Радость творчества
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Продолжение книги "Жизнь под контролем". Пока фрагменты.
|
Содержание
Введение
Глава 1. Что такое творчество?
Глава 2. Как устроен ум
Глава 3. Фитнес для ума
Глава 4. Разминка для тела
Глава 5. Вопросы управления временем
Глава 6. Посторонние люди в твоём творчестве
Глава 7. Настоящее богатство
Заключение
Введение
Глупец с учёным в спор вступает,
И даже побеждает иногда.
Бесценную жемчужину, бывает,
Булыжник разбивает без труда.
(Саади)
Каждый человек имеет возможность распорядиться своей жизнью лишь двумя способами. Первый из них - довольствоваться тем, что есть, ни к чему не стремиться, ничего не читать и не работать над собой. А второй способ - добиваться осуществления своей мечты, стремиться к высоким идеалам, больше читать и совершенствоваться. Какой способ выбрать - решать тебе. Никто тебя не осудит, если ты выберешь первый способ распорядиться собственной жизнью. Однако ты должен помнить, что человек живёт не для того, чтобы всю свою жизнь просидеть перед телевизором с банкой пива в руках. Человек рождается для того, чтобы своим существованием сделать жизнь на Земле прекраснее, внести свой вклад в развитие науки и культуры, сделать счастливыми близких людей. По сути, человек рождается и живёт для того, чтобы творить; то есть цель жизни любого здравомыслящего человека - творчество в том или ином его проявлении.
Однако для того, чтобы что-то дельное сотворить, нужно много учиться. Ты и пришёл в этот мир для того, чтобы учиться. Учиться жить, учиться любить, учиться радоваться, учиться думать, учиться творить. И при этом ты можешь быть счастливым или несчастным, как сам пожелаешь. Главное, чтобы ты усваивал жизненные уроки, учился жить в гармонии с окружающим миром и следовал своей дорогой. Хотя, на самом деле, жить, любить, заниматься творчеством, реализовывать свои желания - всё это и означает следовать своей дорогой.
Жизнь у тебя всего одна, не растрачивай её понапрасну. Остановись на минуту и прислушайся к своему сердцу: чего оно хочет? Сердце всегда знает, чего ты хочешь на самом деле. И за какое бы дело ты не брался, постарайся подходить к нему не столько творчески, сколько осознанно, - полностью погружаясь в процесс, который совершается в данный момент. Не важно что это: медитация, рисование, приготовление чая или уборка мусора. Постарайся быть одинаково безупречным в любом деле. И особенно это касается творчества.
Не беспокойся о том, что что-то может не получиться. Вспомни, весь XX век был единой нитью чьих-то реализованных творческих идей. На протяжении всего XX века люди изобретали что-то принципиально новое, после чего тем же самым увлекались тысячи других людей. Сначала это был автомобиль, потом кинематограф и самолёт, затем телевидение и покорение космоса... В XXI век люди вошли с новыми изобретениями - компьютером и искусственным интеллектом. А сколько было писателей, художников, музыкантов, которые смогли донести своё творчество до широких масс? Так что не беспокойся ни о чём. Именно сейчас у творческих людей есть все возможности себя реализовать и добиться признания.
И помни, что сегодняшний день обмену и возврату не подлежит! То, что ты сегодня сделаешь - то и оставишь после себя.
Глава 1
Что такое творчество?
Ветер жизни иногда свиреп...
В целом жизнь, однако, хороша...
И не страшно, когда чёрный хлеб...
Страшно, когда чёрная душа...
(Омар Хайям)
Что такое творчество? Творчество представляет собой мыслительный процесс, в результате которого рождается некая новая идея, мысль, которая может быть сохранена в любой форме - в форме мелодии, кинофильма, поэмы, книги, фотографии, изобретения, нового образа.
С чего начинается творчество?
Любое творчество начинается с самопознания. С познания того, где начинаются границы твоих интересов и где они заканчиваются. С познания того, кто ты есть на самом деле и чего ты хочешь добиться.
+ Познав себя, познаешь всё остальное.
Всё очень просто. Человек познаёт окружающий мир через себя и посредством себя. Через свои чувства и мышление, посредством своей центральной нервной системы и своего головного мозга. Иначе говоря, человек имеет дело не с реальным миром, а со своими представлениями о нём. И если человек плохо понимает себя, то чего он поймёт в окружающем его мире? Ничего не поймёт. Ибо весь окружающий мир - это лишь отражение в зеркале его сознания. Поэтому так важно понять, кто ты и чего ты делаешь на этой планете.
Для того, чтобы это понять, требуются всего три вещи: желание, время и честность. Желание - для того, чтобы уверенно двигаться вперёд. Время - для того, чтобы не торопиться и в спешке не ошибаться. А честность - для того, чтобы спокойно докапываться в себе до истины. И если однажды ты поймёшь, кто ты - вся твоя жизнь изменится.
Однако, говоря о самопознании, стоит заметить, что можно долго и упорно читать мудрые книги, размышлять, постигать таинства йоги и тантры, вникать в премудрости Карлоса Кастанеды и тщательно исполнять ритуалы тибетских монахов, но так и не понять, кто ты есть на самом деле. Потому что всегда стоит вопрос: для чего тебе это нужно? Чтобы разбогатеть? Или быть здоровым? Или хвастаться перед друзьями?... Когда ты будешь точно знать, для чего тебе это нужно, тогда ты и начнёшь понимать, кто ты есть.
Когда ты начинаешь понимать, кто ты и перестаёшь воспринимать себя исключительно как туловище, тут же начинаешь замечать, что другие люди не живут свою жизнь, а спят её. Они, конечно, думают, что живут, но на самом деле спят глубоким сном и свой сон принимают за реальность. И тогда у тебя появляется желание их разбудить, закричав что-то типа "Эй, дураки, пора просыпаться!". Но поскольку люди действительно спят, они тебя не слышат. Но есть один способ пробудить их, не открывая при этом их глаза насильно: это создать что-то новое, - новое стихотворение, новое изобретение, новое направление в науке. Только это заставляет окружающих тебя людей начать просыпаться: они начинают замечать, что человек может творить и у них появляется желание тоже что-то сотворить. Но для того, чтобы что-то сотворить, нужно проснуться! И они начинают просыпаться!
***
Всех людей, профессионально занимающихся творчеством можно разделить на три категории:
• Люди, занимающиеся художественным творчеством: художники, фотографы, дизайнеры, скульпторы, архитекторы (они создают образы).
• Люди, занимающиеся нехудожественным творчеством: музыканты, режиссёры, ювелиры, программисты, изобретатели (они создают завершённые продукты).
• Люди, занимающиеся интеллектуальным творчеством: писатели, поэты, журналисты, копирайтеры, учёные (они создают знания).
Традиционно творческими профессиями по непонятной причине считаются профессии актёра, танцора и фотомодели. Некоторые к творческим профессиям относят даже предпринимателей. Но никто из них творчеством не занимается. Да, актёр создаёт некий образ на сцене театра или в кино, - но разве он сам его создаёт? Разве не режиссёр говорит актёру, что и как ему делать, куда смотреть, за кем тапочки выносить? В чём творчество актёра? Он ничего не придумывает и ничего принципиально нового не создаёт, кроме сценического образа, заранее прописанного в сценарии. Или возьмём предпринимателя. Казалось бы, он действительно создаёт некую идею и воплощает её в жизнь в виде построения собственного бизнеса. Однако его цель - получить прибыль. Никакого творчества. Ничего принципиально нового. Никакого стремления к созданию чего-то нового. Предприниматель занимается только тем, что приносит прибыль. Чаще всего покупает там, где дешевле и потом перепродаёт с наценкой. Или предлагает какие-то услуги. И чем тогда профессия предпринимателя отличается от презираемой многими профессии проститутки (которая также за деньги предоставляет определённые услуги)? В случае, если предприниматель ничего нового не создаёт, то ничем.
