Хазары, Половцы, Моголы, Междоусобицы Князей, Разъединяли и терзали Всех бывших на Руси людей. В ту пору Вера, Православье, Смогло их всех объединить, И вовсе не Князья решили, Народ сказал: РОССИИ БЫТЬ!
Они Князей не выбирали, Хотя платили им сполна, Князей стараньями пустыми, В клочки разорвана страна. Народ всё сносит терпеливо, Надеясь на Благую Весть, Был Князь...,ушёл... БОГ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕСТЬ!
Начинать, как всегда, трудно, но, читая различные исторические труды, можно понять: каждый из историков группирует факты в соответствии с заданной себе тематикой, и тогда даты различных исторических событий группируются без хронологической последовательности.
Например, Н.М. Карамзин ставил своей целью с помощью исторических картин прошлого обосновать главное- необходимость САМОДЕРЖАВИЯ в РОССИИ, поэтому в своем труде "История Государства Российского" часто употребляет несвойственные тому времени и названия, и понятия, выявляя главное для него - ПУТЬ построения в РОССИИ светской властью государства этого вида! Оставляя в примечаниях то, что не считал главным, неясным.
В.О Ключевский, стоя на несколько других позициях, больше характеризует экономические составляющие этого времени. Нет нужды говорить об учебниках, где всё ограничено ДАТОЙ, без логической увязки отдельных событий, сведя к минимуму характеристику произошедшего.
Кроме того, большой ущерб пониманию логики и последовательности событий наносит то, что события, происходившие на Руси, совершенно обособлены от окружающих стран, что в корне неверно: территории развивались в достаточно близком контакте, и события, даже в странах далёких, отзывались на обстановке в Руси. Возможно, такой подход и правомерен для летописи, но не может считаться допустимым для историка. Из истории совершенно исключен Хазарский Каганат, хотя
его влияние на события в Киевском Каганате несомненны. Благодаря работам Л.Гумилёва, удалось заполнить пробел, также существовавший и в характеристике отношений Руси с Великим Княжеством Литовским и Золотой Ордой. Работы других современных историков позволили расширить освещение предполагаемого пути развития Руси в это далёкое время. "ДочьЯрослава Мудрого была Королевой Франции"вот,пожалуй, и все сведения о бывших в ту пору брачных отношениях Великих Князей Руси, хотя дело было намного сложнее. Так, в конце XIV и вначале XV веков жёны Великих Князей Твери и Москвы были княжнами Литовскими, что не могло не сказаться на политической обстановке в целом. Наличие того, что часто наследники уделов или Стола Киевского и Столов Владимирских были сводными братьями, в большей степени объясняет наличие усобиц, чем умолчание о том факте. Как виртуальный вариант представлено предположение о гораздо большем значении РОДОВЫХ ИМЁН в родах княжеских, особенно в начальный период существования Киевской Руси, этого историки вообще не рассматривают, даже на уровне предположений...
Начатое в 1 части рассмотрение этого вопроса будет продолжено во второй и будет высказано мнение. При благоприятном стечении обстоятельств в 3 части будет рассмотрено в хронологическом порядке возникновение на Руси Православных Церквей и Монастырей, что, несомненно, может дополнить картину развития Православия в этот период и сделать определённые выводы.
"... в истории ничто не оканчивается вдруг и ничего не начинается вдруг; новое НАЧИНАЕТСЯ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА СТАРОЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ..."
"Кто ниже НАС, тот для НАС ничто!" (Латинское изречение)
"... А МЫ рукой на Прошлое- ВРАНЬЕ! А МЫ с НАДЕЖДОЙ в Будущее - СВЕТ! А по полям жиреет ВОРОНЬЁ! А последам ВОЙНА грохочет вслед..."
(Булат Окуджава)
"...мемуарист, дьяк Иван Тимофеев, например, и авторы различных сказаний, Авраамий Палицын, поднимались несколько выше старинного религиозного представления о ходе истории и уже задавали себе смелые вопросы:" За что меч гнева Божия так долго поражал Россию в период смуты, и чьи грехи навлекли на нас Гнев Божий?" Находили и ответ: "За грехи Царей, которые грешили, и за грехи народа, который молчал, повиновался и не обличал грешных царей в их жестоких поступках; Небесная кара постигла русскую землю "за всего мира безмолвное молчание, еже о истине к царю не смеюще глаголати о неповинных погибели"..." (С. Князьков, "Очерки из истории Петра Великого", Пб., 1914т., ст. 471).
С изложением истории нашей Государственности было бы все "легко и просто", если бы она опиралась на разнообразные письменные документы "от времен Она до наших дней", НО этого, к сожалению, НЕТ. Если они, документы эти, и были, - то до наших дней они не дошли. Нам, возможно, известны только их копии. Судите сами: древнейшим учебником истории России следует считать учебник, появившийся только в 1674 году, почти через 100 лет после смерти Ивана Грозного, через два года после рождения Петра. Название - "Синопсис", он учил:
"...Весь ход русской истории объяснен в этом руководстве систематически, как следствие распоряжений ея госуддрей, касавшихся форм правления; по этой теории первоначальная Русь была единой монархией и процветала только как таковая. Наряду с религиозным героем русской истории Владимиром Святым, здесь выдвигался другой герой, политический, Владимир Мономах, в качестве наследника византийских императоров и единов ластителя,
боровшийся против ошибочного распоряжения Ярослава о разделе страны, разбившего ее на уделы, следствием чего было разделение юго- западной Руси и Новгорода с Севером и порабощение центра татарами. Новый мудрый акт воли Ивана III - уничтожить уделы и все с ними связанное, ведущее к раздору и слабости, следствием чего является сила государства, владея которой Иван III освобождает Русь от татар и окончательно утверждает благодетельное единовластие..." (Князьков, "Очерки...", с. 471).
Вторым описанием истории России, видимо, следует считать "Скифскую историю" Лызлова Андрея Ивановича, которая была им написана в 1692 году, но из печати вышла только в 1776 году, значительно позже смерти автора. В ней представлена несколько другая картина размещения и родственных связей среди различных племен, населяющих Европейскую часть Русской равнины, и совершенно исключается приход каких- либо монгольских племен для завоеваний,
но, к сожалению, за "официальную версию" развития истории России был принят совершенно другой труд - "Радзивилловская летопись". Первым, кто ее увидел, был, естественно, Петр I, а год на дворестоял 1713, а тем городом, где ему была показана эта книга, был город Кенигсберг. Понравилось, просил сделать копию для использования при составлении истории России. До того времени вся датированная древняя история России отсутствовала, да ею, говоря по правде, никто из "руководства страны" не интересовался, никто не собирал и не систематизировал имевшиеся древние документы, да и города горели часто, и сгорали в них бумаги...
"Н. А. Морозов (народоволец, "сиделец" Шлиссельбургской крепости, академик в советское время)... был, по-видимому, прав, когда считал, что Радзивилловский список, привезенный Петром I, и лег в основу всех остальных списков "Повести временных лет". Он писал: "Во время Семилетней войны в 1760 году Кенигсбергский оригинал был приобретен для нашей Академии Наук, и уже через шесть лет после этого он был напечатан в Петербурге в 1767 году... Вот настоящее начало русских летописей, и если мне скажут, что ранее Петра I существовала Никоновская Летопись, то мне придется просить читателя дать доказательство этого утверждения..." А. Фоменко, "Русь и Рим", кн. 2, с. 29, М., 2002 г.).
Выдержка дана по книге Н. Морозова "О русской истории", в ней отвергается утверждение о том, что Никоновская Летопись может быть датирована XVI веком.
Остальные известные сегодня летописи не более чем списки все той же Радзивилловской Летописи - "Повести временных лет", это установлено анализом текстов этих летописей. Посему, невзирая на то, что эти летописи были обнаружены в разное время, разными людьми и в разных местностях, приходится признать, что все они вышли "из-под одного пера", и, вероятнее всего, их начальная часть - история России до 1206 года- написана в одно время и в одном месте. Как это ни прискорбно, приходится признать.-история России до XVII века написана по неизвестным историческим документам - имена, события, даты - все это туманно. Возможно, не было бы "Смутного Времени", не было бы Романовых, а так....
С 1613 года-новая династия, новые порядки, но даже в те времена правители старались "обосновать законность и преемственность" своего нахождения у ВЛАСТИ. Древние рода "фамилий Рюриковых" всеми способами устранялись, им приходилось терпеть засилие "новых родов", и не только при Петре I. Для этого исчезали и исправлялись "в нужном направлении" родословные росписи:
".... Особое внимание ученый (Н. П. Лихачев) уделил выявлению и
критике фальсифицированных и интерполированных актов, поданных вместе с росписями Палате родословных дел. К числу поддельных им были отнесены акты Измайловых, Бедовых, Протасьевых и Чаадаевых..." (А.Антонов, "Родословные росписи конца XVII века", с. 28).
Новая династия, как и сегодня, пришла со своей "командой", а поскольку в те времена знатность происхождения играла главную роль для "занятия места соответствующего", то уничтожались и исправлялись, в первую очередь, книги родословные, до составления стройной истории древней Руси "руки еще не дошли". Написанием "стройной" истории России занимались уже после смерти ПетраI, точнее- при матушке ЕкатеринеII. Для этого использовали "приобретенную" в ходе боев Семилетней войны подлинную Радзивилловскую летопись. Хотя занимались этим и раньше, но в завершенном виде ничего не произвели. Перечислим поименно этих историков: Татищев Василий Никитович (1686 - 1750 г. г.) - вроде бы написал "Историю", но это можно утверждать только "виртуально", поскольку издал ее другой историк, Г. Ф. Миллер по "худым спискам", по его утверждению, кроме того, он, Миллер, признается, что он исправлял "встречающиеся там описки". Первичной рукописи Татищева никто не видел. В 1917 году обнаруженные в частных архивах рукописи, признанные как рукописи Татищева, "писаны разными людьми".
