Аннотация: История Древней руси История Древней Руси 1389 - 1462
ЛЕБЕДЕВ Ю.В.
И С Т О Р И Я
Д Р Е В Н Е Й Р У С И
1389 - 1462 годы
ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ
( Х Р О Н ОЛ О Г И Я и ИСТОРИОГРАФИЯ ПЕРИОДА )
Часть 7
г. РУЗА
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!"
Возьмём мы по углам листы, покроем пылью,
И изготовим мы из них,
истории забытые страницы.
Там где князья, цари предстанут
Словно львы и львицы!
Они историю Руси, как будто сотворили,
И славою её покрыли!
Как о народишке СВОЁМ пеклися
В беде и горе пребывали с ним...
В несчастьях и боях вели его к победе,
Руси всегда завидовали все соседи.
Зачем в трудах истории мы врем,
Народа горе в радость превращая,
Василиям и Иванам здравствовать желая!
" История СССР с древнейших времён до 1861 года", Издательство "Просвещение" Москва 1989 год. Авторский коллектив: Н. И. Павленко, В. Б. Корбин, В. А. Феодоров. Рецензенты: Кафедра истории СССР ЛГПИ им. А. И. Герцена; Кафедра истории СССР досоветского периода МГИАИ. Учебник для студентов педагогических институтов... Да и всё это на полном серьёзе - 558 страниц текста... Не было ни доисторического периода, периода Руси Киевской, Залеской и Галицко - Волынской, наконец княжеств Владимирского. Московского, Тверского, Рязанского, а вот так сразу СССР вынесенное в заголовок, и это в то время когда, это самое СССР, доживало последние месяцы. Нам следовало бы понять, что перенесение символов существующего государства при повествовании об истории этих территорий со времен древнейших, некорректно. Вот мы после распада СССР, недоумеваем откуда взялись эти националистические чувства у тех населения тех территорий, которые так внезапно отвалились от СССР. Это простое непонимание исторического процесса и того, что территории эти уже первоначально не имели ничего между собой общего, позже объединяемые силой московского царства, далее империей Российской и наконец "образовавшие" СССР, так и остались чуждыми по духу. Карамзин для предсказания неизбежности создания Российской империи начал с первых страниц "Истории Государства Российского" наименовывать Русь - Россиею, а жившие там народы Россиянами. Хорошо звучит:
"... Обширные владения Российские ещё не имели твердой связи. Ильменские Славяне граничили с Весью, Весь с Мерею, мерия с Муромом и с Кривечами; но сильные, от России независимые народы обитали между Новымгородом и Киевом..." ( Карамзин, "ИГР", т.1, ст. 76).
Естественно после этого, такие дела, как "собрание земель вокруг Москвы" или " Освобождение Западной Украины и Белоруссии, а также добровольное вхождение стран Прибалтика в состав СССР" становятся делами благородными и правопредопределёнными. А разве это так?
Или и того лучше: "... Мы от роду Русского Карл Ингелот, Фарлоф, Веремид. Рклав, Гуды, Руальд, Карен, Фелелав, Акутутруян, Лидулфост. Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским..." (Там же, ст. 82).
Ну скажите при чем тут Россия и эти представители, якобы "русской" нации? Ещё хуже с иллюстрациями к книгам историческим, например в "Сказании о Русской Земле" А. Нечволодова, достаточно много рисунков которые написаны современными ему художниками на темы древней Руси. Возьмём том N 3 и увидим: ст. 8: "Стретенье иконы Владимирской божьей матери перед Москвою в 1495 году" Стенопись с храма Христа спасителя в Москве, это ещё терпимо (одежда священников мало изменилась), хотя вдали на иконе явно вдали современный каменный храм. Откуда он? Ст. 145: " Иоанн 111 разрывает ханскую грамоту перед татарскими послами" Картина художника Шустова. Он что при сем присутствовал? Или ст. 249 "свадьба великого князя Василия 111 Иоанновича с княжной Еленой Глинской" рисунок художника К.А. Лебедева, а почему нет рисунка свадьбы того же Василия с Соломонией Собуровой или её насильственного пострижения в инокени, когда она, вероятно, была в положении. Плохо, что эта, с позволения сказать "историческая" живопись приводится в череде достаточно древних изображений и предметов быта., икон. Таким образом создается не правильное впечатление и о самом времени и о "важности" исторического момента" не говоря уже о вооружении воинов, одеждах и обычаях того периода, наши предки не виноваты в том, что они рисовали по своему, и нам трудно на их картинах понять, кто татарин, а кто Русский, а может так оно и было? Сама цель данной "историческо - художественной литературы": представить уже заранее правыми тех, кто выступает под именем Россиян или "граждан СССР"; поскольку в будущем, исторический процесс сложился в пользу этих ОБРАЗОВАНИЙ. Ещё умиляет, когда историки пишут о том, что именно сказало или сделало то или иное историческое лицо в данной ситуации, особенно на одре смертном....Нет необходимости многократно утверждать, что вся предидущая наука историческая была конъюктурной, в первую очередь. Пора в ХХ1 веке от нее отложиться, оставить в стороне предначертания и эмоции и просто разобраться с тем, что возможно было на самом деле, рассмотрев все возможные причины и варианты событий. Нет нужды ограничивать и отправлять в примечания (многие ли их читают?) то, что не соответствует "принятой линии", будь то "Велисова книга", "Сочинения попа Иоанна", "Скифская история" А. И. Лызлова, "Синопсис" или вздорные измышления проклятых иностранцев, стремящихся опозорить Россию и СССР в глазах всего Русского Народа. Найти бы, где он?
4 Апреля 2008 года. г. Руза.
С уважением автор!
"Россия, нищая Россия
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слезы первые любви !
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу ...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
(А. Блок, 1908 г.)
