Накануне отъезда во Францию в Мадриде случилось стихийное бедствие - Дождь! Настояший, зимний, с ветром и хлестким потоком воды от которого не спасает даже большой зонт. И вот такая непогодь застала меня на автобусной остановке. Автобуса не было, такси не ловилось, народ уже не умещался под козырьком, и с надеждой вглядывался в черный мокрый перекресток, пытаясь угадать куда свернет притормозивший на светофоре автобус.
За ожиданием разговорилсь и как-то незаметно появилась общая тема
"какой замечательный город - Мадрид"... Каждый посчитал необходимым сообщить откуда он родом и высказаться либо за Мадрид, либо не очень.(видимо, те кто категорически против Мадрида, живет в другом городе) Но уже через несколько минут наша остановка по накалу страстей напоминала футбольный стадион, где именно, сегодня - игра сезона.
- У меня дети живут в Галиции и когда приезжают Мадрид, выдерживают не больше двух дней...
- а ты-то, сколько времени уже в Мадриде?
- у меня квартира в Альмерии, но жить я туда ни за что не поеду!
- да как можно сравнивать эту деревню с Мадридом!
- нет, нет, нет! Настоящая Испания - это Андалусия!
- да ты никак забыл поговорку "лучше Мадрида - только Рай!"
- если тебе так нравится твоя деревня, чеж ты туда не едешь?
Публика распалялась все больше и больше, среди самых ярких нападающих -солидная сеньора больших размеров и маленького роста. Наступая на оппозицию, она протискивалась к противнику и сотрясая зонтом, который от ветра выворачивало то в одну то в другую сторону, кричала:
-Никогда в жизни не променяю Мадрид ни на какой другой город! Да пробки, да по улице ни проехать , ни пройти, ну и что, что уже больше часа ждем автобус! Я обожаю этот город таким какой он есть и баста!- муж сеньоры пытался утихомирить супругу, удерживая ее за подол куртки и повторяя: " да успокойся же ты, тихо тихо, замолчи уже, вот чертова баба, да кто же с тобой спорит, тихо, тихо"
Все участники дискуссии уже как-то сошлись на том что каждый живет там где ему нравится, что Мадрид, действительно город достойный любви и только тетка как затухающий вулкан на фоне общего спокойствия вспыхивала новыми признаниями и аргументами - За!!!
Мадрид декабрь2006
Цивитас Паризориум (латынь) или Город Париж
Около девяти вечера поезд привез нас из Страсбурга в Париж, омерзительное метро, которое конструировал человек ранее занимавшийся проектами загонов для скота, ничего более антигуманного и призванного служить людям, я не видела в своей жизни. Высокие двери загонов метро автоматически захлопываются через какое-то время, со страшной силой и стуком. Конечно, мой чемоданчик эта гильотина захватила, совершенно не реагируя на усилия выдрать его из ее пасти. Как результат - оторванная ручка,... и в этот момент двери загона великодушно открылись.
Грязный вагон с запахами нечистот и мочи, редкие попутчики по метро (в Мадриде даже в час ночи больше пассажиров) вагон настолько тесный и узкий, что выбирать соседство не приходится, и опять наводит на мысль: что не для людей вагинчик делался.
--
Все! Сыта я этим Парижем, я хочу домой - в Мадрид!!!- и я была искренна в своем желании, прости, Париж!
На следующий день мы познакомились... и я влюбилась навсегда и безответно! Он удивлял и восхищал меня, позволяя дышать его воздухом! Но постоянно я чувствовала что я здесь чужая, только туристка, даже в этом адском метро я не своя и уж тем более не своя на улице Ройяль. Париж позволил только познакомиться с ним, но уже и за это я безмерно благодарна.
Можно перечислять многочисленые исторические и архитектурные памятники достойные внимания, что всегда найдется в любом путеводителе, но у каждого города есть нечто особенное - мне показалось что в Париже - это удивительная гармония, которую видишь, слышишь и ощущаешь. Здесь в любую погоду красивое небо, которое очень идет этому городу, и когда серое и дождливое, и когда голубое и ясное, и когда ночное и черное. Может здесь начинается гармония? А может, с упоительного языка, мне всегда нравилось как звучит французский.
