1 Вопрос Общественное здоровье как наука и предмет его изучения.
Изучает:
1. Здоровое общество(популяции) на различных уровнях:
- в производственных группах
- женского населения, детского...
- семейное здоровье
- индивидуальное здоровье
2. Влияние различных факторов(в т.ч. социальных(образ жизни, быт, труд, питание) на здоровье населения и разработка мероприятий улучшающих его
3. Систему организации общественного здравоохранения и разработка мероприятий по его совершенствованию.
Частные вопросы, которые решает общественное здравоохранение(разделы учебника)
1. Определение теоретических вопросов. что такое здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Всё это должно предоставлять правительство.
2. Критерии здоровья(показатели) их разработка. Группы: 1. демографические 2. заболеваемость 3. физ. развития 4. инвалидность. Каждый имеет частные показатели
3. Изучает влияние соц-... факторов в комплексе с др. факторами на здоровье населения и разработке профилактических мероприятий(заб-ти, улучшения здоровья)
4. Группы факторов и их влияние на здоровье:
а) соц, эконом условия жизни(отдых, образов-е, труд, быт, питание)
4. Разработка основ организации мед помощи населению различных групп(дети, взрослые, городское, сельское). Сколько необходимо врачей.
5. Разработка основ временной и стойкой нетрудоспособности
6. Качество мед помощи населению, разработка их основ.
7. Организация сан-курортн помощи
8. Организация сан-эпид надзора в России
9. Вопросы экономики здравоохранения(стоимость мед услуги)
10. Планирование, финансирование здравоохранения
11. Гигиеническое обучение, воспитание населения, повышение уровня культры населения.
12. Проблемы этики и деонтологии
13. Изучение опыта организации мед помощи в разл странах и перенос понравившегося себе.
2. Вопрос Методы общ здоровья, здравоохранения
1. Статистический метод
2. исторический
3. экспериментальный
4. экономический
5. социологический
6. метод хронометражных исследований
1. Статистика занимает большой удельный вес в научной дисциплине. Общ здоровье без неё не возможно, считается специалистом(относительные величины, динамические ряды), оценивает работу учреждение.
2. Установить изменения в состоянии здоровья и здравоохранения за длительный период времени(50-100 лет), выявить закономерности.
3. Проводятся эксперименты - организационный. До 1988 оценку производительности труда стоматологов определяли по посещениям, а с 1988 - УЕТ
4. В связи с рыночными отношениями(стоимость, себестоимость мед услуги, рентабельность, экон эффект от внедрения нового)
5. Для изучения условий жизни, питания, вредных привычек. Проводится анкетирование - раздаются анкеты(быстро), интервью(достоверно)
6. Исследование времени на выполнение отдельной процедуры(рентген исслед-е п. рта с помощью рентген установки - сколько человек за смену. Проводится хронометром - вычисляют среднюю- нормы нагрузки. 5 дней - 25 ует
3 вопрос. Принципы охраны здоровья граждан России
Закон об охране здоровья граждан в 1993 году.
1. Профилактическое направление, которое обеспечивает проведение сан-гиг, противоэпид, леч-проф мероприятий, как общественного, так и индивиуального характера.
2. Личная ответственность человека за своё здоровье и здоровье окружающих(уголовная, материальная)
3. Ответственность гос органов за охрану здоровья населения.
Статистич метод исследования является одним из основных методов.
Статистика: общ наука, изучающая количественные стороны массо вых явлений в непрерывной связи с их качественной стороной.
Статистика делится на 2 группы:
1) Статистика здоровья(заб-ть, смертность)
2) Статистика здравоохранения(показатели деятельности стомат поликлиники)
Статистич совокупность групп, состоящих из отностительно однородных элементов, взятых в известных границах времени(год, неделя, час) и пространства(территории: город, область)
Любое статистич исследование проводится в опред последовательности, кот называется этапами.
2. задачи исследования - пути достижения цели(изучить состояние стомат заб-ти населения, провести мед осмотр детей, изучить содержание фтора в воде, эффективность отдельных средств профилактики, влияние питания, вредные привычки).
3. рабочая гипотеза - предположение, что новый метод должен принести пользу.
