Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Конфуцианство: Философия Жизни и Социального Порядка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статью подготовил к научной конференции: "Первые Всероссийские Таврические чтения молодых ученых Анахарсис" для (28.04.25- 30.04.25) КФУ им. В.И. Вернадского

Конфуцианство: Философия Жизни и Социального Порядка

  
   Аннотация: Работа посвящена исследованию конфуцианства как этико-философской системы, возникшей в Китае в VI-V веках до н.э., основанной на учении Конфуция и развитой его последователями. Мною рассматривается конфуцианство как философия жизни, направленная на достижение морали и социальной гармонии через личную добродетель, ритуалы и справедливость. В работе мною обсуждается концепция "осевого времени" Карла Теодора Ясперса, связывающая возникновение конфуцианства с глобальным переходом к рациональному мышлению в IX-III веках до н.э. Предлагаю использовать конфуцианские принципы для формирования социальных связей в различных сообществах.
   Конфуцианство может служить моделью для построения гармоничных взаимоотношений в любом обществе. Его ключевые принципы - уважение к старшим, забота о семье, лояльность к государству и доверие между друзьями - применимы для укрепления социальных связей. В современном Китае конфуцианство поддерживает стабильность общества и легитимизацию власти через концепцию Небесного мандата. В российском контексте эти идеи могут быть полезны для воспитания осознанности, дисциплины и чувства ответственности перед обществом.
   Ключевые слова: Конфуцианство, Философия жизни, Социальная гармония, Современное общество, Самосовершенствование.
  
Confucianism: Philosophy of Life and Social Order

  
   Abstract: This study is devoted to an examination of Confucianism as an ethical-philosophical system that originated in China during the 6th-5th centuries BCE, grounded in the teachings of Confucius and further elaborated by his followers. The research explores Confucianism as a philosophy of life, aimed at attaining moral integrity and social harmony through the cultivation of personal virtue, adherence to rituals, and the pursuit of justice. The paper engages with Karl Theodor Jaspers concept of the "Axial Age," which situates the emergence of Confucianism within a broader global shift toward rational thought between the 9th and 3rd centuries BCE. It is proposed that Confucian principles be applied to foster social bonds across diverse communities.
   Confucianism offers a framework for constructing harmonious relationships within any society. Its core tenets - respect for elders, care for the family, loyalty to the state, and trust among friends - provide practical mechanisms for reinforcing social cohesion. In contemporary China, Confucianism underpins societal stability and the legitimization of authority through the doctrine of the Mandate of Heaven (Tianming). Within the Russian context, these ideas hold potential for cultivating mindfulness, discipline, and a sense of responsibility toward society.
   Keywords: Confucianism, Philosophy of life, Social harmony, Modern society, Self-improvement.
I. Концепция "осевого времени" и возникновение конфуцианства

  
   Тема "Человек в современном мире: как жить?" является индивидуальным вопросом, определяющий собственную волю и жизненный путь.
   Правый гегельянец и немецкий философ Карл Теодор Ясперс (1883-1968) утверждал в своем труде "Истоки и цель истории" (Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 1949), что "человек современный" (оседлый, и член общества) возник почти одновременно в V местах: Китае, Индии, Персии, Израиле и Греции. Мыслитель выдвинул гипотезу об "осевом времени" (Achsenzeit), где определяющей чертой на протяжений IX-III века до н.э. являлся переход от мифологического к рациональному и философскому мышлению.
  
   Гипотеза осевого времени выразилось в следующих умозрительных системах:
   1. конфуцианство и даосизм (Китай);
   2. Упанишады и буддизм (Индия);
   3. зороастризм (Персия);
   4. пророческий иудаизм (Израиль);
   5. философия досократиков и платонизма (Греция) [1, c. 17-52].
   Рассмотрев концепцию "осевого времени", перейдем к анализу конфуцианства как одной из ключевых традиций человечества.
  
