Кулесский Роланд : другие произведения.

Пещеры Иерусалима

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Пещеры Иерусалима
  
   Почему пещеры?
  
   История Иерусалима - это также история строительства культовых сооружений одними народами и последующего их разрушения другими народами. И те, и другие часто почитали святыми одни и те же места, одних и тех же людей, но разрушали до основания творения рук предшественников, чтобы на их фундаменте воздвигнуть свои. Что не подвергалось разрушению - так это пещеры, над которыми или рядом с которыми очень часто возводились церкви, мечети, синагоги, монастыри, духовные центры.
  
   Действительно, Святая Елена построила первые три христианские церкви над пещерами, где родился Иисус, где он был погребён и где он учил своих учеников, и именно на этих местах прежде располагались языческие римские храмы.
   В те времена пещеры были доступным и надёжным жильём и, когда Святое Семейство прибыло в Вифлием, кроме как в пещере, где содержались домашние животные, не было места, где они бы могли остановиться...там и родился Иисус. Местом погребения также были пещеры, вырубаемые в скалах, и Храм Гроба Господня сооружён на месте погребения Иисуса. В последнюю ночь перед арестом Иисус со своими учениками находился в пещере рядом с Гефсиманским садом, так что пещеры использовались и для проповедей и обучения.
   В пещерах могли располагаться храмы и святилища, как святилище богу Адонису в пещере, в Вифлиеме, до того, как там родился Иисус или храм Венеры на месте пещеры, где позднее родился Иоанн Креститель. Церкви и монастыри построены над пещерами, хранящими захоронения Богоматери (http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kulesskij_r/kulessky117.shtml),
   Св. Ануфрия, Св. Пелагеи (http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kulesskij_r/kulessky119.shtml) и многих других выдающихся личностей. "Церковь Встречи" Марии и Елизаветы также построена над пещерой, где забил источник в момент этой встречи.
   Пещеры могли быть и местом забвения, как та пещера, где были захоронены пять амморейских царей: "..и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, которые там даже до сего дня.. Ис Нав (10 27).
   Пещеры и сегодня используются как сравнительно дешёвое жильё, к примеру, бедуинами на юге Хевронских гор или во Франции, в долине Луары.
  
   В иудаистской традиции поклонение могилам, не считая новейшего времени, не имело большого распространения. Исключением являлись лишь могилы праотцов в пещере Махпела, могила праматери Рахели и некоторые др. Однако во времена, после разрушения Храма, повидимому, под влиянием христианства, нарождается культ могил духовных лидеров, выдающихся раввинов, еврейских святынь (к примеру, Стена Плача или могила Шимона Праведного, см.
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kulesskij_r/kulessky119.shtml ).
  
   Статья представляет несколько менее известных пещер в Иерусалиме, ставших предметом поклонения, экскурсии в которые были организованы и проведены др. Рафи Касимовым.
  
   Гробницы царей
  
   Долгое время считалось, что там, где сегодня находится гробница Елены, царицы Адиабены, находились пещеры захоронений израильских царей.
   Об Адиабене, небольшом государстве, располагавшемся в верхнем течении реки Тигр, цари которого приняли иудаизм около 40 года н. э., пишут и Иосиф Флавий, и Талмуд. Она была замужем за родным братом и имела двух сыновей, впоследствии царей Адиабены.
   Вторую половину своей жизни Елена провела в Иерусалиме; возвела ряд великолепных зданий в Иерусалиме и Лоде и пожертвовала Храму золотой светильник, установленный над входом в Святая святых. Во время постигшей Иудею засухи Елена на свои средства закупила для голодающих зерно в Египте и финики на Кипре.
   Умерла Елена в Адиабене; ее останки были перевезены в Иерусалим ее сыном Монобазом II и похоронены в гробнице, сооруженной ею в северной части города; это захоронение известно сегодня под названием Гробницы царей. Именем царицы Елены названа одна из улиц в центре современного Иерусалима.
   Открытие гробницы Елены в своё время стало сенсацией, и в 1898г. её посетил Т.Герцель. Совсем недавно были найдены следы дворца недалеко от Стены Плача, который по некоторым признакам может оказаться дворцом Елены.
   О Гробнице царей было известно давно, но лишь в 19в., обнаружив после раскопок саркофаг с надписью на иврите Ха-еленей ха-малка (царица Елена), все прежние предположения были отброшены.
  
   1-Caves of kings [R.Kulessky]
  
  
   На рисунке видна реконструкция мемориального комплекса/эахоронения, сооружённого Еленой, а справа и слева то, что видим сегодня: левая стена и центральная часть. Три пирамиды - для Елены и её сыновей (как а могиле Авессалома, http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kulesskij_r/kulessky119.shtml).
   На втором рисунке - прекрасно сохранившаяся лестница, которой 2000лет (на реконструкции она слева), а также фото в погребальных искусственных пещерах под землёй. Там абсолютная тьма, все с фонариками, но тьма "отступает" перед вспышкой фотоаппарата.
  
