На Лампедузе сменился сезон. Вместо летнего засушливого, длившегося пять месяцев, пришел сезон влажный. Не то чтобы сезон дождей, но дожди перестали быть редкими и скупыми.
Мы к этому готовились. Все наши постройки - дома, цеха, навесы - покрыты кровельным железом, вода с таких крыш стекает очень хорошо. По краям кровель водосточные желоба, на углах - бочки для воды.
Самая большая площадь крыши у нашего Зала собраний. Пока это еще только навес, двускатная крыша на столбах, двадцать четыре на шестьдесят метров. Угол ската небольшой, но снег ему не грозит, а вода стекает нормально. Тоже желоба по краям и четыре двухкубовых бочки на углах. Влажный сезон открыл долгожданный отличный ливень. И он показал нам, что готовится надо серьезнее, если хотим собрать всю воду. Бочки наполнились водой за четверть часа, и по нашим запоздалым расчетам мы поняли что воды с кровли сбежало в несколько раз больше.
Мало того, даже водосточные желоба не справлялись с потоком воды. Поток с крыши был таким сильным, что желоба переполнялись, вода хлестала через край. Мужики было кинулись таскать воду ведрами из дождевых бочек, чтобы вода не пропадал, но это капля в море, только промокли. Это подтолкнуло к другой идеи - устроили всеобщую стирку.
У нас проблема со стиркой белья и одежды из-за нехватки пресной воды. Мыло у нас хорошее, производим несколько сортов. Но при стирке в морской воде образуется куча нерастворимых солей и соединений, они скапливаются в ткани. Белье становится серым, неприятным на ощупь. В морской воде стирать перестали, только полоскаем особо грязные спецовки перед стиркой.
Стирка у нас централизованная, для этого у нас две стиральных машины, вторая даже с электроприводом. Придумал я поставить одну машину на борт корвета. Когда он пойдет за водой к берегам Сицилии, можно будет там постирать все белье, сэкономим много воды, не будем ее перевозить. Уже начали обсуждать проект с мастерами. Но взглянув на лицо корветтенкапитана я прекратил проект.
По моему заданию плановый отдел посчитал статистику расхода пресной воды, приблизительно. Точно не подсчитать, счетчиков нет. Да, действительно, на бытовые нужды уходит много воды. Это не только стирка, а еще мойка посуды и баня. Хотя и посуду сначала моют морской, а пресной только ополаскивают. И моются многие в море, пресной ополаскиваются, да и то не всегда. Привыкли уже ходить солеными.
Но еще много воды потребляет промышленность, в первую очередь химическая. Хорошо что она у нас не крупнотоннажная, воды бы не хватило совершенно. И пресную воду на морскую не сменить, везде процессы к этому чувствительны. Даже в электролиз раствора хлорида натрия, для получения хлората, использовать не стали. Хлорат натрия получался грязный, нестабильный. Нормально получилось только в похожем процессе с получением гидроксида натрия. Он у нас идет в основном на мыло, и такая "чистота" продукта нас устроила.
В механообработке вода у нас используется в составе смазочно-охлаждающей жидкости. Но там замкнутый цикл, расход незначителен. При плавке чугуна в вагранке вода нужна только при выдувке - это когда жидкий чугун закончился, и из вагранки выгребают оставшиеся горячие угли и шлак. Вот их надо тушить водой, морская тут подходит, на качестве стали это не отражается.
Наш томасовский конвертер в охлаждении не нуждается. Наоборот, приходится его предварительно подогревать. Он маленький, и из-за масштабного эффекта общий тепловой баланс окисления углерода и примесей в чугуне отрицательный. Теплопотери через поверхность больше выработки тепла от окисления.
Вот как хорошо что мы тут домну не построили. Ей для работы надо уйму воды, и морскую там далеко не везде можно использовать. Когда я принимал решение о размещении домны в Шахтинске, я на это не обратил внимание. А сейчас делаю вид, что так и было задумано.
Наши тут еще один способ экономии пресной воды придумали. Основная наша еда - отварная картошка. Чтобы сварить картошку нужна пресная вода и ... соль. Придумали просто варить в морской воде, получается хорошо. Даже привкус интересный, своеобразный. Многим так даже больше нравится, назвали "картофель по-островному". Экономия воды совсем небольшая, если в целом смотреть, но хоть что-то.
Я еле дотерпел до этих дождей. Тяжело жить и работать на привозной воде. С трудом признался сам себе, что Лампедуза - далеко не самый лучший выбор места для базы. С дождевой водой стало много проще, но к маю надо что-то придумывать, еще один сухой сезон не перенести.
Такие мысли пришли в голову, пока я смотрел на льющуюся с крыши воду. Льющуюся на землю, мимо бочек. Но это досадная мелочь, все радуются просто обилию пресной воды, льющейся с неба. К тому же Командор обещал что дожди у нас будут частыми гостями на протяжении полугода. Сейчас мы собрали почти двадцать тонн воды со всех крыш, и если водосбор наладить правильно, то такой дождь может давать и сорок тонн воды. Нужно варить емкости под воду.
Из-за дефицита пресной воды мы даже принялись копать еще колодцы. Из Шахтинска приехал лозоходец, тот что нашел там антрацит. Походил по острову, указал четыре места - выкопали колодцы. Копать было трудно, много камней. Но в трех колодцах нашли воду, только один оказался пустышкой. Уголь не нашли.
Но этот дождь важен еще по одной причине. Три недели назад посадили первую очередь картофеля, и без этих дождей он просто не вырастет. Теперь можно сажать основную часть, только пусть земля подсохнет после дождя. Получается, что "зима" на Лампедузе - лучшее время для выращивания картошки.
Но как тут выращивать пшеницу никак не соображу. Созревать она должна в теплую сухую погоду. Влажный сезон тут заканчивается в мае. Но сеять сейчас, как озимые, нельзя. "Зима" тут теплая, пятнадцать-двадцать градусов - пшеница "сидеть" не будет, пойдет в рост. И может начать созревать в марте-апреле, температура там для пшеницы нормальная, но такие ливни могут все испортить. Но не попробуешь - не узнаешь. Будем сеять пшеницу маленькими делянками, с интервалом в две недели. Эксперимент.
Кстати, так же сажали картошку на Родосе. Но там так поступили еще и потому что было мало наших крестьян, всего несколько семей. Сажали маленькими участками, каждую неделю. Один пацан у них грамотный, он все записывал. В засушливые периоды посадки приходилось поливать, но благо речка рядом. В какой то момент даже снизили темпы посадки, не хватало рабочих рук. Но мы переселили с Лампедузы на Родос семьи сербов, и наши крестьяне сразу стали бригадирами колхоза, агрономами, экспертами по картошке.
Вот тогда наш сельское хозяйство на Родосе стало походить на хозяйство, а не на огород. Пшеницу там сеять неудобно - участки плодородной земли маленькие, косогоры - с плугом не развернуться. Но картошку сажать под лопату нормально. Сербы быстро освоили науку, тоже крестьяне, хотя картошку раньше не видели. Быстро посадили несколько гектаров у реки. Но я сказал сильно картошкой там не увлекаться, климат для нее слишком сухой. Посмотрим каков будет этот урожай.
Но земля еще есть, и сербы без дела. Стали сажать кукурузу и подсолнечник, они для этого климата лучше приспособлены. Где плугом ковыряли, но, в основном, мотыгами. Долго сажали, участками, а пацан записывал. Между делом картошку окучивали.
Но все взошло. Картошка по-разному, а кукуруза с подсолнечником взошли стеной. Климат подходящий, и дождей больше чем на Лампедузе. Сербы, конечно, удивились таким растениям. Даже спорили меж собой - остановятся диковины в росте, или будут расти "до неба".
Это все было весной и в начале лета. Сербы уже давно питаются картошкой с побережья Черного моря, поэтому за посадками ухаживают тщательно. Ну еще наши бригадиры к этому мотивируют. Начала созревать картошка, что посадили самой первой, потом пошло-поехало. А осенью созрели кукуруза с подсолнухом. Их убирали необычно - початки и корзинки в корзины, как для картофеля, обмолачивать на Лампедузе будут. Стебли вязали в снопы и тоже отправили на Лампедузу. На корм скоту.
