Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Проблема бытия в неокантианской философии Германа Когена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работа в честь Германа Когена была написана для участия в научной конференции: X-я московская международная конференция "Трансцендентальный поворот в современной философии - 10: метафизика и мета-метафизика, трансцендентальная семиотика, когнитивистика и искусственный интеллект" (24 по 26 апреля 2025).

Аннотация

  
   Данная работа посвящена исследованию философских взглядов Германа Когена (1842-1918), основателя Марбургской школы неокантианства, на проблему бытия и переосмысление им критической философии Иммануила Канта (1724-1804). Основная цель исследования - проанализировать, как Коген интерпретировал бытие как конструкт, возникающий в процессе мышления, а не как независимую реальность. В статье осуществляется сравнительный анализ критики Эдмунда Гуссерля (1859-1938), основателя феноменологии, с идеями Г. Когена. Работа сфокусирована на оригинальном методе Когена - "инфинитезимальном методе" - и его значении для философии, на различиях между подходами Когена и Гуссерля к онтологической проблематике, а также сопоставляется их связь с идеями Канта.
   Актуальность темы заключается в том, что изучение идей Когена важно для понимания развития неокантианства и его влияния на современную философию, особенно в контексте философии науки и теории познания. Сравнение с феноменологией Гуссерля подчёркивает разнообразие подходов к онтологическим вопросам в XIX-XX веках. Концепции Когена находят отклик в современных дискуссиях о природе научного знания и искусственном интеллекте, где его метод конструирования реальности, через мышление, перекликается с алгоритмическими подходами.
   В заключение автор статьи сравнивает методологии Когена и Гуссерля с идеями Канта. Кант заложил основы трансцендентальной философии, совершив "коперниканский переворот" в философии, а Коген и Гуссерль развили его наследие в разных направлениях. Коген утверждал, что бытие существует только в сознании и подчинено логическим законам, тогда как Гуссерль предлагал феноменологию как способ раскрытия бытия через явления. Работа подчеркивает вклад Когена в неокантианство и аналитическую философию, а также его влияние на превращение философии в строгую науку. Критика Гуссерля, в свою очередь, акцентирует важность человеческого опыта в философских исследованиях.
   Исследование представляет ценность для философов, историков философии и студентов, интересующихся проблемами бытия, теории познания и методологии. Оно демонстрирует, как Коген и Гуссерль, опираясь на Канта, предложили разные пути решения онтологических вопросов, обогатив философскую традицию XIX-XX века.
  
   Ключевые слова: Герман Коген, Эдмунд Гуссерль, Неокантианство, Инфинитезимальный метод, Чистое мышление.
  
I. Философия Германа Когена

  
   Немецкий аналитик Герман Коген (1842-1918), основатель Марбургской школы неокантианства (с 1870 года и по сегодня), подходил к рассмотрению проблемы бытия с позиций критической философии Иммануила Канта (1724-1804), но при этом радикально переосмыслил кантовские идеи. Коген сосредоточился на проблеме познания и его связи с бытием, утверждая, что бытие не существует независимо от мышления, а конструируется через логические и научные категории познания [Noras, 2020: 516-545].
   Профессор философии Коген утверждал, что бытие - продукт человеческого мышления (бытие есть не что иное, как коррелят мышления). Бытие не существует "само по себе", а возникает только в процессе познания. Мышление не просто отражает бытие, а активно его создает.
   Взгляды немецко-еврейского мыслителя на проблему бытия можно охарактеризовать следующем образом: логика и математика являются фундаментом для понимания бытия.
   Герман Коген объявил в своей работе "Теория опыта Канта" (1871), что кантовский трансцендентальный метод не ограничивается категориями (причинность, субстанция и т.д.) и не просто упорядочивают опыт, но и создают саму возможность бытия (трансцендентальной дедукции категорий и их роли в конституировании опыта) [Cohen, 1885: 3-35].
   В своем труде "Логика чистого познания" (1902) немецкий ученый выдвинул идею, что бытие является результатом "чистого мышления" (Reines Denken), опирающегося на логические и математические законы [Cohen, 1922: 1-17].
  