"Что за кочевья чернеются
Средь пылающих огней -
Идут под затвор молодцы
За святую Русь.
За святую Русь неволя и
казни -
Радость и слава.
Весело ляжем живые
За святую Русь ..."
(А.И. Одоевский ..., написано в 1830 г)
М О С К В А ... ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕНИЯ К ЦАРСТВУ ...
Предуведомление: Как уже отмечалось, эпоха Дмитрия У Иоанновича Донского, Великого Князя Владимирского, явилась той гранью, за которой совершенно изменились условия в "окружающем мире". Если ранее Золотая Орда, ограниченная Каспийским морем, Кавказскими горами (существовал только один Дербентский проход при движении на юг), Черным морем и
границей с Великим княжеством Литовским в районе Синих вод, Уральскими горами (существовал только один путь на юг - район реки Яик (Урал) ). Золотая Орда опиралась только на Северо - Восточную Русь, где располагались ее главные ресурсы как денежные (дань и добыча при налетах), так и людские
(забирались молодые люди в армию Орды - дань кровью) и князья с дружинами привлекались для военных операции на других территориях. Южнее существовала Синяя Орда (Улус Джучиев), после прихода Хана Синей Орды Тохтамыша к власти сначала в левобережной части Золотой Орды, а после Куликовксой битвы и разгрома Мамая во всей ее целостности, вплоть до
Границ с Великим Княжеством Литовским. И вот тогда кардинально изменились возможности и цели самой Орды. Юг стал главным направлением
военных усилий, возможно, и дипломатических. Пока еще Тимур, создавая свою державу, мало обращал внимания на ее Среднеазиатские окраины, Тохтамыш стремился закрепиться на них. Северо - Восточная Русь осталась вне интересов Тохтамыша, стала его глубоким тылом, а не ареной политической и
военной активности. Русь получила передышку от давления Орды и использовала это время. Правда, обстановка в самом Московском "государстве"
была не совсем ясной. Так, многие из княжеств, расположенных здесь, чеканили свою монету, кроме Москвы это были: Серпухов, Нижний Новгород, Ростов, Можайск, Ярославль, Дмитров и, возможно, другие, что говорит, об их
достаточной самостоятельности. Кроме того, ни на одной монете нет упоминания о Москве или другом месте изготовления монеты. Нет года изготовления. Монеты отнесены современными нумизматами к тому или иному
княжеству только по имени Князя. Лишь в княжение Василия 11 монеты имеют надпись "Великий Князь Василий", более поздние - "Князь Великий Василий всея Руси". К Княжению Дмитрия У Донского относят монеты и вовсе
без четко читаемой русской стороны, зато на арабской - четко : "Султан Тохтамыш Хан да продлится ..." Это и многое еще позволило современным историкам Г. В. Носовскому и А. Т. Фоменко предположить следующее:
"Любопытно, что сохранившиеся от исследуемой эпохи Грамоты не имеют даты и места их написания ... Считается, что многие грамоты сохранились в
Подлинниках ... Кроме того, титул "Великий Князь Всея Руси" также появился впервые только у Василия 111. Наш комментарий: столицей в рассматриваемый период была еще не Москва, а Кострома, Владимир или Суздаль. Поэтому и в титуле Московских Князей слово "московский" вообще не писалось. Они назывались просто "Великими Князьями". И вообще в грамотах того времени Москва, практически, не упоминается. Гораздо чаще
упоминалась Рязань, а в качестве Великокняжеской вотчины называют Ярославль ... Все изложенное указывает на большие странности в подлинных
документах до Ивана 111. По нашей гипотезе Московского государства тогда еще просто не существовало ... Москва была уже основана, (впрочем, недавно, однако являлась всего лишь одним из многих центров и отнюдь не была столицей всего Государства ..." ("Русь и Рим", т.2, с. 215).
Что правда, то правда, ведь о роли Москвы в государстве Русь мы узнаем не из подлинных документов, а со слов историков, писавших об этой роли на многие века позже, но они также без колебаний повествуют нам о том, что досталось им, пройдя через многие руки переписчиков в разных местах и в разное время. Они без тени смущения поведают нам, что именно сказала Св. Княгиня Ольга послам древлянским и многое другое. Приятно иметь столицу с
многовековой, пусть и не совсем ясной историей. Правда, это не всех устраивало. Уже Иван 1У Грозный искал ..., а Петр 1 Великий искал и нашел
новое место для столицы. Впрочем, мы недалеко от этого и сегодня ... Но мы условились придерживаться "официального" варианта истории, чтобы окончательно не запутаться. Будем указывать на возможные разночтения и
оставим их для собственных выводов и размышлений. Итак, вперед по пути, избранному официальной наукой по имени "история Руси", не впадая в крайности и руководствуясь логикой развития событий. В конце концов, не важно, была ли Москва столицей в то время, важнее то, что Государство
РОЖДАЛОСЬ !
ВАСИЛИЙ 1 ДИМИТРИЕВИЧ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ.
Жил 1370 (1372) - 1425 г. г. Великий Князь 1389 - 1425 г.г.
"...По кончине родителя своего наследственное Великое княжение принял без
всяких споров; Короною венчан во Владимире в 1389 году, августа в 15 День"
("Исторический словарь", с. 32).
"...Юный сын его Василий отложил до времени мысль о независимости и был
возведен на престол (15 августа 1389 г.) в Владимире Послом Царским Шахматом. Таким образом, достоинство Великокняжеское сделалось наследием
владетелей Московских. Уже никто не спорил с ним о сей чести. Хотя Борис
Городецкий, старейший из потомков Ярослава 11 немедленно по кончине Донского отправился в Сарай; но цель его исканий был единственно Нижний Новгород ..." (Карамзин, "ИГР", т.5, с. 71).
