В нашем мире много заблуждений. Каждое из них несет в себе неповторимую особенность. В этом есть бесспорная красота и познание. Ведь, именно, заблуждаясь, мы каждый раз открываем для своей души мир заново. А она, как бы надсмехаясь над нами, наблюдает за нашими шагами в неизвестность - ну, что ты еще там сможешь увидеть? И мы видим, и увиденное, кажется нам чем-то значимым и уникальным, достойным только нашему пониманию. Этот процесс занимает, пожалуй, всю историю человека в этом мире - наблюдение, восприятие и трактовка. Вряд ли кто-то сможет досконально объяснить смысл этого явления. Скупой циник найдет в этот предмет выживания, яркий романтик - влияние потусторонних сил, философ же будет это объяснять как процесс, связанный с развитием общества. Важное, здесь не искать точное определение или какую-то высокую причину, просто наблюдать это. Как это делаем мы, когда смотрим на красивое явление. Ведь вряд ли, сливаясь взором с прекрасным пейзажем, мы будем проводить анализ атмосферных явлений - красота, не нуждается в объяснении и трактовки. Красота - это мимолетное всегда, что отрывает нас от привычных рассуждений и поднимает над самим собой на недостижимую высоту. Нас всегда хватит на нее и она, всегда помещается в любом, несмотря ни на какой существующий размер. Не потому ли мы, так любящие красоту, так часто заблуждаемся?
Попробуем в этом разобраться.
Заблуждение
В каждом сидит часовой:
Время свое охраняет,
В каждом бывает герой,
Ошибками себя изучает.
Если в этом просчет -
Время одно лишь знает,
Нужное ищет свой код
И часто нас не замечает.
Вера - это то, что мы есть,
Нас создает не глядя,
Страха трогая шерсть,
Тайное прячет в баллады.
Что-то над нами стоит,
Мысли коллекцией множит,
Снами с душой говорит,
Видит, на что ты возможен.
Если наш выбор - судьба,
Файл к нам прикрепленный,
Значит наш смысл - борьба
Внутри возможностей клона.
Нужно себя наблюдать,
И в той борьбе не сломиться,
Кто хочет выбор узнать,
Выбора не побоится.
1.
Он привычно помещался в уютной глубине кресла. Иногда, ему казалось, что именно здесь его посещали самые интересные и глубокие мысли. Мысли эти имели свои особые места для наблюдения проходящей мимо него жизни. Это были надежные наблюдатели. Они были, словно, подготовлены кем-то свыше для такого задания. Кто руководил ими - было загадкой даже для их обладателя. Он понимал, что за этим кроется какая-то неразгаданная тайна. И, он, на протяжении долгого времени старался ее раскрыть. Мыслям его многое было под силу. Но именно здесь, они принимали ту позицию наблюдения, от которой он удивлялся больше всего. Он знал, что его мысли в любом месте ищут себе некую точку опора. Это является всегда важным составляющим их позиции. Обстановкой являлось кафе, вдавленного в подворотню кривой улицей. Профессор, а это был именно он, любил часто проводить здесь время со своими мыслями. Иногда, ему компанию составляли и люди. Что сближало их? Было мало кому известно. Может быть, у них было общее настроение дня, а может, это было желание его мыслей, которым было интересно кого-нибудь наблюдать. Часто мы не понимаем, чьи желания застревают у нас в голове, наши собственные или чужие, которые, как мухи, запутываются в паутине нашего представления об окружающей реальности.
Сегодня реальность была следующей - профессор и его собеседник сторожили свое время за столиком и вели неторопливую беседу. Посмотрим на них внимательнее. Третьим участником их беседы была бутылка сухого вина из погреба местного винзавода. Профессор Браат, именно так его знали, был человеком зрелых и умеренных привычек. Его седина, как компас уже указывала на тот возраст, когда иллюзии не стучатся в дверь жизни. Лицо его было слегка угрюмым, и улыбка редко пробегала по его лицу. Профессор всегда любил облачаться в одежду серых тонов. Он сам рассуждал так - миром правят серые кардиналы. Серость - цвет их эмоций. Кто любит другие оттенки жизни, рано или поздно попадается им на глаза и тогда навлекает на них свое внимание. А потом может произойти всякое. Именно этого "всякого" профессор и боялся. Он не был отъявленным трусом, но, любил всегда перестраховаться. Быть в тени - самое оптимальное место. Именно оттуда, легче всего оценивать ситуацию. Когда ситуация просмотрена, как черно-белая пленка, ее легче избежать или изучить. Для чего ему нужно был нужен такой подход, ответ был один - он любил всякие мыслимые и не очень понятные эксперименты. В это была погружена основная часть его очень странной жизни. Хотя, странной ее считали некоторые его знакомые. Сам он придерживался другой точки зрения. И мысли его в этом оказывали посильную помощь. Как любому человеку, иногда, ему нужно было общение. В этих беседах профессор проверял на других свои теории и разработки путем их внедрения, в их, не всегда способные на это мозги. Эти беседы доставляли ему некую радость - он видел реакцию, мысли ее наблюдали и выдавали заключение: акцепт или отторжение.
