Арсений Лайм
"Поскакали": Обзор конкурса "Русская тройка-2010"
Литературное обозрение
Пишу отзывы, как и раньше, основываясь только на своих эмоциях и мыслях, которые появились после прочтения того или иного рассказа. Не вдаюсь в соответствие их заявленной в конкурсе теме - это удел жюри. Ошибки, стилистические шероховатости и прочее зачастую, но не всегда, оставляю за бортом, наверняка и без меня на них укажут.
Общее впечатление от уже прочитанного - есть хорошие рассказы, которые достойны финала. И не только. Есть и те, что прочитал - и забыл. Но такое бывает, к сожалению, на конкурсах всегда.
И так...
Вечерело. В кабинете, стены которого закрывали книжные шкафы, жарко пылал камин. Большой дубовый стол был завален распечатанными на принтере рассказами, Рядом в кресле сидел болезненного вида человек. Он кутался в плед и недовольно шмыгал носом.
- Ну что начнём, мистер Негативо? - обратился к нему розовощекий, упитанный коротыш, который не мог никак усидеть на месте. Вскакивал с кресла, сжимая в руках рассказы, делал несколько шагов по комнате и опять садился.
- Вы уверены, что всё пройдёт нормально, мистер Позитиво? - кашлянул шмыгающий носом.
- Надеюсь, что в пианиста никто стрелять не будет.
- Так могут канделябром.
- Да, писатели народ горячий, но думаю - обойдётся.
- Кх-кх, как-то неудобно обсуждать "Русскую тройку", когда нас всего двое, - Негативо явно пытался оттянуть время.
- Предусмотрел, и это предусмотрел, - довольно потёр руки Позитиво (или Пози, как его предпочитали называть самые близкие друзья). Он нырнул под стол и выхватил оттуда, словно фокусник из шляпы, поднос с запотевшим графином и тарелочкой малосольных огурчиков.
- Эк, вы, - в глазах Негативо (у него близкие друзья могли отбросить только последнее "во" и то с учётом, что это восклицание подразумевает одобрение) мелькнула искорка одобрения. - Водочка? - Шмыгнул он носом, принюхиваясь.
- Она самая.
- Тогда за успех нашего безнадежного дела.
Быстро разлили, и выпили. Дружно похрустели огурчиками.
- Ну, тащите первый, - предложил Негати. Его взгляд подобрел. "Не к добру", - решил Пози и выхватил из прочитанной пачки первый рассказ.
- Удонтий Мишия, "Несердин", - провозгласил он.
- Что-то восточное?
- Бог с вами, мистер Негативо. Там Ходжа Насреддин.
- А-а-а. Ну, читайте отзыв.
- На наших глазах проводится эксперимент над среднестатистической семьей, - начал считывать Пози собственные заметки на полях, сделанные красным карандашом. - Эксперимент авторский, а потому выполненный в юмористической форме.
- Каковы же результаты?
- На мой взгляд, просто отличные. Эксперимент прошёл удачно. Особенно меня порадовал финал. Вы же знаете, сколько хороших рассказов пострадало из-за невнятных концовок. Здесь всё замечательно. Я смеялся. Искренне и с удовольствием.
- Вам бы только поржать...
- Особо хочется подчеркнуть, насколько колоритной получилась главная героиня. Её даже представлять не надо - наверняка рядом с вами живёт такая бой-баба, которая танки одним взглядом может останавливать. Сам сюжет рассказа смысла пересказывать нет, лучше его просто прочитать и получить удовольствия. Ваши возражения?
- Ну, я там пару ошибок заметил. И вроде бы всё.
- Что-то вы меня настораживаете, мистер Негати.
- Я только разминаюсь.
- Хорошо, пойдём дальше.
- Андреев Александр Владимирович. "И сокрушу тебя именем господним...", - сказал Пози. - Можно я скажу?
- Без проблем.
- Классический сюжет о встрече человека с чёртом, у которого горит план по сбору душ. Украшением рассказа стал авторский стиль, приправленный юмором и осовремененный фантастическими новшествами, применяемыми при сборе этих самых душ. Читается интересно.
- А теперь я, - заговорил мистер Негати. - Из претензий, которые можно предъявить к тексту я бы выделил две. Первое - немного затянут, где-то в середине утеряна динамика. Второе - приверженность автора к длинным и витиеватым предложениям. На некоторых я начинал зевать и забывать, что было в начале.
- Но в обоих случаях дело поправимое, поэтому рассказ заслуживает высоких оценок.
- Наверное, - махнул рукой Негати. - Кстати, было смешно, когда чёрта отоварили системным блоком. Современно так получилось.
- Да уж, - расплылся в улыбке Пози.
- Что у нас ещё из бесовского?
- Эрик R. "Reset". В общем, несколько человек, которые прожигают жизнь, - пьяница, наркоман, падшая женщина. Их вызывает то ли дьявол. То ли совесть и предлагает пройти испытание, чтобы возродиться к жизни и всё исправить...
