Книга представляет собой историю сна, длинною в жизнь. Почему жизнь? Потому что более 100 снов, представленных в книге, лишь малая часть огромной коллекции, которую автор собирает 40 лет. Это позволило выработать непривычное представление о влиянии ночной трети суток на судьбу человека. Ведь каждую ночь мы оказываемся в иной действительности и проживаем другую жизнь. Игнорировать сон, значит, лишаться гармонической целостности. Себя можно понять только сквозь призму личного взгляда, ни самые лучшие доктора, ни традиционные сонники не помогут. Книга знакомит и с авторской системой записи сновидений и с необычным способом анализа и комментария 'сонных' событий. Расшифровки снов предлагают читателю инструмент самоисследования. Но главное в книге - сами сны, как продукт творческой работы подсознания. Условность жанра - вынужденная. Это роман автора со своей душой.
Моим незабвенным родителям с благодарностью и почтением
Нас несет сквозь время столь
странным образом, что существование
становится подобным сновидению,
и это подсказывает мне, что нормальному
человеку жизнь просто снится изо
дня в день. Вся жизнь - просто сон...
Кальдерон
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Однажды я совершенно случайно стала свидетельницей жаркого спора двух вполне уважаемых друзей о свободе воли. Они были немного навеселе. Алкоголь раскрепощает человека, лишает осторожности и делает разговорчивым. Чем больше спорщики пили, тем глобальнее начинали мыслить. Я невольно прислушалась. Уж очень интересно мыслили мужики.
Для начала они с легкостью решили все мировые проблемы. Расставили политиков по ранжиру, а заодно и выставили им оценки. 'Восстановили' промышленность и по но-вой приватизировали все, что осталось от предыдущего раздела собственности. Прошлись по СМИ. Подложили свинью под мировую закулису в виде украинского вето на все, что не сало. Примерили шапку Мономаха и отвергли ее, как неудобный пережиток. Уволили всех начальников, а кое-кого отправили изучать флору и фауну в места за перекрестком цивилизации. Не забыли посадить правительство на хлеб-воду и велосипеды. Немного посовещались и решили вернуть сначала Крым, затем Байконур, а напоследок и Арал, но, вспомнив, что озеро давно высохло, потеряли к нему всякий интерес. Потом как ни стара-лись, но не могли договориться о том, какую кару карскую придумать для америкосов, и решили отложить это важное решение на потом, когда разрешится главная проблема.
Проблема баб в жизни настоящих мужчин.
И, если по предыдущим пунктам для консенсуса приходилось неоднократно прикладываться к 'змею', то главная проблема была реперной точкой и таким болевым шоком, что обошлось без дополнительного 'обогрева'. А что? Это был тот аспект жизни, где спорщики сходились мнениями. Женское предназначение настолько сильно их волновало, что даже не требовало полемики. Судя по виду, эти офисные работники были вполне себе прогрессивными трудягами интеллектуальной нивы. Но в отстаивании истинного смысла женского существования они оказались замшелыми домостроевцами.
Место бабы у очага! И все тут! Была бы воля (вариант "материальные возможности" был отметен, как не отвечающий злобе дня), вообще за решетку лучше посадить, чтобы лишить соблазнов вмешиваться в настоящую жизнь с большой буквы Ж. А еще: чтобы не мешала, не перечила, подносила, верила, боялась... И вообще, чтоб мясо было каждый день и сколько хочется! "Как проснусь - так сразу рядом тарелка с большим куском мяса без всякого там гарнира!"
Пока мужики распаляли собственное воображение и "плавали" в планах на будущее, я пыталась сосредоточиться на своем. И вдруг внезапно поняла, что мне мешает... день. Шумный, полный ненужных контактов, разговоров, встреч, проблем, чужой необязатель-ности и собственной беспомощности. Вспомнилась юность, когда я воспринимала жизнь совершено безотносительно людям, которые меня окружали.
Все дело в точке отсчета. Для кого-то жизнь начиналась в тот момент, когда он про-сыпался, чтобы куда-то идти. А я ждала ночи, что в ней остаться.
Прошло много лет. Поиск гармонии - между днем и ночью - до сих пор дается мне с трудом. Правда, я не теряю надежду и, по-прежнему, ищу в дневном существовании ночное ощущение свободной воли.
Не собираюсь доказывать очевидное, что сон - ЭТО ВАЖНО. Это так и есть. Ни в коем случае я не хочу кому-то что-то навязывать. Тем более, что сны - это, практически, исподнее.
