89. "Артек. Большое путешествие" или лубок про пионеров?
Настоящий гамбургер для пионеров прошлого/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"
АНЕКДОТ:
Два одессита прогуливаются по городу.
- Ой, Нёма, смотри, ворона подобрала бумажку и бросила её в урну!
- Знаешь, сколько вороны живут?! Она же, Изя, ещё пионеров помнит.
Сегодня в роли вороны побудет ваш покорный слуга. А вспомнить хочется нашё "тёмное" прошлое - СССР. Вам интересно вообще, почему мы, помнящие советскую жизнь вороны, до сих пор вздыхаем и бумажки в урну бросаем, вместо того, чтобы разбрасывать вокруг? Задуматься об этом заставил трейлер фильма "Артек. Большое путешествие" (1922) режиссёров Карена Захарова и Армена Ананикяна.
Трейлер к/ф "Артек. Большое путешествие"
Почитал разноголосицу отзывов, дай, думаю, посмотрю, вдруг что хорошее. Всё-таки в "Артеке" мне посчастливилось побывать, правда, пораньше. Герои фильма из 2020-го проваливаются в 1988-й, на пике Горбачёва, а я отдыхал там в 1978-м, на излёте Брежнева. Так что ожидал чего-то такого родного... но увы. Не получилось!
1. Вожатые "Артека".
Записной комедиант Михаил Галустян в стиле "нашей раши" изобразил вожатого-"насяльника", бородатое недоразумение, который озабочен лишь одним - чтобы захватить кубок первенства чего-то там. Директорское место... С ним в вечной потасовке такая же карьеристка. Несчастные дети должны добывать им победы. И в этом главная интрига. Вяленькая такая. Они обязательно должны нравиться комиссии. Цель жизни. Ну что за бред? Где угодно, только не в "Артеке"!
Какое соперничество, вы о чём?/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"
Как было на самом деле? Какой-то конкуренции вожатых вообще не припомню. Да и зачем, если все они боролись за общий успех? В страшном сне не могу представить, чтобы в "Артеке" был бы такой вот герой с бородой. Все взрослые как на подбор аккуратные, подтянутые, красивые. И очень молодые, всем лет под 20. Старший вожатый лет под 25. Музыкант лет под 30, он самый старший, очень талантливый, играл на всём. Если говорить общее впечатление о вожатых - все поют, танцуют, улыбаются, спортивные, бодрые, заводные, какие-то солнечные, что-ли. Они были как ангелы. Светились изнутри. Безупречны. Или мне так казалось. Но я не помню ни одного хмурого вожатого. Ну сами посмотрите на эти лица! Чувствуете, какая энергетика?
Вожатые лагеря "Янтарный"/URL:https://fishki.net/1210256-istorija-arteka--mnogo-fotok.html
В нашем отряде были две юные вожатые. Пели, рассказывали истории, зажигали. Добрые, весёлые, и главное, не было в них вот этого корыстного яда, что теперь через одного в глазах. Помню, как мы расставались, все в соплях, обнимались. Наша вожатая назначила всем отрядом встретиться через десять лет, в день её рождения, 25 августа на Красной Площади. Я всегда помнил про эту дату, но в нужное время был далеко, увы. Теперь жалею, что не повидался с ними. Потому что "Артек" за несколько дней очень сильно сближал всех, кто в нём побывал.
Просто смотрите на лица/URL:https://ukraina.ru/20210519/1031407312.html
2. Советские пионеры.
В жизни артековцы очень подвижные, увлекающиеся, все не простые, потому что каждый уже чего-то достиг, кто в спорте, кто в искусстве, кто в конкурсах. Как в книге Елены Ильиной "Четвёртая высота": Гуля Королева, Мамлякат Нахангова... Ну может быть пафоса было поменьше, и Сталин к нам уже не мог подъехать. А Брежнев приезжал, только не в мою смену.
Брежнев в Артеке в 1979-м/URL:https://www.9111.ru/questions/7777777771965005/?amp=1
В "Артеке" не было уличных хулиганов, которые пытаются доломать что-то, на кого-то наехать. В лагерь чаще всего получали путёвки отличники, победители соревнований и олимпиад. Конечно, были и "блатные", дети номенклатуры, но не так много. Ведь это только со стороны кажется, "Артек" - сплошной праздник, а на самом деле лагерь считался кузницей кадров пионерской организации, и нагрузка на всех была колоссальная. И отлынивать ну как-то не принято было. И потом, темп жизни был настолько высок, чтобы представить себе, как кто-то просто без дела болтается и думает, что бы тут нахулиганить, как в фильме... ну это надо очень сильно изгаляться.
