевс приказал Аиду отослать дочь к матери.
Аид не мог спорить с могучим братом, однако, отпуская Персефону, он дал ей съесть зернышко граната. Много зерен в гранатовом плоде, воплощении плодородия. Как известно, любое плодородие происходит от земли, и была в этой истине чудесная сила, которую приняла в себя Персефона. Теперь Персефона не могла забыть своего мрачного мужа и его печальное царство.
Пришло время, и Персефона услышала зов, шедший из-под земли. Ее душа разрывалась на части: она не могла противиться этому могучему зову, но она не хотела, всей душою не хотела покидать цветущую землю, эту утреннюю свежесть под небесным хрусталем, и она боялась покинуть мать.
В конце концов Аид с Деметрой договорились, и их соглашение было скреплено словом Зевса: отныне две трети года Персефона должна была проводить на земле, с матерью, а одну треть - в подземном царстве мужа.
Видя дочь, Деметра радуется - и земля начинает цвести, а когда приближается миг расставания, печаль входит в сердце богини, и на земле наступает осень, за которой следует разлучница-зима. Однако, как бы зима не свирепствовала, весны ей не миновать.
Могучи олимпийцы, но божество одной древней богини равняется вышине Олимпа. Имя этой богини - Рея, она - мать громовержца Зевса. Ещё ее называли Великой Матерью, ведь она породила не только Зевса, но и Аида, Посейдона, Геру, Гестию и Деметру. Другое ее имя - Кибела.
Во власти Реи-Кибелы - соединенные силы природы, силы земли и неба, однако Великая Мать не часто пользуется своей властью. Когда-то она помогла Зевсу превозмочь Кроноса, его отца и ее супруга. Теперь, тоскуя о Кроносе, она редко вмешивается в дела людей и своих детей, олимпийских богов.
Другой сильный бог, наоборот, всегда с людьми и с богами - и с делами богов и людей. Это - Дионис, бог виноградной лозы и вина. Дионис странствует по свету с веселой свитой из козлоногих сатиров и нимф. Вечный его спутник - добродушный старичок Селен, этакий бурдючок с вином, - вот он, сидя на осле, пускает слюни.
Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери фиванского царя.
Семеле не суждено было увидеть сына. До этого счастья она не дожила.
Ревнивая Гера, прослышав, что Семела собиралась стать матерью, возжаждала отомстить сопернице. Гера, будто добродушная подруга, посоветовала Семеле упросить Зевса, чтобы тот показался ей во всем своем божественном величии, то-то будет зрелище. У Семелы разгорелось любопытство. Дождавшись, когда Зевс, как обычно, счастливо заверил ее, что готов исполнить любое ее желание, она попросила показать, каков он в действительности, то есть каким он восседает на Олимпе. Зевс почувствовал неладное, но не может бог отказаться от своего слова. Громовержец шевельнул бровями - и вокруг него разлился божественный огонь, заблистали молнии. В одно мгновение Семела была испепелена дотла вместе со своими роскошными покоями. Зевс едва успел выхватить из огня ребенка. Поскольку Семела не доносила дитя, Зевс зашил ребенка себе в бедро. Когда пришло время, он извлек сына на свет. Так родился Дионис.
Дионис - бог простых людей, он насмехается над всем возвышенным и утонченным, над всем тем, что так восхищает аристократического Аполлона. Дионис тоже поет и танцует, но в танце и музыке он не ищет светлой гармонии, - в них плещется его безудержное веселье, его буйная радость. Буйный Дионис бывает зол и жесток, однако Дионис - не свирепый Арес, рядом с жестокостью в сердце Диониса уживаются снисходительность, добродушие и сентиментальность.
Мир пронзает нечто незримое, которое рассекает всё сущее на свет и тень. Это незримое зовется волшебством. У ведьм и колдунов есть свой покровитель - богиня Геката.
Страшная богиня Геката - не земная богиня, но она и не олимпийка, и не богиня подземного царства мертвецов. На колеснице, запряженной драконами, Геката является откуда-то из того неведомого места, где смыкаются земля и небо, царство жизни и царство смерти. Свора диких псов сопровождает её, и тени - её свита.
