Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Исходные материалы к рассказу "Билет на человечность" триптиха "Полюса человечности"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Может, кому интересно, как из обсуждения реальной ситуации получается рассказ ("Билет на человечность")...


ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАССКАЗУ "БИЛЕТ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ" ТРИПТИХА "ПОЛЮСА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ"

(из обсуждения диптиха "Полюса человечности" в комментариях к рассказу Дмитрия Метелицы "Последний день Бога" )

  
   В обсуждении участвовали: Борис Левин (БЛ), Дмитрий Метелица (ДМ) и Сергей Ковешников (СК). Курсивом выделено наиболее, на мой взгляд, существенное, определяющее суть обсуждаемого конфликта.
  
   БЛ. А вот недавно случай был на эту тему в автобусе. У нас в Минске почти в каждом - кондуктор, а могут ещё и контролёры пожаловать. Зашёл мужик, и нет денег на билет, просит кондуктора проехать, а та ни в какую: мол, контролёры её за безбилетника не похвалят. Сердобольная бабуся начала активно стыдить... кондуктора за отсутствие... да-да! - человечности (так и говорила: человечности). Мне это... лицемерие надоело (как она сидела ровно за мной, и зудела в ухо), и я предложил бабусе просто-напросто оплатить за мужика проезд. Так вот, она "просто-напросто" меня не поняла: ни с первого раза, ни со второго. Вопрос: кто правее (отговорка: все правы, как видите, не сработает!) - кондуктор-бог, бабуся-бог, я-бог или несчастный мужик-бог?
   ДМ. В этой ситуации мне трудно судить со стороны. Как проводник, я сейчас резко невзлюбил мужика, который вынуждает кондуктора нарушить правила :)) Но зато я могу достоверно поставить себя на место кондуктора, тем более, что знаю немного о их работе (судя по контролю пригородных электричек). Кондуктор, как и контролёр, как и проводник - работает с людьми и постоянно сталкивается с ситуацией, когда его просят нарушить правила. Одни благодарят деньгами, другие словами... я могу провезти зайца бесплатно, если он меня убедил, что ему это надо :))) думаю, так у всех. С принципиальными проводами и кондукторами я не сталкивался :))) Но контроль действительно есть и у нас сейчас он жёсткий... наверное, что у вас ёщё жёстче. Так что: кондуктор пошёл на конфликт сознательно, это был его выбор - поступить не по-человечески (в скобках оставляем возможность того, что он, как и все мы, зарабатывает на леваке, утаивая часть пассажиров от контроля государства. То есть, настоящий заяц - это убыток ему) И с этой стороны был не прав. Но остался прав официально. Правила лицемерны - они всегда создают конфликт между желаниями работника и тем, что надо делать. Бабка - это другой разговор. Теоретики человечности, как либералы - вечно лезут с нравоучениями :) Ей не хватало практического взгляда на проблему, но его хватило вам, вы-то предложили реальный выход. С человеческой точки зрения не правы все. Контролёр, потому что выбрал для себя, а не для человека; бабка, так как считала, что слово - и есть дело; вы, оттого что, имея реальный взгляд на вещи, не заплатили сами за этого человека; и мужик, который своей просьбой спровоцировал моральный конфликт кондуктора и окружающих. Так вот, с человеческой точки зрения, он - правее всех, его дело - сторона, он обратился к людям за помощью, а их решение - вопрос их нравственного состояния. С официальной стороны, он - самый неправый, после него - бабка, подогревшая конфликт против кондуктора.
   БЛ. Отличный разбор полётов! Из всех правее - Вы. Серьёзно. А я, и в самом деле, почувствовал себя, мягко говоря... - что говорить, поезд ушёл. Просто увлёкся воспитанием бабки, а заодно всех присутствующих, интересующихся отвлечённой человечностью. После этого самому подать пример было бы показухой: мол, смотрите, вы все сволочи, а я - герой. Но тут я вспомнил одну существенную деталь. Кондуктор предложила не просто выйти мужику, а выйти и сесть на любой другой автобус или троллейбус (благо, они идут один за одним и точно по расписанию, по минутам), в котором не будет кондуктора. И было бы всем счастье! И ещё: мужик говорил, что нет денег, так как его отпустили из милиции (ограбили там?), и от него несло перегаром.
   СК. Забавное совпадение. На днях оплачивал покупку и у меня не хватало пяти рублей... Стал доставать сотенную. Так бабулька, что позади стояла, предложила продавщице: "давайте я за него отдам, чего вы тут менять будете..." Вот так:) Я её конечно поблагодарил:))))
   ДМ. И у меня так было! Каждый делает выбор, как поступить - по своей правде, чужой или по правилам? :)
   ДМ. Тем более, что с дополнениями ситуация чуть другая. С моральной стороны, кондуктор всё равно не прав, хотя ему добавляются баллы по человечности (к тому же, нельзя упускать из виду, что, возможно, контроль реально грядёт, может, у них месячник бдительности в парке?), а у мужика они сминусовываются. И я бы, находясь на месте любого из присутствующих, точно не заплатил бы за него, просто из неприязни к пьяному... Хотя варианты, конечно, возможны разные.
   БЛ. Вот же - точно! - вся правда в мелочах. На следующей остановке как раз находится контора - "гнездо" контролёров, откуда они по утрам разъезжаются по маршрутам. Так что кондуктор реально боялась! И я это, кстати, тоже знал, почему. Мужик мог и не знать. И бабка. Пьяного мужика кондукторша могла ещё и невзлюбить, как отражение своей жизненной ситуации: эта неприязнь чувствовалась (хотя я мог это и надумать себе; может, просто контролёрша, этакая гром-баба, - принципиальная и бессердечная).
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"