Ниже описаны разные случаи нарушения технологии, имевшие место в производственной котельной с паровыми котлами. Операторы, как правило, скрывают такие неприятные случаи, прежде всего, от начальства, так как нередко оно руководит по принципу "я начальник, ты дурак", и с удовольствием находит тому подтверждение в "косяках" своих подчинённых - вместо того, чтобы помогать им в решении возникших проблем и предотвращении подобных в дальнейшем. И нештатные ситуации - именно такие "радостные" для начальства случаи подтвердить свой ум на фоне провинившихся операторов. А вот операторам приходится быть солидарными друг с другом как в сокрытии, так и, главное, в исправлении неприятных ситуаций. Оборудование переходит из рук в руки при сдаче-приёмке смены. И доверие - лучшая гарантия его работоспособности. Потому как проверить абсолютно всё - невозможно. А вот узнать от коллеги - проще пареной репы. Поэтому скрывать мне от вас неприятные случаи нет никакого резону.
1. ОТКЛЮЧЕНИЕ ОДНОГО КОТЛА ВМЕСТО ДРУГОГО
Этот случай произошёл с очень опытным оператором, и показывает, что никто не застрахован от ошибок, даже самых курьёзных.
Когда котёл останавливают надолго, то отключают от электропитания приборы, в том числе и электроманометр (автоматика "Контур" с РС-25). В операторной рядом стоят два электрошкафа двух котлов. На одном стрелка манометра колеблется и показывает давление пара в работающем котле, на другом стрелка застыла на том давлении, которое было в котле на момент его выключения (и выключения электропитания шкафа).
Поскольку работает то один котёл, то другой, двигающаяся стрелка - единственный верный признак того, куда надо смотреть. Но застывшая рядом стрелка, указывающая примерно то же давление, что и в работающем котле, раздражает. Тем более, что в неработающем котле давление уже на нуле.
Неопытный, неуверенный в себе оператор смиряется с судьбой, опытный - берёт её в свои надёжные руки. Он смело идёт к шкафам, заходит за них, открывает дверь (этого, конечно, делать нельзя, но не звать же каждый раз электрика!), чтобы подать ток на электроманометр, и тогда стрелка сядет на ноль, и перестанет раздражать неправильным показанием... Щелчок выключателя, и... тишина в котельной!
Оператор вместо того, чтобы включить ток в шкафе неработающего котла, выключил в шкафе работающего! Котёл, естественно, остановился. Вероятно, логика оператора была такова: с лицевой стороны нужный шкаф был слева, и зайдя с тыла, открыл левый же шкаф.
Немного адреналина, и осознание того, что человеческий фактор никакой автоматикой не победишь!
2. ИЗМЕРЕНИЕ ЩЁЛОЧНОСТИ НА НЕРАБОТАЮЩЕМ КОТЛЕ И ЗАКРЫТОЙ ПРОДУВКЕ НА РАБОТАЮЩЕМ
Этот случай иллюстрирует закон подлости, гласящий, что если неприятности могут произойти, то они произойдут наиболее неблагоприятным образом.
В котельной рядом попеременно работают то один котёл, то другой. Предыдущая смена включила в работу котёл после ремонта. А после длительной остановки и ремонта вода в котле девственно чиста, то есть её щёлочность невелика.
Задача оператора котельной, как известно, проста, как оглобля - вернуться после смены домой живым и невредимым. А смертельных врагов в котельной всего два: газ и вода. Но следить за ними надо в оба!
Данная история касается воды, поэтому остановимся только на ней.
Вода, находящаяся в котле, то есть котловая вода, несёт две угрозы: упуск и перепитка, в частности, попадание котловой воды в паропровод.
В нашем случае могло произойти попадание котловой воды в паропровод, что привело бы к взрывному разрушению паропровода. Поэтому сначала рассмотрим, из-за чего теоретически это может быть, а потом перейдём к делу.
Заброс воды в паропровод может произойти двумя путями: из-за механической перепитки, когда уровень воды повышается выше нормы и уходит за пределы видимости в водоуказательном стекле (например, из-за неисправности питательного клапана), и из-за вспенивания воды в барабане в результате повышения щёлочности котловой воды выше нормы.
Вот, последнее и могло произойти в нашей истории.
Чтобы вода вспенилась в котле, должна увеличиться её щёлочность выше нормы.
Щелочная вода на ощупь - мыльная. И чем больше щёлочность, тем более мыльная, при очень большой - она пенится. Вот эта пена из барабана котла и попадает в паропровод.
Чтобы щёлочность держать в пределах нормы, лаборантка периодически измеряет её, а оператор, ориентируясь на эти измерения, открывает вентиль непрерывной продувки больше, или меньше. Лаборантка берёт пробу воды из линии непрерывной продувки котла.
Итак, операторы приняли смену. Лаборантка измеряет. Щёлочность минимальная, и почему-то не растёт. Вначале подумали, что поскольку котёл только после ремонта, вода в нём свежая, и ещё не набрала щёлочности. Но когда прошло полсмены, это стало подозрительным. Решили проверить линию непрерывной продувки: может, пропускает вентиль на байпасе сепаратора.