Каждый живет игрой своего мировосприятия: эпатаж и застенчивость, борьба или созерцание, все это лишь наша реакция на тот мир, в котором мы оказались по чьей-то воле или просто случайно. Заигрывая, мы познаем этот мир, на своей шкуре испытывая его простые правила. Мы часто все хотим так многое в этом изменить, но, часто не меняем даже самого доступного - самих себя.
Измены
Мы все за гранью перемен,
Искать пытаемся замен.
Не в силах замечать порой,
Кто настоящий здесь герой.
Спешим успеть быстрее жить,
Вопрос - а нужно ли спешить?
Ведь наша суть ничем не гнется,
Когда уйдет, что остается?
Не стоит смысл везде искать,
Чего-то трепетно так ждать,
Когда в игре - возможен шаг:
Кто ты, герой или дурак?
В этот вечер, разбавленный запахом первых весенних цветов и неокрепшего ветра, в компании профессора Браата, оказался его знакомый, ветврач Воротников. Он лечил собаку профессора, которая страдала мочекаменной болезнью. И вот, они оказались здесь. Профессор молчал, словно пытался вникнуть в суть разговора. Ветврач же не унимался, особенно его красноречию помогало красное вино. Вино всегда знает в этом толк. Оно было ему в пору, чему очень сигналил его нос. Немного послушаем их разговор, который был уже изрядно разбавлен вином.
- Знаешь, это не приговор! Но, ты должен понимать, что операцию делать уже поздно или невозможно. Я тебе как доктор скажу - без лишнего, нужно готовиться к худшему. Она скоро просто сдохнет - он опять выпил порцию и продолжил - ты, конечное, можешь обратиться к другому специалисту. Только вопрос, где его найтить, этого специалиста? А? А его нет в этом городе. Да и в другом тоже нет. Его, вообще, при нашей собачьей жизни и гонке по замкнутому кругу, оччень трудно где взять. Твою мать!
Профессор молча вливал в себя вино и слушал его. Его взгляд словно покинул его и ушел бродить куда-то далеко. В такие короткие мгновения, профессору часто казалось, что он - не один. Его - двое, или, даже больше. Воротникову надоел свой монолог и он заставил его вернуться:
- Хочешь, я выпью за ее здоровье?
- Не стоит, - отреагировал профессор, так как кто-то один из него, вернулся продолжить разговор, - все равно сдохнет. Вопрос времени. Лучше на поминки приходи. Похороним и выпьем за упокой ее собачьей души.
- Хорошо! Как скажешь. Вот видишь, в тебе просыпается здоровый реализм. Хочешь, я найду тебе такой же породы? Нет - он сам возразил себе и поднял палец потолок, словно хотел из него выстрелить, - другой породы, даже еще лучше.
- Не нужна мне другая порода, ни лучше, ни хуже. Мне вообще, теперь собаки не нужны. Я не буду тебе рассказывать о преданности и привязанности к этим особенным существам, ни к чему это. Просто не нужно мне больше собак. Я уже давно для себя это решил. Уйдет Санни и все. Не нужно других!
- Ну, как скажешь - согласился ветврач - давай лучше еще выпьем.
- Давай - не отпирался Браат.
Сколько же силы есть в этом простой, но очень понятной многим людям фразе - давай выпьем! Сразу над душой восходит солнце, вечная мерзлота превращается в небольшую лужу, и бабочке летают не только в животе, но и по всему телу. И они сделали это опять. И все описанные выше моменты осуществились. После этого всегда возникает непродолжительная пауза. Ее можно назвать собирательной. Именно в ней все собирают все в кучу - себя, недосказанные фразы, прерванные телефонные переговоры, недокуренные сигареты и самое важное, мысли. Ну, если конечно, мысли были не наблюдатели.
- Вот, ты говоришь, болезнь... - попытался прервать эту паузу ветврач Воротников.
- Кто говорит? - вставил профессор - я, вообще, молчу. И не думаю ни о чем таком. И, если хочешь сказать, тема болезни моей собаки мне уже не интересна. Понимаешь?