Шлецер Август Людвиг (1735 -1800 г. г.) - историк и филолог. В России на службе - с 1761 по 1767 год. Первый, кто изучал, и, вероятно, издал "Повесть временных лет".
Миллер Герард Фридрих (1705 - 1783 г.г.) - историк. В России - с 1725 года. Издал труд Татищева "по его черновикам", которых, впрочем, в наличии не имеется. В труде много неясностей и противоречий, и нет1 части.
Байер Готлиб Зигфрид (1694 - 1738 г. г.) - историк, филолог. Член Петербургской Академии Наук с 1725 по 1738 год, автор "нормандской теории в происхождении государственности в России".
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 г.г.) - энциклопедист, вероятно, подготовил к изданию труд "Древняя Российская история", вышедший после его смерти, в 1766 году.
Как видим, с приходом новой династии возникла необходимость в создании нового варианта древней истории Руси: - 1674 год "Синопсис" - уже учебник, не летопись; - 1682 год - отмена местничества (привилегия занятия должностей на государственной - Государевой службе в соответствии со знатностью рода и его прошлыми заслугами). При царе Феодоре Алексеевиче "Разрядные книги" торжественно сожжены, утвердилась в своих правах "новая знать". Все. новое! Нечто похожее произошло через 300 лет, когда "победивший пролетариат" в лице
г
РКП(б) начал писать СВОЮ историю. Древнюю оставили по именам, событиям и датам в старом виде, начиная с "Повести временных лет", но расставив соответствующие акценты, и усилив ."влияние борьбы трудящихся за свои права на весь ход истории", вообще, изложив ее в духе "марксизма - ленинизма - ...... Современная же история излагалась в духе "сиюминутной
надобности". При Хрущёве её подправили, теперь пишут заново, уже под...
Поскольку, практически, никаких достоверных письменных источников по истории, кроме "официально признанных", в наличии нет, то и изложение истории династии Рюриковичей с IX по XVII век будет в данной работе показано в соответствии с общепринятым порядком. Автор оставляет за собой только право высказьшать свое отношение к описываемым событиям, с точки зрения их возможности, указывать на противоречия в разных источниках и высказывать свое мнение. Все эти отступления от изложения документальных текстов будут даны в "Замечаниях". Автор надеется, что читатель найдет их интересными, расширяющими его представления.
Замечание: Насколько шатки взятые за основу точки хронологического отсчета при описании происходивших событий в Древней Руси видно хотя бы из того, что на единственном листе Радзивилловской летописи - "Повести временных лет" - уместилась вся хронология с Рождества Христова до 1206 года. "Радзивилловская летопись, издания "Полного собрания русских летописей", (Т. 38, с. 151) приводится ниже с некоторой расшифровкой для уточнения датировок в соответствии с современным летоисчислением. Итак,приводим текст листа 151 Полного собрания:
".... В лето 6360 индикта8 наченши Михаилу царствовати, и нача прозыватися Русская земля. О сем бо уведахом при сем цари приходиша Русь на Царьград, яко же пишут в летописании греческом тем же от селе и почнем, и числа положим ,яко от Адама до Потопа лет 2242;
а от потопа до Авраама лет 1082;
от Авраама до исхождения Моисеова лет 430;
а от исхождениа Моисеова до Давида лет 601;
а от Давида до начала царьства Соломоня и до пленениа Иарусолимова лет 448;
а от пленениа до Александра лет 318;
а от Александра до Христова Рождества лет 333;
(Нулевой год по современному летоисчислению, далее отсчет дат будем вести от этого года - года Рождества Христова).
а от Христова Рождества до Констянтина лет 318;
(Константин - императорВизантии, начал царствовать в 318 году н. э.)
а от Константина же до Михаила сего лет 542;
(от начала царствования императора Константина до начала царствования императора Византии'Михаила - 542 года. То есть Михаил царствовал с 856 года).
а от первого лета Михаила сего до первого лета Олега, русского князя, лет 29 (От начала царствования Михаила до начала княжения князя Олега 29 лет, то есть княжить начал Олег в 885 году н. э.).
а от первого лета Олегова, понеже седе в Киеве до первого лета Игорева лет 31; *
(От начала княжения Олега, сидящего в Киеве, до начала княжения Игоря прошло 31 год. То есть Игорь начал княжить в 916 году).
от первого лета Игорева до 1 лета Святославля лет 33;
(От начала княжения Игоря до начала княжения Святослава прошло 33 года, то есть Святослав начал княжить в 949 году).
от первого лета Святославля до 1 лета Ярополча лет 28;
(От начала княжения Святослава до начала княжения Ярополка прошло 28 лет, то естьЯрополк начал княжить в 977 году).
Ярополк княжи лет 8 (То есть Ярополк княжил 8 лет, до 985 года)
а Володимер княже 37 лет;
(То есть княжение Владимира I Святого происходило с 985 года по 1022год).
а Ярослав княже лет 40;
(То есть княжение Ярослава I Мудрого происходило с 1022 года по 1062 год), тем же от смерти Святославли до смерти Ярославле лет 85; а от смерти Ярославля до смерти Святополче лет 60 ..." ("Радзивилловская летопись", т. 38, с. 151).
Вот хронологическая последовательность русской древней истории, и если она в чем - то не точна, или просто изготовлена позже, то ...? Следует взглянуть в каком "масштабе" измерено время в ней от сотворения мира до Рождества Христова (вариантов много от 3761 года до 5969 лет) Итак: 2242 (от Адама до потопа) + 1082 (от потопа до Авраама) + 430 (от Авраама до исхождения Моисеова) +601 (от исхожднния Моисеова до Давида) +448 (от Давида до царства Саломона) +318 (до Александра лет) + 333 (от Александра до Рождества Христова) = 5454 года. Таким образом, можно сказать, что эта цифра никак не соответствует обычно принимаемой историками для датировки Древнерусских летописей цифре равной--5508 год (византийский вариант), а скорее, ближе к датам, принимаемым "Александрийской - эры Анниана" - там точки отсчета:. 5493, 5472, 5624 и, если не считать необходимым вновь переправлять исторические даты (дело бесполезное, поскольку сама дата не суть важна,
10
важна вероятность события) ,то на отклонения в 50 лет не обращайте внимания.
Хотя за 300 лет историки немало потрудились, уточняя цифры остальные и имена, а также часто и место действия. Собственно, этим стали заниматься почти сразу, но, как уже говорилось, внимание, в основном, обращалось на "обоснование права на приход к власти Романовых и установление порядка и знатности родов". Приведу краткий перечень усилий по созданию упорядоченной истории России, которые принимало правительство и разные "инициативные группы". Особый интерес проявлялся к периоду царствования Феодора Иоанновича.
1657 год-Указ о создании "Записного приказа". Основная задача приказа: "записывати степени и грани царственные", т. е. события, начиная с последних лет правления Феодора Иоанновича (умер 1598г.). Но никаких трудов или книг приказ не издал,хотя собрал какой-то материал. Закрыт в 1659 году. Это была единственная попытка правителей страны осветить в "истинном свете" события последних ста лет. 1666 год - "Титульник" -иконография московских государей, патриархов. Основой "Титульника" послужили : "Книга степенная царского родословия", "Хронографы", изданий 1512, 1617, 1626 годов, которые, впрочем, при переизданиях "исправлялись, уточнялись", чтобы быть "в духе времени".
1669 год - "История" Ф. А. Грибоедова - "История о царях и великих князьях земли Русской" выводила родство царское от кесаря Римского Августа, использовала те же источники XVI - XVII веков и обосновывала права династии Романовых на "нахождение у ВЛАСТИ".
1674 год - "Синопсис" - коллективный труд Киево - Могилянской коллегии. 115 страниц текста излагали "все про все" - от строения земли до происхождения славян, Крещении, о собирании земель (о ее содержании упоминалось чуть выше, посвящено Алексею Михайловичу).
--
год - II издание "Синопсиса", чуть расширено описанием вступления на царство Феодора Алексеевича и боевых действий под Чигирином.
--
год - "Латухинская степенная книга", автор о. Тихон. 1680 год - III издание "Синопсиса": размер учебника сильно возрос за счет включения глав о Мамаевом побоище, о междоусобицах среди князей, смерти Батыя. Упомянут Нестор и его балканская теория зарождения и строения культуры и религии славян. Однако "Синопсис" придерживается "сарматской" теории возникновения и расселения славян в Европе, и начало истории Киева полагаете 431 года. Основали его поляне Кий, Щек, Хорив, при этом, правда, излагает и другую версию, принятую сегодня. Полагает, что: Рюрик, Синеус, Трувор - выходцы из Пруссии,, "народа языка славянского бяху", а Аскольд - потомок Кия. В "Сказании
11
о Мамаевом побоище" подчеркнута роль князей Андрея Полоцкого и Димитрия Брянского (православные, сыновья Ольгерда, проклятые отцом), а также упоминается и о том, что 30 литовских военачальников погибли в Куликовской битве, и то, что Димитрий Московский провожал из Москвы до Можайска князей Андрея и Димитрия. Исчисления хронологии с Сотворения Мира производилось без сопоставления с новым летоисчислением.
Позже с 1714 года, при Петре 1, "Синопсис" издается в широких масштабах, с использованием гражданского шрифта.
1686 год - "Летописец" - итог работы патриарших летописцев -компиляция из " Хронографа русского", в редакции 1617 года, и других, патриаршего архива рукописей, всего 2382 рукописных листа. Начиналось : "Книга Василиологион, си есть сочисление или описание всех царей, иже бяху во всем мире от всех народов доблестнейшие и именитейший от начала мира даже и доныне". Заканчивалось такими словами: "Сей повести зде конец, что свожена не в одно время".
1688 год - "Созерцание краткое лет 7190,91,92, в них же что содеяся во гражданстве".