С другой стороны, конечно, когда человек создаёт бизнес-империю или через надетый режиссёром театральный образ передаёт какие-то эмоции зрителям, в этом тоже есть что-то творческое. Но надо понимать, что это творческое присутствует практически в любой профессии. Скажем, водитель постоянно следит за дорогой и непрерывно корректирует движение своего автомобиля, выбирая наиболее лёгкий и безопасный путь. Творческое начало задействовано? Вне всякого сомнения. Задействовано, да ещё как! Ни одному актёру такое творчество не подвластно! Вот именно по этой причине нужен объективный критерий для определения творчества. И этот критерий - рождение нечто нового в той или иной материальной форме. Ни водитель, ни актёр ничего нового в материальной форме не создают. Поэтому к творчеству они не имеют никакого отношения. Хотя творческое начало в их профессии, несомненно, присутствует.
То есть, нужно понимать, что творчество - это сознательная деятельность мозга по созданию чего-то принципиально нового в той или иной материальной форме.
Да, история знает таких предпринимателей, как Стив Джобс. Но мало кто задумывается над тем, что Стив Джобс в первую очередь был изобретателем, - ему принадлежало 313 патентов на самые разнообразные устройства. Самыми известными его изобретениями были компьютер Apple, музыкальный медиаплеер iPod, усовершенствованный мобильный телефон iPhone, интернет-планшет iPad, ноутбук Macbook Pro, устройство управления курсором IMac в форме шайбы, монитор с подвижным креплением и т.д.
Вообще, у Стива Джобса есть чему поучиться. Он оставил после себя не только свои изобретения, но и свою жизненную философию. Так, всякий раз, перед тем, как принять важное решение, он задавал себе один и тот же вопрос: "Что бы я сделал, если бы это был последний день в моей жизни?"
Однажды Стив Джобс выступал в университете с докладом. В аудитории было много девушек и одна из них ему понравилась. После доклада Стиву пришлось откланяться и уйти из аудитории, но, направляясь к своей машине, он спросил себя: "Что бы я сделал, если бы это был последний день в моей жизни?". Ответ был очевиден и он сразу же вернулся в аудиторию, разыскал эту девушку и увел её с собой. А через какое-то время они поженились.
Кстати говоря, несмотря на выступления в университетах, сам Стив Джобс высшего образования не имел. Закончив школу, он проучился полгода в элитном частном университете в Портленде (Рид-колледж, в котором он учился, входит в "новую Лигу плюща"), после чего бросил занятия и, уже будучи отчисленным, около года с разрешения деканата посещал некоторые творческие занятия в Рид-колледже, к которым у него был интерес. А через некоторое время вообще уехал в Индию в поисках просветления.
Данный пример красноречиво свидетельствует говорит о том, что творческие способности человека практически не зависят от уровня его формального образования. Даже наоборот, чем лучше образован человек, чем больше университетов он закончил и чем больше научных теорий знает, тем ниже у него мыслительные способности, так как самостоятельно и оригинально думать человек за многие годы учёбы разучивается. Ибо, зачем думать самому, если товарищ Эйнштейн 100 лет назад за тебя уже подумал, разложил всё по полочкам и выдвинул научную теорию, с которой ты в любой момент можешь ознакомиться, не напрягая лишний раз свои извилины?
Поэтому не сетуй на отсутствие образования, если его у тебя нет. Может быть, это даже к лучшему: истории известно немало случаев, когда абсолютные неучи делали выдающиеся открытия в науке... Им было просто неизвестно, что данные открытия невозможно сделать, поскольку образованные учёные не имели возможности им об этом рассказать. Не зная порой самых необходимых вещей, изобретатели и энтузиасты просто запирались в своих лабораториях и творили! Они очень хотели сделать что-то, что приблизило бы их к своей мечте. И их мечты рано или поздно превращались в изобретения! Так был построен первый самолёт (хотя учёные утверждали, что ничего тяжелее воздуха летать не может), так была изобретена телефонная связь (хотя учёные клялись, что это противоречит законам физики), так было сделано великое множество других изобретений и научных открытий.
Известно немало писателей, которые если и имеют какое-то образование, то лишь то, которое получили сами, читая книги и общаясь с людьми. И при этом их книгами зачитываются миллионы!
Известно немало музыкантов, которые понятия не имеют о нотной грамоте и тем не менее пишут и играют прекрасную музыку!
Известно немало художников и дизайнеров, которые учились рисовать самостоятельно и добились в своём деле гораздо лучших результатов, нежели их коллеги, закончившие специальные учебные заведения!
Это, конечно, совсем не означает, что для того, чтобы стать музыкантом или художником нужно быть необразованным. Отнюдь. Образование никогда не помешает. Но, с другой стороны, оно нисколько не поможет в творчестве, если нет глубокого внутреннего желания творить.
А желание творить приходит к человеку порой мистическим образом. Допустим, трудится человек годами на каком-то одном поприще, - например лекарства продаёт. Угрохает на это много лет, а потом неожиданно, в один момент, вдруг понимает, что его дело - картины рисовать. Так бывает сплошь и рядом. Так случилось, например, с одним скромным аптекарем из Венгрии, которого звали Тивадар Костка Чонтвари. Работал он в своей аптеке в небольшой венгерской деревне и неожиданно, в 27 лет, в тёплый солнечный день (13 октября 1880 года), испытал мистическое видение. Голос, который он услышал, сообщил ему, что он станет величайшим художником и превзойдёт мастерством самого Рафаэля!
На следующий день Чонтвари оставил свою аптеку, накупил себе кистей и красок и отправился странствовать по миру. Он посетил Ватикан, Париж, Италию, Грецию, страны Северной Африки и Ближнего Востока и за время своих странствий создал более сотни картин. Особенно известны нарисованные им ливанские кедры.
Итак, что же такое творчество?
Творчество - это сознательная деятельность человека по созданию чего-то принципиально нового в той или иной материальной форме. Это уникальная деятельность, характерная лишь для человека, поскольку все остальные живые существа не имеют возможности сознательно творить. Даже своё потомство все живые существа на планете Земля, за исключением человека, воспроизводят несознательно, а подчиняясь инстинкту. Лишь человек может сознательно завести ребёнка или, наоборот, отложить это важное дело на какое-то время. Пожалуй, это самое большое творчество, на какое только способен человек - подарить жизнь ребёнку и воспитать своё чадо, - так, чтобы из него вырос полноценный человек. Да, это тоже творчество! Да ещё какое! Каждый человек - это целая Вселенная! Сотворить Вселенную - это высшее, на что способен человек!
Некоторые люди предпочитают гонять пыль с места на место или с головой погружаются в работу, лишь бы не задумываться над тем, ради чего они живут и что после себя оставят. Обсуждение футбольного матча или последних известий с Ближнего Востока заменяет им смысл жизни. Это печально.
Доступность творчества
Творчество - это процесс абсолютно доступный, не требующий семи пядей во лбу. И суть его - в преодолении своей косности и лени, в стремлении обуздать собственную мысль и придать ей законченную форму. Благодаря творчеству ты способен творить свою Вселенную, свой мир и лепить из своей жизни то, что тебе захочется.
Если ты думаешь, что творчество доступно только талантливым от природы людям, то ты заблуждаешься. Творчество доступно любому человеку - нужно только начать что-то делать: писать стихи, сочинять музыку, рисовать, фотографировать, снимать кино, фонтанировать идеями... Всё это ты сможешь, если просто начнёшь что-то делать. Сделай хотя бы один маленький шаг...
Состоит любое творчество из двух этапов: генерирование идеи и воплощение идеи в некой новой материальной форме.
[Подробнее об этих этапах позднее]
Заведи блокнот для перспективных идей. Это позволит сохранить возникшие идеи и вернуться к ним позднее, - тогда, когда наступит благоприятное время.
Глава 2
Как устроен ум
Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Дай хлеба одному - на век запомнит,
Другому жизнь пожертвуй - не поймёт...
(Омар Хайям)
Для начала нужно сказать, что головной мозг - не единственный орган человека, способный думать. Из этого следует, что ум - далеко не единственный инструмент для творческих начинаний. У человека есть ещё сердце, о котором часто неоправданно забывают, когда речь заходит о способности человека думать. В сердце человека сконцентрирован разум, который гораздо тоньше ума и обладает уникальной способностью отсекать ненужное, контролируя непомерные желания ума.