- О, и что же за испытание? - глаза Негати заблестели.
- Нет ничего такого. Вновь эти истории - люди становятся на путь исправления и создают одну семью в финале.
- Не верю, как говаривали ваши любимые классики, - говорит мистер Негати. - Как-то слащаво получается. И ни чем даже им жертвовать не пришлось?
- Нет.
- И откуда в нас эта надежда, что придёт какой-нибудь дядька по имени Чудо и всё исправит? А до тех пор можно заниматься уничтожением своё жизни. Что вы возразите на это?
- Особо нечего, - ответил мистер Пози, поглаживая лысину. - Честно говоря, не знаю, почему все думают, что надо помогать именно падшим людям, а не обычным, которые ведут праведную жизнь?
- Это вопрос к автору. Что у нас там дальше?
- Сonstanta X. "Вуаль", - сказал мистер Пози. - Очень пронзительный рассказ получился, на одной ноте. По композиции похож на Reset, но, мне кажется, сильнее получился. И ведь как судьбы нескольких людей сошлись в одной точке, на одном перекрёстке. И тот, кто не прошёл его, не сможет теперь вмешаться жизнь других. Испортить его.
- Не рой яму другому... - вставил Негати.
- Да. В общем, мне понравился.
- Не буду спорить.
- Кстати, про дьявольское еще есть - Чарков Дмитрий. "Crm для Преисподней".
- Название модерновое. И что там?
- Испытание человека деньгами, большими деньгами.
- Это не каждому под силу выдержать.
- Герой и не выдержал. С помощью новейшей техники он впал в состояние захвата халявных денег, а на самом деле был использован для похищения секретной информации из своей компании.
- Да, у рассказа интересная идея. Но какой-то он урезанный получился. Такое ощущение, что в нём не хватает нескольких важных моментов, которые автор, видимо, вырезал, когда пытался ужать большое произведение до новеллы. Это, несомненно, можно записать рассказу в минус, - закончил небольшую речь мистер Негати.
- Вот еще из бесовского - Шафранова Евгения Викторовна, "Нескучный сад".
- И что скажете?
- Что-то на Булгакова смахивает. А так апофеозом повествования становится испытание для главного героя - выбор любви или отказа от неё. Естественно, он выбирает первое.
- Вы знаете, у меня совсем другое впечатление сложилось. Одинокий и никчёмный человек напивается на свой день рождения до помрачения сознания. Вот отсюда и глюки с летающими трамваями, говорящими котами и прочими бесовскими примочками. В итоге он забредает в сад, где и умирает от алкогольной интоксикации. Кстати, вы не знаете, почему часто героями рассказов становятся вот такие слабые и несчастные люди?
- М-м-м. Может, чтобы их не так жалко было убивать?
- Не исключаю.
- Кстати, есть и про убийство, про месть, приходящую из потустороннего мира - Виноградов Павел Владимирович, "Двенадцатая монахиня". Финал особенно сильным получился, меня даже дрожь пробрала, стоило только всё представить. И задумываешься сразу - не делай другому плохого, ибо он может тебя и с того света достать.
- Рассказ интересен, мне, единственно, не очень понравился стиль изложения. То ли преднамеренно витиеватый, то ли и не преднамеренно. Сложно читать, постоянно отвлекаешься. Хотя к финалу как-то оно выправилось.
- Кстати, водная мистика ещё есть. Вот Холм Артемий, "К Лунному Озеру". Мне понравились описания, особенно в начале рассказа, сразу я представил себе картину происходящего. Очень неплохо получалось, а вот дальше...
- Как будто другой человек писал? - перебил мистер Негати.
- Угу.
- Такое же впечатление. Особенно утомила меня встреча с водяным, растянутая и совсем сломавшая рассказ. Кстати, дойдя до финала, я для себя выяснил одно - похоже, у новеллы, вообще, нет никакой идеи.
- Как нет! - подскочил мистер Пози. - А стремление человека к своей мечте? А желание расстаться с жизнью ради ее претворения в жизнь?
- Не знаю, не знаю. В этом плане предыдущий водно-мистический рассказ значительно выигрывает свой идеей. Ничего с водой у нас больше там нет?
- Сложно сказать, хотя вот Китти, "Иллюминатор".
- Мистика иногда настолько мистична, что утрачивает связь с реальностью, - изрёк мистер Негати.
- В каком смысле? - мистер Пози удивленно вскинул брови.
- В смысле отсутствия как такового сюжета и смысла повествования.
- Да, к сожалению, такое бывает.
- Но и это ещё не всё.
- Что вас беспокоит коллега?
- Плохое владение языком.
- Может, это авторский стиль?
- Да уж. А как вам фразы типа "ногу начала душить судорога", "надо спешить вперед", расставленными по сторонам руками". После этого читать дальше отпадает желание.
- Вы строги мистер Негати.
- А как вам американец, произносящий слова, в которых часть гласных заменяется буквой "э"?
- На грузина сильно смахивает.
