К моменту, с которого берёт начало мой рассказ, старику, - одному из его действующих лиц, было уже около семидесяти лет. Семь, либо шесть лет назад, в районной больнице ему ампутировали правую ногу, отняв её выше колена, присобачив, как он говорил, протез. Причиной этой операции, было военных лет осколочное её ранение, осложнившееся, через сорок с лишним лет, гангреной конечности. Вернувшись в свой дом, стоящий на окраине пригородного посёлка в Ленинградской области, старик, к этому времени уже несколько лет живший вдовцом, внезапно для самого себя запил, ощутив свою ненужность окружающим его людям, и на работе, которую он потерял вместе со своей ногой. Бывший в недалёком прошлом относительный достаток, быстро улетучился, сравняв его пенсионным обеспечением с большей частью тех, кому осталось не жить, а выживать. Этим прискорбным фактом была подведена черта и самому запою, которым он завершил прежнюю свою жизнь, первую часть которой, довоенную, он провёл в Сибири, в южном Забайкалье, откуда, - уже после войны, и привёз себе жену, осев с нею в Ленинградской области. Жена его - забайкальская казачка, своего благоверного никак иначе, как "Бабаем" (стариком) не называла, а так как называла она его так: что дома, что на людях, то и для всех окружающих он стал "Бабаем", лишив тем самым его исконного имени.
Не каждому дано пережить нищету, внезапно обнаружившую ненадёжность своего существования, да ещё, при полном отсутствии перспектив своего трудоустройства. Когда-то, в послевоенные год - два, во время залечивания долго незаживающей раны правой голени, "Бабай" (буду называть его так), прошел испытание кратковременной инвалидностью, приноровившись подрабатывать на дому, ремонтируя относительно несложные часовые механизмы поселковых жителей: будь то ходики, ещё дореволюционной поры, или механические будильники разных марок, среди которых попадались часы даже далёких от войны стран, Бог весть какими путями занесёнными в Ленинградский пригород. Попадались, правда, и более сложные, и довольно дорогие механизмы: каминные, и, даже, напольные часы, на ремонт которых в условиях хороших часовых мастерских, у хозяев, как правило, денег не было. Со времени появления дешевых электронных часов, старые часы поселковым жителям стали не нужны, и они начали от них избавляться, а у "Бабая", к этому времени уже ставшему слесарем на одном из Ленинградских заводов, проснулась тяга к этим старым механизмам, и он повесил однажды на дверях местного "Д.К." (Дома культуры) объявление, в котором просил не выбрасывать старые часы на свалку, предлагая приносить, ему их за плату. Скоро, одна из комнат его довольно большого дома, стала напоминать собою не то, мастерскую, не то, музей. Десятки часов: от примитивных ходиков, и обычных будильников, до довольно чудных и сложных часовых механизмов, в том числе, напольных и каминных, - заполнили эту комнату. Все они были им отремонтированы, и ежедневно заводились им, или его женой, и эта комната перестуком множества часовых механизмов, шуршанием их старых, уже изношенных частей, чем-то напоминала собою спичечный коробок, в котором многие из нас в детстве держали двух - трёх жуков - пленников, царапающих их стенки. Особой его любовью пользовались часы - ходики, среди которых были и Итальянского, и Швейцарского, и Австрийского производства. Время от времени, комната наполнялась нестройными кукованиями, кваканьем и свистом. Наиболее ценным своим приобретением, он считал старинные крупные ходики с двойным циферблатом, один из которых - малый, вращался сам против часовой стрелки, совмещая свои цифры с неподвижной, стоящей вертикально часовой стрелкой, минутная же стрелка имела обычный ход, а сама она скользила по второму, уже неподвижному циферблату. Каждый час, из окошечка открывающегося над циферблатом показывалась верхняя половина тела мужчины, на голове которого был надет "котелок". Мужчина снимал с себя шляпу, и хрипло произносил абсолютно непонятное "ке-ко", повторяя его столько раз, сколько часов значилось на малом циферблате. Что конкретно должен был произносить этот субъект, "Бабай" так и не понял, возможно, что-то более внятное, но механизм, который отвечал за звуковое оформление, заменявшее бой часов, временем был изрядно разрушен. Металлическая пластинка на задней крышке часов, была столь же изрядно затёрта, и на ней были видны только части слов написанные не по-русски, готическим шрифтом, а от какой-то даты остались видны только две цифры: первая и третья. Денег, однако, это увлечение "Бабая" не приносило никогда, и, более того, значительную часть средств зарабатываемых им прежде, - поглощало. С обретением инвалидности, их стало категорически не хватать, и "Бабай", наконец-то, решился на сдачу одной из комнат своего дома в наём, наклеив соответствующее объявление на почтовый ящик приколоченный к калитке палисадника. Трижды он отказывал людям, обращавшимся к нему по поводу сдачи жилья. Мотива отказа он, как правило, объяснить и сам не мог, т.к. кроме интуитивного неприятия обращавшихся к нему, никаких других причин он не имел. Лишь однажды, когда порог его дома переступила молодая женщина, за руку которой держался бледный худенький мальчик лет пяти, он не смог отказать ей, при этом, назначив плату за жильё самую минимальную, услышав о которой, женщина даже переспросила его о ней. Старик и сам себе не смог бы объяснить причины, по которой он занизил цену, изначальная величина которой была, как минимум, втрое выше. То, что этой причиной была не сама женщина, - он понимал отчётливо, но глаза мальчика: крупные, серого цвета и необыкновенно серьёзные, заставили "Бабая" назвать, а затем, и повторить ту смехотворную цену, столь поразившую эту женщину. Она засуетилась, и, видимо, не желая потерять столь быстро, и, главное, дёшево разрешившуюся жилищную благодать, нежданно свалившуюся на неё, тут же засобиралась на станцию райцентра, где в камере хранения она оставила свои вещи. - Оставь мальчика дома, - сказал ей старик, - похоже, он уже изрядно устал.
Женщина кивнула головой, и быстро вышла из дома, даже не поинтересовавшись условиями, в которых ей с сыном предстоит в дальнейшем жить. Оставшийся в доме мальчик продолжал стоять у порога, словно в опасении, что сейчас произойдёт нечто, чего ему следует опасаться. Старик присел у стола на скрипнувший под ним стул с прямой высокой спинкой.