   Философ Коген выявил, что бытие не статичное, а динамичное явление, при котором рождается понятия и идеи свободы и справедливости. Он в своем произведение "Этика чистой воли" (1904) определил, что бытие формирует моральные и этические установки в человеческом сознание [Cohen, 1921: 79-156].
  
II. Инфинитезимальный метод в философии Когена

  
   Герман Коген отошел от традиционной онтологии в пользу трансцендентального подхода и развил свой собственный метод - "Infinitesimal-methode" для изучения и постижения бытия.
   Инфинитезимальный метод (Infinitesimal-methode) занимает центральное место в философии немецкого мыслителя. Инфинитезимальное исчисление (дифференциальное и интегральное исчисление) было разработано в XVII веке английским материалистом Исааком Ньютоном (1643-1727) и немецким философом Готфридом Лейбницем (1646-1716). Оно стало мощным инструментом для описания изменений и движений, а также для решения сложных задач в физике и математике. Инфинитезимала - бесконечно малая величина любого конечного числа, но при этом больше нуля. Коген философски переосмыслил инфинитезимальский математический подход [Cohen, 1883: 52-138].
   Infinitesimal-methode - метод кажущихся ноуменов, как единицы эйдосов (отказавшись от теории познания, пользуясь трансцендентным методом), или априорные представления и переживания, которые совершаются с нами, оттого они воспринимаются уже как апостериорный опыт [Giovanelli, 2016: 9].
   Например, представьте, что вы пытаетесь понять абстрактное понятие, такое как "справедливость" (Gerechtigkeit) или "свобода" (Freiheit). Коген мог бы сказать, что вы начинаете с самых базовых, почти неуловимых элементов опыта или рассуждений (аналогичных инфинитезималам), а затем "интегрируете" их через логический процесс, чтобы сформировать целостное понятие. Этот процесс непрерывен и динамичен. Это сравнимо с суммированием бесконечных малых частей (например, площади под кривой), чтобы получить общий результат. Поэтому, любое понятие мы разбиваем (дихотомируем) на конкретные моральные ситуации, логические принципы равенства, акты выбора. Каждый такой элемент сам по себе незначителен, но, объединяя их через мышление, мы создаём целостное представление о справедливости, которое не фиксировано, а развивается с течением времени.
   Немецкий ученый Герман Коген критиковал механический эмпиризм (вульгарный материализм) за его попытки свести познание к чувственному опыту и концепции tabula rasa. Он утверждал, что инфинитезимальное исчисление показывает, что научное познание основано на априорных принципах, которые не могут быть выведены из опыта. Инфинитезимальный метод у Когена - это не просто абстрактная идея, а инструмент, показывающий, как мышление конструирует реальность через последовательные, почти неуловимые шаги, аналогичные математическим пределам и интегралам. Это приводит к силлологизму, что мышление не дано (Gegebenheit) изначально, а задается (Aufgegebenheit) от воспитания и призмы собственного опыта.
   Наша сознание не в состояние объять всю ширь и протяженность бытия (окружающею действительность) и наших действий (импульсов, влечений или желаний), поэтому разбивает на фрагменты или части, которыми овладевает по необходимости через интенциональность.
   Герман Коген, разрешил онтологический вопрос бытия, доказав, что бесконечно малые величины - это не просто математические абстракции, а способ, благодаря которому мышление "схватывает" реальность. Немецкий ученый "вывел на свет" философию из затхлого подвала метафизики. Коген превратил философию в строгую науку, строящуюся на принципах гипотез, выводящих заключения из практических доказательств, либо опровергающих наблюдаемые феномены.
  