- Да, у меня исключительно такие же ассоциации. При этом я так и не понял, зачем надо было использовать этот приём?
- Может, чтобы смешнее было?
- Ага, вот только получилось, по-моему, наоборот. Ладно, проехали, кто следующий?
- Кузьмин Евгений Валерьевич. "De praestigiis daemonum, или книга Тота", - сообщил мистер Пози. - Что скажете?
- Признаюсь честно, что до конца не понял замысел рассказа. Не могу сказать, что написано плохо. Нет. Но вот истина от меня ускользнула. Кажется, что автор вот-вот что-то сообщит, признается в чем-то. Но...
- Может быть, так и задумывалась, ведь речь идет о соприкосновении с древней книгой и заключенными в ней знаниями?
- Может, но автор не раскрыл нам того, что познал. Без этого я чувствую себя обделённым.
- Что ж, продолжим. Вот Роледер Сергей Антонович, "Спорщики".
- Очередное повествование из сериала, а если жизнь после смерти. Дело происходит в так называемом предбаннике или чистилище, где души упокоенных ожидают сортировки, кому куда. А пока не распределили, ведут милые беседы обо всём и ни о чём. Знаете, мы так много перечитали на конкурсе рассказ об этом, что у меня уже всё в мозгах перепуталось. Может быть, поэтому рассказ мне не глянулся.
- Странно, - заметил мистер Пози, - и мне тоже. Как-то не зацепил. Хотя даже в такой исхоженной теме многие находят, что сказать. На конкурсе есть несколько подобных вещей заслуживающих внимание.
- И кто же это?
- Например, Кузнецов Саша, "Ангел у плеча", - произнес мистер Пози и задумался, потом продолжил: - На меня новелла произвела сильное впечатление. Брошенный ребёнок, его исковерканная с самого рождения судьба - тема, конечно, жалостливая, но автору удалось уйти именно от этого "сопливого" и слезливого момента. Акценты расставлены по другому, поэтому новелла бьёт в самое сердце, заставляет задуматься и явно не оставит равнодушными большинстве тех, кто её прочитает и поймёт. Или захочет понять.
- А вот ещё про ангела, - мистер Негати решил нарушить задумчивость друга. - Анисимов Константин Юрьевич, "Ангел и убийца". И хочу сразу сказать о первом впечатлении от рассказа - нельзя оправдывать убийц, чтобы их не толкнуло на преступление. А здесь главная героиня и вовсе стала киллером, причём осознанно. И не стоит надеяться, что в один прекрасный момент прилетит ангел, и тебе позволят переписать свою жизнь с чистого листа. Не бывает у жизни черновиков, про это надо помнить всегда. Совершая любой поступок, помнить, что не прилетит к тебе "волшебник в голубом вертолёте" и не погладит по головке, если ты с удовольствием спустишь свою жизнь в унитаз.
- Так рассказ, по-моему, как раз о противоположной точке зрения, вклинился мистер Пози.
- Поэтому я и говорю о том, о чём надо писать, о чём стоит задуматься.
- Кажется, что бесовское и ангельское закончилось. Зато есть сказки.
- Давайте, посмотрим, - с удовольствием согласился мистер Негати.
- Белов Олег. "Репка (Непечатная версия)".
- Честно признаюсь, что не люблю перепевки уже известных сказок, - сказал мистер Негати. - Зачастую ничего интересного из этого не выходит...
- Но в этот раз получилась, на мой взгляд, совершенно неожиданная история с использованием известных всем героев, - поспешил перебить его Пози. - И интрига присутствует, что свойственно детективам, и фантастика в наличии, и обязательный в сказках, пусть и страшных, "добрым молодцам урок". И, что не маловажно, написано хорошо, чувствуется антураж и напряженность. Вне всяких сомнений рассказ заслуживает высокой оценки.
- Хорошо. Ещё сказочное есть? - прищурился Негати.
- А то, - Пози ловко выхватил из вороха бумаг страницу, - Во, Ди В. "Иван-недурак и черт-простак". Сатирическое писание.
- Соглашусь в одном - ныне в городских управах бесовством попахивает. Бумажку я одну подписать собирался, так меня чуть не уморили беготнёй. До сих пор на мизинце левом мозоль свести не могу.
- Гоголем попахивает с его "Вечерами на хуторе близ Диканьки".
- Это есть. И язык какой-то заковыристый, надуманный я бы сказал.
- А как насчет фразочки: "А и то сказать, навык благополучно в грязь грохнуться и красивым оттуда назавтра вылезти - это ж самое главное умение политическое".
- Это хорошо сказано. Но более в душе моей сказка эта ничего не затронула, - сказал Негати и опрокинул рюмочку за здоровье автора.
- Вот тогда ещё одна сказочка, - усмехнулся мистер Пози. - Тесленко Ольга Владимировна, "Мышь и Мыш". Сиквел "Кота в сапогах", но далеко не детский. Это что-то, я вам доложу, когда две мыши занимаются любовью на глазах у кота! Да и последующие любовные сцены явно не рассчитаны на детскую психику. Даже летучую мышь от такой страсти её ползающих собратьев прошибла амнезия. У автора, как мне кажется, крепкая фантазия.
