Аннотация: Этот рассказ - моя попытка написать классическое фэнтези. Классического - не получилось. А насчет фэнтези - судить вам.
Третий вариант
"...Великий Магистр брезгливо смотрел на пленника, сидящего на цепи златокованой. Тот ответил взглядом, полным ненависти.
- Древние Боги проклянут тебя! Будь ты проклят! Будь ты проклят!!! - последний лорд-витязь выплевывал слова, смешанные с кровью, пока сила цепь не лишила его остатков воли. А Магистр все смотрел на него, не отрывая глаз.
- На какой день вы назначите казнь бунтовщика, господин? - елейно спросил писарь, склоняясь перед магом до земли.
- Казнь? - Магистр Ориот усмехнулся. - Его казнь - это мое поражение. Потому что даже после смерти Лли Красст Элимийский останется лордом-витязем, последним из непокорных! Я одержу победу, когда заставлю его принять Ритуал.
- Не бывать этому! - прохрипел заключенный. - Я никогда не признаю богомерзкую ересь! Убей меня, пытай меня, я не предам мой род, мою веру, мою судьбу... Я не нарушу табу, наложенное Богами!
Магистр не ответил, лишь плечами пожал и пошел прочь. За ним мелко семенили писарь, комендант темницы и голем-телохранитель.
- Проклинаю... - из последних сил прошептал пленник, и его голова безжизненно упала на грудь..."
Отрывок из книги Сти Красста "Кровавый ритуал", издательство "Грезы Элимии", 473 год эпохи Патрициев.
***
- Дорогой мой Сти, я вам авторитетно заявляю, - ваша статья, посвященная наложению реальностей с точки зрения парафизики - полный бред! - дрофф 10 круга Криг Мерль опрокинул в широкий рот стакан сладкого озского вина, подцепил на вилку розовый кусок балычка, зажмурился от удовольствия. - Я весьма ценю вас, как историка, но зачем вы всегда лезете в смежные области? В которых вы разбираетесь не больше, чем гоблиноиды в балете!
- Потому что методологией одной исторической науки невозможно решить все загадки нашего славного Города, - дрофф 9 круга Сти Красст нервно теребил в руках салфетку. - Историк оперирует такими понятиями, как время и пространство, отвечая на вопрос: что в каждый момент времени проходило в каждой точке пространства? Но что должен делать историк, когда узнает, что в одно и тоже время, в одном и том же месте происходили два взаимоисключающих друг друга события? Ответьте мне, уважаемый парафизик дрофф Мерль, как возможно такое, если не принимать во внимание теорию наложения реальностей!
- Я и не отрицаю теорию наложения! - Мерль быстро проглотил пару маринованных грибов и пошарил глазами-трубками по столу, в поисках пищи, с грибами наиболее сочетаемой. - Как я могу ее отрицать, если был одним из ее авторов, за что нещадно критикуем вашим глубокоуважаемым оппонентом дрофф Милькой! Но, друг мой, нельзя же понимать мою теорию на таком примитивном уровне! Популяризация и упрощение - это недостойно дроффа! Я понимаю, вы пришли в науку из литературы. Но давайте различать исторический роман и научный труд! Недавно я перечитывал ваш "Кровавый ритуал" - вы изумительно рассказали о кризисе между эпохой Витязей и эпохой Магов, даже я был растроган. Но от статьи в "Дрофф-альманахе" я жду не сантиментов и не зубодробительных сюжетных поворотов, нет! Мне нужна глубина, четкость и логичность! Вы прекрасно владеете методологическим аппаратом вашей науки, не спорю. Но пора вытравить из себя привычку при написании работы ориентироваться на широкий круг читателей.
Дрофф Мерль завершил свою триаду тем, что осушил винную бутылку, проглотил последний ломоть прыгун-дыни, и от избытка чувств утер рот рукавом. Дрофф Красст поморщился - потомок древнего аристократического рода, даже став дроффом, он всегда очень трепетно относился к этикету. Конечно, нужно быть снисходительным к коротышке Мерлю - еще не до конца редуцированные расовые признаки выдавали в нем лесного аальфа, а те, как известно, были народом диким и непосредственным во всех своих проявлениях. Но это дело поправимое: еще несколько кругов - и весельчак Криг будет сух и сдержан, скуп на жесты, как и положено дроффу. "Еще несколько кругов - и тебя, мой дорогой Сти, не будут волновать такие мелочи, как чьи-то манеры" - усмехнулся про себя историк. Горькая эта была усмешка или наоборот - довольная, и сам он не мог понять.
