* можно посмотреть видео репортажа на моём канале Ютуб, пройдя по ссылке, указанной в конце моей авторской страницы.
Пещеры всегда служили человеку укрытием. Они стали его первым укреплением, храмом. В поисках естественных пещер люди очень быстро научились создавать их сами. Так начали появляться целые поселения. Некоторые из них сохранились до наших дней, и в мире их совсем немного. Этим выпуском мы открываем серию обзоров пещерных поселений Крыма.
Долина, с которой мы будем подниматься к пещерном городу Чуфут - Кале, называется Марьям - Дере, что переводится как ущелье Марии. Длина его около двух километров и в нём расположен Свято - Успенский мужской монастырь, который ещё называют Крымской Лаврой. Его корни уходят в глубокую древность и по одной из версий, он был основан в VI веке византийскими монахами. С XV по XVIII века он являлся главным местом паломничества православных жителей Крыма.
Вот несколько удивительных легенд, связанных с появлением здесь монастыря. Основан он был в этом месте, не просто так. Согласно преданию, местный пастух по имени Михаил, увидел в скале икону Бога матери, и зажжённую свечу перед ней. Это так поразило его, что он побежал к своему хозяину и рассказал об увиденном. Тот приказал принести икону, что пастух и сделал. Но уже на следующий день её в доме не оказалось. Михаил опять был послан к скале. Он нашел образ на прежнем месте и вновь принёс хозяину. Однако несмотря на уже некое благоговение, с которым она была встречена, на утро иконы опять в доме не оказалась. В третий раз это уже не повторилось. Люди поняли, что Богоматери было угодно, чтобы её Святой образ оставался там, где она сама избрала. Они сделали внутри скалы пещеру, а снаружи устроили лестницу. В этой пещере и поместили икону. Ущелье с той поры стали называть Марям - Дере, а пещера превратилась в храм.
Согласно другой легенде, в Крымских горах жил некогда ненасытный змей, который пожирал всё живое. Люди, звери, скот - он ничем не гнушался. Греки и прочие народности, которые тогда населяли Крым, стали просить Святую Богородицу избавить их от этой напасти, и в один из ней они увидели на высокой скале зажжённую свечу. Однако скала была крутая и люди не смогли сразу подняться на неё. Шли дни, а свеча всё не гасла. Тогда решили люди вырубить в камне ступени. Так и сделали. Поднявшись наверх, они увидели, что свеча горит перед образом Божьей Матери, а недалеко лежал рассечённый и обожжённый змей. С того времени и стали приходить молиться на это место.
Свято-Успенский монастырь находится по пути к пещерном городу Чуфут- Кале -основной цели нашей прогулки, поэтому останавливаться для более подробного обзора здесь мы не будем, и продолжим наше восхождение.
Такие Дервишей и мусульманское кладбище Газы - Мансур далее встречается
нам по пути. Кто такие Дервиши и что означает слово Такие, вы уже знаете по
нашим предыдущим обзорам. Заходить внутрь мы также не будем, но скажем, что на территории сохранилось 35 каменных надгробий. Руины Такие находятся в центральной части.
Если кто-то из вас, когда-нибудь, захочет совершить это восхождение собственными ногами, рекомендуем одевать кроссовки или любую другую удобную обувь на плоской, нескользящей подошве. Подниматься в горы, как собственно, и спускаться, приходится по очень коварной дороге. Впрочем, дорогой это назвать нельзя. В лучшем случае тропа. Она вся состоит из камней различной величины, и порой они очень скользкие. Подъём местами довольно крутой, и нужно постоянно смотреть под ноги. То, что вы сейчас видите, далеко не самая коварная его часть. Это уже, можно сказать, завершение пути, перед самым входом в Пещерный город.
Однако усилия не проходит даром. Вид сверху просто великолепный.
Перед входом нас встречают отвесные, почти гладкие скалы с имеющимися в них пещерами. Видны сделанные руками человека ниши, входные проёмы и другие незамысловатые углубления. Пришло время немного рассказать о городе - крепости, в которую мы, собственно, скоро войдём. Эта тропа единственный путь проникновения в него. И так было всегда. Город расположен на небольшом
плато Бурунчак, и со всех сторон окружён обрывистыми глубокими ущельями. Такое расположение обеспечивало безопасность его населению и позволяло заметить врага издалека.
Преодолеваем последние метры, и наконец, перед нами вход в древний, теперь уже мёртвый город. Глядя на эти пустые глазницы раскрывшихся перед нами пещер, понимаешь, что ожить ему уже не суждено. Туристы, добравшиеся до его древних улиц, словно, попадают в другое измерение. Здесь царит тишина и люди невольно начинают говорить шёпотом. Первые впечатления от увиденного, вероятно, у всех схожие. Перед тобой огромный некрополь. Пещеры представляются склепами, в которых физически ощущается прах давно умерших, но не покинувших своих жилищ людей. Их призраки, вероятно, оживают ночью. И невольно начинаешь понимать, почему, в этом музее под открытым небом, нет сторожа. Здесь всё пронизано бесконечностью, пустотой суетливых переживаний и неосуществлёнными надеждами.