Солнце, чудесный день, туристы толпятся возле Нотр-Дама (1163-1345); фото-фото-фото внутри, снаружи, я на фоне Нотр-Дама, Нотр -Дам на фоне Сены. Как ни в каком другом городе, в Париже мне не хотелось участвовать в туристическом марафоне, отмечая галочками и фотографиями увиденные достопримечательности, хотелось остановить бег часов и кормить воробьев с рук. Никогда не видела чтобы воробьи склевывали крошки с рук, только в Париже в скверике у Нотр-Дама! Вид Собора Парижской Богоматери со стороны апсиды мне показался гораздо интереснее, отсюда открывается нарастающая перспектива на весь Собор и можно видеть восхитительные арки - своды , которые повторяются в церкви Сент-Эсташ (1532-1637).
Ну нельзя же столько! И все в одном городе! Кажется что каждый гений старался отметиться и оставить что-то на память человечеству именно в этой точке Земного шара. Но ведь кто-то же начал первый! Еще в III веке до Рождества Христова здесь жили паризеи-кельты, и называли они нынешний Париж- Люкотиция, или Лютеция
Говорят, что вышедшая замуж за французского короля Генриха I дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, приехав из Киева была разочарована Парижем. В то время, правда, не был еще построен собор Парижской Богоматери, небыло ни часовни Сент-Шапель, ни чудесной башни Сен-Жак, небыло даже городской канализации, и после столицы Великой Киевской Руси, Париж был воспринят как грязный провинциальный город.
"В 1257 г. парижский каноник Робер де Сорбон основал на левом берегу Сены колледж, который со временем превратился в больший средневековый центр богословия - Сорбонна, рядом с Сорбонной появились другие учебные заведения, где учились студенты из разных стран. Между собой студенты общались на латыни, отчего район и назвали Латинским кварталом.
В 1528 г., когда король Франциск I официально объявил Париж столицей, процесс развития города был взят под контроль властями и родилось понятие "городская политика". Вышли казенные указы о застройке улиц, была сооружена каменная набережная, начата перестройка Лувра, на месте которого позднее вырастет грандиозный дворцовый комплекс.
В начале правления Людовика XIV (1643-1715) королевский двор перебрался в Версаль, где был сооружен великолепный дворцово-парковый ансамбль - архитектурный гимн "королю-солнцу". В Париже градостроительными работами руководил придворный министр Кольбер, по указанию которого построены монументальный Дом инвалидов, Обсерватория и королевская мануфактура Гобеленов, разбита Вандомская площадь, проложены Елисейские поля и Большие бульвары.
Эпоха Наполеона I (1804-1815) внесла свои изменения в парижский пейзаж: появился пышный ряд монументов, прославляющих боевые победы "большой армии", Наполеон не жил в столице, тем не менее стремился придать ей имперский вид, превратив город на Сене в своего рода "второй Рим", не случайно архитектура и декоративно-практическое искусство этого времени пропитаны духом античности (даже название стиля "ампир" этимологически родственно слову "империя"). Приемы античного зодчества использованы в архитектуре Триумфальной арки, Биржи, церкви Мадлен, фонтана на площади Шатле. Впрочем, наряду с этими памятниками "монументальной пропаганды" Наполеон подарил столице и сугубо утилитарные сооружения, в том числе два новейших моста и канал Сен-Мартен для подачи воды в городские фонтаны.
Правление Наполеона III, внука Великого Бонапарта, (1852-1870) отмечено развитием наук и техники, подъемом экономики. Именно в этот период была предпринята редкая по размаху перестройка Парижа, реконструкция столицы осуществлялась по плану префекта Эжена Османна (современники называли его "министром по делам Парижа") Тогда же в столице появились площади с радиально отходящими от них проспектами (площадь Этуаль, площадь Республики), многочисленные скверы и два великих парка - Булонский лес и Венсеннский), на правом берегу были сооружены важный продовольственный рынок Ле Аль ("чрево Парижа"), здание парижской Гранд-Опера, базилика Сакре-Кёр и три вокзала. Париж в очередной раз преобразился...
