...искать свою исчезнувшую цивилизацию, чтобы найти эту землю, ставшую для меня теперь единственным домом.
Надеюсь, последним.
Приют захватчика постепенно теряет благородные контуры машины, которую я некогда считал частью себя и разбил в центре самой большой анкаианской свалки. Без сожаления, ибо очарование гибнущей по нашей вине страны захватило меня больше, чем некогда небо. Само собой, ведь небо было выбрано мной в любимые миры прежде, чем я пришел сюда.
...около полутора веков назад, когда первые из нас пытались постичь новую землю путем захвата, меня не было на свете, но ...
...если я забываю о том, что Анкаиана гибнет, я почти счастлив (я говорю "почти" потому, что полностью никогда об этом не забываю). Я умру там, где мне следовало родиться (я имею в виду страну, а не свалку, хотя скорее всего это произойдет именно здесь).
... у меня был гость. Я редко, лишь в самом начале своей карьеры, видел настоящих анкаианцев. Сейчас они наполовину вымерли, наполовину смешались с захватчиками, но за принадлежность своего гостя к ним мог бы поручиться остатками самолета.
... как на море, постоянно ветер. Не удивлюсь, если когда-нибудь разбросанный вокруг прах пойдет волнами, на которых станут видны переливы лунной дорожки. Здесь и не такое случается. И хорошо. Я готов прожить много бесплодных лет ради одного счастливого момента. Переживи его во всех красках много раз, и он растянется надолго. Я сказал это ему, а он ответил мне историей...
...Он стоял словно бы даже и не на покореженном ржавом кузове старого авто, марку которого не определить, а там, где ему хотелось бы быть сейчас и всегда. Улыбался, придерживая рукой выбившиеся из хвоста волосы, которые ветер, казалось, хотел превратить в себя и унести.
- Говорят, вам нравится на свалке, - начал он светски. - Вы собираете сюда то, что осталось от моей страны, я не ошибся?
- Ну, не то чтоб сюда, - подтвердил я, опасаясь, как бы он не обиделся за свою страну и ее остатки, которым я не нашел другого места. - Просто я здесь живу.
Он не стал обижаться, а рассказал легенду - до глубокой тоски мистическую, но позволившую понять, что все эти маловероятные вещи и есть часть еще не познанного мною. Я искал в них объяснения реальным событиям, я забыл долг хозяина и не пригласил его в дом... но если подумать, то хозяин тут он, а гость - я. И ему, к сожалению, уже было некуда меня пригласить, кроме этой истории.
*1*
Строению на берегу было триста лет. Солнце с дождями превратили скаты его наружных стен в осыпи серых чешуек - где они отвалились, камни стали рыхлыми и щербатыми, с мусором в дырках.
"Саван из отбросов - лучший наряд, чтобы обвенчаться с эпохой, уместившейся в одну главу курса школьной истории", - печатали язвительные газеты. А потом перестали, угождая щедрым хозяевам, с которыми замку под старость вдруг повезло. В путеводителях это место стало называться: "живописные руины с двумя благоустроенными этажами".
Нижний из них раскрасили под бежевую с серым туземную экзотику - так лучше продавались напитки, которые можно было дегустировать за столиками в зале. Стену напротив двери занимали подмостки, наполовину загороженные подвижной декорацией - мшистый утес с дырками-пещерами, через которые публику интриговали частями тел персонала.
За стеной была лестница наверх - до железной двери с видеокамерой. Помещение за ней наружной вывески не имело и обозначалось лишь надписью "массажный салон" под красной кнопкой звонка.
Отсюда лестница, уже сильно запыленная, заворачивала и поднималась еще дальше, куда никто не ходил - в аварийные помещения, сквозь две площадки с заколоченными дверьми, туда, где когда-то обрушилось перекрытие, оставив посреди голой стены узкий проем запасного хода. Куда тот ход ведет, никому не было известно, потому что прямо за его порогом кончалась видимость.
Зато через другое отверстие в стене пятого этажа можно было рассмотреть соседнюю лестницу - винтовую, с двумя рядами ступенек. И можно было прочитать таблицу у ее подножия: "посторонним вход воспрещен". Сразу после нее ступени исчезали под плотной грудой ржавого хлама, поэтому узнать, что еще завещали потомкам последние хозяева этой похожей на гигантскую сколопендру конструкции, могли разве что крысы.
Крыс в замке еще никто не видел - то ли есть нечего, то ли они первыми хотели забыть цивилизацию, не оставившую потомкам ничего ценного.
А может быть, звери чувствовали то, что упускали из виду владельцы 'строения с двумя благоустроеннными этажами'.
*
Кладоискатель Фил чувствам не верил. Он верил только фактам и геологическим слоям. Ведь найти деньги - это не просто пойти и выкопать. Нужно везение. Нужны друзья в городском архиве; среди подводных спелеологов, яхтсменов, летчиков - разных людей, вплоть до уборщиков и бездомных. Пенсионеры с богатым военным прошлым тоже пригодились - Фил успел пошарить в подвале одной древней усадьбы прежде чем ее снесли, в результате чего купил себе двухэтажный дом и засадил вокруг него сад розовыми кустами.
И вот, твердо уверовав в прибыльное дело, Фил споил архив, взорвал городскую свалку, подрыл лучшую часть пляжа и надоел всем так, что его в какой-то момент вместе с его изысканиями просто прогнали с суши.
