Меня всегда удивляют люди, которые проводят параллели между жизнью и, например, литературой. Безусловно жизнь придумает и предъявит такие коллизии и заморочки, которые ни одному писателю даже и в голову не придут. В этом смысле, творчество человека ограничено лишь его фантазией, а творчество природы - целиком в сфере деятельности Творца, с которым не то что конкурировать, - сравнивать себя нелепо. Хотя человек и считает себя образом и подобием. Ну, мало ли что он вообще-то считает. Вольно сравнивать себя с зеркалом, если есть амальгама. Но и только.
На разных курсах и занятиях по написание художественных текстов никуда не деться от банальностей вроде сентенций про логику, последовательность и нормы изложения. И это естественно: любая профессиональная деятельность основана прежде всего законах и правилах, которые, еще не поняв и изучив, любой начинающий "гений" с удовольствием начинает избегать, ломать и корежить. Человеку творческому неизменно кажется, что его мысль - самая-самая, а способы выражения - особенные и ни на что не похожие. Но, как сказал один мудрец, - "я давным-давно забыл то, что ты только что открыл", а второй тут же добавил - "и это пройдет". Так что, истина про то, что "ничто не ново под Лунной", имеет прямое от-ношение к амбициозным неучам и сознательным двоечникам, потому как человек умный и по-настоящему талантливый всегда и во всем сомневается. И прежде всего - в себе. Он сам у себя не "любимый", но вечно ищущий, думающий и работающий над преодолением собственного несовершенства.
Для создателя историй неизменность правил - таблица умножения, которая отвечает на любые вопросы и сводит к нулю явные глупости типа "авторского высказывания". Впрочем, не все так однозначно. Желание изображать (в любом виде искусства) все "как в жизни", неизбежно приведет к естественному: чего мучиться, если природа все равно совершеннее, чувственнее и живее. Факт художественного высказывания ценен не самим высказыванием и да-же не его соответствием правде, но ВЗГЛЯДОМ высказывателя, его отношением. Если зритель видит совершенное изображение цветка, он только удивится соответствием оригиналу. Но не более того. Для того, чтобы остаться в памяти смотрящего, художнику придётся при-думать ИСТОРИЮ. Ведь просто цветок на нейтральном фоне - лишь факт умелости живо-писца.
В литературе почти также. Только там читателя приучили немного к другому. К неизменности наличия логики. В книге ничего не останется случайного (рассматриваем только настоящие книги): висит ружье в начале, согласно Чехову, в конце - обязательно должно выстрелить; прочитал герой на первых страницах какую-то странную или шокирующую фразу - в конце попадет под каток ее действия, как Жульен Сорель, и лишится, например, головы. Если кто-то сказал: "А", - можно быть совершенно уверенным, что сюжет пройдется по всему алфавиту и успокоится только тогда, когда дойдет до "Я".
В художественном произведение все предопределено. Объяснение найдется всему, ни одна причина не останется без следствия. Этим, собственно, и отличается хорошая книжка от плохой. Читатель может сколько угодно спорить о правдоподобии или надуманности, но ему важно, чтобы зло было наказано, а добро - победило. Это в жизни он практически постоянно поступает необдуманно и спонтанно, но в литературном произведении любая случайность - предмет долго размышления автора над последствиями поступков персонажей. В художественном произведении бред - пусть и жизнеподобный - не пройдет, даже, если по обычной логике - он явный. Для искусства вздор будет объяснением или следствием событий, характеров, болезней, в конце концов, авторской местью, как способом борьбы с окружающей его действительностью.
В реальной жизни человек довольно часто совершает поступки - любые - безо всяких при-чин, просто потому, что так захотелось, или, наоборот, совершенно бездумно. Персонаж та-кое себе позволить не может. Как минимум, потому что автор его за это накажет. Или наградит. Реальность настолько отличается от романов - самых совершенных, - что поиски подобия героя вызывают у окружающих улыбку, если не чего обиднее.
Хотя нет ни одного человека, который бы не искал в книгах, спектаклях, фильмах себя само-го. Мы все - Гамлеты, Ассоли, Макбеты, Раневские, Золушки, верные рыцари и супер герои. Если читатель или зритель никак себя не сравнивает с персонажем, не ищет его черт в себе - произведения НЕТ! Потому, как наедине с собой каждый из нас считает себя недовоплощённым, недолюбленным, недооцененным... этот список бесконечен. И неважно, что в банке - счет, крыша - над трехэтажным особняком, рядом - любимый человек... Все это не имеет никакого значения, ибо нет довольных ВСЕМ! Таких особей просто не существует в природе.
Отсюда - огромное количество вопросов к Библии, как к главной книге сегодняшней цивилизации. И главная ее неправда - история изгнания из рая. Я много лет пытаюсь представить себе, что такое - рай? Понятно, что тепло, нигде не каплет, завались еды и никаких проблем. Даже намека на них. Просто хочется посмотреть на человека, который согласился бы жить в таких условиях: ходишь себе голиком под ручку с единственным партнером по мягкой траве, отдыхаешь в тени - в отсутствии всякого ветра, дождя, стужи или пекла. Потребностей у тебя никаких, наблюдай только за разнообразным скотом и жуй прекрасные фрукты. Постоянно сладкие фрукты! Это ж, какую надо иметь поджелудочную! Никакой тебе горечи, кислого, жгучего, вяжущего. Да из такого рая - в любую тюрьму сбежишь от одного лишь однообразия.