На остров мы возим овец, чтобы люди мясом питались. Логистику поставок выдержать трудно, пару раз у нас были сплошь рыбные дни. Решили увеличить стадо овец на острове. Но растительность в сухой период скудная, травы мало, вот и решили подкормить такой соломой. Особенно им нравятся обмолоченные кукурузные початки, это хоть и не зерно, по пищевой ценности, но лучше соломы.
Вот коровы солому кукурузную не стали есть, согласились только на стержни, в добавок к траве. Да, у нас тут восемь коров, с собой привезли. В Адлере их было больше, почти два десятка. Но всех сюда везти не стали, тут и с кормами проблема, и даже с водой. Воды им надо много, пьют как лошади. Привезли только самых удойных коров, остальные пока в Мавролако.
Коровами я давно озаботился, еще до того, как у меня дочка родилась. Молочных смесей тут нет, все на грудном вскармливании. А вдруг у кого молоко пропадет? Наше "село" небольшое, других кормилец может и не оказаться рядом. Надо подстраховывать, да и просто детей молоком надо подкармливать. А я и сам по молочному скучаю.
Кстати, способность взрослого человека переваривать сырое молоко, наличие лактазы, фермента - весьма примечательная черта, заложенная на генетическом уровне. У славян, носителей гаплогруппы R1a, лактаза вырабатывается у 82 процентов представителей. Выше только у североевропейцев и англо-саксов, носителей R1b, у них более девяноста процентов населения переваривают сырое молоко.
На первый взгляд странная зависимость, учитывая что корову одомашнили более десяти тысяч лет назад на территории восточной Турции. А жители этого региона имеют очень низкую вероятность наличие лактазы. Просто в этот период народы интенсивно мигрировали, и родителями скотоводства считаются именно носители R1b, которые отделились от R1 в районе южной Сибири. Они одомашнили корову на Ближнем Востоке, и это стало мощным инструментом выживания. Овец и коз одомашнивали еще до них, но крупный рогатый скот это, можно сказать, промышленный уровень производства молока. На таком объёме молока можно полноценно питаться, подолгу обходясь без мяса. Кроме того волы - это еще тягловая сила, в отличии от овец. Домашних лошадей тогда еще не было, до их появления еще несколько тысяч лет.
Но в этот момент на Ближнем Востоке уже произошла неолитическая революция, началось одомашнивание растений и выращивание зерновых. Мест под пастбища не осталось, и скотоводы двинулись в другие места. Пройдя через Кавказ, начали расселятся по степной полосе Восточной и Центральной Европы, а позже пошли в леса. Но именно в низовьях Дона они прожили довольно долго, а позже, около пяти тысяч лет назад, создали Ямную культуру. Она простиралась от Днестра до реки Урал, в степной и лесо-степной зоне. В южной части Ямной культуры жили носители R1b, а в северной - R1a. Так что будущие европейцы и англо-саксы тысячи лет жили тут, в Северном причерноморье. И они были самыми передовыми скотоводами, а не степняки-монголы.
Видимо, продвигаясь на север с домашним скотом, индоевропейцы раннего неолита прошли жесткий отбор. Кисломолочные продукты делать тогда еще не умели, и весь надой сырого молока приходилось выпивать сразу. Мяса было мало, скот берегли, и молоко являлось основным источником белка и животных жиров. Кто не мог усвоить - не выживал. Привет от Дарвина.
Позже, R1b ушли в Европу, а R1a мигрировали кругами в лесах Восточной Европы. В это время там еще жили остатки охотников мезолита. Я как-то увидел реконструкцию их внешности - натуральные славяне. Произошла ассимиляция охотников мезолита землепашцами и скотоводами неолита. От них и произошли славянские народы. Ну это я все упрощаю, потому как точно узнать - кто куда мигрировал, и от какого племени конкретно произошел какой народ - неизвестно. Но общий принцип движения родов понятен.
Кроме того, молоко еще и являлось источником витамина Д, которого остро не хватало в густых лесах. И возможно, этот витамин сыграл ключевую роль в том, что у европеоидов светлая кожа.
Европейская раса, как и другие, произошла от кроманьонцев. Которые больше всего походили на бушменов Африки. Негры произошли от них же, но позже. Их черная кожа - защитная реакция высокую солнечную радиацию, при высокой же температуре воздуха.
Попав в густые леса, будущие европейцы начали испытывать дефицит витамина Д, который образуется под воздействием солнечного света. А коричневая кожа свет плохо пропускает. Видимо, дефицит этого витамина, и как следствие, рахит - серьёзная проблема, раз начался отбор имени Чарльза Дарвина. Кожа стала белеть от поколения к поколению, и тут еще повлияли несколько процентов генов неандертальцев, влившихся в генофонд ранее.
Светлые глаза - вроде как позволяют лучше видеть в сумерках, которые в северных широтах очень продолжительные. Но, видимо, это было не столь принципиально, как витамин Д, потому закрепилось далеко не у всех.
Мне же молоко нужно как важный элемент детского питания. Кроме лактозы и витамина Д в нем содержатся олигосахариды, положительно влияющие на некоторые процессы в организме. Молоко не только детям, но и беременным очень не помешает. Но сейчас с витамином Д как раз и проблем нет, инсоляция у нас более чем. И в этом процессе заметны небольшие генетические отличия, у одних кожа от солнца темнеет, у других - краснеет. Хотя и те, и эти русские с виду.
Я когда узнал что у ногаев и черкесов есть коровы, купил несколько штук на радостях. Но разочаровался - коровы давали литра три молока в день от силы. То-то я смотрю - татары их не держат, обходятся овечьим и кобыльем молоком. Покупают у ногаев только готовых волов. Еще коровы те такие поджарые, длинноногие и скачут. Олени, а не коровы.
Мои тоже мне говорят: "Зачем эти коровы? С ними много возни, капризные они, с овцами проще" К тому же некоторые у нас женаты на черкесках, а те ловко доят овец. И небольшое стадо овец дает молока больше, чем десяток коров-оленей. Детей овечьим молоком обеспечили.
Но это трудоемко, одна овца дает пару стаканов. Да и вкус овечьего молока мне не нравится. Попытки найти молочную породу скота я продолжил, но теперь осторожно. Приказчикам поручил попутно узнавать, сколько дают коровы молока в той или иной местности. В первую очередь обратился к побережью Османской империи, первые домашние коровы появились там. Приказчики иногда приезжали с радостными известиями, что найдены супер удойные коровы. Два раза даже покупали и привозили коров. Османские коровы от черкесских отличались, но только внешне - удои были все такие же унылые.
Но недавно один приказчик опять привез корову, в этот раз из Кастилии, из предместий Барселоны. Как он ее вез на шхуне, это отдельная история. В дороге ее кормили сеном, зерном и хлебом с солью. Приказчик нанял испанскую тетку, да доила корову в дороге, чтобы молоко не пропало. Хорошо, шторма не случилось. Корова приехала измученная, но молоко у нее еще было, хотя и гораздо меньше чем в Кастилии, по утверждению приказчика.
Корову оставили отдыхать, стали кормить свежей травой, запаренным дробленым зерном. И недели через три корова вышла на "проектную мощность", как заявил приказчик. Пять с половиной литров молока в сутки! Таких коров тут я еще не встречал. Да и внешне она отличается от черкесских и османских - массивная, с большим выменем, никуда не скачет, жует задумчиво. И еще она белая, с коричневыми пятнами. А те были однотонные. Настоящая корова.
Приказчик получил и белые баллы, и денежную премию. Решили еще закупить таких коров, но только на шхуне везти нельзя, нужно более подходящее судно. Еще эту испанскую доярку надо обратно увезти. А то она живет на острове Кроликов, бездельничает. Мы там построили гостевой сарай, для таких незапланированных гостей, приходится кормить бесплатно. Работу ей никакую не дашь, на Лампедузу ей нельзя, режим безопасности. Придумали только что несколько приказчиков и курсантов спецшколы к ней ходят изучать кастильское наречие, пригодится.
И надо что-то решать с кормами, проблема с пресной водой на полгода решена. Наш скотный двор на острове все разрастается. Овцы, коровы, четыре коня. Это у нас конный патруль, тоже вещь нужная. Еще куры! Мы же перевезли из Адлера курятник. Решил я попробовать нарастить его до таких масштабов, чтобы обеспечить всех жителей яйцами, хотя бы по пять штук в неделю. Это позволит уменьшить потребление мяса, а то возить на остров овец довольно муторно. Ну и саму курятину будем употреблять.