После покупки акваланга и катера финансовое положение потребовало новых сокровищ, и Фил сделал вылазку в недра скалистого острова с туземным названием Лат Ла.
Оказалось - затем, чтобы понять, как сильно ему не хватает средств.
Проплыв довольно большое расстояние под водой, он вышел на склизкий берег внутри одной из скальных пещер и тут же упал обратно в воду - оказалось, здешний воздух не просто не годился для дыхания. Он был ядовит, и спасти от него могло только паническое погружение.
При последующих визитах Фил, к большому своему огорчению, выяснил, что ни одно из доступных средств защиты от мерзких газов тут не действует. Те же визиты доказали ему, что действуй они, можно было бы до конца жизни ничего не искать - столько это надежное место скрывало ценного. Досада Фила была такова, что он чуть все не бросил.
Отыскав название газа в какой-то умной книжке, он выучил его формулу, нарисовал на стене и долго кидал в нее нож, покуда не стала она тусклой, как его неисполнимая мечта.
А когда обида на судьбу поутихла, смелый юноша отправился туда, где еще не был.
Он не особенно надеялся на успех. Место посещаемое - достопримечаельность, претендующая на реставрацию. Не раз меняло хозяев. Правда, в описании ничего нет о верхних этажах кроме "недоступны".
'Видимо, для посторонних' - обрадовался Фил, обнаружив письменное предупреждение. Ведь табличка - не газ.
Мешало только какой-то невнятной природы беспокойство - из разряда тех, в которые кладоискатель не верил. Разрезая ржавый металл автогеном, Фил пытался уложить свою тревогу в образ внезапно возникающей снизу фигуры поджарого охранника в черной униформе или того брезгливого господина с натянутыми на воротник щеками, что намедни отказался придать его походу легальность. Пытался испугаться обрушения свода. Но тревога металась в его мозгу, как чужая, и ни один из предложенных поводов не признавала.
"Наверное, фобия" - порадовался Фил, любивший находить в себе оригинальное. И, осторожно сложив у стенки последний ржавый "уголок", потрогал ногой ступеньку. Прошедшие годы не подкачали - ступенька если и была когда-то плохо приварена, то теперь надежно приржавела.
Фил перешагнул ее и начал подниматься.
Вспугивая со стен золотистых мокриц, он ежился при мысли, что эхо его шагов может раздвоиться - с чего-то эта возможность, внезапно посетившая его голову, пугала больше всего.
Но здешнее эхо уважало законы природы и оставалось строго одинарным.
Следующий отсек коридора, где лестница кончилась, оказался и вовсе глух. В таких местах эха нет, а одиночество приобретает оттенок изоляции. Если завалит - не выскочить. Окон нет. Под ногами ветхий ковер, в носу - пыль. За годы копания в древностях Фил почти отвык чихать. Он просто морщился и констатировал: в носу - пыль.
Поведя фонариком вокруг, он увидел, как луч отразился от расставленных по полкам металлических предметов - кружек, залитых воском подсвечников и даже бронзовых часов с выбитым циферблатом. Едва ли все это принадлежало хозяевам. Скорее всего - тем, кто пришел сразу после них. Разве что часы...
На которых гости, понял Фил, упражнялись в стрельбе.
Некогда украшенный орнаментом из длинных бронзовых листьев, переплетенных с их обитателями, расстрелянный корпус поблескивал вмятыми сколами и царапинами. "Птицы, - подумал Фил, - Лилии. Заменить механизм - и потянет штуки на полторы".
Фигуры богов, в отличие от принятых в остальном мире красавцев в расцвете сил, выглядели смущенными подростками.
Выродки, вздохнул кладоискатель. Страна инвалидов и неудачников.
Не тронув предмет, он осторожно двинулся дальше.
За поворотом обнаружилась закрытая дверь - присматриваясь к ней, Фил отвлекся от нагромождения ветоши под ногами, споткнулся и вынужден был схватиться за одну из стенных полок. Та тут же рухнула, зазвенев каким-то стеклянным содержимым.
- Черт, - выругался Фил. Показалось, что эхо ответило утвердительно. -...! - поправился Фил. На этот раз эхо зловеще промолчало. - Дерьма всякого понаставили.
Через несколько шагов он нашарил ручку, подумал немного и... дернул.
Скрипнуло; за воротник пошуршала труха. Фил упрямо надавил - поздно отступать, раз уж схватился. В ответ по голове стукнула притолока - легкая, трухлявая - а он сам чуть не провалился в окрывшийся впереди проем.
И эта комната оказалась темной. Правда, на противоположной стене виднелись то ли двери, то ли ставни, но они были плотно закрыты. Выродки, похоже, общались ультразвуком, как летучие мыши. Что-то метнулось мимо - значит, здесь жили.
Какие-то твари, под стать выродкам.
Фил никогда не согласился бы на такое существование - рядом с гробом, хоть и на красивой бронзовой поставке. Последняя явно была из того же бестиария, что и онемевшие часы в коридоре. 'А почему, интересно, в гроб никто не стрелял? Не нашли? Или гроб появился позже? Пришел, значит, и завалил вход железяками... Или люди постреляли и легли в гроб? Не исключено - позариться на землю вырожденцкв могли только именно такие идиоты'.
