1. Здравствуйте, Елена. Новый год - дело хорошее. Здесь можно помечтать. Вы - писатель известный, всеми уважаемый - скажите нам что-нибудь литературно-будущное, что-то светло-особое - ну например, будет чудо, или например - юдо (тоже чудо). Не знаю даже, как сформулировать.
Здравствуйте, Элтон!
У меня с чудесами все просто. Они всегда вокруг и везде, и их так много, что каждый сам волен выбирать - верить в них или не замечать вообще. Я думаю, Новый Год в какой-то степени и придуман для того, чтоб в чудо не верящие могли себе позволить разок в году в него поверить. Такой совсем маленький разочек, крошечная часть на стыке двух 365-дневок ). Так что, каждому в это время - пусть свое собственное чудо.
2. Как вы думаете, меняются ли тенденции? Например, мода на славянское фэнтези и культивацию работ тех людей, которые взамен сумасшедшего дома идут в фантастику? Это мы хорошо знаем, конечно - особенно по томам, которые штампует преимущественно "Альфа-книга". Хотя и другие издательства давно к этому проекту "Да здравствуют дураки!" присоединились.
Главная тенденция, которую и можно назвать "да здравствуют дураки" неизменна, как неизменен мир. Место преироничнейшего донцовского детектива займет героическое фэнтези, на смену ему придет очередное готичненькое и толпой набегут вампиры, а там всех победит одинаковый стимпанк, круша толпы попаданцев, и далее-далее, только успевай загибать пальцы. Но свято место пусть не будет.
3. Немного о насущном. Вы живете в Крыму. Крым теперь наш. Каково вообще это, быть Нашими?
Экий вы, Элтон, в новый год и о грустном. Можно я отвечу от обратного как бы?
Я не сторонник национальной вражды, я не приветствую оголтелую идеологию, я не желаю видеть врагов во вчерашних моих соседях по дому, я вообще против того, чтобы люди шли друг друга убивать, оправдывая это чем угодно - от патриотизма до следования армейским приказам. Следовательно, я мало где ко двору в нынешние времена. Я не наша и не ваша, я - сама по себе человек. А писать о том, как сейчас в "нашем Крыму" - а кому это надо? Ткните пальцем в любой сайт по выбору и получите новости, какие понравятся именно вам, совершенно и абсолютно противоположные.
4. Но давай все же о самом лучшем. Давайте о ёлке. Какой вообще должна быть ёлка писателя. И в частности - писательницы Елены Блонди. У вас будет ёлка? Можете об этом рассказать.
Елки, скорее всего, не будет. Хожу мимо елочных базаров, они там лежат вполвалку, сыплют в зимнюю грязь уже желтеющие иголки, и как-то мне их все время жаль. Если бы принести в дом, поставить в вазу и елка бы снова зазеленела, наверное, покупала бы. А так - принесу, а она день ото дня будет стареть и умирать, почему-то так думаю, ага поняла, они для меня слишком живые - елки и сосны, как все прочие деревья. А вот всякие ветки, и венки из них - это я люблю. И по всем стенкам как раз сейчас и развешаю, чтоб вокруг было как в лесу, но все же без елок.
5. Если к вам придет самый морозный из всех дедов морозов. Что вы у него попросите?
М-м-м, в этом году пришла пора попросить дедушку о читателях и, наконец, о деньгах. А то я как в анекдоте про лотерейный билет, материальные желания у меня до сих пор были размыты и не конкретны. Ну, это связано с тем, что неловко мне было просить Деда, пока мне нечего было дать мирозданию. Сейчас уже есть. Все же четырнадцать полностью готовых книг, и вот дописываю пятнадцатую.
6. Еще про новый год. Писатель - это дело такое. Кресло-качалка. Сигаретный дым. Сигара даже. Вискарь возле кресла. Творческий бардак. Портреты писателей на стенах, словно окна в другие миры. А вот новогодний стол? Что бы вы посоветовали писателям?
Это ничего, что я люблю оливье и пронесла любовь к нему через все годы испытаний, насмешек и отрицаний? Вообще, по моему мнению, идеальный для писателя новогодний стол, этот тот, из-за которого в новогоднюю ночь можно встать и выйти прямо в открытый космос - на зимний песок у зимнего моря, или же на склон горы под звездами, или - под огромные деревья старого парка... А после вернуться обратно и съесть что-нибудь вкусное любимое, да все равно что, главное, чтоб любимое и с удовольствием.
7. Вот здесь уже много вопросов было. И много ответов. И сложно сказать что-то еще. Вот наверняка что-то еще я не спросил. Хорошо. Про критику. Что ж им, людям высушенных ядом, в новый год делать? Что бы вы посоветовали.
Забыть о критике и возлюбить писателей, всех подряд без исключения. Все равно к утру пройдет и забудется.
8. Давайте поговорим о планах. Что бы вы написали в новом году? Да и вообще - Magnum Opus, например. Есть ли мысли по этому поводу.
Один из моих любимых отрывков у Теофиля Готье, такой изысканно-ироничный поэтический пассаж, в котором герой решает, какую бы красавицу ему полюбить, горячую ли брюнетку с маленькой ножкой или же рыжую, с восхитительно капризным характером или... (и далее). Размышления о том, что бы написать в этом году, у меня вдруг слегка похожи. И мне это нравится. То есть, тот отчаянно ломящийся из меня минимум, я его выписала, отпустив от себя. И вдруг настало время, когда можно оглядеться и ощутить возможность выбора. Вот мне вдруг очень понравились шестидесятые годы прошлого века, внезапно, все эти геометрические девушки с острыми коленками, мужчины в костюмах и шляпах, большие мужчины с уверенными голосами, и - музыка. Джаз. А я так мало знаю о том времени, оно ко мне никаким боком не пришлось, только вот книги, кино. И снова - музыка. Из-за нее и возникло желание. И некоторый азарт - а сумею ли я? Понимаете, Элтон, вот наши отечественные шестидесятые связаны у меня с прозой Аксенова, и это впечатление для меня портит эпоху, хотя Аксенова читала очень много и с увлечением. Но хочется как раз не пивных ларьков с бомжами у стенки, а уже чего-то более стилизованного, как например, Ума Турман и Траволта танцуют под музыку совсем другого поколения и она становится вдвойне стильной и романтичной.