- А я посмеялся. Смело, задорно и про любовь местами. Мыши они твари теплокровные и им не чужды радости тихого семейного счастья.
- Да уж. Кстати, еще к сказкам, но рождественским или новогодним, которые так нравятся детям, можно отнести вот это - Габдулганиева Марзия, "Апельсины в пакете и ёлка".
- Ну, говорите.
- Сказка вроде бы детская, но и взрослым здесь есть над чем задуматься, ведь именно от них зачастую зависит, как долго дети будут верить в чудеса и какими им запомнятся новогодние праздники. Будут ли они их вспоминать вообще.
- Вы знаете, я до сих пор вспоминаю запах мандаринов, которые занесли в дом с мороза. Кажется, что нынешние так не пахнут.
- И на меня рассказ произвёл такое ностальгическое впечатление.
- Что ж, запишем это ему в плюс.
- Согласен. И тогда, я думаю, перейдём к фантастике? - предложил мистер Пози и, порывшись на столе, достал новую пачку распечаток. Вот, например, Губский Владимир Иванович, "Операция "Черная речка".
- Альтернативная история?
- Да. Рассказ мне показался интересным, написан хорошо, интересно подобраны факты. Хотя это стало очень модно сейчас - подавать историю, начиная с того, "что было бы, если бы..." история, как вы знаете, не терпит сослагательного наклонения.
- Согласен. Рассказ вроде бы ничего, но мне очень не понравилось, что в нём Сталин представлен этаким гением. Просто слёзы умиления на глазах выступают. Кстати, заметили, что в последнее время очень активно пытаются обелить все преступления этого тирана? Так вот рассказ бы только выиграл, если бы его главным героем был бы другой человек, другая историческая личность.
- Соглашусь. А вот есть ещё один рассказ - Сергей Эс, "Бойтесь, данайцы" - об исторической миссии России.
- Здесь русский дух, здесь Русью пахнет, - вставился мистер Негати.
- Ага. Кстати, это один из немногих рассказов, по поводу которых я так и не определился - нравится он мне или нет. Такое бывает. И зачастую, как и в этом случае, сложно определить причину такого двойственного состояния. Склонен видеть её в самой идее новеллы. А именно в причине, по которой вымерло население России. Честно говоря, она слишком нереальна даже для фантастического рассказа. Вызывает большое сомнение, что никто в огромной стране не догадался о причинах "хвори" населения. А если такое и произошло, то, пожалуй, такому народу действительно надо вымереть, а не возрождаться потом через свой дух.
- Хм, вы не плохо исполнили мою роль, - сказал мистер Негати. - Но в следующий раз, пожалуйста, не отбирайте мой хлеб.
- Извините, - мистер Пози церемонно раскланялся и взял со стола следующий листок. - Коваленко Василий Николаевич. "Моя любимая Люси".
- Взаимоотношения человека и машины - одна из излюбленных тем в фантастике, - проговорил мистер Негати.
Да, - согласился мистер Пози, - но мы подходим к тому рубежу, когда подобное уже не кажется фантастикой. В этом рассказе всё рассматривается сквозь призму того, насколько правильно и адекватно понимает компьютерная программа понятие "радость". Низвергнуть человека в пропасть страха и ужаса, а потом, в самый последний момент, выдернуть его из этого ада, подарив радость спасения и несколько минут счастья оттого, что всё обошлось. И главный герой задается вопросом - а не решит ли машина порезать его ножом, чтобы потом жалеть и лечить?
- В этом плане интересен его поступок: он просто меняет новую версию программы на старую, менее продвинутую. Не отказывается совсем, а просто выбирает из двух зол меньше. На его, конечно, взгляд, - закончил разбор новеллы мистер Негати.
- Согласен, - кивнул головой мистер Пози. - Кстати, вот ещё один рассказ об очеловечивании машины - Охрануэль, "Точка невозврата". Точнее андроида. Он отправляется в космос на долгие годы для исследования таинственных химер. У него постепенно стирается грань между тем, кто он - андроид и человек? Он мечтает о создании семьи, детях, хочет стать писателем.
- На мой взгляд, тема глобальная для маленького рассказа и подана слегка поверхностно. К тому же, по этому поводу уже столько написано. Здесь, на мой взгляд, что-то новое сказать очень сложно. Тем более, удивить.
- Хорошо, а как насчет удивиться от вот этого - Быданов Артём Андреевич, "Синь-Сити"?
- Забавная фантазия, доложу я вам.
- Кстати, на модную сейчас тему. Только автор предлагает читателям подумать не по поводу создания игровых зон в России, а по поводу появления таких же, но пьяных. Ну, если вдруг в России запретят питейные заведения.
- Мне уже смешно.
- Да, вот только юмора в рассказе не так уж и много.