В сепараторе непрерывной продувки вода из котла разделяется (сепарируется) на воду и пар: вода идет в теплообменник и греет свежую воду, идущую в деаэратор, а пар греет эту же воду непосредственно в деаэраторе. Обводная линия (байпас) сепаратора служит для удаления воды непрерывной продувки из котла мимо сепаратора на случай его ремонта.
Оказалось, наоборот, арматура на линии непрерывной продувки работающего котла была не излишне открыта, а вообще закрыта, причем непосредственно у котла - после ремонта оба вентиля непрерывной продувки на котле были закрыты. Смена, которая разжигала котёл, не проверила их, и открыла только вентиль на сепараторе непрерывной продувки, тот которым регулируется щёлочность.
Тогда возник вопрос: если непрерывная продувка была полностью закрыта, то как щёлочность могла не расти? Появилось подозрение: откуда лаборантка берёт пробу котловой воды? Так и есть! Лаборантка не знала, что работает котёл после ремонта, и брала пробу из котла, который работал раньше (в неработающем котле щёлочность, конечно, не растёт)! Котлы стоят рядом, и который из них шумит, не разобрать. А в это время щёлочность бесконтрольно росла. Хорошо, что операторы вовремя спохватились.
Вот как бывает: непрерывная продувка на работающем котле была закрыта, а щёлочность контролировалась на неработающем котле. Просто невероятно! Но так было. И это случилось с очень опытными операторами и лаборанткой.
Вывод: проверять, принимая смену, надо внимательно, причем, всё - особенно после ремонта оборудования (как гласит китайская мудрость, не дай бог жить в эпоху перемен).
3. НИЗКАЯ ЩЁЛОЧНОСТЬ
Когда что-то делается нестандартно, это требует особого внимания.
Как-то не уследили за щёлочностью, и она выросла очень-очень. Чтобы быстро её снизить и избежать возможного вспенивания воды в котле, оператор открыл на всю катушку запасную линию непрерывной продувки (основная шла через сепаратор, а запасная - напрямую на слив в барботер). Можно было бы полностью открыть основную линию, но это было бы видно по выбиванию воды из сливной воронки после сепаратора, а также выросло бы давление пара в деаэраторе и выбило бы гидрозатвор. Начальник бы это заметил, и наказал бы. А кому охота терять премию?
Когда опасность миновала, закончилась смена. Оператор решил не сообщать следующей смене о том, что по его вине могло случиться вспенивание. Но, очевидно, поскольку мысли о своём имидже занимали всю его голову, то мысль о том, чтобы закрыть вентиль на запасной линии, не смогла там возникнуть. И с чистой совестью он пошёл на выходные, а потом и в отпуск.
И вот целую неделю все смены боролись с низкой щёлочностью в несчастном котле. Но поскольку побороть её не могли, и не могли найти причину, то чтобы не получать нагоняй от начальства, не сообщали ему, а щёлочность приписывали в журнале до нормы. Ну, кто мог подумать на эту запасную линию, которая была как бы законсервирована со времени установки сепаратора?
В конце концов, кто-то из операторов всё же обнаружил "диверсию".
Но начальство так и не узнало про этот случай, так как все операторы, включая "шестёрок", были виноваты в том, что не могли найти причину и вместо этого занимались приписками (в сговоре с лаборантками).
Это ж сколько воды утекло из-за того, что начальство строгое!
4. ЗАКРЫТИЕ НЕ ТОЙ ЗАДВИЖКИ
Когда в смене работает неопытный оператор, за ним нужен глаз да глаз.
На паропроводе между котлом и сборной гребёнкой установлены три единицы запорной арматуры: главный паровой вентиль на котле, затем задвижка на паропроводе от котла, и задвижка на паропроводе от двух котлов на входе в гребёнку. На работающем котле вентиль, естественно, открыт, на неработающем, находящемся в резерве, закрыт, но может быть и открыт (так называемый горячий резерв). А вот задвижки открыты всегда, кроме тех случаев, когда котёл на ремонте (чтобы обезопасить работающих на котле людей от проникновения пара из общего паропровода).
Один котёл готовили к ремонту, и надо было закрыть и вентиль, и задвижку этого котла (но не общую от двух). Вот, опытный оператор и послал неопытного выполнить эту неквалифицированную, механическую операцию. Спросил только: "Знаешь, где это?" Конечно! Главный паровой вентиль, конечно, знал, где. А задвижку где-то как-то видел...
Когда неопытный вернулся, то опытный переспросил: "Ты был там-то и там-то?"
Не совсем поняв координаты, неопытный ответил, лишь бы тот отвязался: "Там, там..."
Через несколько дней состоялся разбор полётов.
Оказалось, ремонт выполнили без проблем (ведь главный паровой вентиль был закрыт в любом случае, и, слава богу, не пропускал пар). Но вот с вводом другого котла (на время ремонта этого) в паропровод была проблема. Когда давление в котле стало, как положено, на 0,05 Мпа (0,5 ат) меньше, чем в паропроводе, открыли паровой вентиль, но пар в паропровод не поступал!