...Гроб выродка, утешил себя Фил, может оказаться на многое способен. Впрочем, черт с их цивилизацией, главное, чтобы соблюдали свои языческие традиции. Потому что попытки пропихнуть на тот свет ценные вещи, доверив их покойному, всегда приносили потомкам суеверных могильщиков немало радости. Размышляя над вопросом - смог бы он снять украшения с мертвеца - Фил приподнял крышку и посветил внутрь.
Желудок свело.
*
Тяжелая крышка выскользнула из пальцев Фила и грохнулась на место. Готовый найти что угодно, от банального скелета до интригующего "ни фига" он, как оказалось, предусмотрел не все варианты.
Его не испугала бы высохшая кожа и ввалившиеся глаза мумии, облезающий остатками плоти череп и другие неприятно видоизменившиеся мертвые экспонаты, но такая находка заставила оформиться в мозгу парадоксальную сентенцию о том, что неприятно встретить свежего покойника там, где ожидаешь найти разложившегося. В принадлежности находки к ордену покойников, а не впавших в летаргию наркоманов убеждало полное отсутствие дыхания.
Откуда он здесь? И почти не пахнет... Высох, наверное.
Успокоившись, Фил снова подцепил крышку и, задержав дыхание, приподнял.
Драгоценностей покойнику никто не положил. Да и сам почивший выглядел так, словно был до сих пор в состоянии встать и загнать на рынке не только свои, но и чужие богатства. Хитрая морда усопшего напоминала что-то нежненькое, веселенькое, словом - неприятное.
Поразмышляв, Фил понял - сестру. Та страдала каким-то психическим расстройством и жила с матерью в городе, изредка изводя своими приездами на отдых. Который любящий брат изо всех сил старался сделать короче. Неприятной в этой его неродной сестре была угнетающая веселость. Наверно, покойный при жизни был таким же шутником. И оставил после себя восковую фигуру. Будто это смешно. Или хотел откупиться от смерти. А сам тогда где? Вечно живой?
Свободной рукой Фил потрогал типов нос за острие и подивился невосковой упругости и прохладности. Последняя надежда на рукотворное происхождение феномена покинула кладоискателя.
Но если верить газетам - успокаивал он себя - чего только не находят! В своих интервью предшественники Фила упоминали, например, полный склеп печеных яблок - видимо, чтобы покойника не мучали запоры.
Фил не верил в яблоки, но был убежден, что любой вскрыватель гробниц, археолог и даже просто мародер обязан здраво воспринимать любое, что он ни найдет. Сверять его с каталогами и использовать на благо себя или истории.
Историю этого места Фил знал и дополнять не собирался - жизнеописание выродков того не стоит. Собственная выгода как-то ближе.
Судя по слежавшимся в ветошь обильным вихрам, из гроба веселенький незнакомец не вставал минимум лет двадцать, и вряд ли сделает это в ближайшие полчаса, а значит, времени у Фила навалом.
И он задумался.
А подумав, умиротворился и даже стал гордиться своим умением приспосабливаться к самым невероятным ситуациям. Доселе их не случалось, но мастерство не пропьешь - Фил вытащил из кармана блокнот и при свете фонарика нацарапал несколько строк. Иероглифами выродков - черному следопыту положено знать если не лицо врага, то хотя бы его любимые буквы. Насадив их на гвоздь возле дверной ручки, Фил покинул гробницу на почему-то все еще нетвердых ногах.
Выход завалил остатками железок - надо ж наконец дать волю страху.
На всякий случай - в секунду слабости - попросив неизвестных богов с убогими телами спасти его рассудок, Фил незамеченным покинул здание и только дома вспомнил, что забыл, черт подери, захватить часы.
*
Несколько дней он изучал все, что смог найти про интересующую его проблему. Когда через неделю так никто и не появился, Фил рассудил, что был прав. Если это была объективная реальность, а не запоздалая галлюцинация после пещерного газа, то она крепко спит.
Или не умеет читать.
Он принял меры предосторожности. Какие смог. Все, кроме мощей св. Ипполита - жившего веков пять назад знатного мракоборца. Эти реликвии хранились далеко и к тому же, могли быть фальшивыми.
Через две недели серебряную наружную щеколду сперли, а еще через три Фил стал подозревать, что у них в семье ненормальной была не только его сестра. На исходе четвертой молодой человек решил, что источник его бед - одиночество и познакомился с девушкой.
Красивой, незлой и даже отличавшей в его катере корму от носа. Вдохновленный удачей, он предоставил ей верхний этаж своего дома за смешную сумму.
Из-за быстрого согласия он даже решил, что нравится ей, но ошибся. Девушка поливала цветы, рисовала на заборах, скучала и бездельничала. На всякие намеки с его стороны реагировала так безразлично и рассеянно, что скоро Филу стало неинтересно намекать.
Когда она устроилась на работу, Фил пожал плечами и снова занялся поисками сокровищ. Только изредка тоскливо поглядывал на чернеющий по дороге от морского берега к горизонту остров Лат Ла и опасливо - в сторону необитаемых этажей бара.
И часто, спрашивал он себя, ему будут являться такие видения? Надо еще прочитать про газ. Не табличка же виновата, в самом деле.
Не табличка.
- Не табличка... - произнес он вслух.
- А?
Постоялица зашла за тряпкой и обернулась на оклик Фила уже на пороге.
- Э... Слушай, пойдем в бар, а?
- Куда?