"...Что же касается двоюродного дяди молодого Князя - знаменитого Владимира Андреевича Храброго, то по - видимому, он был настолько обижен
слишком большой близостью перечисленных Бояр к своему племяннику, поэтому вскоре после вокняжения Василия в том же 1389 году он отправился с
семьей из Москвы в свой Удел, в Серпухов, а затем, в Торжок, принадлежащий Новгороду ..." (Нечволодов, "Сказания...", т.3, с.2).
1389 год - Иногда хочется выдать желаемое за действительно произошедшее и сказать : "Без всяких споров" или "никто не спорил с ним", может, и спорили, но так Удобнее. Судите сами: Борис Константинович из Князей Суздальских, то ли был изгнан и "тому пришлось бежать к Тохтамышу и искать у него защиты", то ли был мобилизован Тохтамышем вместе со своим войском на войну против Тимура еще в 1387 году. Возможно, он ушел, а племянники вошли с Московским войском в Нижний, благо, в нем также были сторонники Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича. Борис Константинович, представитель 14 поколения от Рюрика, имел неоспоримые преимущества перед Василием Дмитриевичем, представителем 16 поколения от Рюрика. Владимир Андреевич, Князь Серпуховской, конечно, был младше Бориса, но, принадлежа к 15 поколению от Рюрика, также имел превосходство перед Василием. Его "отъезд" в Серпухов, а затем в Торжок - дело вынужденное. Убедившись, что после смерти, собранная желанием Дмитрия У девятибоярщина, опекуны Великого Князя, и близко не подпустят его к "юному сыну" (18 лет) во избежание влияния его авторитета в ущерб своему - "влиянию Бояр служилых". Владимир Андреевич мог также опасаться за целостность головы своей и своего семейства, поэтому и "отъехал" подальше в Торжок, под защиту Новгорода. Он, как ни как, был Князь Удельный, а они всего на всего, холопы Великого Князя, которых он наделил владениями и званиями : среди них - окольничий Тимофей Васильевич, поставленный в Нижнем, Князь Дмитрий Константинович, Дмитрий Михайлович (Князь Волынский ?), остальные в летописях обозначены : Иоанн Родионович, Симеон Иоаннович, Иоанн Феодорович, Никита Феодорович, Федор Андреевич (Кошка), Иоанн Федорович Квашнин. Что можно понять: окольничий есть окольничий; Квашнины, выходцы из земель Черниговских, Дмитрий Михайлович из Волынщины, Кошка Феодор Андреевич из Литвы, и остальные вроде того... Надо помнить, что земли Черниговские и Волынские тем более входили в состав Великого Княжества Литовского и в Москве были не Князьями Удельными, а людьми служилыми, хотя и ранга высокого. Возможно, чтобы это не бросалось в глаза - приближение к Князю не Московского "столбового" дворянства, а людей пришлых, и названы в Летописях только их имена и отчества. Но самым старым из потомков Ярослава 11, создавшего практически только из сыновей своих правителей всех Княжеств Владимиро - Суздальской Руси был Князь Михаил Александрович Тверской, рождения 1323 года и также
представитель Х1У поколения от Рюрика. Странно, что не пишут о том, чтобы он заявил свои претензии на Стол Владимирский. Может, и заявлял, правда, возраст был уже "пенсионный" - 66 лет, и жена сына его (Иоанна), дочь выходца из Литвы, Феодора Андреевича Кошки (потомок литовского Князя Гландала, перешедшего на службу Москвы в 1287 году) и входившего в
круг избранных Бояр, определенных решением Димитрия. Возможно, это и сыграло роль? Итак, противники были, но ни одного не оказалось на месте в
нужный момент или они были изолированы как Князь Серпуховской Владимир Андреевич, все окружение которого было под арестом. Мало того, и сам Царь Орды Тохтамыш, потерпев серьезное поражение, лишившись Хорезма и Ургенча, сам не был в Сарае, да и на уме его не стоял вопрос: "кто займет Стол Владимирский?". Перед ним стояли совершенно другие первоочередные задачи - подготовка войск Орды к войне с Тимуром, а потом, в случае победы, можно будет подумать и о Руси ...
Следует подробнее остановиться на событиях, происходивших в Центральной и Средней Азии, поскольку именно они создали возможность для Московской Руси самоформирования. Тимур, Тохтамыш, Баязид делили между собой эту часть Азиатского континента, уничтожая бывшие там государства и создавая свои империи. Как отмечалось, Тохтамыш заключил союз с противником Тимура, ханом Могулистана, и практически добился успеха, но : "...В 1389 году Тимур сделал решительное усилие и бросил своих ветеранов на Семиречье. Эти отборные войска перешли Или и Иль - Имиль, обогнув Ала - Куль, и дошли до Тарбагатая, сердца Могулистана..." (Л. Гумилев, "Древняя Русь ...", с. 590).
Примечание: река Или и остальные упомянутые реки Семиречья находятся, практически, рядом с Алма - Атой и озером Иссык - Куль.
Союзник Тохтамыша, отвлекавший войска Тимура на правом фланге, был уничтожен, правда, на время. Таким образом, Синяя Орда и Тохтамыш оказались без возможности развития военных действий, вблизи столицы Тимура - Самарканда. Тохтамыш в поисках союзников хотел заключить союз даже с Египтом (согласитесь, что это довольно далеко), а из ближайших осталась только Русь и вновь возведенный на Стол Владимирский юный Василий, да ожидавший его в Сарае Борис Константинович, изгнанный Князь Нижегородский. Возможно, тогда и был решен вопрос возведения на Великое Княжение Василия. Тохтамыш избегал новой междоусобицы, которая, несомненно, возникла бы, отдай он Стол Владимирский Борису, да видимо и тот не особо настаивал, согласившись на Нижний, рассматривая его как первый шаг ... Получив от Тохтамыша новый ярлык на Нижний, изгнал
племянников с теплого места, утвердился, а чем расплатился с царем, неясно, может быть, войсками. Василий Дмитриевич Кирдяпа взамен получил "крошечный Городец", второй - Симеон Дмитриевич - ничего: "а Семен, оказавшись вовсе без удела, и стал служить Татарскому Хану ради пропитания" (Гумилев ).