Но, как говорится, лес рубят - щепки летят. В ходе этой большой перестройки был искажен исторический облик некоторых улиц и кварталов. Это касается, прежде всего, сердца Парижа - острова Сите, здесь были снесены почти все старые дома, а на их месте выросли скучнейшие административные здания городской префектуры, И лишь остров Сен-Луи каким-то чудом остался нетронутым, не добрался "министр Парижа" и до очаровательного квартала Марэ, который и сегодня выглядит опрятным архитектурным заповедником."
Идея строительства ультрасовременного квартала Дефанс принадлежала Шарлю де Голлю, который вернул послевоенному Парижу блеск европейской столицы. Впечатляет Дефанс, когда осознаешь что проект родился в 60-е. Большая арка (1989 ар. Йохан Отто фон Шпрекельсен)
завершила облик квартала уже при Франсуа Миттеране. При ясной погоде, даже не поднимаясь на Большую арку, от Дефанса хорошо видна Триумфальная арка. Интересно, еще через 200 лет, появится ли новая арка Парижа в квартале, название которого сейчас никто и не знает? Этакий мостик между эпохами и стилями... сравнивать невозможно, можно только удивляться тому как по - разному мыслит и творит Человек во времени. Новомодные холодные офисные районы ненавижу, не из-за архитектуры, которая интересна, а из-за того что творится за стенами этих "супер - офисов", ежедневно переваривающих человеков в винтики. Все повторяется: и новая архитектура на службе у той идеологии, которая ее заказывает.
Парк Ла Виллет, в этом случае, радостное исключение. Я почувствовала себя ребенком, казалось что могу пол дня провести на горке - драконе; чудесная идея со стульями - вертушками в парке. Архитектура парка воспринимается как игра с пространством, удивляя и радуя своими находками. Огромная сфера Жеода, отражающая небо и парк и поэтому меняющаяся в зависимости от положения зрителя, получается что два человека, даже стоящие рядом, видят ее по разному! При этом сфера кажется очень легкой, верится что прикоснешься рукой, и шар покатится. Здесь же в парке замечательный детский комплекс, зашли из любопытства, по первому этажу можно прогуляться бесплатно, пространство перегорожено стеклом, за которым живет, резвится и познает жизнь детвора. В павильонах, по возрастам и темам представлены природные уголки, "фабрики", сельские поля и физико-механико-гидравлические взрослые игрушки. ВСЕ приводится в движение детьми, все н у ж н о трогать, осязать, забираться, крутить, доставать. Надо видеть этих детей! Ах, если бы мне разрешили, я бы присоеденилась к ним забыв все что знаю и умею, что-бы узнать заново. Здесь же, прямо на полу, огромный аэрокосмический снимок Парижа, можно найти свой дом, любимый парк, любую достопримечательность города, ходишь по карте - снимку как огромный великан с ощушением боязни нечаянно разрушить красоту Парижа.
Парижанка. Ее хочется фотографировать бесконечно и кажется что Эйфелева башня (1889г.) по- настоящему позирует как прекрасная дама, осознающая свою красоту. В каждом ракурсе она разная и одинаково совершенна. При любой погоде она восхительна, не понимаю как парижане могли ЕЕ не принимать, кто сейчас сможет представить Париж без Эйфелевой башни! Ее изображения растиражированы на миллионы, я улыбаюсь продавцам, предлагающим связку маленьких убогих копий за какую-то символическую плату, она же уникальна! И никакая копия не вызывает такого восторга и головокружения, какой испытываешь первый раз оказавшись у ее ног. Подобное я пережила, когда впервые увидела SAGRADA DE FAMILIA в Барселоне и когда вошла в храм SAN PEDRO в Ватикане. Говорят, Эйфель воплотил в ней свой идеал женской красоты, охотно в это верю, она действительно очень женственна и легка и поэтому ей так идут украшения из света, превращающие творение Эйфеля в бриллиант, мерцающий в ночном небе Парижа.