Книга состоит из моих избранных снов, объединенных в основном по тематическому принципу с добавлением текстов по самим темам. Сны имеют первоначальный вариант фиксации без позднейших переработок. Датировки я решила исключить. Для меня они важны, а для читателя - не принципиальны. Хотя придется смириться с некоторой путаницей. Иногда причины и следствия в моем повествовании будут меняться местами. Одно и тоже событие может быть описано и До, и После фактического соответствия. Впрочем, вряд ли это важнее самих сновидений. Ни в коем случае я не старалась представить ВСЕ сохраненные сны. Во-первых, это невозможно, во-вторых - не нужно. Я отбирала или, действительно, интересные сны, или показательные с точки зрения отражения дневных проблем.
По этим снам можно проследить, что называется, "развитие метода". Практически все сюжеты были расшифрованы в момент фиксации. Для некоторых использован своеобразный глоссарий из сонников (без подробностей определений, а, следовательно, это дозволенное цитирование, не нарушающее авторское право).
Надеюсь, мой опыт пригодится интересующимся данной сферой жизни. Никто, кро-ме самого человека не знает себя лучше всех, разве что собственная душа в лице нераз-лучной парочки сознания-подсознания. Я хочу поделиться своим многолетним экспери-ментом по преобразованию сна из явления спонтанного и потустороннего в доброго и самого близкого друга. Друга, который помогает разговаривать с душой напрямую - без посредников в лице гадателей, целителей и самых разнообразных психоспецов.
Не претендуя на изобретение какой-то особой технологии погружения в сон и его анализ, я предлагаю свой опыт в качестве примера или эксперимента. Одно знаю наверняка, эта практика возвращает краски жизни и избавляет от ненужных сожалений по многим поводам. Да еще освобождает от лютого одиночества, от которого мы все бежим, как угорелые, забывая, что человек одинок всегда. И не важно, есть кто-то рядом с тобой, или даже в проекте ничего не планируется. Было бы глупо не процитировать саму себя. В одной из моих пьес, кстати, то же "выросшей" из сна, по этому поводу "прохаживается" героиня: "Ты, что же, думаешь, если в койке рядом кто-то сопит, то вас уже двое? Все равно - двое по одному".
Давно уже так у меня повелось.
Сначала я записываю СОН.
А потом - Послесоние.
Чтобы понять, что, почему и зачем что-то снится, со временем и выработался подоб-ный подход. Конечно, кому-то это занятие может показаться бессмысленной тратой вре-мени.
Тогда эта книга - не для Вас.
Ничего личного - прощайте!
СВОБОДА ВОЛИ, ЧТОБ ЕЕ...
Ведь в этой жизни смутной,
Которой я живу,
Ты только сон минутный,
А после, наяву -
Не счастье, не страданье,
Не сила, не вина,
А только ожиданье
Томительного сна.
Д.Самойлов.
СОН
Я бегу по ромашковому полю к озеру. Его не видно, но я знаю, что оно - за вы-соким пригорком. Бег мой легкий, дыханье спокойное. Не ощущаю никаких усилий. Бегу, словно лечу - свободно и задорно. Поле заканчивается, и открывается потря-сающая перспектива спокойного бесконечно-голубого зеркала. Хочется броситься с разбега в прохладную чистую воду. Мыль об одежде и обуви бьется где-то в районе левого виска, но я на нее стараюсь не обращать внимания.
Внезапно замечаю огромный валун на берегу. Вернее, не сам валун, а сидящего на нем старика. Изменить траекторию бега уже не могу - инерция движения сильнее меня. Старик просто ловит меня в полете.
- Здесь самое глубокое место для ныряния.
- Спасибо, но я не умею нырять.
- Значит, я правильно сделал, что остановил.
Отстраняюсь. Старик отпускает меня. Он потрясающе красив. И не старик во-все - ему лет 40-45 - самый любимый мужской возраст. Просто невероятно, как он похож на мой идеал мужчины в юности, - высокий, седой, голубоглазый. Помогает мне присесть.
- Это великий камень. Помолчи, подумай о том, как хочешь прожить вторую половину жизни.
- Я и без сидения знаю - безболезненно.
- В смысле - без проблем?
- Нет. Без боли. Буквально и просто - без боли.
- Могу предложить нечто большее.
Вода тихо плещется о берег. Камешки блестят от брызг. Озеро, как магнит, ма-нит своей глубиной и спокойствием.
- Не хочешь узнать?
- Догадываюсь.
Если передо мной - идеал юности, что он может предложить? Или вечную мо-лодость или бессмертие. Молодость вернуть уже нельзя, а...
- Откуда ты знаешь, что я хочу предложить бессмертие?
Я рассмеялась.
- Если передо мной - волшебное явление, ничего большего предложить и нельзя.
- Нравится?
Надолго замолкаю. Перед глазами пролетает вся жизнь, в которой было так много и хорошего, и плохого.
Мысли обрывает безотчетный ужас.