- Значит, вы полагаете, мой подход недостаточно научен? - дрофф Красст промокнул салфеткой уголки рта и внимательно посмотрел на собеседника.
- Увы, это так. И правильно, правильно дрофф 3 круга Милька не принял к рассмотрению вашу диссертацию!
- Вашу, насколько я помню, тоже на доработку отправили... Глубокоуважаемый дроф 4 круга Пинг с цифрами в руках доказал несостоятельность вашей теории об изменении скорости течения времени внутри Города.
- Ох уж эти дроффы высших кругов! Конечно, конечно, они намного лучше нас с вами могут использовать научную методологию, но вот полета мысли им не хватает! Новые, смелые теории, революционные открытия - это не их удел, - тут же извернулся толстячок парафизик.
Сти Красст спрятал язвительную улыбку в пышные усы и изготовился уколоть собеседника ехидным высказыванием, когда дверь в кабинет открылась.
- Господин граф, ваша супруга к вам с визитом пожаловали. Изволите принять? - голем-дворецкий склонился в официальном поклоне, равным ровно 30 градусам от вертикали.
Красст поморщился. Во-первых, он не любил, когда его величали "господином графом" - от своего титула он отказался после того, как окончательно избрал делом своей жизни научную карьеру и прошел посвящение в 12-й круг. Во-вторых, он не выносил, когда Мирим именовали его "супругой". Официально разведены они не были, но какая семья может быть у дроффа? Сейчас, приближаясь к 8 кругу изменений, он даже вспомнить не мог тех чувств, что когда-то испытывал к этой хрупкой экстравагантной женщине и их общим детям.
Дворецкий был прекрасно осведомлен о негативной реакции своего господина на подобные фразы, и вставлял их в сообщения намеренно. Было ли это проявлением своеобразного юмора големов или же изощрённым издевательством над существами первого порядка - кто знает?
"Не изволю" - хотел сказать историк, но Мирим, отодвинув в сторону дворецкого, уже заходила в комнату.
Сти бросил на бывшую жену быстрый неприязненный взгляд и... замер.
"Какая красота! Восхитительно... Просто изумительно! А ведь это не человеческих рук работа! - думал историк, разглядывая колье на шее супруги. А тело дроффа само начало подстраиваться под использование необходимого для анализа инструментария. - Этой вещи не менее 10 тысяч лет... Нет, нет! 11 тысяч 565 лет! Золото и мифрил, значительно обогащенные зачарованной ртутью. Гномья работа, мастер из клана Молота делал. Рунические символы связывают эту вещь с защитными свойствами камня и металла. Ах, будь мой круг хоть немного выше, я мог бы использовать дистанционную хроноскопию и увидеть, как зарождалась это чудо, проследить его долгую многотысячелетнюю судьбу!" Он почувствовал сладкое томление в душе при мысли о том, что скоро, уже совсем скоро он поднимется на круг и овладеет новым научным инструментарием.
- Моя дорогая графиня! Позвольте поцеловать вашу ручку! - толстячок-парафизик выкатился из-за стола и засеменил по направлению к Мирим Красст. Та одарила его таким морозным взглядом, что Криг Мерль съежился и поспешил к двери. - Удаляюсь, удаляюсь, - тараторил он на бегу. - Не буду мешать сердечной беседе любящих супругов...
- Ненавижу дроффов, - процедила Мирим сквозь зубы, едва дверь в столовую захлопнулась.
- Дорогая, позволь тебе напомнить: твой муж - тоже дрофф, - заметил историк, поудобнее устраиваясь в кресле с высокой резной спинкой, уже несколько сотен лет служившим местом отдыхов графов Красстов Элимийских.
- Разве я могу это забыть, дорогой, - ядовито ответила она. - Забыть, что ты предал свой род, бросил своих детей, для того, чтоб превратиться в это... существо - без пола, без племени, без возраста... Быть женой научного прибора, инструмента - не об этом я мечтала!
- Мне кажется, ты мечтала о графском титуле. И ты его получила. Что тебе угодно сейчас?
- Барон так не считает. И потом, разве ты не хочешь воочию увидеть совладельца концерна "Магия Корп."?
-Нет. Меня не интересуют маги-промышленики, превратившие искусство прошлых веков в ремесло. Те, кто украл у нас надежду на чудо.