Кстати, первоначально Эйфель выкрасил ее в розовый цвет, такой она простояла до 1892 года. Затем был желтый, еще дважды - в 1954 и 1961 годах - ей возвращался неслыханный розовый цвет- честно говоря, не могу ее представить в таком цвете. Позже по решению мэрии Парижа башню обновили в болотно-коричневых тонах: три оттенка -- внизу темно-коричневый цвет, от отметки в 57 метров с преобладением зеленоватых тонов, а в высокей части - с отметки в 115 метров - светло-коричневый, перетекание тонов, по замыслу художников, подчеркивало изящество башни. Сегодня башня Эйфеля цвета коры зимнего дерева, что-то коричнево-розовое. При всех нововведениях и изменениях, одно правило остается вечным - как завещал Гюстав Эйфель - красить башню должны вручную 25 маляров с помощью кисточек , а как иначе можно обращаться с Прекрасной Парижанкой!
Парижанки. Миф детства, что самые красивые женщины живут в Париже, развеян давно, но! Я встретила на улицах Парижа, женщин, принадлежность которых к этому городу читается во всем их облике- сочетание Экстравагантности и Элегантности, думаю, ни повторить, ни скопировать это невозможно. Конечно, встречатся далеко не в каждой, но встретив, можно уверенно сказать - ОНА. И хочется достать исподтишка камеру и сфотографировать, но только так чтобы не заметила, чтобы осталась на снимке такой какая есть . Говорят, что Париж женский город, что женщины чувствуют себя здесь очень комфортно - со мной так и случилось, и подумалось, что так и должно быть, ведь Париж создавали безумно влюбленные, романтичные мужчины. Поэтому я и влюбилась в этот город!
Парижане. Как это не банально, любят Париж, иначе бы и не жили здесь! Ревностно относятся к французскому языку, обращение к ним на английском, делает их или глухими, или глуповатыми, они упорно продолжают наборматывать тебе что-то по французски, несмотря на все отрицательные жесты которые ты изображаешь. При этом легко опознают итальянский, испанский, русский ( может и другие языки) и даже если не знают ни единого слова, стараются хоть чем-то быть полезны. Часто случалось, что увидев как безмолвно любуюсь чем-то, они подходили и говорили: " а вы знаете, что...", в этом случае, правда, по английски. Не правда ли мило, и очень по Парижски.
Парижское кафе, есть в этом словосочетании дух богемности, избранности, да в общем и объяснение есть; когда собирались в парижских кафе будушие гении от искуства, погреться и перекусить, а может и разжиться случайным заработком, здесь шла жизнь, писались стихи и наброски картин, которые в будущем прославят и своих авторов, и парижские кафе.
В поисках одного из французких деликатесов - яблочного торта Татин, названного по имени хозяйки маленького отеля, мы оказались в одном из парижских кафе - Флора на Сен- Жермен. У входа нас заверили, что Татин в меню есть, время было обеденное и кафе было переполненно парижанами и гостями. Устроившись за столиком , мы принялись изучать меню: татин - 11евро один кусочек, помнижить на два, плюс кофе, самый дешевый - 5 евро! "Ладно, гулять так гулять", сказали мы сами себе и как исполнения приговора стали ждать приближения официанта.
--
Два татина и два кофе, - выдавила я из себя
--
К сожалению, татина больше не осталось, могу предложить другой торт.
--
Как нет! ( я с трудом изобразила разочарование, тогда как была безмерно рада улизнуть из кафе под предлогом отсутствия татина) Мы специально пришли к вам за этим тортом!
Официант еще раз извинился, а мы прихватив вещички и непотраченные евро, отправились в менее прославленное заведение быстрого питания. Печальный итог: посещение кафе прославленными людми, сказалось и на нынешних ценах, кто теперь может поесть здесь за 6 франков, да и где эти франки?!
