Аннотация: Пять эссе о Михаиле Алексеевиче Кузмине. Аудиокнига на https://youtu.be/JEvPoQcX2k4
Глава 6.
М. А. Кузмин. "Когда-нибудь буду я Божий воин"
Аудиокнига на https://youtu.be/JEvPoQcX2k4
Неисповедимые пути русской поэзии ведут к начальным векам христианства - ещё до византийского, до конфессионального разделения Запада и Востока - в Александрию, Египет, гробницу Менкаура. Солнце, огромное солнце восходит над землёй, и маленькие человечки дерзают под парусом на морских просторах.
- И снова властвует Багдад, и снова странствует Синдбад...
Вечные города могут ли быть стёрты с лица земли? И какое же это тогда будет лицо? И какое же это тогда будет христианство без своей предыстории? Как возможен христианский Запад без мусульманского Багдада и иудейского Иерусалима? В новейшие времена человечество уже не имеет права на зло. Уничтожение древних народов, в которые цивилизация погружена корнями языков и обязана первоначальным знанием и прогрессом, подобно умерщвлению праотцов.
Величие былых эпох ослепляет. Быть может, потому, пронзённый ослепительным светом, в канун первой мировой войны, безумия бомбардировок и голода, как та волошинская очевидица, кто плачет о тех, кому ещё долго жить без памяти и рассудка, Николай Гумилёв закрывает лицо руками:
- Я тело в кресло уроню, я свет руками заслоню и буду плакать долго, долго...
Вступление
1
Как песня матери
над колыбелью ребёнка,
как горное эхо,
утром на пастуший рожок отозвавшееся,
как далёкий прибой
родного, давно не виденного моря,
звучит мне имя твоё
трижды блаженное:
Александрия!
Как прерывистый шепот
любовных под дубами признаний,
как таинственный шум
тенистых рощ священных,
как тамбурин Кибелы великой,
подобный дальнему грому и голубей воркованью,
звучит мне имя твоё
трижды мудрое:
Александрия!
Как звук трубы перед боем,
клёкот орлов над бездной,
шум крыльев летящей Ники,
звучит мне имя твоё
трижды великое:
Александрия!
*** 'Когда мне говорят: 'Александрия''
Другой поэт, о ком Николай Гумилёв однажды заметил: 'Как выразитель взглядов и чувств целого круга людей, объединённых общей культурой... он - почвенный поэт', - герой этого рассказа. Какую культуру имел в виду Гумилёв, какую почву? Славянофильство, западничество, консерватизм, особенный национальный колорит, загадочную русскую душу? В любом случае, не марксизм с сэром Чарлзом на уме.
- О, Парменид, мудрейший среди мудрых, не ты ли первый сказал людям, что звезда, отмечающая конец и начало дня, зовущая любовников к лобзаньям и расторгающая страстные объятия, несущая покой работникам и снова призывающая их к трудам, - одна и та же? Как же мне не вспоминать твоё имя при начале повести моей долгой, полной превратностей жизни, о, мудрый? (М. А. Кузмин. 'Повесть о Елевсиппе, рассказанная им самим'. С. 411).
В 'Кружке Гафиза', в который входили Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Вальтер Нувель, он носил имя Антиной - поэт имел обыкновение запечатывать свои письма печаткой с изображением Антиноя. Когда видишь его в первый раз, замечал Волошин, то хочется спросить: 'Скажите откровенно, сколько вам лет?' - но не решаешься, боясь получить в ответ: 'Две тысячи'.
Мудрость
3
Как люблю я, вечные боги,
прекрасный мир!
Как люблю я солнце, тростники
и блеск зеленоватого моря
сквозь тонкие ветви акаций!
Как люблю я книги (моих друзей),
тишину одинокого жилища,
и вид из окна
на дальние дынные огороды!
Как люблю пестроту толпы на площади,
крики, пенье и солнце,
весёлый смех мальчиков, играющих в мяч!
Возвращение домой
после весёлых прогулок,
поздно вечером,
при первых звёздах,
мимо уже освещённых гостиниц
с уже далёким другом!
Как люблю я, вечные боги,
светлую печаль,
любовь до завтра,
смерть без сожаленья о жизни,
где всё мило,
которую люблю я, клянусь Дионисом,
всею силою сердца
и милой плоти!
- Без сомнения, он молод, и, рассуждая здраво, ему не может быть больше 30 лет, но в его наружности есть нечто столь древнее, что является мысль, не есть ли он одна из египетских мумий, которой каким-то колдовством возвращена жизнь и память. Только он не из мумий древнего Египта. Такие лица встречаются часто на эль-файумских портретах, которые, будучи открыты очень недавно, возбудили такой интерес европейских учёных, дав впервые представление о характере физиономий Александрийской эпохи. У <него> такие же огромные чёрные глаза, такая же гладкая чёрная борода, резко обрамляющая бледное восковое лицо, такие же тонкие усы, струящиеся по верхней губе, не закрывая её.