4. Определение вида, метода наблюдения:
а) единовременное - регистрация к какому-либо моменту времени(мед осмотры школьниокв)
б) текущие наблюдения - за какой-то период(месяц, год, квартал)
Метод наблюдения:
1. Сплошной(перепись населения)
2. Выборочный(часть населения). Выборочная совокупность должна быть максимально сходна с генеральной совокупностью. Она позволяет получить те же выводы, кот могли бы получить, исследуя генеральную совокупность.
- репрезентативность
Способы выборки:
1. Механические
2. Случайные
3. Копи-пара(исслед-я гриппа, - основная, контрольная; копи -сходные с осн, но отличается по 1 признаку)
Программа отвечает на вопрос: зачем проводится исследование, что хотим установить.
План исследования:
1. Начало работы
2. Окончательные исследования
3. Каким образом будет образовываться материал
4. Кто будет выполнять
5. Что необходимо для выполнения исследования
6. Кто будет финансировать
Сод-е 2 этапа:
Единица наблюдения - элемент статистич совокупности, наделённая признаками сходства(первичная заболеваемость населения)
Учётные признаки - подлежащие регистрации. Это признаки, которые характеризуют единицу наблюдения(возраст, пол, вредн привычки)
Спопбы сбора материала:
1. Непосредственное наблюдение(осмотр)
2. Выкопировка данных из каких-либо доказательств(из истории болезни)
3. Социологический(изучение условий труда, быта - анкетирование)
5 Вопрос Абсолютные числа и относительные величины.
Абсолютные числа не всегда могут правильно трактовать и исследовать. Поэтому используются относительные величины:
1. Экстенсивные
2. Интенсивные
3. Показатели соотношения
4. Показатели наглядности
Экстенсивные показывают структуру явления, каких-либо признаков этого явления. Явление принимается за 100% по отношению к нему рассчитываются признаки этого явления.
Интенсивные показывают частоту явления в какой-либо среде. Между явлениями и средой имеется тесная связь, среда продуцирует это явление.
(Явление/среда)*100,1000,10000, 100000
Все расчёты по заболеваемости отдельными формами болезней считают на 100000
Показатель соотношения - соотношение 2 величин м/у собой не связаных
(явление/явление) обеспеченность населения врачами
Показатель наглядности: когда имеется ряд цифр
1992 93 94 95
12 13 15 17
12 - 100%
13 -х
Показатель показывает динамику явлений по отношению к первому. Первый показатель всегда берётся за 100%
6 Вопрос Таблицы. На 3 этапе
Таблицы - концентрированные выражения мед-статист данных для установления связей м/у изучаемыми явлениями.
Виды таблиц:
- простые
- групповые
- комбинационные.
Простая - показывает числовую характеристику признака(структура заболеваемости), используется в отчётных данных
Групповая - включает несколько признаков, но признаки м/у собой не связаны, они располагаются рядом, по группам
Комбинационная - дополнительные признаки располагаются поэтапно.
Таблица включает в себя:
1. строки(слева направо)
2. графы (сверху вниз)
Есть итоговая строка и итоговая строфа.
Таблица состоит из подлежащего о чём говорится; и сказуемого - характеризует подлежащее.
Сказуемое в групповых таблицах распологается рядом, в комбинационных - поэтапно и одновременно связано с подлежащим.
Таблица имеет название. Д.б. указана территория, время, год. В скобках пишут в каких единицах.
7 Вопрос График изображения результатов мед-статист исследования. Диаграмма.(на 4 этапе)
Графич изображение - изображение результатов исследования в виде геометрич фигур или геогр карте.
Выделяет:
1. линейные
2. Поскостные
3. Фигурные
4. Картограммы
5. Картодиаграмма
Диаграмма - конкретный вид граф изображения.
Цели использования графических изображений:
1. чтобы наглядно увидеть динамику
2. закономерности связи явлений
Виды диаграмм:
1. секторная . круг 360о - 100%(с помощью транспортира)(используется для экстенсивных показателей (структура явлений))
3. линейная используется тогда, когда надо показать динамику явления за период времени, для отображения интенсивных показателей и показателей соотношение
4. Столбиковая. Ширина столбиков д.б. одинакова. Расстояние м/у столбиками д.б. одинаково. Используется для изображения интенсивных показателей, показателей соотношения, наглядности.