- Значит, ты отказываешься оказать услугу женщине, которую когда-то любил?
- Да, дорогая, - Сти резко поднялся со своего места. - Желаю тебе хорошо провести время на званом ужине. Я думаю, у тебя не будет проблем с выбором пары.
Он горделивой походкой прошел мимо жены и, уже собирался покинуть комнату, когда разъяренная Мирим подбежала и ударила его по лицу.
- Идиот! Какой же ты идиот, дорогой! - злобно выкрикнула она. - Можешь и дальше превращаться в нелюдя! Меня ты больше не увидишь!
И она, высоко подняв голову, вышла из комнаты. Супруг проводил ее печальным взглядом.
"Все же жаль... Жаль что я еще не овладел методологией дистанционной хроноскопии. Эта замечательная вещь могла помочь мне погрузится во времена гораздо более приятные, чем наш сумасшедший прагматичный век... Ах, как жаль..."
***
"...Эпоха Витязей (10 580-е годы - 7 114 год обратного летоисчислении, протяженность - около 3 с половиной тысяч лет) всегда была любима беллетристами, как время отважных героев, кровавых поединков и всего того, что сейчас именуют "боевая романтика". Мы, историки, можем лишь улыбнуться, читая очередную литературную поделку про походы лорда-рыцаря Хонтского против виверн или о "священной войне" между замками Мардан и Хиба, в основе которой лежали понятия о благородстве и достоинстве воюющих.
На самом деле рассматриваемая эпоха не имеет ничего общего с подобным радужным героическим эпосом. Это было время тяжелых, кровопролитных битв, основной причиной которых был раздел Единого Городского Пространства на так называемые "терриаты" и децентрализация управления.
Условно эпоху Витязей можно разделить на три периода:
- механистический (до 590 годов эпохи Витязей - до 9 990-х годов обратного летоисчисления). В это время идет дикое и стихийное разграбление того наследия, которое осталось после эпохи Механики. В бою все еще применяются артефакты, созданные гномами и человеческими механистами, но уже появляются первые "дружины" - многочисленные мобильные группы бойцов, атакующих всем скопом. Дружины, подобно саранче, кочевали из одной части городского пространства в другую, разрушая все на своем пути. Мехоноиды, которых варвары-витязи могли использовать (например, ургаганы), захватывались, остальные - разрушались. Центральная власть, все еще существовавшая в лице Главного Механика, использовала все возможности для подавления дружин, до тех пор, пока в 580 г э.в. замок Хорос - Великая Мастерская - не был разрушен и разграблен. Это был период анархии и бесправия.
- замковый (от 590-х годов э.в. до 2076 года э.в. - с 9 990-х до 8 504 года о.л.и) Именно в этот период дружины витязей сменили кочевой образ жизни на оседлый. Старинные замки - Хорос, Аппельмон, Торрия, Озо, Элимия, Эя - были заняты Князьями-витязями, объявившими себя правителями прилегающих к замку земель - терриатов. К концу первого тысячелетия, начинается дробление терриатов из-за амбиций младших сыновей княжеских родов и строительство новых замков - Мардан, Хиба, Булат, Лир, Амбра, Хонт, Ардигон, Ордан. Это приводит к многочисленным междоусобным войнам, кровавым и беспощадным. В это же время князья-витязи начинают возрождать на своих терриатах поклонение Древним Богам, утверждая, что именно от них восходит тот или иной княжеский род. Некоторые источники действительно подтверждают случаи явления божеств Старого Круга народу. Но мы не должны исключать возможность фальсификации подобных явлений.
- божественный (2076 - 3466 гг. э.в., 8504 - 7114 год о.л.и.) Князья-витязи, именуемые теперь "лордами" окончательно превращаются в наместников богов на земле. Использую метод хроноскопии, мы могли убедиться, что подобные заявления не были голословными - большинство лордов-витязей действительно имело способность совершать чудеса посредством обращения к своему богу-покровителю. Большое значение начинает приобретать такой из институтов как жречество. Жрецы, так же способные на чудотворство, становятся главной ударной боевой единицей в замковых армиях. Начинается этап централизации власти - ранее разрозненные и постоянно воюющие территаты в 2490 году э.в. принимают "Всеобщий договор", в котором обговариваются условия мирного сосуществования. В 2587 году э.в. создается Совет Лордов, который сообща решает насущные вопросы Единого Городского Пространства. Войны между терриатами идут только с разрешения Совета и регламентируются четкими правилами. С другой стороны, растет число лордов, недовольных постоянными вмешательствами Совета. Это приводит к так называемой "Войне трех врат", начавшейся в 3398 году и длившейся до конца периода.