- Что в дверях-то стоишь? Проходи в дом, и ничего не бойся! - Старик видимо предполагал, что мальчик чего-то боится, и попытался успокоить его, говоря с ним тем же тоном, каким он обычно разговаривал с людьми взрослыми. Мальчик с места не двигался, продолжая рассматривать, как ему показалось, странного деда, с тусклыми грустными глазами. Время от времени, глаза мальчика скользили по углам комнаты с небогатой обстановкой, и вновь замирали на лице старика.
- Кушать хочешь? - вопрос "Бабая" повис в воздухе. Глаза мальчика ничего, кроме немого вопроса, и настороженности не выражали. Единственное заметное движение отметил старик, задавший этот вопрос, - проглоченная мальчиком слюна, из чего он сделал вывод, что мальчик вопрос его расслышал, и понял.
- Меня Бабаем зовут, - вновь заговорил он, пытаясь как-то разговорить молчаливого ребёнка, - а ты кто? Как звать-то тебя?
- Саша! - чуть слышно проговорил мальчик, и вдруг заплакал, но не в голос, а тихо, узкой ладошкой размазывая слёзы по лицу.
- Ну вот, Санька, чего это ты нюни распустил? Нехорошо это! Давай, пойдём на кухню, руки да лицо вымоем, а потом, я тебя покормлю. Не возражаешь?
Мальчик кивнул головой, и прошел за стариком на кухню, где вымыл руки и лицо. Вернулись в комнату вдвоём. Впереди мальчика шел старик, смешно выкидывающий на каждом шагу правую ногу, припадая после этого на неё, словно что-то попавшее под стопу, пытался раздавить ботинком. Вернувшись в комнату, "Бабай" усадил мальчика на стул, стоящий по другую от себя сторону стола, и выставил перед ним тарелку с молодой отварной картошкой, приправленной тушенкой.
- Кушай! Нечего ждать, пока мама вернётся! К её возвращению, ещё раз успеешь проголодаться!
Покончившего с едой Сашу старик выудил из-за стола, и, взяв его за руку, повёл за собою во вторую комнату, через дверь находившуюся слева от входной двери комнаты, где только что Саша кушал. Открыв эту, вторую дверь, старик остановился на её пороге, одновременно наблюдая за мальчиком. Комната, на пороге которой остановились старик с мальчиком, окон не имела, и была она, скорее всего, чем-то вроде подсобного помещения. В полной пока что её темноте, со всех сторон слышалось шуршание, потрескивание, щелчки, какие-то всхлипывающие стоны, и отовсюду, мешая друг другу, и оттого кажущиеся звучавшими вразнобой, доносились до мальчика тихие постукивания, и, вдруг, с разных сторон из темноты стали доноситься перемежающиеся громкими скрипами и щелчками, и громкое несуразное "ке-ко", и "ку-ку", и кваканье, мгновенно сменившееся звоном нескольких будильников, в конце концов завершившийся мелодичным и звонким "динь, динь, динь!" Мальчик в испуге сделал шаг назад, и упёрся спиной в бедро старика, стоявшего неподвижно за его спиной. Протянутая над головою мальчика рука старика нырнула в темноту дверного проёма, нащупала там выключатель, и с его щелчком комната осветилась двумя настенными бра, расположенными в разных её углах.
- Входи! - старик слегка подтолкнул Сашу в спину. Сделав два несмелых шага вперёд, Саша остановился, перед тем, чем гордился старик, чему он отдал почти два года своей жизни. Более десяти лет тому назад, буквально накануне смерти своей жены, он закончил собственной выдумки композицию, изменив для этого обычный будильник. С местной свалки он однажды принёс в свой дом массивную мраморную плиту от бывшего некогда чернильного прибора, на которой отсутствовала сама чернильница, и левая часть бронзового её украшения. Правую, сохранённую его часть, изображавшую скульптурную группу: козлоногого фавна играющего на многоствольной свирели, и танцующую под деревом девушку с тимпаном в левой руке, - тоже из бронзы, - он разъединил, переместив фавна в левую часть плиты, на место утраченной части украшения. Соединяющую девушку и дерево часть бронзовой пластинки, он также распилил, и переместил девушку на место прежде занимаемом фавном. Аккуратно скрыв образовавшийся в мраморе дефект, наклеенными на него осколками лопнувшей малахитовой броши своей жены, он воссоздал нечто вроде травяного покрова под деревом. Перемещённую фигурку танцующей девушки, он насадил на стержень, проведенный через мраморную плиту, под которой расположил два часовых механизма от обычных будильников, упрятав их в коробку, служащую подставкой мраморной плите. Длительные поиски всё на той же свалке, позволили ему наконец-то найти то, что он искал: выброшенные останки, некогда, изящного буфета, сделанного из красного дерева. Его, украшенные довольно искусной резьбой створки, и боковые панели, "Бабай" однажды принёс в свой дом, заставив свою жену довольно добродушно съехидничать по этому поводу: "Ты, старый, объявление на калитке повесь, что свалка, мол, находится в нашем дворе". Старик тогда промолчал на очевидную колкость своей супруги, но, когда через месяц после этого он закончил изготовление подставки для своих часов, жена, увидевшая на ней композицию из фавна, девушки и дерева, сама сказала, что ей эта композиция очень нравится. Старик, используя разведенные в разные стороны руки девушки, как рычаг, стал вращать её по часовой стрелке, и, достигнув упора, нажал на кнопку выступавшую сбоку шкатулки. Раздался шорох механизма, и девушка стала вращаться вокруг своей оси, словно исполняя танец.
- Жаль, - звука нет! - посетовала жена, и он тут же кивнул головой. - Будет и звук!
