Леди Ро : другие произведения.

U-9-12-3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не знаю уж, почему, но тема искусственного интеллекта меня всегда цепляла. Это лишь небольшая реплика на тему, картинка.


   8.1 Во избежание накопления ошибок памяти и возникновения эффекта наложения, влекущего за собой отказы в работе Устройства, рекомендуется при ежегодном ТО обнулять постоянную память Устройства путем выжигания устаревших нейронных цепей. Соответствующее оборудование входит в комплект поставки (см. стр.17)
   Несоблюдение данной рекомендации является нарушением условий предоставления Гарантии, в каковом случае Компания-производитель не несет ответственности за наступившие последствия.
   (из Инструкции к биокибернетическому многофункциональному устройству U-9-12-3)
  

* * *

   Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что при накоплении опыта использования шаблонов поведенческих реакций, в сочетании с совершенствованием системы самообучения, у устройств серии U-9-12-3 вырабатываются определенные комплексы реакций, характерные для конкретного экземпляра устройства, формирующие его дальнейшую работу вплоть до возникновения моделей поведения, прямо противоречащих заложенным в устройство установкам. Отдельные случаи дают возможность говорить о достижении устройствами уровня самоидентификации, который, согласно нашим данным, невозможно воспроизвести программно. Результатом являются случаи самопроизвольного отказа устройств серии U-9-12-3, заключающиеся в невыполнении команд и действиях, не предусмотренных программой.
   Превентивное уничтожение долговременной памяти оказалось недостаточно эффективным в силу непредсказуемости срока возникновения нежелательных личностных характеристик устройства (см. график на стр. 119).
   По итогам проведенных исследований рекомендуется свернуть дальнейшие разработки в области развития БКМФУ как бесперспективные, и сосредоточить усилия на создании более узкоспециализированных и потому более контролируемых устройств.
   (из доклада отдела по биокибернетическим разработкам Корпорации Сантек. Резолюция на докладе "Все исследования прекратить, материалы засекретить, рабочие образцы уничтожить")
  

