Крылов Владимир Леонидович : другие произведения.

Блеск и нищета Эрнста Гомбриха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема определения феномена искусства стоит перед размышляющим человечеством уже несколько тысячелетий. Однако этот вопрос не нашел окончательного решения. И вот профессор Эрнст Гомбрих написал книгу, в которой объявил, что искусства не существует.

  От автора
  
  Я совершенно уверен, что ошибочные выводы, которые может сделать любой автор, необходимо анализировать, критиковать и предлагать альтернативы.
  
  
  Первая глава цикла бесед
  КУЛЬТУРНЫЕ МИФЫ ХХ СТОЛЕТИЯ
  
  БЛЕСК И НИЩЕТА ЭРНСТА ГОМБРИХА
  
  
  Первое, что узнаёшь в жизни, - это, что ты дурак.
  Последнее, что узнаёшь, - это, что ты всё тот же дурак.
   Р. Бредбери
  
  
   Рассказывают, что когда Создатель раздавал людям разум, художники были на этюдах. И это единственное разумное объяснение того, что Вы сейчас начали читать эту статью.
   Да, признаюсь честно, эту статью написал художник, краткий послужной список которого Вы можете прочитать в заключительной главе книги "Кто скажет, что такое искусство" "Об авторе".
   Но Эрнст Гомбрих искусствовед с мировым именем!
   Кроме того, он английский профессор, то есть авторитетный человек и искусствовед в законе.
   Наконец, он написал книгу "История искусства". И эта книга, как уверяют знающие люди, самая читаемая в мире книга об искусстве.
   И, хочу специально отметить, этот факт имеет огромное значение, потому что этот факт подтверждает, что на фоне беспомощного хаоса в искусствознании, ещё многие люди всё-таки пытаются разобраться в таком запутанном, но, как они чувствуют, нужном, интересном и важном явлении для человечества как искусство.
   Так вот, в учёном сообществе, книга Эрнста Гомбриха "История искусства" произвела эффект эпатажного взрыва, потому что известный человек заявил, что искусства как ИСКУССТВА с большой буквы, как важнейшего и фундаментального явления жизни человеческого сообщества вообще не существует.
   Правда, ещё 100 лет назад Малевич заявил в письменном виде и во многих изданиях, что искусство вместе с художниками давно пора уничтожить, выбросить и забыть. И что самое главное, эта идея всем очень понравилась.
   Но Малевича назвали и уверяют нас до сих пор, что Малевич великий художник, и сам он хотел называться художником. Посмотрите на заключительный портрет Малевича. Это красноречивое утверждение себя как автора и настоящего художника без всяких фокусов с квадратиками. И на этом же портрете хорошо видно, что рисовал Малевич слабо. То есть, мы имеем великого художника, который анализирует огромный пласт изобразительного искусства, продаёт и не дёшево свои работы как произведения изобразительного искусства и одновременно уверяет человечество, что и он, и его работы, и работы его коллег бессмысленное, пустое дело, которое нужно выбросить вместе с самим Малевичем, если он художник, из жизни цивилизованного общества. .
   Их всех, вместе с великим Малевичем, нужно сбросить с корабля современности. То есть, вся эта компания напористо и с восторгом мечтала о самоубийстве.
   Но решили повременить.
   Почему?
   Такая позиция хорошо оплачивалась!
   Почему?
   Потому, что человечество без искусства превращается в общество биологических роботов, которые могут работать, у которых нет духовно-нравственных проблем, и которыми легко управлять.
   Поэтому, для общего благополучия, о прямом отрицании искусства Малевичем постарались забыть, и причислили его к великому искусству, которое о отрицал..
   И вот Гомбрих подобрал упавшее знамя.
   И не нужно никого сбрасывать с корабля в мокрую и холодную воду!
   Всё в порядке!
   Просто ИСКУССТВА вообще не существует.
   Я происхожу из самого древнего и из самого знатного рода.
   И по материнской, и по отцовской линии мы все крепостные крестьяне.
  И деды рассказывали, что по праздникам одна наша родственница пела в церкве. И она пела так, что вся деревня бросала все работы, собиралась вокруг церкви, замирала и слушала.