- И вам понравилось?
- Сложно сказать. Читается легко, но сюжетная линия, на мой взгляд, хромает. Нет стройной картины происходящего. И, как мне кажется, автор до конца не додумал идею. Особенно с появлением группы энтузиастов, которые этот Синь-Сити хотят уничтожить.
- А вообще, хорошо, что это только фантазия, - сказал мистер Негати, рассматривая стопочку водки на свет. - Хотя, конечно, с пьянством бороться надо.
- А вы в этом уверены?
- В смысле?
- Вот вам Таланцева Ольга, "Бальзам для души". Это разве не повод для того, чтобы задуматься о пользе пьянства? - в глазах мистера Пози скакали искорки веселья.
- Бог с вами, - махнул рукой мистер Негати. - Рассказ откровенно слабый с затёртой до нельзя идеей. Изобилует множеством ляпов, которые, как мне кажется, особого смысла перечислять нет. Пьянство - это плохо, на мой взгляд, не стоит его возводить в ранг благодетелей.
- Сурово, но соглашусь.
- Кстати, в своё время в одном из сборников советской фантастики прочитал маленький рассказ о том, как воинственных инопланетян земляне потравили с помощью пачки папирос "Прима". Закурили по последней, а ветерок и отнёс дым к захватчикам. Вот и подохли те.
- Смешно. Но я продолжаю. Вот Церс Андрей Александрович, "Каприс-43". Можно я первым выскажусь?
- Без проблем.
- Тема сумасшествия - одна из излюбленных тем в литературе. Вот и в этом рассказе главный герой представляет себя в качестве члена суда совести. Указывает детишкам на неблаговидные поступки, на неправильное восприятие мира...
- А вы уверены, что рассказ о сумасшедшем?
- В смысле?
- Ну, у меня складывается впечатление, что мы здесь можем ошибаться.
- Да? Ну, может быть. Спорить не буду. Добавлю, что мне очень понравилась первая треть рассказа. Главный герой получился колоритным и характерным...
- А дальше вы, как и я, заскучали?
Мистер Пози кивнул.
- Что ж, бывает.
- Ладно. Дальше у нас Горбунов Геннадий Александрович. "Плакальщица".
- По-моему, рассказ вас сильно затронул?
- Несомненно, - кивнул головой мистер Пози. - Есть в нём та внутренняя струна, любое касание которой отдается в душе. Пронзительное повествование, наполненное мистицизмом. Отлично выписана главная героиня. А в финале скрыта тайна, которая ещё больше придала рассказу трагизма. К тому же автор очень тонко передал то состояние, в которое впадают так называемые плакальщицы. Навряд ли он писал это, не зная самого предмета. Это только подчеркивает достоинства новеллы.
- Я воздержусь от претензий.
- Тогда Филатова Светлана Андреевна. "Ольга"...
- Скажу откровенно, - сразу откликнулся мистер Негати, - мне не понравилось. Красиво написано, но всё расплывчато. Да и не совсем понятно о чём.
- О любви, одиночестве, - подсказал мистер Пози.
- Всё равно, вы меня не переубедите.
- а как вам эта фраза - "Жизнь... я так долго искал её смысл. А теперь понял, что это бесполезно. Она проста и сама отвечает на все вопросы. Надо их только задавать". Сильно, а?
- Неплохо. Но, может, двинем дальше?
- Ага. Вот Радин Сергей. "Чёрный пёс".
- Что скажете?
- Человек извечно тащит за собой груз проблем и окружает себя ореолом негативных эмоций. И вот главный герой сталкивается с ними в реальном воплощении - его преследует огромный пёс. Он пытается напасть на человека. Но стоило герою понять, что всего его проблемы - полная ерунда по сравнению с тем, что у него есть семья, дети, дом. И он решается вступить с псом в открытую схватку. И... Хорошо передано настроение, в котором находится главный герой. В нём, что важно, многие из нас легко узнают себя, то состояние, в котором зачастую находимся мы сами. Надо только "остановиться, оглянуться и не бежать", как советует автор.
- Единственное, чего не хватает рассказу, - заявил мистер Негати, - это очищения главного героя. Похоже, он не до конца решил проблему с чёрным псом, только отогнал её. И, судя по всему, она ещё вернётся. Будет ли герой готов к новому сражению? Одержит ли победу?
- Буденкова Татьяна Петровна, "Гость на рассвете", - прочитал мистер Пози. - На мой взгляд, просто, но со смыслом. Про то, как люди не хотят меняться, не ценят того, что уже есть. А когда случается трагедия - то казнят себя. И хорошо, что у них достает сил не просто жить дальше, но и посмотреть на себя со стороны, измениться, чтобы спасти то, что ещё осталось.
- Я бы на месте автора немного почистил бы текст, есть мелкие орфографические ошибки, - проговорил мистер Негати. - А так вполне неплохо.
- А вот ещё про блукание души - Маевский Анатолий Адольфович, "Праздник замужних женщин".