- Приблизительно - парировал ветврач - и что дальше?
- Ничего. Просто это не предмет беседы. Умерла, так умерла. Что можно изменить? Ты, вот можешь заставить дождь литься обратно на небо? Нет! А почему? Потому что это необратимо. Так и болезнь эта. Скорее не в ней дело. А в том, что все когда-нибудь приходит к завершению.
- Я и что говорю тебе, конечно, не стоит на этом зацикливаться. Как говорили мудрецы, все имеет начало и конец. Эх! Давай лучше поговорим о чем-то глобальном.
- О глобальной болезни? - усмехнулся глазами профессор - так это запросто. Это всегда, пожалуйста. Вот знаешь, какая у всех нас, находящихся в этом странном мире главная проблема? - Он уставился на ветврача и начал сверлить его пристальным взглядом. Ветврач был человеком весьма осмотрительным и не любил власть. Вернее, ее представителей в форме и с красными корочками. Они принесли ему слишком много душевных потрясений. И сейчас, почувствовав во взгляде профессора именно их особую манеру осмотра рядовых граждан. От этой мысли ему стало нехорошо. Он зажмурил глаза и потер их аккуратными докторскими кулаками. Это подействовало. Браат не обратил на это внимание, ведь его взор уже блуждал по посетителям кафе, цепляясь острыми краями за их увлеченные, чем-то своим, души. Но мысль профессор не потерял и отвечал уже как-бы себе сам:
- А проблема - это мы сами. Вернее наше желание быть лучше себя. Вот вчера ты один, а завтра хочет быть лучше себя вчерашнего. И ты себе говоришь, что это самосовершенствование, а это неправда. Это обман. Попытка себя отбелить. Оправдать свою суть - вранье. Что, разве не так?
- Не знаю, профессор. Воля ваша так думать. Но и не жаждать быть лучше, это тоже, ничего похвального. Болото.
- Может и болото. Но это мое болото. Я сам в нем сижу и никого не прошу в него погружаться. А, это желание быть лучше - кто его соблюдает? Это же ширма, для того чтобы за ней делать только то, что требует твоя истинная природа. Кому - жрать, кому - обладать, а кому - наблюдать и делать выводы.
- Ей богу профессор - ветврач немного заерзал на кресле и опрокинул в себя еще полстакана вина - мне становится даже жутко от вашего хирургического цинизма. Вам бы в медицину податься, а вы вот в истории роетесь.
- Нет. Человеческие отношения куда интереснее медицины. И, изучать их просто необходимо. Ведь погружаясь в это, мы сможем научиться понимать многое, что нас так волнует. То, что толкает, на определенные поступки. Разве это не важно для Вас?
- Ну, нет. Конечно, это имеет значение для меня - несмело вытягивал Воротников - я же существую среди людей. В социуме, так сказать. И мне как его части, пусть даже небольшой, небезразлично находиться в нем в нормальных отношениях. Дипломатия - это великая вещь. Я за нее.
Профессор сделал несколько глотков, словно в этот момент пытался понять, который из его многих сейчас рулит ситуацией. Со стороны может показаться, что у штурвала его сознания находится воинствующий теоретик:
- Дорогой мой друг, Вам, и всякому любому, интересны только Вы сами. А что ваш пресловутый социум - просто приборная доска, на которой отражена реакция на ваши поступки, цель коих одна - выживание. Нет, я не буду рассказывать о постулатах Дарвина. Нет. Это не то. Просто Ваш эгоизм, матрица вашей сути, заставляет производить действия в угоду простых, или замудренных желаний. Это все давно известно еще до нас. Мне же интересна реакция каждого индивида, как результат душевных мутаций и эволюции души. Надеюсь, объяснил понятно. А что до рычагов и механизмов осуществления этих превращений - они имеют узкий спектр вариантов. Можете сами в этом убедиться. - В доказательство он почему-то широко развел руки. От этих слов у ветврача в области сердца стало немного щемить, он почувствовал себя немного препарированным земноводным. Но, все же он не растерялся и продолжил беседу, как ни в чем не бывало:
- Так то, оно так. Воля Ваша. Но не станете же Вы отрицать, что сами лишены здорового эгоизма и набор ваших взглядов на мир мало чем отличается от описанных кем-то сюжетов.
