Конкурс литературных произведений - одно из проявлений жизни. А в чём смысл жизни, и для чего, в этой связи, проводится конкурс? Есть разные ответы на вечный вопрос. Но, пожалуй, каждый согласиться, что улучшать жизнь (себя и мир) - достойная цель. Такая цель соответствует и религиозному мировоззрению.
В этом кратком философском вступлении мы выяснили, что конкурсы, проводящиеся на сайте Самиздата, должны - хочешь, не хочешь - улучшать как участвующих в них (совершенствовать писательское, или поэтическое мастерство), так и читающих (а через них - мир). Можно, конечно, и просто развлекаться, проводя конкурсы, как, например, в блиц-конкурсе поэтических экспромтов. Но потехе час, а делу всё-таки большее время...
Так что же зависит от организаторов конкурсов, чтобы выполнить эту задачу двойного совершенствования?
Прежде всего, в правилах конкурса должна быть чётко обозначена его цель: совершенствование мастерства пишущих и совершенствование мира (для которого и о котором они пишут). Это не исключает и других целей, как например, развлечение. И есть конкурсы, в правилах которых эти цели указаны.
Далее, в правилах должны быть оговорены и способы решения этих целей. Если этого не делать, то продекларированные цели останутся на бумаге (вернее, на мониторе) благим пожеланием, маниловщиной. Любое дело реализуется с помощью инструментов, и профессионалы не рассчитывают на авось и небось, на шапкозакидательство, на "с ножом на паровоз", на "порвать голыми руками" и т. д. и т. п. А вот в большинстве конкурсов - рассчитывают. Организаторы оправдывают себя и конкурсантов тем, что Самиздат априори - "не для профи". Причём, удивительно, что организаторы, сами способные создавать литературные произведения на высоком уровне, отказывают, получается, конкурсантам в праве реально совершенствовать своё писательское или поэтическое мастерство.
Единственным приемлемым конкурсным инструментом, служащим для оттачивания мастерства авторов и направления их произведений на совершенствование мира, может быть оценивание произведений судьями. В качестве судей обычно выступают сами конкурсанты, оценивающие произведения друг друга (так называемый самосуд), либо судьями являются отобранные организаторами конкурса наиболее творчески способные авторы Самиздата, или профессионалы со стороны (жюри), а чаще используется и самосуд (первый этап конкурса), и жюри (второй этап конкурса).
Оцениваться произведение должно не в целом, по принципу "понравилось - не понравилось", а по сумме профессиональных критериев, которые и определяют литературное мастерство и задачу совершенствования.
Какие бы критерии не были выбраны организаторами конкурса, они, безусловно, должны быть указаны в правилах. Другое дело - как ими пользоваться: они могут быть обязательными или рекомендованными (обязанность практически профессионально анализировать тексты может отпугнуть от участия в конкурсе, а рекомендация - всё же лучше, чем ничего), использованы полностью, или частично (то есть использоваться должны все указанные в правилах критерии, или будет дано право каждому судье использовать критерии по своему выбору из определённого правилами минимума).
За время участия во многих конкурсах мною были собраны различные системы оценивая, в которых использованы разнообразные критерии.
Приведу все эти критерии, суммировав их и сгруппировав.
Для прозы:
1. Соответствие правилам конкурса: теме и жанру;
2. Писательское мастерство: качество текста, структура, сюжет и средства его выражения (разнообразные технические приемы, общий уровень владения русским языком, стиль, композиция, логичность, художественно-изобразительные средства, художественность изложения, атмосферность, раскрытие характеров персонажей, оригинальность, авторские находки);
4. Личные читательские симпатии, восприятие (читательское чувство), эмоциональность, сопереживание, увлекательность, интерес, в том числе, финал (развязка, окончание);
5. Грамотность (орфография, пунктуация и, особенно, синтаксис).
Для стихов:
1. Сюжет;
2. Смысл, ясность изложения, либо туманность и даже абсурдность (но в контексте стихотворения);
3. Владение техникой стихосложения: ритм, рифма;
4. Поэтический язык (метафоры, образность, свежесть, лёгкость и т.д. и т.п.);
5. Эмоциональность;
6. Общее впечатление.
Каждому из этих критериев в правилах конкурса должна быть установлена его значимость в баллах (максимальная и минимальная оценки), и, ориентируясь по ним, судьи выставляют оценки. Они суммируются, и эти суммы (или средний балл) определяют распределение мест произведений в конкурсе.
Главное, чтобы опубликованы были не только суммы баллов, по которым можно узнать лишь место в конкурсе, но и результаты голосования по каждому критерию, так как только отсюда конкурсант может узнать, на какую сторону своего творчества ему следует обратить внимание, чтобы совершенствоваться самому, с тем, чтобы совершенствовать мир (последней цели служит и оценка идейной составляющей произведения: насколько она отвечает задаче совершенствования мира).