Выходило, что где-то дальше паропровод перекрыт. Проверили, и оказалось, что кто-то (догадались, кто?) закрыл задвижку на гребёнке, общую от двух котлов: того, что поставили на ремонт, и того, что включали в работу.
Ничего страшного, в общем-то, не случилось. Остановили котёл, снизили давление, чтобы подключить его к паропроводу, вновь разожгли, потихонечку открыли задвижку на гребёнке... Да ещё вспомнили "тихим, добрым словом" того, кто устроил эти манёвры ни в чём ни повинной смене.
Котельная - не то место, где можно сделать что-то приблизительно, не точно, да ещё и скрыть это от коллег.
5. ПЛЯШУЩАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ В ДЕАЭРАТОРЕ
Однажды температура воды в деаэраторе, а также питательной воды перед насосом резко снизилась. А потом выросла обратно. И так неоднократно. В чём проблема? Чудо какое-то!
Температура воды в деаэраторе должна быть 100 - 102RС. Это нужно для того, чтобы из питательной воды вышел весь кислород, и не было кислородной коррозии поверхностей нагрева котла.
Вода нагревается паром в самом деаэраторе, а перед тем - параллельно в трёх теплообменниках: в главном (водой из деаэратора, поступающей на питательный насос); в теплообменнике сепаратора непрерывной продувки (водой непрерывной продувки); в теплообменнике выпара (паром, выходящим из деаэратора).
Температура воды в деаэраторе поддерживается автоматически: подачей пара (по его давлению в деаэраторе) и подачей воды (по её уровню в деаэраторе). Но эту температуру надо контролировать - мало ли что...
И вот, температура прямо на глазах (за пару минут) резко снижается до самой низкой - температуры воды до её нагрева (14RС). И одновременно так же снижается температура воды перед питательным насосом...
Температура деаэраторной воды измеряется термопарой, установленной на трубе между деаэратором и главным теплообменником, а температура питательной воды - сразу на выходе из этого теплообменника.
Поскольку вода в деаэраторе, в принципе, не может резко охладиться, то можно было заключить, что проблема - в главном теплообменнике. И вот как это происходит.
Если трубки теплообменника пропускают воду, то подаваемая в них насосом холодная вода передавливает горячую воду, поступающую самотёком из деаэратора в межтрубное пространство. Далее холодная вода полностью вытесняет горячую из межтрубного пространства и, с одной стороны, поднимается в деаэратор, а с другой - попадает в питательный насос. Получается, что вода, минуя деаэратор, сразу идёт в котёл, и в котле происходит кислородная коррозия.
Но почему температура "плясала"?
Суть неисправности, как сказано, в том, что холодная вода передавливала горячую. Но центробежный насос, подающий воду, работает с непостоянным давлением (частотное регулирование) - оно зависит от отклонения уровня воды в деаэраторе от заданного: если уровень ниже, то частота вращения двигателя насоса (и, следовательно, давление подаваемой воды) автоматически увеличивается, чтобы подать воды больше (до заданного уровня в деаэраторе), а если выше, то - меньше. То есть иногда холодная вода передавливала горячую, а иногда - нет.
Сразу отключать на ремонт главный теплообменник не было возможности. Вышли из положения вот как.
Задвижку холодной воды на входе в главный теплообменник максимально прикрыли так, что холодная вода перестала передавливать горячую при любом давлении насоса (а на остальных теплообменниках открыли больше). Задвижку на выходе полностью открыли - чтобы она не создавала давления. Конечно, точно сравнять давление холодной и горячей воды невозможно, и какая-то минимальная часть воды продолжала поступать не туда (и неизвестно: холодная - в горячую, или горячая - в холодную).
Потом, конечно, теплообменник отремонтировали.
Главное же, как видим - в технике чудес не бывает.
6. МЕСТЬ УВОЛЕННОЙ ЛАБОРАНТКИ
Согласно правилам, вход посторонних в котельную запрещён, хотя и закрывать на замок входные двери нельзя. Крутись как хочешь!
Оборудование химводоочистки (ХВО) расположено в производственном цеху и отделено от него перегородкой с дверью, которая всегда закрыта на замок. Наружную дверь тоже закрывают, так как на смене работает одна лаборантка. Периодически в определённое время лаборантка должна уходить из ХВО в котельную для контроля жёсткости воды в деаэраторе и щёлочности котловой воды. При этом дверь она закрывает на замок.
И вот однажды жёсткость воды в деаэраторе оказалась повышенной, хотя на выходе из ХВО она перед тем была нормальной. Чудеса!
А жёсткость - это содержание природных солей в воде. Если их много, то будет отложение накипи в котле, снижение его к.п.д. и, в конце концов, авария котла (хотя и не сразу, конечно).
Стали разбираться на ХВО. Оказалось, что открыта задвижка на трубе, по которой подаётся раствор соли для регенерации фильтра. Поскольку сама она открыться не могла, а лаборантка, будучи в трезвом уме и ясной памяти, не делала регенерацию, то заподозрили чей-то злой умысел. Причём умысел человека, хорошо разбирающегося в ХВО.