- В бар. Расслабиться.
- А-а... В бар, так в бар. С табличкой?
"Кэсси, спрыгни в пропасть..." - "В пропасть, так в пропасть..."
Раздражало ужасно.
- Без таблички!
- Ты свихнулся, - она вежливо покрутила у виска комком тряпки. - Кто же идет в бар без таблички?
*
Лучи софитов резали полумрак и рассеивались в табачных облаках. Оживляли стены стаканов и тонули в напитках.
Кэсси с Филом, прислонив к столику наскоро нарисованную Кэсси табличку "не стоять!" - без таблички Кэсси идти отказалась - танцевали вокруг нее степенно и молча. Фил думал об ужасах и сокровищах, девушка - о том, сколько она сможет не стоять и о снах, что накануне пришлись в настроение. Их и теперь напоминал мелькавший перед ней бирюзовый луч и эйфория, смешанная с тоской. Кэсси всегда казалось, что за каждым блестящим или светящимся предметом легко увидеть иной, спокойный и гармоничный мир. Милый и увлекательный. Желающие смотреть его чаще вынуждены прибегать к грубым химикалиям, но Кэсси считала, что это дорого и нездорово. Ей нравилось томиться.
- Смотри, какие у того типа волосы замечательные, - завела она разговор, кивая куда-то в сторону. - Темно-золотистые. Как ты думаешь, он их красит?
Фил взглянул. Его никогда не интересовали прически окружающих мужчин.
- Красит. У него и рожа, не как у рыжего, - рассудил он нехотя.
- Это они у них, по-твоему, какие? - обиделась Кэсси за рыжих.
- Белые, красные и в конопушку, - раздраженно сказал Фил. - Рыжий - он бледный, как упырь. Кстати, ты упырей боишься? - и тут же прикусил язык, отказывая себе в праве на помешательство.
- Приводи, посмотрим, - слегка заинтересовалась Кэсси. - А вон тетка большая, с такой задницей...
Интеллектуального разговора не получалось.
Музыка стала более медленной и тихой. Фил, обладатель острой челки до подбородка, изредка прерывал свои реплики, лихо сдувая эту челку носа. Кэсси должно было понравиться, но она смотрела куда-то сквозь него и отвечала невпопад. Мимо несколько раз действительно проходила толстая тетка в длинном белом шарфе, за который Кэсси безумно хотелось дернуть. Это нельзя было назвать похвальным желанием, и, додумав до этого места, девушка решила отвлечься и приступить ко второй части беседы.
- А теперь этот рыжий пьет текилу, - сообщила она. - Ты любишь текилу? У меня от нее язык болит.
- Я люблю пиво, - сказал Фил.
- Я тоже люблю пиво, - подхватила Кэсси. - Оно замечательное! А когда оно высыхает, то становится липким...
Фил потихонечку изнывал. Изнывая, он взглянул в угол, где рыжий только что допил текилу.
И, как на крапиву, напоролся на туманный, вязкий, как летаргия, взгляд.
Расслабленные было нервы напряглись, и он отступил туда, где толпа была гуще. Пытаясь унять сердцебиение, посмотрел снова.
Он никогда не видел этих глаз. Но ощущение...
- Это мы куда? - поинтересовалась слегка опьяневшая Кэсси. Она тоже оглянулась и продолжила разговор об интересном: - Смотри, а вон рядом с рыжим сидит такой тип с остреньким носом. Осанка обалденно прямая. Текилу не пьет. Наверное, не любит. Или у него тоже чего-то болит.
- Терпеть не может... Пошли домой, - Фил кусал губы, увлекая свою спутницу к выходу. Смотреть он не хотел. Как-то боязно было. Рядом с рыжим могло оказаться лицо, которое недавно отпечаталось на внутренней стороне его век. Если оно есть, Фил за себя не отвечает, потому что сошел с ума.
Но не все так страшно, успокаивал он себя несколькими часами позже. Есть день. Днем можно снова пойти на лестницу и все выяснить - где-то в комнате он видел двери, вряд ли фальшивые. За ними волне могут найтись окна, а за окнами - свет. И тогда мы либо выздоровеем, либо узнаем кое-что новое о стране выродков.
Половину следующего дня Фил боролся с собой, но после обеда все же взял инструменты и двинулся в замок.
- Кэсси...
- У? - донеслось из сада.
- Если я не вернусь... - Фил вздохнул, потом огляделся. Почему это он должен не вернуться? Погода ясная. До темноты далеко. - Впрочем, я вернусь.
- Ну, как хочешь, - неподобающе разочарованно протянула квартиросъемщица.
*
А когда он поднимался на второй этаж, то прямо на своем пути увидел давешнего рыжего, беседующего с красивым брюнетом в клубном костюме. Вернее, если бы он в тот момент разговаривал, Фил бы так неожиданно на них не напоролся. Но собеседники, услышав его раньше, чем он их, замолчали, прислушиваясь к шагам. Теперь Рыжий смотрел на него озадаченно, а костюм - сощурившись.
- Куда путь держишь? - насмешливо спросил брюнет.
- А то ты не знаешь, - ответил Фил, рассчитывая, что придурковатого кладоискателя знают все.
- Что-то ты здесь уже не первый раз, по-моему.
- Так скучно, - объяснил Фил.
Брюнет зевнул и оглядел потолок. Фил смотрел на него и понимал, что можно поворачивать обратно.