Православные державы Сербия и Византия выдерживали двустороннее напряжение, оно существовало как давление Западных стран Священной Римской империи, возглавляемой Барбароссой, и Турецкой державы, это привело к тому, что: "К сожалению, в 1385 году турки взяли Софию, в 1389 году победили сербов на Косовом поле, Баязид взял Филадельфию, последний оплот греков в Азии" (Л. Гумилев).
"...в 1361 году султан Мурат Первый захватил Адрианополь и перенёс сюда свою столицу из Азии... Утвердившись в Адрианополе, Мурад стал деятельно
готовиться к полному порабощению Южных славян и в 1389 году ... нанес этим Славянам страшное поражение на Косовом поле, несмотря на изумительное мужество Сербов, Босняков, Болгар, Валахов и Албанцев. В этой
битве пали и вожди обоих воинств: славный Краль Сербии Лазарь и сам Мурат. Его убил Серб ... Он явился в Турецкий стан под видом перебежчика,
выпросил позволения поклониться в ноги Султану и затем, представ перед ним, поразил его на смерть ... Мурату наследовал еще более жестокий и хищный сын его Баязет Первый..." (А. Нечволодов, "Сказания...", т.3, с. 11).
Примечание: Адрианополь расположен километрах в 50 от Константинополя
или Цареграда, и Филадельфия, видимо, была где-то в окрестностях города.
Между тем, нужно сказать прямо, Владимирская Русь, управляемая Советом из "Бояр усердных", получила передышку не столько из "осторожности в делах государственных, сколько из-за того, что соседи - Золотая Орда и Литва - как это уже отмечалось, завязли в собственных проблемах : разбитый у Ходжента Хан Тохтамыш, хотя и ушел за Яик, но планов своих в отношении овладения Средней Азией не оставил. Литва тоже вступила в полосу усобиц, и поэтому
утверждения Карамзина, которые он высказывает в "ИГР", спорны :
"... Великий Князь в летах юношества мог править государством только с помощью Совета: окруженный усердными Боярами ... он заимствовал от них сию осторожность в делах государственных, которая ознаменовала его 36 -летнее княжение ... Опасаясь прав дяди Васильева, Князя Владимира Андреевича, основанных на старшинстве и на славе воинских подвигов, господствующие Бояре стесняли, кажется, его власть и не хотели дать ему надлежащего участия в правлении. Владимир .., быв всегда ревностным стражем отечества и добровольным жребием Князя второстепенного - оскорбился неблагодарностью племянника..." (Карамзин, "ИГР", т.5, с.72).
Что касается Литвы, наследники продолжали с яростью делить страну:
"...Скоро Витовт открыто поднялся против Ягайлы, вновь заключив Договор
с Немецкими рыцарями, которые, чтобы обеспечить себе его верность, взяли
в заложники двух сыновей Витовта и брата его Кондрата. Поднятая
Витовтом борьба с Ягайло продолжалась с 1389 года по 1392 год и велась с
большим ожесточением, при чем в ней принимали деятельное участие
Немцы ..." (А. Нечволодов, "Сказания...", т.3, с.15).
Гумилев в своей работе "Древняя Русь и великая степь" также отмечает, что
привлечение сторонних и дальних народов для решения внутринациональных проблем характерно не только для Литвы, но и для Руси :
"... Но если перейти с персонального уровня на популяционный, то напрашивается очень любопытный вывод. Население Русской земли в последние годы жизни Дмитрия Донского еще не представляло собой этнической целостности ... Наоборот, русские люди, от князей до холопов,
искали себе друзей и помощников на стороне, норовя заключить союз то с татарами, то с литовцами, то с поляками, то с немцами и шведами, да и внутренние войны носили характер безжалостных расправ. Московские войска
не раз "положили Рязанскую землю пусту"... В Смоленск шла борьба партий :
одну поддерживал Витовт, а другую - Олег Рязанский; побежденным пощады не давали. Тверь была зажата в тиски и уже не претендовала на самостоятельность, зато новгородская республика выделилась в независимое государство..." (Гумилёв, "Древняя Русь и...", ст. 583).
Заключение: Ну, независимость Новгорода была, конечно, относительной, он ставил своих начальников, регулировал торговлю, пытался даже сделать независимым свой суд, но по -прежнему платил дань и оглядывался на Москву.
1390 год - Нужно сказать, что тут имеются разночтения у историков. Возможно, их старания можно понять: на первое место Карамзин и Нечволодов выносят в 1390 году примирение Василия 11 Дмитриевича с дядей,
Владимиром Андреевичем и свадьбу с Софьей Витовтовной, дочерью Витовта.
Если первое (примирение) завершилось "возобновлением дружественной грамоты 1388 года". Владимир сверх прежнего надела и трети Московских доходов получил Волок и Ржев .., а с Волока обязался платить ханам 170 руб. в числе 5 тыс. Васильевых" (Карамзин), то со свадьбою сложнее. А. Нечволодов считает, что 17 - летний Василий в 1390 году сначала женился на Софье Витовтовне, а потом поехал в Орду, "где был принят с необыкновенным почетом и где ознаменовал свое пребывание крупным шагом в деле собирания Русской земли" Н. М. Карамзин характеризует это "собирание" более скромно :
"...Скоро Великий Князь отправился к Хану". Л. Гумилев пишет более конкретно как это дело - собирание земель - выглядело на самом деле :
"...Василий Дмитриевич в 1390 г. отправился в Орду и купил ярлык на княжество Нижегородское: "Умзди князей царевых, чтоб печаловались о нем
Царю Тохтамышу. Они же взяша много золото и серебро и великие дары, такоже и царь Тохтамыш ..." (Никоновская летопись: ПСРЛ, т. 11, с. 121).
