Наше знакомство с Зальцбургом началось с архитектурного ансамбля центральной площади, образованного знаменитым Зальцбургским собором, францисканской церковью и несколькими другими зданиями и храмами.
Центральная площадь Зальцбурга (вид с холма)
В центре площади - памятник Вольфгангу Амадею Моцарту, родившемуся и жившему в Зальцбурге, весьма скромный по сравнению с пышным памятником в саду Бурггартен, в Хофбурге.
Памятник Вольфгангу Амадею Моцарту
Неподалеку от него мы заметили забавную фигурку человечка на гигантском позолоченном шаре, рекламирующую, как позже выяснилось, знаменитые конфеты "Моцарткюгель". Кстати, именно в Зальцбурге мне довелось попробовать настоящие "Моцарткюгели", и я могу с полной уверенностью сказать, что заполонившие мировые прилавки многочисленные подделки им в подметки не годятся.
Перед величественным кафедральным собором возвышается колонна святой Марии - скульптурная композиция, выполненная скульпторами Вольфгангом и Иоганном Хагенауэрами по заказу одного из князей-архиепископов, Сигизмунда фон Шраттенбаха. У подножия колонны, увенчанной статуей Девы Марии, расположились аллегорические фигуры мудрости, церкви, ангелов и дьявола, которого поражает божий гром.
Зальцбургский кафедральный собор
Колонна святой Марии
В тени небольшой арки недалеко от собора спряталась оригинальная современная скульптура под названием "Плащ совести": сидящая фигура в плаще, а вместо лица - пустота. Мы с мамой решили, что это статуя Командора, явившаяся, чтобы забрать в преисподнюю Дон Жуана, ведь Зальцбург - город Моцарта, а опера "Дон Жуан" - одно из самых знаменитых творений композитора.
Скульптура "Плащ совести"
От центральной площади нетрудно добраться до крепости Хохензальцбург, которая, как и подобает европейскому замку, расположена на холме, так что ее видно практически отовсюду.
Крепость Хохензальцбург (вид с противоположного берега реки Зальцах)
Крепость Хохензальцбург (часть крепостной стены)
Подъемник, доставляющий туристов к крепости, похож на небольшой трамвай и ходит по специально проложенным по склону рельсам. Зальцбургом на протяжении многих лет управляли князья-архиепископы. Леонхард фон Койчах, прославившийся как дальновидный правитель, многое сделавший для усиления родного города и защиты его от врагов внес большой вклад и в укрепление крепости. При нем значительно увеличилась территория, занимаемая этим оборонительным сооружением, были построены арсенал и продовольственный склад.
Колодец в крепости
Изменилось и оформление внутренних помещений крепости. Благодаря орнаментальной живописи и резным изделиям в готическом стиле, служащим украшением Золотого зала и Золотой палаты, убранство Хоэнзальцбурга стало поистине роскошным. О князе-архиепископе Леонхарде фон Койчахе напоминают многочисленные надписи и гербы. Символом Хоэнзальцбурга является лев, держащий в лапах репу. Этот же корнеплод присутствует и на гербе самого князя-архиепископа. Это объясняется тем, что наука и книги увлекали его намного больше, чем земледелие. Крестьяне были крайне недовольны запущенностью сельского хозяйства и кидали репы вслед князю, когда он шел по городской улице. Укрепив позиции Зальцбурга в сложный исторический момент, Леонхард фон Койчах поместил репу на свой герб. В дальнейшем вклад в укрепление и развитие крепости, изменение ее внешнего облика и внутреннего убранства вносили и другие князья-архиепископы: Вольфганг Дитрих фон Райтенау, Маркус Ситтикус фон Хохенемс, Парис фон Лодрон. Портреты всех князей-архиепископов можно увидеть в Золотом зале замка.
Герб князя-архиепископа Париса фон Лодрона
Во времена князей-архиепископов в Хохензальцбурге размещалась и тюрьма. Но, несмотря на то, что в экспозиции музея имеется внушительная коллекция всевозможных орудий пыток, допросам с пристрастием здесь никого не подвергали, они проводились в других местах, а крепость использовалась исключительно для содержания заключенных, в число которых, случалось, попадали и сами князья-архиепископы. Маркус Ситтикус фон Хохенемс заточил в крепости своего предшественника Вольфганга фон Райтенау, свергнув его с княжеского престола, и тот томился в крепости до самой своей смерти.
На некоторые башни Хохензальцбурга во время экскурсии разрешено подниматься, на них оборудованы смотровые площадки, с которых открываются потрясающие виды на всю центральную площадь с собором, реку Зальцах и окружающие город горы и холмы, на некоторых из которых расположились старинные монастыри.
Одна из башен крепости
Из окон соседних башен то и дело вылетают большие птицы, судя по всему, хищники, которых держат здесь для отпугивания голубей, чрезмерная численность которых памятникам не на пользу.
Хищные птицы над крепостью
Из крепости в город ведет хорошая проезжая и пешеходная дорога, и спускаться с холма мы для разнообразия решили пешком. Выход из крепости украшает памятный знак с изображением святого Флориана, тушащего пожар. Наверное, при жизни ему однажды пришлось спасать людей от огня, и этот героический поступок прославил святого. Хотя, возможно, такое изображение святого Флориана связано с его мученической смертью в огне, ведь очень многие святые, как православные, так и католические, были мучениками и пострадали за веру.
Памятный знак святого Флориана
Невысокий парапет напротив памятного знака украшает странная скульптура. При ближайшем рассмотрении в каменной глыбе, хоть и с трудом, но все же угадываются очертания фигуры животного, вероятнее всего, собаки, правда, без головы. К сожалению, большая часть надписи пол скульптурой стерлась, вероятно, над ней, также как и над самой собакой, поработало время, и мы поняли только, что это римская собака, а когда и почему она была установлена, и как этот памятник связан с крепостью, нам так и не удалось разобраться.
Римская собака
Известняковые стены крепости почти сплошь усыпаны пучками нежно-сиреневых скальных колокольчиков, обыкновенно растущих на каменистых склонах гор.
Скальный колокольчик на стене
Для меня до сих пор загадка, как этим хрупким цветам удается пробиваться сквозь камни, пусть даже это и мягкие известняки.