- Иди-ка ты отсюда, - вспомнил о нем брюнет. - Или нет, подожди, - сказал он, с нехорошей улыбочкой залезая правой рукой под левую полу пиджака.
- Я лучше пойду, - возразил Фил, стараясь без излишней спешки, но все же быстро исчезнуть из поля зрения агрессора. Он знал этого человека по светской хронике и никак не ожидал встретить его мало того, что не по телевизору, так еще и на пути к Тайне собственного мозга.
Хоть Фил и понимал, что брюнет - не статуя, на одном месте стоять не будет, но в тот день больше не пытался прорваться в гости к своему фантому.
А вернувшись домой, всерьез подумал, а не смотаться ли на материк за останками св. Ипполита. Ограничился тем, что увешал себя серебром и другими, если верить архиву, полезными вещами. Даже обруч на голову надел. Оказалось удобно, хоть и непривычно. И должно было защитить от вмешательства в мысли, буде таковые у него возникнут.
*
- Фил, у тебя есть... Что это с тобой? - Кэсси остановилась на пороге, пристально разглядывая экипированного Фила.
- Все тебе скажи.
Досадно, что не успел спрятаться. Как такое объяснишь?
- Угу, - Кэсси остановилась. - Ты похож на персонажа блокбастера про нечисть, пародирующего блокбастеры про нечисть. Лечился? Или собираешься?
- Уйди, - уперся кладоискатель. Вот она где, настоящая нечисть. Женщина. - Может, я представление разыгрываю.
- Перед зеркалом? Значит пора. Прямо так пойдешь, или переоденешься?
- Никуда я не пойду... Не лезь в мою частную жизнь. Нравится мне так ходить.
- Когда человеку что-то нравится, он не дергается, - скептически заметила вредная женщина.
- Ты что-то хотела, - напомнил Фил.
- У меня чайник сломался, а наверху плиты нет. Она есть только у тебя, а ты сошел с ума. Как я теперь чаю попью?
- Признай меня нормальным, тогда дам кипятку.
- Низкая цена за огромное усилие, Фил. Я попробую провернуть это дело, если ты мне поможешь, - на всякий случай Кэсси заговорила языком блокбастеров.
- Это как? - не понял Фил.
- Колись... У тебя серьезный диагноз, я знаю.
Фил снова оглянулся на все окна по очереди.
- Времени нет, - вздохнул он. - Вдруг человек придет, а я тут тебе про него доказываю... Как я буду выглядеть после этого?
- Вообще-то, - Кэсси критически его осмотрела, - ты и перед этим выглядишь интригующе.
- Дура, - простонал Фил, пытаясь вернуться в реальность из навязанного.
- Тебе виднее, - согласилась девушка, не опускаясь до мелкого тщеславия. А может быть просто презирала Фила, как и все они. - Так расскажешь или нет?
Фил погрыз свисавшую через обруч челку, снова опасливо посмотрел в ближайшее окно, где тускнела заря, уступая звездам, на чернеющие заросли роз и крапивы у забора, на свое отражение и, наконец на Кэсси, заинтересованное лицо которой невероятно льстило.
*
Уйму лет назад на Анакаиане жила женщина по имени Эста, с голубыми глазами и русой косой. Рассказывая своему маленькому сыну сказки, она и предположить не могла, что некто в будущем повторит вступление к ним почти дословно. А ее сын за три недели до этого напомнит расказчику его собственную сестру. И что все это произойдет тогда, когда ни ее, ни ее сына уже больше ста лет не будет в живых.
Однако, согласно верованиям ее страны, каждые произнесенные слова рано или поздно должны прозвучать второй раз. И пока они не прозвучат все, мир не повзрослеет.
И вот Фил говорил, а мир невидимо взрослел - на свой собственный день, или год, или столетие. Никто не мог бы сказать, на сколько, потому что в самом мире уже не осталось людей, верящих в такую возможность.
Фил за короткое время изложил все, что почерпнул за месяц в архиве. О том, как завлекают, например, вампиры своих жертв сладкими речами, как выбирают их перед этим из бесчисленного сонма людского, как разговаривают с ними, наслаждаясь их вниманием, как, завладев этим вниманием безраздельно, испытывают боль от биения чужого сердца, и как велика в них становится жажда разрушить, разобрать единство души и тела, впустить в себя жизнь и ощутить, как она перестает быть чужой. И они пьют кровь - все, что могут, дабы получить на краткое время иллюзию прежнего существования. Но душу им удержать не под силу - она возвращается к Создателю, а разрушителю остаются только воспоминания о ней. И вот он снова один, обретший и опустошенный, разочарованный и сожалеющий. Но в эту секунду он слышит, как растет трава и мигают звезды, как раскрываются ночные цветы и высыхает земля, как плывет туман над водой.
В этот миг он неуязвим.
А убить его можно белым благородным металлом, расплавляющим плоть, воздействовать осиной, омелой и некоторыми другими растениями, обжигающими тело. Можно и некоторыми специальными магическими приспособлениями. Только это трудно - потому, что сила вампира велика, он умеет подавлять волю человека на расстоянии, призывать его, да и просто очаровывать в обычном общении.