Города из камня строятся на века, города в камне - на вечность, но кому они нужны, если в них никто, кроме призраков, не живёт!
Пещерный город возник, предположительно, в V - VI веках, и первыми его жителями являлись аланы. Это ираноязычные племена. Город, по некоторым сведениям, носил название Фулла. Далее он перешёл под контроль кыпчаков - кочевого народа тюркского происхождения, и стал называться Кырк - Ер. Перевести это название можно как Сорок укреплений, и оно полностью раскрывает основную суть этого города. С вершины, на которой он расположен, открывалась невероятная широта обзора, и лучшего места для крепости здесь найти было сложно. Оборонительные стены у него были не такие мощные, как предположим, стены у балканских античных городов, или двойные оборонительные кладки Микен, где толщина стены могла быть равной её высоте. Гора, по сути, играла роль стены, причём гораздо более надёжной. А вот внутренние постройки, если можно так назвать пещеры, как никогда подходили под столь желательную для античных времён компактно - ульевую
застройку внутри крепостных стен. И если основа практически любого города Древнего Рима - две пересекающиеся в центре главные оси, формирующие сразу
план кварталов, то здесь главным архитектором выступила Природа, и люди умело воспользовались ей.
Но всё же, несмотря на все природные и искусственно созданные трудности для захвата этой крепости врагом, в 1299 году она всё-таки пала под напором
ордынской армии эмира Ногая, и была полностью разграблена. Далее, город
становится зависимым от правителей Крымского юрта Золотой Орды. У него
сохраняется прежнее название Кырк - Ер, и со временем он даже превращается в центр небольшого княжества. Примерно с XIV века к основному населению города - это были крымские татары, греки, армяне, стали подселяться караимы. Будучи по традициям и многим другим признакам тюркским народом, религия у них была родственной иудаизму, и к моменту образования Крымского ханства, они уже составляли значительную часть населения этого города. В немалой степени способствовало этому существовавшее ограничение на их проживание в других городах.
Кырк - Ер в те времена был резиденцией первого хана уже независимого Крыма Хаджи I Герая, и при нём город, судя по всему, процветал. Именно тогда, как сообщают некоторые источники, он становится крупным торговом центром.
Можно с уверенностью сказать, что по этим каменным дорожкам ходило очень много людей, и их жизнь, со всеми радостями и невзгодами, протекала в этом месте довольно насыщенно. Произведённые ремесленниками товары каждый день отвозили на повозках вниз в долину, где были торговые площади, с их бесконечной суетой и разнообразием. Едва спускались сумерки, повозки поднимались обратно в гору. Люди, словно птицы, свили себе гнездо повыше, чтобы чувствовать себя в безопасности, и каждый раз после очередных поисков пропитания предпочитали ночевать в нём.
Далее, все основное население города спустилось жить вниз поближе к
перенесённой в Бахчисарай столице Крымского ханства. Тогда в Кырк - Ер остались жить одни караимы и Пещерный город получает своё новое название Чуфут - Кале, что переводиться, буквально, иудейская крепость.
Примерно в это время там также определено место содержания высокопоставленных военнопленных и расположение государственного Монетного двора. Но это будет позже, а пока в XIV веке здесь жил
легендарный хан Хаджи I Герай.
В наше время город - крепость давно превратился в руины. Сохранившиеся здесь постройки можно пересчитать буквально по пальцам на одной руке. Если какой-нибудь человек захочет узнать, что будет после его смерти, пусть заглянет в Чуфут - Кале. Природа не терпит ничего искусственно созданного. Горы стояли здесь миллионы лет, а вот творение рук человека - дома молитвенные храмы, мечты и чаяния многих тысяч живших в этом городе прежде - они исчезли, словно их и не было. А то, что пока осталось, уже покрылось несмываемым слоем тлена. Это хороший урок тем, кто верит, что он особенный. Перед лицом Вечности все едины.
Мы подошли к мавзолею на портале которого имеется надпись: "Этот мир, есть
жилище суеты. Будущая же жизнь вечная". Это усыпальница Джанике - ханым, дочери ордынского хана Тохтамыш, а которая умерла, судя по надписи на плите в марте 1438 года. Внутри, мавзолея, за решёткой на входе, белый саркофаг и каменная плита с арабской вязью, стоящая рядом. Прежде она была вмонтирована над входом. Преданий о Джанике сохранилось немало и все они представляют её достойной уважения.
За мавзолеем, перед крутым обрывом, находится небольшая площадка и стоящая на ней скамейка. Любой желающий может присесть и подумать обо всём увиденном здесь. Место самое, что не на есть, подходящее.