Внезапно кубарем лечу вниз по темной деревянной лестнице. У самого низа ме-ня подхватывает папа - молодой, седой и сильный - и прижимает к себе. Слышу бе-шеный стук его сердца. Подоспевшая мама щупает мои ножки и ручки. А я... сме-юсь. Мне всего годик, и этот полет - простое, хотя и страшное приключение.
Совершенно не хочется открывать глаза и возвращаться из безмятежного да-лекого детства, где все - еще впереди, и живы и папа, и мама.
- И все-таки, нравится мое предложение?
Волшебник возвращает меня в настоящее время.
Ну, что я могу ответить материализованной мечте? Бессмертие? Мне? Теперь? Такое надо предлагать в 17-ть лет. Когда - половодье чувств, миллион желаний и вера в то, что перевернуть мир - достойная цель. А усталой, изболевшейся и изве-рившейся бессмертие - кара. Зачем?
Чем бессмертной заниматься, если ничего не хочется делать? Что создавать, ко-гда закончатся сюжеты или иссякнет талант? Как любить, если в сердце - пустота? Ну, не сексом же с утра до ночи заниматься? В старости это просто физкультура. Ко-личество в этих занятиях, даже при условии перехода в качество, - в один не пре-красный момент навсегда переводит человека из горячего профи в спокойного пен-сионера.
Я поднимаюсь с камня, обнимаю мужчину и целую его в лоб.
- Спасибо за предложение.
- Только не надо этого: "Но я другому отдана".
- Да. "И буду век ему верна".
Вдруг пропала легкость. Стало тяжело дышать. Каждое слово дается с трудом. Но я все-таки должна объяснить свой отказ, и потому шепчу непослушными губами:
- Без смерти - жизнь теряет смысл.
Жизнь ценна именно неизбежностью смерти.
Неотвратимость финала заставляет кровь быстрее течь, мысль - пронзать про-странство и растягивать время, чтобы успеть сделать что-то и остаться в памяти. И еще. Это самое главное - найти такую ласку и нежность, за которые можно - в огонь и в воду.
А бессмертие - вожделение пустых, амбициозных и пресыщенных. Им нечего больше желать. Потому, перебрав все возможные цацки жизни, они неизбежно упи-раются в тупик под названием - бессмертие. Это идиотизм, по-моему.
- Глупо и нерасчетливо. Смотри, не пожалей.
Моя мечта на глазах стареет - обнажается лысина, лицо режут морщины, а те-ло становится прозрачным. Сначала сквозь него видны облака на небе. Потом оста-ются одни облака.
Разуваюсь, снимаю одежду и осторожно босыми ногами переступаю по камеш-кам. Вход в воду пологий и удобный. Не оглядываясь, отталкиваюсь от песчаного дна, и плыву.
У озера не видно берегов. Впереди - горизонт, где сходятся синяя вода и голубое небо.
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ, ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК!
Я начала свою книгу одним из моих самых любимых снов. Он прекрасен не только сам по себе, но и показателен совершенной реальностью моего отношения к жизни и ее ценностям. Когда записывала его, едва сдерживалась, чтобы не кричать от величия и муд-рости ночного кино.
Эта книга - о снах, только она не имеет ничего общего с сонниками. В ней заключен многолетний опыт общения автора с собой. Не собираюсь рассказывать о мужании души и становлении характера, начиная от детских игр с товарищами по розыгрышам и продолжая взрослые игрища с судьбой.
Я хочу рассказать о жизни тайной, покрытой сумраком ночи и сладкими грезами.
Жизни сна.
Личный сон - главный герой моего повествования.
Мой собственный сон, с которым я стараюсь существовать в мире и взаимном ува-жении. Жизнь научила серьезно относиться к любым знакам судьбы. Не скажу, что при-шла к этому понимаю сразу. Отнюдь. Но с возрастом все-таки приходится мудреть и при-стально всматриваться в совпадения. Если это делать добросовестно, то станет понятно, что в жизни не бывает совпадений. Особенно случайных. Все закономерно. И все возвра-щается - и хорошее, и плохое. Только человек так устроен, что всегда стремится вперед.
В юности вообще не думаешь о прошлом. И это правильно. Когда придет время, прошлое само напомнит о себе. Впрочем, это ведь на самом деле великое знание, - в ка-кой-то момент жизни замереть перед осознанием того, что только что прожитый миг без-возвратно канул в лету. Это колоссальный переворот сознания - понимание растворяю-щихся мгновений, как постоянное прощание с ускользающей жизнью. Сначала это так страшно, что хочется, как в детстве, спрятаться на материнской груди. Потом... потом за-ставляешь себя примириться и жить, стараясь не думать об уходящих секундах. Вероятно, это и называется взрослением. Не потеря детства, а опознание себя, как отдельной лично-сти.
Со мной это произошло в 14 лет. Жизнь круто изменил один старый сборник пьес. В этом возрасте добровольно пьесы не читают, разве что выполняя школьную программу или оправдывая мечты о театральных подмостках. Ни первого, ни второго не было.