Его собственные чувства близки к человеческим, только тоньше и острее, и их трудно обмануть. Но вампирам свойственно увлекаться, поэтому охотникам иногда удавалось заманивать их в ловушки. Святой Ипполит, например, умел заинтересовать их собственной персоной. Из-за его актерского таланта вампиру казалось, что Ипполит интересен ему просто так, безо всякого хирургического вмешательства. А хитрый Ипполит, улучив момент, сжигал вампира в печке специальным зеленым огнем, который гипнотизирует и мешает убежать.
И только один единственный вампир не поверил Ипполиту и решил сделать вампиром его самого, и сделал, но святой, преобразившись, первым же делом вытащил его и себя на солнышко, где они превратились в нечто несерьезное, вроде пепла и дыма. А потом прибежали священники и канонизировали угли из-под Ипполита. С тех пор от останков этим тварям тоже плохо.
- Кошмар, - отметила это место рассказа Кэсси, наливая себе чай мимо чашки. - А глаза у них какие?
Она завороженно следила за растекающейся по пестрой клеенке лужей, в которой дрожала едва начавшая убывать луна.
*
Было уже далеко заполночь, когда девушка поднялась к себе.
Фил не сказал, какие у них глаза. Ему показалось, что темные, но это могли быть и не вампирские глаза вовсе, а его собственного страха. Про цвет которых, в отличие от размера, он ничего не знал.
А Кэсси легла, натянула на себя одеяло и начала размышлять на заданную тему - когда рассказываешь себе на ночь сказку, засыпать куда приятнее, чем тупо глядя в окно.
Фил, думала она, один из тех психов, что живут в выдуманных собою мирах. Они дурно воспитаны, и играют в эти миры даже с теми, кто не согласен играть. Однако такой Фил - все же интересней нелюдимого маньяка, помешанного на раскопках и деньгах. Надо ему в ответ что-нибудь придумать. И рассказать. А потом обязательно обломать, чтобы он не думал, будто подарил ей своей историей незабываемые ощущения, и она от него теперь без ума.
И она начала придумывать - это всегда давалось ей легко и доставляло массу удовольствия.
*
Комнату наверняка сторожило проклятие, которое после ухода Фила осталось в одиночестве. Оно могло попытаться развлечь себя починкой часов, привешиванием на место сброшенной вандалом полки и прочим созидательным трудом, но не преуспело.
- Черт, - вспомнило оно, как передразнивало человека. - Черт, черт.
Несмотря на визит, комната все еще выглядела так, словно в нее сто лет никто не заходил - пыльная, пустая, увешанная похожими на старую мешковину недоеденными молью остатками ковров и обломками мебели. Только бронзовая подставка для гроба хорошо сохранилась. И сам гроб.
Проклятие давно устало поддерживать вокруг себя вечный сон и сильно скучало. Девяносто с лишним лет назад его повесили, а, проигрывая самому себе в 'дурака' столько времени даже проклятие может задуматься о будущем. Люди поменялись. Или все те же. Им не скучно, они умирают. Смерть - хорошее лекарство от скуки.
И оно решилось - спрыгнуло со стенки, подошло к гробу и провело когтистым пальцем по запыленному бортику.
- Все, - сказало оно хрипло, но ласково. - Вылезай. Срок вышел.
Строго говоря, проклятие не получилось классическим вариантом служителя Миров Возмездия. Скорее - созданным из темной материи существом с непосильным количеством обязанностей и незапоминающейся внешностью потомственного алкоголика. Видеть и слышать его, как и всякое ругательство, мог только тот, для кого его когда-то произнесли. А любой другой, знакомый с классикой, белой горячкой и прочими продуктами человеческого сознания, без труда признал бы в нем некстати помянутого Филом черта.
- Скоро нас занесет пыль веков, - продолжал канючить черт, - я замучился тут сидеть уже... Я тебе не могильный камень в натуре.
Можно было просто покинуть пост, но так и не пообщавшись с тем, за что столько лет отвечал, не хотелось.
В гробу пробудились. Пошевелились, и довольно резко.
- Пррррпхи! - сказал черт. - Ты не прыгай. Я очень чувствительное проклятие.
- Не подметал... чихай теперь, - с усилием прошелестел медленно вылезающий из рассохшегося гроба покойный молодой человек. Он был в истлевшей одежде и обжитых мышами ошметках собственных волос. - Скажи мне... который год на дворе?
- Ты спал девяносто три. Веник давно съели, - оправдал черт свою нерадивость. - Могу пылесос принесть, его как раз недавно придумали.
- Да? А это что?
- Труба с вентилятором и мешком э... для пыли.
- Наверняка ведь не для такого великолепия твоя труба. Забьется.
Покойный молодой человек не был уверен, что вообще с кем-то разговаривает. Скорее всего, он был один, а его не совсем пробудившееся сознание само ловило чертей, чтобы не заснуть снова. Оно верило в них - поверив однажды в вампиров, грех не поверить и в них, и в пылесосы.
Вспомнить бы теперь свое имя.
- Пожалуй, - согласился черт. - Можешь привести себя в порядок, выйдя на улицу - там вполне ничего себе ураган. Если не унесет.
Даже бред знал, что ураган вполне мог унести покойного молодого человека.
