(Morgen oder Übermorgen? Из газеты "Der Sozialist", 1893)
В некоторых кругах всё ещё распространена уверенность, что разница между нами и социал-демократами приблизительно сводится к следующей формуле: социал-демократы проводят социальную революцию и освобождение населения послезавтра - в то время как анархисты обладают радикальными средствами, чтобы принести всей Земле свободу уже завтра. Это должно означать, что основное различие - это то, что социал-демократы едут в сторону общества будущего размеренным шагом, а мы несёмся к нему галопом. (sic!)
Я считаю такой сорт различения неверным. Если бы речь шла только о времени, а цель, в прочем, была бы той же самой - вопрос не имел бы особой значимости. Но дело, тем не менее, в том, что социал-демократия свободе не учит вообще и не желает, чтобы все её глашатаи были свободными людьми, и что цели этой партии, демократически-централизованное, государственно-социалистическое сообщество, полное дисциплины и подчинения без какой-либо умственной свободы практически имеют с нашей целью только общее имя и отчасти общее происхождение.
Так оставим же социал-демократию в стороне. То, что она сама раньше утверждала о прогрессивных и централистских избирателях, а теперь утверждает и об антисемитах, что они являются всего лишь преддверием для социал-демократии, касается и самих социал-демократических избирателей: они пока что стоят на весьма незавершённой стадии развития и однажды вольются в великую революционную армию.
Но как же обстоят дела с общим вопросом, который был выше задан в виде заголовка? Некоторые уж очень любознательны и им хочется узнать: великие перемены, произойдут ли они завтра или послезавтра?
Разбирающийся в марксизме ответил бы: Как только для него созреют экономические условия, он тут же настанет - и не секундой позже.
Я считаю это абсолютно неверным и придерживаюсь еретической точки зрения, что экономические основания для социализма вообще никогда не отсутствовали.
Социализм является ничем иным как экономической стороной свободы; он означает, что люди объединяются и совместно участвуют в труде - в общечеловеческом труде, как говорит Штирнер. Но это было бы возможно не только на любой стадии культуры, нет, это было бы самым естественным и наилучшим. Совершенно неверно утверждать, что в какую-либо раннюю эпоху рабство было бы необходимым культурным рычагом. Так утверждал Аристотель, и многие после него, включая Маркса и Бебеля. Аристотель говорил: да, если бы люди обслуживали сами себя и не нуждались бы в человеческом труде, то рабы нам были бы не нужны. А Маркс и Бебель приняли эту нечестную отговорку эксплуататорского общества, ещё тогда обладавшего нечистой совестью, не только за чистую монету, но и за пророчество, и оба растроганно и восхищённо воскликнули: Да, Аристотель был прав, и предвиденное им время, когда прядильные станки работают сами по себе - вот оно! Аристотель предвидел научный социализм, как он был открыт Карлом Марксом! Я ничего из этого не вижу; я замечаю лишь восторг некоторых современников, которым кажется, что мы восхитительно далеко зашли, опьянённых современной машинной техникой. Но это неправда, что наши машины больше не нуждаются в человеческом труде; нет никакого принципиального различия между относительно примитивными инструментами эпохи Аристотеля и нашими сколь бы то ни было усовершенствованными, приводимыми в движение паром и электричеством машинами. Когда сегодня мы выкапываем из земли грубо отёсанный топор из каменного века, то нас одолевает желание презрительно рассмеяться; но мы с уверенностью могли бы положиться на то, что далёкое будущее тоже когда-то будет морщить нос и пожимать плечами при виде нашего ротационного пресса или иных восхитительных сегодня машин. Но и в каком бы то ни было далёком будущем машины не будут возникать сами по себе и не будут работать полностью автоматически; человеческий труд не перестанет быть востребованным. Так, если когда-либо рабство было необходимо для поддержания и развития культуры, то то же самое можно было бы утверждать и о нашем времени. Кстати, если, например, рассматривать египетские пирамиды как памятники культуры - без рабов их наверняка бы никто не построил; равно как и Эйфелева башня могла возникнуть только во время наёмного рабства. Свободные люди, объединяющиеся для тяжёлой борьбы против природы, наверняка оставят такие колоссы непостроенными - пока у них не появится причина быть заносчивыми. Но являются ли оные такими уж выдающимися столпами культуры? Конечно, нет! Культура вообще - редкое слово содержит в себе столько фразы - культура почти всегда понимается в александринском смысле, т.е. рассматривается с точки зрения живущих после. Всё уродливое, нужда и нищета, одним словом - бескультурье кануло, было уничтожено или сентиментально сокрыто искажающей паутиной истории. Но если мы рассмотрим культуру современности, изучим жизнь всех отдельных людей во всех цивилизованных странах - то получим картину культуры былых эпох: мы увидим благоденствие некоторых немногих на нищете миллионов; хоромы гамбургских купеческих магнатов, полные экзотических пряностей из Азии и Африки - и тут же рядом азиатскую холеру, чуму будняков; королевские дворцы, построенные на навозных кучах; княжеское великолепие - сдобренное кровью и потом бедняков. Если это зовётся "культурой" - то, конечно, и рабство является развивающим культуру фактором!