Но строить такой большой курятник я не стал. Еще тут летом было очень жарко, куры в помещении такую температуру не перенесут. Да и ухода много, птицефабрика почти. Решили отпустить их на свободный выпас, куда они денутся с подводной ... с острова. Надо только охранять посадки, когда они уязвимы. Но это проще, чем устраивать загон и снабжать их кормом. Настроили им домиков, чтобы они могли там нестись, поставили поилки с пресной водой. Немного подкормили зерном и стали следить какой корм они себе найдут.
Куры несколько дней обследовали местность, и вскоре стали кучковаться на пляже. Причем не на песчанном, а на галечном. Они сначала там ловили каких-то мошек, а потом стали клевать рачков после отлива, и другую мелочь, что там остается. Ну и обычный куриный корм - насекомые на земле. Домики и поилки перенесли ближе к этому пляжу.
Но на острове еще много летающих насекомых - бабочек, жуков, мотыльков. Комаров, кстати, совсем нет, в Адлере они нас замучили, тут мы от них отдыхаем и радуемся. Вот летающих насекомых куры поймать не могут, поскольку сами не летают. Но когда вечером сидишь с включенной лампой, эти насекомые летят и летят на свет. Причем если лампа накаливания, они обычно обжигаются и падают. А если светодиодная или люминесцентная - просто тыкаются в нее, и вьются вокруг.
Вот и идея как дополнительно подкормить кур. Только нужна лампа еще горячее, чтобы насекомые падали наверняка. У нас же керосиновые лампы есть! Там, если фитиль прибавить, стекло очень горячее. И керосина у нас много. Поставки нефти из окрестностей Мапы идут. Мизерные, но постоянные.
Нефть разделяем на фракции, но эти нефтепродукты потребляются неравномерно. Парафины уходят полностью - цилиндровое масло для паровых машин, даже на производство бумаги не остаётся. Там мы на канифоль перешли. Твердый битум идет на битумный лак, мягкий - герметик для кучи применений. Бензол идет на анилины, толуол на тротил. Ксилол используем как растворитель, в электротехнической промышленности нужен. Но средние фракции - керосин и соляровое масло - копятся. Соляра немного идет на хлоратную взрывчатку, но там совсем мелочь.
Керосиновые лампы у нас давно, но так как дома и корабли у нас были все деревянные, лампы применять я опасался. На шхунах так совсем запрещал, если сильно надо - у связиста есть светодиодный фонарь. Потом пошли стальные корабли, но на них уже появилось постоянное электропитание и электрические лампы. Керосинки шли как аварийное освещение.
Так, я про кур рассказываю. На подставке около метра поставили керосиновую лампу. Налили керосина, чтобы на пару часов хватало, курам тоже спать надо. И зажгли после заката. Тут же на свет полетели мотыльки и жуки, ударяются о горячее стекло и падают. Куры это заметили, те кто еще не уснули, и стали быстро подхватывать. Мотыльки даже до земли не успевают долететь. Возник ажиотаж, куры толкаются, чуть подставку с лампой не уронили.
На следующий день поставили уже три лампы, на расстоянии. Вкопали столбики с консолями, лампы свешиваются. Чтобы куры их не уронили, и чтобы насекомые падали удобнее. Народ даже собрался посмотреть, а как же, новое зрелище. Мужики комментируют - "А что так не жить, сиди под лампой, еда сама прилетает и в рот падает". Некоторые куры наедались так, что утром никуда не уходили пастись. Наваристые жуки, видимо.
Зерном мы продолжали их подкармливать, но его расход уменьшился раза в три. А так как они стали склевывать мелкие ракушки, то скорлупа яиц стала толстой и прочной.
Куры вглубь острова почти не уходят. Когда наступает темнота, курица, если не успевает вернуться в курятник, засыпает на месте, где была. В темноте они не гуляют. Утром проснуться, хотят пить - возвращаются к поилкам. Еще и лампы-кормушки этому способствуют.
Вот только прошедший ливень внес хаос в сложившийся порядок. За те несколько дней, что держались лужи, десятки кур разбрелись по острову. Не по всему, конечно, но на километры ушли. "Подводная лодка" оказалась слишком большой, конный патруль собирает разбежавшихся кур. Теперь вечерами пацаны и девчонки проходят по "куриным местам" и сгоняют птиц к курятникам.
Еще ливень немного намочил доски, они лежали штабелем без покрытия. Два верхних ряда после дождя начали коробиться. Кладовщик получил за это черные баллы. Немного, но сохранностью запасов озадачился всерьёз. А доски были хорошие, высший и первый сорт. Это начали поступать пиломатериалы из Мавролако, пилят воронежский лес. Отличная сосна, длинная, ровная. И продолжают поступать доски из черкесских плотов. Они короткие, три-четыре метра, но это дуб, бук, граб.
Тут недавно консул Родоса приезжал. Начал с доклада о достижениях - сколько собрали картошки, кукурузы, подсолнечника. Сколько принесла торговля на рынке, и сколько - работа родосского филиала банка. А я все это уже читал в отчетах, но сижу, слушаю дальше. А дальше он перешел к планам - надо еще один причал построить, гостиницу для транзитных пассажиров. Солдат недавно много перебрасывали, места в казармах не хватало, спали по очереди. Сербы хотят еще несколько домиков, тесно им. Для всего этого пиломатериалы нужны, а ему отпускают совсем мало. Все на Лампедузу уходит.
Показал расчеты. Я просмотрел - да, много надо. Кое-что отложили, все сразу строить не будем. Пересчитал, написал записку в плановый отдел. Следующим рейсом "Кроноса" завезут нужное количество досок. Консул ушел довольный.
А я задумался. Получается, консул "фонды" выбивал, как в фильмах про советское время. Это что же получается... Хотя нет, в крупных компаниях тоже самое происходит: филиал или подразделение приходит с проектом, защищает его. Демонстрирует успешное завершение предыдущих проектов. Нормальный процесс. Это у меня такое государство. Корпорация. С ручным управлением, большей частью.
Но система работает относительно эффективно, благодаря "табелю о рангах" и системе баллов. Возможно, не так эффективно, как при чистом капитализме, но зато без перегибов в виде большого расслоения по уровню доходов. У меня элиты номенклатурные, все наглядно и прозрачно. Социальный лифт работает, причем в обе стороны.
Но как бы за этим всем не упустить важного. Вдруг где-то мы идем не туда. Мне несколько человек потихоньку пишут записки про то, что люди говорят, чего хотят, чем недовольны. На Лампедузе, в армии, на флоте. В Мавролако, в Шахтинске, в Воронеже. Можно сказать - аналитические доклады, только простые и короткие. Надо их почитать, подумать.
Но доски не только на Родосе нужны. Мы еще начали осваивать остров Евстратиос. Попробую его освоить без лишних затрат. Забросили туда бригаду рабочих и отделение солдат, строят несколько домиков и причал. Припасы привезли с собой, еще покупают рыбу в рыбацкой деревушке.
Из Рима Еремей отправился в Геную. Мы с ним решили, что ему надо как можно скорее покинуть Рим, продемонстрировав, тем самым, что быстрого ответа на предложение кардинала не будет. И что делать теперь с этим предложением? Идти "под сень Святого Престола" нельзя категорически, минусы даже перечислять не буду. И отказывать открыто понтифику - официально оказаться в списке "потенциальных противников" для многих соседних государств.
Вот так, спросил разрешение на торговлю. Кто тебя за язык тянул? Теперь придётся тянуть время. Интересно, сколько у нас его? И что будет после? Будут исподволь давить, или сразу крестовый поход устроят? Вот тебе и "неглупый и цивилизованный понтифик".
Но в Генуе Еремея ждали, можно сказать. Ну, портовый таможенник, он всех прибывших встречает. А вот минут через двадцать прибыл небольшой отряд, именно к "Архимеду". Офицер стал подробно расспрашивать: кто прибыл из Таврии, сколько человек, с какой целью. Прибыл ли посланец, или какой другой чиновник. Еремей от неожиданности заявил что он купец. Ну да, из Таврии. Офицер расспрашивал чуть ли не полчаса, после чего отряд удалился.
Но невдалеке заметили двоих прилично одетых людей, которые почему-то стояли около каких-то бочек и разглядывали морскую даль. Иногда поглядывая на пароход. Не, наша служба наружного наблюдения лучше работает. Хотя, может быть эти наблюдают демонстративно, а тайно - еще кто-то. Ну раз такое дело, Еремей решил придерживаться официальной версии, и пошел на рынок. Агентов - "купца" и радиста даже на берег не выпустил, чтобы не "светить". И загнал их с палубы в каюты.