   Конечно, Эрнст Гомбрих английский джентльмен.
   Но должен же он был слышать когда-то Бетховена, Чайковского или Россини?!
   Как он мог не заметить такую заметную черту человеческой жизни этот красивый сэр в роскошном костюме?
   Можно предположить, что Эрнст Гомбрих был настолько поражён своим открытием, что весь окружающий мир померк, скукожился и едва ли не исчез.
   Что же открыл Эрнст Гомбрих?
   Эрнст Гомбрих заметил всем известный бытовой факт, что в разные времена, в разных человеческих сообществах, в разных социальных группах искусством называли самые разные явления и проявления человеческой деятельности.
   И это совершенно верно, Правда, это всем известно и открытия никакого нет..
   И в истории человечества, и в современном обществе искусством называли и называют всё, что хотите от писсуара Дюшана до Троицы Рублёва, от чистого холста Малевича, до холста Малевича испачканного квадратиками, от невероятного мастерства Леонардо до пустой рамы Пикабиа.
   Это так,
   Но нельзя забывать, что по вине искусствоведов никто сегодня не может сказать, что такое искусство. А стало быть, и выводов никаких быть не может.
   Существует искусство или нет мы знать не можем просто потому, что не знаем, о чём говорим.
   Но заявление Эрнста Гомбриха было принято учёным сообществом с восторгом. Не потому, что что-то проясняло или выстраивало в рамках логики, а потому, что было ярким, эпатажным и закрывало столетние и бессмысленные разговоры по надоевшему всем вопросу, "А что такое искусство"?
   Искусства вообще не существует!
   И Слава Богу!
   Значит, и делать ничего не надо!
   Но господа!
   Без искусства невозможна духовно-нравственная среда обитания!
   А какова духовно-нравственная среда, таково и общество, таковы и беды и победы этого человеческого сообщества!
   А если духовно-нравственная среда уничтожена, то и человечество прекратит своё существование!
   Чего собственно и добивается золотой миллиард!
   Искусство не существует!
   Ура! Какая прекрасная новость! И какое облегчение профессорам искусствознания!
   Достаточно посчитать количество и качество любовниц Пикассо и все будут довольны!
   Но, увы, господа!
   Искусство существует!
   Конечно, зрители не плачут над писсуаром Дюшана.
   Конечно, омерзительно проходить на выставку через общественный туалет!
   Конечно противно гавкает на грязном тротуаре олегкулик!
   Но стихи Пушкина?
   Досадно смотреть как огромный зал вопит от восторга, созерцая как два молодых и талантливых артиста соревнуются между собой кто большее количество раз скажет слово ...опа.
   Но трагедия Карениной?
   Но роман "Богач, бедняк"?
   Но фильм "Летят журавли"?
   В чём дело?
   Я не могу понять, как можно не заметить этих достаточно очевидных, лежащих на поверхности и понятных характеристик, которые всё объясняют!
   Господин Гомбрих заметил, что современное искусствознание свалило всё, что угодно в огромную кучу и уверяет весь мир, что эта дурно пахнущая куча и есть искусство!
   А раз оно дурно пахнет, значит его и не существует!
   И это не означает вовсе, что нельзя показывать грязь и мерзость человеческого мира! Но если автор показывает только подлость и экскременты, он просто удваивает зло!
   И это обязательно уничтожит наш мир!
   Поэт, художник или музыкант может и даже обязан показывать мерзость человеческого мира, но!
   При этом автор должен показать и дорогу, по которой, с помощью духовного усилия можно преодолеть зло, подлость и грязь и, с помощью катарсиса, выйти на создание новой положительной духовной энергии.
   Тогда это будет искусство!
   Но что же Гомбрих?
   Кроме понятия ИСКУССТВО существует ещё понятие КРАСОТА.
   Они очень близки, временами. Но это совершенно разные понятия.
   Как говорят у нас на Дерибасовской "это две большие заразницы".