- Дежа-вю, - сказал мистер Негати. - Буквально две недели назад я читал похожий рассказ. Только там переплелись судьбы нескольких женщин, одна из которых попала в больницу (http://www.proza.ru/2009/08/26/174)
- Вы хотите сказать, что это плагиат?
- Боже упаси, просто говорю, насколько схожими могут быть идеи авторов, которые, может, и никогда не читали друг друга, и знать не знают про существование другого.
- Ну, а по самому рассказу что скажете?
- Не совсем понятно, как главный герой оказывался то там, то сям. И его, действительно, наказали? Или он просто приложился конкретно головой в канализации, а всё предыдущее прожил пока лежал в коме?
- Существует теория, по которой, на Земле есть ноосфера, в которой сосредоточены все знания человечества. И вот некоторые люди могут проникать в неё, находясь в состояниях, схожих с комой. И соответственно, приобретать знания, выдавая их потом, как свои собственные. Вот.
- Вам поменьше надо читать, - ухмыльнулся мистер Негати. - И давайте не будем уходить в такие дебри.
- Хорошо. Тогда Шаханов Валерий Борисович, "Скверный". Повествование от имени собаки, которая якобы вмешивается в несвойственную ей сферу человеческих взаимоотношений. Подобные попытки попытаться встать на сторону наших братьев меньших и взглянуть на нашу жизнь - не новы.
- Да, это делалось писателями неоднократно, - согласился мистер Негати. - И не всегда удачно. Не могу сказать, что этот рассказ меня чем-то удивил. Собака думает чисто по-человечески, вспоминает про ВВП и другую ерунду. В общем, как-то надумано всё получилось.
- Кстати, есть ещё и размышления футбольного мяча.
- Это как?
- Да вот, - мистер Пози, - постучал костяшками пальцев по листку бумаги, - Юдин А.Е., "Исповедь футбольного мяча".
- Повторюсь, что и повествование от имени неодушевленных предметов - далеко не новое явление. Правда, не помню, чтобы рассказ велся от имени футбольного мяча. В итоге, на мой взгляд, всё это сузило аудиторию читателей до любителей этой игры. Навряд ли тот восторг, который пытается передать автор (надо заметить, хороший знаток игры), будет по достоинству оценен людьми, равнодушными к этому виду спорта.
- А я футбол люблю, - сказал мистер Пози, - читал с интересом, но... рассказ не затронул до глубины души. В это интересно играть, это интересно смотреть, а вот читать, как-то не очень. Хотя автор, несомненно, старался показать игру с другой стороны. Как бы с изнанки.
- Что-нибудь жизненное есть?
- Конечно. Вот - Кропот Евгений, "Game over". Сразу говорю, мне понравилось. Интересно поданы темы любви и мести. Для современного антуража - терроризм. И ведь жил себе парень спокойно, пока не появилась женщина, которая сбила его с пути истинного. Хотя, знаете ли, когда приходит любовь и более стойкие опору теряли. - Мистер Пози на мгновение задумался и продолжил: - Потом же, когда главный герой стал на кривую дорожку - следовать за ним его любовь не захотела. Побоялась пройти до конца весь путь, который многим сама и предлагала. Ни и ёё настигла расплата. И душе её не удалось вырваться и обрести свободу. Каждому да воздастся по заслугам его.
- Эк, вас пробрало, - усмехнулся мистер Негати.
- А вы толстокожий и не восприимчивый к душевным порывам.
- Попрошу без перехода на личности. Для этого у нас есть распечатки с участниками конкурса.
- Хорошо. Вот ещё из жизненного - Минасян Татьяна Сергеевна, "Путь к свету", - мистер Пози снял очки, почесал переносицу и, водрузив их на место, продолжил: -Серьёзный рассказ, в котором главная героиня отправляется на поиски своего пути с новой мистической подругой. Постепенно путь к добру становится всё более витиеватым и совсем уж не дающим радости главной героине. Её мистическая подруга, оказывается просто бесом-искусителем, который медленно из бесплотного существа превращается во всё более осязаемого человека. Но это происходит лишь с каждой жертвой главной героини - отказ от работы, от подруг, от других житейских радостей. Наверняка последним шагом героини должен был стать разрыв с дочерью. Но это оказалось слишком круто. Наверное, многие сталкивались с такими ситуациями, когда хочется отказаться от прошлого, близких, когда кто-то в голове нашептывает о новых возможностях. Не слушайте незнакомцев, доверяйте только своему сердцу. Наверное, это самый главный вывод, который можно сделать из этого рассказа-предупреждения.
- Я сделаю. Или постараюсь сделать, - мистер Негати был навеселе. В таком состоянии он любил подтрунивать над коллегой. Но мистер Пози игру не принял.