Просто поразило странное название - "Жизнь есть сон". История про двух близне-цов, волей людей и обстоятельств, вынужденных прожить совершенно разные судьбы. Один - на троне, другой - в заточении, без людей и событий. А потом их внезапно поме-няли местами. Чужая жизнь в чужом пространстве проявила в героях все самое лучшее и худшее. Старая истина осталась неизменной - судьба никогда не ошибается. Показав ва-риант возможного, она восстанавливает status quo. Оставшись в полном недоумении, ге-рои вынуждены признать, что разницы между жизнью и сном нет, потому что понять, ко-гда жили, а когда спали, они не могут.
Длинная и запутанная пьеса Кальдерона просто перевернула мое сознание и, как го-варивала мать принца Гамлета - королева Гертруда - в другой пьесе другого автора, "по-вернула взор очами внутрь". С тех самых пор ночь превратилась для меня в восхититель-ный мир, где все возможно. В этом мире было легко за 8 часов прожить несколько совер-шенно непохожих друг на друга судеб. Совершить величественные поступки, побывать в самых отдаленных местах вселенной. Встретиться с любыми персонажами - подлинными или вымышленными.
Этот мир с его особой географией и течением времени стал для меня территорией такой же реальной, как пол, стены и потолок собственного дома. Сначала все было непо-нятно. Но детская привычка разобрать игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена, сра-ботала безотказно. Это была не физика, которой я решительно не понимала, и не литера-тура или музыка, достойные по моему тогдашнему разумению любви безоглядной и пре-данной.
Сон был ни на что не похож. Его нельзя было остановить, заложить закладкой, что-бы не забыть, пересмотреть заново или подчинить каким-то правилам. У него были свои законы, и мне захотелось их постичь. Наверное, тогда это было одно из самых сильных желаний.
Так вполне сознательно я начала работать со сном. Вернее, придумывать собствен-ные правила для того, чтобы научиться понимать свои сновидения. Мне хотелось, чтобы сон стал такой же реальностью, как прочитанная книга, вчерашнее выяснение отношений или необходимость по утрам чистить зубы. Со временем обозначились и контуры законов, которым подчинялся мой сон.
Необходимо уточнить одно обстоятельство. На этой дороге я оказалась в совершен-ном одиночестве. Первые же попытки поделиться робкими "сонными открытиями" на-толкнулись на... скажем, непонимание. А, если учесть, что с раннего детства общение для меня было сознательным актом, я решила добровольно не "множить печали". От этого ли, или от иного, но скука никогда больше не посещает меня. Как можно скучать с таким вер-ным и интересным товарищем, как ты сама?
Их было много - прожитых снов. Целая жизнь. Вернее, две жизни. Одна - наяву, другая - в иномире сна. Иногда это пугало, иногда восхищало. Но исподволь всегда было и есть стремление объединить две половинки в единое целое. Какое-то невообразимое пока мной состояние спрессованности событий. Там не важны ни день, ни ночь - только непрерывное одновременное существование дневного бодрствования и ночной расслабленности. Одно важно. Сегодня для меня безусловным является именно "проживание", а не "просмотр" сновидений.
СМОТРЮ В СЕБЯ
"...это яркий, продолжительный сон,
который забирает меня в свою реальность".
Джон Гарднер
Чтобы понятно было, как я "общаюсь" со снами, лучше это делать на конкретном примере. Это один из немногих юмористических снов в моем собрании сновидений - коллекции, собранной за 40 лет. Он странный даже для меня самой.
СОН
Ранним утром с группой путешествующих я приезжаю в маленький туристиче-ской городок, известный славными традициями. День посвящен прогулкам по узким кривым улочкам с красивыми деревянными домами. Мы любовались резными на-личниками на окнах, молились в старинных, вросших в землю церквях, покупали сувениры у румяных веселых девушек.
К середине дня я утомилась настолько, что просто валилась с ног. Поэтому, ед-ва войдя в крохотный номер маленькой гостиницы, с наслаждением растянулась на скрипучей кровати и мгновенно уснула. Но покой прерывается самым бессовестным образом. Кто-то настойчиво теребит меня за плечо. Сон слетает мгновенно, но глаза я не открываю. Напряжено вспоминаю, что запирала дверь, значит, рядом - посто-ронний. Вряд ли он - враг, иначе, зачем меня будить? Открываю глаза.
Передо мной... Жириновский!!! Такое даже в самом кошмарном сне присниться не может! Но ведь - стоит и умоляюще смотрит глазами приблудного пса.
- Простите, пожалуйста, но в гостинице совершенно не осталось свободных но-меров. Не гоните меня. Ноги уже не держат. Можно, я просто прилягу с краю?