О событиях, приведших к власти царевну Софью, и других проблем истории труд не затрагивал. Сотворение мира, согласно приведенным датам, им предполагается на 46 лет раньше, чем летоисчисление, приводимое в "Синопсисе", что указывает на возможную разницу датировок в различных летописях, в зависимости от места написания (Киев, Москва, Полоцк). -"Свод" - основывался на "Хронографе", 1512 и 1626 годов, и "Синопсисе". Концепция избранности Государства . Московского среди " всех племен земных".(Вот, оказывается, с какого времени ЭТО кружит НАМ голову!)
- "Мазуринский летописец" Исидор Сназин (31 том Полного Собрания русских летописей). Источники .'русскиеХронографы различных редакций, Лаврентьевская летопись, Никоновская, Софийская I, Новгородская III летописи, Соборная грамота 1570 года о разрешении четвертого брака Царю Иоанну Грозному и другие документы, в том числе, и иностранные.
Поддерживая теорию, выдвинутую историками XVII века в "Сказании о Великом Славенске", относя его создание к 3113 году от Сотворения мира, то есть ко временам Библейским, и упоминая, что ныне (в то время) это Великий Новград.
Таким образом, создание Великого Славенска приходится на промежуток между Потопом и Авраамом (согласно хронологии Радзивилловской Летописи). Автор указывает, в 4885 году Александр Македонский узнал ("в уши возгреме")о славянах и русах и признал за ними права на власть над северными территориями: "изъявил честь,
12
мир и милость ... храброму народу славенскому, славнейшему колену, руским княем и владелыдом от моря Варяжского даже до моря Хвалынского и признавал их власть над всеми северными землями.. ."(с. 12,13)
Пишет и об основании Киева в 5903 году (430год н.э.). Старейшим князем земли Русской он называет Гостомысла, правившего задолго до варягов. Призвание из "Варяжской земли" Рюрика, Синеуса и Трувора автор относит к 6369 году (896 год н. э.). Прослеживает царственность их рода от Троянского царя Приама (через Энея),Римского цезаря Августа, его "присного брата Пруса",Рюрика к царям Московским. Автор И. Сназин приводит интересные данные о Крещении: "...Известно буди всякому, яко и перд Владимира.. .первое убо крестися словено- рустий народ... от святого Андрея Первозванного.. ."(ст.27). Указывается, что в то время на Руси "были знатные князья". В 863 году Русь крестилась второй раз "при князьях Святополке, Ростиславе и Коцеле"(ст. 36). В 886 году (возможно, при Олеге) была Русь крещена в третий раз и, наконец, в четвёртый раз-при княгине Ольге, в 955 году Русь крестили опять. Наконец, рассказ "О выборе веры" при князе Владимире (ст. 42-43), где приняло участие большое количество представителей различных религий."Но окончательное утверждение христианства на Руси произошло спустя много лет после выбора веры, в 988 году".
Автор также отмечает, что, наряду с существованием Славенска, существовали многочисленные самостоятельные княжения в Новгороде, Полоцке, Смоленске, Белоозере (где жила Весь), на озере Ростовском (где жила Мерла), наКлещине озере (где жила Мержа),на Больше, по Оке (ст. 28-29)
1692 год - "Скифская история"- автор Лызлов Андрей Иванович. Сочинение содержало 800 страниц и вобрало в себя многие неизвестные сегодня исторические документы, а также Степенную книгу, Хронограф русский, в редакции 1512 года, не известный ныне в подлиннике Летописец Затопа Засекина и другие издания XVII века. Автор написал много того, что никак не согласуется с сегодняшним представлением о нашей истории: "...И поселились татары в тех двух странах, что назывались Болгария и Золотая Орда: по обе стороны реки, Волга, от места, где впоследствии встала Казань, до реки Яик и моря Хвалынского. И возвели они там многие города: Болгары, Былымат, Кумань,Корсунь,Тура, Казань, Ароск,Гормир, Арнач, Великий Сарай, Чалдай, Астрахань..."Там же сообщается, что половцы не были кочевниками-"и печенеги, и половцы, и ятвиги есть тоже литва, разве что имеют в наречии некоторые отличия, подобные полякам и россиянам", и все они имели города и
13
сёла. "Цингис" - наше Чингисхан - основал Заволжскую Орду, после внутрисемейной разборки, а не пришёл неведомо откуда. Рождение вне брака или от другой жены, или от наложницы и в Русской истории, как увидим, приводило к междоусобным конфликтам внутри семьи. Автор считал, что Скифия делилась на две части - европейскую, где племена москва, Россияне, литва, волохи и татары европейские, и часть - азиатскую - "Эти азиатские скифы весьма многочисленный прозываются различными именами"-и всё это в Европейской части континента. "Скифская история" выпущена последний раз в 1990 году весьма малым тиражом, а до того была издана в 1776 и 1785 г.г.,не любит " официальная история" её еретичность. НЕТ, и историки тоже!
1796 год - Чудовский церковно - исторический справочник: "замышлялся как пособие, дающее Патриаршим летописцам обоснованное решение наиболее часто встречающихся в их работах проблем: в древней истории хронологических, а в истории России более позднего времени-оценочные". Своего рода инструкция "для написания" истории с времён древнейших, понятно, что разнобой во мнениях и в датах, и в значении того или иного события порождает сомнения..., а это чревато переходу "к ереси"...
Конечно, здесь названа малая толика из того, что было написано и некоторое издано, на темы исторические- Ф.Ф.Волконский, князь и боярский сын Кичигин Н.И.,думский дворянин А.И.Дашков и князья Черкасские старательно собирали факты из истории Руси, искусно вплетая в них свои родовые имена. Примером того была известная "Генеалогия явлений от сотворения мира фамилии, несравненного древностью во времени роду... Корсаковых - Римских", написанная самим Игнатием Римским - Корсаковым. Но, в основном, это были произведения, посвященные отдельным событиям в истории России, преимущественно конца XVI и начала XVII веков, когда укреплялась у власти новая династия Романовых. Это не современный "губернатор", им нужны были ОСНОВАНИЯ для НАХОЖДЕНИЯ во ВЛАСТИ, а не "добрые намерения" правителей нынешних. РАЗНИЦА!
Историки дней сегодняшних вроде бы должны были "отречься от старых мифов" и взглянуть на историю прошедших времён "беспристрастно", но это удаётся далеко не всем:
"...история культуры на территории Восточной Европы в 1-ом тысячелетии изучена весьма неполно. Следы ее исчезли, но это повод, чтобы поставить проблему так: культурный ареал всегда имеет центр...Древняя Русь перехватила гегемонию у Хазарского каганата в-Хвеке.
Следовательно, до X века гегемония принадлежала хазарам, а истории Древней Руси предшествовала история Хазарии... Поскольку
14
выводы, к которым мы пришли, весьма отличаются от традиционных, основанных на летописной версии, необходимо объяснить читателю, почему у автора появилось право на недоверие к источникам...." (Л.Гумилёв, "Древняя Русь и Великая Степь", ст. 10, С.-Пб., Изд. "Кристалл", 2001г.).
- "... Искажения недопустимы в истории любого государства. Но искажения отечественной истории приобретают для нас особое звучание, и поэтому здесь расследование должно быть незамедлительным, чётким и абсолютно беспристрастным. Ссылки на любые авторитеты в этом случае не могут быть приняты во внимание... Русскую историю многие традиционные учёные относят к числу так называемых "молодых". Они имеют в виду сравнение со "старыми культурами": Рим, Греция и др... Известная нам сегодня история X - XIII веков является результатом наложения (суммирования) подлинных событий этой эпохи (весьма тускло освещенной в сохранившихся документах) и дубликатов событий более насыщенной эпохи XIII - XVII веков... Русская же основная письменная история традиционно начинается с IX - X века н. в. Это означает, что наша история примерно за 300 лет - а именно до XIII века н. э. - проходит в "опасной зоне". (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко "Русь и Рим", том 2, ст. 8, Москва, 2002 г. Изд. "Олимп").
Как видим, и новейшие историки далеко не единодушны, хотя уже все считают, что ныне нет документов, однозначно подтверждающих принятый официально ход истории с IX века.
Прервём несколько затянувшуюся вводную часть и вернёмся для изложения ИСТОРИИ РУССКОЙ в лоно " официального" ея варианта, за 250 лет неоднократно изложенного значительным числом историков, именитых и не очень...Они все старались,как могли, чтобы было ровно и гладко, поскольку "так было надо" утверждающейся династии:
"...Начальным фактом русской истории следует считать водворение на русской равнине славянских племён, когда и как совершилось это водворение, в точности не известно.,." Нестор монах Киево - Печорский, XII век. ( Энциклопедический словарь "Россия", ст.446, Репринтное издание обобщенных томов N54 и 55 Ф.А. Брокгауз, С.-Пб., 1898 год/1990/г.).
Замечание: Когда, Как и Откуда? Этот ворох вопросов породил и массу разных ответов. Только вот " Теорию об исконном жительстве славян на юге Европейской равнины" - наука "официальная" единодушно называет фантастической. Взамен предлагается постепенное движение "из древнейшего, "известного нам", центра славянства - Верхней Вислы, у Прикарпатья", и происходит это будто бы в VI, VII, VIII веках. Ну, тут что-то странное- племена славянские и занимают центральное место на водоразделе между бассейнами морей Чёрного и Каспийского (соответственно Славянского и Хвалынского) на ЮГЕ; и моря
15
Балтийского (тогда Варяжского) - на СЕВЕРЕ. Наука не отрицает эти древнейшие названия морей. Что могло произойти, наконец, что вынудило бы эти племена уйти из мест более чем благодатных (Прикарпатья) в места глухие и болотистые средней полосы России? Почему хазары, возможно, только подчинившие себе местные племена, занимавшие просторы Прикаспия и степи Причерноморья, образовали государство, население которого говорило на славянском языке, хотя часть их, так считают, исповедовала иудаизм? Почему объединенные использованием одного языка племена славянские носят столь различные названия и поныне "ВКРАПЛЕНЫ" среди племен инородных - финских, литовских? Мордва^чуваши, марийцы, до дней нынешних сохранили родной язык, а веков прошел не один десяток, и воздействие среды многократно усилилось, а поляне, вятяги - НЕТ! Дело в том, что им не пришлось менять свою языковую принадлежность, да, жили они там всегда и то, что их объединяло в СЛАВЯН, (5ыл общий ЯЗЫК -ЯЗЫК славян, а не происхождение от общего корня. Пользовались им и поляне, и хазары, и половцы, и кривичи, и вятичи, и татары Европейские понимали, и Азиатские племена. То же происходит и сегодня. Информатика "основалась" на языке английском, языки немецкий и французский утрачивают свои позиции как международные. Вот и тогда более "продвинутые" языки приобретали большую популярность, хотя и сохраняли местные обороты.