   В книге "Кто скажет, что такое искусство". я, в меру своих сил, подробно остановился на этом вопросе. Понятие КРАСОТА постоянно меняется. Это понятие зависит от многих составляющих, оно как бы по разному затачивается в разных конкретных условиях бытия.
   Понятие ИСКУССТВО заложено в комплексе констант и взаимодействий информационной программы Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад. И эти константы и взаимодействия подобраны друг к другу с такой точностью, что малейшее нарушение этих характеристик может привести к схлопыванию нашей Вселенной в точку сверхплотной материи .
   А на уровне практической работы художников это означает, что понятие КРАСОТА является фундаментальным качеством дизайна.
   В искусстве, разумеется, красота и эстетическое удовлетворение тоже присутствуют, но для искусства этого недостаточно.
   Отсюда принятая в искусствоведческом сообществе формула, что функция искусства есть эстетическое удовлетворение - это фундаментальная и крайне опасная ошибка.
   КРАСОТА как фундаментальное качество дизайна занимается эстетическим освоением окружающего мира. Но это ещё очень далеко от искусства. Свой мир эстетически осваивают и животные. Они чувствуют совершенство и красоту здоровых особей и это помогает выжить. Но искусства в животном мире нет и быть не может.
   ИСКУССТВО изучает трепетание человеческого сердца, переживания человеческой души. Изучает эти душевные и духовные человеческие переживания, консервирует эти исследования в своих произведениях искусства, передаёт другим людям и эпохам и, тем самым, увеличивает количество положительной духовной энергии в человеческом сообществе и в Космосе.
   Задача эволюции животного мира - выжить. А выжить можно только с применением зла, насилия, крови, ненависти и убийства.
   Иначе не выжить!
   Задача человеческого сообщества научится любить, даже при открытой угрозе для своей собственной жизни.
   Постоянное ощущение абсолютного единства себя самого со всем миром, частицей которого ты являешься является основой духовности. Понимание того, что не только ты не можешь существовать без Космоса, но и Космос не способен существовать без твоего в нём присутствия, участия и твоего действия в нём.
   А, значит, такое единение является непременным условием создания положительной духовной энергии нашим материальным миром.
   И увеличение положительной духовной энергии в каждом человеке, в человечестве и в Космосе и есть утилитарная функция искусства в этом мире.
   Поэтому феномен искусства не может принципиально меняться, как это показалось Эрнсту Гомбриху.
   Меняется красота, понимание красоты и утверждение красоты.
   А феномен искусства заложен в информационную программу Большого Взрыва 16 млрд. лет тому назад и, с тех пор работает в трёхмерном пространстве в теснейшем взаимодействии с остальными константами и взаимодействиями нашего трёхмерного пространства.
   А профессору Эрнсту Гомбриху я желаю максимального эстетического удовлетворения, которое, прекрасно существует и в мире животных организмов, у которых нет профессорских званий.
   Но там не может быть искусства.
   Искусство может быть только в человеческом сообществе.
   Искусство является инструментом переработки материального, барионного мира и физиологических ощущений животных организмов в положительную духовную энергию уже человеческого духовно-нравственного переживания..
   Это и есть единственный смысл и единственная задача художников, искусствоведов, человечества и всего окружающего нас трёхмерного пространства.
   И если мы всё это выбросим с корабля современности, то нарушим механизм работы и задачу существования Творения.
   А если мы откажемся от искусства, то и существовать такому миру не зачем.
   А это означает в конечном итоге, что профессор Эрнст Гомбрих, разумеется по хроническому недоразумению, призвал весь мир к самоуничтожению и предположил беспомощность и несостоятельность Создателя.
  А это уже отрицание Духа Святого, которое вообще не прощается.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"