На языке вертится несколько "подходящих слов", но я сдерживаю свой закон-ный праведный гнев и цветистый словарных запас. На мужике просто нет лица. Еще миг, и правда, не дай Бог, свалится у кровати, как подкошенный. Интересоваться, как он вообще вошел в мой номер, глупо - уже вошел. Я предельно миролюбиво под-вигаюсь, уступая место на и так узкой кровати.
Вот уж мечта "электората", - лежу в постели с Жириновским! Это даже не авантюра - трагедия городского значения. Лихорадочно пытаюсь найти выход из щекотливого положения. Спать хочется обоим, но в этой ситуации сна не может быть в принципе. У меня даже нет сомнений, что создавшееся положение несет угро-зу. Не в этом дело. Но, для того, чтобы заснуть, надо расслабиться. А как тут рассла-бишься? Не философствовать же нам?
Он сопит рядом так напряженно, что я начинаю подозревать - приперся не-спроста. И, словно бы в подтверждении этих мыслей, Жириновский глубоко вздох-нул.
- Вы меня еще раз простите, но можно обратиться с просьбой?
- Еще с одной? - Я едва сдерживаю иронию.
- Знаете, у меня затруднения... то есть... короче...
Он долго и мучительно подбирает слова, чтобы рассказать мне - посторонней женщине - о своей проблеме. Где-то в далекой Италии живет его любимая. Они встретились случайно, и с тех пор он не может ее забыть. Он уверен, что и она его любит. Это истинное и самое главное чувство. Все в жизни, что у него есть, не стоит этой последней отрады. Он написал письмо, но боится, что его желанная ничего не поймет. Не могу ли я помочь? Он протягивает мне листок, вырванный из простой школьной тетрадки в клеточку.
Крупным корявым детским почерком путано и трогательно политик признает-ся в любви. Он описывает свои чувства и мечты косноязычно, но так искренне, что мне становится жаль этого большого и несчастного мужчину. Как ребенок, он загля-дывает в глаза: "Ничего? Она поймет?" Я одобрительно советую чуть-чуть отредак-тировать текст и исправить грамматические ошибки.
Депутат облегченно вздыхает, закрывает глаза и... начинает громко храпеть, как выполнивший долг усталый воин. Вот дела! В возмущении стою над спящим политиком. А он лежит на кровати, как и пришел - в пальто, ботинках и кепке. Можно, конечно, поскандалить, но меня сотрясает смех. Как там было в кино, - "В постели... не то с Мадонной, не то с врагом"? Кому рассказать - не поверят! Сооб-ражаю, что теперь делать? Растолкать и выставить, конечно, можно. Но жалко. По-литик - не политик, а испереживался сильно. Нечто мы не люди, не понимаем?
Решительно открываю дверь. В холле за небольшим столиком трое шахмати-стов напряженно обсуждают следующий ход. Один из играющих - мой папа. Все обернулись в мою сторону.
- Пойду, погуляю, - обращаюсь я к папе.
- Пойди-пойти, - папа "понимающе" кивает головой, а мужики молча ухмыля-ются.
Быстро выхожу, спиной чувствуя выразительные взгляды. Стыд заливает краской лицо, противно горят уши, словно совершила какой-то предосудительный поступок. Из гостиницы почти выбегаю.
Впереди совершенно другой вид. Нет никакого городишка. Я стою на высоком пригорке. Внизу - огромный луг с темнеющим вдали лесом. Осторожно спускаюсь вниз. Только на лугу замечаю, что лето кончилось: трава пожухла, цветы местами завяли, местами облетели. Ищу хоть один живой цветок, чтобы сорвать его для... А, собственно, для чего мне нужен этот цветок? И какой? Я хочу его понюхать, пода-рить? Кому? Зачем?
Изнутри начинает возникать слово. Я пытаюсь его узнать. Но слово, как бы распадается на отдельные звуки. Явственно вижу только букву Ы и с радостью вы-дыхаю - ЛЫБЛЯДЬ. Какая же прелесть? Что за слово такое говорящее! Клад, а не слово! Куда же вставить, как применить, чтобы все красоту и емкость его передать? Судорожно начинаю конструировать сюжет, в котором ЛЫБЛЯДЬ - станет королев-ским призом. Но все получается не смешно. И тогда я... советую себе проснуться. Ведь на бумаге мне много легче "конденсировать" мысль.
В полусне еще делаю несколько изобретательских попыток, но понимаю, что бес-смысленно оттягивать время, и окончательно просыпаюсь.
Сон закончился. Вялыми и негнущимися пальцами быстро начинаю записывать... Читаю записанное и начинаю хохотать. Здорово! Но ничего похожего на то, о чем я дума-ла там - во сне на лугу.
2 приятеля, потягивая пиво, рассматривают окружающих женщин и делятся впечатлениями.