Вскоре после начала войны, среди жрецов появляется новое учение, которое гласит, что для совершения чуда, жрец вместо обращения к богу-покровителю может использовать определенные законы движении и накопления энергии для достижения той же цели. Это учения получает название "магика", а его последователи начинают именоваться магами. Постепенно влияние магов становится все более и более значимым. Так начинается один из знаменитейших кризисов в истории нашего Города - Кризис Ритуала..."
Из учебника "Краткая характеристика эпох", дроф 3 круга М. Милька, издательство "Наука и Магия", 470 г эпохи Патрициев.
***
Самой любимой книгой моего детства был эпос "Сказания Старой Черепахи". Да и сейчас, в минуты душевного неспокойствия прикосновение к ее пожелтелым страницам возвращает мне веру в мое предназначение.
Именно со "Сказаний..." началась моя страсть к истории. Я читал о Древних Богах, запросто входивших в земные дома желанными гостями; о Драконах, способных творить нашу реальность во время своего сна; о чудесах, бывших обыденностью, но в тоже время остававшихся чудом... Читал и погружался в мир ранних эпох, словно используя хроноскопию... Впрочем, в чем суть хроноскопического метода? Это лишь живое воображение, способное войти в резонанс с другой эпохой и сделать ее реальностью.
Сколько раз я представлял себя, сидящим рядом с Великом Драконом Антом, и даже моя рука помнила прикосновение к его чешуе. Или видел сны, в которых я управлял механическим чудовищем Урганом, и даже по пробуждении некоторое время продолжал чувствовать себя Всадником. Фантазии ли это были, или первый зов моего призвания? Но эти мечты и сны наполняли меня счастьем, которое реальное бытиё не могло мне дать.
Признаюсь - реальность никогда не интересовала меня так, как прошлое, зовущее мою душу со страниц книг, с полотен портретов славных представителей нашего рода, заключенное в старинные реликвии... Чем не угодило мне настоящее, спросите вы? А может, и посмеетесь: "Глупец, неужели ты думаешь, что раньше жизнь была лучше или счастливей?" Нет, я никогда не тешил себя такими иллюзиями. Причина была лишь в том, меня влекли загадки прошлого: "Как это было?" и "Как это могло бы быть?". На заре моей жизни я и понятие не имел о терминах "Дискретное время" или "Поливариантность реальностей", но мысль: "Каким мог бы быть ход истории, если бы события развивались немного по-другому?" постоянно вертелась в моей голове.
И когда история стала моим призванием, я с удивлением обнаружил, что прошлое совсем неоднозначно. Умер ли Великий Механик Коршаулус в 578 году эпохи витязей, что повлекло за собой уничтожение последних примет Механистической Империи (этот факт зафиксирован многими историками, использующими метод хроноскопии) или жил еще более 20 лет, сумел создать армию урганов и укрепить централизованное государство (об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, а так же огромное количество обломков механических чудовищ, которые до сих пор время от времени находят по всем терриатам Города)? Существующая реальность показывает, что события развивались по первому варианту, но откуда тогда так много свидетельств существования второго? И где уверенность в том, что существующая реальность - единственно верная? Разве наш Город - это не место где возможно все? Но в этом случае, существующее настоящее - далеко не единственное возможное!
Вторая загадка, которая всегда притягивала мое любопытство - это само течение времени внутри города. Если в течении той или иной эпохи события развиваются более или менее линейно, то в период межэпохаьного кризиса они наслаиваются один на другой. Даже я, историк, исследующий Кризис Ритуала с помощью огромного количества методов, не могу с уверенностью сказать: 3460 год эпохи витязей и 22 год эпохи магов - это не один ли и тот же год? Скорее всего, так оно и есть, ибо их объединяет одно и тоже событие - завершение строительства первой Магической Башни в терриате Амбра.
Но если эпохальную систему отсчета времени еще можно попытаться привести к единой схеме, то обратное летоисчисление - и вовсе тайна за семью печатями. Когда и кто его начал? Мне так и не удалось этого выяснить, хоть я и призвал себе в помощь всю мощь исторической научной методологии. Более или менее отчетливо мы можем проследить историю Города вплоть до 35 века, но нет сомнений, что Город существовал и до этого времени.
