Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Примеры параллелизма в Новом Завете

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПРИМЕРЫ ПАРАЛЛЕЛИЗМА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

  
   В статье "Литературные особенности Библии. Глава 1. Параллелизм" дано восемь примеров параллелизма. Но все они только из Ветхого Завета.
   Примеры из Нового Завета не были приведены, так как и без того общеизвестно, что все четыре Евангелия, особенно синоптические (от Матфея, Марка и Луки), представляют собой сплошной пример параллелизма - в них очень часто одно и то же говорится разными словами.
   Однако, при работе над статьей "Возлюби ближнего, как самого себя" пришлось воспользоваться параллелизмами из Нового Завета, без которых невозможно было бы объяснить некоторые основы как иудаизма, так и христианства.
   Ниже приведены эти примеры, но с более подробной аргументацией, чем в упомянутой статье.
  
   Пример 1. Всех ли любит Иисус?
   Общеизвестна одна из аксиом христианства: Иисус любит всех. Однако, в Евангелиях слов Иисуса об этом нет. Напротив, Иисус говорил, что он любит не всех, а только тех, кто любит его и соблюдает его заповеди, то есть только своих последователей (христиан).
   "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35).
   Как видим, Иисус прямым текстом призывает любить только "друг друга", призывает к любви только "между собою", своими учениками.
   Параллелизм этой фразы (выделен шрифтом) - в раскрытии понятия, кто такие "друг друга", это - "между собою", то есть только между учениками Иисуса. "Любите друг друга" и "любовь между собою" параллельны.
   Вот еще несколько высказываний Иисуса, из которых следует, что он любит не всех, а только единомышленников.
   "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14, 15).
   "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим" (Иоан. 14, 21).
   Из этих двух цитат ясно видно, что, по мнению Иисуса, Бог любит только тех, кто соблюдает заповеди Иисуса, то есть его последователей, христиан.
   "Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (Иоан. 15, 9 - 10);
   Иисус отвечает взаимностью: любит только тех, кто любит его, соблюдая его заповеди, то есть только христиан.
   Таким образом, тех, кто не соблюдает его заповеди, всех нехристиан Иисус не может любить - ведь он говорит о своей любви только к соблюдающим. И к этому же Иисус призывает своих единомышленников-христиан:
   "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15, 12 - 13).
   В этой последней фразе Иисус призывает к любви - но тоже только между друзьями. Иисус не призывал своих последователей любить всё человечество - это совершенно очевидно.
   Здесь также применен параллелизм: параллельны "любите друг друга" и "положит душу за друзей своих".
   Как отмечалось, параллелизму свойственно уточнение и углубление информации. Во второй части этого параллелизма уточняется, что "друг друга" это - "друзей своих". А углублением является разъяснение, что "любите" это - "положит душу свою" (самопожертвование является наибольшим проявлением любви: любить больше жизни).
   Как видим, ни о какой любви ко всем у Иисуса речи не идет, а только о любви к единомышленникам. И это стало возможным узнать с помощью параллелизма.
  