Обратим внимание на расположение племён славянских - славяне занимают западный берег озера Чудского (Пейпус) с городами Новгород, Изборск, Псков; кривичи-истоки Двины и Днепра, город Смоленск; поляне -в течении Западной Двины, город Полоцк; дреговичи-на восток от Западной Двины и верховья Днепра, город Туров; вятиги -верхов^ия реки Ока; древляне -бассейн Припяти,городаОвруч,Коростель; северяне- между Десной и Днепром, города Любеч, Чернигов, Переясласль; поляне - против северян по правому берегу Днепра, город Киев; белые хорваты - между Днестром и Прутом; тиверцы и уличи - нижнее течение Днепра и Прута; волыняне и бужане-по реке Буг и Висла, в свою очередь, и эти племена, и более мелкие, относимые к русско-славянскому плени, были сгруппированы довольно компактно именно в этих районах и никуда больше не двигались.
Племена иногородние (оседлые) - летто - литва, финны, турки, мурома, мордва, если и жили, то рядом, или, как увидим впоследствии, были поселены, как плененные, на отдельных территориях, И долгое время сохраняли язык и уклад далёкой родины. Около Торжка большие поселения финнов. "Народы, которых наука считает кочевниками", -печенеги, половцы, татары Азиатские- занимали юг равнины, среднее и нижнее течение Волги до Урала, низовья Дона - короче южные СТЕПИ.
16
Оседлые племена других языковых групп занимали следующие территории на Восточно - Европейской равнине: Нетто - литва: жмудь и литва - по течению Немана, ятвиги - около города Нарва, корсы -западный берег Рижского залива, семигалы - левый берег Западной Двины, летгалы (латыши) - смешанные с финнами (процесс длительной древней ассимиляции) -населяли южную Ливонию, территории в низовьях Даугавы (р. Западная Двина). Финские племена: ливы и чудь эстонская
--
северные берега озера Пейпус (Чудского и берега финского залива, наровцы - берега Финского залива, примыкающие к городу Нарва. Воть (водь)-между реками Волхов и морем, ингры(ижорцы) -по рекеИжора, саамы, занимавшие Финляндию, делились: на емь (тавасты) -около Ямбурга и Тавастгуса, квены (каияны- берега Ботнического залива, карклы (наиболее многочисленные) - остальная часть территории Финляндии, лапари - север Финляндии, самоеды - берег Ледового океана, весь - озеро Онежское, южный берег, р. Шексна и озеро Белое, мурома - нижнее течение Оки, река Москва и Клязьма, мерея - верховья реки Волга, озеро Клещино (Плещеево) и Неро (Ростовское). Все, мурома, мерея, уже к X веку совершенно "обрусели", то ли "поглощенные русской колонизацией", то ли были очень близкими по языку и культуре этническими образованиями. Чудь заволоцкая - по течению Северной Двины, зыряне(ерзайи) -бассейн реки Печоры, пермяки - истоки реки Северной Двины и Камы, вотяки (ари) - река Вятка. Чудь заволоцкая, зыряне, вотяки - пермская ветвь финского этноса. Угры - остяки - восточная часть Урала, вогулы - также на Урале. Часть этого народа
--
маджары (венгры) - в X веке ушли в Паннонию (Венгрию). Баш- курты (бритые головы) и Баш - киры - между реками Волга и Яик (р. Урал), мещеряки - Мещерская низменность в районе реки Оки, между Вятичами и муромой. Наконец, окружение вокруг племен славянских замыкали территории, занятые мордвой, марийцами, чувашами, черемисами (Нижегородская область и соответствующие республики - Мордовская, Чувашская, Марийская, которые сохранились до нашего времени). Как видим, территории, занятые к XI различными русскими княжествами, были местом обитания множества самых экзотических (в нынешнем понимании) этнических групп, и, вернее всего, занимались эти территории не методом завоевания, а скорее - проникновением небольших племенных групп людей и занятием ими свободных территорий, этакая "диффузия", как физики выражаются, (присутствие рядом без смешения). Таким образом, можно сказать, что ни одно из славянских племен не обладало достаточной силой, чтобы потеснить соседей, как это происходило при завоеваниях. Все эти однородные в какой - то степени по языку племенные группы до XI века представляли собой разрозненный этнос, занимающий одну и ту же территорию, и
17
только с образованием зачатков становления государственности происходит более активное смешение этих этнических групп за счет переселения пленных, даже из далеких от коренного населения племен.
"...Окаймленные кольцом инородческого населения- литовского на 3., финского на С. и С. - В., тюркского на Ю. В. - славяне заняли бассейны рек Днепра, Западной Двины, Западного Буга, озера Ильмень, Верхней Оки, разместившись на этом пространстве отдельными племенами.
Границы земель, занятых племенами, определились частью естественными пределами - линиями водораздельных волоков, частью - перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного потока ..." (Первое -вернее, "колонизационный поток"...?) рнциклопедический словарь "Россия", Брокгауз, С-Пб, 1898, с.446).
".. .смеси чего угодно - газов, вин, людей - не могут быть подобны первичным ингредиентам, но последствия смешения этносов всегда разнообразны..., ибо он может вести либо к ассимиляции одного этноса другим, •либо к элиминации, а проще-истреблению одного этноса другим, либо слиянию двух этносов в единый третий-это и есть рождение этноса..." (Л. Гумилёв, "Древняя Русь и Великая Степь", ст. 11 -12).
Если считать, что до IX века не было особого "принудительного давления", то давно бывшие здесь племенные образования сосуществовали в этих местах продолжительное время и не "создавали новый этнос", но пользовались примерно одним языком, широко распространённым.
Возможно, прав Л.Гумилёв, говоря о том, что Древняя Русь "перехватила" культурное из наследия Хазарии, и, вероятно, главным из них был ЯЗЫК - носитель культуры и общения.
В своей работе Гумилёв отмечает, возможно, слишком быструю, смену народностей, "когда степные водораздельные пространства последовательно захватывались сарматами (III в. до н. э.), гуннами (IV в. н. э.), болгарами (V в.), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами, хазары жили спокойно в густых прибрежных зарослях (северный берег Каспийского моря), недоступных для кочевников, с которыми они всегда были врагами" (Д.Гумилёв, Там же, ст. 28). Славянские же племенные образования также жили в зарослях, но севернее в верховьях водораздела рек. И вот "хазары около 670 г. разгромили болгар. И те разбежались - кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже в Италию" (Л.Гумилев, Там же, ст. 29) Возможно, что языком этого всего ареала и был язык, который стал впоследствии называться СЛАВЯНСКИМ, им до нашего времени пользуются кроме России Болгария, Словакия, Сербия, Чехия, Польша, хотя последние испытали большое давление со стороны языков Европы и от перехода на латинский алфавит. Хазария вошла в непосредственное соприкосновение с тем, что станет позже РУСЬЮ. Уже к VIII веку эти земли не останутся "бесхозными", к тому времени вначале на них "наложат
18 •
руку" хазары, заставившие все соседние с ними племена по южной границе этих территорий платить им дань, "без разбора национальной принадлежности", но и без попыток ввести какую-то СВОЮ государственность на этих территориях и ввести их в каганат.
Потом на речных торговых путях Среднерусской равнины появились варяги, вначале как "торговые гости, но с охраной", впоследствии "охрана" осела в наиболее важных точках этих
торговых путей. Защита торговых путей между Севером (бассейн Балтийского моря) и Югом (бассейны морей Черного и Каспийского) вылилась в образование центров будущих княжеств, и считается, что в IX веке они сформировались: на Севере, Рюрик - Новгород; Трувор - Изборск; Синеус -Белоозеро, на Юге - Аскольд и Дир- - Киев. Или одновременно с ними, или позднее - на Западе - Турово - на р. Припять, Регволдово - р. Западная Двина, г. Полоцк.
Итак, отправимся в странствие по древней истории Руси, придерживаясь только "столбовой дороги", и посмотрим, что есть в ней интересного, что нелогично, что отвергается официальной наукой исторической, которая часто отвергает и Татищева В. Н., если есть разночтения с "официозом". Вот, например, А. Рамбо в книге "Живописная история древней и новой Руси" относит к VIII веку следующий свадебный обряд древних славян "умыкания невесты" и:
"...Русские свадебные песни указывают также на продажу невест в древние времена. Одна из этих песен упрекает родственников невесты в корыстолюбии: "татарин, братец татарин продал сестрицу за талер"..." (А. Рамбо, "Живописная история", с. 25).
Замечание: Простите, откуда в VIII веке "татарин", да еще и "братец"? Или это наслоения позднейшие, или, действительно, татары появились много раньше, и, возможно, представляли не столько национальность, сколько "профессию" - нечто среднее между воином и разбойником.
Примечание: "Тартар" - ад, преисподняя (Церковно - славянский словарь), соответственно - "татарин" - прозвище "плохого человека", издревле существовавшее на Руси, а не нация.