Зато на рынке Еремею повезло: Генуя, к картельному соглашению венецианских торговцев против наших красителей не присоединилась, возможно, даже не знала про него. Крупных покупателей, правда, не нашел. Но даже при этом смог продать по хорошей цене большую часть красителей и всю окрашенную ткань, что была с собой.
Окраска ткани стала на Лампедузе целой отраслью промышленности. Так как в больших объёмах красители продавать стало сложно, то пришлось переходить на торговлю тканями. Это продукт для конечного пользователя, не для промышленника, и рынок тут гораздо шире. Но вместе с тем эта торговля много сложнее, тут и маркетинг и логистика. Даже забрал из планового отдела одного человека, в обмен на двух новеньких. В текстильном производстве появился специалист по планированию.
Покупать некрашеную ткань, красить ее и продавать - не очень хороший вариант. Ткань дорогая и не очень качественная. А та которая качественная - очень дорогая.
Но еще в начале лета, мастер по станкам сделал два ткацких станка нового поколения, так сказать. Они уже не содержат деревянных деталей, только бронза и сталь. Один станок делает только полотняное переплетение, но зато шириной в метр двадцать. Мы на нем сразу начали делать парусину. Несмотря на все паровые машины у нас много парусного, и парусно-винтового флота. А паруса быстро изнашиваются, парусный цех у нас работает непрерывно.
Второй станок у"же - ткань всего восемьдесят сантиметров. Но кроме полотна может ткать саржу, и предназначен он для более тонких тканей.
Нить нам пряли зимой, чуть ли не половина Рязанского княжества работало. И мы два месяца ткали льняные ткани - парусину и тонкий лен. Парусина не крашеная, а лен ткали из разных окрашенных нитей, более десятка расцветок получалось.
Но в Мавролако объявился представитель наших бывших соседей - черкесов из Лияша. Они сохранили прядильное и шерстомойное производство, только переехали севернее, километров на сорок. Они напряли кучу шерстяной нити, и теперь хотят продать. Но еще они просят помощи, так как прядильный станок "немного поломался". Мастера к ним послали, и нить они нам продали недорого. За нить из светлой шерсти мы платим немного больше, она хорошо окрашивается мовеином. Из темной шерсти ткем дешевое сукно, в Воронеж пошлем, как раз к зиме теплую одежду сошьют. Не все же в овчинах ходить. А льняная ткань на юге спросом пользуется, вот такие экономические связи.
Расторговался Еремей в Генуе, вспомнил свою первую профессию. Говорит, что надо тут лавку открывать, заработать хорошо можно будет. Но такая торговля сразу выдаст представителя Таврии. Решили что откроем две лавки - одна с тканями и красителями, для прибыли. А вторую лавку с агентами, будут торговать чем-нибудь другим, для прикрытия. Но открывать первую лавку мы не готовы, а вторую открывать сейчас не будем, нас "пасут". Решили демонстративно уйти из Генуи, никого не оставлять. Вернутся в Рим, оттуда "купец" и радист на чужом корабле отправятся обратно в Геную. Так они не должны привлечь внимание.
Спустили на воду и достроили большой десантный корабль "Нерей". Имя у него от бога спокойного моря, для серьёзных штормов он не предназначен. Думали делать его по аналогии с самоходной баржой "Кронос", но изменений вышло много. В первую очередь надо было уменьшить осадку, чтобы можно было пройти мелководьем Азова. Для этого пришлось уменьшить грузоподъёмность, но триста тонн нам и не надо. Лошади, повозки и даже полевые пушки больше занимают места, нежели весят. Далее вылезла проблема заглубления гребного винта, пришлось делать два винта и две машины.
Носовая аппарель раскладная, из двух частей. С промежуточной опорой на небольшой понтон. Далее идет сплошная ровная палуба, на две трети длины судна. Тут будут стоять лошади, повозки и пушки. Твиндек под этой палубой вышел очень низкий, меньше двух метров. Но люди проходят, и кроме припасов тут можно расположить дополнительный десант. Ближе к корме - капитанский мостик, жилая надстройка для экипажа и перевозимых войск. Кочегарка, машинное отделение и 65-мм орудие на втором ярусе.
В носовой части балластный цистерны, для увеличения во время хода дифферента на нос, чтобы судно не запрыгивало на волну. А перед десантирование, цистерны опорожняются, чтобы можно было подойти ближе к мелкому берегу.
Но испытания показали, что этих цистерн не достаточно, ведь судно должно двигаться еще и без груза. Пришлось еще ставить цистерны на корме и добавлять на носу. Потому как гребные винта заглублены мало, и при ходе без груза их эффективность резко падает. И все из-за мелководья.
Но зато теперь БДК "Нерей" может ходить до самой Таны и с грузом и без груза. Во многих местах может подойти вплотную к берегу, и высаживать коней и повозки прямо на берег. Ну еще возят с собой несколько деревянных щитов-мостков, если берег топкий. Хотя бывает и такой топкий, что лучше там совсем не высаживаться. Предварительная разведка обязательна. И балластными цистернами надо управляться правильно, почти как на подводной лодке.
Такие баржи мы строил по принципу - "минимум железа, все остальное из дерева". Но с БДК совсем так не получилось, стального проката ушло заметно больше. Но и дерева на нем много используется - жилая надстройка почти все деревянная, и тепло, и красить не надо. Палуба деревянная, по стальным бимсам, деревянный фальшборт. Фальшборт, кстати, в передней части пришлось увеличивать в высоту, чтобы кони не видели моря и не пугались.
И "Нерей" стал первым кораблем, который вступил в строй без передатчика Поулсена, мы их уже не производим. Тетроды начали опять производить, хоть медленно, поштучно, но зато стабильно. А уж спаять и настроить ламповый передатчик, это у нас даже несколько мастеров умеют. Пока разбирались с частотами, перепробовали несколько вариантов передатчиков, да не в одном экземпляре.
Правда, этот передатчик без анодной батареи, цинковую ставить смысла нет, а делать свинцовый аккумулятор на сто двадцать вольт - очень трудоемко. Так что для работы передатчика нужно как и раньше: запускать генератор переменного тока от машины, трансформатор, ртутный выпрямитель. Зато киловатные мощности не нужны, и можно иногда запускать без машины - от мощного аккумулятора работает электродвигатель, он вращает генератор переменного тока и т.д.
У ламповых передатчиков мощность намного меньше, и у них нет той гарантированной зоны связи как у Поулсена. Так что от радистов требуется более высокая квалификация, чтобы обеспечить связь - знание принципов прохождения радиоволн в разное время суток, когда и на каком расстоянии какие частоты применять. Но зато есть шанс связаться на расстоянии более чем полторы тысячи километров, что для передатчиков Поулсена было совсем недоступно.
После окончания строительства "Нерея", мы начали новый проект. "Цербер" всем хорош, но немного маловат для дальних походов - просто не хватает запаса угля. Даже мореходность у него приличная, попал он как-то в резко налетевший шторм. Средиземноморские штормы не чета океанским, но волна была очень солидная. Пришлось уходить дальше от острова, и работать машиной против волны. Болтало сторожевик знатно, морскую болезнь прочувствовали почти все на борту. Даже килевую качку ощутили, небольшая длина сказывается. Но сам корабль шторм перенес отлично.
Решили мы этот проект модифицировать. Чтобы не потерять в быстроходности, попробуем увеличить только длину, с тридцати до сорока метров. Получаем небывалое соотношение длины к ширине - восемь! Натуральный эсминец, только маленький. У "Новика" это соотношение было более десяти, но даже восемь, для нас - лютый прогресс.
И при этом хочется сильно не нарастить массу. Ну то что больше угля будет - это само собой. Мощность машины увеличим, с новыми станками это не проблема. С котлами тоже резерв есть, на "Церебере" стоят два котла, один с принудительной подачей воздуха, другой - атмосферник. Котел с наддувом работает хорошо, даже если отключить подачу, то за счет естественной тяги нормально работает, только мощность падает раза в полтора. Поэтому просто поставим два таких котла, мощности на машину хватит. При этом габарит котельного отделения сохранится, масса вырастет незначительно.
