Дело было в субботу, в начале августа. На улице прекрасная погода. Солнце пригревало, как в Крыму. Берега Кротова ручья в Мурмашах по плотности загорающих могли поспорить с черноморскими пляжами. Стоял один из редких в Заполярье настоящих летних дней.
Наша авиапожарная группа в составе инструктора и двух десантников-пожарных готовилась к авиапатрулированию. Вылет на вертолете МИ-2 в четырнадцать часов. Молодые десантники, укладываясь, с тоской поглядывают в сторону ручья. Мысленно я с ними солидарен. В такую жару хорошо бы пиво на берегу пить, а не в вертушке париться. На борту наверно, за +30 градусов будет.
Отгоняя посторонние мысли, загружаю снаряжение в дежурную машину. Спальные мешки, палатка, рюкзаки, топоры , лопаты, ранцевые огнетушители, мотопомпа, оружие, радиостанция. В общем полный джентльменский набор. Видавший виды "уазик" выезжает на вертолетную площадку. А вот и наша вертушка садится. Быстро укладываем свой багаж в салоне. Здесь уже идет счет на секунды. Взлет задерживать нельзя.
Вертолет тяжело отрывается от земли. Полные баки топлива дают о себе знать. Да еще мы загрузились под завязку, как в автономное плавание. Ведь никогда не знаешь, что ждет впереди. Может через три часа обратно, если лесных пожаров не будет. А может через неделю вернемся. Внизу остаются Мурмаши и величавая река Тулома, идем на запад. Впереди у нас 400 километров маршрута над тайгой и лесотундрой.
Вот уже Приречный прошли, повернули на юг. Позади остается река Лотта. Хорошие места для рыбалки. Удивительно, что сегодня нет пожаров. В лесу сухо, выходной день. В такие дни у нас обычно работы хватает. Бывает, рыбаки после себя костер не потушат как следует или грибник горящий окурок бросит. Бывают от сухих гроз загорания. Попадет молния в дерево на вершине сопки, где до воды километр. Набегаешься, чтобы потушить такой пожар.
Идет уже третий час полета, скоро на базу повернем. Вдруг вертолет резко наклоняется, меняя курс. Похоже будет нам работа. Впереди на горизонте поднимается столб белого дыма. Летим туда, это уже Мончегорский район.
Под нами огонь, горит с пол гектара леса. Озеро рядом. Рыбачки, наверно, постарались. Делаем круг над пожаром. Летчик-наблюдатель выписывает задание на тушение лесного пожара, а я рисую для себя схему и прикидываю план работы. Втроем справимся. Тем временем пилот, выбрав прогалину на ближайшем болоте, снижает машину. Колеса вертолета зависают в метре от кочек, садиться нельзя, можно завязнуть. Быстро сбрасываем снаряжение, прыгаем сами. Ноги по колено уходят в торфяную жижу. облегченный вертолет сразу взмывает вверх и торопливо уходит за сопку, топлива осталось в обрез.
Проваливаясь в болото, переносим свое имущество на ближайший островок. Тут нужно, как говорится, за раз двух зайцев убить. Место для вещей должно быть относительно сухое, чтобы не намокли спальники и рюкзаки. а с другой стороны надо следить, чтоб огонь не добрался. были случаи, ребята по неопытности страдали: пока на кромке пожара работали,у кого рюкзак, у кого спальник подгорал.
С багажом разобрались за пару минут, теперь займемся пожаром. Хорошо в этот раз вода недалеко, до озера сотни полторы метров. Можно сказать рукой подать. Заправляем водой ранцевые огнетушители и вперед на огонь.В первую очередь необходимо пожар со стороны склона сопки. Там хороший сосняк начинается.
Если сегодня в лесу просто жарко, то возле огня настоящее пекло. Время от времени небольшие елочки вспыхивают как факелы, разбрасывая на десяток метров искры и горящие ветки, едкий дым и пот застилает глаза. Спасаясь от жары, приходится периодически обливать себя водой.
Смотрю языки пламени подбираются к небольшому муравейнику. Обезумевшие муравьи мечутся в разные стороны, ища спасения. Успеваю сбить пламя в полуметре от муравейника и обливаю его водой. Думаю, холодный душ этим трудягам не помешает.
Пожар возник из за недотушенного костра. Вероятно,рыбаки утром вскипятили чайку перед дорогой и ушли, а костер толком не залили. К обеду его ветерком и раздуло.
Вот так небрежное обращение с огнем обернулось трагедией для лесных обитателей. Улетели птицы, ушли звери. Все живое, что не смогло убежать и улететь, погибло. И все из за одного тлеющего уголька в кострище.
Хорошо еще, сегодня полеты у нас были. Попади мы сюда на день-два позже, выгорела бы вся долина.
Пожар мы потушили к ночи. Прижали его к болоту, на которое высадились, сосновый бор на сопке отстояли. Уже в в сумерках ставим палатку и готовим ужин.
Перед сном еще раз обхожу по периметру вокруг пожарища. На кромке чисто, дымков нет. В центре гари еще слегка дымятся несколько пней. Можно отдыхать до утра.
На утренней зорьке, тщательно обследовав гарь и убедившись, что с пожаром полностью покончено, отправляемся порыбачить. До обеда мы свободны. В тот день природа, как будто в благодарность за нашу работу. наградила нас богатым уловом. Утренний клев был отменным. В такие минуты забываешь про усталость, огонь, дым и копоть.
После обеда за нами пришел вертолет. Летим на базу. Видим, слева по курсу поднимается белый дым. Снова горит тайга. Туда уже высадилась группа, и это уже другая история. А мы возвращаемся домой.