Это что касается выбора ) Что же до Magnum Opus, тут я наверняка не оригинальна, но оригинальность не есть цель для меня, никогда. Так вот. Хотелось бы мне написать роман о сексе. Не о позах и путешествиях героини от партнера к партнеру, а о том, что делает с человеком страсть, как она связана с любовью, и как не связана тоже. Поразмышлять об этом намерении и желании можно, но боюсь, я буду чересчур многословна. Но не удержусь и кое-что скажу, да.
Во-первых, это не самый-пресамый магнум опус, а возможно, лишь дорога к нему. Во-вторых меня всегда привлекали такие вещи с двойным и тройным дном, которые можно крутить, извлекая новые и новые смыслы. Обманчивая простота, что оборачивается сложностью, хождение по грани, попытка не упасть ни в одну ни в другую сторону. Секс, он есть, и любое приличное написанное повествование уже будет читаться, потому что - секс. Поэтому хочется написать его максимально высоко, целомудренно, не потакая никому и ничему, и не спустя рукава. И не просто так, а сюжетно, с хорошей архитектурой романа, чтоб все в нем было настоящее, чтоб в итоге была книга, самостоятельная. Чтобы она брала читателя, настоящего, а не досужего искателя клубнички. Проще сделать это на территории, не касающейся секса, а зачем мне проще? Пусть будет сложно, так интереснее.
9. А еще. Могли бы себе представить..... Идеальный мир для писателя. 2015, всем хорошо, они уже здесь (как пример), или - свершается Путин уходи, или вообще - что-то самое сумасшедшее.
Не верю я в идеальный мир для писателя))). Писатели те еще негодяи, и дай им идеальные условия, неизвестно, чем это все кончится. Так что пусть уж все идет, как располагает Господь, пока мы предполагаем.
10. Что бы вы посоветовали мне, Элтону Ивану?
Оставаться таким же, въедливым, ироничным, беспристрастным наблюдателем, великим и ужасным энтомологом, чей лик маячит над лабораторным столом с пробирками и маленькими писателями, наколотыми на булавки.
И с Новым Годом, уважаемый Элтон Иван!
1. Привет, Алексей. Вопросы сегодня у нас предновогодние, но, разумеется, литературные, критические, русские. Начнем с простого. Скоро Новый год. Кто виноват, и что делать?
- Очень рад нашей новой встрече он-лайн.
Литераторы не виноваты ни в чём. Что наобещают, то навыполняют. А действующая власть: сказала им, бубня отмазку, и забыла. Литературный процесс вновь в наших руках.
2. Бытует мнение, что хорошего у нас мало - это касаемо книг, писателей и всего такого, что, конечно же, затрагивает критика и задает ему вектор движения. Нет, конечно, есть мнение и полярное - так как писателей тьма тьмущая, и постоянно объявляется о наличии новых гениев, хотя и читать ровным счетом нечего. Как вы думаете, что в этом плане изменилось в 2014 году, что изменится в 2015?
- Нечего читать человеку ленивому. Ничего не прочтёт в будущем году любитель котиков и фотожаб. И это большинство в соцсетях, благодаря специальной электронной подписке, прочтёт очередную порцию цитат известных людей и выложит её на своей странице в обрамлении цветастых картинок, полагая, что таким "хитрым" способом он приобщится к великим умам. Но все мы знаем, насколько узколобы эти люди в обыденной жизни. Они знают, как найти бесплатный Wi-Fi, чтобы получить очередную порцию заумности, но не знают как найти ответ на простой интеллектуальный вопрос в любой из программ на телевидении или радио. В основном все победители различных викторин - люди читающие; это можно судить по их рассуждениям и логике в поиске ответа. А любители гаджетов просто сосут то, что им дают. В ближайшие годы расклад не поменяется. Подписчики журналов не жалуются на отсутствие читательского ассортимента. Подписчики автоматически защищены от этого.
3. Этот вопрос я задаю всем и вся. О фантастах. Лично для меня это классика жанра - фантасты плодятся быстрее, чем население РФ. Уровень в плане интенсивности высок, и в плане экстенсивности так же. Хорошо это или плохо? Как вы думаете? Ну вот, например, бытует мнение, что этот процесс есть отражение нашей нынешней реальности - где много технологий, высокий темп, и все это определяет формирование мышления тех людей, которые сочиняют.
- Я думаю, любителей фэнтези уже можно не тревожить нашими рассуждениями, они нас не слышат. Они на других форумах собираются и обсуждают лишь новинки и прочитанное. Меня привлекает, как и прежде, научная фантастика, которая смотрит в будущее. В следующем году я подписан на "Уральский следопыт", а он до сих пор остаётся самым долгоживущим журналом, пригревающий авторов элитного жанра фантастики. Рядом с ним многие года журналы "Химия и жизнь" и "Наука и жизнь". Гламурный "Мир фантастики" обслуживает любителей меча и щита. Хоть и интересное интервью делает этот журнал с известными писателями, как, например, в ноябрьском номере с Алексеем Пеховым, у которого выходят иногда совместные с женой романы. Они познакомились на конвенте фантастики, где его будущая жена, тоже пишущий на тот момент автор, была вместе со своей подругой, ещё одной писательницей в жанре фэнтези. И как я узнал, вся троица уже после знакомства не единожды выпускала совместные книги о мире магии. На обложке имена: мужа, жены и её подруги. В общем, как стало понятно, в отечественной фантастике живут и не тужат целыми семьями и друзьями. Там пишут в своё удовольствие.
Это нам, обычным реалистам, сложнее. У нас всё через сердце идёт, а у них через сказочную выдумку посредством не наигравшегося мозга.
4. Еще один классический вопрос от Элтона Ивана. Вспомним героев "Бойцовского клуба": с кем бы ты хотел подраться? Ответ - с Хемингуэем. Так вот, в качестве критика, какую бы проблему вы бы хотели осветить наиболее остро?
- Литературные журналы. Это моя тема уже давно. О ней подробно в следующем вопросе разъясню.
5. Поговорим о чтении. Я встречал людей, в блогах, правда, которые выставляли целые списки прочиток за период. Например, 200 книг за год. Как вы думаете, возможно ли такое? И вообще, как много надо читать человеку, который, скажем так, находится на шаг впереди от массы, будучи занятым литературными трудами.