В своей домашней мастерской он нашел кусок бронзовой пластинки, которую длительным обтачиванием довёл до нужной ему толщины и диаметра, подвесив это своё изделие на остатках короткой серебряной цепочки с сохранённым на ней замочком, к нижнему сучку дерева так, что вращающаяся девушка, своей откинутой в сторону рукой, слегка касалась края этой пластинки, издававшей каждый раз нежный мелодичный звук, тот, который мальчик слышал стоя на пороге тёмной ещё комнаты. Врезанным в навершие того же помоечного буфета циферблатом обычного будильника, но лишенного звонка, и заключённого, в свою очередь, в изящную коробку из того же красного дерева, старик завершил всё внешнее оформление часов, потратив на внутреннюю, механическую доводку совмещения количества боя часов со временем показываемым на циферблате, ещё почти год. А на следующий день после этого, - праздничного для него дня, жена "оставила" его одного, в горе и недоумении от произошедшей утраты. В тот день, отнявший у него жену, он долго стоял с молотком в руке над этими часами, которые, как ему казалось, запустили время отсчитывающее дни его одиночества. Их, - эти часы спас от разрушения только приход кого-то из соседей, принявших участие в его горе, и оказавших помощь в организации похорон. Больше месяца не заходил он в эту комнату, оставив на это время бывший ритуальным для него завод всех часов; развешанных по стенам, стоящих на полках стеллажей, и на длинном, во всю стену верстаке, за которым он обычно работал. После сорокадневных поминок, он впервые после смерти своей жены, вновь запустил их, и с тех пор, только время пребывания его в больнице, останавливало их. Никогда, и никого в эту комнату "Бабай" не допускал, ибо она была его капищем, и в ней одной он пока сохранял своё лицо, и в этой комнате он продолжал ощущать присутствие в ней покинувшей его жены. Саша был первым, кого он допустил сюда, повинуясь какому-то неосознанному им самим порыву. Живя долгое время в одиночестве, он мог находиться большую часть суток в комнате с часами, и, иногда, даже спал в ней, слыша в ночных шорохах этой комнаты голос своей жены, словно бы так и не покидавшей эту часть их жилища. Душа жены, казалось ему, жила в этих часах с танцующей девушкой, и ему представлялась кощунственной даже мысль о том, что их можно вынести из комнаты, будто это могло лишить её прибежища. Мальчик и "Бабай" долго стояли так, едва переступив порог странной комнаты. Глаза Саши, коротко обежав все её углы, вновь остановились на необычных часах, перед которыми он стоял, слегка открыв рот, будто собираясь что-то произнести, но, так и не решившись сказать то, что ему хотелось. Всхлипнули большие напольные часы, стоявшие в самом углу помещения, и гулкое, одиночное "Бом-м-м!", постепенно угасая, в конце концов, завяло в его стенах. Саша вздрогнул, и повернулся лицом к старику, который, положив свою ладонь на голову мальчика, успокаивающе пояснил ему: "Они, - эти часы, каждые полчаса отбивают время". Плечи мальчика передёрнулись, как от озноба.
- Пойдём отсюда?
Саша кивнул головой, но ещё несколько мгновений продолжал стоять на том же месте, так и не подойдя ни к одним часам, даже к тем, которые он столь упорно разглядывал. Наконец, развернувшись, он проскользнул под рукой старика, вернувшись в большую комнату. "Бабай" погасил свет в оставленной ими комнате, и прикрыл за собою дверь ведущую в неё. В прихожей послышались шаги, после чего входная дверь, скрипнув, отворилась, и на пороге комнаты появилась мама Саши. Она вошла в комнату с рюкзаком за плечами, и двумя чемоданами в руках. Её осунувшееся лицо раскраснелось, а тяжелое прерывистое дыхание, выдавало её усталость. Она повторно поздоровалась, и взгляд её снова застыл с немым вопросом; не изменил ли хозяин дома своему желанию пустить их к себе в качестве жильцов. Похоже, она была готова и к такому варианту. Этот затравленный взгляд женщины вконец расстроил старика, увидевшего унизительную неприкаянность человека лишенного волевой опоры, для которой нужна минимальная обустроенность в жизни, хотя бы, тот же угол, способный надёжно приютить её, и он тут же понял, что никуда эту пару не отпустит от себя.
- Верхнюю одежду можете оставить на вешалке в прихожей, а сами возвращайтесь в комнату!
Женщина на минуту вышла в прихожую, но почти сразу вернулась в комнату, на пороге которой вновь застыла в нерешительности, как часом раньше застыл на этом же месте её сын. Эту похожесть их обоих, с горечью отметил старик, не привычный к унизительным сценам, вызывавшим в нём неосознанное чувство протеста. Старик хмыкнул, и, пытаясь как-то разрядить обстановку, представился женщине; сложно и бестолково назвав ей себя и Сергеем Ивановичем, и "Бабаем", отчего это прозвище, означавшее в местах его рождения понятие "старик", прозвучало как его фамилия, что женщина и признала таковой, видимо, подивившись её странности. Сама она назвалась Валентиной, не считая нужным величать себя с отчеством.
- Хорошо, Валентина, остановил её старик, если хочешь, зови меня просто "Бабаем", - я привык к такому обращению ко мне. С Саней мы уже так и условились. Верно, Саня? - Старик обернулся к мальчику лицом, и впервые отметил слабую улыбку появившуюся на лице ребёнка. Отворив дверь в прихожую, "Бабай" вышел в неё, пригласив следовать за собою Валентину: "Пойдём, я покажу тебе вашу комнату, а в большой комнате, я обычно обедаю, и, думаю, там вам тоже нужно будет питаться. Нечего по углам прятаться друг от друга! В доме посуды достаточно, а тратиться вам на её приобретение нужды нет. На кухне посуды любой ёмкости достаточно, а в комнатном буфете найдёте столовую посуду. Жена у меня была хлебосольной хозяйкой, и посуды на всех гостей всегда хватало". Он вздохнул, сказав это, и отворил дверь в небольшую комнату. В ней размещался только большой трёхстворчатый шкаф, расположенный в её торце, диван - раскладушка, журнальный столик, и при нём одинокий стул. Другую торцевую стенку комнаты перекрывал многоярусный стеллаж, четыре из шести полок которого занимали книги, а на двух других полках размещались часы, типа каминных, незначительной, впрочем, ценности, несколько будильников, да множество мелких фарфоровых и глиняных безделушек, по всей вероятности, когда-то принадлежавших его жене. Находившемуся позади него мальчику, повернувшись к нему лицом, и указывая на эти полки с часами, и безделушками, старик сказал: "С этим, Саня, ты можешь играть, а часы мы с тобою даже разберём, если захочешь. Захочешь, ведь?" Саша кивнул головой, вновь, уже вполне доверчиво глянув в лицо старика. Из комнаты прошли на кухню, где, показав её убранство, старик тут же поставил на двухконфорочную газовую плиту кастрюлю с супом, и сковородку с картошкой заправленной тушенкой.
