Эта статья больше как приглашение поучавствовать в разгадке одной из загадок древности.
Наверное все слышали о горе, под названием Синай. Но если кто-либо может быть забыл, то я напомню. В библии, в книге Исход, описывается событие, которое оказало одно из самых (если не самое) значимых влияний на историю всего человечества. А именно, на этой горе Бог вручил Моисею два скрижалия с десятью заповедями.
(Отвлекаясь от основной темы моей статьи, хочу сказать пару слов в отношении десяти заповедей. Возможно, кое-кто считает - что здесь такого? Основываясь на чем я утверждаю, что они оказали огромное влияние на наше мировозрение? Особенно на тех, кто далек от религии? Это не Гегель, и не Вольтер и даже не Маркс. Наверняка я преувеличиваю.
Хочу пояснить, что многие понятия, которые нам кажутся сейчас само-самим разумеющими, стали такими только после того, как человечество получило десять заповедей. До них, например, понятие недели не существовало. Есть среди горе-атеистов мнение, что разделение месяца на недели пришло в иудаизм уже после вавилонского пленения, что мол это результат использования лунного календаря принятого тогда в Вавилоне. На самом деле счтитать так - просто глупость. Если исчеслять месяцы по лунному календарю, то в каждом месяце есть от 29 до 30 дней. Т.е. было бы удобнее и гораздо ближе к правильному отсчету разелить месяц не на 4 недели по 7 дней, а на 5, по 6 дней в каждой. С другой стороны - зачем месяц вообще делить на недели?
Для выходного дня? Но ведь до десяти запопведей выходных дней не было. Одни пахали без перерыва (рабы), а другие не работали вовсе (их хозяева). Выходной день появился только после десяти заповедей и многими народами долгое время не воспринимался. Даже Цицерон в Древнем Риме злорадствовал по этому поводу: мол какие евреи дураки - седьмую часть своей жизни они тратят на ничего неделанье.
И т. д. - я не буду перечислять все нововведения внесенные десятью заповедями.
Через какое-то время они перкочевали в другие религии, а оттуда - в западную философию и даже в марксизм.)
Возвращаясь назад, к горе Синай, не существует одного мнения о ее местоположении.
(На самом деле есть опять-таки некоторое число горе-ученых, которые утверждают, что никакого исхода евреев из Египта не было, что все это "сказки венского леса" и выдумки религиозных клерикалов и что мол, евреи придумали эту историю от нечего делать, сидя в вавилонском плену. В доказательство своей правоты они приводят, как аргумент, отсутствие археологических находок, главным образом в Египте, которые подтвердили бы еврйскую версию. Другими словами, они считают все написанное иероглифами на камнях - правдой, а все написанное в Библии - враньем. Или еще так: они считают отсутствие доказательств доказательством их отсутсвия.
Я не буду сейчас вдаваться в критику подобного подхода к истории - это очень обширная тема. Скажу только, что я не придерживаюсь подобных идеологических взглядов. И поскольку, я считаю, что исход все-таки был, то вопрос состоит только в том, где, когда и по какому маршруту он происходил)
Так вот среди тех, кто как и я, не сомневается в историчности исхода возникает вопрос: где же все-таки находися гора Синай?
Предлагают разные варианты. Самой популярным из всех является гора с современным названием Синай. (У арабов она называется ДжебелЬ Муса - гора Моисея). Другим популярным местом является гора Святой Катерины, поскольку это самая высокая гора на синайском полуострове. Я хочу предложить свой вариант. Не только предложить, но и обосновать.
В связи с этим я хочу остановиться на одном событии связанным с горой Синай, а именно, на истории с золотым тельцом.
В книге Исход рассказывается, что когда Моисей поднялся на гору Синай, то его долго не было обратно и люди оставшиеся ждать внизу решили, что его уже нет в живых. И тогда они обратились к первосвященнику Аарону, чтобы он вылепил других богов, которым они будут поклоняться. Вот русский перевод:
"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога (евр. Элохим), который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельцa. И сказали они: вот бог (евр. Элохим) твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской!"