Вот и ответ на вопрос: с какого такого... на яблоки Еву потянуло? Не удивлюсь, если - к не-спелым. И нужен ли был ей для этого змей? Чем тут искушать, если все уже через пару неделю обрыдло до кишечных колик.
И единственный способ стать ЧЕЛОВЕКОМ - пройти через искушения, трудности, ошибки и победы: над сомнениями, страхами, опасностями, поражениями, слабостями. Только на этой дороге человек обретает подлинную человечность, становится из животного - высшим существом, обладающим разумом, памятью... и ВООБРАЖЕНИЕМ. Он научается фантазировать, придумывать, изобретать - ТВОРИТЬ, воплощая мечту Бога о равном Себе. А как же тогда быть с наказанием?
Неужели Создатель такой... что Ему надо проверку человеку устроить на послушание? Да и зачем мы - послушные? Для этого достаточно зверей и растений. Ну, это, если про "образ и подобие". Впрочем, для всех зеркал нужна амальгама, в данном случае - поступки. Не с медведей же пример брать должен был человек в Божьем проекте?
Конечно, любая идея на этом пути - ложь изначальная, ибо явлена словесно. Только очень хочется путешествовать по жизни, а, значит, что-то все-таки придется считать началом от-счета. Для меня это - сознательный уход пары из опостылевшего рая туда, где можно стать ЛЮДЬМИ.
Как отличить добро от зла? Есть только один способ - личная практика. Сладкое понимается лишь в сравнении с горьким, счастье - с горем, нежность - с грубостью, уют - с разрухой, ласка - с побоями, спокойствие - со страхом, любовь - с ненавистью. Все самое хорошее человек возводит на пьедестал цели и мечты. И изо всех сил - стремится туда, где можно насладиться воплощенным намерением. Самое удивительное состоит в том, что почти все мечты не имеют срока давности. Они никуда не исчезают, даже из-за осознания явного прожектерства. Мы высокомерно смеемся над создателями очередного вечного двигателя, забывая, что каждый день видим его - ЖИЗНЬ в любых ее проявлениях.
И все равно, что мы без надежды - выше, дальше, больше, быстрее...
У моего любимого певца Michel Sardou есть песня "Lion", что в переводе означает приблизительно "далёкое". Клип на нее - один самых удивительных и совершенных.
Долгие годы человек лелеял мечту - взойти на самую-самую... гору. И вот жизнь прожита, выполнены все обязательства, теперь можно позволить себе последовать за мечтой. Небольшой отряд друзей и проводников отправляется в далекое и опасное путешествие. Дорога отнимет их - одного за другим, пока герой не останется один. Но испытания на этом не закончатся: он лишится любимого коня, винтовки и вещей. Оставшись с горой один на один, доберется до одной из ее вершин и раскинет руки, пораженный открывшимся невероятным видом. Но там - за его спиной - останется непокоренная высота, на которую уже не останется сил.
Усталый и опустошенный он осознает, что мечта так и осталась мечтой. Впереди его ждет спуск - еще более опасный, чем подъем. Ведь вниз вместе с ним, вернее, на его плечах, будут спускаться: сожаления о бессмысленности самой идеи покорить то, что покорить нельзя, погубленные жизни поверивших ему соратников; годы, прожитые в ожидании этого - главного - события; усилия, которые можно было потрать на что-то важное и человечное, а не на воплощенную идею восставшего члена в виде горы, как символа мужественности и верности обетам юности... Такой вот гимн бесплодности мечты... Мощная история - по сути - восстания человека против... человека.
Просто сказать о том, что мечты приводят часто совсем не туда, куда стоит стремиться... Но кого это убедит или испугает. Мы все равно будем строить планы - на будущее. Нам непременно захочется что-то добыть, достичь, покорить. За отсутствием реальной возможности стать новыми Македонскими, чтобы в сумасшедшем бреду мечтать о власти над миром, ни-чего другого не остается самым неспокойным, амбициозным и нетерпимым, кроме покорения высочайших гор, переплывания океанов на утлых лодках, путешествиях на воздушных шарах вдоль экватора или мечтах о дальних планетах. Все это будут называть "познанием самого себя", "исследованием предельных возможностей человека" и тому подобной наукообразной или романтической хрени.
Человечеству постоянно нужен подвиг. Оно никак не может до сих пор смириться с тем, что мир придуман не им и до него. Улучшить его можно только одним способом - испортить. Вот тем и занимаемся испокон века, что добавляем капли дегтя везде, куда только можем дотянуться. В том числе, и освоив единственную божественную функцию - сотворение - с помощью искусства.
Так что, с одной стороны мы стараемся придумать то, чего еще не было, с другой - сделать это по известным канонам, с третьей - нарушая все известные законы, с четвертой - уйдя в глухую оборону мечты - реальной или воображаемой... А что еще остается человеку, который до сих пор уверен, что создан по "образу и подобию" ...