Самое сложное - корпус, вот где можно "нарастить лишнего жирка". Самая опасная нагрузка для такого корабля - "повиснуть" на двух волнах, корпус может просто переломиться. Делаем ярко выраженный продольный силовой набор корпуса, у "Цербера" был комбинированный. То есть все стрингеры и кильсоны цельные, на всю длину, и в днище и в бортах. А уж между ними ввариваем кусочки шпангоутов. Заготовки стрингеров не нужны буквально цельные на все сорок метров, их можно стыковать. Но эти стыки не должны быть в центральной части, только в районе оконечностей. Так что минимум двадцать пять метров надо. Но после кильсона фрегата - это мелочи, можем и все сорок метров целиком дать, металлургия у нас уже приличная.
Еще придётся на миллиметр увеличить толщину борта в центральной части, это тоже сильно влияет на продольную прочность и жесткость корпуса. Вот так вес понемногу всюду набегает. Но, вроде, обходимся малой кровью. По расчетам полное водоизмещение увеличится с семидесяти до ста десяти тонн, и большая часть этой прибавки придется на полезный груз - уголь.
В скорости должны, как минимум, не потерять. Но дедушка Фруд намекает что будет прибавка - "длина бежит". Посмотрим.
В связи с тем, что проясняется возможный сценарий следующей войны - осада Ордой наших черноморских городов и отвлечение на море наших сил венецианским флотом, наша военная доктрина несколько изменилась. Черноморская военно-морская база в Чембало так и остается. Там будут базироваться БДК "Нерей" и корвет "Арес". Корвет должен создать подавляющее преимущество на море, в одиночку он может справиться с десятком-другим любых кораблей этой эпохи. Вдвоём с "Нереем" они могут перебросить три роты, которые базируются там же.
Если все пойдет действительно по генуэзскому сценарию, то эту группировку переводим в Мавролако. Оттуда мы сможем последовательно наносить удары по осаждающим войскам, распылять кулак не будем. Если будет много вражеского флота, то им на помощь придет корвет "Юпитер", находящийся в резерве.
Но держать войска в Мавролако постоянно не хочу. Планирую даже убрать их оттуда максимально, оставить только гарнизон. Там постоянно идут попытки подкупа солдат, в первую очередь османами. Одного солдата недавно расстреляли за продажу патронов. Но поскольку с "адлеровцами" теперь солдаты не контачат, стратегического урона - утечки секретов - они нанести не могут. Но переводить их надо, в Чембало спокойнее.
Проблема возникает зимой - Дон замерзнет, а дельта Дона в районе Таны в течении зимы замерзает и оттаивает несколько раз. В Шахтинск мы перевели достаточно войск и артиллерии, чтобы выдержать длительную осаду Орды. Хотел тоже сделать и с Таной, то понял что большого стратегического значения она не имеет. Захватив Тану, стоящую на берегу замерзшего Дона, хан Ахмат ничего не достигнет. Только попытается разграбить жителей, но им не впервой прятаться в камышах. А мы перед ледоставом максимально все оттуда выведем, оставим минимальный гарнизон.
Все же остальные приморские города мы сможем поддерживать с моря и зимой. Зимой еще освобождаются от транспортных работ бриги - "Гефест" и "Гермес". Будут кораблями поддержки "Аресу". А то в нынешних условиях боевая ценность наших шхун сильно снизилась, они даже для патрулирования и разведки малопригодны, у них нет радиостанций. Пусть и дальше приказчиков возят.
В Средиземном море проще, оборонять надо только два острова - Лампедузу и Родос. На Евстратиосе только угольный склад. Но основная группировка войск находится на Родосе, вместе с фрегатом "Борей". Содержать там войска проще, чем на Лампедузе. Там же в резерве корвет "Юпитер", по расписанию мирного времени.
На Лампедузе уже все налажено, "Цербер" патрулирует, "Зевс" наготове. Пара шхун помогают. Вот такая доктрина.
Но в ней есть слабые места, на мой взгляд. Вражеского флота может оказаться очень много. По слухам, у Венеции около полутора тысяч корабле. Подавляющая часть - купеческие нефы. Но и у Генуии более сотни кораблей, и тут доля боевых гораздо больше. А если они попробую задавить массой? Тогда у нас слишком мало "железных" кораблей. Придётся перебрасывать родосскую группировку на Лампедузу и отбиваться тут - последний оплот. Ну пока ничего лучшего не придумали.
Пришло сообщение из Килии, от болгарина Стояна. У меня с ним договор, он вербует своих земляков, что мигрируют из захваченной османами Болгарии в Молдавию. Я ему плачу деньги, если завербованный отвечает моим требованиям. Болгары легко осваивают русский язык, а потеряв родину, они быстро ассимилируются у нас.
После Дунайской войны этим путём к нам прибыло несколько десятков болгарских парней, большей частью они пошли в армию, наиболее образованные работают сейчас на Лампедузе. Но после поток сильно сократился, стали прибывать лишь единицы. Видимо, Стоян не особо утруждался походами по Молдавии, и поиском своих земляков. Тех небольших денег что он получал, ему хватало на жизнь в безопасной Килии. Из города он почти не отлучался.
И тут от него сообщение, может послать чуть ли не десяток болгарских семей. Сторговались с ним, я буду платить за семью с детьми как за двоих подходящих парней. Решил не гонять их в Мавролако, а везти сразу ближе к нам. Сначала думал поселить их на Евстратиосе, но решил что поселю пока вместе с сербами, не надо устраивать землячества, нужен "плавильный котёл". И тут уже будем отбирать - толковых парней в армию или на Лампедузу, девок в невесты, тоже на наш остров. А то половой вопрос только сильнее обостряется, Лияша рядом нет.
Болгары прибыли на Родос, расселились. Безопасники начали с ними работать, и люди рассказали много интересного. Все они с прибрежной части Молдавии, куда переселились, бежав от осман. У этого региона - побережья Чёрного моря между Дунаем и Днестром, прибрежной Бессарабии, своеобразная судьба. Когда Золотая Орда стала слабеть, Бессарабия вошла в состав Молдавии. Но Молдавия почему-то не ценила эту возможность выхода к морю, хотя мы сейчас иногда встречаем корабли под молдавским флагом. Когда в моей реальности султан, с помощью крымских татар, победил Стефана Великого, он легко отторг Бессарабию.
Турки назовут эти места "Буджак" - "угол". Туда мигрируют ногаи и создадут там Буджакскую Орду, в подчинении крымчан. Но в этой реальности османские войска не смогли форсировать Дунай, не без моей помощи молдаванам. Но по слухам, Стефан вступил в переговоры с Портой. Дело в том, что с 1456 года Молдавия в вассальной зависимости от Османской империи. Но в какой-то момент Стефан почувствовал в себе силы, и в 1470 году перестал платить дань османам. Это стало одним из основных поводов нападений осман на Молдавию.
Но сейчас султан предложил Стефану такие условия: прощается дань за десять лет - семь прошедших и на три года вперед. Заключается союз против Венгрии. Все это за "совместное пользование" Бессарабией. И, видимо, Стефан согласился, иначе как объяснить, что османские войска беспрепятственно прошли к Днестру и обратно. А следом потянулись валахи, стали селиться. Началась тихая борьба за землю, и первыми пострадали недавние иммигранты - болгары.
Вот таким оказался Стефан - и вашим и нашим. Хотя, его можно понять - у него враги почти со всех сторон, и от меня помощи мало. А с Венгрией он давно воюет, там, в свое время, нашел убежище Петр Арон, другой претендент на молдавский престол, конкурент Стефана.
А ведь в моей реальности османы справились с венграми и без помощи союзников. Получается, что надурили Стефана. Хотя, сейчас венгры еще сильны, и стремления султана в поиске союзников против них, вполне искренни.
Истинные мотивы и причины произошедшего неизвестны, это только слухи и догадки, но важен итог - османы имеют возможность пройти сушей к Крыму, и нет сил, которые могли бы этому помешать.
Но во всем бывают и положительные моменты. Теперь можно ожидать увеличения потока болгар из Молдавии, они мне нужны, особенно парни в армию. Мы же в этом году потратили уйму серебра на закупов из Рязанского княжества, более сотни прошло через Воронеж и Мавролако. Но армия при этом особо и не увеличилась. Я когда об этом узнал, сначала подумал, что это какая-то ошибка. Но оказалось, что в соответствии с моим же "еще более важном приказом", шло увеличение численности личного состава флота. И даже не сколько увеличение, а замена наемных греков на наших, рязанских.