- Можно очень легко заниматься подсчётом через количество подписанных человеком литературных журналов. Книжный отбор у любителей одних лишь книг и романов в своём содержании узок. Они цикличны в своём выборе. Им неведомы ежемесячные рассказы, повести и очерки, которые шире информируют о том, что в умах людей и каковы обстоятельства внутри страны и за границей. Романные авторы, не имеющие вообще журнальных публикаций, живут требованиями издательств, а авторы журналов предлагают выстраданное, полученное опытом, а не построенное повествование по лекалам издателя, с которым подписал кабальный контракт.
6. Что еще такого спросить о критике? Ну вот, допустим: надо ли критиковать стихи? Или же это жанр настолько в стороне, больше в области подсознания или эмоций, что не требует оценок. И что бы вы вообще сказали о современной поэзии?
- Вот, недавно прошла церемония премии "Дебют". Автору стихов из Украины дали премию за то, что он из страны, где идёт гражданская война. Мне плевать, что за мои слова меня будут осуждать организаторы премии. Все поняли и без меня. В "фэйсбуке" литераторы уже выставляли для обсуждения стихи победительницы в номинации "поэзия". Как и в прошлом году, уровень стихов у многих вызвал недоумение. К этой теме и в периодике припомнили, что многие известные писатели, как Роман Сенчин и Захар Прилепин, признаются, что в стихах многих молодых поэтов они могут что-то видеть неординарное, но запомнить ни одного стихотворения не могут. У меня тот же эффект срабатывает.
Я стал любителем строгих стихотворных форм, которые запомнить легче, чем полубредовые безрифмованные потаскушки, а иначе и не назовёшь этот набор коротких и длинных предложений в столбик от немалого числа поэтов. И их публикуют в журналах уже как свершившийся факт, как явление, с которым теперь нужно считаться. Но мы, литераторы старой закалки, ждём, когда настанет эра оформленного идеала для стихов.
7. Ну и поближе к теме. Опишите идеальную новогоднюю ель (сосну) литературного критика.
- Тут недавно в сети "В контакте" наша тюменская библиотечная сеть выложила конкурс - образ литературной ёлки. Она должна состоять из книг или журналов. Подумал, я в Тюмени, наверное, единственный, у которого в доме есть множество журналов со всей России, а у других - лишь книги, как обычно. Видел уже выложенные другими участниками фотографии сборища из книг, а вот журнального дерева ещё не случилось появиться. Думаю, надо быть оригинальным и отличиться в этом конкурсе. Из книг может каждый дерево собрать, а вот ты попробуй из литературных журналов составь. Я в России такой редкий экземпляр. Нас, подписчиков на несколько литжурналов, не больше тысячи возможно, и это по большей части литераторы, а вот среди простых читателей такого домашнего богатства не сыскать. Гламурные журналы не в счёт. А у меня есть подписка на журнал "Урал", а там за каждый месяц разная расцветка номеров: то бежевая, то зелёная, то голубая, то красная, а то оранжевая - настоящая литературная гирлянда каждый год. Плюс к этому ещё и "Литературный меридиан" с его полноцветными обложками, где множество фотографий снаружи и внутри. А ещё альманахи есть - все цветные, как будто специально готовились к празднику. Пока думаю, как сделать дерево без клея, чтобы сами журналы не попортить, но успеть сфотографировать.
8. Тут, конечно, можно продолжить так - утро литературного критика 1 января 2015 года, взгляд в грозовую даль российской действительности, прогноз на год вперед - что же с нами будет? Или ничего не будет? Или, может быть, сбудется все самое худшее?
- Меня темы произведений волнуют. Не хотелось бы мусолить тему военных конфликтов. Нужно в душу бить пером, а не напоминать о жертвах всех конфликтов. Людей надо менять, а не злить понапрасну. Не нужно каждый раз всех ставить на свою позицию, а нужно обходным путём настраивать на добрые дела.
9. Что бы вы хотели особенно видеть на новогоднем столе (например, голову разобранного по полочкам графомана, нарезку из литературных ляпов, или - совсем прозаические вещи - оливье, винегрет, гусь в яблоках).
- Прощу заметить, на моём "столе" исключительно вегетарианский словарь: морковь, капуста, помидоры, огурцы и макароны с сыром. Шампанское или вино отличненько под всё это пойдёт. Мой новый литературный год пополнен тем же - литературными журналами плюс ещё одним - "Уральским следопытом". Читать всегда найдётся что.
10. Что бы вы пожелали мне, Элтону Ивану?
- Полюбить журналы. Они регулярно дешевле обходятся, чем книги в магазинах, где наценки каждый раз меняются не в лучшую сторону, а подписка тебе даёт гарантию на двенадцать номеров отборного сборника произведений всех форматов (романы, повести, рассказы) плюс очерки, статьи и интервью бывают, и, конечно же, стихи в большом количестве. Журнальный мир - гораздо шире книжного. Книгу можешь ты купить и на первой трети разочароваться, а в журнале множество найдёшь замен себе по спросу.
Уважаемый модератор и владелец пёстрого и посещаемого ресурса "Камера Кунста" (http://camerakunsta.ru/) Иван Элтон (писатель) предлагает ответить на вопросы, связанные с Новым годом и планами на будущее. Охотно соглашаюсь и виртуально жму Ивану руку (он живёт в Москве, а я в Омске), дело это полезное и весёлое справлять Новый год. Верно говорит творческий народ: как справишь Новый год, так его и проведёшь. Так и я постараюсь ответить литературному товарищу по-новогоднему светло и радостно - в преддверии грандиозного праздника живота и ярких пожеланий.
- Здравствуйте, Виктор. Новый год - праздник важный, праздник основной. Об этом и поговорим сегодня. Но прежде всего - что значит новый год для писателя? Как вы думаете? Если взять писателей вообще - общую массу, или например - психотип писателя.