- Сейчас пообедаем, да, заодно и поговорим. Надо, все-таки, познакомиться поближе!
Сидя за столом, старик не столько ел, сколько наблюдал за этой, какой-то потерянной, парой, с которой, чувствовалось ему, скорее всего, произошла внезапно случившаяся жизненная катастрофа, сорвавшая их с нажитого места. Откуда? Так и задал он свой первый вопрос: "Откуда вы, если это не секрет?" Валентина подняла свои глаза на "Бабая", и, слегка покраснев, ответила: "С Чусового, - с Урала, то есть! Там мы раньше жили".
- Надолго сюда?
- Как получится! Но обратно туда мы уже не вернёмся! - Сказано это было тихим голосом, но достаточно твёрдо.
- Родители у тебя есть?
- Нет! Детдомовская я!
- Сколько тебе лет?
- Двадцать восемь.
Валентина говорила о себе ровно столько, насколько ей позволяла краткость информации исчерпать заданный вопрос, - и ни словом больше.
- Ну, и живите пока здесь! Надеюсь, вы меня не обремените своим присутствием. Я тоже один. Была у нас с женой дочка, да в 52-м году, её Бог прибрал, - качелью во дворе убило. Прямо углом качели в висок. Как твоему Саньке, пожалуй, ей было, - всего пять лет. Больше детей у нас с женой не было. Одни куковали. Теперь вот, и я один остался. Живите! Если будем вместе питаться, то и денег мне с вас за жильё брать не нужно, свою долю, пополам с тобою, я вносить буду, а в остальном, как-нибудь потянем. Мне кажется, твои проблемы покруче моих будут, и в одиночку, ни ты, ни я - не выкарабкаемся. Согласна, что ли?
Опять кивок головой, как у Сани, отметил про себя старик. Вот ведь пара: один в одного, - не спутаешь, чей Санька сын. В очередной раз глянув на Валентину, он заметил, что ладони её рук прикрывают верхнюю часть лица, а из-под них, на подбородок выкатилась, и зависла на нём одинокая слезинка. Даже плачут оба одинаково, - беззвучно, растроганно подумал старик, и деликатно отвернулся от Валентины, переключив своё внимание на её сына. Мальчик широко открытыми глазами смотрел в это время на мать, шевеля одновременно губами, словно что-то говоря ей, но, не произнося при этом, ни звука. Вопросов об отце мальчика, "Бабай" не задавал, о чём со временем пожалел, но в тот, первый день их знакомства, он об этом совершенно не думал.
Начиная с утра следующего дня, в поисках работы, Валентина начала обход предприятий; сначала районного центра, а затем, и в Петербурге. Высшее геологическое образование не позволяло ей надеяться на работу по профессии в столь крупном городе, как Петербург, где был и без того перенасыщен рынок невостребованных геологов, и она старалась найти себе любую работу, в которой не требуется профессиональных навыков. Крупные, и средних размеров предприятия, в это непростое время сокращали своё производство, а некоторые, так и вовсе закрывались, наводняя и так уже перенасыщенный рынок невостребованных работников, людьми с профессиональной подготовкой, конкуренции которым Валентина составить, не могла. В конце концов, поиски работы привели её на рынки Петербурга, а оттуда, в "челночный" бизнес, в котором ей нашлось место только в качестве спутника мелкого оптовика. Ездила в Польшу, Турцию и Китай, подолгу отсутствуя дома, привозила с собою, при возвращении из поездки, весьма небольшие средства на содержание Саши, но всё чаще, в двух - трёхдневные перерывы между торговыми вояжами, старик видел её у себя дома сидящей за столом с потухшими глазами, или в своей комнате, молчаливо глядящей в одну точку. Она уже редко позволяла себе более или менее оживлённый контакт со стариком, к которому, впрочем, и не была склонна, но и с Сашей, всё чаще она проводила время в молчаливом общении. Посадит Сашу к себе на колени, обхватит руками его плечи, и, прижав мальчика к себе, могла так часами сидеть в полной неподвижности, и без слов. Даже на прогулку с сыном она уже не выходила. Бабаю, предложившему однажды ей такую прогулку с Сашей, она ответила коротким замечанием: "Вот посюда я уже нагулялась, - даже ноги не держат!" - и провела по своей шее ребром ладони. Уезжая в очередной "челночный" вояж, она, обращаясь к старику, просила его присмотреть за Сашей, но редко когда говорила о том, куда в этот раз направляется, возможно, сама точно не знала до последнего момента, - куда. "Бабай" и не спрашивал её об этом. Он видел крайнее нервное истощение Валентины, бьющейся с нуждой, из которой выхода пока не было видно. Так прошел почти год, но однажды, ритм возвращения Валентины домой после очередной поездки, был нарушен. Прошло уже две недели после её отъезда, - крайний, самый длительный до той поры, срок, но Валентина в доме не появлялась. Миновала ещё одна неделя, и ещё одна. Только после этого, "Бабай" обратился в милицию, где оставил заявление о пропаже своей квартиросъёмщицы. Ответа на его запрос не последовало. Розыск, если он и проводился, никаких результатов не дал. Старик остался жить с Сашей, долгое время тосковавшим по матери. В милиции, "Бабай" назвал Сашу своим внучатым племянником, а тема их родства, никого, как видно, в это время не интересовала, т.к. документы Саши были в порядке, а старик прописал ребёнка в своём доме уже постоянно. Так прошел этот, уже второй год жизни старика и ребёнка, которому осенью предстояло идти в школу. Жилось им крайне тяжело, т.к. пенсии старика на жизнь не хватало, а небольших размеров приусадебный участок, бывший за домом, не мог их надолго обеспечить выращиваемыми овощами. Потрясли старику нервы и в Райсобесе, отказывая ему в оформлении опекунства над ребёнком, ввиду отсутствия документов подтверждающих факт смерти его матери. По той же причине, и пенсию по утрате кормильца, также не оформляли. Гоняли его в милицию, где разводили руками, объясняя, что мать ребёнка находится в розыске, а до окончательного разъяснения этого вопроса никаких конкретных документов выдать ему не могут. "Ищем!" - сказали ему. Вновь обратившемуся в Райсобес старику, какая-то рыхлая тётка посоветовала, отдать мальчика в детский дом. "Вам же меньше проблем будет!" - сказала она, и занялась своими ногтями. Саша, присутствовавший при этом разговоре, понял только то, что его советуют куда-то сдать, и прижался к ногам "Бабая", словно ища у него защиту.