- А я не выделяю себя в этом от других. Я такое же унылое дерьмо, что ждет своего часа, чтобы уйти далеко. Но, пока ожидание длится, я так просто не сижу. Я занят экспериментами. Пусть мне возразят, что это все субъективно. Может это и так. Однако, мой субъективизм, не требует торжества над другими, не стремится подчинить, не жаждет поглощать. Он наблюдает, и свои результаты архивирует в настоящий опыт. Я даже убежден, что он может мне и не понадобиться в практическом даже смысле. Ну, Вы понимаете, не буду я делать из него выгоду. Мое эго не страдает собирательством и наслаждательностью. Вы понимаете?
- Конечно! - поспешил согласился ветврач Воротников, ведь он всегда придерживался правила не идти против ветра. Тем более, он понимал далеко не все, что ему рассказывал Браат. Но, общение с ним его как-то возвышало в собственных глазах. Он считал профессора незаурядной личностью. А, кто может похвастаться, что имеет дело с таким человеком? Очень немногие. И этот факт выделял Воротникова из толпы обычных обывателей. Причастность к чему-то странному и непонятному, порой, часто заставляет подобных людей верить, что они уже, поэтому поводу чем-то отличаются от себе подобных в лучшую сторону. Это, несомненно, печать некой особенности. Но, как назвать ее, как определить природу ее - здесь все становится жутко туманным. Думаю, ответ кроется в том, что они сами не понимают, зачем им эта особенность, ибо не несет она им практического результата, и, вероятно, тихо тешит неудержимое самолюбие. Но если сам не пытаешься быть чем-то особенным, с необъяснимыми поступками и летящим взглядом, как можно рассчитывать на то, что соседство с такими личностями сделает тебя другим? Сможешь ли ты стать лучше себя? Ответ ясен и так - нет! Но, часто, люди не склонны задаваться такими сложными вопросами. Ведь сложное, не всегда комфортно помещается в их мыслях. А если это сложное, вдруг ненароком, пожелает переночевать, так какая же голова это выдержит? Это же сверх меры! И Воротников не был исключением из этого ряда. Ему нравились такие рассуждения в компании Браата, и причина была, несомненно, в этом. Он поспешил переключить внимание профессора из сферы странных рассуждений к более конкретным вещам:
- А что это за эксперименты Вы, уважаемы профессор, проводите? Мне интересно было бы узнать. Ведь это же не тайна?
- Тайна? Ни какой тайны в этом нет вовсе. Хотя, многие сочтут это странным и вздорным. И это обстоятельство заставит их думать именно так. Тайна есть нечто иное.
- И все - не унимался ветврач, - поведайте мне немного об этом. Вы для меня личность с большой буквы. Ваше жизненное кредо всегда вызывало у меня неподдельный интерес и восхищение. Как говорят про таких людей - икона стиля. А ваш стиль очень индивидуален и неповторим - он постарался максимально сдобрить свои слова сладкой заправкой лести. Куда же дипломатии без этого? Профессор призадумался над этими словами, и, как человек опытный, решил не сразу показывать ему тот факт, что лесть Воротникова была обнаружена. Его задумчивость дала повод думать, что заправка принята и съедена с удовольствием. Ведь мало кто откажется от такого, хотя каждый понимает в подобной ситуации, что к чему. Лесть всегда, как известно, подобно быстродействующему яду, находит свою цель и поражает ее. И ведь что интересно, ее много не бывает. Кто часто принимает ее, вырабатывает устойчивую потребность к ней, и, представьте себе, уже не может жить без ее присутствия. Если бы лесть причислили к зависимости, подобно наркотическим веществам, то, могли определенно понять, какое разрушение оказывает она на здоровье человеческой психики. Но, среди людей, увы, так не считается. И поэтому, она часто используется как уровень взаимоотношений между людьми, не в зависимости от пола, возраста и социального статуса, как поле для своего обитания.
2.
Теория Лести.
Цель.
Лесть была создана, как средство расположить к себе другого индивидуума, с целью обеспечить себе равное с ним положение, выжить в какой-то социальной группе, показать лояльность к более сильным и значимым представителям социальной группы.
Идентификация.
Угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью.
Происхождение
Происходит от православного, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. и ст.-слав. льсть (греч. πλάνη - блуждание, отклонение, δόλος - приманка, хитрость); ср.: укр. лесть, белорусск. лесць, болг. лест "лесть", а также лъст "обман", сербохорв. ла̑ст, род. п. ла̏сти "обман", словен. lǝ̀st, -ȋ, чеш. lest "коварство, хитрость" (род. п. lsti), словацк. lеsť, др.-польск. leść "хитрость, лживость", в.-луж. lesć, н.-луж. l᾽аsć "лесть". Возможно, родственно др.-герм.: ср. готск. lists ж. "хитрость, козни", нов.-в.-нем. List - то же, др.-в.-нем., др.-сакс., др.-исл., др.-англ. List. (взято из словаря умного человека, который приручил лесть).