,Да и кто станет отрицать, что времена военные всегда похожи на ад, а принесшие их люди-"плохие", добра от них никто Никогда не ждал. Даже если он княжеский дружинник, все равно - он - "татарин".
Или вот: "Это начало "государства русского", или, точнее, "Киевского каганата",как его называли современники, например, митрополит Иларион..." (Л.Гумилёв, "Древняя Русь...", с. 24-).
Замечание: Как может историку понравиться заглавие "Возникновение Киевского каганата", тут так и отдаёт Хазарией , в этих условиях и сам титул "Князь" звучит странно, вот "Каган"-да!
19
"...Ещё сложнее термин "Древняя Русь". Он привычен, но не прост, а история его полна противоречивых толкований. Если стоять на уровне исторических источников XII-XIII вв., то ясно, что термина "Древняя Русь" в них нет, поскольку Русь была им современной. Древней она стала лишь в XV в., когда потребовалось обосновать притязания Ивана III на всё территориальное наследие Рюриковичей. Так возникла схема единства, непрерывности исторического процесса, начиная от Рюрика... А эпохи смут и распадов считались следствием ошибочной политики князей. Натянутость и искусственность этой концепции очевидны. Но ведь и выросла она не как научное обобщение, а как обоснование политической программы московских великих князей и царей..." (Л. Гумилёв, "Древняя Русь и Великая Степь", ст. 19).
Замечание: А вот, если угодно, совершенно другой вариант истории Древней Руси:
"... с этой точки зрения требует дополнительного анализа и объяснения приурочивание летописной формулы "начася позывати Руска земля" к первому году царствования Михаила III Исавра (наченшю Михаилу царствовати), то есть 842 г. Манифестация "Русской земли" в этом случае сближается во времени с посольством "хакана русов"к непосредственному предшественнику и отцу Михаила императору Феофилу И. В 838 г... этот эпизод послов "свейского рода" при византийском, а затем и франкском дворе засвидетельствован в Вертинских анналах...В связи с этим возникает вопрос об идентификации и локализации "хакана" Вертинских анналов. Из имеющихся сведений единственное имя, которое можно почерпнуть в отечественных и зарубежных источниках для данного отрезка времени, это ДИР. В.В. Мавродиным вполне убедительно обоснована разновременность АскольдаиДира,как исторических персонажей, и тольков летописной традиции превращенных в братьев и современников, погибших от мечей воинов Олега. Вполне правомерно, особенно в свете работ М.Ю. Брайчевского, воссоздавших масштабы и хронологию политической деятельности Аскольда, по крайней мере с 860 по 882 г., является предположение, что к предшествующему отрезку времени должно быть отнесено правление в Киеве, как столице его державы,"хакана русов"князя Дира (условно 838-859г.г.)...Судя по всему, первичное объединение в границах "Руси Дира" восточнославянских земель будущей Киевской Руси оказалось достаточно эфемерным: распад ее на две самостоятельные общности, Внутреннюю, Низовую и Верхнюю, Внешнюю Русь, также как неравное соперничество их с Хазарией и экспансией викингов..." (Г.С. Лебедев, "Русь Рюрика, Русь Аскольда, Русь Дира", Киев, 1994 г.)
"... Именно однородными поселениями и укреплениями доказывается, что по соседству с Хазарией находилось вполне
20
организованное и достаточно мощное государственное образование. Титул "каган" символизировал не только независимость, но и определённые притязания "Русского каганата" на первенство в Восточной Европе. Это просматривается во всех сюжетах восточных авторов, упоминающих русов...". (Е.С.Галкина, А.Г.Кузьмин "Русский каганат и остров Русов").
"...Летопись отразила борьбу двух династических преданий: один цикл был связан с Кием, другой -с Рюриком. В какой-то мере в этой борьбе проявлялось традиционное культурное соперничество Киева и Новгорода. Но были и иные версии и предания. Так, в "Слове о полку Игореве" не видно следов ни той, ни другой версии, а родоначальником династии древнерусских князей признаётся воспетый Бояном Троян. Вполне вероятно, что эта традиция связывалась как - то с Тмутараканской Русью..." (А.Г. Кузьмин, "Славяне и Русь", с.210, М.).
Примечание: Тут можно было бы обойтись без "КАК -ТО", поскольку Игорь и все князья Черниговские и Новгород - Северские потомки Олега Святославича, а он был и князем Тмутараканским, и ссылался в Грецию на Родос, откуда и вывез СВОЁ происхождение.
"... Отвергает господин Миллер мнение учёных людей, которые россиян и имя их производят от роксалан, древнего народа, жившего между Днепром и Доном. С роксаланами соединяются у Плиния Аланы в один народ сарматский. И Христофор Целларий примечает, что сие слово может быть составлено из двух-россы и аланы, о чём и Киевского Синопсиса автор упоминает, из чего видно, что был в древние времена между реками Днепром и Доном народ^ называемый россы..."(М.В. Ломоносов "Возражения на диссертацию...").
Как видим, много мнений "хороших и разных", много-вековые споры идут и вряд ли прекратятся, на сегодняшний день существуют даже такие крайние взгляды, как те,которыевысказаны Г.В.Носовским и А.Т. Фоменко в их многотомной работе "Русь и Рим", где высказаны предположения, что история, как таковая, "слишком удалена в глубь веков", а события наиболее древней её части не более как повторы из более поздних веков.
Другие, как Л. Гумилев, не отрицают "седой старины" и опираются в этом на археологию.
Видимо, необходимо более детально представить саму концепцию истории " по Гумилеву":
--
Исторические события любого периода тесно связаны со всем комплексом условий, куда входит ВСЁ - от условий климатических в данный период до того, какой ВЕРЫ была та или иная часть населения в данный момент, или "политической ориентации" .
--
Он считает, что нельзя рассматривать Древнюю Русь
21
изолированно не только от ближних, но и дальних государств, от состояния их проводимой политики, и даже родовых браков...
- На начальный момент нашего повествования положение "по Гумилёву" было таково:
а/ Хазарский Каганат, вытеснив Болгар из степей Прикаспия и Причерноморья, занял эти земли и вошёл в непосредственное соприкосновение с Русью.
б/ "Состояние Восточной Европы в то время характеризовалось Людовиком Немецким в письме Василию Македонянину (871 г.) как сосуществование четырех каганатов Аварского, Норманнского (т.е. Русского), Хазарского, и Болгарского (на Дунае, ибо Камского Великого Булгара Людовик не знал) (Л. Гумилёв,"Древняя Русь и Великая Степь", ст. 131).
Примечание: Аварский - на территориях Венгрии, Норманнский -северо-восток Русской равнины, Болгарский - по Дунаю, и Хазарский на просторах от Каспия до Днепра.
в/Власть в Хазарском Каганате принадлежала иудеям -рахдонитам, никак не связанным с коренным населением, собственно хазарами "в IX-X в.в. она превратилась в химеру социально-политическую" (Л.Гумилёв).
г/Рахдониты контролировали и поддерживали всю торговлю в самом широком смысле - сюда входили и шелка из Китая, и рабы из любой страны. Торговля есть торговля!
Чтобы не разрушать привычное, МЫ пойдём ОБЫЧНЫМ ПУТЕМ НАУКИ ОФИЦИАЛЬНОЙ:
ПРИХОД ВАРЯЖСКИХ КНЯЗЕЙ.
Прежде чем перейти непосредственно к означенной теме, необходимо познакомиться с той эпохой, которая предшествовала и обозначена как " Откуда есть пошла земля Русская..." у Нестора. Взявшись за этот труд, он преследовал донести до потомков, одним из которых был и сам, обоснованность и хронологию установления династии Рюрика на землях Руси, и посему события до начала ИХ правления мало отражены, а если и отражены, то не датированы.
Для более полной исторической картины представим хронологию предшествовавшего периода 650-965 г.г-"Политическая история Хазарии коротка, территориально ограничена, связи с соседями прослеживаются четко..."
"Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое пришлось бы по душе, написал письмо к Хазару и попросил у того часть страны, чтобы там обосноваться. И обосновался в Крыму, около Симферополя". (А.П. Новосельцев, "Восточные
22
источники о восточных славянах и Руси VI-IXb.).
740 год - " Где-то около этого года (дата не верна) царский двор и правящий класс обратились в иудаизм. О мотивах этого необычного события ничего не известно...".
790 год- "На рубеже VIII и IXвв. хазары остановились на границе земель русов, центр которой находился в Крыму...Около 790 года они напали на укрепленный город Сурож (Судак)".
813 год - " Болгарский хан Крум в 813 г. дошёл до стен Константинополя...".
"... в Болгарии имела успех самостоятельная религия -богумильство, вариант дуализма.
...Не все болгары стали богумилами, но кое - кто стал, и этого было достаточно для тех жутких последствий, из-за которых Болгария потеряла независимость в XI в..".
834 год - "Хазарский каганат ловко использовал византийских императоров-иконоборцев, руками которых была воздвигнута крепость Саркел на Дону...".
838 год - "послы "кагана Руси" были опознаны в Ингельгейме при дворе Людовика ..."
"...древним населением Восточной Европы были русы -"варварский народ", живущий в стране болгар (камских), между ними и славянами (точнее, " сакалиба"), на реке Итиль (Волге), причём "Куяба", т.е. Киев, не был городом русов, а, видимо, принадлежал волынским славянам-дулебам, царь коих, по Масуди, носил имя Дир..."
850 год - "...под выражением летописи: "Вся град на град"-надо понимать изгнание варягов из Ладоги около 850 года, а сам Рюрик отождествляется с Рериком Ютландским, владевшим княжеством, граничащим с землями фризов, скандинавов, немцев и славян...".
852год - "...русы взяли славянский город Киев ..."