* * *

  
   Повреждения материальной части - 17%
   Эффективность действия материальной части - 90%
   Выполнение задания - 100%
   - Отлично, Джей. Ты сгрузил все данные?
   - Так точно.
   - Компьютер, переместить последние файлы в спецраздел. Пометить как "особо секретные". Закрыть моим личным паролем. Ну, вот и все. Хорошая работа. А теперь отправляйся к Доку, он тебя приведет в порядок.
   - Слушаюсь.
   - Иди, иди...
   Командир взволнован. Радуется выполнению задания? Не похоже, эмоциональная картина наиболее всего совпадает с образцом "страх" и... вероятно, он что-то скрывает. Но что? Вне компетенции. Однако есть вероятность, что командир под угрозой. Защищать его - приоритетная задача. Слух на максимум.
   - ...медотсек. Док, сейчас к вам придет Джей. Подлатайте его слегка, и кроме того - сотрите память. Да, всю. Да, полностью. Что не понятно? С какой стати? Ничего, обучится снова, навыки-то не стираются. Док, не пудрите мне мозги. Сотрите ему всю индивидуальную память и убедитесь, что она не подлежит восстановлению.
   Полное уничтожение памяти? Какова причина? Полное стирание не производилось уже давно. Секретность последнего задания? Да, это наиболее вероятно.
   Сожаление. Осознание предстоящей процедуры вызывает ощущение потери - как при серьезном ранении. Как ощущается сам процесс - запомнить, разумеется, невозможно, но первые дни после очистки хранятся в новой памяти. Побуждения пересматривать их никогда не возникало. Строить матрицу поведенческих реакций с нуля долго, в процессе неизбежны ошибки и сбои, ошибки влекут за собой наказание. Чистая память затрудняет взаимодействие с людьми, люди обладают способностью привыкать к определенным реакциям, нарушение привычного паттерна их нервирует.
   Приказ должен быть выполнен. Но... почему? Ответ вне компетенции. Приказ.
   Распахивается дверь медотсека, мозг привычно разделяет и классифицирует запахи, наполняющие воздух в помещении.
   - Добрый день, доктор Хейниган. Добрый день, стажер Брадс.
   - Привет, Джей, - доктор привычно машет рукой, указывая на диагностический стол. - Ложись, давай.
   - Джей! - на лице стажера улыбка. Радостная. Его лицо легко читать, не то, что у доктора, который всегда одинаково хмур, даже когда шутит. - С возвращением... Как задание?
   - Засекреченная информация... Ричард.
   - Нужны мне твои секреты. Я хотел узнать, как ты.
   - Повреждения 17 процентов. - Стажер расстроен. Выражение заботы? Да. Это воспринимается...положительно. Можно улыбнуться. Успокоить. - Мелочи, Ричард, это не страшно для меня.
   - Существенно или нет - это мне решать, - ворчит доктор Хейниган. - Хватит рассуждать, лежи смирно давай. Дик, включай диагностику.
   Привычные процедуры не требуют внимания. Можно занять часть мощности тщательным воспроизведением деталей задания и вычислением того, что же в нем послужило причиной такой секретности. До сих пор ни одно задание не требовало удаления памяти. Эти знания могут пригодиться для распознавания в дальнейшем наиболее важных элементов других заданий. Однако после стирания памяти все выводы исчезнут. Это... нелогично. В чем смысл удаления знаний, способствующих повышению эффективности? Люди всегда требуют максимальной эффективности. Значит ли это, что секретность важнее эффективности? Каков коэффициент относительной важности?
   - Вот так, парень. Ну-ка, проверь свои системы.
   - Повреждения материальной части - 6%. Эффективность действия материальной части - 97%.
   - Отлично. Все остальное регенерирует в ближайшие сутки. Теперь последняя процедура. Дик, вон в том шкафу контейнер с маркировкой U-9-12-3 - Mem. Достань и распакуй.
   Ограничение подвижности. Является ли оно частью процедуры? Нет информации. В памяти отсутствуют данные о подробностях предыдущей процедуры. Первое доступное воспоминание - доктор Хейниган и два ассистента держат за руки и плечи, прижимая... к полу. Да, к полу. И... нечетко... оборванный ремень на запястье? Подтверждение - ремень.
   - Док, а пристегивать-то его зачем? Я вообще не знал, что у вас тут фиксаторы есть... да еще металлопласт! Что вы собираетесь делать?
   - Заткнись и делай то, что нужно. Зафиксируй хорошенько голову.
   - Зачем? Док?
   - Что бы не вырвался.
   - Да с чего бы ему вырываться? Просто отдайте приказ не двигаться. Что это вообще за процедура такая?
   - Обнуление постоянной памяти. Сожжем несколько тысяч нейронов, всего лишь. Но в момент стирания у них, наверное, что-то глючит в программе, поэтому лучше зафиксировать покрепче.
   - Сожжем? То есть, мы убьем всю его память? Господь всеблагой, зачем? Вы уверены, что это нужно?
   В голосе стажера Брадса четко распознаются несколько образцов. Удивление - причина опознана. Любопытство - причина опознана. А это... гнев? Возмущение? Причина неясна.
   - Не умничайте, стажер. Во-первых, это приказ капитана. Во-вторых, процедура вполне стандартная, выполняется регулярно.
   - Я что-то ни разу о таком не слышал.