Леса и поля Эллады, реки и море, озера и ручьи населяли младшие божества, бравшие свое начало от титановой крови, но среди которых, случалось, были и потомки олимпийцев. Эти божества - прекрасные нимфы и козлоногие сатиры, мудрые морские старцы и местные божки - боги ручьев, рек и озер.
Вот Пан - мужичок с козлиными ногами, бородатый, волосатый, и - рожки в космах. В Пане так и плещет хаотичная сила дикой природы. Козлоногий Пан то носится по перелескам и полянам, то играет на свирели в глухих чащобах, в окружении сатиров и нимф. Пан тщательно оберегает тайны леса. Когда в ясный, безветренный день, среди покоя и неги вдруг приходит безотчетный страх, это всё он, Пан. Поэтому такой страх называется паническим.
В море живет Нерей, мудрый старец, наделенный даром пророчества. Но не так-то просто добиться от него вещего слова. Для этого надо удержать его силой, тогда как он станет принимать всевозможные личины - изменчивый, как само море. Но если уж вы добились от Нерея предсказания, вне сомнения, оно сбудется, ведь море времени, в котором сливаются прошлое и грядущее, - это тоже море Нерея.
Близнецы Кастор и Полидевк были детьми Леды, супруги спартанского царя Тиндарея. К Леде в образе Лебедя явился Зевс, и от этого союза родился Полидевк, тогда как Кастор был сыном Тиндарея. Близнецы появились на свет из яйца, которое снесла Леда, - начало божественного Лебедя оказалось сильнее человеческих начал.
Кастор и Полидевк жили на земле как жили храбрецы в ту пору: братья воевали, буянили, угоняли стада скота и умыкали невест. Как-то близнецы поссорились с двумя другими героями, Идасом и Линкеем. В стычке Кастор был убит. Растерянный, холодеющий Полидевк припал к телу брата. Что там Кастор? Почему, почему он не дышит? Почему?!
Враги Полидевка, Идас и Линкей, пока что не получили ни царапины, они были смертельно опасны - но Полидевк не замечал их.
Вспышка молнии заставила его вскинуть глаза. Громовой раскат сотряс островерхие скалы, и увидел Полидевк, как оба врага его двумя горстями пепла просыпались на землю, испепелённые.
И увидел Полидевк: понеслись, побежали тучи, словно подхваченные ураганом, и вдруг в разрывах облаков его взору предстал лик отца.
Это Зевс послал молнию, не стерпев горя сына.
Кастор был отомщен, но что такое эта месть, если Кастора не было в живых?!
И взмолился Полидевк к отцу, обнимая мертвого брата: и да пусть расколется небо и воскреснет Кастор, ведь для отца богов всё возможно.
Отвечал Зевс сыну: Кастор был сыном смертного и смертным, а удел смертного - смерть. Вот Полидевк - другое дело. Порожденный Зевсом, Полидевк был осенен даром бессмертия.
Трепеща, Полидевк выслушал ответ - и не услышал его.
Брат рыдал и бился у тела брата до тех пор, пока Зевс не низринул новое слово: если Полидевку угодно, возможно поделить его бессмертие на двоих. Полгода они, Кастор и Полидевк, будут проводить на небе, в обители бессмертных, другую половину года - влачить в Аиде.
Ни мгновения не промедлил Полидевк с ответом. Он сказал: лишь бы скорее раскрыл глаза Кастор.
С той поры на небе горит созвездие Близнецов. Видно, было в этих двух буйных, безрассудных юношах нечто, чему нашлось место на небе.
Обоих близнецов называли Диоскурами, то есть детьми бога, даром что только Полидевк был сыном Зевса, тогда как Кастор произошел от смертного мужа. Так их и славили люди, всегда - сразу двоих. Братьям Диоскурам возводились алтари и храмы, им приносились жертвы, и счастье было войску, в чьем стане перед боем появлялись следы, как будто два воина обвели коней вокруг жертвенника.
Голоса и лики богов наполняли воздух Эллады, ее леса и долы, а высоко-высоко, над горами, над самим Олимпом, пряли вечную пряжу три пряхи, три Мойры - богини судьбы. Люди и боги - все повинуются безмолвным Мойрам, от которых с начала времен никто не слышал ни единого слова.