Более всего мою душу тревожит вопрос - обратный отсчет рано или поздно всегда приводит к точке 0. И этот день наступит уже достаточно скоро. Нулевой год в сознании всех, пользующихся этой системой летоисчисления, ассоциировался с концом света, глобальными катаклизмами и прочими ужасами. Хотя, на мой взгляд, более верна версия, что нулевой год - это просто точка перехода от одного состояния Города к другому. Но в любом случае, кто и откуда знал, когда этот момент наступит? Кто и когда планировал нулевой год? Одна мысль об этом приводит меня в священный трепет...
И другой вопрос - а откуда и куда будет переходить Город? Шальная идея никак не дает мне покоя - а что если нулевой год и будет годом изменения настоящего: одна из гипотетических реальностей, проявления которых мы, историки, можем постоянно наблюдать, и станет основной? Более того - может ли произойти объединение всех гипотетических реальностей?
Хотел бы я этого, как историк и человек? Да. И дело даже не в характерном для любого дроффа стремлении к познанию неведомого. Просто я, мальчик, выросший на "Сказаниях старой черепахи", не могу не верить - каждому из нас Город может подарить свою реальность, ту, которую видишь во сне, ту, в которую можешь погрузиться, используя метод хроноскопии.
***
"...- Отрекаешься ли ты от древних богов?
- Отрекаюсь...
- Отказываешься ли ты от помощи их? - тяжелый гулкий голос Магистра обволакивал комнату.
- Отказываюсь, - пустые слова сами вываливались изо рта бывшего лорда-витязя, в то время как сердце его обливалось кровью, а душа кричала: "Не я предаю вас, боги, вы первыми предали меня! Я ждал от вас чуда! Я ждал от вас знака! Все напрасно. Проклинаю вас боги, и тебя, златокудрый Тошиму, покровитель нашего рода! Проклинаю и отрекаюсь!"
- Готов ли ты к совершению ритуала - без божественного вмешательства, лишь силой своей?
- Готов.
Да, он был готов, Лли Красст, бывший владыка над покрытыми лесами землями Элимийскими, бывший глава Совета Лордов - последнего Совета, расколовшегося под гнетом собственных дрязг и междоусобиц. "Нет, не маги, не шпионы Ориота уничтожили нас, лордов-витязей! Мы сами себя уничтожили. И моя вина велика. Вспомни, витязь, когда пал Амбрийский замок, а управлять прибрежным терриатом начали из Магической Башни, не ты радовался, что пришел конец твоему давнему врагу Норгу Амбриату? Не ты ли отказал в помощи лорду Торрийскому, надеясь позже захватить измученную в боях Торрию и присоединить ее к своим владеньям? Как слеп и недальновиден был ты, лорд Элимийский! И не кого обвинять тебе, кроме себя самого. И унижение - это лишь расплата".
- Встань в центр круга, маг Красст.
Маг! Да, именно магом суждено ему стать. Это и есть способ обрести силу - свою, не зависящую от изменчивой воли богов.
Лли Красст сделал шаг вперед, входя в ритуальный круг, душой почувствовал переплетение энергий, идущих от ритуальных символов.
- Способен ли ты провести ритуал, маг?
- Способен!
Это было правдой. Такого душевного подъема он не испытывал уже много лет. Соединить свою силу с силой круга - это легко. Создать перед собой Призрачные Врата - вот они, открылись по его желанию, без согласия богов. Источник могущества маячил перед его взором. Трепещите, боги, перед новым магом!
Оставаясь недвижимым, он сделал шаг...."
Отрывок из книги Сти Красста "Кровавый ритуал", издательство "Грезы Элимии", 465 год эпохи Патрициев.
***
Борон Аппельмонский кружился в танце с красавицей Мирим, разомлевшей от счастья. Но поведение супруги мало волновало Сти Красста. Ему хватило беглого взгляда, чтоб убедиться, что в этот раз древнее колье осталось дома, после чего интерес к женщине угас начисто. Гораздо больше его занимал спор между дрофф Милькой и компаньоном барона по магическому бизнесу, совладельцем "Магии Корп" Магистром Триллом, сильнейшим магом современности.