- Была у меня знакомая лыблядь: лицо куклы, нутро - шалавы, - поставил кружку на стол 1-й приятель. - Мимо мужика пройти не могла - нравственность не позволяла. Одна беда - страдала герпесом на губах. Бывало, выскочит такая дрянь, а тут мужик навстречу попадется такой, что хоть наждачкой по языку, - так цело-ваться охота.
- Ну, - сверкнул глазом 2-й приятель.
- Она в таких случая "философствовать" начинала, говорила: "Пойду спущу пар". И принималась бешено готовить.
- И что?
- Я тогда отъедался за двоих - за себя и за того, который ей не достался.
- Интересная у тебя подружка.
- Жена, - мечтательно произнес 1-й приятель и, помолчав, добавил на невыска-занный вопрос, - бывшая.
- А теперь ты как?
- Сам готовлю. - 1-й приятель залпом допил пиво и резко поставил кружку на стол. - Разносолы вредны.
Это было сказано таким тоном, что и без уточнения понятно, какие "разносо-лы" имелись в виду.
Послесоние.
Главное! Яркость и реальность переживаний и испытываемых чувств по отношению к событиям сновидения не заслоняла важнейшего - полного осознания того, что все происходит именно во сне. Это объясняет совет самой себе проснуться, чтобы по горячим "следам" записать не только увиденное - причину, но и - "следствие".
Юмор во сне - удивительное явление. Правда, он был не явным, не сформулирован-ным, но отчетливым. Интересно, что первым порывом было желание записать именно продолжение сна в виде анекдота. Не знаю, означает ли это какой-то новый этап в моем романе со сном. Сюжет, выходящий за пределы сна, это не банальный фунт изюма, а са-мая настоящая изюминка.
Впрочем, вернусь ко сну.
Сначала не было никакого желания "копаться". Но привычка - второй характер. Опять же, разобраться с таким персонажем, как Жириновский, все-таки лучше до того, как он разберется со мной. Владимир Вольфович, конечно, муж видный, но не до такой же степени, чтобы нагло вторгаться на мою территорию. Это ему не Индийский океан, где удобно "сапоги мыть". В мою кровать, кстати, он лег, даже не разувшись. О, ужас! Чтобы это значило? Выбор у меня велик. В смысле вариантов:
1. Анекдот, как выход за пределы сновидения, был не простым продолжением, а, ве-роятнее всего, уже родился "наружу" еще до начала самого сна. Но "под ручку" он мог выйти только таким образом - через сон, как реакция на необычное "сонное" приключе-ние. В этом случае могу только поаплодировать подсознанию. Знает оно меня, как облуп-ленную! Что называется, получай ответ на вопрос об идеях, сюжетах и писательстве во-обще.
2. Поиск цветов - самый понятный образ. Перед сном смотрела "Новые времена" Чаплина. Явная трансформация облетающей розы в финале фильма. Хотя, если углуб-ляться, можно найти "оцветание" определенных жизненных установок или надежд. Осень, дорогая! Осень твоя пришла. Не рыпайся, веди себя сообразно возрасту. А за ромашками милости просим - в магазин.
3. Появление папы. Этот факт совершенно непонятен. Обычно папа приходит или тогда, когда я прошу помочь мне с решением некой проблемы, или в ответ на какие-то тяжелые мысли и переживания, или с целью предупредить или рассказать о будущем. Но в этом сне папа - не просто персонаж второго плана, он - почти лицо из массовки. Может быть, он хочет меня предупредить о том, что впереди маячит ситуация, из которой надо не просто уходить, а быстро сматываться? Сдается мне, что присутствие папы может быть знАком стыда, который я уже пережила, или который мне только предстоит пережить. Конечно, постараюсь учесть предупреждение. Попробую не вляпаться. Поживем, увидим.
Спустя 10 дней "увидела" и еле "унесла ноги" из одной истории с участием "божьих одуванчиков" - старушек-пенсионерок.
4. Намек. Не стоит с полузнакомыми людьми ездить по маленьким городам. Не по-лучится ничего хорошего. Буду виновна в том, чего не делала.
5. Жириновский.
а). Он может означать тщету моих нелепых надежд на какое-либо участие в соци-альной жизни. Как говориться, что ни делай, лучше не делай. Результат один - бессмыс-ленная трата сил на "отапливание космоса".
б). Любопытный вариант. Допускаю, что это может означать вполне вероятное от-ражение размышлений по поводу камарильи, которая наяву творится вокруг выборов - думских и президентских. Щеки раздувать - все горазды, а как доходит дело до дела, так - "пустите переночевать".