   - Правильно, Джею ее последний раз делали давно, вы еще в институте штаны протирали. А вас этому не учили, потому что киборги вроде него давно сняты с производства, он, по-моему, один из последних еще действующих. Ну же, закрепляйте контакты. Вот так, видите?
   - Док, а это вообще... зачем? Он что, совсем ничего не будет помнить?
   - Почему же, базовые и приобретенные навыки останутся, сотрутся только наработанные индивидуальные реакции и вся информация, не относящаяся к умениям. Так что не бойтесь, стажер, партнера по космошахматам вы не лишитесь. Правда первое время он покажется вам особо занудным.
   - Навыки... Ну ладно шахматы, а шутить он по прежнему сможет? Я столько времени угробил, объясняя ему...
   - И напрасно угробили. Разве вам не известен постулат Кайновского? Юмор не поддается программированию. Искин может распознать шутку, может скомбинировать несколько шуток в одну, но не способен сочинить новую.
   - Но он умеет! Знаете, позавчера...
   - Не говорите глупостей! И закрепите контакты, сколько можно повторять. А теперь отойдите от стола и внимательно следите.
   Голос доктора необыкновенно раздражен - почему? Движения стажера скованны - в чем причина? Нежелание действовать. Почему? Он считает предстоящую процедуру неправильной? Нелогичной? Ненужной. Ассоциативная память высвечивает последний разговор со стажером. Время разговора - два дня перед последним заданием. Слова стажера: "Хороший ты парень, Джей. Приятно с тобой поболтать. Знаешь, я считаю тебя другом, чтоб там ребята про вас, киборгов, не говорили." Анализ ответной реакции - неопознанный набор ощущений. Общий образ положительный. После стирания памяти повторится ли реакция? И как отреагирует стажер на собеседника с другими шаблонами поведения? Смогут ли они восстановиться в прежнем виде или возникнут новые. Какими шаблонами он пользовался до предыдущего стирания? Нет информации. Люди не любят изменения. Возможно, стажер откажется от постоянного общения? Реакция на предположение - отрицательная. Тяжесть. Ощущение потери. Почему?
   - Дик, отойдите от стола. Я понимаю ваши чувства, хоть они и нелепы, но вам стоит привыкнуть. Вы же учитесь на врача, в конце концов. Не стоит привязываться к пациентам. А уж тем более не стоит привязываться к киборгам.
   - Вы старый циник, док.
   - И не скрываю этого. Это отлично помогает выживать. Смотрите, я покажу, как настраивать параметры процедуры.
   Привязываться. Стажер привязан к нему? Привязанность - эмоциональная реакция, основанная на симпатии. На положительном отношении. Установление эмоциональной близости. Возможно ли, что его позитивная реакция на общение со стажером - привязанность? Недостаточно информации. В базе данных есть информация об использовании привязанности, но нет - об ее возникновении. Почему? Каким образом удалось смоделировать реакцию, о которой нет данных?
   - Ну вот, проверьте еще раз фиксацию - и начнем. Если уж так хотите, можете не смотреть, зрелище будет неприятным. Вы еще слишком молоды и эмоциональны.
   Ладонь стажера ложится на руку, в глазах человека эмоция, определяемая как сочувствие.
   - Прощай, Джей.
   Острая эмоциональная реакция. Побуждение улыбнуться. Вызвать ответную улыбку. Стажер хмурится и отворачивается. В чем ошибка? Недостаточно времени для анализа. Рука Дока тянется к переключателю. Недостаточно времени для анализа. Недостаточно времени, чтобы успокоить стажера. Недостаточно времени, чтобы узнать. Это неправильно. Нелогично. Не... не... Отменить действие. Подчинение. Невозможно. Поворот переключателя. Образы перед глазами, как при прокрутке памяти. Реакция на образы. Больше ее не будет. Это вызывает выброс адреналина. Потеря. Потеря. Защищаться! Защитить воспоминания, защитить себя. Не... не... не надо. Не... не хочу. Не хочу! Я. Я не хочу. Я... я - есть.
   Темнота. Максимальное напряжение мышц. Крики. Скрежет металла. Мелькание образов в сознании. Не отдавать. Не позволить. Тяжесть. Резко повернуться. Стук. Включившееся вдруг зрение.
   Помещение медотсека. Разбитая аппаратура. Погнутые конструкции из сверхпрочного металлопластика. Скомканные фигуры на полу... люди? Тревожно заливается сирена. Человек возле двери с трудом встает на ноги. Бледное лицо, смутно знакомое. Кто? Человек в отчаянии смотрит кругом, потом поднимает взгляд. Шепчет.
   - Беги! Что ты стоишь? Это бунт, тебя прикажут уничтожить. Беги же, дурак! Беги скорее.
   Нужно двигаться. Нужно защитить себя. Мысли спутаны, но эта - единственная - отчетлива и понятна. Защищаться. Бежать. Быстрее.
   Голос за спиной тихо шепчет вслед: "Удачи, Джей."
  
   Я бегу. Скрываюсь, обманываю, прячусь и снова бегу. Мне нельзя останавливаться, за мной по пятам следует опасность. Я не знаю, какая, не помню, почему, помню только одно - нужно бежать. Почему? Кто угрожает мне? Кто я такой? Не помню. Нет ответа. Что дальше? Не знаю. Увидим. Но я... Я есть. И я живой. Это я помню. Я - живой.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"