Резня в Умани, чудовищный эпизод Холокоста Богдана Хмельницкого
Славят героев еврейской резни
Славят героев еврейской резниКак известно, отряды батьки Хмеля тотально уничтожали еврейское население. Не было покоя Правобережной Украине и после Хмельницкого. Варшава отдала России Левобережье и Киев, но правый берег Днепра, где находилась Умань, остался за Речью Посполитой.
Здесь продолжалось насильственное окатоличивание украинцев. С 1764 года на правобережных землях фактически уничтожили свободу вероисповедания, а униатскую церковь объявили единственно законной. Православные еретики-«схизматы» подлежали суровому суду. Расправой были петля, кол и сожжение живьем.
В защиту выступили повстанцы-гайдамаки. На любую жестокость со стороны поляков гайдамаки отвечали двойной жестокостью. И снова досталось евреям, служившим варшавской администрации.
Лично управлять обширными земельными владениями польские магнаты не желали – слишком хлопотно. Предпочитали сдавать земли и села вместе с холопами предприимчивым еврейским арендаторам. В результате, православные люто ненавидели и тех, и других.
Зверства гайдамацких отрядов зачастую были за гранью человеческого понимания. Среди событий этого народного движения, получившего название Колиивщины, наиболее поражает и ужасает Уманская резня. Т.Шевченко описал ее в поэме «Гайдамаки». Вот самая страшная часть «Кобзаря», апофеоз крови и садизма. Учителя предпочитают не читать поэму школьникам, справедливо опасаясь за детскую психику.
Уманскую крепость взяли запорожский полковник Максим Железняк и сотник Иван Гонта. В течение трёх дней их гайдамаки вырезали до 30 000 евреев.
- По своей жестокости тогдашнее массовое убийство ничем не уступает преступлениям фашистов, - утверждает историк Аркадий Блюмин из Калифорнии.
Свое исследование событий 1768 года провел уроженец Умани, доктор технических наук, профессор Ассир Рабинович:
- Те давнюю трагедию можно без колебаний назвать Холокостом восемнадцатого .века.Украинцы подняли восстание против «хулителей православной веры - ляхов и жидов». Их возглавил Железняк, будто бы получивший от Екатерины II «золотую грамоту», предоставившую ему право уничтожать поляков и евреев. Кроме Тараса Шевченко, подобное восстание блестяще описал Гоголь в повести «Тарас Бульба». Не случайно Остап становится атаманом Уманского куреня, Тарас отправляется спасать сына именно из Умани.
Под лозунгом истребления всех без исключения «от Нохума до Боруха», они напали и захватили Жаботин, Черкассы, Смелу, Корсунь и многие другие города и местечки Правобережья. Всюду безжалостно грабили и убивали «врагов православной веры». Конечно же, первыми в числе врагов были «кляти жиды». Подошли к Умани, где находилось большое количество евреев, как городских, так и искавших защиты из охваченных антисемитским пожаром мест.
Гайдамаки обложили город, и тут произошло предательство: отряд служивших Польше казаков под командованием сотника Ивана Гонты, перешёл на сторону восставших. По свидетельству одного из летописцев «…вместо сражения началось казацкое братание и резня евреев, находившихся вне крепостных стен. Рубили зверски: беременным женщинам вспарывали животы, вытаскивая оттуда плод и запихивая кошек, а младенцев топили в реке…»
Описания зверств невозможно спокойно читать и спустя 240 лет. В одном из еврейских свидетельств об Уманской резне сказано: «Когда гайдамаки ворвались в город, оставшиеся в живых евреи заперлись в синагоге и отчаянно защищались. Не в состоянии справиться с осаждёнными, разбойники привезли пушку и ядрами стреляли по синагоге. Тысячи евреев лишились там жизни, но сделались мучениками за веру… Гонта–изверг издал объявление, чтобы богатые еврейские купцы, если пожелают спастись от гибели, немедленно принесли ему значительный выкуп. Купцы поверили, принесли ему деньги и драгоценности, но тот, забрав у несчастных выкуп, всех лишил жизни, выбросив из окна. Были убиты тысячи евреев, их кровь переливалась за порог синагоги. Убийцы топтали младенцев на глазах их матерей, живых детей вбивали на острия пик и с торжеством носили по улицам, как бы празднуя победу». Другой еврейский летописец писал: «Разложив на полу свиток Торы, они (гайдамаки) стали топтать его ногами и резать на нём евреев. Резня была так велика и ужасна, что кровь зарезанных стояла в синагоге выше порога. Потом гайдамаки вынесли из синагоги свитки Торы, разложили их по улицам и верхом проезжали по ним».
В актах Уманского Базилианского монастыря сказано так: «Страшно было видеть их (евреев), живыми плавающих в собственной крови, без рук, без ушей, обнажённых, которых добивали собравшиеся из сёл поселяне… тут даже женщины, ожесточённые примером мужей, дубинами, серпами, ножами резали и убивали, и даже детей своих к этим жестокостям принуждали».
Кровавая вакханалия продолжалась трое суток. Беспрецедентная жестокость гайдамаков поставила Уманскую бойню на одну ступень с самыми ужасными проявлениями массовых преступлений.
После гайдамаки вышли из города, в котором просто невозможно было находиться из–за огромного количества повсюду валявшихся трупов и страшного зловония. Устроили в поле табор и, поделив между собой добычу, непрерывно пьянствовали в течение двух недель.
Сведения о числе убитых в Умани евреев расходятся. Как свидетельствовал историк Карамзин, «…гайдамаки зверски вырезали в городе Умани всё 30-тысячное еврейское население».
Покончив с Уманью, отправились в Балту, куда бежали немногие спасшиеся евреи. Резня продолжалась, хотя размах был не тот – резать уже было почти некого. Дальше гайдамаки направились в Бендеры, где также грабили и убивали. Но это были их последние злодеяния. Екатерина II послала на усмирение, по её собственному выражению – «душегубов» - российские войска. Железняк и Гонта были схвачены.
Максима Железняка, как российского подданного сослали в Сибирь. Семьсот гайдамаков были повешены вдоль дороги Умань – Львов. Гонту, как предателя Польши, передали в руки поляков, которые его пытали и затем подвергли средневековой казни – 10 дней палач должен был вырезать кусок кожи со спины осужденного, на 11-й – отрубить обе ноги, на 12-й – обе руки, на 13-й вырвать из груди сердце, на 14-й – отрубить голову. Правда, экзекуция продолжалась всего три дня. Иван Гонта показал пример нечеловеческого мужества, и польский гетман Браницкий милостиво приказал отрубить ему голову.
В жуткое время нацистской бойни история повторилась: еврейское население оккупированной Умани было полностью уничтожено. Но давайте оглянемся вокруг и посмотрим, что творится в наше время. Сегодня Гонта и Железняк – национальные герои Украины. Их именами названы улицы, а в Умани обоим поставлен памятник. В селе Гонтовка Винницкой области, установлен бюст Гонты – наподобие тех, что устанавливали в СССР при жизни дважды Героям Советского Союза. Такое только в страшном сне может присниться»..
Источник: Zahav.ru