А перед тем была уволена кое-чем провинившаяся, но считавшая себя незаслуженно обиженной, лаборантка. Естественно, подумали на неё.
Проверили: да, с проходной сообщили, что под каким-то предлогом она прошла перед этим на предприятие - как раз ко времени, когда на ХВО никого не должно было быть. А дверь в перегородке оказалась вскрыта.
На месте преступления её не поймали. Да и что с обиженной женщины возьмёшь! Но вот дверь в помещение ХВО и, тем более, котельную должна быть на надёжном запоре.
Люди, будьте бдительны!
7. САМОЗАКРЫВАЮЩАЯСЯ ЗАДВИЖКА
Однажды сработала автоматика безопасности котла по нижнему уровню.
Быстро проверили всё, что могло к этому привести. Питательный насос работал. Питательный клапан работал. Что ещё могло препятствовать подаче воды в котёл? Разве, что закрытая арматура на питательной линии... Но она вся была открыта.
Хорошо, что опытный оператор намётанным глазом заметил кое-что необычное: шток задвижки на всасе насоса был непривычно низко опущен, то есть задвижка была прикрыта.
Оказалось, вертикально расположенный шток с маховиком очень легко, буквально одним пальцем вращался в сальнике, и от вибрации сам собою закрутился.
Поджали сальник. И всего-то, а ведь от такой мелочи зависела работоспособность котла.
8. НЕ ВРЕЗАЙТЕ В ХИМОЧИЩЕННУЮ ВОДУ НИЧЕГО!
Питательная вода отличается от обычной водопроводной значительно меньшим содержанием солей. Её удаляют на оборудовании химводоочистки (ХВО), чтобы соль потом не осела на поверхностях нагрева котла в виде накипи. О содержании солей судят по жёсткости - её периодически измеряет лаборантка как после фильтра в ХВО, так и в котельной после деаэратора.
И вот, однажды оказалось, что жёсткость воды в деаэраторе намного больше, чем в ХВО.
Сначала подумали, что лаборантка что-то не так сделала на ХВО. Но прошло время, а жёсткость воды в деаэраторе не снижается. А на выходе из ХВО - нормальная.
Раз не виноват стрелочник, то стали искать стрелку... То есть техническую неисправность на ХВО. Однако, там всё оказалось исправно. Осталось одно предположение: где-то по пути воды между ХВО и деаэратором подмешивалась сырая вода. А ведь точно знали, что никаких врезок сырой воды в линию химически очищенной воды не было и быть не могло.
Но ведь чудес не бывает, да и там, где ступала нога хомо сапиенса (человека разумного), всё возможно. После долгих-долгих поисков нашли-таки врезку сырой воды. Её когда-то кто-то временно сделал, после чего намертво закрыл на врезке задвижку, и забыл отметить это на схеме трубопроводов. Но со временем задвижка стала пропускать воду.
А ведь, казалось бы, зачем контролировать жёсткость воды в котельной, если её проверяют на ХВО?
9. КОГДА НА ДЕАЭРАТОРЕ ОТКЛЮЧЁН СИГНАЛ УРОВНЯ
Не ручаюсь за точность описания подробностей, но суть причины, из-за которой произошла авария, рассказать надо. А случилось одно из самого неприятного: в паропровод попала вода из деаэратора, в результате чего порвало паропровод.
А началось всё с временного отключения звукового сигнала превышения допустимого уровня воды в деаэраторе.
Однажды котельная не работала. Давления в котлах и паропроводе нет. Насосы отключены. Задвижки на линии подачи воды в деаэратор - закрыты.
Перед плановой остановкой котельной деаэратор наполняют водой максимально, так как вода из котлов может уходить (испарение, утечки), и их надо периодически подпитывать. Поэтому звуковой сигнализатор превышения уровня воды в деаэраторе отключили (иначе он постоянно звенел бы).
Давление водопроводной воды (из городской сети) перед ХВО есть всегда, а задвижки после ХВО и перед деаэратором не держали. И воды в деаэраторе потихонечку набралось столько, что она попала в паропровод через линию подачи пара.
Непонятно только, почему не справились с этим потоком воды открытые (вернее, они должны были быть открыты) дренажи на паропроводе? Однако, пока котлы не работали, и пар не поступал в паропровод, это ни к чему не могло привести. А вот, во время розжига котлов и пуска пара в паропровод разорвало паропровод.
Конечно, смена, которая перепитала деаэратор, виновата - операторы расслабились в то время, когда котлы не работали, и не следили за уровнем по водомерному стеклу - тогда бы вода не перепитала деаэратор. Но ещё больше виновата смена, которая разжигала котлы: надо было, независимо ни от чего, очень аккуратно, очень медленно разжигать котлы, и по одному. А они разожги сразу два котла. При резком повышении давления даже маленькая капля воды летит по паропроводу, как пуля, расшибая любое препятствие на своём пути.
10. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ НАСОСОВ
После ремонта центробежного питательного насоса надо было включить его в работу, чтобы проверить работоспособность.
Переключение насосов - рутинная операция. Но только не после ремонта, о чём операторы забыли, пока не случилась довольно крупная неприятность. Вообще, всё, что после ремонта, требует особого внимания.