- И вы пытаетесь убедить меня, уважаемый дрофф Милька, что маги прошлых эпох могли производить материализацию органических объектов? - насмешливо говорил Трилл, сверля собеседника взглядом сквозь пенсне. - Да, среди магических школ имеет место такая дисциплина, как материализация, то есть применение общего закона преобразования энергии в материю путем Ритуала Создания. Но хорошо ли вы представляете сложность и энергоемкость этого процесса? Большинство магов могут материализовать камень, доску, кусок меди... Материализовать стул, нож или корзину - это уже задача, доступная архимагам! Недавно я смог материализовать музыкальную шкатулку, но этот ритуал занял около 10 часов и повторить его, увы, вряд сможет кто-то из ныне живущих. А вы говорите о материализации живой клетки!
- Вы подвергаете сомнению возможности метода хроноскопии? - сухо ответил заведующий кафедрой истории Средних эпох Абсолютного Университета. - Я лично наблюдал, как Великий Магистр Кризион материализовал червя-кровоса! Это было в 2560 году эпохи магов!
- То есть, более 5 тысяч лет назад? - суровое лицо Трилла вновь исказила усмешка. - И вы пытаетесь убедить меня в реальности этого события? Говорят, история нашего Города так запутана, что даже вы, историки-дроффы, не можете в ней разобраться?
- А вы пытаетесь убедить меня в том, что недоступное вам - не доступно никому? Или не хотите признать, что маги прошлых веков намного лучше вас разбирались в построении ритуала? - дрофф Милька оскорблено отвернулся и встретился взглядом со своим вечным оппонентом. - Рад встрече с вами, уважаемый дрофф Красст.
"А он и в самом деле рад, - подумал Сти, пожимая руку коллеге. - Благодаря мне он может отделаться от зануды-Магистра"
- Недавно перечитал ваши тезисы, - продолжал бубнить дрофф Милька. - Та часть, где речь идет о социально-экономико-энергетических предпосылках неизбежности перехода от жреческого воззвания к магическому ритуалу - хороша, не спорю. Но дальше! Извините меня за резкость, но то, что вы пишите про Кризис Ритуала - это полный бред!
Сти вспомнил недавние высказывания дрофф Мерля, и усмехнулся в усы. "Похоже, я оставлю свой след в науке, лишь как автор бредовых идей" - подумал он. А вслух произнес:
- Что же вы считаете бредом, глубокоуважаемый дрофф Милька?
- Все эти ваши заигрывания с парафизикой! Эти голословные утверждения, что якобы, ваш известный предок продолжал выступления против магов после 125 года, когда всем известно и научно доказано, что он погиб в 123 году, вскоре после принятия ритуала! В ваших художественных романах вы и то старались придерживаться официальной версии событий.
- Но как же быть с документами, найденными в старой Магической Башне Амбры?
- Чему вы больше верите, уважаемый дрофф Красст? Документам, которые могут быть фальсификацией, или ходу истории, которая утверждает, что эпоха магов с исторической неизбежностью сменила эпоху витязей? А, по-вашему, выходит, был прямой переход с эпохи витязей в эпоху королей? Это же противоречит всему, что мы сейчас видим, - Милька сделал широкий жест рукой, обводя окружающее пространство, который окончился тем, что ладонь историка едва не уперлась в грудь Магистра Трилла, все еще стоявшего неподалеку.
- Интересно, интересно, - елейным голосом произнес маг. - Не ослышался ли я? Верно ли я понял, что вы, многоуважаемый дрофф Красст, утверждаете, что периода магов не существовало вовсе?
- Как я могу утверждать подобную нелепость? - огрызнулся Сти. - Просто я обратил внимание на поливариантность событий, которую мы имеем возможность наблюдать практически при каждом из 10 известных нам кризисов.
- Поливариантность! - Магистр Трилл фыркнул. - Может быть, в таком случае, и ваше утверждение о материализации органики - это тоже поливариантный вариант реальности?
- Какая ерунда! Даже если и признать за правду эту пресловутую "Теорию наложения", то относится оно только к кризисам! А в межкризисный период, в который жил и работал Магистр Кризион, ничего подобного не было, и быть не могло! Во-первых...
Именитый историк, все больше воодушевляясь, продолжал говорить, но Сти Красст уже не слышал его слов. Ему стало скучно, как бывало скучно всегда при общении с другими людьми. Подробность уединиться и погрузиться в прошлые эпохи завладела его существом. Тем более в последнее время мысль о проверке одной идеи не давала ему покоя.