III. Критика Эдмунда Гуссерля идей Германа Когена

  
   Австрийский философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) критиковал когеновский инфинитезимальный метод из-за отказа учитывать феноменологию и интуицию.
   Гуссерль раскритиковал Когена за то, что его подход был слишком формальным и абстрактным, игнорируя важность феноменологии (изучения непосредственного опыта) и интуиции (непосредственного усмотрения сущностей).
   Эдмунд Гуссерль противопоставил когеновский неокантовской традиции собственные идеи. Он выразил критику Когена в своих произведениях: двухтомнике "Логические исследования" (1900-1901) [Husserl, 2001: 9-28], "Философия как строгая наука" (1911), "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии" (1913) и "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (1936). Гуссерль доказал, что интуиция и феноменологическая редукция (метод "вынесения за скобки" всех предпосылок эпохи) для прямого усмотрения сущностей, а не инфинитезимальный метод Когена, являются "ключом" к пониманию сущностей [Husserl, 1922: 7-56].
   Эдмунд Гуссерль утверждал, что Герман Коген, сосредоточившись на инфинитезимальном методе и логике, упускает из виду живой опыт человека (Lebenswelt). Гуссерль настаивает на интуитивном усмотрении сущностей (Wesensschau).
   Гуссерль считал, что Коген слишком полагается на опосредованное познание (через логику и математику) и игнорирует непосредственное усмотрение сущностей (явлений).
   Эдмунд Гуссерль, "оттолкнувшись" от мировоззрений Германа Когена, выдвинул альтернативу в разрешение онтологического вопроса бытия. Он потребовал перед научным сообществом использования феноменологического метода и возвращение к "вещам самим по себе" (Dinge an sich). Вещи и мир, отмечал австро-еврейский профессор Гуссерль, через феноменологию должны начинаться с анализа жизненного мира, а не с абстрактных научных или логических конструкций.
  
IV. Сравнение миропонимания Германа Когена с философией Иммануила Канта

  
   Иммануил Кант совершил "коперниканский переворот" в философии и очертил общую проблему бытия, как трансцендентальную проблему, занимающуюся условием его познания. Для него бытие являлось не сущностью, а категорией и формой чувственности (пространство и время). Кант объявил, что мы можем познавать только явления (феномены), а не вещи в себе (ноумены). Кантовское разрешение онтологической проблемы бытия заключалось в применение критического метода, ограничивающего наше познание сферой явлений, и отвергающего любые прочтения и попытки вмешательства метафизики в бытие, которое "само по себе" и объективно существует.
   Понятие "причинности" (causalis) у Канта - априорная категория опыта, а у Когена - продукт чистого мышления, полностью зависимый от логики.
   Герман Коген доказывал, что бытие для каждого индивидуальное, поэтому оно существует только в нашем конкретном сознание. Коген утверждал, что нужно ограничить философию, "загнать" в естественнонаучные рамки, чтобы заняться постижением бытия. Все доказуемо, что имеет право существовать, а все вне эмпирической базы, является спекуляциями. Чем больше люди занимаются исследованием и доказательством исследований, тем ближе они приближаются к разрешению фундаментального вопроса бытия - такого взгляда придерживался Герман Коген.
   У Канта мир - это театр, где мы видим только сцену (феномены), а за кулисами скрыты ноумены. У Когена же весь театр - это сцена, и нет ничего за кулисами, а реальность создаётся актёрами (нашим мышлением). При этом Коген добавляет, что сцена не статична: актёры постоянно переписывают пьесу, руководствуясь логикой, математикой и этическими принципами.
   Эдмунд Гуссерль синкретировал "традиционный" кантиановский взгляд и когеновский неокантиановский подход в изучение проблемы бытия, и призвал сделать разворот назад к вещам (zu den Sachen selbst). Гуссерль объявил, что разрешение возможно через призму сознания. Он предложил феноменологический подход, согласно которому бытие раскрывается через описание явлений, данных в сознании, и, потом, возвращается через призму прожитого опыта к нашему пережитому жизненному миру.
  
V. Выводы

   1. Идеи Германа Когена оказали значительное влияние на развитие философии науки, особенно на неокантианство и раннюю аналитическую философию.
   2. Герман Коген переосмыслил кантовскую философию, утверждая, что бытие конструируется мышлением.
   3. Для Когена бытие не существует независимо, а возникает в процессе познания.
   4. Эдмунд Гуссерль осудил Германа Когена в излишней формальности и абстрактности, и подчеркнул важность "жизненного мира" (Lebenswelt).
   5. Гуссерль, развивая феноменологический подход в своих мироощущениях, опирался на идеи Канта и Когена.
  
VI. Литература

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"