Аннотация: С праздником Пасхи всех, кто того хотит...
Решение написать эту статью зрело почти год. Прошлой весной, написав в ответ на поздравления с этим праздником своё мнение о нём, узнала о себе много нового, а ещё меня послали... в общем далеко послали. Я конечно не могу сказать, что знаю достоверно все исторические факты, всё-таки не учёный, но дядя гугль и знакомый священнослужитель мне в помощь.
На мой взгляд, когда человек узнаёт истину, какой бы области нашей жизни она не касалась, у него есть два пути: либо менять свою жизнь в свете новых знаний, либо, закрыв глаза, и старательно делая вид что ничего не случилось, идти дальше прежней дорогой. Я надеюсь, что отношусь к первой категории. Конкретно по теме праздника Пасхи я недоумеваю, как люди могут праздновать то, истоков чего не знают, зачастую отмахиваясь со словами - так делали наши предки. А что они делали? Почему? И символом чего являлись их действия? Но подумать, поискать информацию - видно не судьба. И я столкнулась с тем, что узнавая правду, люди не хотят её понять и принять. Ведь если они сделают это - то нужно будет нарушить тишину и упорядоченность своего мирка. Изменить своим привычкам, поменять мировоззрение, возможно испортить отношения с родственниками и окружающими. Ведь они станут белыми воронами, в которых будут тыкать пальцем. Какой человек сознательно пойдёт на такое? Редкий. Здравомыслящий. Остальным проще не выделяться из толпы, следовать за ней.
Немного мифов, истории и реальности.
Одна из страшнейших языческих подмен в христианстве выпала на праздник Пасхи, её суть, символы и смысл.
Сегодня символом праздника Пасхи является кулич и крашенные яйца. Но откуда же пришли эти символы? Начнём с того, что они были распространены ещё во многих древних цивилизациях, племенах и народах - Египет, Рим, Индия, Сирия, западная Азия, у гиляков, айнов, бушменов и т.д. И хочу сказать сразу и прямо - эти символы в мифологии, на торжествах, гуляниях и праздниках изначально представляли собой фаллический культ. Упомянуть я хочу особо о нескольких вариациях того, что славянские народы празднуют сегодня как Пасху.
Это связано с Египетской мифологией, а точнее с мифом о смерти и воскрешении Озириса. Египтяне страшились Сахары - источника суховеев, места, где блуждали дикие звери и кочевали племена, временами нападавшие на них. Когда дует горячий ветер, вянут растения. Эту опасность египтяне представляли себе в виде злого рыжего бога Сета, который убил своего брата - Озириса, представлявшего собой растительность и природу. По мифу он, как и природа после суховея, воскрес. В честь воскрешения Озириса жрецы Изиды какое-то время проводили торжественные мистерии. И в этот праздник люди приветствовали друг друга словами - "Озирис воскрес!", ничего не напоминает? В некоторых источниках так же упоминается, что на праздниках совершались самооскопления, пока это не было запрещено. После запрета жрецы нашли выход, используя вместо "живых" фаллосов их макеты, выпекаемые из теста. Каждый, вкушая образ фаллоса Озириса, этим как бы служил богине Изиде. (Представить себе не могу, каким именно образом).
Но до Египта и культа Озириса и Изиды нам далеко, как по расстоянию, так и по временным рамкам. Однако фаллический культ распространялся по всему миру. С 1236 по 1480 годы над Русью господствовали тюрки, гунны и монголы. Среди этих степных народов был распространён культ Тенгри. Это одна из древних языческих религий, которая оказала большое влияние на формирование религиозных взглядов жителей Киевской Руси.
Большим праздником у тенгриан считался приход весны. А по традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта (7 апреля). Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллическими земледельческими культами Индии, но столь же очевидна связь этого обычая и с пасхальными традициями христианства. Только тенгрианские обычаи древнее.
Таким образом к славянскому народу пришёл обычай печь кулич - обрядовый хлеб из кислого, заквашенного на дрожжах теста, перед началом посевных работ. Этот хлеб приносили в жертву земле, стихиям или предкам, чтобы получить поддержку и обильный урожай. От того, каким выйдет у хозяйки кулич зависела судьба семьи на следующий год. Хорошо поднялся и красив - всё будет хорошо, растрескалась корка - жди несчастья. Так же обычно пекли несколько куличей, один для себя, второй - священнику, третий для скотины, с четвёртым ехали засевать, использовали при гаданиях и т.д.
Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян - Иштар, у греков - Кибелы, у хананеев - Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса... Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: "25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности". Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца.
Можно еще говорить и о другом фаллическом символе в сегодняшнем христианстве, который проявляется в форме возводимых церковных зданий. Это тот же пасхальный кулич, но только из кирпичей и железа. Круглое высокое здание, венчающееся куполом, является тем же самым символом, что и пасхальный кулич - половой член.
Купол, или куд - это крыша храма ещё дохристианских религий, капища Ярилы, Свентовита и т.д. венчались именно кудами. Куд олицетворяет головку детородного уда, в то время как цилиндрическая форма храма - это фаллос.
В целом эта конструкция считается животворящей, так как до христианства люди всячески ценили дар плодородия и потенции и открыто возносили этому делу хвалу. Это символ "отца" - светлого бога Солнца или Неба (Дыя Сварога, Ярилы, Хорса, Свентовита, Перуна), оплодотворяющего матерь-Землю - роженицу, от которой всё сущее и рождается".
И другие источники свидетельствуют об абсолютно языческом происхождении цилиндрических, с куполом на конце, религиозных зданий: "Чара Велеса находится в области детородных органов. Это чара кудесников. "Куд" и уд - это одно и то же: это детородный член, по-гречески "фаллос".
Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. "Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини. Открыв любой православный календарь, мы увидим, что 25 марта (7 апреля) празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. То есть, введение поклонения Богородице заменило языческое поклонение матери богов, женскому началу. Таким образом, мы видим, что языческий культ матери богов получил при принятии язычниками христианства название Благовещение, а праздник весны - Пасхи, с его атрибутами - куличами и крашеными яйцами.
Если мы обращаемся к Библии, и Библейскому празднику Пасхи, то мы видим - он разительно отличается от того, что мы можем наблюдать сегодня. Первый раз слово "Пасха" (в переводе с древнееврейского "Pesach" - "проходить мимо") встречается в книге Исход 12 главе, где говорится о последней Египетской казни.
"И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую".
В Библии нет ни намёка на кулич и яйца.
В контексте же это значило, что Ангел Господень, уничтожая первенцев в Египте, обходил, или "проходил мимо" еврейские дома, косяки у которых были помазаны кровью пасхального агнца. С тех пор ежегодно четырнадцатого нисана (апреля) в каждой еврейской семье готовили запеченного ягненка в память о милости Божьей к ним. Так праздновали Пасху во времена Ветхого Завета. Ветхозаветные пасхальные агнцы, как и другие животные, которых приносили в жертву, служили прообразом Искупителя, Который понес наказание за наши грехи на Голгофском кресте. В 1Кор. 5:7 написано: "ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас".
Пасхальная жертва также называется "корбан песах" (в русском варианте - "пасха"). Согласно Пятикнижию, каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягненка) должна отведать одного ягненка в ночь на 15 нисана. Ягненок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягненок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и горькими травами. Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться.
Пресный же хлеб с горькими травами, съедаемые вместе с агнцем, названные "опресноки, хлебы бедствия" (Втор. 16:3), напоминали о рабстве вышедшим из Египта и давали почувствовать "бедность и горечь египетского рабства" последующим поколениям, - тем, кто в нём не был. Горькие травы должны были напоминать об этом. Израильский народ оказался в Египте, спасаясь от голода. В этой стране они сначала имели пропитание, уважение, а затем постепенно стали рабами. Достаток, почет, блеск и роскошь завлекли евреев в страну греха, а в результате они ели убогий пресный хлеб. Ежегодные пасхальные дни опресноков должны были не дать забыть им этот урок.
Самое же главное, - все квасное в Библии символизирует грех. Дрожжевые бактерии являются паразитами, они очень быстро размножаются и их деятельность приводит к порче продуктов. Пасхальный же хлеб должен быть бездрожжевым! Пасха является символом освобождения от греха, а дрожжевое тесто в библейской традиции является олицетворением греха. "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля".
Снова и снова в истории мы видим, как язычество маскируется под христианство по сути не являясь таковым.
Епископ Рима, Сикстус, желая сохранить свою паству и защитить ее от гонений, начал "реформирование" богослужебной системы. Он настаивал на праздновании не распятия (что важно для христиан), а воскресения Иисуса Христа и переносе дня празднования Пасхи с четырнадцатого Нисана (которое приходилось, каждый год на разный день недели) на Воскресенье. Воскресенье в языческой Римской империи было всеобщим праздником - Днем божества Солнца.
Отец Олег Моленко писал: "Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоносия Фалосса или, что то же, мужского детородного уда. Таким символическим образом можно разуметь, что мы (выходцы из язычников) в праздновании Пасхи Христовой перешли из мрака языческого идолобесия в дивный свет Христового воскресения".
Оригинальное оправдание присутствия языческого символа в христианском богослужении и освящении (?!) его! А если взять последнее предложение, то в свете Библии правильнее было бы сказать "что мы (выходцы из язычников) празднование Пасхи Христовой заменили для христиан поклонением языческим богам". С хлебом произошло то же, что и с воскресением! Фактически произошла замена всего - дня празднования, символов, и самое главное - потерян Библейский смысл. Ведь в Библии Пасха - это символ Иисуса, Который умер за наши грехи. А то, что происходит сегодня - поедание кулича, имеющего форму мужского члена в состоянии эрекции с белой глазурью и яиц, - не является ли это обрядом ежегодного орального секса? Эдакого флешмоба, причём с международным размахом? И не получается ли, что древний праздник плодородия не умер, но жив и здравствует, а Озирис продолжает ежегодно воскресать? А ведь эти куличи и яйца с удовольствием едят дети... как вам такой взгляд на ситуацию?
И ещё одно противоречие: православная церковь заявляет о недопустимости орального секса в жизни человека и называет его сатанинским действом, но сама же склоняет человечество к оральному сексу с членом, символом разных древних божеств.
Короткий итог замещений изначально христианских символов на языческие.
1. Четырнадцатый день месяца (то есть это мог быть любой день недели) замещён на воскресенье, день поклонения языческому богу солнца.
2. Пресный хлеб с горькими травами, символ рабства, замещён на кулич и яйца, символ плодородия, фаллос. Причём кулич делается с дрожжами, которые есть олицетворение греха.
3. Полностью удалён самый главный символ - ягнёнок, то есть Иисус, умерший за грешников. И как следствие люди вспоминают не Его смерть, а Его воскрешение.
4. Появление праздника Богородицы, который заменил языческое поклонение матери богов, женскому началу.
Каждый человек принимает решение для себя. Если прочитав эту статью, вы хотите написать мне как я не права - пожалуйста. Право ваше. Однако я всё-таки надеюсь, что она помогла вам по-новому взглянуть на давно привычный праздник, переосмыслить его аспекты, возможно задаться какими-то вопросами, поразмышлять, сделать какие-то выводы, принять решения - что ж, я на это надеюсь.