в). Подсознание, оно, конечно, материя темная и исследованию, как известно, пока не подлежит, но логические связи никто не отменял. Политик в сон попал не случайно. А, значит, этот персонаж требует к себе более внимательного взгляда. На самом деле мое отношение к нему претерпело несколько стадий. Когда он впервые появился в прямом эфире во время подсчета голосов на выборах в Думу, меня обуял подлинный страх. Было ясно, что возможный приход ЛДПР к власти обернется обыкновенным ужасом, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. Хорошо помню, что в моей семье тогда всерьез задумались об эмиграции. Останавливало три фактора: незнание языков, наличие гуманитарного, не конвертированного на международном рынке труда образования и отсутствие лучшей в мире национальности. Помощи ждать было не от кого, а впереди маячило получение давно выплаченного кооператива. А потом... все как-то само собой начало утрясаться.
После того, как схлынула первая волна страха, появление политика на экране стало вызывать любопытство. Дельные проекты часто предлагает, только репутация мешает. Иногда до снисходительной досады: "Вырос уже мужик, а ведет себя как пацан петуши-нистый в период полового созревания. Сколько можно "ваньку валять"? Годы требуют, если не мудрости, то, как минимум, серьезности и солидности. Но, видимо, аудитория так вдохновляет, что "клоунада" запускается автоматически - с "полпинка". Да и потом, куда же деться от привычки? Ведь для политика смена амплуа - такого сочного и яркого - на что-то чинно-унылое - смертоподобие. Тогда - впереди замаячит забвение.
6. Надо быть честной. Этот вариант просто плавает на поверхности. Могу подозре-вать, что никак не может успокоиться моя латентная сексуальность и от отчаяния "под-кладывает" мне сверхъестественного партнера. Только допустить, что политик - мечта романтической дамочки, - сильно погрешить против истины. Не хочу обижать его по-клонниц, но, как говорится, не мой тип, хоть режь.
7. Надо отметить, что такое явление, как кровать, в моих снах гость - редкий гость. Даже не помню, чтобы разделяла ее с кем-то. Хотя, сердце всегда о ком-то "думает". А тут - нате! И не то странно, что персонаж - не принц, не Аполлон. Я тоже ни на принцессу, ни на Венеру не похожа. Необычно само поведение героя - униженное, просящее, человечное.
8. И вот теперь придется "копаться" подробнее. Я все-таки склонна серьезнее отне-стись к социальной тщете и бессмысленности, чем к эротическому подтексту.
9. А теперь - самый смешной вариант. Накануне так ухайдакалась с уборкой перед Новым годом, хотя и половины запланированного не переделала, что даже спать не хоте-ла. Вот сон и развлек меня, "подсластив" рабочий энтузиазм.
СОН - НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ
Нерасшифрованный сон подобен
нераспечатанному письму от Бога.
Талмуд
Сон - это удивительный мир, который живет в человеке. Не в разуме его, сердце или душе, а просто - в человеке. Он всегда готов радовать, предупреждать, ограждать и любить. Он самый близкий друг из всех самых близких друзей. Для тех, кто относится к нему серьезно, он верный товарищ - никогда не подведет. Сон хранитель интересов человека. Он не устанет повторять одно и то же много раз до тех пор, пока человек не поймет, что впереди - опасность. Он говорит на самом красивом и образном языке героев и событий, перемешивая для достоверности и наглядности утреннюю раздражительность, дневную активность, вечернюю усталость и ночные намерения с достижимыми целями, тяжелыми раздумьями, драматическими переживаниями, наивными мечтами, неисполнимыми желаниями и робкими надеждами.
Сон взбивает все в особом блендере вселенной, где человек, пространство и время едины, и показывает спящему новую действительность для дегустации необычного крем-супа - фильма возможной жизни. В этом фильме с пугающей и радующей достоверностью мысли и желания преображаются в непривычные сюжеты - фантастические и жизненные одновременно.
В этих сюжетах человек всегда или герой или наблюдатель. Для сновидящего кино-любителя, сюжет будет строиться по законам кино - с завязкой, конфликтом, драматиче-ским действием и финалом-выводом. Для книгочея сон добавит прихотливых размышле-ний, необязательных подробностей и вариантности в развитии интриги. Но в любом слу-чае, сон предъявит структуру, похожую на загадку-детектив. И суть - в трактовке подска-зок, которые приведут к разгадке.
Сон подарит удивительную фантазию. Возвысит, ободрит, предупредит о вероятных затруднениях, укажет на сбой в организме, похвалит за достойные поступки и подтолкнет к верным решениям. Он поможет выбрать правильный путь в дневной жизни.
Сон может все.
Кроме одного, НО или лучше - ЕСЛИ.
Если человек не просто смотрит сон, но ВИДИТ его.