Правда, вещим пророкам иногда удается заглянуть им в глаза.
МИФ О НИОБЕ И ЕЕ ДЕТЯХ
У Ниобы, жены царя Амфиона, было шесть сыновей и шесть дочерей. Как-то возгордилась счастливая мать: ее дети красивы как самые красивые божества, Аполлон и Артемида, но мать Артемиды и Аполлона, богиня Лето, имела только двоих детей, а у нее, фиванской царицы, - все двенадцать!
Похвальба Ниобы дошла до Олимпа. Услышали Аполлон и Артемида, как Ниоба принижала их мать, и тотчас устремились в Фивы, в царский дворец. С колчанами, полными стрел.
Во дворце Амфиона боги не стали браниться или угрожать. Аполлон наложил стрелу на тетиву. В это время Артемида уже выстрелила.
Шесть прекрасных сыновей и шесть дочерей было у Ниобы, и все они приняли смерть на глазах матери. Аполлон поражал юношей, Артемида - девушек. Напрасно Ниоба кидалась то к одной, то к другому. Даже загородить собою свое дитё ей не было дано.
С той поры в пустынных горах Сипилийских есть скала, очертаниями напоминающая фигуру женщины. И там, где у человека глаза, из камня бьют два соленых источника. Ни боги, ни люди - никто не видел, откуда взялась эта скала, кто ее поставил среди песка.
Верно, иногда чудо совершается помимо воли богов.
МИФ ОБ АКТЕОНЕ-ОЛЕНЕ
В это время во всей Элладе не было охотника азартней Актеона, сына царевны Автонои и мудреца Аристея. Всю свою молодую жизнь Актеон отдавал охоте: с утра до позднего вечера он яро носился по полям и перелескам со сворой собак, в сопровождении десятка друзей. И ведь удачлив был царский внук, редкий зверь уходил от его преследования.
Однажды свора погнала оленя, благородного красавца-оленя с прекрасной шерстью, золотом отливавшей на солнце, с могучими ветвистыми рогами. Заливисто лаяли собаки, учуявшие знатную дичь, охотники сломя голову неслись по лесным полянам, с лету пробивали колючие кусты, презирая царапины и хлесткие удары веток.
Долго ли, коротко ли продолжалась погоня, но вот олень начал уставать. Добыча уж была близка, когда Актеон увидел совсем рядом другого оленя, подобного которому он не видел никогда.
Это был настоящий великан - с могучей грудью, напоминавшей каменный утес, со страшными рогами-пиками и шерстью что рдяная медь. Почему-то зверь не проявлял беспокойства, несмотря на шум, поднятый охотниками. Верно, красовался своей силой.
Что и говорить, такая добыча прославила бы любого охотника.
Актеон, обмирая, придержал коня. Он не знал, чего опасаться больше: того ли, что голоса охоты вспугнут оленя, или того, что приятели-охотники заметят чудо-зверя.
Когда охотники пронеслись мимо, Актеон спешился.
Держа лук наготове, юноша осторожно двинулся к оленю. Ему удалось подобраться к зверю довольно близко. Актеон уже наложил стрелу - но тут олень повел своими большими ушами и скрылся в кустах. Только ветка хрустнула.
Актеон быстро и вместе с тем осторожно, стараясь не шуметь, ринулся следом. Как оказалось, олень не ушел далеко. Отойдя совсем немного, зверь остановился и опять принялся лакомиться желудями.
Молодой охотник поднял лук.
Олень опять отбежал - и опять остановился и начал как ни в чем не бывало щипать сочную траву.
Так продолжалось несколько раз. Актеон, призвав к себе на помощь все искусство охотника, пытался приблизиться к оленю на расстояние, необходимое для меткой стрельбы, - а олень не давал приблизиться, отбегал ненамного, только Актеон поднимал лук.
Все закончилось тем, что олень в один несчастный для Актеона момент стремглав кинулся в чащу. Наверное, он всерьез испугался за свою чудную шкуру. Больше его Актеон не видел.
Ругаясь с досады, Актеон вдруг услышал певучие голоса, словно журчали ручейки, напоенные небесной влагой. Мгновениями голоса пропадали, и тогда совершенно отчетливо можно было различить плеск воды.