860 год - "18 июня 860 года русы на 360 кораблях осадили Константинополь, но 25 июня сняли осаду и ушли домой. Более удачного похода русов на Византию не было; все позднейшие кончались поражениями (за исключением похода 907 г., о котором сами греки не знали). Напрашивается мысль, что именно тогда был заключён торговый договор, впоследствии приписанный летописцем Олегу..." " принудили Византию заключить выгодный для них мир и частично приняли Православие...... Вскоре после 860
г. произошла, видимо, не совсем удачная война с печенегами, которые в этом году могли выступать только как наёмники хазарского царя.."
"В 860 году Св. Кирилл обратил в православие группу хазар..."
Настоящая хронология приведена по книге Л. Гумилёва "Древняя Русь и Великая Степь".
23
"... Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по исчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти..." (Карамзин Н. М. ,"ИГР", т. 1, гл. IV).
"...В 862 году ильменские славяне прогнали каких-то заморских пришельцев, наложивших на них три года тому назад дань. Затем они стали управляться сами, и сейчас же началась обычная славянская усобица, восстал род на род, и "начали они", говорит летописец, - "воевать между собой". На этот раз, однако, они вскоре осознали, что так жить дальше нельзя, и не видя конца распрям, решили обратиться к стороннему племени, чтобы оно дало князя... И вот пришли ильменские Славяне, Кривичи и владевшая финскими племенами Чудь - к Варягам, к племени Русь... и отправились три брата со всем своим родом и племенем и сели: старший, Рюрик, - в НОВГОРОДЕ, другой, Синеус, - на БЕЛООЗЕРЕ и третий, Трувор, -в Изборске..." (А. Нечволодов, "Сказания о русской земле", т. 1, с. 83).
"... Уже в 859 году варяги наложили дань на славян, живших около Ильменя, кривичей, а также на чудь, весь и мерею. Туземцы уже не раз изгоняли их; но заведя опять распрю между собою и сознавая необходимость правления, позвали опять варягов в 862 году... Позову славян, три варяжских брата - Рюрик, Синеус и Трувор, которых скандинавские имена означают в переводе Миротворный, Победоносный и Верный, собрав" своих братии и семейства",.... переплыли Балтийское море и расположились по окраинам территории, которую им предстояло защищать. Старший из них, Рюрик, поселился на Ладожском озере, против финляндских финнов, и основал или восстановил город Ладогу; Синеус - на Белоозере, среди веси; Трувор - в Изборске, чтобы сдерживать ливонские племена ..." (А. Рамбо, "Живописная история", с. 31).
Миллер считает, что: " Они не построили сии города, а только жили в них, по сказанию Летописца: для того ли, чтобы оберегать границы, или Кривичи и Весь хотели иметь собственных правителей, мы не знаем..." (Карамзин, "ИГР", Примеч. к тому 1 N278, с.72, С-Пб., 1842 год).
"...Родился (Рюрик) у Варяг в 830 году. Призван с братьями своими Синеусом и Трувором на княжение Российское в Новгороде, последним оной республики властителем Гостомысломв 862 году. Княжить начал прежде в Старой Ладоге, которую укрепил. А по кончине своих братьев в 865 году перешел в Новград, в который прежде войти боялся, ибо не надеялся на постоянно кичливых новгородцев" ("Исторический словарь", с. 160, МД795г. (репр. изд., 1990г.).
Синеус - "...призван обще с братьями своими из Варяг на Русь на великое княжение в 862 году. Удел имел близ Белого озера в веси Егонской, что ныне уездный город Тверского наместничества, где и
24
крепость построил. Княжил два года,скончался в 865 году..." (Там же, с. 171).
Трувор -".. .призван обще с братьями своими из Варяг в Россию на Княжение в 862 году- удел имел в Изборске, что ныне уездный город Псковского наместничества, княжил в нем два года не с большим, скончался в 865 году..." (Там же, с. 177).
Замечание: Возникает вопрос, был ли это в то время единичный случай "приглашения варягов на правление"? Оказалось, что это не так, поскольку примерно на протяжении нескольких десятков лет в IX веке образовались и другие варяжские княжества на речных торговых путях Русской равнины:
"... в IX веке нам известны три княжества на С (вере), в озерной части - Рюриково, Синеусово и Труворово, которые затем сливаются в одно, вобрав в себя области новгородских славян, веси и кривичей,-одно на Ю(ге): княжество Аскольда и Дира в Киеве, в X веке возникают новые княжестза на З(ападе) : Турово и Рогволдово..." ("Энциклоп. словарь," Ефрон, М, 1898, с. 447).
"...Другие варяги, Аскольд и Дир, пришли в Киев и правили полянами, они - то и начали походы против Царьграда". (А. Рамбо, "Живописная история", с. 33).
"... Два мужа из этой дружины, не получившие в управление городов, Аскольд и Дир, отправились, отпросясь у Рюрика, идти искать счастья в Цареград. Следуя по великому пути из Варяг в Греки, они дошли по Днепру до Киева. Здесь, узнав , что Киев не имеет своего князя, а платит дань хазарам, ... Аскольд и Дир решили остаться. И они стали владеть Киевом и всей полянской землей..."(А. Нечволодов, "Сказания ...", т.1, с. 89).
"... К сему времени летописец относит следующие важные происшествия. Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные своим князем, отправились со товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: "Чей?" - им ответили , что строили его три брата, давно скончались, и что миролюбивые жители платят дань казарам.
Сей городок был Киев. Аскольд и Дир завладели им.. ."(Карамзин, "ИГР", т.1, гл. IV).
Замечание: Итак, "в сухом остатке" - наличие стремления варяжского племени или различных племен по какой -то причине обосноваться на тех территориях, которые потом будут названы: Среднерусской возвышенностью, Смоленско -Московской возвышенностью, Валдайской возвышенностью и возвышенностью Приднепровской. ПОЧЕМУ? Ответ прост: это водораздел рек,
25
впадающих в моря Балтийское, Черное и Каспийское. Реки являлись древнейшими торговыми путями еще до Рождества Христова и оставались ими еще надолго после начала новой эры, особенно на Руси, поскольку остальная часть суши была, практически, непроходима.
"...Монетные клады, найденные в пределах Европейской России, позволяют отнести наличие этих связей еще к VI и даже к V веку, но со второй половины VII века они быстро расширяются и принимают внушительные раз меры...в то же время на берегах Балтийского моря кипела не менее интенсивная торговая жизнь. Главные деятели этого движения норманны, в IX веке появляются и на внутренних путях Равнины..." ("Энциклопедический словарь", "Россия", М., 1898г., с. 477)
Торговля, как жизненно необходимая составляющая и того времени, и теперь, толкала на поиски все новых путей транспортировки товаров, чтобы пути были удобные, по возможности, короткие и главное - безопасные -"Что с возу упало, то пропало". И вот, путь по рекам Западной Европы с ее главной водной артерией, ведущей из Балтийского моря в Черное по рекам Рейн и Дунай, оказался к VI - VII веках "невыгодным" по тем или иным причинам, кроме того , он не обеспечивал выхода на Персию, Индию и Китай.
Потребление росло, но цена, которую приходилось платить за путь "из Варяг в...", становилась неприемлемой, и начались поиски обходных путей. "Предприимчивые норманны", возможно, сначала хотели обойтись данью с племен, которые разместились на этих торговых путях, но потом этого показалось мало, вырос аппетит, и решили, говоря языком современным, "крышевать" эти торговые пути лично, для того и приехали, то ли "по приглашению, то ли без оного". Так просто, сами по себе...
Уж больно всем племенам славянским и их соседям от гор Уральских до Карпат понадобились заезжие "варяги". Посмотрим, как они разместились на земле Русской:
Синеус (Белоозеро племя весь) - водный путь: Балтийское море -р.Нева - Ладожское озеро - р. Свирь - Онежское озеро - р. Вытегра - озеро Ковжа - р. Ковжа - Белое озеро -р. Шексна - р. Волга (около Углича), два пути : вниз по Волге - Персия, Китай;вверх по Волге-р.Днепр (г.Смоленск)
- Византия, Греция. Рюрик (Старая Ладога, Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р. Мета - озера Вышнего Волочка - р. Тверца - р. Волга (г.Тверь) - также по Волге открыты Черное и Каспийское моря.
Существовал и другой путь от Ильмень - озера - р. Ловать - р. Кунья -р. Усвяга - р. Днепр (около Смоленска) - выход в бассейн Черного моря. Трувор (Изборск, племя кривичей) - водный путь: Балтийское море - р. Нарва -Чудское озеро р. Великая - р. Зап. Двина - р. Каспля - р. Днепр (около Смоленска)
- выход в бассейн Черного моря.
Все эти пути имели предпочтение ввиду небольшого количества
26
волоков и создавали возможность "бесперевалочного" прохождения судов с товарами на всем протяжении этих водных путей. Следует учесть, что реки в те времена имели значительно больший уровень воды во все времена года, а в зимний период являлись естественными дорогами "жизни", поскольку сухопутные пути были более трудны и не допускали перевозки значительного количества грузов.
Кроме того, на Русской равнине оставались еще два пути, которые вели "в Греки", но их также перекрыли, возможно, раньше 862 года, возможно, - чуть позже, выяснить это трудно.
Рогволд (Полоцк, племя половчан) - водный путь: Балтийское море
- р. Даугава (Зап. Двина) - р. Каспля - р. Днепр (около г. Смоленска) - выход в бассейн Черного моря.
Туровское княжество (г. Туров, племя бужане) - водный путь: Балтийское море - р. Висла-р. Буг -р.Припять -р.Днепр (около г.Киева)
- выход в бассейн Черного моря.
После Киева все торгово - речные пути ("В Греки") собирались в один, где потом обосновались Аскольд и Дир, а в степной части течения Днепра господствовали хазары печенеги и другие проживающие там народности, которые облагали "своей" данью торговые корабли (излюбленное место - Пороги).