- Угу, - пробужденный завершил осмотр на сброшенной с собственного гроба крышке, украшенной залитой пылью надписью " Аланкрес Ги...". Окончание фамилии тонуло в темноте, куда не доходил свет от укрепленного на посохе черта странного вида фонарика, рисовавшего дрожащий круг на потолке. Аланкрес изучил его и ведущий к нему пыльный луч, а затем попросил черта осветить себя. С трудом наклонив голову, осмотрел свое тело - несъеденные мышами остатки одежды обещали непременно отвалиться при ходьбе.
Ходилось трудно. Ни что, кроме воспоминаний, не говорило о том, что внутри когда-то водились суставы. Глаза тоже резало от сухости, и с трудом верилось, что там положено возникать влаге.
Зато насчет девяносто трех лет сомнений не было - они прошли. И будь он живым существом, превратили бы его в прах, а заранее мертвое вот не смогли. Как и любой вампир, Алик мог бы проспать под хорошим заклятием и несколько столетий.
Попробовав сосредоточиться и отразиться в зеркале, он отвернулся - смотреть было на не что. Негнущимися пальцами отцепив от себя все, что можно было отцепить, Алик прошел по запыленному под ковер коридору и остановился на небольшом, огражденном витыми чугунными перилами балкончике с видом на штормящее море. Пропитанный сыростью и запахом гниющих водорослей ветер унес в темноту самую взъерошенную часть его облика.
Прежде чем что-то менять в своей судьбе, надо хоть один раз подумать. Но Аланкрес еще наполовину спал, поэтому просто запрыгнул на перила а оттуда - в шумящее под стенами своей обители море. Прыжка хватило почти до самого рифа, где на дне среди коралловых веток дремали синие и в полоску рыбки.
Поборов соблазн доспать в их общесте еще лет сто, пока вода, хоть и соленая, окончательно не погубит его, Алечка вылез на каменистую косу, где уже скучал, поджидая его и ковыряя ножкой мелкие камешки, хромой черт. Как создание Тьмы, находившееся под властью своей стороны земли, он мог общаться с обитателями этой только наедине или до первого встреченного ими сознательного существа. Рыбы не в счет, поэтому черт уходить не спешил.
- Скоро дождик пойдет, - сказал он радостно. - Хочешь зонтик?
- А одеть меня не во что?
- А деньги у тебя есть? - подначил чертик слишком, как ему показалось, требовательного Алика.
- Рехнулся что ли, адское создание? Я не фальшивомонетчик.
- И правильно. Ведь это грех большой, - черт захихикал.
Аланкрес вспомнил, что это была любимая чертова поговорка. Отдав должное собственной шутке, адское создание заковыляло прочь, оставив вампира одного на берегу, лишенного сил и всякой возможности вернуться. Алик решил, что не любит адские шутки. И еще он с неприятным чувством прикинул что проще - сторожить тысячи лет проклятого каким-то идиотом еще большего идиота, или ценой нехитрых усилий развеять по ветру последнего и вернуться домой.
Вдоль и поперек изругав черта, Алик дошел до какой-то ржавой сетки, ограждающей маленькую искусственную гавань с яхтами (настоящими), посмотрел как они качаются на волнах, никаких планов по спасению себя не придумал и двинулся было обратно, когда вдруг вернулся запыхавшийся черт с сумкой.
- Ты не против черного цвета? - пробормотал он себе под нос. - Похоже, я грабанул салон каких-то антиобщественных элементов, а они вечно носят такое, наверное, чтоб реже мыться, как ты думаешь? Эту еще никто не успел купить, я выбирал без знаков отличия, а то мало ли что...
Натягивая на себя последнюю деталь не шибко изысканного, но удобного костюма, внешне являющего собой незатейливое сочетание джинсов, футболки и кожаной куртки, увешанной блестящими застежками, Аланкрес уверился в предначертании свыше его облику вечно пребывать в цветовой гамме шахматной доски. Кожа у него меняла цвет в пределах от очень белого до не очень белого, волосы были лишь немногим темнее. В сочетании с черным цветом одежды вид получался довольно приметный.
- Как-нибудь еще встретимся, и ты расскажешь мне, как было весело, - напутствовал черт Аланкреса. Тот надеялся, что эта встреча не состоится.
*
Среди людей он должен был появиться, но наверняка появился незаметно. С сознанием, что через это надо пройти. На первом этаже устроили бар, при котором, как он узнал из разговоров, присутствовало дополнение в виде борделя. Алик просидел в баре около двух часов, прислушиваясь к разговорам и присматриваясь к жестам. Когда все начало уж слишком навязчиво повторяться, он понял, что теория пройдена, и настало время попробовать самому. Выбрав малолюдное место - лестницу за одной из боковых дверей - он увидел на ней немного примелькавшуюся за эти два часа девицу в компании физически развитого человека, каких часто называют амбалами.
Придя к выводу, что амбал девице не приглянулся, Алик решил избавить свою чувствительную натуру от наведенного дискомфорта.
- Эй, дядя, - с положенной унылой наглостью произнес он. Субъект тоже лениво замер. Эта лень скрывала угрозу, из чего Аланкрес заключил, что он на верном пути. - Не огорчай меня, верни девочку.
Следующим этапом адаптации стала потасовка, в первом акте которой не совсем еще пришедший в себя легкий Алик отлетел к впустившей его сюда двери, а во втором тот же Алик, отыскавший с грехом пополам точку опоры, вернулся и несколькими точными движениями зафиксировал обидчика. Пока он раздумывал, во что бы им кинуть, девица смотрела на него с таким безоглядным восхищением, что ему стало стыдно. При жизни своей, закончившейся давно и трагически, он вряд ли смог бы пленить какую-нибудь даму таким зрелищем. И пойманного даже не потребовалось погружать в глубокий обморок - так сильно подействовало на него обычное удивление.