Кое-кто, после чтения этой истории, может задать вопрос: а почему именно золотого тельца? Tеленка? Почему не какого-нибудь другого, более впечатляющего, животного? Или, скажем, кого-то похожего на человека? Почему этот идол должен был быть теленком? Чем он так понравился древним евреям?
Этот вопрос, кстати говоря, задавали многие и ответы на него не были слишком логичными. Чаще всего говорят, что тут подразумевался ханаанский бог Баал (помните знаменитого полководца Ганнибала?), иногда изображаемый в виде полубыка- получеловека.
Ну, во-первых нигде не найдено изображение Баала - быка, а во-вторых бык это все-таки не теленок.
Другим кандидатом является Египетский бог Апис, изображаемый быком. Но он еще менее пригоден для этой роли, чем Баал.
Надо заметить, что золотой теленок встречается в Библии еще в одном месте, а именно в третьей книге Царств, в рассказе о первом царе разьединенного Израиля, Иеровоаме. Там говорится следующее:
И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову; если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому. И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане.
Обратите внимание, как похожи слова Иеровоама на те, что были произнесенны в книге Исхода.
А теперь давайте взглянем на другие источники, в частности в книгу "Еврейские древности" еврейского историка Иосифа Флавия, жившего в 1 веке нашей эры .
В своей книге он более-менее пересказывает содержание Библии. Интерсной оссобенностью его пересказа является то, что он ни словом не говорит об инциденте с золотым теленком у горы Синай, как-будто такого не было и в помине. В его описании даже непонятно зачем Моисей поднялся на гору еще раз, за второй копией десяти заповедей.
А вот в отношении Ировоама он повторяет Библиский рассказ почти слово в слово. За одним лишь исключением. Говоря, о статуях в храмах Вефила и Дана, он, вместо слова "теленок", употребляет слово "телка". Телка? Почему телка (теленок в женском роде)?
В первом переводе Библии на греческий Септуагинта (его оригинальный текст не дошел до нас, сохранилась только копия) в эпизоде у горы Синай употребляется слово "теленок", а в эпизоде с Иеровоамом - опять "телка".
Означает ли это, что у горы Синай и в Вефиле молились разным богам, или где-то вкралась ошибка? Что правильнее: теленок или телка? Имеет ли это какое-нибудь значение?
Хочу обратить внимание на еще одно обстоятельство: в Библейском рассказе об исходе слово "литой" написано в женском роде ( מסכה ) вместо מסך . Другими словами там как бы написано "литая теленок", вместо "литой теленок", грамматически неправильно.
Ну хорошо. Если это действительно была телка, а не теленок - то что это нам дает?
Есть гора в синайской пустыне под названием "Серабит ель Хадим" ("камменые стажники"). Эта гора, находящаяся примерно в 40 километрах к северо западу от горы Синай и знаменательна она в нескольких отношениях.
В давние времена там находились каменоломни, где семитские работники (наемные или рабы?) добывали для древнего Египта полудрагоценные бюрезовые камни. До сих пор там сохранились многочисленные надписи. В основном на древнеегипетском языке. Но есть среди них одна надпись написаннаная на семитском языке. Она написана не иероглифами, а буквами. Это самая ранняя из всех известных надписей алфавитным письмом. Сделаная она на небольшой статуе.
Кто же такая Хатор? Хатор была египтской богиней, не из самых высоких, но и не из низких. Где-то посередине. Она считалась покровительницей тех, кто работал на добыче бюрюзового камня. У подножья горы Серабит ель Хадим находятся развалины ее храма.
Но вот что интерсно. В египтеских источниках эта богиня изображается коровой (или телкой) или женщины с рогами:
Вот и вопрос: а что, если в истории с золотым теленком кто-то из копировальщиков (когда-то, много лет назад) перепутал и вместо телки написал теленок? А что если эти беглые рабы у горы Синай вылепили не теленка, а богиню Хатор? Тогда нам становиться ясным как и проихождение истории так и места, где она произошла.
Моя статья не является окончательной. По мере того как появятся новые археологические находки и новые прочтения старых надписей она будет дополняться и возможно изменяться. Я не хочу ничего загадывать. Однако препологаю, что найдуться желающие подискутировать и возможно кто-то внесет какие-то дополнения. Милости просим: в спорах рождаются истины.