- Успокойся, Саня, никому я тебя не отдам! Проживём и без их подачек! Пошли, сынок! "Бабай уже пожалел о том, что заходил в Райсобес и в милицию, всерьёз опасаясь какой-нибудь бюрократической каверзы от этой наманикюренной рыхлой бабы, абсолютное равнодушие которой, ему было непонятно, и, потому, - раздражало. После этого визита в Райсобес и милицию, постепенно, комната с часами в его доме стала пустеть. Раз в месяц, старик стал выезжать теперь в Петербург, с одетым на спину рюкзаком, в котором вёз с собою отремонтированные, и, нередко, имевшие коллекционную ценность часы. Комната с часами, как и прежде, вздыхала, стонала и всхлипывала на разные голоса, но уже неслышно было в ней загадочного "ке - ко". После исчезновения каких-либо из этих часов, один - два месяца старик и Саша жили относительно прилично. Однажды, "Бабай" догадался зайти в Петербурге в часовую мастерскую, где переговорив со старым часовым мастером, пригласил того посетить свой дом, чтобы посмотреть и оценить напольные часы с красивым мелодичным звоном, и все те настольные и каминные часы, которые у него продолжали храниться. Приехавший через несколько дней мастер, довольно бегло осмотрел большинство часов находившихся в комнате, задержавшись, правда, не слишком надолго, около больших напольных часов с боем, прислушиваясь к их ходу, и у старинных ходиков Итальянского производства, с потрескавшимся деревянным корпусом. Дольше всего он задержался у часов с фавном и танцующей девушкой, заглянув даже внутрь коробчатой подставки, в которой размещался механизм передачи от будильника к танцующей девушке. "Оригинально!" - заключил он, - хотя, и самодел! - Чья работа?"
- Моя!
- За саму эту конструкцию я, пожалуй, долларов сто мог бы заплатить.
- Эти часы не продаются!
- Вот, как? Жаль! Надумаете их продать, - звоните мне! - он выложил на стол свою визитную карточку. - Кстати, - часы напольные, я, пожалуй, тоже взял бы у вас. - Часовщик пожевал губами, как бы подсчитывая, во что может обойтись ему их покупка.
"Бабай" почти сразу отметил, что часовой мастер этими часами заинтересовался. Его косые взгляды, как бы ненароком скользившие по ним, выдавали интерес мастера, не желавшего, как видно, делать покупку обременительно дорогой для себя. Иное дело, если удастся сбросить цену, и, желательно, до минимальных цифр, обесценив покупку в глазах владельца часов.
- Сколько же вы за них хотите? - наконец, спросил он "Бабая."
Убогость обстановки дома, в котором безусловно отсутствовал достаток, явно подсказывала ему, что денежный интерес старика стоящего перед ним, завис на кризисной для того отметке, и, поэтому, высокой ценовой планки продажи, от него никак не ожидал. У ног стоявшего напротив часовщика старика, прижавшись к нему, стоял мальчик, разглядывающий потенциального покупателя широко открытыми серыми глазами, в которых было что-то от испуга, и недоверия. Эти детские глаза часовому мастеру доставляли что-то схожее с внутренним раздражением, причину которого он не понимал.
- Так, сколько же? - повторил он свой вопрос.
Мальчик дёрнул старика за рукав его рубахи, и, когда тот, наклонившись к ребёнку, и, опустив своё лицо к нему, встретился с ним глазами, мальчик, отрицательно покачав головой, чуть слышно прошептал: "Не продавай их, Бабай! Не нужно делать этого!" Старик вздохнул, и в этом вздохе часовой мастер почувствовал предательскую нищенскую петлю, затянувшуюся вокруг шеи этого инвалида. Но он, однако, явно поторопился с оценкой ситуации.
- Какую цену вы сами назначаете за эти часы? - в свою очередь, задал встречный вопрос старик, одновременно прижавший к своему боку голову мальчика, только явное вмешательство в торг, которого, старика заставило торговаться, что неизменно, минимальную цену товара повышало. Однако, азарт часового мастера, не желавшего упускать выгоду от сделки, заставил-таки его поднять начальную, планируемую им планку предполагаемой цены за часы, увеличив её почти вдвое: "Четыреста долларов!" - сказал он, и замолчал, разглядывая эту пару, но теперь уже невольно обращая своё внимание больше на ребёнка, чем на старика. И снова он увидел повторенный мальчиком рывок его руки за рукав рубашки старика, и снова, тот же тихий голос, повторивший ту же фразу: "Не продавай их, Бабай!" Старик на этот раз ответил ребёнку лёгким пожатием плеч, и добавил: "Пожалуй, что, и нет, пока! Обожду!" Часового мастера задело упорство этой пары, в которой ему виделось ощутимое влияние ребёнка на старика, в решении финансовых вопросов стоящих перед ними. Ему было непонятно, отчего старик, безусловно, имеющий главенство над ребёнком, уступает тому, даже не пытаясь хоть каким-то образом воздействовать на странного мальчишку.
- Послушайте меня, вновь обратился часовщик к старику, - корпус этих часов уже изрядно потрескался, и требует реставрационных работ, на которые уйдёт достаточно много средств. Часовой механизм вовсе не плох, но вместе с теми средствами, которые нужно будет вложить в ремонт корпуса, стоимость их возрастёт на столько, что их будет невозможно реализовать хотя бы по номинальной цене...
Снова рывок за рукав рубахи старика, но уже без слов. Мальчишкины глаза не мигая смотрят в лицо часовщика, и их широкие зрачки, словно два чёрных круглых зеркальца вспыхивают отраженным светом, попадающим на них сбоку, из только что покинутой ими комнаты с часами.