Вот как переключали насос.
Открыли задвижку на всасывающей стороне отремонтированного насоса. На насосах, находящихся в резерве, она открыта всегда. Затем включили насос. Он зашумел, значит, двигатель и крыльчатка закрутились, в чём убедились и визуально - по вращению муфты. Тогда открыли задвижку на нагнетательной стороне. И отключили насос, который работал до этого.
Всё нормально?
А нормально - это не просто когда насос шумит, не просто когда он крутится, а когда подаёт питательную воду в котёл. И не просто подаёт, а подаёт с необходимым давлением, то есть не меньшим, чем давление пара в котле - иначе вода туда не попадёт.
А узнать об этом можно, и главное, нужно - по манометру на питательной линии после насоса, а также, на всякий случай, перед котлом. И сделать это надо сразу после отключения насоса, который работал до этого.
Почему операторы не убедились в этом - загадка. Возможно, из-за того, что над душой у них стоял начальник, покрикивающий: "Быстрей-быстрей! Давай-давай!"
В общем, "быстрей-быстрей" закончилось упуском воды из котла и необходимостью включать резервный котёл.
Почему шумящий и крутящийся насос не подавал воду в котёл, знает каждый слесарь.
После ремонта в насосе не было воды. Когда он шумел и крутился, то качал не воду, а молотил воздух, и не факт, что рано или поздно подсосал бы воду. Чтобы такого не было, перед включением насоса после ремонта его надо заполнить водой. Для этого открывают сливной вентиль и задвижку на входе в насос. Когда из сливного вентиля пойдёт вода, значит, насос заполнен водой, и сливной вентиль закрывают. Вот только теперь и можно насос включать в работу. Но не забыть проверить давление воды после отключения другого насоса!
В общем-то, заполнить насос водой - обязанность слесаря (которой он пренебрёг!). Но если оператор не хочет неприятностей, то всё должен проверить сам.
11. ЗАКРЫТЬ ЭЛЕКТРОЗАСЛОНКУ
На каждом паровом котле есть главный паровой вентиль с ручным приводом, а за ним электрозадвижка (или электрозаслонка). Обычно на котлах закрывают, когда надо, главный паровой вентиль.
А тут вдруг начальник дал указание закрыть электрозаслонку. Электро, так электро, чего проще - нажал на кнопочку, и всё.
Оказалось, что операторы слишком буквально поняли указявку. Начальник имел в виду, что кроме обычного вентиля надо закрыть ещё и электрозаслонку, так как за котлом предполагался ремонт. Через две единицы запорной арматуры пар, точно, не пройдёт в зону ремонта.
В общем, с ремонтом, слава богу, обошлось (тем более, что к началу ремонта давление в котле было уже существенно снижено). А вот смена, которая вводила котёл в работу, осталась очень недовольна.
В сменном журнале чётко было написано, что закрыта электрозаслонка. Но операторы подумали (вместо того, чтобы проверить!), что вентиль закрыт тоже, но про него не написали (решили они за других), поскольку это само собой разумеющееся.
В котельной ничего само собой не делается, всё делают люди, а люди могут периодически ошибаться. Поэтому всё нужно проверять самим.
Они не проверили, и смело нажали на кнопочку открытия электрозаслонки.
Все верно: чтобы подключить котел к паропроводу, сначала надо открыть дальнюю от котла арматуру (то есть электрозаслонку), и только потом - ближнюю (главный паровой вентиль).
А как известно, подключать котёл к паропроводу нужно, когда давление в нём вырастет не более, чем на 0,05 МПа (0,5 ат) меньше, чем в паровой магистрали. Проще говоря, давление в котле должно быть меньше давления в магистрали на 0,05 МПа или еще меньше, но ни в коем случае не больше его.
Если же разница давлений еще не достигла минимальной (0,05 МПа), то есть больше ее, то при попытке открыть вентиль результирующая сила давлений пара над и под клапаном (направленная навстречу открыванию) может выгнуть прокладку клапана, или даже оторвать клапан от штока.
Если давление пара в котле, наоборот, будет больше, чем в магистрали, то при открывании вентиля конденсат, который может находиться над клапаном вентиля, попадёт в паропровод и может разорвать его.
И вот, будучи уверенными, что вентиль закрыт, операторы стали открывать электрозаслонку, как и положено, заранее, не дожидаясь, пока разница давлений на вентиле достигнет минимальной (0,05 МПа).
По свисту пара, прорывающемуся в котел через заслонку, операторы сразу поняли, что главный паровой вентиль не закрыт.
Хотя ничего страшного не произошло, да и не могло (электрозаслонка открывается достаточно медленно, и можно успеть среагировать, да и разница давлений для нее не имеет значения), но этот случай показывает, что всё нужно проверять самим.
12. НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ПИТАТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
На одном котле периодически не срабатывал питательный клапан. Сигнал на него поступал, а он не закрывался. Котёл останавливался по верхнему уровню.