Когда мы строили и спускали на воду корветы и фрегат, своих людей для экипажей сильно не хватало, на должности простых матросов и кочегаров ставили греков. А каждый корвет это 55-60 человек команды, на фрегате примерно столько же. Он хоть и больше, но артиллерии на нем меньше.
Так что все эти бывшие закупы только снизили количество греков в командах кораблей, пока пришли к тому, что кочегар - греческая профессия. Профессия, кстати, очень нелегкая. Особенно летом, вблизи африканских берегов. На корабле просто жарко, а в кочегарке жарко невыносимо. Произошло даже несколько смертельных случаев - перегрев, тепловой удар.
Товарищ, я вахты не в силах стоять, -
Сказал кочегар кочегару
Пришлось улучшать вентиляцию кочегарок, сокращать вахты. Сделали дополнительные воздухозаборники в кочегарку, чтобы в лицо кочегару шел поток воздуха. Рупор воздухозаборника на оголовке сделали поворотным, скорости у наших кораблей небольшие, и зачастую ветер создает больший поток, нежели набегающий поток воздуха от движения корабля.
Конечно, кадровый процесс шел сложнее, часть новичков шло в армию, а не во флот. Но и из армии забирали во флот более расположенных к морской службе. Но в целом картина такая - численность армии почти не увеличилась.
Но у нас скоро запланировано еще одно крупное пополнение. В Воронеже все лето множество людей строили дома и стены крепости. За ними наблюдали, вели отбор, уже примерно определили - кого в армию, кого во флот, а кто на производстве пригодится.
Из Мавролако Игнат сообщает. Безопасник заметил на рынке одного из тех генуэзцев, что ушли в Золотую Орду. Не самый главный, но тоже из чиновников. Тут же бросили все силы, чтобы осторожно отследить его и не спугнуть. Но латинянин не таился, вернулся в таверну, поужинал и лег спать. Просто расспросили хозяина таверны - да, на днях из генуэзцев вернулось пятеро. Точнее двое, и еще три охранника с ними. Второй италиец, что попроще, даже похвастал планами. На Дону, близ Таны, будет большое строительство, и он будет этим командовать, поскольку известный архитектор. Работы начнутся весной, а пока занимаются заключением контрактов на поставку стройматериалов и поиском строительных бригад.
Игнат огорошил меня такой новостью. Тут же стали выдвигать различные версии, но я сказал разрабатывать дальше - мало информации. Следующим вечером одного охранника повели угощать пивом, крепленым. Тот охотно рассказал, что в Тане их посольство встречалось с князем северной Зихии Биберди. И тот продал Генуи участок земли под строительство фактории - чуть выше Таны, но на правом берегу Танаиса. Там еще место узкое, где паром ходит. Чуть ниже того парома.
Да, когда я только услышал про строительство, я аж подскочил от возмущения. "Как! На моей земле! Без моего ведома!" Но быстро вспомнил, что Таврия на этом берегу - небольшие участки земли, на которых стоят города. А все вокруг - черкесское царство. Я и сам плачу налог этому Биберди. Небольшой, потому и не помню. Черкесы в этом вопросе не жадничают, они на пшенице много больше зарабатывают. И сейчас, наверняка, была сумма небольшая. Только это не продажа, а, скорее, аренда. Потому как платеж будет ежегодным.
Получается что генуэзцы продали мне города-колонии. А теперь купили участок рядом за недорого, и будут строить колонию опять. Почувствовали перспективу. Причем торговать будут под моей охраной, по сути. И не платя мне ни сольди налогов.
И кто кого обманул? Я - генуэзцев, купив колонии, пусть и под угрозой завоеваний, за искусственный рубин с алиэкспресса. Или они меня, с такой комбинацией? Не, рубин мне обошелся в несколько десятков долларов, и тут я явно в выигрыше. Но этот рубин тут стоит бешеных денег, и на настоящий момент уже не все так однозначно.
Получается, что деньги они везли для черкесского князя, а не для хана Ахмата. А я тут насочинял. Хотя стоп. А где остальные генуэзцы? Их же было около трех десятков, если с охраной считать. Пусть в Мавролако срочно выясняют.
Следующей ночью сообщили такую новость: этот генуэзец утром получил в нашем банке Сан Андреас денежный перевод на тысячу лир! С Родоса. Переспросили в родосском отделении банка - да, все верно, деньги внесли, почти пуд серебряных лир. И в тот же день италийский архитектор внес задаток на поставку весной кучи досок. Нашей лесопилкой.
А вечером, другой охранник рассказал, что после переговоров с черкесами, большая часть посольства двинулась в Орду, как и планировали. И только их пятерка вернулась. И все сундуки с серебром тоже поехали в Орду, то что дали князю, уместилось в большом кошеле.
Что-то я совсем запутался. Значит, деньги в Орду повезли. Хотят нанять Ахмата воевать против меня. А в чем тогда смысл строить факторию, и давать нам же задаток за доски? Сбить с толку? Им это удалось.
Ладно, пока скоропалительных выводов делать не будем. Генуэзцы никуда не торопятся. Будем наблюдать, собирать информацию.
Место, какое выбрали генуэзцы под факторию, будущий Ростов-на-Дону. Юго-Западный край города, около стрелки, где вправо уходит Мертвый Донец. Хорошее место, стратегическое. Тану можно обойти другими гирлами, а Ростов уже нет. Можно поставить большие пушки и перекрыть реку, как Румелихисар.
Но на заседании штаба решили, что с военной точки зрения это генуэзское поселение для нас опасности не несет, надо будет только наблюдать, что они там делают.
Но как они лихо используют нашу инфраструктуру: получили деньги телеграфом в нашем банке, заказали доски на нашей лесопилке, и уехали на нашем пароходе.
Ладно, военной угрозы нет, а в экономике еще посмотрим. В морских перевозках они нам не конкуренты, а общей рост торговли в регионе нам только на пользу. В Мавролако в этом сезоне товарооборот вырос значительно, это я увидел по выросшим налоговым поступлениям. Сейчас хоть баланс бюджета стал выправляться. А то был период, когда чуть ли не единственной статьей доходов было серебро из свинцовой руды, а расходы в тот момент даже выросли - наняли много рабочих для строительства в Шахтинске, работы на домне и добычи железной руды.
Еще за саму свинцовую руду черкесам надо платить. Мы ее перерабатываем в таких количествах, что не можем продать весь полученный свинец. Наши "фирменные" пудовые слитки с клеймом "Ч" давно продаются на всех приморских рынках. Похоже, что мы много кого в торговле свинцом потеснили.
Часть свинца уходит на производство пуль для стрелкового оружия, недавно еще стали делать пули для шрапнельных снарядов. Вроде как нашли применение свинцу, но ведь это недополученная прибыль.
Хорошо выросли продажи окрашенных тканей, из середины Средиземного моря заниматься этим удобнее. В Барселоне и Марселе надо лавки открывать, Еремей говорит. И красители в Генуе он хорошо продал. Все-таки купец он гениальный, даром, что сейчас должность канцлера занимает. Так что в плюс выходим, а то когда серебряный запас тает, это очень на нервы действует.
Тут Игнат опять телеграмму прислал. Они там опять действия генуэзцев анализировали, и безопасник, что ходил к ним под видом солдата, вспомнил. "Когда консул про поручение говорил, вот слово то латинское, "дивинум", переводится не совсем как "высочайшее". Про другое это". Пошли консультироваться к италийцу, тот перевел как "святейшее". Используется в связи с католической церковью или с самим Римским понтификом.
Это что получается, генуэзское посольство действует не по поручению своего правительства, а по указанию римского Папы? Тогда это что, не "генуэзский сценарий", а задумка понтифика? Это он хочет нанять хана Ахмата против меня?
Но тогда зачем кардинал предлагал идти "под сень Святого Престола"? Причем весьма искренне, с расчетом на мое согласие. А посольство в Орду уехало явно раньше этого. Не сходится. Надо дальше выяснять. Придется Еремею в Рим возвращаться.
Наращиванию численности армии мешает еще один момент, в недавней партии винтовок вышло много брака - боевые пружины стали садиться. Они оказались самыми капризными, потому как их габаритные размеры сильно ограничены - они находятся внутри затвора. Вот в карабине проще, боевая пружина хоть и внутри ствольной коробки, но особо в габаритах не ограничена, возвратная тоже. Чтобы снизить напряжения в металле цилиндрической пружины, надо увеличить и диаметр проволоки, и диаметр витка. Жесткость сохранится, увеличится надежность, как и масса.