На реке Волге такой господствующей точкой был город Ярославль, расположенный ниже Углича. В самом Угличе издревле существовала Моложская ярмарка, известная до XV столетия. Пока не было Нижнего Новгорода дальше по течению реки располагалась Волжская Болгария, которая тоже "снимала пенки" с провозимых товаров, дальше - татары, ногайцы и прочие племена, проживавшие на берегах Волги, до впадения ее в Каспийское море. Все хотят Жить!
Был еще один путь по реке Оке, он не был главным, но и он не был забыт: роль "КПП" играл город Муром (племя мурома), варяги обосновались и здесь, но не князь.
Вот и вся стратегия! Видимо, и в те времена, времена варяжские, кто -то мыслил "глобально", и пока, хотя они собирали только первую дань (когда - "в Греки"), и последнюю( когда - "в Варяги"), но всему свое время, и князь Олег возьмет в руки свои и Смоленск (племя радомичей), и Киев (племя полян). А пока посмотрим, что нам дают скупые и противоречивые свидетельства науки , и вот, что сказано о Синеусе, а не о Рюрике - "Исторический словарь" 1793 года отмечает следующее: "Призван обще с братьями своими из Варяг в Россию на великое Княжение в 862 году", и получил его на Белоозере, где его владения непосредственно соседствовали со страной Биармией, или, как ее называли, Великой Пермью. Биармия - название скандинавское, и посетивший эти земли в IX веке норвежский мореплаватель, находящийся
27
на службе английского короля Альфреда Великого, написал так: "...Пермяки были в то время цивилизованным народом, торговавшим с Индией и Персией. Храм их божества Юмалы был изукрашен драгоценными камнями...". (А. Рамбо, "Живописная история", с. 15).
Путь к этой стране от Белоозера был удобен: река Шексна- Кубенское озеро- р.Сухона - ивы в центре страны Биармии, страны вотяков, пермяков и ари. Таким образом, в руках Синеуса были оба пути - и "в Греки", и в Персию - гораздо более ответственная точка, чем у Рюрика и Трувора. Рюрик получил даже не Новгород, а всего лишь Старую Ладогу в начале длинного пути "из Варяг в Греки". Трувор получил также не Псков, а Изборск, и также в начале пути. Одновременная смерть обоих " братьев" (в 865 году) сама по себе наводит на размышления, особенно, если присмотреться к дальнейшим событиям. Рюрик "входит в Новгород" и, " наследуя за братьями", получает Белоозеро и Псков, не Изборск, и становится Великим Князем. Как вы помните, и он, и Трувор приглашались просто на княжение. Возможно, они не такие уж "братья", или Власть важнее родства, что при многоженстве князей в то время и позже сильно сказывалось на отношениях между родственниками, хотя не щадили и единокровных. Но даже тогда, когда он стал Великим Князем, "Рюрик переселился в Новгород, где построил княжеский двор, а не город, как можно было бы заключить из слов Нестора". (А. Рамбо, Там же, с. 31).
Пишут, что княжеский двор располагался рядом с городом, все-таки в крепости надежнее. Конечно, приход варяжских дружин на русскую землю как-то изменил положение народа:
"Более не знаем никаких подробностей; не знаем, благословил ли народ перемену своих гражданских устоев? Насладился ли счастливой тишиною, редко известною в обществахлародных? Не пожалел ли о древней вольности ? Хотя новейшие летописцы говорят, что славяне скоро вознегодовали на рабство, и какой-то Вадим, именуемый Храбрым, пал от руки сильного Рюрика, вместе со многими из своих единомышленников в Новгороде..."(Карамзин Н. М., "ИГР", т. 1,ст. 69,С.-Пб., 1842 год)
"...Образование варяжских княжеств не повлекло за собой немедленно глубоких перемен во внутреннем слое славянских племен. Водворившись на княжеском столе, варяжский конунг не думал расставаться с походной ладьей и надолго сохранил в своей деятельности черты странствующего искателя военной добычи. По отношению к призвавшему его племени он становился в положение князя -кормленщика, военного стража оседлых поселений, получавшего за свои услуги вознаграждение в-видедани. Его правительственная деятельность при такой постановке его власти не могла воздействовать на изменение внутреннего политического быта. Политическое объединение племен оставалось чисто внешним, не сопровождаясь реорганизацией старого
28
племенного суда и управления..."(Энциклопедический словарь "Россия", с. 447).
Замечание: Второе, видимо, более ближе к истинному положению -никаких изменений быт племен не претерпел, а варяжские дружины " летом охраняли торговые караваны, охраняли и обслуживали волоки", зимой ходили " полюдь", собирая дань с подвластных племен, - "крыша есть крыша". Кстати, следует сказать, что и Российская империя на своих окраинах продолжала жить согласно этим законам, поскольку практически не вмешивалась во внутренние дела "вошедших под руку" территорий,' только к концу XIX века стала возрастать роль центральной администрации в делах окраинных территорий. Большевики, наоборот, с первых дней стали разрушать быт и обычаи коренных жителей, переделывая их на "социалистический лад". Правда, как выяснилось в последующем, эти преобразования, разрушив одно, не создали другого. Но, не будем отвлекаться на то, что предстоит России в будущем....
"...Теперь несколько слов о викингах, о коих есть столько превратных суждений, что надо избежать недоразумений. В IX в. в Скандинавии перенаселения не было...
Формация там была первобытнообщинная, и конунги являлись выборными племенными вождями...Викингами называли тех людей, которые не желали жить в племени...
Слово "викинг" носило оскорбительный оттенок, вроде современного "пират, бандит". Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали как погибшего..." (Л. Гумилёв, "Древняя Русь и Великая Степь" ст. 67)
"...Неверно рассуждает,кто варяжское имя приписывает одному народу, многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племён и языков, и только одним соединялись обыкновенным тогда морским разбоем...Какого происхождения сие имя, имеем немало сомнительных догадок. Но справедливее быть кажется, что производится от общего речения всем северным народам. Не токмо шведы, норвежцы, истландцы и славяне, но и греки тоже одно слово употребляют в исторических книгах. И Перинскиольд, переводя на русский язык Стурлезонову историю о королях северных, называет варягов по большей части так же, как по -истландски, варингами, или полатине северными солдатами, из чего уже следует, что они не были только одни шведы, как некоторые думают, ибо в сём случае употребил бы историк... собственное их имя,а особливо, описывая их дела под предводительством королей шведских, именовал бы их хотя бы в одном месте шведами, чего, однако, нигде не видно..." (М.В.Ломоносов, "Древняя Российская История", гл.7).
Как видим, мнение совершенно другое, никаких " братьев и семейств", а воинский отряд, правда, с "национальной окраской",
29
поначалу. Вопрос - кто их мог пригласить, вот так разом?
Ответ - вероятнее всего, Византия; нет, Хазария, которая, ставши к тому времени Хазарским Каганатом, не только контролировала пути торговли от Китая до Запада Европы, но и желала забрать владения Византии в Крыму. Варяги же, "организовав" эти племена, могли охранять и могли стать и стали большим воинским резервом против... как Византии, так и Хазарии... Выяснив мотивы и общее направление, вызванное приходом варягов к "оседлому" образу жизни на Русской равнине, переключим внимание "на лица".
--
"Исторический словарь" 1793 года указывает на время рождения Рюрика - год 830. Что само по себе удивительно, почему нет числа и месяца? и годов рождения Трувора и ...?)
--
О женах там же сказано: "Из числа многих известна одна именем Ефанда, или Ендвинда, княжна Урманская( Норвежская). Сын: Игорь (с. 161).
--
Посмотрим на обстоятельства в жизни Рюрика в этот период: - призван на княжение в 862 году, в это время ему 32 года; - "поехал с семьей?" - то есть жены, дети, сыновья, дочери?;
--
единственный, что маловероятно, сын Игорь, рождения 877 года, отцу - 47 лет, ну при молодой матери это не проблема, вероятнее всего, его мать-КНЯЖНА Урманская!Онгоды865по877, когда он объединил владения Трувора и Синеуса, были затрачены им на утверждение " во власти", подбор знатной, родовитой невесты, не каждый, укрепившийся "в родовитости" отец поспешит отдать дочь за варяга, вся знатность которого увековечена только в памяти его племени. Земли занял он недавно, и неспокойно там. Вот, и искали, пока не согласился князь Норвежский (Урманский). Да и рождение наследника может оказаться делом затяжным, а трудно предположить, что до того он жил монахом...
--
На момент смерти Рюрика, в 879 году, сыну - только два года, о причинах смерти, что тоже странно, "Исторический словарь" молчит. Другие источники указывают его год смерти 882 (А. Нечволодов), но также не указьшают причин. Карамзин говорит только о том, что "скончался в 879году, вручив правление и малолетнего сына Игоря родственнику своему Олегу".
Замечание: Есть и другой вариант происхождения Рюрика, взятый из"Влесовой книги" (Лесной С. Виннипег, 1966 г.) там сказано: "С. Ляшевский для подкрепления своих гипотез привлёк данные "Влесовой летописи", хотя она издана не полностью и не прошла проверки исторической критикой. Напрасно он это сделал, потому ссылаться на его исследования стало опасно: а вдруг князь Святогор или происхождение Рюрика от дочери Гостомысла Умилы-вымысел, домысел или нечёткое прочтение текста..." (Л. Гумилёв, "Древняя
30
Русь и Великая Степь", ст. 17). Ну, "проверка исторической критикой" -вещь известная, то, что не укладывается в заданную схему...- ВОН! Далее:
- Имеющийся в наличии "сродственник" Олег, рождения 855 года, на момент переезда "к новому месту работы", ему уже семь лет, в момент кончины Рюрика - 24 года. "Рюриков сродник - как отмечает "Исторический словарь" - по кончине Рюрика, а в малолетстве сына его Игоря начал управлять престолом в 878 году", (с. 132). То ли небрежность переписчика, толи в самом деле из за болезни, ранения Рюрик передает правление Олегу за год до своей смерти. Может, Олег принудил Рюрика передать правление?