И разбирали клапан, и чистили, и регулирующую головку снимали с другого котла и ставили на этот - без толку. Но разбирали, снимали, чистили и заменяли только регулирующую часть, а корпус клапана не изымали из трубопровода. А зачем его трогать - корпус с седлом ведь не двигается, он же "как памятник"! Ведь это движущиеся части не срабатывали...
Однажды в очередной раз сняли "почистить". Ничего не обнаружили, и уже поставили было, но опытный и добросовестный слесарь посветил фонарём в корпус и... обнаружил большую шайбу. Она, похоже, обитала там давно, так как края её были основательно сточены, вся она была закоревшая.
Очевидно, потоком воды её подымало и подсовывало под клапан - он и не закрывался.
Через некоторое время аналогичная ситуация с питательным клапаном повторилась, но на другом котле. Тут клапан, наоборот, недостаточно открывался, и воды котлу не хватало. То есть питательный клапан вел себя вполне предсказуемо, но крайне плохо.
С этой проблемой операторы поначалу справлялись самостоятельно. Когда нагрузка на котел длительное время была большой (а это происходило не часто), и видели, что уровень воды в котле неуклонно падает, приближаясь к критической отметке, то переходили в "полуавтоматический режим": приоткрывали байпас на питательном клапане. Но это было чревато перепиткой котла при снижении нагрузки, и аварийной остановкой котла.
Наконец, операторское терпение лопнуло, и пришлось специалистам разбираться с клапаном. И снова - внутри корпуса клапана обнаружили посторонний предмет.
На этот раз - болт, как раз такой, какими присоединяется управляющий механизм к корпусу клапана. Болт был изрядно потрепан такой не свойственной ему жизнью.
13. ОСТАНОВКА КОТЛА ШВАБРОЙ
Автоматика "Контур" была заменена на современную, электронную - под девизом, обращённым к операторам: "Теперь будете разжигать котёл одной кнопочкой".
Ну, в действительности, пока дело доходит до заветной кнопочки, много воды утекает, и с десяток операций надо выполнить. Но это всё равно лучше, чем задвижки крутить и с запальником возиться...
А вот выключить... Тут одной кнопочки вполне хватает. Ломать, как говорится, не строить.
Был как-то в операторной ремонт. И вот, женщина-маляр подходит к сенсорному монитору котла, протягивает пальчик и со словами "а что это такое зелёненькое?" тычет в изображение встроенной горелки с зелёным кружочком и надписью "вкл". Кружочек мгновенно становится красным с надписью "выкл". Котёл останавливается. Раньше в таких случаях говорили: "Финита ля комедия". Сейчас: "Гомовер" ("гэйм овер", игра закончена).
Включали котёл уже профессиональные операторы. И тоже - одной кнопочкой.
Кстати, до этого операторы не знали, что таким способом (с сенсорного экрана) можно выключить котёл - ведь для этого имеется специальная механическая аварийная кнопка на щите в операторной, либо тумблер на щите котла - с соответствующими надписями.
Да, а при чём здесь швабра?
А был случай, когда уборщица прислонила швабру к весьма для этого удобной стенке какой-то железяки и попала черенком прямёхонько на большую аварийную кнопку, которая предназначена для надавливания ладонью. И - гомовер!
То же самое было, когда плечом подобную кнопку задевали сами операторы. Гомовер! А что же ещё?
Ну, а чем нажимали на аварийную кнопку, расположенную на уровне чуть ниже талии, не скажу... Но тут интересно то, что нажимал её (случайно, разумеется) слесарь во время ремонта котла. Ну, удобно же прислониться к чему-то пружинящему! А потом операторы удивлялись, почему только что отремонтированный котёл никак не разжигается? Пока случайно не обнаружили, что аварийная кнопка находится в нажатом положении.
После всех этих случаев шваброопасные аварийные кнопки снабдили защитными кожухами.
Кстати, на некотором импортном оборудовании эти кожухи предусмотрены проектом.
14. ФАКТОР СТА МИЛЛИЛИТРОВ
Нет, это не о ста граммах, а именно - миллилитрах!
Щёлочность котловой воды измеряют, используя пробу воды объёмом ровно сто миллилитров.
И вот при сдаче-приёмке смен заметили, что у новой лаборантки щёлочность всегда занижена по сравнению с другими лаборантками. Сразу подумали, что это - человеческий фактор, так как результат анализа зависит от изменения цвета пробы, а цветовосприятие - дело индивидуальное: как известно, на вкус и цвет товарищей нет.
Но оказалось, что проблема объяснялась несколько другой поговоркой.
В общем, обнаружили, что все лаборантки используют для измерения щёлочности колбу, а новенькая - стакан. У стакана устье намного шире, и потому им проще пользоваться. И там, и там есть отметка "100 мл". Правда, колба - точнее, так как цена деления 25 мл, а у стакана - 50 мл. Но даже не в этом оказалось дело...
Налили воду в стакан до отметки 100 мл. Потом эти 100 мл перелили в колбу. Оказалось, что в колбе это уже равно 75 мл (а 200 мл превращаются в примерно 185 мл)!
Результат измерения представляет собой объём реагента, который необходим для изменения цвета пробы. Ясно, что, чем меньше объём пробы, тем меньше требуется реагента, и меньше получается щёлочность. А в стакане вместо 100 мл всегда было 75 мл. То есть щёлочность оказывалась всегда на 25% меньше.
