Крон Арвид Карлович : другие произведения.

Кто вы, шейх Усама Бен Ладен?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выяснению причин антизападного мусульманского терроризма посвящено огромное количество статей. Здесь предлагается альтернативная версия, ставящая во главу угла вопрос о чести нации. Мусульмане, прежде всего арабы, накопили множество оскорбительных обид со стороны Запада: колонизация, палестинский конфликт, который арабам не удается решить ни силой, ни переговорами, ну и наконец вторая иракская война. Не говоря уж об ощущении мусульманскими странами своей отсталости. Когда, казалось бы, все средства исчерпаны, арабы изобрели новое оружие - исламистский террор, что вызвало воодушевление арабской "улицы": наконец-то за наши унижения отомстили, теперь они нас боятся. Этот тезис развивается на примере Бен Ладена.


Арвид Крон

КТО ВЫ, ШЕЙХ УСАМА БЕН ЛАДЕН?

   Я помню, как осенью 2001 после теракта 11 сентября витрины книжных магазинов Парижа заполнились всевозможными пособиями по мусульманской религии. Западный человек пытался понять: за что? Что мусульмане хотят он нас? Это что новая война религий?
   Да, хотелось бы все это понять, а также почему арабские подростки во Франции надевали тогда майки с изображением Бен Ладена. К сожалению, все мы очень далеки от этого мира, у меня не то что друзей, даже знакомых арабов никого нету. Поэтому я могу только догадываться, проецировать и вот что мне почему-то кажется. Мне кажется, что у всякого араба, как бы он к этому делу ни относился, в глубине души Бен Ладен - это что-то вроде Робин Гуда, благородный разбойник, для некоторых немного чудак. И это независимо от того, верующий этот араб или нет, тут не в религии дело.
   Арабам не повезло в том смысле, что они оказались совсем рядом, через Средиземное море, со стремительно развивающейся блистательной европейской цивилизацией. Наверно, очень тревожно чувствовать, что рядом с тобой ворочается мощный и опасный зверь, который может сделать с тобой все, что захочет. И сделал, колонизовал. Прошло немало времени и, наконец, колонизаторы ушли. Казалось бы для арабов наступает новая эра, новые надежды. И тут случается еще одна война - шестидневная арабо-израильская война, в этом году отмечали, кстати, ее сорокалетие. Армии Египта, Сирии и Иордании разгромлены Израилем, какой-то страной, которую и на карте-то не всякий сыщет. Если для евреев это событие и подлечило несколько их комплексы, то для арабского самоуважения это была катастрофа. Вот что вспоминает по этому поводу один египетский исламист:
   - Я был офицер разведки. Мы передвигались впереди своих войск и поэтому видели все. Мы видели, как армия нашей страны была уничтожена за несколько часов. Мне стало ясно, что это не Израиль, это сам египетский режим разгромил нас. Тогда я восстал против этого режима. Потому что речь шла не о военном поражении, это было поражение цивилизации. Мы не представляли, настолько мы были отсталыми. Этот шок встряхнул арабо-мусульманское сознание не только в Египте, но и во всем арабском мире.
   Шок поражения и унижения часто подвигает нацию на какие-то решительные шаги, либо вперед, как Японию в 1861 году или Россию в 1917, либо назад как Германию после первой мировой или арабо-мусульманский мир в нашу эпоху - в этом случае идет откат назад в национальное прошлое по неопровержимой националистической логике: все равно мы выше вас, потому что всегда были выше вас. У исламистов идея, видимо, такая: только пламя истинной веры наших предков очистит наши народы от скверны коррупции, от ига продажных и беспомощных режимов. Исламизм - это было, между прочим, молодежное движение.
   Поначалу исламисты были для Запада неопасны, потому что решали свои собственные дела внутри своих стран. Например, египетские "мусульманские братья" покушались на своих президентов, а к исламистам соседних стран относились даже с некоторым недоверием. Ситуация изменилась с эпохи советского вторжения в Афганистан: там исламистские отряды разных арабских стран вместе сражались с неверными. Но по окончании войны арабские бойцы оказались не у дел: не всякому светило возвращаться домой - там его ждали подполье и преследования. Из этих выходцев из разных стран Бен Ладен, ушедший на афганскую войну 27-летним, и создал Алькаиду, своего рода исламский террористический интернационал.
   Если в конкретном планировании терактов Бин Ладен был видимо довольно слаб, то в создании идеологической атмосферы, на которой держалась Алькаида, он был совершенно бесподобен. В этом смысле Алькаида полностью его детище. Его глубокая религиозность, его аскетизм, когда он, будучи очень богатым человеком, на деле делил со своими бойцами их порой очень скудную пищу, когда вместе с ними он мерз в палатках в афганских горах, а также его личная отвага, делали его святым, особенно в глазах молодежи. Он завораживал их. "Он говорил о джихаде, как о самой прекрасной вещи на свете... Я любил этого человека." - рассказывает Сантос - португалец, принявший ислам. Один офицер советских спецслужб рассказывал, как он получил задание убить Бен Ладена. Задание он не выполнил, потому что в окружении Бен Ладена никого купить было невозможно.
   Свою организацию Бен Ладен переориентировал с традиционной исламистской цели - борьбы с прогнившими арабскими режимами - на борьбу с Западом. Почему? Он был сыном своего народа, сопереживал с ним все обиды и унижения арабской нации и поэтому произносил иногда открытым текстом то, в чем человеку трудно признаться. Как например в 1998 г., определяя цели своей организации: "Мы надеемся, что новая организация поможет смыть следы позора с лица мусульман". Ему вторил несколько лет спустя Кадафи: "Мне стыдно, что я араб", имея очевидно в виду неспособность арабов выручить своих палестинских братьев. Кадафи есть кто угодно, только не истерический субъект, поэтому его трудные слова имеют вес.
   На самом деле Бен Ладен изобрел арабское оружие мести. Мести Западу. Он как бы хочет сказать: "Вы сидите на своих мешках с золотом при своих ракетах и самолетах, но они не защитят вас. Вы вечно будете трястись от страха перед нами, потому что таких героев и таких мучеников, как у нас, у вас нет и не будет никогда."
   Терроризм - это война чести. Народная война за спасение чести нации. Война, конечно, грязная - но если ничего другого больше нет?
   Осталось добавить об отваге Бен Ладена. Дадим снова слово Сантосу, который, может быть, понимал того лучше, чем кто-либо, потому что ощущал нечто подобное в собственной душе: "Меньше всего на свете меня тревожит мысль, что Бен Ладен может погибнуть от рук американцев. Я думаю, что именно к этому он и стремится." Похоже, он просто искал смерти, Бен Ладен, но религия запрещает самоубийство... "Бен Ладен, которого я знал, это человек, которым я восхищаюсь, за которого я молюсь; я молюсь за то, чтоб его заветное желание исполнилась и чтоб Бог даровал ему его мученическую смерть."
   Что ж, мы все охотно присоединимся к этой молитве.
  
   Примечание:
   Ранее статья была опубликована в газете "Русская мысль" 2007 N 33 (4666) 7-13 сентября стр.10 Париж
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"