- Бессонова Ольга. "Небесный колодец", - прочитал он. Поморщил лоб и продолжил: - Человеку - главному герою - его жизнь не нравится. И жена уже не так красива и мила, и дочка - не совсем то, что хотелось. В общем, серо всё и обыденно. И, естественно, самому менять ничего не хочется, хотя ранимая душа просит совсем другого. И мистическим образом получает. В параллельном мире живёт такая же семья - только жена симпатичнее и вроде бы любит больше. А почему бы и не поменяться местами?
- Ага, пусть те сами разберутся, а я пока здесь перекантуюсь, - перебил мистер Негати. - А если и здесь вдруг загублю всё, может, ещё что-нибудь подвернётся. В общем, удачно главный герой пристроился. Мистика, да и только.
- А мне понравился.
- Интересно, с каких пор вам нравятся эгоисты, которые заботятся только о своём благополучии?
- Вы придираетесь.
- Вовсе нет.
- Хорошо. Пойдём дальше. Вот ещё есть из современного - Валерий К., "Стрип-джокер"
- Мистику я здесь не нашёл, зато тема такая заезженная, что и говорить не приходится. Молодой депутат, его крутой папик и беременная невесть от кого стриптизёрша. Скучно.
- Написано вроде бы неплохо, - кашлянул мистер Пози.
- Да, но сама тема, понимаете, бьёт рассказ наповал. Сомневаюсь, что он сможет выйти из группы.
- Посмотрим. А вот ещё Сакрытина Мария Николаевна, "Вернуться". Я в полном замешательстве. Не могу сказать ничего определённого.
- Мне более-менее понравилось только начало, а дальше всё слишком ожидаемо. Волшебники, изменение прошлого, ой, как нельзя этого делать! Да и не сделаешь этого. Я понимаю, что мистика, но всё равно получается наивно. И счастливое будущее, и ожидание чуда - так избито, что...
- Может, автор о своих переживаниях хотел рассказать? О своей личной драме?
- Не увидел я всего этого. А то, что во сне может присниться, - так этим каждый второй автор пользуется. А вот чувств, реальных и ощутимых, я всё-таки не увидел.
- Тогда из жизненных есть Атлас, "Системный трепет". Как вам?
- Честно говоря, я мог бы и не дочитать. Ну, сидят мужики и треплются в метро, по ушам ездят молодому парнишке, разыгрывают его. Благо, ещё повезло, что парня не убило током. Так, почитай каждая бригада ремонтников развлекается. Вот только один слишком умный попался.
- А финал как?
- Вот здесь я оказался в замешательстве. Вроде бы неожиданно, но всё предыдущее меня продолжает смущать.
- Конечно, на мистику это не тянет, но тема поднимается вполне актуальная - про то, каким путём пойдёт дальше эволюция человека. Каким он может стать, какие новые качества у него могут проявиться. И я люблю об этом поразмышлять на досуге. Если бы малость покороче, рассказ получился бы хороший во всех отношениях.
- Да, соглашусь.
- Так, идём дальше. Вот Нейм Ник. "Печенье удачи". Обыгрывается сюжет о том, как могут влиять на человека вроде бы и шуточные предсказания. Вот вы верите в астрологические прогнозы.
- Слабо.
- И я. Правда, речь не об астрологии. Но, тем не менее, главный герой стал следовать попадающимся в печенье предсказаниям, и его жизнь стала меняться. Видимо, есть что-то в тех теориях, говорящих о том, что человек всё-таки может воздействовать на своё будущее на ментальном уровне. Якобы он подспудно и не совсем осознанно так поступает, получая сигналы из астрала.
- У-у-у, понесло вас, - мистер Пози, скорчил недовольную мину. - Рассказ неплохой. Для развлечения можно прочитать, а вы мне тут развели антинаучную ахинею.
- Ладно, - обиженно проговорил мистер Пози. - Тогда Язева Марианна, "Городок ледяных фигур". Интересная фантазия. Я бы двумя руками за внедрение такой идеи в жизнь. Все плохиши превращаются в ледяные скульптуры, а с наступлением весны просто исчезают. И не надо тебе судов и тюрем. И главный герой получился такой милый и добрый, бабушку и тётю любит, о друге заболевшем заботится.
- Приторно-сладкий герой-то получился. Настолько правильный, что меня чуть не вырвало. А сам рассказ простенький.
- Вам не угодишь. То - сложный, то - простой.
- Ладно, не горячитесь, будто покапризничать нельзя.
- Можно, но в меру. И главное, по делу, - проговорил мистер Пози и хитро улыбнулся. Сейчас я посмотрю, что вы сможете сказать вот по этому поводу - Вербовая Ольга Леонидовна, "Чёрная курица".
- Ладно, говорите первым.
- Хе-хе. Ох, и неугомонной оказалась главная героиня. Её и так и сяк наказывают, а она всё исправляться не хочет. Руки к чужому добру тянутся, а к окружающим только злоба и ненависть. Но даже в таком человеке оказалась капля хорошего, что и спасло её дочь в итоге. Остановила лавину бед и напастей любовь к собственному ребёнку. Классический сюжет о преступлении и наказании.