"Не следовало мне идти на этот прием, - думал он. - И как я только позволил Мирим себя уговорить? Может, виной всему было это колье, явно наделенное немалой силой - не силой проведенного ритуала, но рунической силой древних мастеров. Какая жалость, что она не надела его снова..."
Оставив увлеченных спором ученого и мага, он незаметно стал продвигаться по направлению к выходу. И почти преуспел в этом, но...
- Отец?! Давно не виделись, - Тир Красст, шестнадцатилетний граф Элимийский собственной персоной стоял перед дроффом.
- Давно... - только и смог ответить тот.
- Значит, матушке удалось вытащить тебя на вечеринку... Какой подвиг с твоей стороны! - сын ухмыльнулся, жестом подозвал к себе голема-разносчика, взял бокал игристого Марданского вина. - Кстати, ты знаешь, в чем разница между дроффом и големом?
- Это какой-то очередной ходячий анекдот?
- Можно и так сказать, - голос мальчика стал едким. - А заключается он в том, что голем - это вещь, захотевшая стать человеком. А дрофф - человек, пожелавший стать вещью. Смешно, не правда ли? Почему ты не смеешься, папочка? Или вещи не умеют смеяться?
- Просто ты всегда рассказывал не смешные анекдоты, сынок, - Сти Красст выдавил из себя улыбку и направился к двери.
- Не смей называть меня сынком! - закричал Тир. - Я ненавижу тебя! Ненавижу! Мне нужен был отец, а не хроноскоп ходячий! Иди, целуйся со свой историей!
- Не позорьте свой род, сударь! Вы теперь граф Элимийский, так что ведите себя достойно, - с этими словами дрофф вышел из залы.
Он не видел слез на лице своего сына, не слышал, как тот прошептал зло и отчаянно:
- Я не просил... Не хотел... Этот титул... Который ты на меня взвалил!
***
"... Не гневись хозяин, на раба своего. Бунтовщика непокорного Красста, из темницы бежавшего, все еще не сподобились мы найти. Ни ритуал поиска, ни чары обнаружения в деле нашем помощи не оказывают. Благодарствую безмерно, твою помощь принимаючи, но даже присланный тобой шар зачарованный дело наше не сподобил...
... Объявился изменник в родной Элимии, да подступиться к нему не можем мы, ибо дружину он успел собрать немалую. Братья его, витязи Ардигонский и Хонтский, в нарушении клятвы Ритуал отвергли, и вновь к проклятым древним богам обратилися. И жрецы их поганые при покровительстве небесном барьер защитный вокруг замка Элимийского установили. Все, что можем мы, то только твоего, Великий, приезда ожидать...
... Со всех терриатов тянутся в Элимию непокорные. Забыли витязи распри свои и под началом Лли Элимийского объединилися. Провозглашает он себя не витязем, но царем, наместником божественным на земле бренной. О чудесах, им творимыми, слухами мир полниться. Того гляди, войска безбрежные на Амбру двинуться. Господин мой, молю - без вашего вмешательства не справится нам, даже со всей мощью ритуала магического...
... Скорбим всечасно о кончине Магистра Великого Ориота, да будет мир завратный добр и справедлив к душе его. Но с просьбой к Совету Магов обращаемся - выступить всеми силами против бунтовщика Лли Красста. Дружина его в поход готова двинуться, а нам одним в сражении против них не выстоять....
... С мольбами обращался к вам, сейчас шлю лишь проклятия. Армия наша разбита силой чудотворной, неведомой. Но вам, нас предавшим, не долго осталась в Башне вашей прятаться - идет на Амбру рать несметная. В мой последний час отвергаю я ритуал, и к Древнем Богам взываю - прокляните собак трусливых, своих верных слуг в час битвы оставивших..."
Отрывки из писем, написанных магом-воителем Порротом (приблизительно - второй век эпохи магов)
***
Принято считать, что ставший дроффом человек, или любое другое разумное существо, теряет не только признаки своей расы и пола, но и часть своей личности. Ту часть, которая связывала его с другими. Способность испытывать личную привязанность. Способность испытывать и выражать эмоции. Новое сознание и новое тело дрофа, полученное им после церемонии посвящение, служат ему инструментарием в его научной работе. Только и всего. В представлении большинства жителей города, дрофф - не более чем предмет, выполняющий определенную функцию.
Может и так.
Но что тогда болит внутри моей души?
Что испытываю сейчас я, дрофф 9 круга Сти Красст?