Аккуратно выложив врага за дверь, Алик обернулся к даме.
Она представилась. Аланкрес, как вампир, не любил имен, которые специфика его существования обременяла эпитафиями - такой балласт в памяти был ему неприятен, поэтому он тоже представился, пытаясь переключить свои иссохшие за несколько десятилетий мысли на отстраненное наблюдение за переливами синеватого света на темных волнах ее волос.
Они станцевали два танца в сонном полумраке зала, после чего Аланкрес ускользнул в еще не совсем рассеявшуюся толпу возле сцены.
Долго стоял там, соображая, как убирается картонная декорация, прикрывающая единственный ход наверх, потом, так ничего и не придумав, присел на удобный подоконник, длинный настолько, что там могло бы уместиться в ряд человек десять,
но кто-то, всего лишь второй на нем, сел к Алику слишком близко. Вампир, еще не глядя в его сторону, почувствовал что-то знакомое, и приятный голос произнес:
- А здорово ты меня приложил.
- Могу повторить, - приветливо ответил Алик. Он соврал. Остатки его энергии не потерпели бы такой расточительности.
- Ты прости, если я тебя чем задел, - продолжал его новый знакомый, - но я не знал, что это твоя девушка.
- Прощаю, -замогильным голосом отозвался Алик. Приятно походить на человека, да еще на такого, у которого может быть эта девушка. Видимо, за сотню лет мода на мужскую внешность поменялась очень сильно.
Пока Алик выжидал момент, чтобы незамеченным пройти наверх, в обход тошнотворной картинки, ему успели представиться Генрихом, попытались что-то расспросить о здешнем обществе (Генрих оказался приезжим), рассказать пару анекдотов, в ответ на упоминание его полной неосведомленности поделиться всеми известными сведениями и, наконец-то, попрощавшись подозрительно внезапно, уйти, таясь, за какой-то малоприметной фигурой в черном.
Ночь кончалась; оставаться здесь дольше да еще в опасной близости от окна становилось опасно, и Аланкрес понимал, что придется рискнуть и ломиться сквозь декорацию открыто. Оглядев поредевшую к утру массу посетителей, вампир увидел нечто, заставившее его вздрогнуть. Прошел потерянный миг, впечатление исчезло, оставшись в памяти как краткий взгляд в котором Аланкрес прочел узнавание. Возможно, еще и удивление, но это уже не так занимало - Аланкрес был гораздо сильнее удивлен сам.
Разбираться не было времени - до художественного творения как раз образовался проход, и Алик, собрав последние силы, незамеченным проскочил отдыхать.
Череда потайных лестниц и дверей оказалась на своем месте, хоть и обветшала немного, и вампир с сентиментальным наслаждением восстановил в памяти почти не изменившийся рисунок трещин на темных стенах, мимо которых он последний раз проходил в середине ушедшего века.
Дальнейшее продвижение вверх подбросило второй повод для беспокойства - стало отчетливо видно, что эту лестницу недавно посетил человек. Он даже не удосужился стереть со ступенек свои грязные следы. А на подходе к своей комнате Алик обнаружил оставленное этим человеком послание, заткнутое за ручку двери.
Гадкое чувство загнанного животного заставило вампира на мгновение замереть. Но ведь если его хотели убить, это можно было сделать сразу, а не оставлять тут всякие бумажки, рассудил он, и, осторожно взяв письмо развернул его. Первая же фраза ошарашила своей нелепостью: 'Дорогой Аланкрес!..'
- Кому это тут я дорог? - вслух произнес он, и, когда пришло успокоение от звука собственного голоса, продолжал читать.
'...Обнаружив тебя здесь, я сначала не поверил глазам и очень испугался, потому что последний раз подобные тебе твари встречались мне единственно в рассказах, на реализм отнюдь не претендующих, коими меня небезуспешно пытались напугать в детстве. Однако, поразмыслив и изучив некоторые документы, среди которых были и те, что касались прошлого этого места, я пришел к выводу, что если ты тот, кем кажешься, ты смог бы помочь мне в одном очень простом для тебя и очень сложном для меня деле. В случае если ты решишь почтить меня своим согласием, место твоего отдохновения останется, к нашей обоюдной радости, в тайне от людей и особенно от некоей религиозной секты, допускающей существование подобных тебе и очень неприязненно к этому существованию относящейся.
Искренне надеюсь на наше продуктивное сотрудничество.
За разъяснениями обращаться в розовый дом на берегу. Спросить Фила.
Фил.'
Посещению было больше месяца, поэтому и заметил его проснувшийся и немного размокший Алик только теперь. У адских сил, будь им пусто, не было права замечать такие визиты. Автор письма и следов скрупулезно обыскал комнату, коридор и даже ветхий балкончик, что небезопасно, значит был целеустремлен и не боялся риска. Прибавив к вышеприведенным свойствам характера Фила те, что проскальзывали в письме, Аланкрес в полной мере осознал необходимость посещения розового дома.
Затем смахнул ветошь и остатки гроба с бронзовой подставки в центре комнаты и уснул на ней сидя, обхватив руками колени и уткнув в них лицо.