Многие помнят ту детскую песенку из мультика. Да вот, на свою беду, почти никто не вдумывался в сущность этих слов, на которых выросло два поколения детей. А ведь, истинный смысл самый что ни на есть неприглядный, торгашеский - ты мне, я тебе. И словно глумясь над иными прнципами, нас с детства потчевали этой сладенькой, с виду такой красивой и безобидной отравой. Формировали мировоззрение и нравственные нормы, исподволь заражая гнильцой.
Скажете, мало? Недостаточно, дабы судить о недостоверности позиций?
Что ж, продолжим. Многие люди весьма гордятся претворяемым ими в жизнь принципом "не делай другим то, что было бы неприятно самому тебе". Ну? Ещё не заметили тот же самый, мерзкий душок, так и шибающий в нос из-под привлекательной обёртки?
Вот так.
Нравится нам то или нет, однако придётся признать - многие наши нравственные принципы, навязанные воспитанием или образованием, на самом деле основаны на меркантильных принципах. Впрочем, иного трудно было бы ожидать - ведь слишком уж сильно на мировоззрении славянских народов сказалась навязанная извне христианская религия. А уж излюбленные занятия придумавшего её племени беглых рабов откровенно просвечивают даже в этом. Впрочем, не станем выяснять извечные вопросы кто виноват? и что делать? ибо тут можно легко впасть в крайности.
Когда моя бабка в лихую годину оккупации бегала на тракт и раздавала в колонне пленных красноармейцев ещё горячие лепёшки, испечённые из чёрт знает с каким трудом добытых отрубей, грубой кукурузной муки и гречневой сечки, она не искала в этих измученных лицах своего Семёна Архиповича. Тот воевал на другом фронте, куда севернее... К чести конвоировавших их солдат и офицеров оккупационных войск - румынов и итальянцев - стоит заметить, что они в это время останавливали колонну и старательно отворачивались, якобы погреть дыханием ладони или прикурить на ветру.
Как говорится, без комментариев...
Продолжим. Многие часто отмечали такую странность: сделай человеку добро, выручи - и он отчего-то так и норовит сесть на шею. Мало того, такой потом искренне недоумевает, отчего ты, так славно помогший ему, снова не хочешь добровольно и безвозмездно поработать на его благо? Отчего не хочешь, чтобы тебе сели на шею и свесили ножки?
Другой случай. Когда судьба порой оборачивается к человеку пятой точкой, когда он бъётся словно пресловутая рыба о лёд, изнемогает в борьбе, но против него ополчается случай и враги - не помочь было бы грешно. Но когда человек валяется на диване, и требует, чтобы ему помогли в том, за что он не брался и браться не хочет - о-о, тут уже совсем другой случай. И лучше пройти мимо, покрутив демонстративно пальцем у виска, нежели оказать такому медвежью услугу.
За свои ошибки надо расплачиваться.
Хочется нам того или нет, но принцип сей чертовски здравый. Умный сделает выводы и станет мудрее, дурак в той же ситуации пропадёт ни за понюшку - вот он, естественный отбор во всей его красе и одновременно неприглядности.
И проистекают отсюда некие, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными размышления: зло, которое мы преодолели, которое сделало нас сильнее и в конечном итоге пошло нам на пользу, в общем-то при ближайшем рассмотрении злом вовсе и не является. Когда батя нещадно драл меня ремнём за высаженное в школе здоровенное окно, вроде бы на пользу пошло, человеком вырос - и я к бате вовсе не в претензии... по крайней мере сейчас, с высоты своего опыта.
Когда я пару раз здорово нахлебался воды в попытках научиться плавать и потом панически боялся, пожилой боцманюга с почти квадратной из-за неимоверной ширины плеч фигурой просто сграбастал за шкирку меня, щуплого подростка - и с размаху зашвырнул с конца пирса, казалось, на самую середину моря... тут уж некогда бояться было. Хоть по-собачьи, но поплыл - деваться-то некуда. Откуда чего в голове и сложилось, как надо грабками махать. А боцман шёл вдоль пирса с острым багром в руках и не давал мне уцепиться за подвешенные вдоль камня плетёные транцы или старые шины - так я и плыл до самого берега.
В общем, делать добро и помогать человеку в той ситуации, когда он на самом деле может выкарабкаться сам - грех превеликий.
Так что, подобно здоровяку Балу или красавице-Багире, подавшим голос в защиту человеческого детёныша, я сегодня отдаю свой голос в защиту необходимого минимума зла - именно оно сделало обезьян людьми, вопреки сентенции насчёт труда.
Захотелось некту есть - до урчания в животе, да и подруга по той же причине отказала в капельке ласки. И пришлось нашему лохматому пращуру изобрести дубину да угрохать пещерного медведя, чтобы поселиться там и пережить суровую злую зиму. А когда жратушки требовала уже полудюжина писклявых детёнышей под ногами, волей-неволей довелось призадуматься всерьёз да заняться охотой на мамонтов.
А жил бы в довольствии на сыплющейся сверху изобильной манне небесной, так и остались бы мы питекантропами... нет уж, нафиг-нафиг добро - да здравствует зло!