II. Конфуцианство: исторический контекст и основные принципы

  
   Конфуцианство играет важную роль для второй экономике мира - Китайской Народной Республике. Статус "второй экономике" мира Китай достиг вначале 2000-х годов и удерживает этот "титул" до сих пор [2, c. 8-10].
   Конфуцианство в Китае имеет статус негласной государственной системы взаимоотношений между членами общества. Конфуцианство существует почти в первозданном виде и сохранилось до наших дней, пусть даже в Китае официально отказались от конфуцианства в 1905 году [4, c. 153-162].
   Предлагаю воспользоваться наработками этой модели отношений для последующей интеграции в любое общество, в том числе, и в российское.
   Конфуцианство - это этико-философское учение, возникшее в Китае в VI-V вв. до н.э., основанное на идеях Конфуция (Кун-цзы, VI-V век до н.э.) и развитое его последователями. Конфуций является известным кодификатором свода законов и поведения, что и сделало ему мировое имя.
   Конфуцианство не является религией, а выступает системой морали и социальной гармонии.
   Главные концепты конфуцианской традиции заключаются в упорядочивании общества через личную добродетель ("жэнь" - 仁), ритуал ("ли" - 礼) и справедливость ("и" - 义).
   Конфуцианство выявило пять взаимоотношений ("У лунь" - 五伦) между людьми:
  
   правитель и подданный (лояльность);
   родители и дети (почтение);
   муж и жена (взаимность);
   старшие и младшие (уважение);
   друзья (доверие).
  
   Конфуцианство делает акцент на воспитании характера и осознанности. Все идет из семьи, и все возвращается в семью - такого взгляда придерживаются последователи конфуцианства. Семья - ячейка общества. Самая главная задача справедливого и достойного государства это заботиться о людях. Государство - одна большая семья, в которую включены множественно других семей, что называется "и-мин" (为民) - управление народом.
  
   Например, известны высказывания Мэн-цзы (IV-III век до н.э.), который более детально расписал моральные нормы конфуцианства в свое произведение "Мэнцзы":
   "Народ - главное, государство - следующее, правитель - последний".
   "Почитай старших в своей семье, а затем и чужих; заботься о детях в своей семье, а затем и о чужих".
   "Кто приобретает сердца народа, наследует Поднебесную" и т.д. [3, c. 18-25].
  
   В конфуцианстве имеется две традиции прочтения - "древняя" и "новая", или два корпуса текстов [5, c. 17-29].
  
   Древний канон произведений конфуцианства состоит из "Пятикнижие" (У-Цзин - 五經):
  
   1. "И-Цзин" (易經- "Книга Перемен", XIII век до н.э.) написали мифические китайские цари Фу Си и Вэнь-ван, а совершил разъяснительную и комментаторскую деятельность Ку-цзы.
   2. "Шу-Цзин" (書經- "Книга Истории", XVIII-VI века до н.э.) авторство не установлено, но Конфуций отредактировал.
   3. "Чуньцю" (春秋- "Вёсны и Осени") - историографическое произведение Конфуция, описывающий деяния и хронику царства Лу.
   4. "Ши-Цзин" (詩經- "Книга Песен", VI век до н.э.) - составитель Ку-цзы, собравший народные (фольклорные) сказки.
   5. "Ли-Цзи" (禮記- "Записки о ритуалах", IV-I век до н.э.) - написали ученики Ку-цзы: внук Конфуция Цзы-Сы (II век до н.э.) и Дай Дэ (I век до н.э.).
  
   Новый канон - "Четверокнижие" (Сы шу) - "современное" собрание произведений в конфуцианстве, как обязательное введение в данную традицию, составил Чжу Си (XIII век н.э.) - средневековый китайский энциклопедист:
  
   1. "Лунь Юй" (論語- "Суждения и беседы", V-IV вв. до н.э.) написали ученики Конфуция Цзы-Гун и Цзэн-цзы.
   2. "Мэн-цзы" (孟子, IV-III вв. до н.э.) - упомянутое выше.
   3. "Да Сюэ" (大學- "Великое Учение") авторство доподлинно не установлено.
   4. "Чжун Юн" (中庸- "Учение о Середине", V-IV вв. до н.э.) авторство доподлинно не установлено.
  
   Я считаю, что для того, чтобы вникнуть и понять всю конфуцианскую традицию, достаточно прочитать труд "Лунь Юй" (Аналекты конфуцианства).
   Так же, будет полезно прочитать вне канонические тексты для более научного погружения в конфуцианства: "Сяо Цзин" (孝經- "Канон Сыновней Почтительности", III-II вв. до н.э), "Комментарии Дун Чжуншу" (董仲舒, II в. до н.э.) и "Го Юй" (國語 - "Речи царств", V-IV вв. до н.э.).
  
