Аннотация: Рецензия на книгу Виктора Пелевина "Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре". Должна была быть опубликована в одном московском журнале, но по не зависящим от меня обстоятельствам так и не появилась в бумажном варианте. Теперь она существует на "Самиздате".
Минотавр и все-все-все
Виктор Пелевин
"Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре"
изд-во "Открытый мир" (серия "Мифы"), 2005, 224 с.
Тираж 100000 экз.
Начало книги напоминает фильм "Куб": несколько героев неожиданно для самих себя обнаруживают, что находятся в некоем странном месте; как они туда попали, никто не знает. Герои изолированы друг от друга, единственный способ общения - нечто напоминающее Интернет-чат, именно в виде этого чата и написан весь текст. Достаточно быстро выясняется, что герои находятся в сюрреалистическом лабиринте, в котором бродит страшный монстр - Минотавр. Единственная возможность спастись: дождаться Тесея. Но Тесея все нет и нет, остается только одно - болтать. Что они и делают. Большую часть времени персонажи стараются понять устройство шлема ужаса, который носит на голове Минотавр. Понять это - понять логику происходящего. Но шлем ужаса непостижим, в нем замкнутая бесконечность. Познание бесконечности - бессмысленно, текст про познание бесконечности - абсурден. Бессмыслица и абсурд в сумме дают еще больший абсурд. Но читать этот абсурд невероятно интересно.
"Шлем ужаса" прежде всего иронический текст. Пелевин высмеивает все и вся. Досталось и "Звездным войнам", и теологии, и сериалу "Твин Пикс", и французской философии XX века, и киберпанку, и многому-многому другому. Количество шуток (умных шуток, кстати) на единицу текста зашкаливает. Вот одна из них: "Я давно заметила, что конспирология у атеистов вместо религии. Им все время кажется, что ими кто-то манипулирует, кто-то их гипнотизирует, зомбирует, подслушивает, поднюхивает... Дело в том, что от атеизма до шизофрении один шаг, и в большинстве случаев он уже сделан". Каждый герой - это отдельное качество человека доведенное до абсурда. Organizm - физические потребности, Romeo-y-Cohiba и IsoldA - любовь, Monstradamus - здравый смысл, Natscracker - вера в прогресс, UGLI 666 - религиозность, Ariadna - мистические ощущения, Sliff_zoSSchitan - низшие аффекты. Когда понимаешь это, то начинаешь представлять следующий финал: сидит за компьютером сам Пелевин, печатает "Шлем ужаса", а на голове у Пелевина этот самый шлем ужаса и надет, и, следовательно, герои - это то, что происходит в шлеме ужаса, который надет на голову Пелевина. Отличный бы получился финал, в стиле всего происходящего. Но Пелевин решает в конце текста сделать рациональный вывод, завершить текст конструктивной мыслью. Но все то, что автор написал на предыдущих страницах, не может этого вытерпеть, подобная развязка противоречит всей логике текста. Потому-то в конце чувствуешь фальшь. Уж лучше бы он остановился за двадцать страниц до последней точки, такая оборванность ничего не испортила бы.
От этой книги не следует ждать чего-то особенного. Преданные поклонники Пелевина не заметят ничего нового; те, кто Пелевина открыл в первый раз, - смогут хотя бы посмеяться. Лучшей его вещью так и остался "Чапаев и Пустота". А в данном случае перед нами лишь искрометная игра ума. Многое забудется, но некоторые места обязательно останутся в памяти.
А новаторство в "Шлеме ужаса" все-таки есть: до этого у нас не было ни одного текста, написанного в виде чата. Пелевин все же смог открыть что-то новое.