Не думал ли Тохтамыш, что этим он подписывает гибель своей державы ?
Видимо, нет !" (Гумилев, "Древняя Русь ...", с. 591).
Вот это ясно и прямо КУПИЛ! Тохтамыш же, продав, обстоятельства вынуждали - война требует денег, и не подумал о том, что, уничтожив последнего соперника, сосредотачивает таким образом власть в руках Василия.
Искусство политики всегда исходит из принципа "разделяй и властвуй". Этот момент 1390 год был, можно сказать, поворотным в истории отношений между
Москвой и Ордой. Москва, особенно после свадьбы Василия 11, окончательно
приняла покровительство Литвы, этого не скрывает и Карамзин: "Василий надеялся приобрести в Витовте или сильного сподвижника против Ягайлы или посредника для мира с Литвой". Ну, это оценка произошедших событий более чем скромная, на самом деле после женитьбы на Софье Витовтовне в 1390 или в 1392 году положила начало главенству Литвы над политикой Москвы, чуть было не привело к объединению Руси с Москвой под рукой Витовта и продолжалось все царствование Василия Темного. Как уже отмечалось, череда событий у разных историков разнится, эта свадьба и поездка к Хану. Гумилев пишет о поездке в 1390 году в Орду. Карамзин и Нечволодов на первое место ставят свадьбу Софьи Витовтовны с Василием 11 Дмитриевичем, а потом - поездка в Орду. Но видимо, все было наоборот, и Гумилев прав: сначала была Орда, а потом - свадьба. Нужно помнить, что Витовт замирился с Ягайлой только в 1392 году, а до этого, будучи союзником немцев, он не представлял интереса для политики Московской, кто знает, потерпи он поражение от Ягайлы и он мог вместе с немцами попытаться забрать у Москвы Новгород.
Совершенно не ясно, чем был занят 16 июля (1390 г.?) по 6 января 1391 года
Великий Князь. Эти два события знаменуют отъезд в Литву и свадьбу. Возможно, кроме даров Василий привел Тохтамышу и военную помощь в виде войска, и, если сам не участвовал в походах его, то ждал пока прибудут войска и хан отпустит его в столицу. Трудно сказать, что послужило основанием для столь стремительного сближения Москвы с Литвой. Историки пишут о сватовстве и женитьбе Василия следующее : "В одной из летописей сказано, что Василий в 1386 году, бежав из Орды в Молдавию, на пути в Россию был задержан Витовтом в каком -то немецком городе, и наконец, освобожденный, с условием жениться на его дочери через 5 лет исполнил сие обещание с честью и пользой государственною ..." (Карамзин, "ИГР", т.5, с. 73).
Ранее, до того Карамзин писал : "Мог возвратиться в Россию (Василий) только через владения Польские и Литвы. Димитрий послал ему навстречу Бояр, поручив им для личной безопасности склонить Ягайло к дружелюбию"
И никакого тут Витовта, никакой Пруссии, никакой дочери его не упомянуто.
И то, сам по себе 1386 год был достаточно насыщенным для Литвы. Сватовство и свадьба Ягайло с Ядвигой в Кракове, заигрывание Ягайло с Витовтом, который изменил немецкому Ордену, и их общее нападение на Ковно. Вообще, для Витовта не время охотиться в Пруссии, которой он изменил за каким -то беглым из Орды сыном Донского, по сути дела, противника Литвы. В 1390 г. и в 1391 годах, как отмечено, Витовт снова с немцами и двух сыновей своих, и брата в заложники отдал и до самого 1392 года никаких просветов, до свадеб ли тут! Есть еще одно предположение : Витовт не надеялся победить Ягайло или договориться с ним и "пристраивал" дочь с тем, чтобы иметь место для себя. Посмотрим на имена Бояр и обстоятельства приезда невесты: "Бояре Московские Александр Поле, Белевут Селиван, ездили за невестою в Пруссию и возвратились через Новгород. Князь Литовский Иван Олгимонтович проводил ее до Москвы, где состоялось брачное торжество к общему удовольствию народа ..." (Карамзин, "ИГР", т.5, с.74). Имена, конечно, сплошь истинно русские и Князь Литовский, сидящий в Новгороде, конечно русский. Москва, Москва, а где же Князья русские?
Вот и посмотрим процесс развития отношений Москва - Новгород:
"...В 1385 году новгородцы вздумали освободиться от Митрополичьего суда, созвали вече и постановили на нем не ходить на суд в Москву к Митрополиту, а судиться у своего Владыки, после чего написали об этом грамоту и целовали на ней крест. Но с этим никак не хотел согласиться Митрополит Киприан ... Василий Дмитриевич, хорошо понимая, что отделение Новгорода от Митрополита знаменовало бы и отпадение этого Новгорода от
Москвы ..." (А. Нечволодов, "Сказания...", т.3, с.5).
Итак, мы видим, что еще в княжение Дмитрия Донского дело зашло далеко, а тут еще и Князь Серпуховской фактически просит убежища у Новгорода :
"...Новгородцы охотно дали убежище недовольному Владимиру, чтобы иметь в нем опору на всякий случай; но видя искреннее примирение дяди с племянником, желали и сами участвовать в оном. Дело шло единственно о чести и обряде ... Василий не захотел спорить, и в присутствии Бояр Новогородских в Москве утвердив печатью договорную грамоту, отправил к ним в наместники Вельможу Московского Евстафия Сыту... со времен Калиты
Новгородцы уже не имели собственных князей, повинуясь Великим или Московским, которые управляли ими через Наместников: ибо Наримант, Патрикий, Лугвений и другие князья, Литовские и Российские, с того времени находились у них единственно в качестве воевод или частных властителей ..."