III. Конфуцианство как философия жизни

  
   Теперь обратимся к тому, как идеи конфуцианства находят отражение в жизни человека и общества.
   Конфуцианство видит человека как социальное существо, чья жизнь осмысленна только в связи с другими людьми.
   Главная цель конфуцианства - гармония в обществе, что обосновывается концепцией Небесного мандата. Небесный мандат (天命) - "доверие неба" (высших сил) государю (правителю) страны и его команде. Когда руководство страны следует предписаниям, то в стране царит мир, благополучия и взаимное уважение, а когда избранные представители народа отворачиваются от задач строительства прекрасного и светлого, тогда в данной стране царит разруха и хаос. Историософское существование мирового порядка обосновывается в современном Китае с помощью Небесного мандата. Существования проведенческих (сторонних) сил не мыслимо без Небесного мандата, играющего важную роль для легитимизации власти.
   Конфуцианство - это философия жизни. Конфуцианство предписывает определенный домострой, как жить достойно в семье, обществе и государстве. Конфуцианство не требует веры в богов, но требует дисциплины, уважения и самосовершенствования от своих приверженцев.
   Конфуцианство, из-за своих положений патриархальности и жесткой иерархичности, вступает в противоречие с современными идеями либерализма.
  
IV. Применение конфуцианства в современной России

  
   Идеи конфуцианства в современной России способствуют развитию социальной философии, направленной на укрепление общественных институтов, снижение конфликтов и формирование сплоченного общества.
   Конфуцианство, в философии сознания, может обогатить российское общество, акцентируя внимание на внутреннем развитии личности и самопознании как основах морального роста, что особенно важно в условиях современных вызовов индивидуализму субъекта права (ригоризмости, филистимлянству, концепции "соломенного человека", оболваниванию и т.д.).
   Конфуцианство ценит образование и самосовершенствование как путь к прогрессу, что может позволить усилить философию науки и техники, поддержать развитие образования и инноваций. Акцент на обучении может стимулировать научный потенциал страны, укрепляя его обороноспособность.
   Конфуцианство, в антропологическом вопросе, подчеркивая важность изучения исторических корней и их влияния на современное общество, актуально для сохранения национального наследия. "Конфуцианские штудии" будут укреплять и расширять исследования исторической памяти, подчеркивая важность сохранения исторических корней для формирования национальной идентичности.
   Конфуцианство может выступить регулятором для повседневных конфликтных ситуаций и их разрешения путем своих самобытных этических принципов.
   Конфуцианство, в политологическом контексте, показывает электоральную функцию, изучающую, как политические институты укрепляют легитимность и стабильность любой власти.
  
V. Практическое применение в Крыму

  
   Практическое применение идей конфуцианства на полуострове Крым:
   1. Укрепление межэтнического диалога через образование. Например, на территории Крыма это может быть использовано для воспитания уважения к культурному многообразию разных этносов и конфессий.
   2. Социальная гармония через семейные и общественные ценности. Например, проведение ежегодного "Месяца гармонии" (в пик туристического сезона июнь-июль), где русские, украинцы, армяне, греки, крымские татары и другие народности, презентуют свои обычаи перед жителями и гостями полуострова, укрепляя взаимное уважение и чувство общности.
   3. Легитимизация власти и социальная стабильность. Например, создание грантов для проектов, поддерживающих традиции жителей полуострова, что снизит социальное напряжение и укрепит стабильность.
   4. Преодоление конфликтов через этические принципы. Например, создание местных самоуправленческих советов из представителей разных этносов для обсуждения спорных вопросов (трудоустройства, распределение земли и ресурсов) с учетом конфуцианских идей справедливости.
  
   Все эти меры позволят:
   Воспитывать уважение к культурным различиям через образование.
   Укреплять общество через семейные и общественные ценности.
   Повышать доверие к власти через заботу о благополучии всех групп.
   Сохранять культурное наследие.
   Разрешать конфликты на основе этики.
  
Выводы

  
   1. Конфуцианство - это этико-философское учение, возникшее в Китае в VI-V веках до н.э., направленное на упорядочивание общества. Конфуцианство не является религией, а представляет собой систему морали и социальной гармонии.
   2. Главные идеи конфуцианства - личная добродетель ("жэнь"), ритуал ("ли") и справедливость ("и").
   3. Учение акцентирует внимание на развитии осознанности и моральных качеств личности.
   4. Семья считается основной ячейкой общества, из которой проистекает гармония.
   5. Государство в конфуцианстве рассматривается как большая семья, где правители заботятся о народе, как о своей семье.
  
Список литературы

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"