Надо что-то делать с качеством стали, эта лотерея - нестабильность состава совсем замучила. Чтобы максимально очистить сталь от примесей, в первую очередь от остаточных серы и фосфора, нужна длительная продувка воздухом в конвертере. То что углерод полностью выгорит - не страшно, можно добавить. Но при продувке, в стали начинает растворяться азот воздуха, сталь становится более твердой но и более хрупкой. Для многих применений это не опасно, для некоторых случаев это даже хорошо. Но для пружин такая сталь плохо подходит.
В нашем томасовском процессе нам часто удается получить сталь с нужным содержанием углерода. Или с низким содержанием азота. Но так чтобы оба параметра сошлись - еще то шаманство с бубнами.
Самое эффективное решение проблемы - кислородное дутье в конверторе. Для этого мы и строим детандер. Уже сделали двухступенчатое расширение воздуха, с отводом конденсата после первой ступени. Химики этой холодной водой успешно охлаждают процесс нитрования толуола. Построили домик с тамбуром и двойными стенами - внутри там холодина, градусов пять. Мастер работает в тулупе и шапке, чтобы не простыть после жары снаружи. Вот в таких условиях получаем тротил. Запасы старого тола на исходе, а нужно больше фугасных снарядов.
Но до жидкого кислорода еще далеко, вторая ступень доходит где-то до минус тридцати, но и там постепенно начинают скапливаются крупинки льда. Поршень начинает прихватывать. Мастера применили жидкое минеральное масло, но это тупик. Нельзя допускать соприкосновения концентрированного кислорода и минерального масла, это взрывоопасно. Да и не сильно это помогло, дошли до минус сорока с копейками, и то только один раз. Надо лучше осушать воздух.
Надо попробовать продуть чугун кислородом из электролизера. Так, посчитаем - для передела одной тонны чугуна надо около пятидесяти кубометров кислорода. У нас конвертер маленький, чуть меньше тонны металла помещает. Еще запас на потери, пусть и будет пятьдесят кубов. Но процесс кислородного передела быстрый, минут пятнадцать. Значит, нужна производительность в двести кубов в час. А сколько производят кислорода наши электролизеры?
Померили - кто сто литров в час, кто меньше. Все вместе еле полкуба в час дают. Да уж, масштаб несоизмерим. А если кислород накопить? Баллон высокого давления не сделать, но можно взять объемом. Атмосфер на пять большой баллон или маленькую цистерну сделаем. Но это получается копить кислород от всех установок более ста часов. У некоторых производств электролизеры лучше не забирать, их продукция важнее - радиолампы например. Так что производительность будет еще ниже. А сколько это выйдет по мощности генераторов и количеству угля? У-у-у, что совсем грустно.
Надо начинать с малого. Сделаем конвертер еще меньше, килограмм на сто. Тигель получается. Да, если не задаваться ресурсом облицовки, то можно и шамотный сделать, на один раз точно хватит. Или из отходов доломита, тогда на несколько раз. Зато кислород накопим за десять часов. Пусть за пятнадцать, если только резаки задействовать. Уже легче.
Так, распределяю задания. Мастера по конверторам пусть делают этот тигель-конвертор. Сварщикам - кубовый баллон на восемь Ати. Форму я им нарисую, с полусферическими торцами. Еще нужен компрессор для кислорода, чтобы работал без смазки в рабочем объеме. Чугунный цилиндр и бронзовый поршень, должно работать. Немного графитового порошка добавим. Тем более компрессор совсем небольшой получается, поставим привод от электродвигателя.
Последнее время Аким усиленно занимался внедрением новой тактики в пехоте. Сделали четыре километра колючей проволоки, в полуавтоматическом, точнее, в полуручном режиме это было непросто. Проволока не просто в мотках, она на деревянных катушках с ручками, чтобы можно было разматывать и наматывать обратно. Колючка у нас слишком ценная, чтобы ее бросать.
Сделали сотни ежей - три жердины соединены двумя большими гвоздями. Складываются - раскладываются. Но более тысячи жердин занимают довольно много места, стали укладывать на подводы - целый поезд получается. Сделали для них специальные повозки: стальные сварные колеса еще на пушках отработали, а теперь из стальных уголков сварили объемный каркас, колею увеличили. Как лесовоз, только перевозимые бревнышки чуть крупнее черенка лопаты. Вместе с катушками колючки уместили в три фургона.
И по такому же типу сделали несколько обозных фургонов. Ну и про полевую кухню не забыл, попаданец я, или где. Пушки на полевых лафетах у нас давно отработаны. От "настоящих" они отличаются еще большими щитками с загнутым верхом, из тонкой стали. Это от стрел - основная угроза расчету.
И у нас уже готово три пулемета! Самый первый с водяным охлаждением, на треножном станке. И два с воздушным эжекционным охлаждением, с сошками - ручные пулеметы. Можно даже стрелять с рук, от бедра.
Ручной пулемет вызвал ажиотаж в армии - нести и стрелять может даже один солдат - это же какие возникают возможности! Но расчет назначили в два человека - когда магазины меняет сам стрелок, практическая скорострельность сильно падает - магазины небольшие. Еще и стрельба с сошек далеко не везде возможна, часто мешает высокая трава, надо подготавливать или искать удобную позицию. Придумали даже короткую лопату с Т-образной рукояткой. Второй номер втыкает в землю и придерживает, а пулеметчик использует ее как опору для стрельбы с колена.
Когда испытывали этот вариант, солдаты придумали еще один. Второй номер садится на землю на колени, спиной к противнику, немного еще сжимается, чтобы ниже быть. Пулеметчик кладет пулемет ему на правое плечо и стреляет с колена. Второй номер при этом меняет магазины, получается довольно удобно. Они даже сделали специальную сумку для пулеметных магазинов, с широким кожаным ремнем через плечо. На этом ремне еще вставка из толстой кожи, она должна быть на плече второго номера, на нее пулемет опирается. В сумке два отделения - для полных магазинов, и для пустых магазинов и стреляных гильз. На пулемете стоит отсекатель, чтобы гильзы вылетали под углом вниз. Так чтобы не улетали далеко, но и не мешали второму номеру. На земле расстилают кусок парусины, чтобы гильзы легче собирать было. У второго номера расчета много работы.
Отработали посадку и высадку коней, пушек и фургонов на БДК "Нерей". В бухте получается совсем хорошо, колеса и подковы даже не намокли. Только пушки с фургонами спускали по аппарели вручную, без лошадей, тех впрягали уже на берегу. Аппарель встала с приличным уклоном, еще и постоянно двигается от волны. Доверять этот процесс лошадям не стали.
После этого Аким пришел ко мне.
- Как ты говорил? Нужна небольшая победоносная война.
- Тебе прям не терпится применить все это оружие.
- Ну как, теория ... без практики ... это - засохнет.
- И кого ты собрался воевать?
- Да хоть Ширинов! Да даже Гирея! Мало у них людей, справимся.
- И расчистим Крым для хана Ахмата? Ты чем слушал на совещании в штабе?
- Так их что, теперь и трогать нельзя?
- Нельзя. Еще, может, помогать им придется.
- Ну это ... Ладно, а если этого Ахмата? Хотя у него людей много.
- Ты что! В степи они тебя массой легко задавят, колючка не поможет, патронов и снарядов не хватит. И ордынцы это тебе не крымский юрт, у них дисциплина. Сам же мне рассказывал. Попрут на пушки по приказу и не отвернут.
- Да уж. Так что, тогда и воевать некого?
- Вот прям сейчас - да. Лучше никого не воевать. Вот только торговля стала налаживаться, надо сейчас больше серебра заработать, пока ни с кем не воюем. Да и тихо сейчас в Средиземном море, самое время для торговли. Только Кастилия и Португалия мавров прижимают.
- А может и мы этих мавров?
- Не надо. Вон, наши в Тунис ходили, за шлаком оловянным. Шлак не купили, олова из Марокко совсем не было, зато очень хорошо красный перец продали. И они еще купят, мало наши с собой перца взяли. А у нас видел какой урожай? Это все теперь продать надо, а к мамлюкам теперь хода нет, и венецианцы препоны ставят. С арабами хоть поторгуем.
- А если берберов? Они же пираты.
