Аннотация: Эффективность навязчивой рекламы. Практические исследования
Раздражающий фактор - это ее единственная функция? Для большинства потребителей рекламы - безусловно. Но для начала стоит разграничить способы рекламы по категориям. Будем считать, что к навязываемой можно отнести те виды рекламного воздействия, которые никто не запрашивал (проведем аналогию с пресловутым спамом: "Здравствуйте, я ваша тетя!" :)) В другой категории пусть находятся те способы рекламы, которые, пусть и играют роль раздражающего фактора, но не являются обязательными для потребления: не хочешь, так сказать, - не бери.
Представители первой категории приходят килограммами к нам в почтовый ящик, попадают в руки в виде брошюр, листовок и календарей. Их вкладывают в наши любимые журналы, принесенные в офис, в качестве бесплатного приложения подбрасывают с купленным товаром или услугой, могут закинуть в окно автомобиля на заправке и т.п.
Вторую категорию рассматривать подробно не будем, поскольку существует мнение, что проще выключить телевизор, если реклама раздражает, не покупать газету, заведомо зная, что треть ее - рекламные модули, не зачитываться щитовыми вывесками, если они мешают управлять машиной. Исследования отдачи от рекламы некоторой фирмой "Х". Известно, что деятельность фирмы практически прямо пропорционально зависит от качества и количества рекламы предоставляемых ею услуг. Если учесть, что целевая реклама использует те площадки, на которых происходит прямая встреча с непосредственным клиентом фирмы, а нецелевая - то пространство, где лишь предполагается вероятность столкновения с таким потребителем, то коэффициент полезного контакта составляет примерно 25% против 0,001%. В качестве нецелевой рекламы использовался обсуждаемый её навязчивый вид: почтовые рассылки листовок. Учитывалось, что этот способ недорог и способен охватить большой объем аудитории, поэтому процент отдачи ожидался немаленьким. К тому же, эта аудитория совершенно не отличалась от потребителей целевой рекламы. Почему же вложения оказались напрасными, и реакция на листовки практически нулевой? Очевидно, что все дело в желании и готовности клиента получать рекламу и использовать ее в своих целях. Т. е., раздражаясь на "макулатурные" способы рекламы, потребитель просто напросто игнорирует их, предпочитая купить, например, специализированный журнал с целью найти там описание услуг и координаты нужной фирмы. Это из очевидных, подтвержденных цифрами фактов. Остается оценить предположение о положительном косвенном влиянии навязчивой рекламы на потребителя. Оно реально проявится, если будет носить характер неотъемлемой части непрерывной рекламной кампании. Например, наряду с другими грамотно организованными мероприятиями, проникая в сознание потребителя прочно и надолго и являясь составной частью брэнда. И еще один вариант, основанный на арифметических расчетах: пренебрегая негативной реакцией населения на навязчивую рекламу, можно сделать ставку на этот (см. выше) 0,001 условный процент отреагировавших положительно. Хотелось бы знать: не затухающий ли характер будет носить эффект от регулярных вложений в подобного рода рекламу?...