- Добрый день, Иван, а может и вечер. В любом случае рад вас слышать и читать, - представляю, как Иван Элтон в образе немолодого Бильбо Бэггинса или волшебника Гэндальфа, раскуривающего свою трубку, пишет очередной роман о добрых людях. - Для писателя Новый год - время подсчёта успехов, подведения творческих итогов. Сколько автор написал для благого дела и сколько напечатал на крупных ресурсах, сколько услышал хороших отзывов и сколько прочитал комментариев в социальной сети. Писатель - человек разный. Один может отпраздновать Новый год с ясной головой, а второй - с мутными глазами и больной "чугункой" на плечах, по-другому и не скажешь. Главное надо помнить, что писатель - человек порядочный и должен вести себя достойно. Никому не доставлять проблем. Мы вот недавно отпраздновали выход второго номера журнала "Бульвар Зелёный" в тесной компании за столом, конечно, с "огненной водой". Сначала никто из нас не собирался тешить нутро забористым, но когда старина Пётр Кузин (ему 81 год, кстати) выставил игристую чайного цвета жидкость в большой стеклянной ёмкости, то не удержались. Закусывали салом, домашней икрой, очень вкусной, селёдкой, колбасой, картошкой в мундирах и много чем ещё. Читали стихи, обсуждали прозу и перемывали косточки графоманам, хохотали, естественно. В новогодней обстановке писатель по-моему хочет видеть родных и своих однополчан. Был бы стол побольше и людей погуще, как говорится. Я представил, что со мной рядом кушаете и вы, Иван, затем Пётр Фёдорович Алёшкин, отличный редактор и писатель, никогда не отказывающий в редактуре текста. На столе еда и выпивка, а на подоконнике - наши книги, изданные и просто кипы рукописей (маленькие мечты в Новом году). Мы общаемся, хохочем и о чём не говорим - всё весело, даже графоманы становятся беззаботными и праздными людьми. А психотип писателя, думаю, не однозначен, зависит от самого празднующего человека. Один автор - угрюмый и молчаливый по обыкновению, второй - оптимистичный и заражающий коллег своей неистовой энергией. В разных коллективах по-разному. Надо быть в тонусе и радоваться со всеми в этот светлый праздник. Ни в коем случае не перебрать...
- Давайте поразмышляем о перспективах писательства. Новый год, новые надежды, ожидание чуда, или, может - наоборот. У каждого - своё. Но ничего в нашем мире не стоит на месте. Как вы думаете, что вообще должно измениться на этой ниве в 2015 году?
- Должно измениться, прежде всего, отношение к самому себе и к людям. Нужно осмыслить свои ошибки и не повторять их. В Новом году человек настраивается на успех и никогда - на очередное поражение. По-моему, нечестно наступить на одни и те же грабли. Следует строже отнестись к собственному языку и взятым темам. Чётко подбирать форму. Откинуть любые сомнения насчёт ненужности вашего литературного труда. Я сомневаюсь, что Захар Прилепин, Михаил Веллер или Дмитрий Быков думают, что их творчество может кого-то не интересовать. Или товарищ Проханов усомнится в тщетности недавнего телемоста с нашими омскими авторами. Усомниться в чём-то творческом может потерявший надежду человек. Это как себя настроишь, Иван. Вам-то понятно и также многим другим, работающим на собственном ресурсе.
- Можно продолжить тему следующим образом - что бы вы пожелали сами себе, прежде всего, творчески? Например, начать писать "Войну и мир"? Или, например, получить "Русский Букер"? Или, может быть, привнести в жизнь некие абстрактные идеи - словом, что-то из подобного ряда.
- Начать писать подобное "Войне и миру" это дело большое. "Русский Букер" - тоже важная награда. До нас написано уже много и напечатано в бумажном варианте - немало. Остаётся одно - держать собственную творческую линию и не нарушать её. Если автор чувствует за собой силу и видит аудиторию, на которую так старается, то успех ему гарантирован. Это премиями не корми, так сказать. Идеи, конечно, важная составляющая литературы и журналистики. Новые знакомства повлекут новые идеи и желания их реализовать. Вот моя коллега по издательскому цеху и менеджер по работе с авторами из журнала "Бульвар Зелёный" Настя Орлова с большим трудом "рожает" новые идеи на бумагу. Просит в основном меня или вашего тёзку и редактора - Тарана. Давай, Ванюшка, напиши так-то и так-то, а мы морально тебя поддержим с Игорёхой Федоровским и Лёшей Шенкеевым. Творчеством движут идеи и вдохновение, это сначала.
- В России сейчас сложная ситуация - связанная с санкциями, падением рубля. Как вы думаете, что нас ждет в 2015 году?
- Снова, Иван, нас ожидает то, к чему мы себя настроим. Если писатель будет думать, что он нищий и поэтому глупый, то будет ровно так. Человек склонен думать также о плохом и анализировать больше грустное, нежели хорошее. Но президент Владимир Путин, например, не должен ни грустить, ни печально настраивать родной народ. Если рубль упадёт настолько сильно, что будет невыносимо жить и покупать новые вещи, значит, надо стабилизировать этот деревянный предмет, обратив его в цельную и ценную денежку. Сейчас "БРИКС" наладят другую валюту и доллар им - что тузику грелка. Российский Центробанк обязан регулировать рост и падения внутри страны. Если родное государство вдруг будет не в состоянии (хотя я в это не верю) урегулировать рост цен, то пусть гарантирует большую, как моя бабушка говорит, "получку". Каждому по мешку деньжат. И пусть отдохнут с Богом от этих кризисов. Америка же ляпает "капусту" мешками, а почему мы не можем? Дядюшка Сэм разжирел на гамбургерах так, что штаны трескаются. Почему мы должны затягивать ремни?
- Вопрос из той линейки, которую я обычно провожу во всех интервью. О фантастах. Литература начинает группироваться, концентрироваться, опадать, стекать в воронку фантастики. Конечно, писать фантастику проще, этим всё и объясняется - здесь можно реализовать свои мечты. Тем не менее, вся литература сейчас входит в фантастическое пике, так или иначе. Как вы думаете - хорошо это или плохо, что кругом одни фантасты?