"Слыхал, лузер!" - такого в "Артеке" никто не говорил!/Кадр из к/я "Артек. Большое путешествие"
Ещё в "Артеке" было много детей из разных республик, других стран, это же лагерь не только всесоюзный, но и международный. Помню, у меня был друг, Максат из Алма-Аты. Вот интересно сейчас, как сложилась его судьба. А так дружили много, общались, пытались разговаривать на других языках, а потом переписывались долго. Ничего этого в фильме не показано, как будто и не было. А ведь мы учились жить с другими народами в дружбе и мире. Я вообще разочарован именно тем, как показаны в фильме советские пионеры. Пустые. Никакие. Куклы из папье-маше, а не живые дети. И это печально, друзья! Так всё опошлить... Лучше бы сняли фильм про Саманту Смит, американскую девочку, которая в 1983-м написала письмо Андропову в самый острый момент "холодной войны". Её пригласили в "Артек", и вот она среди советских друзей. На лица смотрите. Вот они - настоящие. А Саманта набралась впечатлений, окрылённая улетела в Штаты... и погибла скоро. Много было домыслов, что в ЦРУ не захотели иметь у себя в стране такой символ советско-американской дружбы.
Саманта Смит в "Артеке"/URL:https://kot-de-azur.livejournal.com/1768699.html?media
3. Жизнь в "Артеке".
Никто строем не маршировал тупо по площади, как показано. А если маршировали, то умели, потому что и в школе, и в "Артеке" была культура строевой подготовки, и так нелепо руками не размахивали, как в фильме. Но маршировали на линейках, а не так в бытовой обстановке. Зачем этот гротеcк и шизофрения во всём?
Так никто не маршировал, это не армия!/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"
И на море конечно не сидели целыми днями. Полчаса выделят, в море искупаешься, и все мчатся на занятия. Очень много двигались, прогулки по горам, игры, спортивные праздники. Пели песни до хрипоты. Утром на террасе разучиваем новые, днём двигаемся и поём по дороге, вечером на дружинном сборе и конкурсе поём. В "Артеке" было очень много музыки, а здесь в фильме почти полная тишина и безвкусица. Ну как так-то? Ну хронику посмотрели бы, что ли! Или авторы думали, что всё там показуха? Им бы попасть на наш дружинный костёр, на котором мы все обнимались и раскачиваясь, гремели:
Это не постановочные кадры, вот именно так и ходили/URL:https://dzen.ru/a/XuBwUbcqYWzgxlXb
4. Ненатуральный "Артек".
Глядя на поделку про пионеров, начинаешь понимать, зачем в фильмы "про войну" приглашали экспертов. Очень много ляпов, из которых вырастает просто ненатуральное нечто, а не "Артек"! Ну не стоял автомат для газированной воды на улице! Не так были одеты дети. Не было лагеря "Лесной", а так называлась дружина "Лесная" в лагере "Прибрежный" (пять лагерей и десять дружин, я сам был в "Морской"). Не рассиживались в столовой как баре. Всё делалось в темпе - забежали, покидали, помчались дальше на мероприятия.
Никто никогда не надел бы в советском лагере смокинг с бабочкой, просто потому что все вожатые ходили в своей форме, и гордились ею! Никто в помещении не стал бы сидеть в пилотке, потому что головной убор снимали, складывали под погон рубашки. А на пилотке был герб СССР, а не звёздочка. Розы росли везде и никто их не драл, это было строго-настрого запрещено, потому что мы должны были сохранить красоту лагеря "Артек" для тех, кто приедет в следующую смену. Дети гротесково по стойке смирно никогда не стояли. Ну зачем из детей чучела-то делать!
Поставили пионеров по стойке смирно/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"
И главное: в "Артеке" была совсем другая атмосфера. Все чем-то увлечены, куда-то спешат, и при этом не было той тупости, которую показали в картине. А зачем нас изобразили на экране такими болванчиками?
5. Дети-попаданцы
Вспоминаю "Гостью из будущего", как её изобразили в советском фильме. Человечность. Сопереживание. Высокий интеллект. Развитие. И она старалась чем-то помочь своим предкам. Почему её вспомнил? Да опять воруют из советских фильмов музыку, ну хоть вручили её исполнять детям, а не за кадром включили.
Вот так видели в СССР гостью из будущего/URL:https://pikabu.ru/story/gostya_iz_budushchego_puteshestvie_v_proshloe_9844158
Как великую тайну, попавший в прошлое мальчик рассказывает аборигенам, что если на хлеб с колбасой положить ещё кусок хлеба, получится... фанфары... ГАМБУРГЕР! Настоящий! Да никого бы в "Артеке" этот "шедевр" не удивил бы и не заинтересовал! Не было такого бешеного мещанства и индивидуализма. Не о жратве думали! И вот сравните, какая на самом деле оказалась гостья из будущего в современном фильме про попаданцев. Главное для неё - лайки, селфи... И что же подобные посланцы могут принести в прошлое своим предкам, таким же детям? Кстати, в этом моменте вполне реалистично показано поколение современных детей, которых победил гаджет. Это - самое правдивое из всего материала.