- Меня только один кусочек в рассказе смутил. Когда пожар приключился в квартире госпожи Тушкановой, то пострадали и другие люди. Мне кажется, этот момент выбивается из общей канвы рассказа. Не должны другие люди за прегрешения главной героини страдать. Не правильно это.
- Согласен, но в остальном, по моему мнению, всё в полном порядке. Могу сказать, что этот рассказ можно отнести к одним из самых лучших в данной номинации.
- В кои-то веки согласен с вами полностью, - мистер Негати улыбнулся.
- А вот. Кстати, ещё один отличный рассказ - Jerzy V., "Дом". Проникновенный рассказ о том, как на глазах главного героя гибнет его привычный и любимый мир. Как он его пытается спасти, но в итоге, как оказывается, именно его неправильное решение привело тихий и упорядоченный "дом". У уничтожению. Вот насколько зачастую одно неверное решение, принятое необдуманно и в спешке, может принести несчастий. А ещё этот рассказ о том, сколь хрупким может быть даже самый идеальный мир. На мой взгляд, спокойно можно включить в десятку лучших в этой номинации.
- Что ж, спорить не буду.
- Рубин Алекс, "Эволюционный держим шаг". Здесь прослеживается тема расовой дискриминации. Несмотря на использование автором не конкретных рас или национальностей, а наших самых прямых родственников - обезьян - всё становится понятным и так. Тема вполне актуальная, хотя к мистике, по-моему, привязана относительно.
- Мне показалось, что рассказ можно отнести к середнячкам. Автор немного перемудрил, можно было и не уходить в такие уж фантастические дебри. Можно предъявить отдельные претензии и к стилю новеллы.
- Ветвицкий Владимир, "Город мёртвых". Ещё один рассказ, который я бы отнёс к фаворитам конкурса. Особенно мне понравился стиль автора, такой витиеватый, затягивающий тебя в повествование. Я просто наслаждался при чтении, наблюдая, как автор, красиво выводит вензеля метафор. Очень интересная работа, хотя сюжет слегка подкачал. Но только чуть-чуть, по моему мнению.
- А вот теперь вы придираетесь, - сказал мистер Негати. - Прочитали на конкурсе мы несколько десятков рассказов и новелл, но вот запомним далеко не все. А этот рассказ один из тех, что хочется перечитать. Я радуюсь, когда мне такие вещи попадаются на конкурсах. Умеет народ писать, умеет.
- А вот, что скажете про это - Кашицын Александр Алексеевич, "Зеркало"?
- Мне не очень нравится, что эльфов, гномов и прочих фэнтезийных персонажей пытаются оживить и запихнуть в наш мир. Ну, не лезет оно.
- А мне показалась интересной идея автора сделать их более значимыми, чем мы представляем на самом деле. И ведь наверняка он опирался на некие достоверные факты из истории, просто трактовал их немного по-своему.
- Ладно, я не хочу здесь спорить. Лучше обсудим вот эту новеллу - Дуров Алексей Викторович, "Безумная мечта". На мой взгляд, романтический рассказ. Вроде бы и сюжет не особо закавыристый о тайной любви простого работяги к известной певице, но подкупает он меня своей светлой романтикой. Да и исполнение мечты любого человека можно только приветствовать. В общем, после его прочтения у меня в душе посветлело даже, и я порадовался искренне за главного героя.
- Чисто тинейджерское восприятие жизни. В реальности такого не бывает. Никогда бы она не пошла на встречу, особенно неизвестно с кем. Где она и кто он? Этакая сказка о Золушке для мужчин старшего школьного возраста.
- Да ну вас. Вечно вы настроение испортите и в душу наплюете.
- Я за реализм, в котором всё проще и жестче.
Мистер Пози некоторое время обиженно сопел, но потом махнул рукой и предложил:
- Тогда пройдёмся по сатире? Вот, например, Качалов Алексей, "Доллары". Идея прозрачна. Попытка сатиры на современное общество, которое погрязло в стяжательстве и сребролюбии, преклоняется только перед долларом.
- Странно, почему не перед рублём? Тогда бы превращение людей в российскую валюту оправдало бы наличие эпиграфа от Н.В. Гоголя. Но как бы то ни было, к концу повествования я почему-то пришёл к мысли, что главный герой всё-таки сбрендил на самом деле. Что в финале ему и подтвердили в психушке. Мол, ты нормальный, а все та, за забором, - того, ку-ку. И эта идея не новая и давно превратилась в штамп.
- Кстати, для сравнения можно посмотреть Чваков Димыч, "Уголь Гоголя". Здесь присутствует и сатира, и сумасшествие, и Гоголь. И хочу сказать, что мне понравилось. Необычный стиль изложения, аллегоричность и тонкая сатира - вот что этот рассказ выделяет среди других конкурсных работ.
- Я бы не отказался почитать что-нибудь ещё у этого автора, - сказал мистер Негати.
- Так в чём проблема? Заходите на его страницу. А по самому рассказу ничего сказать не хотите?
|