Замечание: Незнаком с наследственным правом древних варягов, но впечатление таково:
Олег мог быть таким же сыном Рюрика, как и Игорь. Возможно, от другой (одной из многих), но жены некняжеского происхождения, возможно, вообще не от жены, но сыном! Или младший брат Рюриков, но братьев, обычно, не берут, когда начинают создавать СВОЕ, захватывая ЧУЖОЕ, будь то государство, или дом. Следует вспомнить, как в одночасье (в один год) умерли Синеус и Трувор, освободив место для Рюрика, одновременность их смертей и последующие действия Рюрика тому подтверждение. Ведь, видимо, оставались дети и у этих князей, их отстранили, даже не упомянули!
Рассмотрев начало властвования и личные обстоятельства жизни Великого Русского Князя Рюрика, вернемся к хронологии событий после 865 года, происходивших на территории Руси:
866 год - Всего через два года, возможно раньше, мы не знаем, когда Аскольд и Дир подчинили себе Киев, они осмелились на "международную операцию", это вам не славянские племена по степи гонять! Тут была нужна серьезная военная сила.
"...Аскольд и Дир решили совершить смелый набег на Царьград... Они собрали двести ладей, посадили на каждую от сорока до шестидесяти человек, и настолько скрытно совершили свой переход по Днепру и Черному морю, что до самого их появления у Царьграда никто не подозревал об этом набеге...Русский набег случился в один из прекрасных летних дней, под вечер, при.совершенно тихом море..." (А. Нечволодов, "Сказания о русской земле", т. 1, с. 90).
"...Аскольд и Дир ...присоединили к себе множество варягов из Новгорода и начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве и помышлять о важнейшем предприятии, достойном норманнской смелости. Прежде шли они в Константинополь, вероятно, для того, чтобы служить императору: тогда ободренные своим успехом и многочисленностью войска, дерзнули объявить себя врагами Греции. Судоходный Днепр
31
благоприятствовал их намерению: вооружив 200 судов сии витязи Севера, издревле опытные в кораблеплавании, открыли себе путь в Черное море и в самый Воспор Фракийский, опустошили огнем и мечом берега его, и скоро осадили Константинополь ..."(Н. М. Карамзин, "ИГР", т. 1, ст. 70).
Замечание: Если Вам, читатель, захотелось бы узнать, откуда вдруг у Аскольда и Дира появилось "многочисленное войско", то, видимо, стоит вспомнить, что же произошло совсем недавно, в 865 году? Правильно, внезапно скончались Синеус и Трувор, вероятные "кадровые перестановки", произошедшие после перехода власти в Белоозере и Изборске, высвободили часть людей Синеуса и Трувора. А может, они покинули эти местности и не добровольно, а после поражения? На лошадях в местностях тех ездить невозможно, и они уплыли под крыло, возможно, столь же недовольных Рюриком, Аскольда и Дира. Собралось их порядочно: считаем по минимуму: 200 х 40 = 8000 воинов, вряд ли, чтобы все они были варягами, были какие - то ударные группы, доукомплектованные за счет "миролюбивых полян" и других народностей местных, "жаждущих быстрого обогащения".
Теперь о набеге - возможно, собравшись в столь большом числе и прикинув возможности, Аскольд и Дир "со товарищи" решили поменять Киев на Царьград - Константинополь: и "престижнее", и доходы больше. А почему НЕТ? Конечно, маловероятно, чтобы такая армия прошла "тихонько на цыпочках" до самого Царьграда и вот так - "в прекрасный летний день, под вечер" - появилась под его стенами, скорее - "огнем и мечом опустошали берега его и скоро осадили". Если взглянуть на древний план Царьграда, то можно увидеть, что в ту пору город был расположен по берегам бухты Золотой Рог и довольно далеко от моря Черного. Кроме того, еще с давних пор вход в бухту перегораживался цепями, именно на такой "СЛУЧАЙ" - нападение с моря. Завоевание не удалось, хотя, конечно, пограбили. Не отвлекаясь на сам ход "действий военных" (для этого есть много литературы "со слов очевидцев"), обратимся только к результатам этого похода, как его историки оценивают:
--
Н. М. Карамзин: "Вдруг сделалась буря, рассеяла, истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его возвратились в Киев".
--
Нечволодов А.: "Руссы же возвратились из своего смелого набега в КИЕВ с богатой добычей и громкой славой". Важно даже не то, как вернулись, а действия правителей Византии, которые, видимо, решили идти двумя путями, "откупиться, задобрив дарами", и "обратить сей народ в веру Христианскую". Тут они просчитались, поскольку те считали за честь разрушить и ограбить город соседей, особенно, если находили предлог, вроде минимальных отличий в исполнении обрядов, впрочем, обходились и без ...
32
--
Л.Гумилёв в " Хронософии" к книге "Древняя Русь и Великая степь" события этого периода истории Руси излагает так:
--
860 г. - Нападение Руси на Константинополь. (Вероятно, Киевский каган Аскольд?)
--
861 г. - Миссия Кирилла и Мефодия в Моравию. Миссия Константина Философа в Хазарию. Посланные Рюриком Аскольд и Дир заняли Киев, отменив дань хазарам.
--
862 г.-Изгнание варягов чудью и славянами. Рюрик вернулся в Новгород.
--
863 г. - Разрыв Православия (Фотий) с папой Николаем I "До середины IXв. Византия была общепризнанным центром Христианской культуры. Это признание не означало политического господства над другими Христианскими государствами Запада и Востока, но давало уверенность в том, что они свои, и в случае опасности обязаны помогать против иноверцев...".
"В 858 г. Константинопольским патриархом стал Фотий, которого не признал папа Николай I. За спором последовало отлучение Фотия в 863 г., не признанное на Востоке...".
- 864 г. - Убийство сына Аскольда болгарами. Гибель Вадима Храброго в городе Новгороде. В Киеве-"плач и голод великий".
"...в 864 г. Кирилл и его брат Мефодий приобщили к Православию Моравию. В 864 - 865 г.г. крестился болгарский царь Борис..." "Болгарскому князю Борису мешала его языческая религия, и он сменил её на Православие...Это сделало Болгарию противником папства и немецкого королевства...".
"В 864г. русы воевали с болгарами...".
- 865 г. - Поход Аскольда на полочан (Жители Полоцкой земли). Обращение хазар в иудаизм.
- 866 г.- Избиение Аскольдом Печенегов как союзников хазар. (Л.Гумилёв, "Древняя Русь", с. 633).
Замечание: И никакого похода на Константинополь, скорее помощь Византии против хазар...
Далее Л. Гумилёв отмечает, что " В 860 - 880 гг. киевское правительство Аскольда и Дира было настолько крепко, что могло не страшиться хазарской агрессии. Более того, киевляне расширяли зону своего влияния на север, не опасаясь конфликта со шведами...". И ещё отмечает, что шведов не интересовали залесённые глубины территории "только берега Балтийского моря", подчинение себе Швецией обширных территорий "было бы отмечено хотя бы в сагах" (Там же, ст. 150). Возможно, это Аскольд, желая взять под контроль волоки у истоков рек, и послал Трувора, Синеуса и Рюрика на северные земли?
867год - " ...произошли споры между константинопольскими
33
священниками и папой римским по знаменитому вопросу "о филиокве" (уточнении к Христианскому символу Веры, у католиков-- Святой Дух исходит от Бога Отца и Бога Сына). Ими было обозначено и практически предрешено будущее разделение Христианского мира на латинский Запад и ортодоксальный Восток..." (Д. Т. Райе, "Византийцы", ст. 54).
"...в 867 г. православные миссионеры, направленные патриархом Фотием, обратили часть киевлян в Христианство. Это означало мир и союз с Византией, но полное обращение не осуществилось из-за сопротивления обновлённого язычества и агрессивного иудаизма..." (Л.Гумилёв, "ДревняяРусь...", ст. 139).
"Константинопольский собор предал папу анафеме, объявив его вмешательства в дела восточной церкви незаконными. Так возник раскол церквей...". (Там же, ст. 143).
" В 865 году Варда был убит любимцем императора, выскочкой Василием, который сделался соправителем Михаила, в 867 году убил и его и стал единственным государем и основателем великой македонской династии...". (Д. Т. Райе, "Византийцы", с.55).
Примечание: Варда - министр Михаила III, приведший его к власти после заключения Феодоры в монастырь, с 842 по 856 г. она была регентшей при малолетнем императоре Михаиле III.
"Узурпатор Василий I Македонянин низложил Фотия, а строптивый папа Николай I умер в том же 867 году..."(Л. Гумилёв, "Древняя Русь и Великая степь", ст. 143).
Все в истории, особенно Древней, зыбко и шатко, один источник противоречит другому, пример:
"...О сем нападении Россов пишут Византийские Историки,Лев Граматик, неизвестный Продолжатель Константинов, Георгий Мономах и проч., не определяя времени; один Симеон Логофета сказывает, что Россы осаждали Константинополь с моря в десятый год Михайлова правления; а как Михаил назывался Императором уже с 842года,то многие думали..., что нападение Россов было в 852 году. Но Византийский Летописец говорит, что оно случилось во время Фотиева Патриаршества:, Фотий же сделался Патриархом только в 858 году. Учёный Баер весьма основательно решил сомнения. Михаил царствовал 14 лет под опекою матери своей... Логофета исключает их..., следовательно год 866...". (Карамзин, "ИГР", Примеч. к тому 1 N 283, ст. 75, С. - Пб., 1842 год). Всё достоверно, жуть как!
Продолжим повествование, не впадая в искушение одну недостоверную дату заменить другой. Царствовавшие в Византии Василий 1 и Михаил III послали богатые дары в Киев,а патриарх Фотий нашел возможным послать епископа... Возможно, это было ранее убийства Михаила.