Конечно, разум не всегда концентрируется именно в области сердца. У некоторых людей разум концентрируется где-то в районе задницы (особенно у тех людей, которые никаким творчеством не занимаются, книг не читают и живут исключительно интересами своего туловища). Однако у большинства разумных людей разум концентрируется всё-таки в области сердца. Но это так, для сведения. В действительности основной инструмент для творчества - это ум. Разум только направляет его и не даёт ему отвлекаться на посторонние вещи.
По этой причине люди иногда считают, что ум важнее разума. Ничего подобного. Ум только инструмент и им можно воспользоваться как на благо себе, так и во вред. Ум, если он не находится под контролем разума, может много глупостей натворить. Но под контролем разума он способен на буквально на чудеса.
Устройство мозга
Головной мозг человека состоит из множества взаимосвязанных нервных клеток и их отростков, благодаря работе которых он и функционирует. Нервные клетки связаны между собой синаптическими связями и благодаря их взаимодействию мозг имеет возможность контролировать деятельность всего организма. Однако работа нервных клеток зависит от энергии, которую они получают через кровь, содержащую кислород, который в свою очередь содержит невидимую жизненную энергию, известную на востоке как прана. Надо сказать, что наука отвергает такое понятие как прана, поскольку учёными ещё не доказано её существование. При этом, однако, любой человек понимает, что есть некая жизненная энергия, которая одухотворяет человеческое тело, позволяя ему, как и любому другому живому организму, жить, дышать, питаться, развиваться и чувствовать наслаждение. Вот эта энергия и есть прана. Пока она присутствует, человек живёт, дышит, развивается. Как только поток праны прекращается, человек умирает (если точнее, то умирает туловище человека, а его сознание, сформированное праной остаётся и переходит в какую-то иную форму жизни, о которой известно очень мало).
Откуда человек получает поток праны? Сложно сказать, потому что наука изучением этого процесса не занимается и соответственно никак этот процесс не объясняет. Однако из древности дошли сведения о том, что прану генерирует для своего тела сам человек (точнее, его Высшее Я). Таким образом, получается, что тело - это как бы инструмент находящегося где-то вне тела сознания, которое на какое-то время заселяется в человеческое тело, получает необходимые для своего развития уроки и, после получения необходимых уроков, покидает тело.
Почему же ты не чувствуешь ничего, кроме своего тела? Потому что всё твоё внимание сосредоточено именно на теле. Это можно сравнить с компьютерной игрой: когда ты включаешь какой-нибудь шутер от первого лица, то ты невольно начинаешь воспринимаешь происходящее на экране как что-то такое, что происходит с тобой в реальности, тогда как настоящая реальность на какое-то время исчезает для тебя. Ты управляешь компьютерным героем так, словно это и есть ты. То есть ты переносишь своё сознание в нарисованный образ компьютерного героя и он начинает жить своей жизнью, подчиняясь всем твоим указаниям. И ты так глубоко погружаешься в придуманную компьютерными разработчиками виртуальную реальность, что на какое-то время забываешь обо всём на свете - даже о голоде или сне! И пока не выключишь игру, ты так и продолжаешь себя идентифицировать с тем, кого видишь на экране. Та же ситуация и с твоим телом.
Когда уровень праны падает ниже нормы, то ты начинаешь чувствовать усталость и становишься медлительным, так как лишённые праны нервные клетки "включают" тормозящие процессы в организме, экономя энергию. В этот момент тебе требуется серьёзный отдых в виде продолжительного сна. Пока ты спишь, твой организм, словно аккумулятор, насыщается праной и, просыпаясь, ты снова чувствуешь бодрость и жизнеспособность.
Поскольку ты не в состоянии контролировать накопление праны, то ты стараешься всяческим образом уменьшить её расход. Но это приводит к тому, что ты быстро отвыкаешь думать самостоятельно, напрягая свой мозг, потому что мозг требует для своей работы большое количество праны. И в этом случае ты начинаешь деградировать и бездумно повторять то, что делают окружающие люди.
Вообще, человеку, независимо от уровня его интеллекта, свойственно повторять то, что делают окружающие, так как копировать чужие действия всегда проще и менее затратно, чем думать самому: мозг не желает лишний раз напрягаться и шевелить извилинами. Поэтому люди кучкуются в толпы и коллективы, выбирают себе лидеров и добровольно подчиняются им.
Но вернёмся к головному мозгу.
Как работает мозг
Мозг человека работает на электрических импульсах, которые двигаются по нервным волокнам между нейронами мозга. Очень упрощённо это выглядит так: В голову приходит мысль. Откуда именно она приходит, никто точно не знает, но то, что она рождается не в голове - это факт. Так вот, в голову приходит мысль. Так или иначе мысль не будет предоставлена сама себе и будет связана с тем, что ты видишь, слышишь или ощущаешь. Благодаря этому формируются ассоциации. Может быть, знаешь, когда глядя на какой-то предмет откуда-то всплывают мелодии или определённые мысли, или, наоборот, слушая определённую мелодию, вспоминаешь какого-то человека. Это результат действия ассоциативных связей в мозгу.
Так вот, в голову приходит мысль. Мысль формирует ассоциацию с тем, что ты в этот момент видишь, слышишь или ощущаешь. И дальше в головном мозге протаптываются определённые тропинки, по которым двигаются электрические импульсы. Чем чаще ты думаешь определённую мысль, тем глубже и шире становится тропинка, по которой она двигается. Причём, глубже и шире она становится не в переносном смысле, а в самом прямом: нервные клетки на этой тропинке срастаются друг с другом посредством большого количества нервных окончаний, принимающих и передающих электрические импульсы (по научному они называются аксоны и дендриты). И срастаются они таким образом, что становятся практически единым неделимым целым.
Откуда берутся мысли
Когда какая-то мысль многократно двигается в одном и том же направлении, то в мозгу образуются устойчивые связи между определёнными нейронами, которые образуют со временем глубокую и прочную тропу, по которой мысль с каждым новым повторением идёт всё легче и всё быстрее. Так вырабатываются стереотипы мышления. К примеру, когда человек каждый день думает: "Ох, как же я несчастен! Ах, как же я страдаю! Эх, никто меня не любит!", то в его головном мозге происходит следующее: постепенно протаптывается глубокая колея от зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых рецепторов в кору головного мозга и образуется устойчивая связь между тем, на что человек смотрит/слышит/ощущает и его мыслью о том, что он страдает. И дальше получается очень интересная вещь: на что бы человек не смотрел, что бы он не слышал и что бы не ощущал - всё, абсолютно всё, будет возвращать его к мыслям о страдании. А мысли о страдании, разумеется, будут вести к страданию. Потому что многократное движение одной и той же мысли по одной и той же тропе сформировало ассоциативную связь.
А как формируется ассоциативная связь? К примеру, ты дотрагиваешься до горячего чайника и обжигаешься. В этот момент через кожные рецепторы по нервной системе в головной мозг моментально идёт сигнал: "Больно!". Причём, сигнал настолько мощный, что ненашутку встревоженный мозг даёт команду нервной системе отдёрнуть руку ещё до того, как ты ощутил боль! И тут же в коре головного мозга формируется устойчивая ассоциативная связь: "Дотронешься до горячего - обожгёшься!". Связь образуется моментально по причине того, что действие вызвало боль и боль усилила сигнал от рецепторов до такой степени, что мозг испугался (если выражаться ненаучно).
С мыслями устойчивые связи формируются медленнее. Хотя бы по причине того, что мысли сами по себе не приносят боли. А потому сигнал более слабый. Тем не менее, если какая-то мысль многократно...., то ассоциативные связи образуются такие же крепкие, как и при непосредственном контакте с источником боли. Поэтому со своими мыслями нужно быть очень осторожным и стараться не думать о плохом. Потому что слишком часто думая о плохом, ты сам себя приучаешь видеть во всём плохое, и соответственно, начинаешь страдать от того, что вокруг всё начинает казаться плохим. Но в действительности это не мир вокруг плох, это ты сам приучил свой ум видеть во всём плохое. Осторожнее будь со своими мыслями.
