Давно известно, что территория современной Москвы - это поистине кладезь археологических находок. Теперь Москва велика, охватывает бывшие прежде загородными места, вовлекает всё больше вчерашних посёлков и городков в свои растущие не по дням, а по часам владения. Вот и получается, что в московской земле живы ещё исторические корни; предки наши говорят с нами через богатейший культурный слой, через временную призму мы видим дела их поколений и сами гордимся тем, что родились на этой земле и в этом городе.
Десятый-одиннадцатый века - время освоения славянами Московского края. Это вятичи - по реке Москве, и кривичи - по верхним течениям Истры и Клязьмы. До них финно-угорские племена жили на этих холмах и вдоль рек. Само название "Москва" этимологически неизвестного\неясного происхождения, но окрестности кишат финно-угорскими топонимами и гидронимами. Один народ ушёл - другой пришёл ему на смену и принёс с собой свою культуру.
Археологические находки, самые древние из принадлежавших славянам - на территории Даниловского монастыря - датируются X-XI веками. Это семилопастные височные кольца и подвески-бубенчики - украшения славян-огнепоклонников. Семь лопастей височных колец - это перевёрнутый петушиный гребень, признак птицы, прогоняющей нечистую силу. Бубенчики-обереги привешивались на пояс или на очелье, с той же целью, а также украшали и конскую сбрую, и кошельки, и одежду. Но раннегончарная лепная керамика из Даниловского монастыря чётко датирует время расселения вятичей.
Древнее население Москвы состояло из вятичей. Тогда на месте города росли дремучие леса, по берегам рек стелились луга, а сами реки были богаты рыбой, которая ныне водится только в Каспийском и Чёрном морях. Ещё в восемнадцатом веке Москва-река поставляла к столам москвичей осетров и стерлядь, а чёрную икру до начала двадцатого века продавали по всем базарам и площадям города пудами. На месте современных Лужников огромные пойменные луга служили пастбищами для скота, а берег реки вдоль всего центра был поделен на участки для добычи рыбы и льда, между Москворечьем и Замоскворечьем.
Вятичи считались довольно крупным племенным союзом, являясь при этом весьма воинственным народом, и на их территории впоследствии появилось село Кучково, а впоследствии - город Москва. Сами вятичи, благодаря археологическим находкам в курганах, которые до сих пор исследуются в Зюзине, Матвеевском, Черёмушках, Чертанове, Братееве, Борисове и Беседах, оставили нам неизгладимые свидетельства о своей необыкновенной культуре.
Но ещё задолго до славян, до финно-угров, в VIII-IX тысячелетии до н.э., на месте Москвы уже жили люди. Это мезолитические племена, чьи кремневые орудия находят теперь в сквере у Большого театра. Неолит принёс жизнь в нынешнее Коломенское, в село Дьяково, где первобытный человек жил в IV тысячелетии до н.э. Дьяковская и Льяловская культура (Солнечногорский район, Кремль и Тушино) говорят о том, что расселение человека в этих местах велось активно и длительно. Именно от дьяковских племён произошли финно-угорские народности меря и весь, давшие названия рекам и селищам в Московском регионе.
Курганы вятичей находились во всех сторонах Москвы - от Митино, Тушино, Косино, до Коньково, Царицыно, Бесед. Височные кольца в форме перевёрнутых петушиных гребней находили в самом центре города, под стенами Кремля. Как правило, вятичи осваивали поймы рек, расселяясь снизу вверх по течению. Но ещё более древние, дославянские (дьяковские) археологические находки свидетельствуют о повсеместно распространённой культуре железного и бронзового веков.
Живы ли отголоски прошлого в сегодняшней Москве? Ещё как! Но память человеческая оставила после себя только камни и имена.
Боровицкий холм назван так по бору, росшему там с незапамятных времён. Теперь его нет, но название осталось. С холма, окружённого реками Москвой и Неглинной, казалось, созданного для того, чтобы катать зажжённое Купальское колесо, и сегодня открывается светлый вид на разросшийся город. Вполне возможно предположить, что на месте Кремля раньше располагались культовые славянские сооружения. Не иначе как вятичи-огнепоклонники славили здесь Даждьбога. Да и в Коломенском, на холмах вдоль реки, несомненно, делали то же самое. И на Воробьёвых горах, которые так и смотрят на Солнце своими лесистыми гребнями.
Лет десять назад, под Звенигородом, в месте под названием Солнечная поляна, я впервые услышала о том, что в лесу, за забором турбазы, находятся небольшие холмики. Из многих уже выросли ели и сосны, но лошади, которые возят отдыхающих на прогулки по лесу, там не ходят. Храпят, брыкаются. Об этом знают инструкторы: здесь языческое кладбище, объясняют они, ему уже тысяча лет, археологи тут копают периодически. Рядом находится подвесной Чёртов мост, переброшенный на тросах через Москва-реку, и деревня Каринская. Не в честь ли Карны (Карины), сестры Жели, тёмной богини плача, названы эти места? А когда приезжаешь сюда весной, так и чудится, что с угорий донесутся заклички.
Так же и в Москве - там, где в древности селились потворницы и колдуны - нынче улица Пречистенка и Пречистенский переулок. Но не так давно, лет 300-400 назад, царские жёны и матери присылали сюда, в тогдашнее Чертолье, где по болотистому оврагу, на том месте, где сейчас Храм Христа-Спасителя, бежал ручей Черторый, за "вещими жонками", чтоб те помогли в чадородии или душегубстве.
Чертольский переулок, правда, до сих пор существует. Так город сохраняет для нас Прошлое.