У некоторых писателей есть неприятная тенденция: их ранние произведения на голову лучше поздних; сперва они пишут шедевры, а потом, будто что-то потеряв на жизненном пути, халтурят. Быть может, им следовало бы по примеру многоуважаемого мистера Сэлинджера вовремя остановиться и поставить жирную точку?.. На эту тему у гениального Рэя Брэдбери даже есть рассказ, называется "Удивительная кончина Дадли Стоуна". Там дается очень ценный совет всем писателям, которые перестали быть начинающими: если не можешь сказать что-то новое, завязывай с этим делом. С Брэдбери все-таки такой беды не приключилось, а вот с Джонатаном Кэрроллом - да, произошло. Написанные в 80-х "Голос нашей тени" и "Кости Луны" абсолютно превосходят "Поцеловать осиное гнездо" и "Свадьбу палочек" (созданы на стыке XX и XXI веков). Невыносимо легкая, воздушная манера письма никуда не делась, а вот с сюжетами, персонажами и сопутствующими мыслями явно не все в порядке. "Страна смеха" - первый роман писателя, потому я настроился на позитивные эмоции. И действительно, роман отличный. Мои ожидания оправдались, и даже более чем.
Главный герой, Томас Эбби, сын знаменитого актера Стивена Эбби, в детстве прочитал сказку "Страна смеха" и стал фанатом в полном смысле этого слова. Через всю жизнь он пронес любовь к этой книге и мечтал написать биографию ее автора, Маршалла Франса. Но как всякие мечтатели, он только лишь думал об этом, но ничего не предпринимал. Пока на его пути не появилась очаровательная и непринужденная девушка (ее зовут Саксони, и они познакомились в букинистическом магазинчике), которая сыграла роль мотора и буквально заставила Томаса ехать в Гален, городок, в котором жил Маршалл Франс, жил и умер. И вот они приезжают в маленький американский городок (все сразу же вспомнили Стивена Кинга), начинают работу над книгой... Чем дальше, тем больше странностей замечает начинающий биограф. А тут еще и Анна, дочь Маршалла Франса, настойчиво затаскивает в постель. Томас чувствует, что от него что-то скрывают, но даже не может предположить, насколько удивительна эта тайна. Самое же потрясающее - это финал. Добрую его половину угадываешь страниц за пятьдесят. Но фокус заключается в том, что Кэрроллу удалось написать его так, что даже, если угадал, все равно скажешь, что он неожиданный. В этом главное отличие "Страны смеха" от "Голоса нашей тени". В последнем романе финал ломает логику происходящего, представляет собой "рояль в кустах", а в "Стране смеха" является закономерным развитием событий. Но все равно... Последние три абзаца - это взрыв после взрыва. А разве фейерверк может оставить равнодушным?
Никогда до конца не понимал термина "магический реализм". Но эту книгу готов окрестить именно так. Не мистика, не фэнтези, а магический реализм. Ибо, по сути, она о магической силе настоящего творчества. В данном случае - настоящего писательства.