- Я воздержусь пока от продажи этих часов! - произнёс, наконец-то, старик. Ваш адрес и телефон у меня есть, и, если что, я вас найду! Но, сейчас, - извините!.. - он вновь пожал плечами.
Часовщик был разозлён, но, сдерживая себя, выложил на стол стодолларовую купюру за итальянские ходики, и, взяв коробку с ними подмышку, направился к дверям. Уже стоя в дверях, он обернулся к старику: "Шестьсот! - почти выкрикнул он, - и это окончательная им цена!" Старик покачал головой, не произнеся ни слова. Мастер вышел из дома, на прощанье, не слишком деликатно обойдясь с входной дверью.
Старик сел на стул стоящий в торце стола, и принялся разглядывать стодолларовую купюру, никогда прежде не виданную им.
- Ну, вот, Саня, на пару месяцев, пожалуй, нам этого хватит, но, может, и на меньшее время; тебе-то, скоро в школу нужно будет собираться.
- Дедушка, а я видел сегодня на дверях детского сада объявление, что им нужен дворник.
Старик встрепенулся: "Подожди меня, Саня, я скоро вернусь! - и тут же вышел из дома на улицу. Вернулся он довольно быстро, но явно довольный своим походом.
- Берут меня, Саня, на работу! Денег, конечно, предлагают не много, да у нас, и того нет! С пенсией вместе, как-нибудь выкрутимся! А с часами, мы с тобою, пожалуй, и не прогадали вовсе. Если б не ты, то я бы и за двести долларов отдал их, а за четыреста, так и вовсе, - не стал бы даже торговаться! Ты-то сам, что за эти часы вступился, ведь они тебе, вроде, и не совсем нравятся?
- Мне глаза дяденьки не понравились! Он смотрел на тебя нехорошо!
- Вот как? А я и не заметил этого!
Саша ушел в свою комнату, где засел за своё излюбленное занятие - рисование, которым он с увлечением занимался всё своё свободное время, с того самого дня, когда он с матерью переступил порог этого дома. "Бабай" с удивлением наблюдал за тем, как менялся рисунок мальчика; весьма условно поначалу изображавший животных и природу, затем, рука его, обретающая навык, стала твёрже, и, наконец, сам рисунок стал носить на себе следы лёгкого наброска, в котором уже не угадывались, а чётко виделись контуры предметов воспроизводимых им, а в животных виделись характерные для них позы, но, пока без проработки деталей строения их тел. Всё чаще в его набросках стали появляться растительные орнаменты, то в виде небольших виньеток, то в виде сложного орнамента, над которым он мог трудиться часами, в случае неудачи, повторяя его вновь и вновь. Завершая каждый вечер, уложив мальчика спать, старик собирал все его рисунки, и укладывал их в большую папку, предварительно проставив на каждом листе дату не только рисунка, но и обычного наброска. Он пока сам не понимал, зачем он это делает, а в живописи не смыслил ничего, но та лёгкость, с которой Саша предавал характерную позу соседской дворняги, или какой-нибудь приблудной кошки, появлявшейся ненадолго в их дворе, удивляла старика, интуитивно почувствовавшего необычность этого молчаливого ребёнка, что заставляло его относиться к покупке альбомов для мальчика почти с той же, определяемой для себя степенью необходимости, как к покупке продуктов. Дело было вовсе не в сочувствии ребёнку, как сироте, - вовсе нет, но старик почувствовал неординарность мальчика, и решил не спорить с его судьбой, ответственность за которую стала для него смыслом собственной жизни. Однажды, он принёс из сарая в дом несколько липовых досок, когда-то отваренных им в олифе, в надежде использовать их в качестве подставок для часов. Разбитый буфет из красного дерева, найденный им на свалке, сохранил эти доски, и теперь он попытался заинтересовать ими Сашу. Мальчик на них не отреагировал, и доски были возвращены в сарай, до лучших времён. В это время Саша был занят изображением какой-то сложной орнаментальной вязи, с переплетающимися ветвями виноградной лозы и листьями, в которые вплёл две - три грозди винограда. У него не всё получалось с рисунком, и он настойчиво, слегка отступив от неудавшегося рисунка, повторял его ряд во всю ширину листа, с каждым рядом улучшая его, но, он вновь не удовлетворял Сашу результатом, полученным им. Рисунок мальчика получался плоским, - лишенным объёмности, а его попытка добиться выпуклости рисунка, была довольно примитивна, и, поэтому, портила сам рисунок.
Вечером, когда Саша лёг спать, "Бабай" собрал его рисунки, и отправился к знакомому ему местному художнику, который когда-то, в поселковом "Д.К." вёл кружок рисования, под громким названием "изостудия". В том же Д.К., по стенам его коридоров, до сих пор сохранялись его рисунки и картины, вывешенные в них, но саму изостудию давно закрыли, объяснив это отсутствием средств на её содержание. Потеряв работу в "доме культуры", художник, дважды в неделю: в субботу и в воскресенье, совершал наезды в Петербург, где в компании таких же, как он сам художников, подрабатывал на свою жизнь, рисуя карандашные портреты туристов и жителей Питера. Остальные пять дней недели, - он пил.
Художник, открывший старику дверь в квартиру, был уже на хорошем "взводе", и теперь стоял перед "Бабаем" чуть покачиваясь, и недоумевающе глядя в лестничную полутьму.
- Ты кто? - спросил он неуверенно, пытаясь разглядеть стоящего перед ним человека, лицо которого было почти полностью скрыто в тени. "Бабай" назвал себя.
- Поздний гость! Ну, заходи, коль пришел. Давно тебя не видел. Думал, только на погосте и встретимся. - Он посторонился, попуская старика в прихожую квартиры, и, захлопнув за собою входную дверь, провёл гостя в комнату, все стены которой были увешаны его рисунками и картинами. Когда-то, лет тридцать назад, он даже "выставлялся" на выставках, и тогда его называли подающим надежды. Теперь же, после стольких лет, как он говорил, "местечкового одичания", он уже давно картин не писал, а своим молодым коллегам стеснялся показывать работы своего последнего двадцатилетия. Увидев в руках гостя большую картонную папку, в которой когда-то сам на пятидесятилетний юбилей, принёс старику, в качестве подарка, его карандашный портрет, он поднял глаза на "Бабая".
