В единственной маленькой комнате, где они ютились, все было организовано так, чтобы малыш не мог, даже если и захочет причинить себе увечье, отравится, что то опасное опрокинуть...
Вот только с печью, нельзя было ничего поделать. Раскалившись от горящего угля - она представляла явную опасность.
Множество раз родители подводя сына к пышущей жаром печи объясняли, что её нельзя трогать руками.
Не было сомнений в том, что ребёнок прекрасно их понимает.
Но как то, вопреки всему рука малыша была обнаружена покрытой волдырями, от явного ожога. Ребенку было больно, но он терпел и прятал её от родителей.
Молодым горе воспитателям стало ясно, что запреты не только не помогают, но и провоцируют.
Не будь нравоучений, малыш никогда бы не пересилил себя, приблизится к раскалённой печи.
Дальнейшее незаметное воспитание продолжилось через игру, личный пример, создание условий не позволяющих поступать скверно...
На вооружение были взяты истины:
Чем воспитание незаметнее - тем эффективнее.
Воспитание - это минимум принуждения и максимум увлечения.
Воспитание - это воздействие в первую очередь не на ум, а на сердце.
Воспитание не должно мешать ребенку думать.
Подчеркнутое воспитание - воспринимается как насилие.
Воспитание должно не учить правильному поведению, а вызывать желание хорошо поступать.
Воспитатель пример - а не совет, поучение и тем более наказание.
Воспитанию необходим авторитет.
Воспитание начинается с подражания, поэтому личный пример в нем является чрезмерно важным.
Детей можно воспитывать - лишь находясь с ними в хороших, дружеских и равноправных отношениях.