Да, и отдельно о ресторанах, решившись на расходы чтобы все-таки познать кулинарные французские изыски, вечером отправились на поиски ресторана и увязли недалеко от площади Клуни в Латинском квартале. Остановить выбор на каком-то, при таком обилии, где каждый ресторан зазывает тебя уже с улицы ресторанным окном - витриной, промоутером - официантом - сложно. А ведь доверительно предупреждал нас зазывала латиноамериканского ресторана, о том что многие рестораны в этом квартале, работающие на туристов, больше тратят на внешнюю рекламу ресторана, чем на продукты и их приготовление. В этот раз не повезло; утка в красном винном соусе, оставалась загадочной и аппетитной пока ее не подали... поели хлеба запили вином, по дороге купили суши, ну а изыски оставили до следующего раза.
До базилики Сакре-кёр (святое сердце. 1876 ар. Аббади. Мань.) добирались через какие-то арабские кварталы с бесконечными дешевыми лавками в которых кучами навалены тряпки, тюки с непонятным содержанием. Надо, наверное, обладать особым даром предвидения, чтобы уметь выбрать что-то в таких лавках. На перекрестках неназойливо предлагают отовариться наркотиками. Вечереет и хочется выбраться поскорее из этого квартальчика. Бабулька -француженка, которую мы чудом встретили, была очень растроганна нашим вопросом "как пройти к Сакре-кёр?" и чуть ли не взялась проводить. Ну вот арабские лавки сменились на сувенирные магазинчики, верный признак того мы у цели. Первый раз я увидела Сакре - кёр со смотровой площадки Бобура, сказочный мираж на горе Монмартра, дивный, белый не то дворец, не то храм. Рядышком с базиликой прославленный художниками Монмартр, где и сейчас по традиции продаются картины и картинки, репродукции и фотографии, квартальчик сохранил дух и атмосферу 18-19 веков, и даже туристы и автомобили нашего века не меняют восприятия Монмартра как милого провинциального квартала из прошлого. А внизу тоже Монмартр, но совсем другой : выстроились в ряд бесконечные ночные клубы и магазины продающие секс и все для секса, музей эротики и секса, собравший многочисленные экспонаты со всего мира и всех времен. Даже то что выставлено в витрине музея уже впечатляет, в этоху отсутствия телевидения людям приходилось самим выдумавать способы каждодневного развлечения. Отметившись у бывшего кабаре Ша -Нуар и мельницы Мулен Руж, отправляемся на площадь Клиши, в 1814 г. русские войска, вошедшие в Париж вместе с союзниками участвовали в жесточайшей битве на этой площади.
Дворцовая площадь Лувра и чудесные стеклянные пирамиды Ео Минг Пея. Интересно, как бы отнеслись создатели площади к появлению пирамид, сами по себе пирамиды ничего экстраординарного с художественной стороны не представляют, но ведь это надо было иметь смелость предложить поставить их именно здесь! Площадь, мне кажется, от этого только выиграла, я уж не говорю о Пирамидах!
Более 2000 лет истории Парижа, поделенные на среднюю продолжительность активной человеческой жизни, что на мой взгляд, около 50 лет, и получится что одина за другой проследовали всего-то сорок человеческих жизней. А теперь помножим на квадратные метры Парижа, на невероятную концентрацию людской энергии и гениальности в этой точке Мира, и получится бесконечная история из прошлого в будущее ...
"Париж - это громадный театр, а парижане - его актеры, спектакль идет прямо на улице, и если в данном месте и в данный момент не происходит ничего интересного, то достаточно глотнуть парижский воздух и посмотреть повнимательней направо и налево, чтобы разглядеть и полюбить этот город. Вот это и есть Париж! ? Борис Карпов"
Я прослушала парижскую увертюру, я успела посмотреть только часть первого акта Парижского спектакля. Аплодисменты не стихают! Браво, Париж!