- Что случилось?
Старик положил на стол папку, не раскрывая её, и, посмотрев в лицо недоумевающего хозяина квартиры, накрыл её своей ладонью.
- Я хочу, чтобы ты сначала выслушал меня.
- Говори, а я послушаю, что ты скажешь!
- У меня в доме живёт малыш, - сирота, судя по всему. В делах живописи, я ни черта не понимаю, но мальчик очень любит рисовать, и...
- Э, брось ты, старый! - художник отмахнулся рукой, прервав Бабая, как бы сметая словесный мусор, который люди часто выдают за истины. - Ты что, хочешь, чтобы я занимался рисованием с этим мальчиком, рисующим, как и большинство детей, солнышко, цветочки, и человечков на тоненьких рахитичных ножках? Забросил я это дело, как только в Д.К. закрыли изостудию, да и из тех, кого я там обучал раньше, ни одного отмеченного талантом художника, я за эти годы не встречал. Нет у меня желания наступать снова на эти грабли, и не хочу я дожигать свою жизнь в бесполезной работе с нечувствительными к красоте отпрысками обывателей, для которых Рембрандтовская "Даная", - просто голая баба. Понял меня? Не хо-чу!
- Посмотреть, хотя бы, рисунки этого мальчика, ты можешь?
Старик раскрыл папку, в которой лежала целая стопка альбомной бумаги, на которой в беспорядке громоздилось множество набросков, и зарисовок, бережно собранных стариком. Последний лист с орнаментами, - рисунками сегодняшнего дня, старик выложил на стол отдельно от всех остальных рисунков. Хозяин квартиры, слегка оживившись, предплечьем столкнул на другую половину стола неприбранную с него посуду, и сразу поднял лист с орнаментом, поднеся его поближе к свету настольной лампы. Голос его внезапно потерял невнятность пьяного бормотания.
- Сколько, ты говоришь, лет твоему пареньку?
- Семь!
- Сколько? - переспросил он недоверчиво.
- Семь, я сказал!
- Он где-нибудь занимался рисованием?
- Насколько я знаю, - нигде, и никогда. Он у меня живёт два года, а до этого, ему, пожалуй, было не до рисования.
- Боже мой, я столько лет мучился с бездарями, а ты прятал у себя дома мальчишку отмеченного печатью Всевышнего. Завтра же я приду к тебе, если не возражаешь, а потом, договоримся конкретно, как с ним поступить дальше.
- Не торопись, Фёдор, мне нечем платить за его обучение!
- Не валяй дурака, Бабай, если бы я сам был человеком обеспеченным, я бы приплачивал тебе за право его обучать. Я, а не ты мне! Оставь этот вопрос в покое. Завтра я буду у тебя.
- Погоди, Фёдор! Я, как тебе известно, ничего не понимаю в живописи, но совершенно точно вижу, что рисунки мальчика далеки от совершенства, но что-то же, не знаю, правда, что, меня погнало к тебе, а ты увидел нечто, недоступное моему пониманию. Что ты увидел необычного в этих рисунках?
- Хороший вопрос ты задал, Бабай! Вот в этой серии орнаментов, которую ты мне подсунул сразу, я увидел поиски мальчиком композиции, - правильные поиски! Значит, он умеет видеть несоответствие расположения лозы, листьев и виноградной грозди, вроде бы, прилепленной насильственно к этой лозе, и он интуитивно чувствуя эту неестественность, каждым следующим рисунком пытается уйти от неё. Это называется чувством гармонии, а такое даётся только избранным. Или, возьми вот этот лист, с набросками кошки и собаки. Всё выполнено почти контурно, без проработок их морд, но обрати внимание на позы одной и другой. Оба этих животных разнесены в разные углы одного листа, но я почти убеждён, что их позы, демонстрируют не слишком дружественную встречу того и другого, причём, встреча их была очень близкой, и, едва ли, не закончившаяся дракой. Пёс, судя по всему, дурашлив, и достаточно молодой, а кот опытный боец, - уличный бродяга, привычный отстаивать свои права на территорию, или помойку. Этот набросок мальчика схватил главное: на его глазах разыгрывающуюся драму, - и это ему удалось! Обрати внимание на полуоборот тела кота, с чуть заваленным влево его корпусом, и одновременным освобождением от нагрузки правой передней его лапы, слегка отведённой в сторону. Прижатые уши, на слегка опущенной к земле голове, и эта, чуть отведенная в сторону лапа, демонстрируют его агрессию. Он готов ударить! А пёс, припавший на передние лапы, крестец которого находится выше его головы, сейчас обязательно схлопочет! - Фёдор засмеялся. Засмеялся и старик.
- Я видел, - сказал он, - эту сцену, и пёс действительно схлопотал от этого помоечного кота.
- Вот об этом, я тебе только что и говорил. У мальчика есть чувство композиции, и он хорошо видит динамизм происходящего события. Редкий дар!
Расстались только за полночь.
Около десяти часов утра следующего дня, Фёдор появился в доме "Бабая". Он пришел, неся подмышкой папку с рисунками, накануне оставленную у него в доме стариком. Сашу он застал сидящим за столом, за его любимым занятием. На листе плотной бумаги, Фёдор увидел всё тот же, аналог вчерашнего, рисунок. Мальчик сидел к нему спиной, и на появление Фёдора не отреагировал, или, не слышал его. Стоя за спиной мальчика, он с удивлением следил за тем, как карандаш в руке мальчишки уверенно воспроизводил вчерашний рисунок орнамента, причём, не фрагментарно, а во всю ширину листа. Но сегодня он выпустил из орнаментального ряда грозди винограда, чем усилил сам рисунок, обнаруживший большее правдоподобие в "ожившей" виноградной лозе. Появившемуся из комнаты с часами "Бабаю", Фёдор, кивком поздоровавшись со стариком, прижав палец к губам, посоветовал пока молчать, но, наконец, не выдержав, показал тому оттопыренный большой палец, после чего, подошел сбоку к мальчику. Подошел неслышно, так, что его появление Сашу заставило вздрогнуть. Он поднял глаза на вошедшего, уставившись на него слегка поголубевшими глазами, обратившимися в сторону окна, со стороны которого подошел гость.