История.
Как только человек начал отличать в своих рассуждениях себя от окружающих, ему стали необходимы материалы для построения взаимоотношений. Лесть оказалась удобным инструментом, чтобы выиграть время, отвести внимания от себя и приблизиться к местам распределения благ. Со временем, лесть стала таким же атрибутом человечества, как одежда, знания и искусство употребления. Именно, лесть - наиболее употребляемое энергетическое приложение при взаимоотношениях людей. Она помогает иметь друг друга в моральном смысле, не обнажая существующие проблемы и притупляя здоровые разногласия. Каждая лесть имеет свою особую меру выражаемую индивидуальным терпением.
Практическая природа лести
Не секрет, что человек, по мимо того, что является биологическим субъектом, включает в себя и энергетическую структуру. Можно ее назвать программной надстройкой. И, до конца остается неразгаданным, какое из этих двух составляющих управляет людьми. Но, даже если не брать это во внимание, а просто погрузиться в космос человеческой души, станет понятно, как много здесь всего имеется интересного и неоткрытого. Некоторые возразят, человек - давно изучен и просчитан, его давно отцифровали разными психологическими теориями, вывернули наизнанку его естество, и вывели закономерности. Так то, оно так, кто будет этому возражать. Но, мало кто задумывался о том, что это только вершина его "айсберга", а что скрывается под темными водами подсознания, мало кто может сказать, и только самые отчаянные, об этом сказать. Шпион, который находится на вражеской территории, не будет себя открывать. У него есть четкое задание, которое он осознает. Но, он не знает, кто по настоящему, им руководит, с какой целью он находится именно здесь и сейчас. Те, кто стоят над ним, внушают ему именно то, чтобы он был таким. Доступ к более обширной информации вызвал бы в нем массу лишних рассуждений, что повлекло бы провал операции. Но, он этого не знает, так как не готов к чему-то большему. Шпион должен осознавать одно - свою неповторимую миссию. Если такое сравнение стало вам понятно, тогда поговорим о внутреннем мире. Что бы стало с людьми, если бы они, по мимо, своей основной роли - проживателя, стали бы открывать себя в ином ракурсе. Многим бы тогда этот процесс открыл бы нас самих совершенно в ином свете. И что дальше? Сознание не может это переварить, собственное "я" не готово это принять, привычные процессы нарушены. Человек неминуемо становится разлаженным механизмом, а разлад всегда ведет к одному - уничтожению. Кто от этого выиграл, ответьте себе сами - никто! Поэтому, наше "эго" подчинено определенным правилам, которые просты и понятны самому ему. Именно эти правила так легко складываются в общие тенденции. А если они похожи, значит из этого можно вывести любые законы. Ведь так легче выполнять свою функцию. Кто будет искать смысл такой функции, всегда упрется в стенку - своего собственного ограничения. Ну, представьте себе, как может операционная система низшего уровня воспринимать программные вещи высшего. У нее нет для этого соответствующего расширения. Сразу приходят на ум строки про сверчок и шесток. Получается, изучая себя самих, по открытым закономерностям, мы лишь подтверждаем на своем примере, что это так и есть. И это дает нам правила для выживания. Это практично. Но при этом мы будем всегда ходить по замкнутому кругу, ведь нового ничего уже не сможем открыть. И все из-за того, что принимает все эти процессы в себе только под одним ракурсом. А чтобы его менять, нужно менять и представление о себе и нас в этом мире в другую строну. И, тогда, появятся новые законы, которые, впрочем, существуют вне нашего о них представления. Если этот процесс будет запущен, тогда и появится возможность перейти на другой уровень восприятия, и кто тогда усомнится, что ваша операционная система не способна воспринимать другие реалии. Что этому мешает в нас самих? Тут может быть много примеров. Хочется выделить лишь две - страх и лесть. Про первое можно говорить также много, но, оставим его. Скажем о втором факторе. Это атавизм души, которая была присуще уровню пещерного человека. Ведь она помогает человеку, как сказано выше, быть выживаемым. В ней так много от звериной природы. Когда выживание не будет главенствующим фактором для человеческой сути, тогда в лести не будет надобности. Человек перейдет на уровень созерцания и созидания. Здесь нет борьбы и выживания, нет сильных и слабых, только равные. И ведь это человеку уже давно известно об этом.