Разочарование, что мой круг не достаточно высок для сложных исследований.
Злость на надутого индюка дрофф Мильку и его нежелание видеть очевидные вещи, которые находятся перед самым его носом.
Печаль оттого, что мой сын не разделяет моего увлечения историей.
Неприязнь к людишкам, неспособным поднять голову от земли и, взглянув в прошлое, узреть будущее.
Гордость, что мне доступно то, что не доступно им.
Радостное предвкушение оттого, что скоро я смогу узнать то, чего никому еще не удавалось - провести не просто хроноскопию, но хроноскопию гипотетического прошлого и доподлинно узнать, какой из двух вариантов реальности имел место быть на самом деле.
Волнение и щекочущий страх - обычные спутники для человека, готового шагнуть в неведомое.
Вот сколько эмоций для одного несчастного дроффа!
И вы все еще считаете нас лишь инструментом?
***
"...в возрасте 38-ми лет, в результате произвольного отделения души от физической оболочки, скончался дрофф 9 круга Сти Красст, великий ученый и замечательный человек. Мы все скорбим об этой утрате. Он оставил глубокий след в наших сердцах и истории нашего Города.
Сти Красст, урожденный граф Элимийский (родился в 443 году Эпохи Патрициев) являлся потомком известного рода, который ведет свое начало от 720 года эпохи Витязей. В те времена Крассты владели всеми землями терриатов Элимии, Ардигона и Хонта, а представители рода в разные времена возглавляли Совет Лордов. Существуя более 9 тысячелетий, этот род подарил миру много выдающихся людей - вождей, магов, генералиссимусов, королевских советников, общественных деятелей.
Господин Крастт с детства увлекался генеалогией и историей своего рода. К 30 годам он был весьма известен, как историк-любитель и автор исторических романов, в которых красочно описывал подвиги своих предков. Книга "Кровавый Ритуал", посвященная восстанию 122 года э.м. и книга "Черное знамя", рассказывающая о войне с Тремя Царствами 370- 467 гг э.к., в настоящее время признаны классикой исторического романа. Но молодой Красст мечтал о большем, что привело его к посвящению в дроффы. Ради науки он отказался от свого титула, оставил красавицу-супругу и троих детей.
Как ученый, дроф Красст написал несколько книг. Из под его пера вышел школьный учебник по истории Поздних Эпох (Эпоха Витязей - Эпоха Королей), Университетские пособие по истории. В соавторстве с парафизиком дрофф Мерлем он разработал теорию пространственно-временных наслоений реальности, изложенную к книге "Нереальная Реальность" (480 г. э.п.), которая вызвала много споров в научных кругах. В последний год жизни он занимался совершенствованием хроноскопического метода. Именно это и стало причиной его гибели. Но его жертва, принесенная во имя науки, не будет напрасной.
Он умер так же достойно, как и жил, и все мы будем помнить..."
Из некролога, опубликованного в газете "Университетский вестник", 481 г. эпохи Патрициев, 1 год по Обратному летоисчислению.
***
Великий Магистр брезгливо смотрел на пленника, сидящего на цепи златокованой. Тот ответил ему взглядом, полным любопытства.
- На какой день вы назначите казнь бунтовщика, господин? - елейно спросил писарь, склоняясь перед магом до земли.
- Казнь? - Магистр Ориот усмехнулся. - Его казнь - это мое поражение. Потому что даже после смерти Лли Красст Элимийский останется лордом-витязем, последним из непокорных! Я одержу победу, когда заставлю его принять Ритуал.
- Ритуал! - последний из лордов-витязей Сти Красст горько усмехнулся. - Если бы дело было только в ритуале. Развитие магии неизбежно... Но верный ли ты путь избрал, Магистр? Твоя волшба качается на качелях между чудом и технологией... Прав ли ты был, когда превратил магический ритуал в технологический процесс, в котором нет места чудесам? Прав ли ты, когда пытаешься утопить в крови не отдельных непокорных, но целую эпоху?
- А прав ли ты, витязь, пытаясь задержать эпоху, которая завершена? Разве мы оставляем гниющий труп рядом с новорожденным?
- Нет. Но порой мы отдаем дитя на воспитание стрикам, чтоб он впитал в себя их мудрость...
- Что не мешает ребенку совершать свои ошибки, - усмехнулся маг, а потом кивнул в сторону коменданта. - Снимите с него цепь.
И цепь златокованая с грохотом упала к ногам дроффа.