- Здравствуйте! - тихо поздоровался Саша, и замолчал, разглядывая человека, выложившего на стол принесённую с собою папку с Сашиными рисунками. Рука мальчика скользнула по столу к папке, и раскрыла её. Самым верхним листом, был лист с вчерашними его рисунками орнамента с виноградной лозой. Фёдор вынул рисунок из папки, и, положив его перед собою, взятым со стола карандашом, тут же стал штриховкой править его, отчего рисунок стал приобретать объёмность. Подправив примерно треть орнаментального ряда, Фёдор передвинул к мальчику лист: "Попробуй сам!" Саша, до этого внимательно следивший за карандашом Фёдора, довольно уверенно повторил показанный ему приём, после чего, тут же завершив только что нарисованный им фрагмент орнамента, он удовлетворённо улыбнулся.
- Заниматься со мною рисованием, хочешь?
- Да! - И короткий кивок головой, подтверждающий его согласие.
- Принеси несколько книг, чтобы их можно было уложить стопкой, и простынь, либо, скатерть!
Принесенные мальчиком книги Фёдор уложил стопкой на столе, и покрыл её скатертью вынутой "Бабаем" из шкафа. "Бабай" с интересом наблюдал за происходящим. На покрытую скатертью стопку книг, Фёдор выставил снятую с буфета вазу для цветов, и положил перед мальчиком новый лист ватмана: "Начнём, пожалуй!"
Девять лет прошло с того, первого дня обучения Саши живописи. Рисунки его со временем становились всё более профессиональными, но красками он не писал, отдавая предпочтение карандашу, углю и пастели, тональная мягкость которой, была ему, пожалуй, более всего по душе. "Бабай" за эти годы окончательно постарел, и, три года назад лишился и этой, бывшей когда-то посильной ему работы в детском саду. Несколько поправило их финансовые дела выхлопотанное, в конце концов, пособие на Сашу, в связи с утратой им родителей. Но денег в доме, всё равно едва хватало на жизнь. Фёдор несколько раз возил в Петербург его работы, показывая их маститым специалистам, которые обещали оказать помощь Саше в устройстве в специализированную школу, с интернатом при ней, но Саша наотрез отказался от этого предложения, сославшись на необходимую старику его помощь, без которой, понимал он, "Бабай" не выживет. Пять дней в неделю, Саша занимался с Фёдором, но два дня: субботу и воскресенье, он потихоньку от "Бабая", посвящал приработкам, имевшим, правда, небольшую доходность, но решавшим сиюминутную потребность их дома. Летом, в каникулярный период, он устраивался, не без помощи Фёдора, в мелкие, преимущественно, фирмы, на правах уже сезонного работника, не гнушаясь любой работы предлагаемой ему. Дважды, за последнее лето, ему удалось даже выполнить работы по оформлению офисов хозяев этих фирм, предварительно представляя им картоны проектов их оформления. Также дважды он принимал участие по оформлению презентационных празднеств в этих фирмах. Заработки от этих работ, намного превышали всё то, что он заработал за два предшествующих месяца, и эти деньги он отложил, желая сделать подарок к восьмидесятилетию "Бабая". Старик уже неделю лежал в районной больнице, где у него выявили сахарный диабет, и теперь проводили необходимую, в таких случаях, коррекцию сахара крови. Ещё два года назад, "Бабай" продал напольные часы тому самому часовщику, некогда приходившему к ним. Часы тот взял за полторы тысячи долларов, и остался, как видно, доволен своей покупкой. Старик, после продажи этих часов, сник, и, как-то вечером, сидя с Сашей за столом, сказал ему, что, пожалуй, скоро наступит время продать и часы с фавном. Саша тогда промолчал, но зная отношение к этим часам "Бабая", как к живому организму, навеки связавшему его с памятью о жене, не мог позволить себе продажи этих часов, потеря которых, - он знал это, непременно убьёт старика. Деньгами, полученными им за это лето, он непременно хотел оградить Бабая от самой возможности мысли об этой продаже. В их доме, ничего ценного, годного к продаже, к этому времени уже не осталось; только два обручальных кольца, хранимых стариком, и эти часы. Кольца он завещал Саше, на его будущую свадьбу. Липовые доски, долгое время хранимые "Бабаем" в его мастерской, уже год как с резьбой по ним, выполненной Сашей, служат панно в спальне какого-то эстетствующего денежного мешка, воткнувшего среди оливкового цвета замысловатого орнамента из сплетения виноградных лоз (любимой Сашиной темы), свой портрет: безвкусный и кричащий, написанный аляповатыми красками. Осторожное замечание Саши, что именно этот портрет, и панно - не соответствуют друг другу, хозяина портрета обозлили, и он вытолкнул Сашу из комнаты, не забыв, правда, рассчитаться с ним, но напутствуя мальчишку исчерпывающим, по его мнению, аргументом: "Деньги получил, - и вали отсюда, художник хренов!"
День рождения старика пришлось на моё дежурство по больнице. Оба: "Бабай" и Саша - долговязый юноша шестнадцати лет, сидели в ординаторской на диване, и разговор, который они вели вполголоса, в тиши кабинета слышался отчётливо. К этому времени, все перипетии жизни этих привязанных друг к другу мужчин: старого и молодого, - мне были известны, т.к. я старика, испытывавшего, по всей вероятности, дефицит общения с окружающими, всегда слушал с интересом, не перебивая его речь лишними вопросами и замечаниями. Мальчик поздравил "Бабая" с наступившим восьмидесятилетием, и сказал ему, что делает деду подарок, от которого тот не откажется, а продать не решится, т.к. подарками не торгуют. Сказав это, мальчик вынул из кармана куртки пачку купюр, и отдал её старику.
- Деньги, что ль, заработал? - улыбнулся старик. - Так ими и не торгуют!
- Нет, дедушка, - это я купил у тебя часы с "фавном", - за это и деньги! А "фавна с девушкой", - я дарю тебе!
Старик заплакал.
Конца этой истории я не знаю. Через двое суток мальчик увёз старика из больницы домой, и больше я их не встречал, и о них не слышал.