- Берберы? Не знаю. Благодаря им венецианцы южнее нас совсем не ходят. И я даже не знаю кого больше опасаться - венецианцев или пиратов.
- Так давай берберов! Больше некого.
- Давай сначал разведуй. Посмотрим осторожно, какие силы у них, какие корабли. Какие силы у них на суше. Тебе же наземная война нужна, а не морской бой. Но смотри - пока только разведка!
- Да ладно!
В разведку "Цербер" не пустил, как и не пустил самого Акима. И без него есть кому разведать. Пошла шхуна, но зато с радиостанцией. Как раз сделали очередную цинковую батарею, а ламповых радиостанций у нас уже несколько штук готовых.
Сначала провели разведку наличия флота у берберов - есть у них и галеры и нефы. А в Сфаксе, пиратской столице, десятка полтора разных кораблей стоят, не считая рыбацких лодок. Все трофейное, разумеется, сами они кораблей не строят. Неплохо они восстановились.
Это все капитан шхуны по радио передает. Расстояние тут небольшое, связь устойчивая на обеих частотах. В основном обходится кодовыми фразами, так что расход батареи небольшой. Но вдруг текст пошел - "Тут галера одна погналась. Но не погналась"
"Ты нормально скажи - за тобой гонятся?"
"Галера вышла из бухты, вроде как на нас. Но остановилась, не доходя"
"А сейчас что? Идет за вами?"
"Да мы рванули, далеко сейчас. Ты же сам сказал - быть осторожными, держать дистанцию. Стоят вроде. Не видно - далеко"
"Ближе подойдите, осторожно"
"Подошли. На носу стоит мужик, тряпкой машет"
"Это он поговорить хочет. Ветер какой?"
"Слабый. Если галера рванет, могут догнать"
"Опасно. Уходите мористее. Высылаю "Цербер". Завтра пусть он подходит"
Тут недалеко, сторожевик к утру на месте будет. А пока пусть "Зевс" патрулирует, а то застоялся. За два дня расход угля не страшен.
Теперь уже радио с "Цербера", у него передатчик от машины работает, экономить батарею не надо.
"Подошли, встали на траверзе бухты в трех километрах. Ждем"
"Вышла галера. Медленно идет к нам"
"Подпускайте. Но - боевая готовность"
"Мужик тряпкой машет и кричит что-то. Тряпка сиреневая"
"Галера встала боком, шлюпку спустили. Мужик с тряпкой к нам плывет"
"Шлюпка под бортом. Мужик кричит "Таврия! Командор!"
Так начались переговоры с берберами. Это тот же пират, что нам неф на Лампедузе продал. У него такое дело. Взяли он очередной купеческий корабль, а там среди товара штука сиреневой ткани. Все берберы носят тагельмуст - похоже на чалму, но еще закрывает нос и рот от песка. Носят всякого цвета, но самые знатные красят в индиго. Но индиго линяет, ткань светлеет, а лицо наоборот - синеет.
Естественно, пираты накрутили себе тагельмусты из сиреневой ткани, всем понравилось. Теперь у них мода, и каждый берберский мужчина хочет себе тагельмуст сиреневого цвета. Нападения на купеческие суда участились, но как назло, далеко не на всяком была мовеиновая ткань. А если была, то одна-две штуки. А на каждый тагельмуст нужно метров пять.
Они уже согласны покупать ткань, но с пиратами торгуют неохотно. С трудом купили у мамлюков за двойную цену, и у них же выяснили, откуда эта ткань. Оказалось совсем рядом, но к острову приближаться опасно - утопят. А тут островитяне сами пожаловали.
Человек бизнес предлагает. А если у него будут исключительные права на торговлю сиреневой тканью среди берберов, то он еще пятую часть к цене надбавит. Хорошая цена выходит, я сделку одобрил. "Цербер" метнулся к Лампедузе и обратно, продали им всю недорогую ткань, что была в наличии, по хорошей цене. Получается гораздо выгоднее, чем, скажем, в Барселоне, и гораздо ближе. И к качеству ткани они не привередливы. Но лен очень понравился. Да, в Сахаре как раз лен и носить. И в качестве бонуса подарили главпирату мешочек молотого красного перца. Первая доза бесплатно.
Аким остался без "маленькой, победоносной войны".
- Вот видишь, сколько мы на них серебра заработали. Ну как их воевать.
- Да я понимаю.
- Ну и хорошо. А "Нерей" надо перегонять в Чембало. Зима скоро, шторма будут. Вон, помнишь, как на днях штормило, из бухты не выйдешь. А потом "Борей" обратно гнать. Ему в открытом море такой шторм не страшен, но ведь проливы проходить, и мимо островов. Время уже.
Из Таны пришла радиограмма. Объявилось генуэзское посольство, что ходило в Орду. Сейчас они на нашем корабле едут в Мавролако. Игнат и безопасники подпрыгивают от нетерпения. Планируют несколько вариантов разработки субъектов.
Но все охотно рассказал старый знакомый - наемник из Швица, любитель крепкого пива. Сначала пришлось выслушать красочный рассказ, про то как их отважный отряд залез в самое логово самых страшных варваров. Но все завершилось успешно - дань хану Ахмату доставили.
Вот так. Оказывается, Рим и Генуя до сих пор платит дань Золотой Орде. Как мы выяснили, собрав еще информацию, в 1242 году, во время европейского похода, хан Бату застрял на Балканах, покорив Венгрию, Сербию и Болгарию. Но затем от дальнейших походов отказался и ушел на восток. Тому называли много причин: и смерть хана Угэдэя, и местность, не подходящая для крупных конных армий. Но генуэзцы рассказали, что Венеция и Генуя предложили Бату-хану большой выкуп, чтобы он ушел.
Хан хотел многого. Кроме денег - серебра и золота, он хотел чтобы "самый главный" приполз к нему на коленях в ставку. "Самым главным" в Европе он считал Римского понтифика. Но как раз в это время место понтифика было вакантным, переговоры от имени Святого Престола вел кардинал Синибальдо де Фиески, генуэзец. Хану обещали, что как будет понтифик, так сразу "на коленях", а деньги можем сейчас. Бату согласился.
На первую дань деньги собрали быстро, уж очень всех испугала военная успешность Орды. Но чтобы в дальнейшем было возможно собирать такие суммы, была разработана схема. У Орды во время завоеваний собирается много трофеев и полонян. Ликвидность у них невысокая, а хан хочет серебро. Решили что Генуя (привет от Синибальдо) будет это все скупать, и в первую очередь рабов. Прибыль с торговли будет накапливаться, и с нее будет выплачиваться дань. А де Фиески на следующий год стал понтификом.
Схема работает уже более двух веков. Когда очередной хан вспоминал про договор, в котором было "на коленях", от него откупались увеличенными поминками. При очередных претензиях о недостаточности суммы, были проведены переговоры о повышении эффективности торговли людьми, и в 1266 году Генуе передали Каффу и несколько городов поменьше. А в 1407 году в Генуе был создан первый государственный банк, Banco di San Giorgio. Все для того же повышения эффективности торговли. Людьми.
Но по мере того как слабела Орда, уменьшался и размер дани. Сейчас она уменьшилась до смешных значений, но италийцы продолжают платить, значит, все еще опасаются. И хан Ахмат не протестует, понимает, что он бессилен что-либо сделать в Европе. А такая, даже символическая дань, позволяет ему сохранить лицо. Про "колени" уже никто не вспоминает.
Проясняются роли в этой католической системе - у Венеции морская торговля и торговля с "нехристями". Генуя - скупка награбленного и работорговля, обеспечения дани для Орды. Кто еще в этой системе? Как узнать, чтобы не напороться?
И получается, что никто не хотел нанимать хана Ахмата против меня, все проще. Придумал я этот "тройственный союз". И разработал целую стратегию исходя из неверных предпосылок. Вот я ...
А что в итоге? Повысили боеготовность, сделали кучу снарядов. Но забросили перспективные проекты - сделали один образец резины, очень непрочная получилась, а я даже не вникал. Много чего не сделали. И совершенно не решена проблема 1480 года - "стояние на Угре". Мало того что не решена, я своими действиями ее усугубил. И кораблями там вопрос не решить, нужно мощное сухопутное оружие. Бронетранспортер. А для него нужен ДВС, паровик там бесполезен. И двигатель я тоже забросил, он пока только на бумаге.
Вот так, ложные выводы мешают нормально развиваться. Кто бы еще подсказал, какие ложные, а какие - нет.