Но это не значит, что новая лаборантка была не права на 100% (или даже на свои 75%)! Дело в том, что и на колбе, и на стакане имеется крупная надпись, выполненная на заводе-изготовителе: "ориентировочный объём". Это значит, что точный объём эти ёмкости не измеряют, и которая из них точнее, можно только предполагать: колба всё же имеет более точную шкалу деления.
Главное же в том, что измерять такими неточными ёмкостями следует всегда одними и теми же. Тогда результаты будут сравнимыми. Теперь догадались, какая поговорка годится для стакана и колбы? Гусь свинье не товарищ!
15. ВКЛЮЧЕНИЕ ГРУ БЕЗ КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ ГАЗА
Природный газ подаётся по трубопроводу под давлением. Чем больше давление, тем меньше требуется диаметр трубы - это экономично. Но при больших давлениях отверстия на горелках будут очень маленькими, и регулировать горение будет трудно. Поэтому перед газопотребляющим оборудованием давление газа снижают на газорегуляторных установках (ГРУ). Точнее, ГРУ служит для поддержания заданного давления газа, независимо от его расхода.
На время длительной остановки котлов газорегуляторную установку (ГРУ) выключают, а перед запуском котла - включают.
Как-то была такая остановка, во время которой провели небольшой ремонт оборудования ГРУ, о чём нигде не была сделана запись.
И вот, включили ГРУ. Но в этот раз почему-то давление газа росло за ГРУ очень медленно (его контролируют по манометру после регулятора). Наконец, удалось выставить заданное значение.
Начали розжиг котла. Тоже возникла проблема: трудно было отрегулировать горение.
Через считанные минуты после розжига в котельную зашёл главный инженер, и поинтересовался: почему на территории завода пахнет газом? Проверили свечи, так как во время розжига их открывают, чтобы заполнить газом газопровод перед горелкой (а точнее, удалить воздух из газопровода). Свечи были закрыты. И вдруг замечаем, что давление газа перед горелками намного выше обычного. Зашли в ГРУ - на манометре после регулятора оно нормальное! Мистика какая-то.
А известно, что при неисправности любого прибора надо проверить, прежде всего, вилку и розетку. На манометре - кран на импульсной линии.
Оказалось, что кран был закрыт! Вот почему давление газа так медленно росло. Удивительно, что оно вообще продавило закрытый кран - значит, кран пропускал газ. Но пропустил только тогда, когда реальное давление в газопроводе за ГРУ и перед горелками стало намного больше рабочего. Вот почему и трудно было отрегулировать горение: из-за слишком большого давления газа его расход был больше требуемого для розжига. А запах газа на территории - так как при большом давлении сработал, как и положено, предохранительно-сбросной клапан в ГРУ. А предохранительно-запорный клапан не сработал, так как не успели ещё выставить молоточек (при розжиге котла он может сработать, выключив котёл, и потому его взводят не сразу). В общем, нарушение на нарушении...
Начальству сообщили, что случайно не была закрыта свеча.
Но почему был закрыт кран на импульсной линии манометра в ГРУ? Как вышесказано, накануне был ремонт в ГРУ с заменой манометра, поэтому кран перед ним закрыли, а потом не открыли.
Вина операторов - что не проверили, открыт ли кран. Но почему было не сделать запись о ремонте? Тогда, точно бы, проверили всё тщательно.
16. КАПРИЗНЫЕ НАСОСЫ
Всё когда-нибудь ломается, и центробежные питательные насосы - не исключение. Но чтобы все и сразу!
Лет пятнадцать питательные насосы попеременно служили верой и правдой... Нет, конечно, неисправности случались: то сальник подтянуть или набить, то лепесток муфты порвется, в крайнем случае подшипник зашелестит. Но - иногда, и не на всех насосах сразу.
А тут - какой из резервных насосов не включишь, через некоторое время перестает качать, давление нулевое. Если в этот момент открыть спускной вентиль на всасывающей линии насоса - из него идет пар. Пар валил даже через сальник на валу насоса. Когда же вместо пара из спускника начинала идти вода, насос вновь исправно качал. Так и работали, не отрывая глаз от уровня воды в котле.
Горячие головы грешили на котел - мол, пар каким-то чудесным образом из котла через неплотную прокладку присоединения питательной трубы внутри барабана котла (а такое, действительно, было обнаружено) идет навстречу воде.
Но давление пара в котле в два раза меньше давления воды на насосе, и вода, безусловно, передавит пар.
Наконец сошлись на том, что насосы просто старые, изношенные, и им пора на покой. И дали дорогу дорогому импортному насосу - уж он-то утрет нос нашему советско-лапотному.
Купили, установили, перерезали ленточку... и всё повторилось.
Известное правило обращения с техникой гласит: если ничто другое не помогает, прочтите, наконец, инструкцию!
Чтение показало, что при малой производительности центробежного насоса (малой относительно его номинальной) происходит кавитация, то есть выделение воздуха из воды. А поскольку вода очень горячая, то в нашем случае в воздухе был и пар. А воздух и пар центробежный насос не качает, вот и не создавал давление.