Нервные клетки
Каждый день нервные клетки умирают. В среднем, ежедневно человек теряет около 30-50 тысяч нервных клеток. Однако чем больше человек напрягает свои извилины, чем больше думает и чем больше задействует свои нервные клетки, тем меньше они склонны к гибели. Они всё равно умирают, но в гораздо меньших количествах. Скажем, путешественник, получающий новые впечатления от погружения в иную культуру, практически не теряет в этот момент свои нервные клетки. Но стоит ему привыкнуть к новой культуре, более-менее начать понимать менталитет местных жителей, их язык и культуру, как нервные клетки начинают гибнуть с прежней скоростью. То есть, пока мозг насыщается новыми впечатлениями и получает новые знания, он не склонен избавляться от неиспользуемых нервных клеток. Ведь они могут ему ещё понадобиться! Но как только поток впечатлений прерывается, так мозг тут же начинает избавляться от лишних клеток, не желая их кормить. Природа человека очень мудро устроена: то, что используется им по назначению - крепнет и развивается, а то, что не используется - разрушается и исчезает. Это относится как к мышцам тела, так и к нервным клеткам головного мозга.
Надо заметить, что когда человек регулярно получает травмы головы (занимаясь, к примеру, боксом) или принимает какие-либо виды наркотиков (к которым относятся все виды химических соединений, одурманивающих мозг - и пиво, и вино, и сигареты, и разнообразные лекарственные препараты) - клетки начинают вымирать с огромной скоростью независимо от того, насыщается мозг новыми впечатлениями или нет. Да-да, выпивая кружку пива, выкуривая сигарету или принимая аспирин - ты убиваешь собственный мозг! Это не абстрактное выражение! Если посмотреть в микроскоп на то, что происходит в головном мозге, допустим, во время принятия пива - то ты увидишь, как закупориваются кровеносные сосуды мозга, как кровь перестаёт питать нервные клетки и как отмирают целые участки мозга. А ты думаешь, почему выпивший человек плохо ориентируется в пространстве, не может сосредоточиться, с трудом говорит, иногда двух слов связать не может? Потому что его мозг лишается притока свежей крови и начинает медленно разлагаться. И нервные клетки не то что работать в полную силу не могут, они вообще рвут связи друг с другом (поэтому ухудшается память), накапливают в себе отходы своей жизнедеятельности (поэтому возникает ощущение прострации) и потом мучительно умирают, образуя целые скопления мёртвой серой массы, которые выводятся из организма вместе с мочой, потом и слезами.
Ум и причина страданий
Ум очень подвижный, однако сильные впечатления могут зафиксировать ум на долгое время на чём-то одном. Как правило это что-то травмирующее из прошлого жизненного опыта. Знаешь, это как бывалый солдат или офицер, который возвращается с войны, но по ночам ему ещё долгое время продолжают сниться бои, обстрелы, погибшие товарищи. Иногда только спустя многие годы сны как-то начинают меняться в сторону чего-то более прекрасного, чем вывернутые кишки и горящие танки. То есть, с одной стороны ум чрезвычайно подвижен, но с другой стороны, под влиянием сильных впечатлений он может на чём-то остановиться и возвращаться к пережитому вновь и вновь. Это и есть причина всех человеческих страданий.
Ум нужно научить не возвращаться к травмирующему прошлому. Как это сделать? Нужно отвлечь ум, переключить его внимание на что-то другое. Ведь на что ты обращаешь своё внимание - тем и живёшь. Обращаешь внимание на страдания - страдаешь. Обращаешь внимание на блаженство - блаженствуешь.
По этому поводу есть притча.
Однажды ходжа Насреддин, прогуливаясь по базару со своим другом, сказал ему: присмотрись внимательнее к товарам вокруг тебя и постарайся запомнить все вещи коричневого цвета. На базаре было много вещей коричневого цвета, но друг ходжи их хорошо запомнил и после того, как они ушли с базара перечислил ему сотню коричневых вещей, которые ему попались. Но хитрый ходжа спросил его:
- А много ли ты запомнил вещей красного цвета?
- Нет, - замешкался его друг.
- Вот именно! - произнёс с улыбкой ходжа, - если ты ищешь только коричневые вещи, то остальных не замечаешь!
Так что запомни: то, что ты ищешь, то и находишь. Если ты ищешь плохое, то ты непременно его найдешь и при этом не заметишь ничего хорошего. Просто потому, что не ищешь его.
Как развивать ум
Миф о том, что школа развивает ум - всего лишь миф. Нынешняя школа ничего не развивает, кроме послушания. Нынешняя школа работает в интересах государственной экономики, плодя неграмотных, не умеющих самостоятельно мыслить рабов, массово потребляющих продукты жизнедеятельности экономик развитых стран. Более того, она методично убивает любую тягу к знаниям, к сожалению.
Школа должна учить человека писать, читать, считать, думать, анализировать, искать нужное и отсекать ненужное. Школа должна прививать нравственные законы и ориентиры, должна рассказывать о том, как устроен наш мир и учить разумно жить в этом мире. Школа этого не делает. Она пичкает человека информацией, но не учит ей пользоваться. Да, человек, закончивший школу, обычно знает, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, что Эфиопия находится на востоке Африки, что у слона четыре ноги и хобот, и что валентность водорода всегда принимают за единицу. И что это даёт человеку? Это делает его существование осмысленным? Это делает его счастливым? Это позволяет ему каким-то образом улучшить свою жизнь и жизнь своих близких? Нет.
Иногда говорят, что школа учит человека логично мыслить. Чушь собачья. В школах нет ни одного предмета, который учил бы мыслить самостоятельно. Тем более мыслить не абы как, а логично. Педагоги сами этого не умеют, - как они могут этому учить?
Тут стоит сказать, откуда вообще пошло слово "педагог". Так первоначально, в античные времена, называли рабов, которые сопровождали ребят богатых римлян в школу и присматривали за ними, чтобы с ними ничего не случилось. А учили чему-то всегда только учителя. Но учителем может стать только мудрый, понимающий человек, хорошо разбирающийся в том, чему он учит, тогда как педагогом может стать любой дурак, ухитрившийся получить формальное педагогическое образование.
+ Единственное, что даёт высшее учебное заведение, - это возможность заниматься научной деятельностью, ибо в нашей действительности без диплома и научного руководителя ни одного человека, даже самого талантливого, не допустят до научной работы.
В действительности, конечно, та система образования, которая сейчас есть - лучше, чем вообще ничего. Но нужно понимать, что она очень далека от совершенства. Всё потому, что педагогами часто становятся неуравновешенные, неадекватные, а порой даже глупые люди. И совершенно непонятно, чему они могут научить.
Но педагоги - это ещё полбеды. Настоящая беда с психологами. Именно психологи должны являть собой пример психического здоровья и адекватности, а они в обыденной жизни, очень часто, являют собой пример абсолютной неадекватности.
Основная причина, почему люди идут учиться на психолога - это желание решить свои собственные проблемы. Не помощь другим, нет. Не познание себя. Не вникание в академические тонкости психологической науки. А именно желание решить собственные проблемы. Именно это и привлекает слабовольных, неадекватных, душевнобольных и прочих не вполне здоровых людей на факультеты психологии. Ну а поскольку научная психология в принципе не в состоянии решать какие-либо проблемы человека, то выходят психологи из своих институтов такими же больными, какими и приходят туда. Из этого вытекает одна очень серьёзная проблема психологии. И заключается она в том, что люди, не вполне адекватные, становясь психологами начинают учить других людей жить и думать по своим стандартам и шаблонам, в результате чего плодят неадекватных людей.
А какие учения в принципе могут помочь человеку решить его внутренние проблемы? В первую очередь, это йога, тантра и лоджонг (тибетская практика тренировки ума). Если йога и тантра у многих на слуху и многие знают о благоприятном воздействии этих учений на внутренний мир человека, то с лоджонгом мало кто знаком за пределами Тибета. Так вот, эта практика основана на собрании афоризмов одного тибетского геше (титул геше в буддизме - это не что иное, как учёная степень и она равнозначна степени доктора наук в западных странах), жившего в XII веке. Звали его Чекава Еше Дордже. Он оставил после себя текст, содержащий 51 афоризм. Вместе эти афоризмы составляют лаконичное, законченное описание пути избавления от нежелательных умственных привычек, которые ведут к страданию, а также такой степени изменения собственного восприятия, когда внешне неблагоприятные обстоятельства становятся для человека относительно благоприятными. Грубо говоря, человек учится контролировать свой ум таким образом, чтобы сделать его неиссякаемым источником благополучия и радости.