- Не вся литература - фантастика, не все фантасты - настоящие прозаики, я бы сказал так. Был у нас Омске крупный литературный клуб фантастики "Алькор", о нём рассказал мне обозреватель из газеты "Омская правда" Андрей Коломиец. Великовозрастный дружище Андрей Михайлович не пишет фантастику, но работает как журналист и рассказывает о творческих людях в газете. В клубе писали около тридцати фантастов, закидывали рукописями руководителя, а печатались в журналах и в больших издательствах - только четверо. Вот и вся омская фантастика на тот момент. Сейчас тоже не лучше. Насколько мне известно, пишут фантастику тоже достаточно омичей, но печатаются в ценных сборниках - мало-мало. Лифантьева, Токарев, Журавлёв, Тихонов, о четвёртом человеке я недавно напечатал материал на вашем сайте и на ресурсе "Наша молодёжь". Борис Долинго, например, екатеринбургский издатель, выпустивший мне повесть о средневековой Японии "Красный лотос" и роман-продолжение "Последний рассвет", разместил эти вещи в разделе фантастика, альтернативная история. Об омских фантастах он знает весьма приблизительно, у него информация пятнадцатилетней давности. В старых сборниках ещё печатались омичи, а теперь их нет. Фантастику пишут, да, многие. Многие несут рукописи на литературные объединения, но печатаются, повторюсь, на больших ресурсах или в значимых журналах - единицы. Фантастику можно писать, если умеешь. Почему бы не читать фантастику и не равняться на неё в разных этапах развития творчества? А разделение у нас на литературные круги, потому что официальные союзы писателей не приемлют фантастику и стараются о ней не говорить. Как-то к нашему (не в прямом смысле) председателю Союза российских писателей Александру Лейферу пришёл фантаст и показал ему три тома фантастики, изданных в другом городе, показал ему контракт и чек с гонораром. Пришёл за советом и хотел подать своё произведение на омскую литературную премию им. Ф.М. Достоевского, а Лейфер ему, мол, это не наше, Достоевский работал в мейнстриме и т.д. Отшил коллегу... А сам Александр Эрахмиэлович подписывал мне премию Достоевского за "Красный лотос", комитет тогда причислил труд к историческому произведению. Тогда Лев Трутнев, Николай Березовский, Юрий Перминов, Александр Дегтярёв - все четверо посоветовали наградить именно эту повесть. Сейчас она занесена в раздел фантастики не менее серьёзным и разбирающимся в литературе человеком. Вы, Иван, не говорите, что вся литература - фантастика, а то кто-то посчитает, что вы либо очень любите это жанр, либо не признаёте его как многие другие литературные товарищи. Надо сказать, что фантастика - это коммерческий жанр и отдельный раздел творчества. Не говорить о ней нельзя. Любить её можно и нужно.
- Скажите, как писатель, что нужно пить на новый год? Дело-то серьезное! Писатели редко пропагандируют сугубый спорт и невероятную сухость мышления. Что бы вы посоветовали?
- Иван, с вами или с другим интересным человеком я бы выпил хорошего вина или тяпнул бы водки. Хотя и пивка можно бахнуть под обильную душевную закуску. Выпить писатель должен и чокнуться рюмками или кружками - тоже. Новый год - это его праздник. Пусть слегка хмельное сознание и душа писателя - летят, а тело чуть-чуть расслабится. Лучше это сделать у родного очага, тридцать первого, а через пару дней прийти к творческим коллегам днём и тоже подкушать. Вспомнить доброе и выпить за него. Повторюсь: нельзя перебрать. После того же обмывания номера журнала "Бульвар Зелёный" наш самый молодой член редколлегии Лёша Шенкеев так набрался, что вместе со стариком интеллектиком Владимиром Стацинским приставал к Анастасии Орловой, клялся ей в любви. Мы его буквально волочили до остановки, а потом запихивали в маршрутку. Это плохо.
- Какой должна быть новогодняя ёлка современного писателя?
- Живой, Иван, это главное. Не большая, но пушистая, душисто пахнущая хвоей. Писателю надо обязательно покинуть жилище и раздобыть сосну. Это отличное хвойное дерево. Если у писателя есть ребёнок, маленький или большой, то праздничное дерево должно быть обязательно. И подарки под ним. Искусственное дерево не интересно - не даёт атмосферы.
- Ну и последний вопрос. Что-нибудь совсем уж новогоднее. Например, про чудо. Вообще, в общем плане, ну или личностно - если бы вдруг, ни с того ни с чего, выпала возможность, чтобы сбылись три желания, что бы вы загадали?
- Хочу стать известным своими произведениями, заслужить уважение народа. Сейчас надо и быстро. Ну-ка, дядюшка Джин, десять премий мне литературных выписал и выслал, с дипломами. Рамки, ладно уж, сам куплю, а то пришлёшь с побитыми стёклами. И потом - командировки мне оплати по России, по миру. Хочу ехать в поезде и лететь на самолёте со своими литературными коллегами - со всеми теми, кто помог мне и теми, кто просто хочет путешествовать. По телевизору надо, чтобы мне показывали и по радио - "крутили". Что вы, Виктор Витальевич, думаете по поводу конфликта на Украине? Спрашивает товарищ Соловьёв, например. А я ему и зрителям, мол, Пётр Порошенко - злобный орк, пусть чешет норами... а Барак Обама - валит в баню, как-то так. Воспользуюсь шансом и поздравлю всех творческих коллег с Наступающим.
Ребята, пусть ваши желания сбудутся хотя бы частично. Пусть редактора и разные там модераторы ставят ваши труды, не сомневаясь в их качестве. Всего вам доброго и здорового. Выпьем! И не напьёмся!
Поздравления с Новым годом от коллектива "Бульвар Зелёный":
http://www.youtube.com/watch?v=D8BU_vnxDH4
Материал на сайте "Наша молодежь"
•
PIPOL
• БЛОГИ
• ОБЩЕНИЕ
• РАЗДЕЛЫ
• КНИГИ
Автор: Элтон Иван
Новогодние вопросы Лограну. Вопросы задает Элтон Иван
1. Здравствуйте, Логран.
- Добрый день!
2. Скажите, нужен ли поэту Новый год, как праздник?
Новый год, как явление, когда человек ждет прихода чего-то нового, светлого и позитивного для себя и своих окружающих, нужен всем. Это бесспорно. Однако, можно считать это праздником, а можно нет. Это, как говорится, как вам будет угодно. Главное, чтобы наши чаяния не были пустыми, и ожидания беспочвенными. И, согласитесь, ведь совсем не имеет значение, кто ты в ощущение жизни, важно чтобы мечты сбывались. И совсем не важно, чтобы ровно с первого дня нового календарного года. Пусть хотя бы иногда. Иначе, как-то все не так.
3. Я хорошо знаю, что существуют альтернативные версии новых годов. Насколько вам это близко?