   2-Caves of kings [R.Kulessky]
  
  
   Каменоломня царя Соломона / пещера Цидкиягу (Седекии)
  
   Пещера Цидкиягу, как пишет Маша Хинич (http://botinok.co.il/node/33391 ), крупнейшая искусственная пещера в Израиле, которую также называют Каменоломней царя Соломона: очень вероятно, что в ней добывали камень для строительства Первого и Второго Храмов.
   Другое название пещеры связано с именем царя Цидкиягу ("Седекия" в христианской традиции) - последнего из царей иудейских, бежавшего, согласно легенде, от Навуходоносора через нее до самого Иерихона: "... И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу; и произвели над ним суд. И сыновей Седекии закололи пред глазами его; а самому Седекии ослепили глаза, и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон" (4 Цар. 24:17-25:7). Трагедии можно было бы избежать, послушайся царь пророка Иеремию, передавшего волю Господа: "...не слушайте слов пророков ваших... ибо они пророчествуют вам ложь; служите царю Вавилонскому, и живите; зачем доводить город сей до опустошения? "...(Иер 27.17). По-существу, это предостережение связано с тем, что "уровень" морали государства не соответствовал "требованиям сверху" и решение было принято: "...скажи Седекии...скажи ему: так говорит Господь: Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, и он сожжет его огнём; и ты не избежишь от руки его"...(Иер 34 2). Раши (Шломо бен Ицхак - Рабейну Шломо Ицхаки, 1040-1105, великий комментатор Талмуда и Торы, живший во Франции) комментирует этот текст и уточняет, что "сия пещера вела от дома Цидкиягу до Иерихонских степей. Когда царь сбежал через пещеру, Господь подготовил по этому случаю оленя и повел его по крыше пещеры, и халдеи преследовали оленя, и когда прибыли к выходу пещеры, то увидели самого Цидкиягу и захватили его".
  
   Sedekya cave [R.Kulessky]
  
  
   Пещера была обнаружена случайно в 1854 году американцем, др. Д.Т.Барклэй, работавшим в Иерусалиме и занимавшимся помимо врачебной практики археологией.Первые исследователи пещеры, найдя соответствующие указания в Книге Царей, решили, что именно здесь были расположены каменоломни царя Соломона - первого вольного каменщика, построившего Первый Храм. Это заключение отвечало как чаяниям доктора Барклэя, бывшего масоном, так и представлениям прибывшего из Британии во главе исследовательской миссии капитана Чарльза Уоррена (см. http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kulesskij_r/kulessky119.shtml)., также масона. С тех пор в центральном, напоминающем цирковую арену зале пещеры, раз в год проводится встреча вольных каменщиков из Англии и Израиля.
   Во времена Британского мандата несколько больших каменных блоков были извлечены из пещеры и отправлены в разные страны, где были заложены в фундаменты храмов масонских лож. Масоны, как известно, широко используют аллегорию камня в своей идеологической доктрине.
  
Пещера поражает своими размерами, даже при том, что до настоящего времени она не раскопана до конца: максимальная ширина пещеры 100м, а длина раскопанной части 250м. Небольшой источник в дальнем углу пещеры называется "Слезы Цидкиягу" - слезы старого царя, видевшего, как убивают его сыновей. В пещере проведено электрическое освещение, но без фонариков не обойтись. На фотографиях со вспышкой темнота, естественно, не ощущается.
  
   Церковь Святого Иоанна Предтечи в Эйн-Кареме
  
   Францисканский монастырь св. Иоанна Крестителя связан с рождением Иоанна Крестителя/Предчети. Из свидетельства Иосифа Флавия известно, что Иоанн (Иоханан) реальная историческая фигура, известная личность и уважаемый человек.
   Во 2 в. н. э. римский император Адриан строит здесь храм, посвященный Венере и Адонису (при раскопках была обнаружена статуя Венеры, сейчас находящаяся в музее Рокфеллера). В 324 г. императрица Елена переосвящает этот храм пророку Захарии (на рисунке мозаичный пол этого периода) и строит напротив вторую церковь, посвященную св. Елизавете; в 614 г. обе церкви разрушены персами; крестоносцы отстраивают их заново в 1140 г., но придают им иное значение: церковь Елизаветы становился церковью Встречи, а церковь Захарии посвящается св. Иоанну Крестителю. Церкви крестоносцев были частично разрушены мамлюками. В 1485 г. церковь Иоанна Крестителя восстановлена и сегодня она под покровительством испанской короны.
  