Сами афоризмы переводятся на русский язык в разных источниках по-разному. Однако смысл при желании уловить можно в любом переводе. Вот для примера один из афоризмов:
"Не имей суждений о действиях других людей."
На первый взгляд может показаться, что ничего серьёзного не сказано. А если задуматься? А если задуматься, то получится, иными словами, - не суди других людей за их действия. Не думай о чужих недостатках. Не цепляйся за них. Не думай вообще ни о чём плохом. Ведь когда твой ум наполняется негативными мыслями, переживаниями и гневом, то весь мир становится для тебя унылым, мрачным и холодным. А это вызывает страдание. Понимаешь, как только ты начинаешь судить других людей, ты сам себя заставляешь страдать. Поверь, выискивать недостатки в других людях тебя заставляют нечистоты твоего собственного ума. Именно эти нечистоты и заставляют в конечном итоге страдать тебя самого. Понимаешь? И если ты не хочешь захлебнуться в собственных нечистотах, не суди других людей. Вот приблизительно такая практика: из каждого афоризма можно выжать целую методику избавления от страданий. При желании думать, конечно.
В общем, и в йоге, и в тантре, и в различных тибетских учениях (лоджонг - далеко не единственное тибетское учение подобного рода; есть ещё практика ламрим, практика нёндро, практика шести парамит и т.д.; все эти практики можно условно объединить в единое учение о природе ума) существует немало эффективных, проверенных и безопасных методик, позволяющих устранить причины различного рода внутренних конфликтов, смысложизненных проблем и умственных болезней. Но психологи, как правило, о них совершенно ничего не знают и знать не хотят. По одной очень простой причине. Психология, как наука, не ставит перед собой цели избавления человека от страданий, а ставит другую, вполне конкретную цель, которую можно коротко сформулировать в трёх словах - познание объективной реальности. Будет человек страдать или не будет - для психологии, как науки, это дело десятое. Главное для неё - объективно разобраться с тем, как устроена человеческая психика. Конечно, человеческую психику в принципе невозможно объективно познать, ибо каждый человек - это целая Вселенная. К тому же, познать даже одну Вселенную современными научными методами - ой как нелегко! Тем не менее, психология пытается вывести какие-то закономерности, общие для всех людей. Но чем больше она таких закономерностей выводит, тем более безжизненной и непрактичной становится.
Но то, что сама психология как наука очень непрактичная - это ещё полбеды. Настоящая беда в том, что недотёпы, получившие дипломы психологов и не понимающие, что те знания, которые они получили в университетах, неприменимы в реальной жизни, пытаются навязывать свои представления о правильной жизни другим людям, сознательно калеча их судьбы. Чего стоит только один простой пример с известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, который рекомендовал всем своим знакомым и родным в случае малейшего недомогания листья коки (из которых, как известно, получают кокаин). Мало того, что он сам был кокаинозависимым, так он ещё и всех своих друзей старался пристрастить к этому наркотику. Современные психологи, конечно, наркотические вещества уже не навязывают другим. У них теперь в арсенале есть НЛП, эриксоновский гипноз и прочие манипулятивные техники, которые они используют направо и налево, совершенно не задумываясь о последствиях. И это наплевательское отношение к свободе другого человека очень сильно проявляются в быту. Кого угораздило близко общаться с психологом - тот знает, что от него ни в жизнь не дождёшься ни разумных поступков, ни разумного объяснения его же нелогичных поступков, ни помощи в трудную минуту. Зато рекой - упрёки, назидания и советы.
Гипноз, кстати, разрушает сознание человека, делает его безвольным и зависимым от гипнотизёра. Тем не менее, психологи не спешат отказываться от этого метода психологической помощи нуждающемуся, ибо если не ввести человека в лёгкий транс, то и лапшу на уши ему не навешать. А как без лапши на чужих ушах психологу зарабатывать себе на жизнь? Никак.
Всё, педагогам и психологам своё неудовольствие высказал; тибетским умственным практикам "ку" с приседанием сделал. Теперь можно спокойно переходить к следующей главе.
Глава 3
Фитнес для ума (Сохрани свой мозг живым)
Подобно змее неудачное слово
Вдруг выскользнув, может ужалить любого.
Ты, молвивший, бойся особенно гада:
Кто ближе стоит, тот и гибнет от яда.
(Абу Шакур Балхи, афганский поэт, X век)
Ты никогда не задумывался, почему у одного человека острый ум и цепкая память, а у другого - проблемы и с тем, и с другим? Тому есть две причины: различия в генетике и различия в воспитании. С генетикой всё понятно: если мама с папой шудры, то и твоё сознание будет ограниченным и потребуются серьёзные усилия, чтобы расширить его и достичь состояния кшатрия или брахмана.
А вот с воспитанием всё сложнее. Благодаря правильному воспитанию практически любой человек (без явных отклонений в психике) из шудры может стать брахманом. И наоборот, при неправильном воспитании практически любой человек из состояния брахмана может деградировать до состояния шудры.
[Подробнее о четырёх состояниях сознания - шудры, вайшьи, кшатрия и брахмана - позднее]
Сохрани свой мозг живым
В своё время учёные доказали, что нервные клетки мозга восстанавливаются. Это означает, что твои умственные способности со временем становятся хуже не из-за отмирания нервных клеток, а из-за истощения дендритов, через которые проходят импульсы от одной нервной клетки к другой (дендриты - это отростки, с помощью которых нейроны контактируют друг с другом). Если ты время от времени не заставляешь свой мозг работать, то дендриты отмирают и связи между нервными клетками теряются. Учёные раньше считали, что возникновение новых дендритов возможно только у детей. Однако сейчас известно, что нейроны любого человека, даже 80-летнего старца, могут создавать новые дендриты и компенсировать ими потерю старых. Твой мозг способен приспосабливаться к переменам и изменять структуру нервных связей независимо от того, сколько тебе лет.
Обычный, привычный образ жизни иссушает твой мозг. Для полноценной и стабильной работы твоему мозгу нужны новые знания и новые впечатления. Основной источник получения новых знаний - это чтение и общение. Чем больше ты читаешь и чем больше общаешься (желательно с хорошими, умными людьми), тем сильнее становится твой мозг. А как быть с новыми впечатлениями? Основной источник получения новых впечатлений - это путешествия, ролевые игры, освоение новых навыков и выполнение обычных действий необычными способами. Именно на последнем пункте базируется нейробика - необычная гимнастика, которая задействует разные участки головного мозга, заставляя их работать.
Разработал нейробику американский нейробиолог Лоуренс Катц. Именно он обратил внимание на тот факт, что большое количество нейронных связей в человеческом мозге нуждается в некоторой стимуляции, без которой гибнет. Он заметил, что мозг, получая новые впечатления и ощущения, вырабатывает особое вещество - нейротропин, которое даёт импульс к разрастанию нервных клеток.
Нейробика
Зарядка для мозга очень проста и заниматься ей может абсолютно любой человек, независимо от возраста, пола, времени года, погоды и т.д. Заниматься ей можно и дома, и на работе, и во время прогулки - практически в любых условиях.
Специальные упражнения нейробики, больше напоминающие забавную игру, нежели тренировку мозга, заставляют мозг создавать новые ассоциации и нервные связи, позволяя человеку видеть мир вокруг себя по-новому. При выполнении этих упражнений ты почувствуешь не только улучшение мыслительной деятельности, но и повышение жизненного тонуса и улучшение настроения.
Итак, для того, чтобы включиться в систему, нужно с чего-то начать. Начни с подготовительной недели. Вот как это примерно может выглядеть:
Понедельник, день первый. Создай себе небольшие трудости, - надень на один глаз повязку и походи с ней какое-то время. Посмотри, как изменилось восприятие окружающего мира и оцени, насколько необычно видеть окружающий мир одним глазом.
Вторник, день второй. Измени в этот день привычный путь на работу и с работы. Если ты обычно добираешься до работы на машине, то оставь её сегодня в гараже и отправляйся туда на общественном транспорте. Или пройди весь маршрут пешком, отмечая попутно, сколько всего незнакомого тебе встречается на пути - всего того, что невозможно заметить, добтраясь до работы на автомобиле.