Ну, хочу сразу прояснить себе, что в Вашем понятие альтернативный? Если речь идет о способах встречи Нового года, то здесь у каждого будет проходить в зависимости от фокуса фантазии и вкуса. Если мы подразумеваем сам сценарий праздника, то он у миллионов будет проходить в шумной веселье, под шампанское и салат оливье. Другие же, которых будем гораздо меньше, предпочтут нестандартный способ проведения праздника. А кто-то, просто ляжет спать и встретит первый день нового года, как обычный дежурный день. Для меня лично нет разницы, кто как спланирует этот праздник, важно просто помнить, каждый день важен для того, чтобы сделать своими делами мир интереснее. Я, например, несколько раз в год праздную Новый год. Это даты, которые имеют для меня особое значение. Например, 14 мая - Новый год по Хаотическому календарю, 21 августа - Новый год судьбы, 12 декабря - Новый год несудьбы.
4. Могли бы вы описать, представить себе, например, образ лучшего поэта.
Скорее он был бы собирательным. Лучший поэт для любого человека - это тот, в чьих словах он нуждается в данный момент. Если их сразу будет несколько, совсем не плохо. Внимая строкам поэтов, мы слышим, как с нами говорит Настоящее. А ведь именно в нем мы слышим не только самих себя, но и намного больше. Я бы назвал это Безраздельной Реальностью.
5. И наоборот. Хорошее есть хорошее. А вот - плохое. Оно тоже имеет право быть. Худшие поэты, какие они?
Если слова поэта не вызывают в тебе никакого внутреннего полета, интересных ассоциаций и эстетического наслаждения, их сложно назвать хорошими. Это так. Но, быть худшим, еще не значит, не уметь вызывать в людях такие ассоциации. Вернее, не всегда. Худший, значит поэт текущего часа. Пройдет время и его слова, не будут иметь никакого значения, ведь они были не настоящими. Только настоящее всегда будет находить отклик в сердцах у людей, как бы это высокопарно не звучало. Нам всегда достается нелегкая работа - определить такой критерий.
6. Ваши ближайшие планы.
Завершить работу над двумя совместными проектами, названия их не открываю сознательно, чтобы не вводить читателей в заблуждение. Думаю, тем, кому интересно наше творчеством с господином Хантером, будет интересно познакомится с проектами того масштаба и содержания. Интересный стиль и массу необъяснимых вещей гарантирую. И, если останется время, продолжить собственный проект "Город Пиджаков".
7. Что вы будете пить на Новый год?
Поясню, для меня Новый год - это праздник веселья, простого, понятного и ровного, как пиратский корсар, скользящий по глади океана. Потому, в подражание этому сходству обязательно выпью рома. Предпочитаю этот напиток, привезенный с Острова Свободы, "Havana Club", трехлетней выдержки. Но, ром - напиток, который любит веселое соседство, поэтому его традиционно лучше приглашать за стол в компании "его" друзей, и тогда получатся замечательные коктейли. Не могут не упомянуть "Куба Либре", "Барбадос" и "Дайкири". Культура Тики придумала использования рома еще больше, одарив мир рецептами коктейлей "Маи Таи" и "Зомби". Среди других известных коктейлей с содержанием рома, напомню о известных "Пина колада" и "Мохито". Существует также рецепт "Адвокат" - горячий крепкий чёрный чай, с добавлением сахара, рома и лимона. Так что, фантазию подключить к такой работе не грех, чтобы напитки вашего праздника отражали нужное настроение.
8. Вы уже установили ёлку?
Ёлка всегда присутствует в моем доме, они миниатюрная, но зато всегда наряжена. Это удобно, ведь всегда ее можно извлечь и поставить, чтобы создать для себя ощущение Нового года. Если так можно сказать, Новый год всегда со мной. Где-то рядом, по соседству, всегда готов прийти в гости. Важно, не забыть его пригласить в гости.
9. Если бы к вам на Новый год пришел Байрон, о чем бы вы поговорили?
Конечно же, о путешествиях и о борьбе. В наше время, два этих понятия стали ленивыми и потребительскими. Что такое путешествие сейчас для многих? Это знакомство с другими странами через комфортабельные отели, где, как правило, все включено. Люди, их посещая, просто проводят ленивый отдых. Не больше. А путешествие предполагает нечто большее, по мимо отдыха, это еще и труд. Да, не удивляйтесь. Это труд поиска новых образов, работа открытия и создания свежих впечатлений . Только с таким настроем можно действительно оправдывать название этого процесса - шествовать по пути. Байрон, на мой взгляд, был в этом деле большим знатоком. Ну и конечно борьба, на зов которой он шел многие годы. И как результат такой борьбы красивые и неподражаемые стихи, которые еще много лет, до скончания века людей, будут будоражить сердца, в которых живет дух непокоренной ничем свободы. Мне интересно было у него узнать, что он сам думает по такому случаю. Одно понятно - научиться борьбе нельзя, ее нужно только принять. Но, как он это делает? Словно, интересное задание или как познание нового пути, как путешествие, которое мы совершаем, длиною в целую жизнь. У интересных людей всегда есть что спросить.
10. Что такое хорошо?
Если объективно, это когда душа без паники и не острижена плохими событиями. Если просто, хорошо - когда ты занимаешься любимым делом. И если их, таких дел, не мало, значит, хорошего должно быть во много раз больше. Пусть прозвучит так - отсутствие конфликта со своим внутренним миром.
11. Я знаю, что вы увлечены творчеством Бодлера. Давай представим себе абстрактное пространство. Здесь нет привязки ко времени или эпохе, здесь все есть нечто идеальное, нечто, что должно существовать вне всего. И вот - новый год, цветы зла на ветвях ели. Как бы вы продолжили эту мысль?
Представлю это в виде поэтических строк:
Зло заповедное сегодня расцветает
На лапах ели, так заманчиво маня,
Но это зло о нас почти ничто не знает,
Мы для него - наивный молодняк.
Цветут цветы, и странным ароматом,
Влекут к себе наивные сердца,
Готовит сцену им зловещий декоратор,
Где место есть для всякого глупца.
Им зло - защита, способ грызть другого,
Себя поднять над страхами толпы,
Им не понять понятия простого:
Кто зло прошел - по жизни следопыт.
Нельзя без зла открыть пути иные,
Приняв его, не все готовы сдать,
И зла цветы - эпохи часовые,
Цветут в душе гордящейся опять.
Пройди их мимо, добрый посетитель,
Пусть аромат их путь твой не затмит,
Ведь только мудрому, такое зло - учитель,
И лишь глупцу оно - митрополит.
12. Если бы вам предложили совершить в жизни нечто великое - то есть, были бы все шансы, чтобы это было замечено, нашло реализацию, осталось лишь сделать это - что бы вы выбрали?