(Карамзин, "ИГР", т.2, с.73).
Вернее было бы сказать, что республика Новгорода Великого понизила статус
"приглашенных" со звания Князя до Воеводы. Об этом свидетельствует то, кого приглашали. Ни Тверских, ни Московксих Князей в списке нет, одни литовцы! И как можно поверить, что Москва назначит в Новгород Воеводой Литовца? Тут, видимо был негласный сговор: приглашайте хоть "черта лысого" на это место, лишь бы денежки в Москву шли от Новгорода бесперебойно. За любую независимость, если она не опирается на силу, надо платить! И платили, а хозяйничали в Великом по - своему, по "уму своему".
Завершив описание событий на Руси, обратимся к Востоку. "Восток - дело тонкое", а война с кочевниками, в особенности : только что была их куча атакующих, а потом мигом все разбежались, а потом - вновь собрались ...
При войне в Семиречье Тимур столкнулся с этим вплотную, казалось, разбил
Могулистан, до Иртыша дошел и вновь: "среди царевичей Джагатайского дома был молодой Хызыр - Ходжа ... в 1390 году вернулся в Восточный Туркестан, в Хотан и Лоб - Нор, где он основал самостоятельное государство,
обратив местных уйгуров в ислам. Тимур, не колеблясь ни минуты, напал на
этот последний оплот Чингисидов и разбил его. Бедный Хызр - Ходжа бежал в Гоби, Тимур отпраздновал победу в Карашаре и разделил добычу между своими воинами, после чего вернулся в Самарканд. (Вождь Могулистана) Камар -ад Дин собрал верных союзников и освободил Семиречье. В 1390 году
Тимур вновь послал против вождя кочевников войско, которое загнало Камар ад - Дина в горный Алтай, страна куниц и соболей ..." (
(Гумилев, "Древняя Русь и ...", с. 590).
Как видим, все соседи были "при деле": Тимур, добивая последних потомков
Чингисидов, не мог обратить должного внимания на царя Орды Тохтамыша, а тот искал союзников для войны с Тимуром, чувствуя слабость его позиции в Средней Азии. Возможность установления там своего господства превалировала у Тохтамыша надо всем. Юг манил! Он был гораздо богаче Русского Улуса. Литва пылала в междоусобной войне Ягайло с Витовтом. Перед Москвой, которую не теснили пока соседи, естественно стоял очень важный вопрос -
Новгород почти отложился, а это - главный источник денежных средств, ведь дань -то Орде платить приходится, если прекратить, последствия предсказуемы!
1392 год - Надо сказать, что фактическое отложение Новгорода не только от Москвы, но и от Митрополии Руси равно волновало всех, и вот Митрополит Киприан, по - прежнему пребывающий в Киеве, отправился в Новгород: "в 1391 году он самолично прибыл в Новгород, чтобы уговорить его жителей подчиниться его суду, при чем разорвал означенную грамоту как незаконно составленную. Однако, Новгородцы упорно не соглашались на его требования, и Киприан уехал от них в большой обиде. Василий Дмитриевич, хорошо понимая, что отделение Новгорода от Митрополита знаменовало бы и отпадение этого города от Москвы. Решил поддержать требования Киприана высылкой своей рати к Торжку ..." (А. Нечволодов, "Сказания...", т.3, с.5).
Дальше как обычно - Торжок рать взяла, жители взбунтовались и убили Московского Боярина. Новгородцы в отместку взяли Устюг, ссора грозила затянуться и принести убытки той и другой стороне, поэтому замирились и
согласились Новгородцы снова на митрополичий суд, хотя Киев и далеко.
По мнению Карамзина, брачное торжество между Василием Дмитриевичем и
Софьей Витовтовной состоялось 9 января 1391 года. А только потом, 16 июля,
1392года Великий Князь отправился в Орду. Есть связь между этими двум
событиями, о которых будет сказано несколько позже, поскольку эти события тесно связаны с теми событиями, которые далеко происходили от Москвы. Они касались Тимура и Тохтамыша и их борьбы за Среднюю Азию, той борьбы, которая вступила в новую фазу: "19 января 1391 года Тимур выступил против Тохтамыша. Тот прислал Тимуру посольство с мирными предложениями ... Тимур напомнил послам о благодеяниях, оказанных им Тохтамышу и его черной неблагодарности, предательских вторжениях в Азербайджан и Среднюю
Азию и закончил заявлением, что раз нельзя верить, то нужно воевать. 21 февраля войско Тимура выступило в поход на север ... Хотя русские не восстали против Тохтамыша и продолжали оказывать ему содействие, но делали это столь вяло, что их участие на ходе событий не отразилось ... Главная трудность степной войны - это проблема снабжения не столько людей, сколько коней ... Тимур эту трудность учел и преодолел ... Войско выступило в поход в феврале, когда южная степь уже зазеленела и продвигалось вперед с теплым ветром на север ... Так, за 4 месяца войска Тимура без потерь миновали степь между Тоболой и Эмбой ..."(Гумилев, "Древняя Русь...",с. 591).