Среда, третий день. Собери сегодня все монеты, какие у тебя есть, высыпь их в коробку и, плотно закрыв глаза, рассортируй монеты по их номиналу, складывая их в отдельные столбики. Глаза не открывай, пока не рассортируешь все монеты. Отмечай попутно свои ощущения, - не правда ли удивительно познавать окружающий мир с помощью своих рук?
Четверг, день четвёртый. Сходи сегодня в парк, найди там какое-нибудь тихое местечко и посиди недолго с закрытыми глазами, прислушиваясь к пению птиц, шуму ветра, доносящимся издалека человеческим голосам... Постарайся уловить запахи окружающего мира... На что они похожи? Замечал ли ты их раньше? Когда вернёшься домой, обобщи свои впечатления и напиши об этом небольшой рассказ.
Пятница, день пятый. Организуй сегодня встречу в кафе с каким-нибудь давним знакомым, которого давно не видел и пообщайся с ним. Узнай у него, как он живёт, чем занимается, к чему он стремится... Попроси его рассказать о своей работе, семье, досуге. Расскажи ему о нейробике и обсуди с ним пользу от подобных тренировок. Попутно закажи себе какое-нибудь новое блюдо, которое ты никогда не пробовал или новый напиток и отметь все свои вкусовые ощущения. Отличаются ли они от тех, к которым ты привык?
Суббота, день шестой. Привяжи сегодня ненадолго свою правую (если ты правша) руку к телу и совершай все действия только левой рукой. Попробуй левой рукой почистить зубы, поиграть с котёнком, съесть тарелку супа или нарисовать на листе бумаги свой дом. Почувствуй, как непривычно выполнять обыденные вещи левой рукой.
Воскресенье, день седьмой. Проведи сегодняшний день в полном молчании, общаясь с окружающими только с помощью жестов и мимики. Только не забудь предупредить своих близких об этом заранее, чтобы они не подумали, что ты сошёл с ума. Помни, что сегодня ты можешь выражать свои мысли только жестами и мимикой, а каждое сказанное тобой слово сегодня - признак слабой воли. Попробуй с помощью жестов признаться в любви близкому человеку или объяснить ему с помощью мимики, что ты голоден - и ты увидишь, насколько богата твоя изобретательность.
Разумеется, это только примерный план. Ты можешь полностью изменить его и вместо того, что предложено выше придумать что-то своё. Главное - заставь работать свой мозг в непривычных для него условиях. Не важно, что при этом ты будешь делать, - просто создай для себя такие условия, при которых мозг будет вынужден интенсивно работать, получая непривычные импульсы от всех органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
К примеру, проснувшись утром, оденься и умойся с закрытыми глазами. Походи по комнате спиной вперёд. Измени привычный распорядок дня. Послушай ту музыку, которую обычно не слушаешь. Почитай не привычный экономический журнал, а журнал о том, чем раньше никогда не интересовался. Посети парфюмерный магазин и почувствуй новые ароматы. Купи продукты не там, где обычно покупаешь. Вылепи что-нибудь из пластилина. Сооруди домик из спичек. Понаблюдай за облаками, обращая внимание на свои ощущения...
Путешествуй по незнакомым местам. Решай головоломки. Играй в шахматы. Отгадывай кроссворды. Читай книги. Пиши стихи. Отвечай на стандартные вопросы нестандартно. Веди активный образ жизни.
Учись писать стихи
Каждый человек может писать стихи. Просто не каждый знает об этом. Но ты уже об этом знаешь, поэтому позволь своему воображению что-то придумать и зарифмуй это. Прямо сейчас. Как это делается? Очень просто.
Бери любое слово. Например, слово "потерял". Какую рифму можно придумать к этому слову? Например, "поменял", "восхвалял", "изменял", "желал", "плутал", "скакал", "таскал", "вмещал", "нырял", "знал", "гулял", "вонял", "завял", "фырчал", "изумлял", "изучал", "проверял", "помял", "возвращал", "предвещал", "умилял", "приручал", "укреплял", "разрыхлял", "сообщал", "настоял", "замял", "сиял", "гонял", "валял", "зазвучал" и т.д. и т.п. Сотни слов можно придумать в рифму (кстати, придумывание рифм - само по себе отличное упражнение для ума).
Берём, к примеру, слово "гулял". Итак, у нас есть парная рифма - "потерял" и "гулял". Пробуем построить из этих двух слов предложение. Думай: "потерял" и "гулял"... Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо - человек, олень, изюбрь, жираф, барсук, бегемот, осёл, хорёк, суслик, шакал, длиннохоботный долгоносик, леопард, кот... Возьмём, к примеру, кота.
Итак, рифмуем. Что получается?
Однажды кот .... потерял
Когда .... гулял.
Что кот мог потерять? И где он мог гулять? Допустим, вот так:
Однажды кот свой хвостик потерял
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Или:
Однажды кот терпенье потерял
Когда по крыше с кошечкой гулял.
Или, например, вот так:
Однажды кот котёнка потерял, -
Котёнок просто взял и убежал...
Нет, это слишком грустно. Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение:
Итак,
Однажды кот свой хвостик потерял
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит он должен что-то найти. Берём слово "нашёл". Придумываем к нему рифму. Например, "вошёл", "подошёл", "зашёл", "перешёл", "ушёл"... Подходящих рифм мало. Берём тогда другое слово. Думай: когда, где и как кот мог что-то найти? Например, раз он гулял ночью, значит мог найти свой хвостик утром или днём. К слову "утром" подобрать рифму ещё сложнее. Пойдём на хитрость. С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарёй... Возьмём последнее слово - "заря". Какие рифмы можно подобрать? Например, "беря", "деря", "благодаря", "декабря", "дикаря", "монастыря", "секретаря", "главаря", "снегиря", "фонаря", "горя", "боготворя", "зря"... Возьмём парную рифму - "заря" и "зря". И получим:
Но вот .... заря
Нашёлся .... зря.
Итак... Подставляем нужные слова и получаем:
Но вот на небе вспыхнула заря -
Нашёлся хвостик. День прошёл не зря.
Или:
Но вот взошла на небосвод заря -
Нашёлся хвостик. Плакал кот наш зря.
Или вот так:
Но вот при свете утренней зари -
Нашёлся хвостик, чёрт его дери...
Итак, получилось четверостишие:
Однажды кот свой хвостик потерял
Когда во тьме ночной по улице гулял.
Но вот при свете утренней зари -
Нашёлся хвостик, чёрт его дери...
(15 апреля 2012 г.)
Как видишь, в стихосложении нет ничего сложного. Придумай некую ситуацию и ищи ключевые слова, которые можно зарифмовать. А потом - просто добавляй к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания. И не слушай высоколобых литературоведов, которые утверждают, что нормальные поэты так стихи не пишут. Если у тебя есть желание писать - пиши и никого не слушай.
Секрет изображений и тренировка мозга (Сосредоточение на предметах искусства)
Известно, что обычно человек рассматривает картину, фотографию, какое-то изображение или предмет искусства не очень долго - 5-10 секунд, а то и меньше. В то же время профессиональный художник склонен проводить часы, созерцая один и тот же предмет. Как ты думаешь, кто из них лучше вникает в суть предмета? Тот, кто мимолётом бросает взгляд на него или тот, кто сосредотачивается на нём? Конечно же, тот кто сосредотачивается.
Сосредоточение на предметах искусства может развить твои способности к восприятию и пониманию сути происходящего. Выбери какую-нибудь красивую картину, которая вызывает в тебе положительные эмоции и просто смотри на неё какое-то время. Постарайся увидеть, что на ней изображено вплоть до мельчайших подробностей. Отмечай как можно больше мелких деталей и старайся уловить - где, как, кем и почему они были изображены, в каком отношении одни мелкие детали находятся с другими мелкими деталями или фоном изображения; нет ли чего-то лишнего... Внятно ответь себе на вопрос: что именно тебя привлекает в этой картине? И постарайся понять, по какой причине тебе нравятся те или иные фрагменты картины.
Не смотри в одну точку: переводи своё внимание от центра картины к её периферии, а потом от периферии - к центру. Так в сухом остатке сформируется целостное впечатление о картине и постепенно, с каждой новой картиной, в тебе начнёт складываться развитое художественное восприятие и глубокое понимание искусства.