5. Радиальная. Для изображения цикличных явлений(заб-е дизентерией по времени года)
6. Картограмма. На карте опред территории изображают опред цветами - в зависимости от какой-либо величины(рождаемость)
7. Картадиаграмма. Сочетание геогр карты с фигурой
Вариац ряд - распространение изучаемого явления по величине количественного признака. Получают средние величины. Ср.величина - число, выражающее меру признака в статистич совокупности(студенты - средн рост). В медицине встречаются чаще средн сроки лечения в отд-е ЧЛХ, при отд заб-ях в поликлинике, сод-е в-в в крови(сахар), АД, пульс при отд заб-ях, показатель КПУ, средн стаж работы в поликлинике.
Виды вар рядов.
Сроки лечения остр стоматита врачом Х
Сроки лечения V Число случаев Р V*P d=V-M d2 d2*М
1. 2 дня 3 чел 6 -2 4 12
2. 3 дня 4 чел 12 -1 1 4
3. 4 дня 6 24 0 0 0
4. 5 дней 4 20 1 1 4
5. 6 дней 3 18 2 4 12
Итого Σ 20 чел Σ 80
Вариац признак - продолжительность лечения стоматита:
- упорядоченные - возрастающий
- неупорядочные - убывающий
- простой - сгруппированный
- непростой - несгруппированный когда много вариаций
Характеристика вариационного ряда:
Состоит из вариант(V) и частоты(Р), кот показывает как часто встречается V.
V характеризует изменчивый признак
V+Р - член вариац ряда.
Простой ряд - когда частоты разных V равны приблиз 1
Методика расчёта средних величин.
Мода, медиана - ориентиры, неточные величины, но приближены к истинному.
Средн арифметич - точное, но требует расчёта.
Мода - та варианта, кот встречается с наибольшей частотой.
Медиана - та варианта, которая занимает среднее число в данном вар ряду.
Мода и медиана могут совпадать(случайное совпадение)
Среднне арифметическое = сумма V/число членов вар ряда
Метод произведения, когда частоты не равны:
М = сумма V*Р/N
9 вопрос % достоверности средних и относительных величин с помощью мер изменчивости и точности.
Амплитуда
Среднее квадратичное отклонение
Коэффициент вариации
1. Ам = Vмакс-Vмин при сравнениии 2 вар рядов, где больше разница, среднее будет менее точное
2. σ = Ђ , как далеко отклоняется от средней d= V-M
если число наблюдений меньше 30, то такая выборка n=1
σ используется:
1. для установления показателей N анализов, методов исследования(3,3-5,5 сахар, экг, все анализы)
М Ђ 1,5 σ - пределы нормы
2. для характеристики ряда, из кот получена средняя, если 95% всех вариант находится М Ђ 2 σ, то вар ряд позволяет получить объективно правильную среднюю.
Динамические ряды - совокупность однородных статистич величин, показывающих изменения какого-либо явления на протяжении определённых промежутков времени.
Виды динамических рядов.
- простые, если динамика превращается в абсолютные цифры.
- сложные
Динамические ряды могут быть:
- моментными(1992 - смертность 11, 93 - 12,3)
- интервальными(за год умершие, родившиеся)
Для характеристики динамики используются специальные показатели.
Заболеваемость нас-я Н.Н. инфарктом миокарда за 1991 -2000 на 1000
годы Уровни инф миок Абс прирост Темп прироста Темп роста%
1991 1,5 -
92 5,3 2,0 +0,5 33% 133
93 1,8 -0,2 -10% 90
94 2,5 +0,7
95 7,6 2,1 -0,4
96 3 +0,9
97 2,8 -0,2
98 8,0 2 -0,8
99 3,2 +1,2
00 2,6 -0,6
1. Абс прирост = последующий - предыдущий уровень ряда
2. темп прироста =абс прирост/уровень предыдущего года *100%, за какой год самый большой прирост или убыль(прирост отрицателен)
3. Темп роста = последующий уровень/предыдущий уровень*100%, во сколько раз приросло или убыло по предыдущий год