Очень сложный и глубокий вопрос. Ведь, что такое - великое, у каждого разное представление. Хочется поразмышлять вслух, если Вы, не против. Возьмем за основу, прежде всего то, что это великое - непременно должно нужно быть востребовано людьми. И еще это, к тому же, совпадало с собственными душевными эманациями. Тогда, нужно просто понять свой выбор и сделать к нему шаг, словно вытягивая из колоды, нужную карту. И вот итог, я бы выбрал одно из мною желаемого - изобретение машины времени. Идея не новая, я понимаю, но именно в наши дни, большинство перестало думать о таких странных и немного глупых желаниях. Ведь посмотреть на себя в грядущем - под силу не каждому. Но, может, видя себя в будущем, можно было бы, что-то исправить в себе. И тогда жизнь могла бы иметь иные последствия. Впрочем, чем нелепее мечта, тем она больше имеет шанс на осуществление. Пройдет, возможно, полвека, и это явление будет вполне обычным явлением, словно современный гаджет. Важно - не бояться себя в своих желаниях.
13. Что бы вы пожелали мне, Элтону Ивану?
Прежде всего, хочу пожелать много новых открытий и встреч с настоящими людьми. Опасайтесь тех, кто уже предавал, они всегда сделают это еще раз, поверьте мне. И еще, помните, от Вас лично зависит судьба современного слова. Потому никогда не теряйте веру в Ваше большое дело, и тогда все непременно сбудется. Удачи и процветания!
Фигль-Мигль
Я прочел рецензию, про Фигля-Мигля. Про открытие. Про ништяки. Я вдруг понадеялся - ап вдруг. Нет, я скачал, я открыл - не вдруг. Ништяка нет.
Пишет баба.
Нет, конечно, ощущение, что пишет андрогин - оно, возможно, и задумывалось. Пишет гомик-пассив. Охающий, извиняющийся за то, что жив. Я подумал - оно ведь и не над чем постебаться. Когда пишет энергичный придурок, пусть даже имеющий волосатую руку в феодальной литературной вотчинке на Руси, ну или в тель-авивских кварталах ума и сути, или пусть - нашедший путь на высоты путем пролизывания "мэтров" - здесь всегда есть почва для ножа, для того, чтобы указывать: где автора повесить, а где посадить на кол, а где - вытащить ложкой глаз и бегать с ним, а где..... Ну что еще придумать? Сжечь, расстрелять, отрезать язык, иголки под пальцы.....
Да, но тут очень грустно. Я даже не буду отвечать на вопрос, почему сие продвигается, и почему сему поётся некий говно-дифирамб . Обидно, что на Руси отсутствует критическая мысль, ну да строй такой.
О чем книжка "Щастье"? О том, что ежели вам выдают ложку, говорят: ждите, сейчас будет обед. Вы ждете. Тут бац, приносят объект человеческой переработки. Так вот, кто ест? Тоже вопрос. Друзья автора едят, это понятно. Это их. Родное. Критики? А, критиков нет. Есть субстанция.
Словом, диагноз: автора - в кунсткамеру. Заспиртовать, показывать посетителям. И ничего, что девушшко. Ничего. А может, не девушка. Может, это иллюзия.
Разговор с Еленой Блонди
1. Елена, вы написали новый роман. Вообще, для писателя - великое дело, новый роман. Это как зарождение цивилизации (или жизни) на незнакомой планете.
Скажите пару слов про это.
Каждый завершенная автором новая книга, плоха она или хороша, меняет реальность. Причем не обязательно, чтоб книга тут же ушла в печать, стала известной, завладела умами (или заставила читателей плеваться). Она просто состоялась. Был мир без нее и вдруг в нем появился новый объект. Об этом надо помнить. А с другой стороны, меняет ли что-то для пишущего такое знание? Мне кажется, если книге суждено быть написанной - она и напишется. Как в вашем сравнении - жизнь зародилась, да. Для себя я этот вопрос решила. Семь лет назад. С тех пор это главное для меня занятие, а все остальное - в свободное от написания текстов время. Думаю, на меня из-за этого обижаются время от времени, я не слишком вежливый собеседник в сети, могу надолго замолчать, да и реале часто отказываюсь от обычных и привычных вещей - встречи, гости, посиделки. Но все это последствия сделанного выбора. Можно ползти по выбранному пути или бегать кругами, отвлекаясь на множество соблазнительных мелочей, (а то и лежать головой в нужном направлении, как советует известная шутка), а можно стараться пройти его, как можно лучше и эффективнее.
Вопрос 2. Елена, вопрос очень простой. Все вещи имеют смысл и назначение. Писатель, как вещь из мира людей, для чего он? Как вы думаете?
Талант - это самое обыденное проявление чуда. Мы подвергаем сомнению само существование чудес, выискивая и опровергая примеры: чудесные исцеления, чудесные перемещения в простанстве или времени, чудесные материализации... И редко думаем о том, что все время находится рядом и имеет именно чудесное происхождение.
Каждый из людей ежедневно может приобщаться к чуду таланта. Всего-то - слушай, смотри, читай. Набирайся сил. Дальше каждый сам выбирает, черпать ли из открытых источников.
Писатель и есть такой открытый источник. Его предназначение как вещи из мира людей - делиться силой.
Думаю так.
Вопрос 3. Как вы думаете, стоит ли разделять мужскую и женскую прозу
если автор перерос гендерные различия и пишет прозу человеческую, то не стоит.
Вопрос 4 - Может ли в наше время быть идеальный издатель
Всегда все может быть. Вопрос в том - каким может быть это самое "может" )
В моем представлении идеальный издатель это тот, что умудряется совмещать финансовый успех издательства с качеством издаваемой литературы. Такой вот кентавр...
И в идеале достичь этого можно лишь одним способом - вести линию выгодного бизнеса, и вторую - совершенно и полностью отдельную - издавать хороших авторов, нимало не заботясь о том, выгодно ли это. То есть совмещать, на деле разграничивая.
Если издатель не будет пытаться привести к общему знаменателю бизнес и вечность, он будет успешен и останется в истории.
Других путей не вижу, но я не специалист. Если они есть, буду только рада.
Вопрос 5 - Победит ли электронная книга? Уйдет ли бумага?