Нужно только помнить, что картины, также как фотографии, карикатуры и прочие образные изображения действительности очень сильно влияют на твоё мировосприятие. Чем больше хаоса и страха на изображениях, которые попадают через глаза в твой мозг, тем больше в твоём уме хаоса и страха. Чем больше неопределённости и абстракции будет на изображениях - тем больше неопределённости и абстракции будет у тебя внутри. Чем более гармоничные и красивые изображения попадают в поле твоего зрения, тем больше будет гармонии и красоты в тебе. Чем более весёлыми и радостными будут изображения, тем больше радости и веселья будет в твоей жизни.
В чём секрет? Секрет скрывается в работе мозга. Всё что он видит, он принимает за реальность и формирует нервные связи для каждого нового полученного образа, связывая его с теми образами, которые уже есть в нём. Так формируются целые галереи образов, которые направляют работу твоего ума.
Развитие памяти
Как можно держать в голове огромное количество информации и извлекать её оттуда в нужное время? За это отвечает память! Память может хранить огромное количество информации. Однако с течением времени память слабеет. Не пугайся, это поправимо. И не важно, сколько тебе лет - память можно начать развивать в любой момент. Но для начала нужно честно ответить себе на вопрос: зачем тебе это нужно? Сильная память - не самая лучшая способность для творческого человека, ибо не всегда позволяет придумывать что-то своё. Только ты попробуешь придумать что-то новое, - как память услужливо предоставит то, что ты пытаешься придумать. Не интересно так... Впрочем, это шутка.
Итак, прежде чем браться за развитие памяти, нужно понять: отчего возникает забывчивость?
Дело в том, что человеческий мозг состоит из 10 миллиардов нервных клеток, которые отвечают за всю деятельность мозга, в том числе и за память. Ежедневно около 50 тысяч нервных клеток умирает и на их месте рождаются новые нервные клетки. Однако чем меньше ты напрягаешь свои мозги, тем меньше нервных клеток восстанавливается. В результате, если не упражнять свои мозги, активность головного мозга быстро снижается и появляются такие проблемы, как вялость, рассеянность и забывчивость.
Чтобы этого не происходило, регулярно делай зарядку, больше двигайся, правильно питайся, пей больше воды, дыши свежим воздухом и достаточное количество времени отдыхай (хороший отдых подразумевает как минимум 7-8 часов сна ежедневно + какое-нибудь хобби по выходным дням + ежегодные поездки к морю или в горы всей семьёй, если есть такая возможность).
Теперь о том, как её развивать.
О том, как развивать свою память, рассказывал ещё древнегреческий математик Пифагор. Он рекомендовал своим ученикам ежедневно по вечерам, перед сном, прокручивать в уме все события минувшего дня, стараясь вспомнить всё до мельчайших деталей. Его ученики, годами тренируя таким образом свою память, могли без труда запоминать огромные куски текста, ряды случайных цифр, сложные цветовые гаммы и т.д. Кстати, этот метод развивает не только память, но и внимание, воображение и аналитические способности. Поэтому этот метод сейчас нередко используется для подготовки сотрудников спецслужб.
Существуют и другие упражнения для памяти. Но они не такие эффективные, как упражнение Пифагора.
Развитие мышления
Время для тренировки мышления можно найти всегда. К примеру, пока ты едёшь в автобусе, посчитай, сколько мимо тебя проедет красных (синих, зелёных, жёлтых...) автомобилей. Или велосипедов. Или грузовиков. Пока ждёшь официанта в кафе, чтобы сделать заказ, порешай анаграммы, составляя различные слова из букв, которые видишь перед собой в меню или на рекламных вывесках.
Один из лучших способов развития мышления - это общение с людьми, знания которых важны для тебя и жизненные ценности которых ты разделяешь. Знания, которые ты получаешь от общения с такими людьми должны быть интересны для тебя и практичны, иначе они будут бесполезны. При этом желательно общаться только с хорошими, позитивно настроенными людьми, которые не станут навязывать тебе негативные мысли и сажать сорняки в твоей голове.
Однако найти таких людей не всегда легко. К тому же, даже если ты их найдёшь, нет уверенности в том, что они найдут в тебе достойного и полезного собеседника. Но есть альтернатива прямому общению с людьми - написанные ими книги. Точно также, как и люди, книги бывают как ценными, достойными внимания, так и губительными. Первые - приносят пользу, тогда как вторые - отравляют жизнь. Из первых ты узнаешь, как изменить свою жизнь к лучшему, а вторые могут загубить все твои добрые начинания. Для того, чтобы избежать влияния губительных книг, внимательно познакомься с жизнью автора книги. Если он прожил паршивую жизнь и умер в мучениях, то читать его книги нужно очень осторожно, ибо ценности, которые проповедует такой человек, скорее всего, до добра не доведут. Ну и самое главное, читай преимущественно такие книги, в которых описывается такой взгляд на жизнь, который ты разделяешь. Иными словами, не читай о шизофрении, если не хочешь сам стать шизофреником; потому что всё, что попадает в твою голову, так или иначе, останется там и твой ум начнёт выстраивать твою жизнь в соответствии с тем, что найдёт в твоей голове. И чем больше в твоей голове будет знаний о шизофрении, тем больше ты будешь сходить с ума.
Больше гуляй на свежем воздухе: из-за недостатка кислорода появляется вялость, а вялость не способствует хорошему мышлению. Каждый день гуляй в парке или где-нибудь недалеко от дома. Желательно в живописном месте. Если хочешь, бери с собой книгу и читай её на свежем воздухе, расположившись где-нибудь на балконе, на крыше своего дома или на скамейке в парке. А ещё лучше, бери любимого человека или ребёнка - и отправляйся с ним гулять. По пути узнаешь много нового, подышишь свежим воздухом и укрепишь отношения.
И не забывай о воде. Нужно пить достаточное количество воды (во многих источниках приводится норма в 6 чашек в день, хотя это очень индивидуально).
Что-нибудь пиши. Пиши сказки, рассказы, стихи. Это очень развивает мышление. И не говори, что не получается: во времена, когда даже докторскую диссертацию, используя специальные компьютерные программы, можно написать за два-три месяца (а если очень постараться, то и за месяц), говорить о сложности написания какого-нибудь небольшого рассказа вообще смешно. Включай компьютер и пиши. Если с первого раза не получится - получится со второго. Главное - не отступать и не сдаваться.
Концентрация внимания
Управление вниманием - не менее важное умение, чем умение самостоятельно и независимо мыслить. Но управлять своим вниманием можно только в том случае, если ты умеешь его произвольно концентрировать на каком-то объекте. Иначе не ты будешь управлять своим вниманием, а твоё внимание будет управлять тобой.
Как научиться концентрировать внимание?
На самом деле мало кто знает, как концентрировать своё внимание, потому что этому не учат ни в школах, ни в университетах, ни на курсах переподготовки [с другой стороны во всех религиях есть специальные приёмы для улучшения концентрации внимания - это молитва, медитация, перебирание чёток, сосредоточение на пламени свечи и так далее; то есть религиозные люди, несомненно, хорошо знакомы с подобными приёмами; речь идёт о простых людях, далёких от религии]. Время от времени учителя в школах говорят ученикам: "Будьте внимательнее!" А как? Ни одного приёма они не дают, как это делать - не рассказывают. То же самое в университетах, - профессора повторяют студентам: "Не отвлекайтесь! Сконцентрируйтесь!" А как? Приёмов не дают, как это делать - не объясняют. И в этом проблема. Люди заканчивают университеты, а концентрировать своё внимание не умеют.
Однако в творчестве как нигде нужно уметь концентрировать своё внимание. Поэтому давай учиться.
Что такое концентрация внимания? Это способность ума концентрироваться на одном объекте в течении долгого времени, не отвлекаясь на посторонние мысли. Одновременно с этим, это ещё и способность сознательно переключаться с одного объекта на другой.
Что даёт концентрация внимания?