   4-St John church [R.Kulessky]
  
  
   Из евангелия от Луки известно, что Захария с Елизаветой, будучи уже пожилыми, хотели ребёнка, и ангел возвестил, что у них родится сын, которому следует дать имя Иоанн; Захария настолько потрясён, что немеет, вплоть до рождения сына, когда произносит молитву-благословение, текст которого на многих языках во дворе перед церковью: "...и ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь перед лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение и прощение грехов... Лука (1:57), ". В этом, полном мессианских надежд, благословении христианская традиция видит указание на Иисуса как Мессию, а иудеи полагают, что речь идёт о Машиахе в иудаистском понимании, учитывая и то, что ученики каждого считали Мессией своего учителя.
  
   5-St John church [R.Kulessky]
  
  
   Само здание церкви построено в мистическом стиле под влиянием художников из окружения Мурильо и Эль-Греко, работа последнего есть в церкви. Алтарь в центре церкви посвящен Иоанну Крестителю, а боковой -- св. Елизавете. В центре иконостаса -- Елизавета, по бокам, -- Иоанн и Захария. Считается, что события, описанные у Луки (1:57), произошли именно здесь.
   Слева пещера, где родился Иоанн Креститель.
   Как следует из Евангелия от Матфея (2:16), царь Ирод приказал убить всех младенцев до двухлетнегш возраста и римский воин, в частности, погнался за Елизаветой, которая положила младенца Иоанна на камень, стала молиться, и ребёнок "исчез" в камне, так что римлянин не смог его убить. Этот камень демонстрируется в церкви Встречи, о которой следующий рассказ.
  
   Церковь Встречи в Эйн-Кареме
  
   Согласно Евангелию от Луки, узнав, что ее немолодая двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Мария отправилась навестить её. Когда Елизавета увидела кузину, благодаря шестимесячному Иоанну, находящемуся в её чреве, она почувствовала, что Мария также беременна и сказала ей об этом: "...взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: "благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лука 1:42"). В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов "Величит душа Моя Господа".
  
   6-Maria & Elisaveta church [R.Kulessky]
  
  
   Францисканская церковь Встречи находится рядом с "Русской духовной миссией". На воротах в саму церковь фигура: пророка Захарии в одежде коэна -- он, действительно, был великим коэном, увидевшим ангела в Храме.
   Часть здания церкви, оставшаяся от крестоносцев, построена в романском стиле, из плохо обработанного камня, часть, перестроенная францисканцами, ранний готический стиль. На входе в церковь -- вышеприведённые слова на разных языках, которые Елизавета сказала Марии; рядом красивая современная скульптура. На мозаике, над входом в нижнюю церковь, изображение Марии, въезжающей в Эйн-Карем на ослике в окружении ангелов. На заднем плане картины -- Назарет.
  
   7-Maria & Elisaveta church [R.Kulessky]
  
  
   Центральное изображение внутри церкви слева - сама встреча , а правая -- избиение младенцев -- по Матфею (2:16), все фрески расположены полукругом, в виде лунеты. Под правой - камень с выемкой, странной формы, скрывший Иоанна (камень перенесён сюда из предполагаемого места спасения).
  
   В пещере - источник, который который стал бить из скалы в момент состоявшейся Встречи.
   На втором этаже -- современная церковь с фресками Вагарини и Манетти, на которых изображены библейские женщины.
  
   8-Maria & Elisaveta church [R.Kulessky]
  
  
   Напротив, через вади,- монастырь Сестер Сиона, Нотр-Дам де Сион. Орден и монастырь основаны в 1860 г. крестившимся евреем Альфонсом Ратисбоном, здесь же и похороненным. Отсюда открывается изумительный вид на Церковь Встречи и округу.
 На небольшой площади в стороне от главной дороги находится старая мечеть над "источником Марии", у которого Дева Мария якобы повстречала Елизавету. Почему мечеть? Ответ прост: Иоанн и Иисус почитаются как пророки и в исламе. Христиане, однако, настаивают, что встреча произошла именно там, где сегодня находится церковь Встречи.
  
   Look from the cloister [R.Kulessky]
  
  
    Недалеко отсюда монастырь "Св. Иоанн в Пустыне". На территории монастыря пещера, в которой, согласно христианской традиции, жил Иоанн в своём уединении в пустыне.
   Заключение
   Можно уничтожить любые рукотворные свидетельства духовных поисков предыдущих поколений, но вера человека найдёт себе символы или реальные подтверждения достигнутого в памятниках, созданных природой. При том, что в этом стремлении проявляет себя некое языческое начало, оно определяет человеческий феномен, с которым нельзя не считаться.
   Вышеизложенные сюжеты иллюстрируют стремление людей "закрепить материально" принципы морали, связав их с природными следами, подтверждающими реальность существования духовных вождей и истинность их моральных принципов. Остаётся лишь дождаться того, что человечество наконец-то начнёт следовать этим принципам.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"