   Пример 2. "Все" для апостола Павла.
   Лишь среди посланий апостолов можно найти всего три стиха в двух посланиях апостола Павла к Фессалоникийцам со словами о любви как будто бы ко всем. Но кто эти "все"? Вот эти три стиха:
   "А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем" (1 Фес. 3, 12);
   "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем" (1 Фес. 5, 15);
   "Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами" (2 Фес. 1, 3).
   Все эти три стиха похожи друг на друга - в каждом из них говорится о любви и добре по отношению друг к другу и ко всем. Эти стихи можно рассматривать как элементы одного параллелизма, так как в них практически одно и то же говорится разными словами.
   Подчеркнем, без применения метода параллелизма, выяснить, кто такие эти "все", невозможно.
   Обратим внимание, что в Первом послании к Фессалоникийцам (первые два вышеприведенные стиха) апостол призывает к любви и добру: "да исполнит и преисполнит любовью", "ищите добра". То есть апостол говорит о том, что предстоит сделать. А вот во Втором послании к Фессалоникийцам апостол уже констатирует факт сделанного (по его призыву из Первого послания): "умножается любовь". Причем, апостол "по справедливости" благодарит Бога за точное исполнение Фессалоникийцами Первого послания. Значит, то, что апостол назвал вначале (в Первом послании) "друг к другу и ко всем" и "друг другу и всем", потом (во Втором послании) называет более точно "друг ко другу между всеми вами". Однозначно, это - параллелизм.
   Сомнение может вызвать союз "и" (в стихах из первого послании), соединяющий "друг друга" и "всех": "друг к другу и ко всем", "друг другу и всем". Ведь обычно этот союз соединяет разные понятия, а не разъединяет одинаковые. Но в Библии нередко этот союз "и" соединяет одинаковые понятия, являющиеся как раз элементами одного параллелизма. Приведем два примера подобной формы параллелизма.
   "И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди" (Быт. 7, 21). "Всякая плоть, движущаяся по земле" включает в себя и птиц, и скотов, и зверей, и гадов, и людей, несмотря на союз "и", соединяющий всех этих существ со "всякой плотью". Очевидно, перед перечислением "всякой плоти" просто нужно было поставить двоеточие.
   "Сон твой и видение главы твоей на ложе твоем" (Дан. 2, 28). "Сон" и "видение" - это одно и то же (параллелизм), различающееся нюансами: видение - это духовная часть сна (при параллелизме последующая часть, как правило, углубляет, уточняет смысл предыдущей).
   Таким образом, мы не только развеяли сомнения (относительно союза "и"), но и нашли еще один параллелизм (внутри параллельных стихов): "друг к другу" и "ко всем" ("между всеми вами") - это одно и то же, но записанное разными словами. "Всеми вами" уточняет, что "друг к другу" - это не конкретные получатели послания, не какие-то "любовные пары" (например, супруги), а каждый должен любить всех братьев (и сестер) по вере. "Между всеми вами" - "все", да не все, а только "между вами".
   В целом, в цитатах из Первого послания к Фессалоникийцам эти "друг ко другу" - те христиане, к кому конкретно направлено послание, а "все" - это все христиане вообще (как сказано во Втором послании: "между всеми вами"), но никак не всё человечество.
  
   Пример 3. Что значит "возлюби ближнего" по-христиански?
   Хорошо известно, что в конце нагорной проповеди Иисус сказал: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мат. 7, 12). При этом вряд ли кто-то обращает внимание на "закон и пророки" - пришлось выделить шрифтом.
   Но про то, на чем основаны "закон и пророки" Иисус сказал еще раз в самом конце жизни (Мат. 25, 2) немного по-другому: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мат. 22, 37 - 40).
   Оба раза Иисус раскрыл суть "закона и пророков". Первый раз это одна-единственная заповедь: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Во второй - две: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя".
   Поскольку оба раза сказано практически об одном и том же (об основах "закона и пророков"), то это - параллелизм.
   Прежде всего, следует отметить, что под словосочетанием "закон и пророки" понимается еврейское Священное Писание (Ветхий Завет), которое состоит из книг Закона, книг Пророков и книг Писания. Например, в неканонической Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова о еврейском Священном Писании сказано: "Многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей" (Сир. 1, 1).
   Следовательно, Иисус оба раза в Евангелии от Матфея (7, 12 и 22, 37 - 40) процитировал то, что было известно до него евреям из "закона и пророков", то есть из еврейского Священного Писания (Ветхого Завета).
   Вот эти места, которые Иисус процитировал: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими" (Втор. 6, 4) и "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19, 18).
   Вернемся к сказанному Иисусом о том, на чем "утверждается весь закон и пророки".
   Первая фраза о "законе и пророках" касается только взаимоотношений людей. Вторая состоит из двух частей: одна - об отношении людей к Богу, другая - людей между собой. Первая фраза является как бы сокращенным вариантом второй.
   Таким образом, Иисус дал две формулировки основы взаимоотношений людей, на которых строится Ветхий Завет. Поскольку эти определения - основа одной и той же религии, отличающиеся лишь словами, то это - параллелизм. Повторим эти формулировки об отношениях между людьми (в сокращении, только их суть).
   Первый вариант: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
   Второй вариант: "возлюби ближнего твоего, как самого себя".
   Поскольку эти варианты - элементы параллелизма, то "любить ближнего" означает "поступать с ним так, как хочешь, чтобы и ближний поступал с тобой". А поступки - это действия, а не чувства.
   Следовательно, любовь к ближнему, как к самому себе - это не проявление нежных чувств к ближнему, а хорошие поступки.
   Поскольку этот вывод отличается от общеизвестной заповеди Иисуса о любви, то необходимы пояснения.
   Любовь, как чувство, Иисус сформулировал в последние дни своей жизни на тайной вечере ближайшим ученикам, и она, как было показано выше, касается только христиан между собой: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13, 34 - 35).
   Итак, ветхозаветная "любовь к ближнему, как к самому себе" означает только добрые дела по отношению к ближнему (любому), а христианское "любить друг друга" означает, согласно словам основоположников христианства, именно любить, но только единомышленников.
  