- Контроль над своими мыслями и эмоциями (ты будешь способен сознательно выбирать, какую мысль думать, а какую - выбросить из своей головы; какую эмоцию испытывать, а какую - отбросить);
- Улучшение творческих способностей, мышления и памяти (твой ум станет ясным, в результате чего в голову начнут приходить интересные мысли, свежие идеи, неожиданные ассоциации; будет легче запоминать новую информацию);
- Расширение сознания (без всякой мистики раздвинутся границы понимания определённых вещей; появится ощущение безграничных возможностей разума);
- Хорошее настроение (ты естественным образом будешь концентрировать своё внимание на хорошем, не позволяя плохим мыслям надолго задерживаться в твоей голове);
- Хороший сон (избавив свой ум от плохих мыслей, ты будешь легче засыпать и избавишься от ночных кошмаров);
- Улучшение контакта с окружающим миром (ум станет сосредоточенным и тебе легче будет общаться с другими людьми; кроме того, люди с нарушениями концентрации внимания часто попадают в ДТП, получают травмы, теряют предметы, роняют посуду, забывают выполнить просьбы близких людей и так далее. Тебе в этом плане будет значительно легче жить).
Итак, как научить свой ум долго фиксироваться на одном объекте и произвольно переключать его с того, что неважно на то, что реально важно?
Для начала несколько простых упражнений.
Упражнение 1. Часы.
Возьми в руки часы с секундной стрелкой и не отрываясь смотри на движение секундной стрелки. Сосредоточь всё своё внимание на секундной стрелке и не думай ни о чём другом, кроме движения стрелки на циферблате часов. Не надо про себя проговаривать: "один..., два...". Не надо думать ни о чём постороннем. Просто следи за стрелкой так, словно ничего другого больше не существует. Определи, сколько времени тебе удалось удерживать концентрацию внимания, не допуская в голову посторонние мысли. Если продержишься больше тридцати секунд - то это очень неплохой результат для новичка. Многие и этого не могут. Однако постарайся со временем довести время непрерывной концентрации до пяти-шести минут.
Упражнение 2. Карандаш.
Возьми в руки карандаш и начинай рассматривать его со всех сторон. Думай о карандаше ни на что не отвлекаясь. Попытайся понять: из чего он сделан? Кем он сделан? Сколько людей до тебя держали его в своих руках? Какими путями карандаш попал в твои руки? Пытайся размышлять на подобные темы в течении нескольких минут. Вместо карандаша можешь использовать любой другой предмет - монету, кошелёк, кулон, щётку для обуви и так далее.
Упражнение 3. Чтение перевёрнутого на 180 градусов текста.
Чтение само по себе - хороший инструмент для развития концентрации внимания. При условии, что ты читаешь и не отвлекаешься на посторонние мысли. Однако чтение перевёрнутого на 180 градусов текста (то есть, "вверх ногами") - гораздо более эффективное упражнение, чем привычное чтение, поскольку ум вынужден сосредотачиваться на каждом слове, чтобы его правильно распознать. Читая таким образом минут по 10-15 в день можно довольно быстро развить способность к продолжительной концентрации внимания.
Если эти упражнения получаются легко, то можно приступить к освоению комплекса специальных упражнений, по сути являющихся динамической медитацией. Взяты эти упражнения из йоги, где они используются одновременно как для развития физического тела, так и для развития воли. Суть этих упражнений в том, что когда ты усилием воли посылаешь своё внимание в различные части тела, которые ты прорабатываешь, эти части тела начинают развиваться быстрее, чем при обычном тренинге. Для того, чтобы убедиться в эффективности этого метода, достаточно вытянуть перед собой руку и сосредоточить внимание на указательном (или любом другом) пальце. Через некоторое время ты почувствуешь пульсацию, легкие покалывания и тепло в пальце; из-за прилива крови он начнёт краснеть и ты убедишься, что усилием воли можно посылать своё внимание в любую часть тела и тренировать её.
Итак, комплекс упражнений состоит из обычных, повседневных движений, которые выполняются очень медленно, с напряжением мышц и в сочетании с сильной умственной концентрацией на движущихся частях тела. Дыхание во время упражнений медленное, глубокое. Представляй, как на вдохе ты, словно насосом, втягиваешь прану (жизненную силу) вместе с воздухом и на выходе отправляешь её в мышцы, которые задействованы в упражнении. Поскольку сознание, направляя прану в мышцы, придаёт туловищу такую форму, какую ты держишь в воображении как идеал, то побочный эффект от этих упражнений - относительно быстрый рост мышечной массы. Нужно только помнить, что во время упражнений нельзя отвлекаться на посторонние мысли, иначе эффекта от упражнений будет не больше, чем от лузгания семечек или забивания гвоздей в стену.
Упражнение 1. Метание копья. Стоя, расставь ноги на ширину плеч и, представляя, что у тебя в руках копьё, отведи правую руку назад, как бы собираясь метнуть копьё в мишень. После этого плавно, очень медленно, напрягая все мышцы правой руки, выполняй все фазы движения, характерные для того, кто в действительности метает копьё. Одно движение должно длиться не меньше 30 секунд. После выполнения упражнения поменяй руку и выполни все фазы движения левой рукой. Повтори 2-3 раза. Заверши упражнение встряхиванием рук.
Упражнение 2. Стрельба из лука. Стоя, расставь ноги на ширину плеч и, представляя, что у тебя в левой руке лук со стрелой, правой рукой начинай плавно, очень медленно, напрягая все мышцы правой руки натягивать тетиву, после чего спусти её, позволяя воображаемой стреле поразить цель. Движение должно занимать около минуты. После выполнения упражнения поменяй руку и выполни все фазы движения левой рукой. Повтори 2-3 раза. Заверши упражнение встряхиванием рук [кстати, реальная стрельба, - не только из лука, но и из пистолета - тоже отличное упражнение для развития концентрации внимания].
Упражнение 3. Поднятие тяжёлого камня. Стоя, наклоняйся вперёд и обхватывай обеими руками воображаемый большой и тяжёлый камень. Медленно поднимай его до уровня плеч, а потом - ещё медленнее вытягивай его наверх, - высоко над головой. Выполняй движения настолько медленно, чтобы все фазы движения занимали не меньше минуты. Повтори упражнение 2-3 раза. Не забывай про концентрацию внимания на движущихся частях тела (в данном упражнении - это руки).
Упражнение 4. Рубка дров. Стоя, расставь ноги на ширину плеч и медленно подними руки над головой, представляя, что в руках у тебя тяжёлый топор, а внизу лежит воображаемое полено. Очень медленно, напрягая мышцы рук, спины и живота, опусти топор, разрубая полено. Повтори упражнение 2-3 раза. Каждый удар по воображаемому полену должен длиться не меньше минуты.
Упражнение 5. Косьба. Стоя, расставь ноги на ширину плеч и, представляя, что у тебя в руках коса, очень медленно, напрягая мышцы рук, живота и грудной клетки, выполняй движения, характерные для косаря сначала в правую сторону, затем - в левую сторону. Повтори упражнение 2-3 раза. Каждый взмах воображаемой косы в одну сторону должен длиться не меньше минуты.
Точно так же выполняй любые другие движения: к примеру, вместо (или кроме) вышеперечисленных можно выполнять движения, имитирующие греблю на байдарках, бег, толкание ядра, плавание, перетягивание каната, вытягивание ведра из колодца, взбирание на отвесную вершину, лазанье по деревьям, ползание на четвереньках, езду на велосипеде и так далее. Самое главное в них - удерживать своё внимание на воображаемом предмете и не отвлекаться на посторонние мысли, стараясь добиться состояния полного погружения в выполняемое действие.
И в завершении общая рекомендация: чаще ставь перед собой конкретные задачи (например, выучить 10 новых английских слов или дописать очередную главу своей новой книги) и, определив заранее, сколько времени ты на это потратишь, концентрируй своё внимание на задаче и не позволяй посторонним мыслям отвлекать тебя в течении этого времени. Мысль, естественно, будет постоянно ускользать; в голову будут приходить самые разные посторонние мысли. Захочется сходить на кухню, выпить чашечку чая. Но твоя цель - не отвлекаться. Твой ум, - как маленький ребёнок, - он постоянно будет стремиться думать о чём угодно, но только не о том, чем ты занят в данный момент. С этим ничего не поделаешь, поэтому нужно научиться мягко возвращать своё внимание к той задаче, которую перед собой поставил. И тогда ум со временем станет послушным.