Теперь гостят такие/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"
А ещё попаданцы могут называть иностранные слова - интернет рулит. А ещё... а вот и всё! Без телефона у них почти нет смыслов жить в реале. Большая натяжка, что современный нам мальчик оказывается умеет играть на гитаре. и участвует в конкурсе. И конечно же, тянет сорваться из "прекрасного далёка" в соло-импровизацию. Это прямая цитата из фильма "Назад в будущее". Ничего авторы нового придумать не смогли. И главное, наши современники немного повыпендривались перед аборигенами и всё время думали, как быстрее вернуться в своё капиталистическое счастье. Не в этом ли смысл всего фильма?
Перепев из "Назад в будущее"/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"!
Почитал интервью главных актёров, что оказывается, они хотели показать, что дети и тогда и сейчас одинаковы. Ну это враньё! Если современные дети в кадре пластмассовые и плюшевые ещё похожи, то вот советские дети в том далеке, которое я отлично помню, всё-таки были другими.
6. Станиславский плакал.
Всё очень плоско, натужно, неестественно. У нас вообще забыли в кино, что такое вхождение в образ, актёрская игра, заветы Станиславского. Кругом сериальная гонка - быстрей-быстрей и абсолютный картон во всём, Плюс резидент "Нашей Раши", который теперь везде, хоть комедия, хоть, так заявлено про данный продукт, приключенческий фильм. Приключения подразумевают опасность и преодоление трудностей. А в чём тут трудность? Понять и простить предков, что им нравится жить в Советском Союзе? Что они на самом деле и не по праздникам гордятся своей страной?
Вы хотели удивить этих людей гамбургером?/URL:https://letsgophotos.ru/подпись-к-фото-родителя-артековца/
7. Зачем всё опошлили?
Было бы просто сказать, что авторы фильма ничего не знают о пионерии, о лагере "Артек", о жизни в СССР. Но на самом деле, как мне кажется, причина такой пошлости глубже. Они боятся показать, как здорово было в "Артеке" на самом деле. Они боятся наших счастливых улыбок, песен и мечты. Поэтому они заинтересованы показать современным детям лубок советского прошлого, где всё уныло и убого. Из этого лубка дети должны рваться в светлый капитализм. Туда, где гамбургеры. Так задумано!
Ещё одна драма - профили рассказывают, что зря познакомились в "Артеке"/Кадр из к/ф "Артек. Большое путешествие"
Современные "плохиши" очень боятся нашей ностальгии. Потому что такие мысли материальны. Они начинают поддавливать тех, кто разрушил наш общий дом и уселся в своих конурках, которые по ошибке называются дворцами. Все знают, что это неправильно, но не все признаются в этом. Ведь так мы, пожалуй, и СССР восстановим! Или авторы и сами воспитывались на подобной халтуре. Потому и воспроизводят... Мне жаль, что современные дети будут именно после подобной "клюквы" воспринимать пионерию, СССР и своих предков. Ведь всё это не правда!. Там, в том прошлом, которое не понято и обгажено, осталось много доброго и красивого. Такого, что сейчас и не осталось.
В СССР жили настоящие люди/URL:https://www.goodhouse.ru/family_and_children/fun/pravda-ob-arteke-ray-sovetskih-pionerov-v-kotoryy-inogda-ne-stoilo-popadat/?from=feed&utm_referrer=https://zen.yandex.com
ЭПИЛОГ:
Пионерский лагерь "Артек" в советские годы - это целый мир детского счастья, из которого, почему-то мне так кажется, при настоящем попадании никто из нынешних детей, пробыв там хотя бы день-другой... не захотел бы возвращаться. Потому что не хлебом единым... и даже не гамбургером.
Всего доброго. Ваше мнение мне интересно.
Альберт Кузицын
PS. На дерево это из фильма я влезал в 1978-м. Это огромная секвойя, и по удобным веткам можно дойти до самой верхушки. Но желания мы, артековцы, загадывали в другом месте - на Аю-Даге есть такой волшебный камень, где надо посидеть и настроиться. Однажды мы поднялись на гору и всем отрядом загадали, чтобы на планете был мир. На 40 лет желания хватило. Ведь мечтали о чём-то для всех.
Секвойя в "Артеке",, на которую мы взбирались когда-то/Кадр из к/я "Артек. Большое путешествие"