Заключение мирных договоров между державами, которые собираются между собой воевать, как видим, явление старое, и тем не менее, эффективное и живо
до сих пор! Тогда и теперь каждый из политиков, ведущий мирные переговоры, чего -то выжидает, на что-то надеется и естественно, чего -то не учитывает, а противник может быть непредсказуемым! Так было, Так есть, так
будет ... Вот и Тимур оказался непредсказуемым для Тохтамыша, войска Тимура: они не только миновали степь между Тоболом и Эмбой, но и прошли по пустыне, пересекая ее, из Самарканда к верховьям реки Тобол и здесь, двигаясь вдоль отрогов Уральских гор, форсировали в верховьях реку Яик (Урал) и вышли в район теперешнего города Самары (бывшего Куйбышева). Вот на что ушли четыре месяца. Продвигаясь войска вели бои с татарами и:
"... из показания пленных выяснилась полная неподготовленность Тохтамыша к вторжению Тимура. Татарский хан не мог себе представить, что войско из оседлых городских жителей может пересечь широкую степь и не погибнуть от голода. Поэтому он отступал, надеясь, что измотанные походом воины Тимура разбредутся в поисках пищи. Благодаря его ошибке, Тимур имел время для того, чтобы развернуть свои силы и прижать татар к берегу Волги, форсировав р. Кондурчу (приток Волги) севернее р. Сакмары. 18 июня 1391 года Тимур опрокинул героически сражавшуюся татарскую конницу и притиснул татар к берегу Волги, переправа через которую в это время была неосуществима. Тохтамышу как - то удалось бежать, но войско его было разбито, жены и дети достались победителю..." ( Там же ст. 592) Настало время разобраться с тем, что происходило в Великом Княжении по датам:
а/ Гумилёв пишет, что: "Тохтамыш долго не знал о походе и, лишь когда джаготайские войска переправились через Яик начал срочно собирать воинов. Численность татар и джагатаев была равна, но Тохтамыш ожидал подкреплений из Руси..." (там же). Утверждение - "не знал о походе", не более, чем надуманное. "Разведка" и в те века существовала и процветала, а уход такого количества войск во главе с Тимуром, не мог быть незамечен. Варианта два: первое - Тохтамуш считал, что цель похода лежит на востоке и не имеет отношения к его владениям, ведь существует более короткий и преодолимый путь от Самарканда к отрогам Уральского хребта и к реке Урал: вдоль Сыр - Дарьи, берег Аральского моря до реки Иргиз, река Орь (впадающая в р. Урал), а Тимур пошёл на восток к Тоболу. Второе - "надеялся крепко" на неприступность своих владений отгороженных пустынями от Самарканда.
Не известно когда точно Тимур перешел за Яик, но требование к Василию поступило значительно раньше и он с войском или раньше него отправился на помощь Тохтамышу. Историка старательно избегают упоминания об этом походе как таковом, и о том, что это произошло в 1391 году, но летописи:
"... летопись Новгородская ( ПСРЛ, т. 111, 1841 год) : " Того же лета поиде Князь Великий Василий Димитриевич а Орду, позван Царём..."
"...Новгородская 1У летопись, (ПСРЛ т. 1У, ч. 1, 1925 г.): " Князь Василий Димитриевич отъеха от царя Тохтамыша за Яик..."
Устюжский летописный свод М.: 1950, См. под 1390г. (6898) "Того же лета на Тахтамыша приде ин царь силен ис Шамархийския земли, и бысть им сеча велика. Того же лета князь великий Василий Дмитриевич бысть во орде в ту сечу у Тактамыша и за малым утече у сечи в за Волгу. И бежа за Дон, блюдяся погони, и вожжа облудилися, и прибеже на Киев" (Архангелогородский летописец)
"...Книга Степен. , т. 1, с. 518...На Тохтамыша пииде Царь силён от Самаркандские земли и бысть сеча велика; а Князь Василий Димитриевич утече от Царя за Яик, и приде после из Орды посол Улан Царевич, и посади Князя Вас. Димитр. на Великое Княжение..." ( "ИГР" т. 5, прим. N 143, с. 62)
Значит, что где-то в начале мая Великий "должён" был отбыть из Москвы, возможно налегке, поскольку путь до Яика не близкий, а войско двинулось своим чередом. Тизенгаузен В.Г. с своей работе пишет, что если бы подкрепления русские прибыли во время то Тохтамыш имел бы войск вдвое против Тимура, но этого не произошло. (Сборник материалов, относящихся к истории Орды Золотой т. 2 с. 164, 1941 г.) Карамзин описывает это так: в 1392 году 16 июля Василий 11 покинул Москву, встретился с Тохтамышеи в районе реки Яик и : "Великий Князь спешил удалиться от кровопролития...Три месяца Василий был в отсутствии: народ Московский праздновал возвращение юного Государя как особую милость Небесную...". Его возвращение отнесено к 26 октября 1392 года. Нечволодов относит поход Тимура к 1393 году и не упоминает о прибытии на помощь Тохтамышу ни войск русских ни Василия!
Гумилёв пишет более распространённо: "...Василий Димитриевич с московской ратью хотя и пошёл, "позван царём", на помощь хану, но сумел уклониться от участия в битве на Кондурче и убежать за р. Ик и за Волгу. Оттуда он в обход Рязанской и Суздальских земель бежал степью за Дон. Проводники его заблудились, и князь Василий попал в Киев. Чтобы выбраться оттуда он женился на дочери Витовта Софье и привёз её в Москву" ("Древняя Русь ...с.593)
Примечание: Тизенгаузен считает ошибочным когда летописцы и историки говоря о реке Яик, это река Ик. Сделаем попытку разобраться в географии:
а/ Река большой Ик существует и в настоящее время, она впадает в реку Урал (вернее, в р. Сакмара, а потом в р. Урал) восточнее Оренбурга на 46 км.. Это как раз место где расположены верховья рек Тобола, Урала и Эмбы, отроги Южного Урала на Торгайском плато.