Он мал ростом, узкоплеч и гибок телом, как женщина. (М. А. Волошин. ''Александрийские песни' Кузмина'. С. 471).
Вступление
2
Когда мне говорят: 'Александрия',
я вижу белые стены дома,
небольшой сад с грядкой левкоев,
бледное солнце осеннего вечера
и слышу звуки далёких флейт.
Когда мне говорят : 'Александрия',
я вижу звёзды над стихающим городом,
пьяных матросов в тёмных кварталах,
танцовщицу, пляшущую 'осу',
и слышу звук тамбурина и крики ссоры.
Когда мне говорят: 'Александрия',
я вижу бледно-багровый закат над зелёным морем,
мохнатые мигающие звёзды
и светлые серые глаза под густыми бровями,
которые я вижу и тогда,
когда не говорят мне: 'Александрия!'
Максимилиан Волошин приводит анатомически выверенное описание внешности поэта, немаловажное, если стремиться понять, в каком облике предстала душа российского Антиноя:
'У него прекрасный греческий профиль, тонко моделированный и смело вылепленный череп, лоб на одной линии с носом и глубокая, смелая выемка, отделяющая нос от верхней губы и переходящая в тонкую дугу уст.
Такой профиль можно видеть на изображениях Перикла и на бюсте Диомеда.
Но характер бесспорной античной подлинности <его> лицу даёт особое нарушение пропорций, которое встречается только на греческих вазах: его глаз посажен очень глубоко и низко по отношению к переносице, как бы несколько сдвинут на щёку, если глядеть на него в профиль.
Его рот почти всегда несколько обнажает нижний ряд его зубов, и это даёт лицу его тот характер ветхости, который так поражает в нём.
Несомненно, что он умер в Александрии молодым и красивым юношей и был весьма искусно набальзамирован. Но пребывание во гробе сказалось на нём, как на воскресшем Лазаре в поэме Дьеркса:
'Лоб его светился бледностью трупа. Его глаза не вспыхивали огнём. Его глаза, видевшие сияние вечного света, казалось, не могли глядеть на этот мир. Он шёл, шатаясь, как ребёнок. Толпа расступилась перед ним, и никто не решался с ним заговорить. Сам ужаснувшись своей страшной тайны, он приходил и уходил, храня безмолвие''.
(М. А. Волошин. ''Александрийские песни' Кузмина'. С. 471-472)
Канопские песенки
5
Кружитесь, кружитесь:
держитесь
крепче за руки!
Звуки
звонкого систра несутся, несутся,
в рощах томно они отдаются.
Знает ли нильский рыбак,
когда бросает
сети на море, что он поймает?
охотник знает ли,
что он встретит,
убьёт ли дичь, в которую метит?
хозяин знает ли,
не побьёт ли град
его хлеб и его молодой виноград?
Что мы знаем?
Что нам знать?
О чём жалеть?
Кружитесь, кружитесь:
держитесь
крепче за руки!
Звуки
звонкого систра несутся, несутся,
в рощах томно они отдаются.
Мы знаем,
что всё - превратно,
что уходит от нас безвозвратно.
Мы знаем,
что всё - тленно
и лишь изменчивость неизменна.
Мы знаем,
что милое тело
дано для того, чтоб потом истлело.
Вот что мы знаем,
вот что мы любим,
за то, что хрупко,
трижды целуем!
Кружитесь, кружитесь:
держитесь
крепче за руки.
Звуки
звонкого систра несутся, несутся,
в рощах томно они отдаются.
- Одни делают всю жизнь только плохое, а говорят о них все хорошо, - поделилась с подругой соображениями о бессмысленности молвы людской А. А. Ахматова почти полвека спустя. - В памяти людей они сохраняются как добрые. Например, Кузмин. Он никогда никому ничего хорошего не сделал. А о нём все вспоминают с любовью... (Л. К. Чуковская. 'Записки об Анне Ахматовой'. Т. 2. 10 мая 1955 года).
В конце декабря 1906-го М. А. Волошин изъявляет желание восстановить подробности его биографии - 'там, в Александрии, когда он жил своей настоящею жизнью в этой радостной Греции времён упадка, так напоминающей Италию восемнадцатого века':
'Подобно лирику Мелеагру - розе древней Аттики, затерявшейся в хаосе александрийской антологии, <он> несёт в своих песнях цветы истинной античной поэзии, хотя сквозь них и сквозит александрийское рококо.