Как мне кажется - ничто никогда никуда не уходит. Роль и место бумаги изменится однозначно, как дешевый носитель для массового чтива она умрет, но как одно из ключевых достижений цивилизации, останется. И книги будут входить в моду и выходить из нее, становиться предметами роскоши или частью рецептуры методов лечения психики, ну мало ли, чем еще книга может стать. Но полностью она не исчезнет, во всяком случае до этого еще далеко.
Вопрос 6
В нашей стране писателей больше чем читателей. это не констатация, но предположение. Выразите пожалуйста свои мысли по этому поводу
Судя по нашей литературе, писателей всегда было много, только трибуны у них были не так высоки и вместительны, как сейчас. У Достоевского есть язвительнейший пассаж о заседании клуба графоманов. Современники Пушкина строчили сладкие стишки в девичьи альбомы и были среди них популярнейшие пииты, куда там солнцу русской поэзии. Что касается моего к этому отношения, ну да, я плохо отношусь к тому, что некий прекрасный сапожник садится и пишет гнуснейшую бесталанную повесть. А что тут сделаешь? Талант - категория, классификации практически не поддающаяся (как и подобает чуду). Где он начинается и где кончается?
Не забывайте, что и орган, воспринимающий талант, у очень большой части читателей просто отсутствует. И им все равно - Пушкин или складные вирши популярного раскрученного поэта.
Вопрос 7
Что бы пожелали Буквократу?
Смотрите ответ на вопрос четвертый)
А если менее глобально, то, конечно, отличных книг, прекрасной издательской команды и устойчивого дохода. Станьте такими, чтоб ваши дети и внуки гордились причастностью.
Ответы Виктору Власову
Ответы:
1) ФИО, где родились и когда
Меня зовут Элтон Иван, я родился в Москве, уже достаточно давно, лет мне эдак 47, не меньше.
2) когда пришла в голову идея создать проект и публиковать авторов? Кто вам помогал?
Проекты создавались всегда. Вернее, давно. Наверное, самый ранний, если так можно сказать, был в 90-е годы, он назывался "EMX", я бы назвал это подпольной газетой. Ну, это условно, конечно. В ту пору ничего подпольного уже быть не могло. Это некое общее определение. В целом, это был проект глубокой альтернативности, и, прежде всего, в области литературы. С тех пор я привык быть редактором.
3) Откуда у вас редакторские способности? Сколько вам лет?
Про годы мы уже определились. Редакторство - оно может иметь разный вид и характер. Одно дело, это, например, главный редактор в издательстве. Но если мы возьмем выпускающего редактора, то это - несколько другой ракурс. Я работал в паре-тройке газет, и так же обстоит с журналами. Еще в 90-е. Хотя я начинал с низов, но довольно быстро дошел до высот в области организации рабочих процессов. Но я бы сказал, что редакторство - это некое свойство души. Скажем так - вы, может быть, редактор, но об этом не знаете. Значит, свойство это надо развивать.
4) каких молодых авторов, критиков, публицистов можете привести в пример? или блогеров тоже? и почему? Что в них особенного?
О, вы знаете, тут дело сложное. Касаемо публицистов молодых - их довольно много, но творчество далеко на всех совершенно уж импонирует. А почему? Потому что такая задача. Если человек хочет найти истину (велосипед, философский камень) , то он и должен именно это и искать. А не высоты пи-ара. Хотя, конечно, все хотят пропиариться. Но одно дело - когда у человека, образно говоря, нет рук, но есть желание. Вот, например, проект "Втопку". В начальном своем варианте в нем что-то было, но если качественно - то критика эта очень низкого пошиба, на уровне того, как студенты рефераты пишут - на 1-м, 2-м курсе. И нет выхода. Хороший задел производит Алексей Зырянов - здесь очень важен вектор и подход к делу. Тут все очень правильно.
А вот про блогеров. Не знаю, блогеров слишком много. У нас пол страны - блогеры. Как-то тут потеряться можно.
5) Почему так много людей стремится вести свой блог?
Я думаю, что прежде всего - это слабая возможность реализации в России. То есть, многие люди не показывают ровным счетом ничего, кроме желания быть звездами и кем-то еще. Я думаю, будь у них возможность получать нормальную европейскую зарплату, на которую они бы могли бы позволить себе все минимальные вещи, они бы блоги не вели. Минимальные вещи - я имею в виду, что у нас надо лезть из кожи ради элементарного, да и не факт еще, что это будет. Вот. За неимением такой возможности люди ищут чуда. Идут в блоги. Это проще всего. Начинается война. Не секрет, что уровень агрессии в комментариях невероятен. Я для интереса изучал блоги других стран, ничего подобного нет ни в одной стране. Такая взаимоненависть (пусть конечно и надутая немного, не то, чтобы совсем уж серьезная), присутствует только у нас. Это системная проблема.
Это не значит, что не нужно вести блог. Можно. Но.
6) Ваши лит предпочтения и почему?
Я читаю чаще всего классику, либо что-то около этого. С фантастикой я как-то раздружился. Но это нормальный процесс - сложные произведения воспитывают, и требования к авторам растут. Из русских -Достоевский, Гоголь, Тургенев, серебряный век, Гроссман, Солженицын, Стругацкие. Из зарубежного - Фолкнер, Стейнбек, Р.Гари, ну все, что есть хорошего в этом мире.
7) О вас я слышал много хорошего от блогеров. Что по вашему в вас нравится людям, блогерам и авторам?
Вы знаете, я говорю то, что думаю. Иногда кажется, я слишком уж кусаюсь. Как Суарес. Или хуже того. Но я полагаю - кто-то должен говорить. Не обязательно быть критиком. Но вообще, если есть бензин, то иногда надо и критическое что-то говорить - так как у нас сейчас вакуум. Проблема в том, что нет оценки независимый. Либо чужих ругаем, своих хвалим, либо хвалим под заказ и прочее. Но я все же не могу сказать, что я так уж выступают критиком. Скорее, это - замечания. В частности, это проект "Трэш-Шапито" (не путать с Качем) http://eltonivan.ru, проект, конечно, довольно скромный. Скромный по размахам. Такие проекты, как http://megachaos.ru и http://camerakunsta.ru покрупнее, первому уже лет 7. Вообще, это некая творческая реинкарнация группы "Кунсткамера", прежде всего (литературное объединение современного концептуализма), где я был редактором. Ну и в остальном, это - литературные сайты.