В самом деле человечество было бы с самого начала прекрасней и счастливей, если бы люди свободно поддерживали и помогали друг другу вместо того, чтобы их огромное число сгонялось своими мучителями и господами на культурную работу. И если это зовётся социализмом - отсутствие эксплуатации, совместный труд - то он был возможен и в далёкую, седую старину, даже с самыми примитивными инструментами. Почему он не случился? Да, почему его нет и сегодня? Это не экономические условия, которых не хватает, не власть, которой не достаёт угнетённым - социализм всё ещё не царит в мире, т.к. люди его не хотят, а те, кто хотят его сегодня, сделали ещё не достаточно для того, чтобы их воля стала реальностью, а их стремление - делом.
Таким образом, не хватает не экономических условий, а напротив - не хватает духовных условий для претворения социализма. Не хватает просвещения, не хватает - мужества. Для жизни необходимо мужество - в любом случае даже при благоприятных условиях. Но в первую очередь необходимо мужество, чтобы создать совершенно новую жизнь, помочь выбить старый мир из колеи и уничтожить его, построить новый. Конечно, мужество необходимо и для трусости, с которой угнетаемые, высосанные и отвращаемые переносят и влачат свою жизнь, как она сегодня обустроена. Это - мужество терпения и несения креста. Но тут подразумевается свежая, нападающая смелость, не желающая более приносить себя в жертву ради счастья других людей, но рискующая собой в борьбе за собственное счастье, ради исполнения собственных идей и идеалов.
Значит, такой даётся ответ на вопрос: завтра или послезавтра? Уже сегодня - таким должен быть ликующий, боевитый восклик миллионов и миллионов людей. Уже сегодня - никакого рабства, свобода уже сегодня! Уже сегодня - никакой нищеты, уже сегодня счастье! Свобода станет исполнением, когда угнетаемые соизволят освободиться. Экономические условия присутствуют более чем в достатке - если порабощённое человечество больше не хочет быть порабощённым; если оно усвоило точку зрения, необходимую для утверждения свободных и разумных условий, тогда и состоится социализм.
К этому ничего более не добавить. Прежде всего, нам чужда фальшивая уверенность марксистов, точно знающих, что капитализм - как если бы речь шла только лишь об одном капитализме! - однажды достигнет определённой наивысшей точки, сам по себе схлопнется и породит из себя социализм. Что несёт в себе это развитие - нельзя сказать заранее, но люди вполне могут формировать своё развитие. Для этого, разумеется, нужны объединение и договорённость и просто бесконечное распространение просвещения; не нужно, однако, или хотя бы невыгодно политическое шарлатанство политических партий. Века уже знали социализм - и эти века до сих пор не выкорчевали сорняки рабства. Конечно, никогда социалистическая идея не играла такой роли как сегодня, никогда ещё не витала перед нами победа так близко, маняще и многообещающе! Давайте же не упускать ни одного момента в пустую! Не покупайтесь снова на обещания демагогов, в которых речь идёт лишь об удовлетворении из ревности, а зачастую и ещё более низменных инстинктов. Народ, позаботься, наконец-то, сам о своих делах и возьми управление в свои руки. Объединяйтесь в общей борьбе и оставайтесь связанными в общем труде. Уничтожьте привилегии владения тем, что сами седлаетесь владельцами, истребите привилегии образования и науки тем, что вы сами станете знающими. Но не забудьте самого главного: убейте нищету - ибо природа богата; убейте рабство - ибо человек рождён для свободы. Великое близко к вам; а посему восстаньте из малого; нечто новое хочет свершиться - убейте старое!