Действительно, именно в последнее время потребность в паре, вырабатываемой котлами, уменьшилась, и питательный насос работал иногда вполсилы и даже вхолостую. Вот из-за этого и происходила кавитация, завоздушивание насоса и падение давления воды до нуля.
Когда был поставлен диагноз, лекарство нашлось легко: просто надо было не давать уменьшаться производительности насоса ниже критической величины, а для этого организовать через насос постоянное движение достаточного объема воды. Технически это было реализовано путем подачи небольшой части воды после питательного насоса на циркуляцию - обратно в деаэратор (откуда она и подавалась на насос). Для этого лишь приоткрыли арматуру на существующем трубопроводе. Теперь насос всегда был под достаточной нагрузкой, и кавитация прекратилась.
Правильность этого решения подтвердилась, когда после ремонта на питательном трубопроводе забыли открыть арматуру на циркуляционном трубопроводе - насос снова стал завоздушиваться. Как только это заметили, арматуру приоткрыли, и насос стал работать нормально.
А ведь, казалось бы - чем меньше нагрузка на оборудование, тем легче ему будет работать. Но на такой случай есть восточная мудрость: если на осла взвалить мало груза, он ляжет.
17. ОБМАНУТЬ АВТОМАТИКУ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗ ОПАСНОСТИ
Каждый котел должен быть снабжен двумя видами автоматики: регулирования - поддерживает параметры работы котла на заданном уровне; безопасности - отключает котел при опасном отклонении параметров работы котла от заданных.
Современные системы автоматики котла не просто очень надежные, но и очень умные. И понять их порой бывает трудно.
Вот, например, при превышении давления пара выше заданного на 10% автоматика безопасности должна аварийно остановить котел. И такое случалось, когда резко прекращалось потребление пара, а оператор, грубо говоря, прошляпил, и не выключил котел сам.
После этого, рано или поздно, котел приходится вновь включать. Но иногда за время простоя давление значительно уменьшается по сравнению с ранее заданным. Чтобы в этом случае разжечь котел в автоматическом режиме, приходится задавать давление, соответствующее имеющемуся, а потом задание постепенно увеличивать до требуемого.
Но разжечь в этом случае котел не всегда удавалось, даже если успешно проходила проверка герметичности и вентиляция топки.
Что только не делали, пока не пришли к тому, что все дело, скорее всего, в невероятном уме автоматики, а именно, в ее злопамятности.
По-простому говоря, автоматика безопасности запоминала, что последний раз она остановила котел из-за превышения давления пара. И когда задавали рабочее давление пара намного меньше того, при котором котел был аварийно остановлен, автоматика безопасности как будто не верила, что все это серьезно, и не давала "добро" на розжиг. Она, мол, лучше знает, какое давление должно быть задано.
Но если пойти на поводу у злопамятной автоматики безопасности, и перед розжигом задать давление пара, равное его обычному рабочему значению (а, как сказано, оно намного больше того, которое имеется в котле), то автоматика регулирования не справится с необходимостью слишком быстрого увеличения давления: не будет успевать восстанавливать разрежение, и автоматика безопасности на совершенно законных основаниях отключит котел из-за низкого (плюсового) разрежения.
Выход нашли такой. Перед розжигом задается давление пара даже больше, чем то, при котором сработала автоматика безопасности. Усыпив бдительность автоматики безопасности, начинаем розжиг. Но как только начинается горение, давление пара задается адекватным тому, которое имеется реально в котле, то есть не намного больше его. И теперь, когда котел в работе, автоматике безопасности не до старых обид - есть новое задание, есть реальные показатели, надо их сравнивать с новым заданием и принимать решения.
Как сказано в фильме "Формула любви", ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может. Ну, или хотя бы разобраться...
18. НЕВЫКЛЮЧАЕМЫЙ НАСОС
Однажды после выключения центробежного насоса он продолжал как ни в чем ни бывало работать. Кнопка выключения оказалась исправной...
Чтобы понять, в чем было дело, надо знать о центробежном насосе совсем не много, но главное.
Важной особенностью центробежного насоса, применяемого для подачи воды в котел, является запуск его в работу при закрытой арматуре (задвижке, или вентиле) на стороне нагнетания. Для простоты назовем это "закрыть насос". Если этого не сделать, то электродвигатель насоса в не один десяток киловатт может выйти из строя из-за большого пускового тока: слишком много стоячей воды надо сдвинуть одномоментно. Если же после включения двигателя постепенно открывать арматуру (а задвижку или вентиль мгновенно и не откроешь), то нагрузка на двигатель будет нарастать постепенно.
Это правило не касается насосов с регулируемой частотой вращения. Но установка частотника - удовольствие дорогое.
Итак, для обычного центробежного насоса включать его надо так: нажал на кнопку пуска, потом открыл арматуру на выходе из него (а входная арматура всегда открыта, чтобы насос всегда был заполнен водой). Выключать насос следует в обратном порядке: сначала закрыть арматуру, потом нажать на кнопку остановки.