Актеон, как завороженный, двинулся на эти волшебные звуки.
Вскоре он стал различать слова. И тут до его сознания дошло: а ведь голоса не были человеческими.
Чудные голоса теперь звучали совсем рядом. На Актеона упали брызги воды... Только пышная листва отделяла его взор от тех, кому принадлежали эти неземные голоса.
Актеон отогнул ветку.
Молодого охотника прошиб пот.
В ручье купалась богиня. Тонкие как тростник и легкие как воздух нимфы, дочери ручья, окружали ту, чьи статуи можно было увидеть повсюду в Элладе: это была Артемида, покровительница охоты и дикой природы, Артемида, чье сердце никогда не принадлежало ни герою, ни богу.
Дева подняла лицо - и увидела Актеона.
Артемида залилась краской стыда. Нимфы, тоже заметившие Актеона, поспешно обступили свою повелительницу, стремясь загородить богиню от нескромного человеческого взора.
Однако нимфы несколько запоздали. Артемида поняла это, взглянув Актеону в глаза, и бессмертное сердце богини воспламенилось гневом.
Молодой охотник не сразу понял, что именно произошло с ним. Но немедленно всё его существо пронзило: с ним произошло что-то ужасное.
В безумном страхе Актеон кинулся бежать. Как бежал он теперь! Ни одного зверя он не преследовал так истово. Он не видел пути, он не знал усталости, он падал и не чувствовал боли.
Он бежал, пока глубокий ручей не перегородил ему дорогу. Он кинулся в воду - и упал в грязь, вдруг лишившись сил.
Спустя немалое время Актеон, пошатываясь, поднялся.
Он мельком взглянул на свое отражение в ручье - и обмер.
Он увидел оленя.
Да-да, это было его отражение.
Артемида превратила его в оленя, вот оно что!..
Крупная, нечеловеческая слеза упала в чистую воду ручья. С тех пор вода этого ручья солонее соли. Видно, слишком много горя было в единой слезе. Или это в ручье нашлось столько сострадания?..
И опять бежал статный, красивый олень, бежал, не разбирая пути-дороги. И когда впереди послышался лай собак, Актеон не сбавил хода.
Скоро он узнал собачьи голоса. Ну да, конечно, это была его свора... Значит, где-то там были люди, его друзья.
Охотники возвращались с добычей, удивляясь меж собою, куда же исчез Актеон. "Не иначе, нашего красавчика завлекла к себе какая-то нимфа", - разобрал Актеон сквозь хохот.
Актеон по прямой понесся на голоса.
Вскоре собаки учуяли его.
Учуяли зверя.
Когда собаки стали рвать Актеона, слез у него уже не было.
"Какая хорошая шкура у этого глупого оленя", - рассуждали молодые охотники, возвращаясь в город. Актеон позеленеет от зависти, когда увидит их великолепный трофей!..
За чередою лет сокрылось, каким образом люди узнали, что на самом деле случилось со знаменитым охотником Актеоном. Быть может, его отцу явила правду собственная мудрость, или же дед несчастного Актеона, царь Кадм, приходившийся сыном Аполлону, узнал от своего божественного отца вещее.
Вот так бессмертная богиня-дева наказала смертного: за то ли, что он увидел в ней женщину, или за то, что она увидела в нем мужчину.
МИФ ОБ ИДАСЕ И ЭВРИДИКЕ
Жил на свете воин Идас, был он свирепый, безжалостный, буйный. Больше всего на свете он любил убивать. О, как он любил убивать! А за собственную жизнь он дрожал как и все, а как же.
Лицо скуластое, обветренное, оскал волчий, а еще - корявый шрам поперек лица, таков был воин Идас. Из всех богов одного Ареса признавал Идас, свирепого бога войны. Ему одному приносил он жертвы, и были эти жертвы угодны Аресу, потому как жертвовал Идас на поле брани, и небо и боги - все видели его жертвы. На щите Идаса был горящий факел - знак Ареса, а под ним кривилась надпись - "Радуйся!"
Как-то раз Идас увидел девушку. На войну шел Идас, куда же еще, шел перелеском, - и увидел девушку. Она стирала белье у ручья - и вдруг посмотрела на него.