   Пример 4. Кровь и любовь.
   Новую заповедь любви Иисус провозгласил на так называемой тайной вечере, о чем написано только в Евангелии от Иоанна: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13, 34).
   В других Евангелиях ничего об этой новой заповеди не сказано. И это выглядит очень странным, учитывая огромное значение заповеди о любви!
   Зато в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки написано, что на этой же тайной вечере Иисус объявил новый завет: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... пейте... сие есть Кровь Моя нового завета", назвав своей кровью вино, а телом - хлеб (Мат. 26: 26, 28; то же: Мар. 14, 22 - 24; Лук. 22, 19 - 20).
   А вот этого нет в Евангелии от Иоанна в описании тайной вечери, хотя ей в этом Евангелии посвящены шесть глав (в остальных Евангелиях - всего по одной неполной)!
   Что же это за новый завет, который связан с вкушением символов крови и тела Иисуса?
   Прежде всего, обратим внимание на то, что слова "новый" и "завет" написаны со строчных букв, и значит это - не Новый Завет, включающий все-все заповеди Иисуса.
   Также отметим, что содержание новой заповеди Иисус полностью раскрыл ("любите друг друга..."), а нового завета - нет.
   Так, что же означает "ядите... Тело... пейте... Кровь"?
   Начнем с того, что "заповедь" и "завет" - синонимы. Поскольку во всех Евангельских рассказах о тайной вечере (и только там!) говорится об одном и том же (новой заповеди-завете), то это - параллелизм.
   Тогда и содержание новой заповеди и нового завета должно быть одинаково. А содержание это, в одном случае выражено словами "любите друг друга", в другом случае - "ядите: сие есть Тело Мое... пейте... сие есть Кровь Моя". И тогда получается, что любить друг друга - то же самое, что пить символ крови (вино) и кушать символ тела (хлеб) Иисуса.
   Этот вывод кажется настолько непонятным, сомнительным и даже абсурдным, что многие ученики Иисуса не поняли своего Учителя, когда после насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус говорил почти то же самое: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан. 6, 56). "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?" (Иоан. 6, 60). Из-за этого непонимания "с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Иоан. 6, 66).
   А логика этой связи очень проста, и основана на главном постулате христианства, что Иисус - Сын Бога. Сам Иисус очень много раз говорил о своей божественности, например: "Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне" (Иоан. 14, 11).
   Вкушая символы тела и крови Иисуса, в соответствии с его новым заветом ("ядите: сие есть Тело Мое... пейте... сие есть Кровь Моя"), человек, поверивший Иисусу, что тот - Сын Бога, и представивший, что Бог реально находится в этих символах, не может не осознавать, что помещает вовнутрь себя частицу Бога. А вместе с этим - и частицу его качеств, в том числе и способность любить, в соответствии с его новой заповедью: "Заповедь новую даю вам, да любите".
   Таким довольно простым, хотя и искусственным, способом в христианине возбуждается христианская любовь.
   Но если Бог любит всех, то от человека Иисус этого не требовал. Обращаясь к своим ученикам, он завещал им любить только друг друга (христианин христианина): "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13, 34).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"