Об учительстве Наталья Евгеньевна не мечтала. Определяя для себя будущий ВУЗ, педагогический отвергнула априори. Документы подала на филфак университета имени Лобачевского: в школе литература и русский давались ей легче всего.
Только правы ли утверждающие, что свою судьбу мы выбираем сами? Поступить получилось на заочное отделение. Вопрос трудоустройства тоже решился будто бы сам собой: школе 125, неподалеку от дома, требовался вожатый, институт которых только-только начинали тогда возрождать.
А потом - практика, первый урок. Первый раз в новом качестве у доски. Первый раз это чувство, когда все получилось. Будто выросли крылья у тебя за спиной, не идешь - ты летишь вдоль окон школьного коридора. Тебе хочется всех обнять. И - рассказывать. Обо всем, до мельчайшей детали.
На вопрос, который в связи с "забастовочными" событиями учителям задают, "Почему не уходите, что же вас держит в школе?", педагоги отвечают стандартно. Вот и Наташа Васильева:
- Каждый день на предыдущий день не похож, постоянно что-нибудь происходит: дети...
Потом гаснет улыбка, осветившая все лицо, и следует: летний отпуск, который длинен, удобный для женщины график работы:
- Со средней нагрузкой в тридцать учебных часов учитель после обеда вполне может быть уже дома.
При нормальном расписании уроков. Но даже и в вашем случае, Наталья Евгеньевна. После обеда вы будете дома, только если заберете с собой свои ежедневные три кипы тетрадей. Сколько времени на их проверку потребуется, минимум часика два? При 12 копеечек оплаты за каждую.
Два летних месяца отпуска? Вполне хватило бы отдохнуть, подправить и свою психику, и свое тело. Да только если школьный учитель хотя бы пару недель отпуска проводит на берегу, греет тело на гальке, под шум набегающих волн - это будет в наши дни исключением. В массе своей школьный учитель летом работает. Где угодно и кем угодно: моет в "Евроспаре" полы, продает одежду на рынке... На вакансию воспитателя в детском лагере отдыха и труда - практически конкурс.
А куда ему, учителю, деться? Учительница начальных классов: лапонька, умница, первая категория (дальше - высшая и "Отличник просвещения"). На руки, "чистыми" - 1600 рублей в месяц.
Среднее преподавательское звено. Вторая категория, тридцать часов еженедельной нагрузки. Со всеми доплатами (кабинет, классное руководство, тетради...) - хорошо, если три тысячи рублей. Сто рублей в день. Как на эту "сотню" прожить? Одеться-обуться? Оплатить "коммуналку" и телефон? Да еще если на руках у тебя дети?
Проблема "учитель в разводе" все острей и острей. Пытаясь заработать побольше, женщина наваливает на себя как можно больше часов. На уборку-стирку-готовку времени практически не остается. А уж встретить супруга - у двери, с сиянием глаз! Которые сегодня свое в школе уже "отсияли"... Когда больше всего хочется одного: доползти до кровати, эти глаза закрыть. И - забыться.
Не каждый мужчина все это поймет. А если поймет, сможет выдержать. В среднестатистической 125-й "разведенных с детьми" - четверть педколлектива. Столько же - незамужних.
- Если во время учебы она замуж не вышла, - все, можно сказать, обречена,- говорит директор 125 школы Алла Михайловна Лошкарева. - Одиночество рано ли, поздно, но обязательно "отпечатается" на характере. Не в лучшую, к сожалению, сторону сказываясь и на работе.
У Наташи Васильевой в этом плане порядок:
- Муж трудится на Автозаводе, денег хватает. Правда, - спохватывается,- нас пока двое. Ребенок появится, поневоле придется новую работу искать.
Какую? Куда из школы уйдешь?
-Да господи, - машет рукой. Говорит про коммерческие структуры, про графические программы, в которых любит "сидеть" на домашнем ПК, про "1С", "Word", "Exell"... А голосок все тоньше и тоньше. И все грустнее. Вспомнила о подруге, которая из школы ушла, как у нее все устроилось. Которая, тем не менее, все звонит и звонит, раз за разом вспоминая о детях.
А не кажется вам - от лукавого это все? Все эти объяснения - про отпуск, про график... Да и "энергетический вампиризм", в котором покаялась Лошкарева:
- Заболею - и в школу, быстрей! К девятому или десятому подойдешь - все, забыла, здорова! Учителя все вампиры.
Алла Михайловна... А Ваши же рассуждения "про лимон". Который учитель к концу дня сегодня из-за нагрузки напоминает: выжатый весь... Довелось наблюдать за одним таким "вурдалаком" на пенсии. Правда, еще трудится. Движения - разве что не молодая лань у классной доски, голос сразу - чистый и звонкий.
Может быть, все приземленнее? Проще? Выброс адреналина в кровь. Как у десантника перед откинутой аппарелью. У "рукопашника" перед схваткой. У спеназовца перед боем. Как у каждого, занимающегося делом, которое ему предписал Бог. Будь то водитель, инженер, архитектор, доктор... И если Наташа Васильева после "получившегося" урока чувствует "крылышки за спиной" - ей предписана школа. Как и многим, многим другим.
Коих существующее положение дел год за годом из школы выдавливает. Расшатывая тем самым единственное, пожалуй, еще сохранившееся с прежних, советских времен. Нет уже прежнего ВПК. И даже показательные пуски ракет получаются не с первого раза. В Лету канула система социальных гарантий. Добивается здравоохранение.
- Школа еще стоит. Как система очень консервативная, - заметила Лошкарева. - Но молодежи, даже учителей среднего возраста год от года все меньше. Я уже устала об этом думать, заботиться...
Да и как о сохранении системы может заботиться директор среднестатистической школы? Это - функция правительства, депутатов всех уровней. Повышение зарплаты учителя для сохранения системы - шаг, разумеется, важный. Но далеко не единственный.