Я давно интересуюсь снами. Сразу оговорюсь - не только своими снами. Собрала обширную библиотеку, как сонников, так и исследований по сновидениям. Но, чем боль-ше я знакомилась с этой литературой, тем яростей во мне рождался протест против нее. За редкими закономерностями и открытиями во многих книгах повторяются одни и те же глупости, если не сказать грубее:
- сны снятся только психологически нестабильным людям,
- сон обычно видит только неуверенный в себе человек,
- цветные сны снятся исключительно шизофреникам, на этом настаивает каждый второй, занимающийся психологической практикой,
- у сна четкий понятийный словарь преимущественно сексуально-эротического тол-ка,
- сон - пустое времяпрепровождение, с которым человечеству надо бороться, чтобы в будущем вернуть себе "сонную" треть жизни для полноценного дневного существова-ния...
Перечислять можно много, "дополнения" желающие обнаружат повсеместно. Все эти утверждения оформляются наукообразными фразами и со звериной настойчивостью внедряются в сознание заинтересованных.
Мне жаль людей, для которых сон не стал товарищем. Вероятно, эти люди в силу разных причин потеряли главного друга своей жизни. Они достойны сострадания.
Ведь сон - это личный ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС, который каждый человек мечтает научиться слышать и понимать. Такое мастерство не приходит само собой, как умение, например, дышать. У внутреннего голоса свой язык - прихотливо-достоверно-доступный. Но понятным он становится только тогда, когда этот язык освоишь.
И тогда станет пронзительно ясно, что сон - другая страна, с другими, хотя и похо-жими, законами, обычаями и населением. Человека сбивает с толку эта похожесть, поэто-му непонятным деталям, как редким ретро-словам, он ищет объяснения в сонниках. Но в том-то и дело, что традиционные сонники, как словари, разъясняют общепринятое или вышедшее из употребления, но не дают ЛИЧНОГО ТОЛКОВАНИЯ.
Эквивалент найденного, может быть, приблизительным, ибо не учитывает индиви-дуальный опыт, собственную прожитую жизнь и персональные представления о добре и зле. И в этом случае курьез - минимальная потеря. Пример возведенной в закон патологии - карандаш, который по Фрейду непременно будет расшифрован, как мужской половой член. И для женщины он призван означать тоску неутоленного желания. За всех женщин, как говорят в Одессе, не ручаюсь, но для человека пишущего, как и для нерадивого ученика, карандаш - напоминание о несделанном уроке или ненаписанной статье для очередного номера газеты.
По моему глубокому убеждению, к сожалению, влияние Фрейда и его последовате-лей сыграло разрушительную роль не только в психологии и медицине, но и в истории искусства и шире - всей культуры ХХ века. Не могу найти объяснения тому, как психически неуравновешенный, болезненно зацикленный на собственной мужской неполноценности, сексуально озабоченный Фрейд, извращенно допытывающийся самых интимных подробностей "этих " проблем у своих пациенток, стал светочем и знаменем науки, лукаво названной психоанализом. Перелистывая страницы его книг, я частенько боролась с тошнотой от отвращения. Основатель психоанализа вызывает во мне чувство омерзения, сходного с тем, что испытываю при виде мстительного интереса священника на исповеди, добивающегося деталей "греха" от верующих прихожанок. Есть в этом гадкое смакование чужих подробностей запретной страсти.
Но еще омерзительней для меня "перевернутое" сознание экзальтированной части интеллигенции, так падкой на все глубинно-извращенное, поверившей во Фрейда с пы-лом, достойным более возвышенного применения. Впрочем, я не собираюсь с водой вы-плескивать и ребенка. В любой теории есть доля теоретической правды. Тем более, что я совершенно не претендую на научность, а значит, вполне могу позволить себе быть пре-дельно откровенной и совершенно субъективной. Не о математике чай разговор.
Возвращаясь к сегодняшнему дню, нельзя не заметить очевидного. Существующим техническим реалиям вообще не придуманы эквиваленты составителями сонников. Ко-нечно, они пытаются удовлетворить возрастающий интерес, но все равно телега с боль-шой натяжкой может замещать самолет. А как быть с ракетой, ядерной бомбой, компью-тером или спутниковой антенной?
Сон не так прост, как кажется и обывателю, и исследователю. Его ни обычной, ни электронной отмычной не вскрыть. К тому же, он чрезвычайно хрупок и эфемерен. Толь-ко откроешь глаза, посмотришь на окно, а сон уже - за окном. Он вернулся туда, откуда пришел, - во вселенную, оставив ошметки от и так нечетких остатков разрозненных дета-лей. Из этого смысл не сложить. Сон же ценен именно своей целостностью, в которой все имеет значение: и тема, и сюжет, и подробности, и поведение героя, и его эмоции.
Для меня сон - совершеннейшее из совершеннейших произведений искусства. И са-мое невероятное состоит в том, что во сне все люди - талантливы. Там нет бездарных.
Сон - демонстратор безграничных возможностей человека.
Каждого человека.
Всех людей.
Сновидения -проклятие или дар?
Только многие ли обращаются бережно с этим своим богатством?