В жилах его не было чистой эллинской крови. Вероятно, он, как и Мелеагр, был сирийцем. По крайней мере в одном месте он вспоминает о 'родной Азии и Никомедии'.
Так же как и Мелеагр, он имел право написать на своей гробнице:
'Я, Мелеагр, сын Эвкрата, я возрос вместе с музами и первое своё странствие совершил сопровождаемый менипейскими грациями. Что ж из того, что я сириец? Чужеземец! У нас одна родина - Земля. Единый Хаос породил всех смертных. Подойди к гробнице моей без боязни. Эроса, муз и харит славил я стихами. Мужем я жил в божественном Тире и в священной земле Гадары, милый Кос приютил мою старость. Если ты сириец - 'Салям', если ты финикиец - 'Хайдуи', если грек - 'Хайрэ'. И ты скажи мне то же''.
(М. А. Волошин. ''Александрийские песни' Кузмина'. С. 473)
Струи
3
На твоей планете всходит солнце,
И с моей земли уходит ночь.
Между нами узкое оконце,
Но мы время можем превозмочь.
Нас связали крепкими цепями,
Через реку переброшен мост.
Пусть идём мы разными путями -
Непреложен наш конец и прост.
Но смотри, я - цел и не расколот,
И бесслёзен стал мой зрящий глаз.
И тебя пусть не коснётся молот,
И в тебе пусть вырастет алмаз.
Мы пройдём чрез мир, как Александры,
То, что было, повторится вновь,
Лишь в огне летают саламандры,
Не сгорает в пламени любовь.
В одном из своих писем поэт сознался:
'Я положительно безумею, когда только касаюсь веков около первого; Александрия, неоплатоники, гностики, императоры меня сводят с ума и опьяняют, или скорее не опьяняют, а наполняют каким-то эфиром; не ходишь, а летаешь, весь мир доступен, всё достижимо, близко.
Пусть мне будет прощено, если я самомнителен, но я чувствую, что рано или поздно смогу выразить это и хоть до некоторой степени уподобиться Валентину и Апулею. Для одного этого можно перенести не одну, а 3 жизни. Может быть, и не только для этого'. (Цит. по: А. Г. Тимофеев. 'Семь набросков к портрету М. Кузмина'. С. 18).
Он родился в 1872 году в Ярославле в семье члена Ярославского окружного суда. Имя его - Михаил Алексеевич Кузмин. Его история - это история полной превратностей жизни паренька, солдата сердца, который единственно неизменно служил Музе.
Искусство
Туман и майскую росу
Сберу я в плотные полотна.
Закупорив в сосудец плотно,
До света в дом свой отнесу.
Созвездья благостно горят,
Указанные в Зодиаке,
Планеты заключают браки,
Оберегая мой обряд.
Вот жизни горькой и живой
Истлевшее беру растенье.
Клокочет вещее кипенье...
Пылай союзник огневой!
Всё, что от смерти, ляг на дно.
(В колодце ль видны звёзды, в небе ль?)
Былой лозы прозрачный стебель
Мне снова вывести дано.
Кора и розоватый цвет -
Всё восстановлено из праха.
Кто тленного не знает страха,
Тому уничтоженья нет.
Промчится ль ветра буйный конь -
Верхушки лёгкой не качает.
Весна нездешняя венчает
Главу, коль жив святой огонь.
Май 1921
- Кузмин обо всех любил сказать что-нибудь плохое. Он терпеть не мог Блока, потому что завидовал ему. Однажды Лурье в присутствии Кузмина играл свою композицию на слова Блока. Кузмин отлично знал, чьи слова, но нарочно спросил: 'Это - Голенищева-Кутузова?' Вот такое он любил сказать о каждом. (Л. К. Чуковская. 'Записки об Анне Ахматовой'. Т. 1. 8 августа 1940 года).
- Я не верю (искренно и упорно), - заявлял искренний почитатель Блока Эрих Фёдорович Голлербах, - что Михаил Алексеевич родился в Ярославле, 6-го октября 1875 г., что вырос он в Саратове и Петербурге. Это только приснилось ему в 'здешней' жизни. Он родился в Египте, между Средиземным морем и озером Мареотис, на родине Эвклида, Оригена и Филона, в солнечной Александрии, во времена Птоломеев. Он родился сыном эллина и египтянки, и только в ХVIII-м веке влилась в его жилы французская кровь, а в 1875-м году - русская. Всё это забылось в цепи перевоплощений, но осталась вещая память подсознательной жизни: он любил Александрию и вот - не в силах разлюбить её на берегах Невы. Он любил Италию и Францию ХVIII-го века, и вещая память любви подсказала ему в ХХ-м столетии всё пережитое раньше. ('Радостный путник'. Цит. по: А. Г. Тимофеев. 'Семь набросков...'. С. 5).