б/Здесь же и долина реки Самара (70 км. западнее Оренбурга), которая течёт прямо к Волге, впадая в нее на месте города Самары (если изволите, то Куйбышева). Этим маневром Тимур рассекал надвое Золотую (Белую) Орду и здесь в Самарской луке загнал войска Тохтамыша в угол. В Сарай Тимур отправил только часть войска. Самому ему незачем было идти в " нынешнюю Астраханскою губернию". Там с июне - июле "не комфортабельно" как для лошадей, так и для людей.
в/ Переправы в средних течениях рек Урал, Эмба или Волга равносильна гибели многих. "Урал. Урал река могила его глубока" это пели о Чапаеве.
Карамзин считает, что Тимур здесь же на поле боя и зимовал: "Тимур не хотел быть долее в сей завоёванной им стране и тем же путем, через 11 месяцев вернулся в Самарканд". Если это так, почему ему скоро пришлось вернуться к этому вопросу вторично и мог ли он оставить на долгое время свою столицу без защиты? Нет, он вернулся в Самарканд уже осенью 1391 года!
"УКЛОНИЛСЯ", " отъеха за Яик", "УТЕЧЕ", " За малым утече у сечи и бежа" - таков набор слов характеризующих поведение Василия 11 во время битвы при Кундурче между Тимуром и Тохтамышем. Посмотрим на результаты
этого сражения произошедшего 18 июня 1391 года. Вроде полная победа, но:
Победители: "Победа Тимуру досталась дорого. Это видно из того, что он не стал развивать успех, не переправился на правый берег Волги, а ограничился собиранием разбежавшихся татарок и скота. Видимо, резня на Кондурче унесла в мир иной столько победителей, что уцелевшие были рады увезти добычу ...Теперь на войско Тимура наступала южносибирская осень, спасаясь от которой он быстро пересёк пустыню, в октябре достиг Отрара и вернулся в "райскую область Самарканда", для того, чтобы узнать, что война с Тохтамышем не кончилась..." (Там же )
Нельзя сказать, что Тимур не принял мер, чтобы закрепить свои завоевания, он это сделал, но допустил ошибку, передоверил эту важную задачу не военному, а:
" ... После победы на Кундуруче к Тимуру обратились царевичи Белой Орды, находившиеся у него на службе, с просьбой поручить им сбор людей из своих бывших улусов для приведения их к покорности завоевателю. Тимур доверился им и выдал ярлыки на выполнение поручения. Те, "весёлые и довольные отправились отыскивать свой иль" и не вернулись. Это свело на нет успех похода..." (Там же). Каждый из них хотел СОБСТВЕННУЮ власть, а не ТИМУРА.
Побеждённые: Куда смог добежать Василий 11 уже отмечалось, а вот: " Тохтамыш в 1391 г. искал в Литве укрытия и помощи" (Гумилёв, там же ст. 582).Странно?
Их пути полностью совпали, велика вероятность того, что они "бежали" вместе и не заблудились проводники в степи, это не жители городов, а их изначальной целью был именно Киев. Возможно Василий в очередной раз изображал "невольника". Не знал Тохтамыш, как его Литва примет и держал при себе подарочек для государей Литовских, благо в это время Ягайло уже вел тайные переговоры с Витовтом ( "Хронософия ст. 686, Гумилёв) и отдавал ему Великое Княжество Литовское в обмен на "братскую любовь" и дружбу с Польшей. Вот и привёз ему, Витовту, Тохтамыш "подарочек" то ли УЖЕ зятя, то ли ЖЕНИХА!
Ещё один вопрос: Василий успел "уклониться", но куда же девалась "московская рать"? Если она опоздала или тоже уклонилась, то при её наличии можно было бы Василию не бежать, а под её прикрытием пройти или Суздальские или Рязанские владения. На правобережие Волги Тимур не заходил, и эта часть орды вроде бы должна остаться верной Тохтамыш, хотя тогда как понимать его бегство в Литву, а не остаться на правобережии и собрать силы? Нет не верил Хан этим правобережным. Совсем недавно они предали Мамая и тогда присягнули ему. А теперь он повержен и нет уверенности, что встретив не выдадут Тимуру, или сами разберутся. Нет у хана войск, нет жён, нет детей!
Рать московская не опоздала намного, возможно только к началу битвы, а потом вся полегла, там же где и войска Тохтамыша, на речке Кундурче. Собрав все основные войска на левом берегу Волги, Тохтамыш их потерял и отправился в Литву "для налаживания отношений и поиска денег", чтобы собрать новую армию против Тимура, и юный Василий был очень нужен...
И ближним городом ЛИТВЫ был город Киев, там они и очутились, не блуждая!
Конечно, следует иметь ввиду, что Тохтамыш мог бы пройти и через земли Суздальские, Владимирские, Тверь и попасть непосредственно в саму Литву, но нужно помнить, конвой невелик, летом дороги в лесистой Руси трудные, и те кто были подданными могут иметь соблазн и напасть, любви к татарам не было, а степи "дом родной" в июне самая пора для дорог дальних, да и встретить кого либо иногда трудно, места то не особенно обжитые. Киев вероятнее всего...
Варианты развития событий уже частично упоминались, сопоставим вероятность:
Карамзин - Свадьба Василия 11: января 1391 года - отъезд в Орду 18 июля 1392 года - возвращение в Москву 26 октября 1392 года. В любом случае, что то не совпадает, даже если события происходили в 1392 году, то Василий никак не мог быть "принят в Орде ласково", битва была ровно за месяц до его "отъезда" из Москвы, Тохтамыш разбит и бежал, Орды, в ее обычном виде не существовало,
и не известно, где находился царевич Улан, обязанный возвести его на стол в
Нижнем. Вопрос, что делал в этом случае три месяца Василий 11, гулял по лесам?